Научная статья на тему 'Современные проблемы структуры высшего аграрного образования'

Современные проблемы структуры высшего аграрного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ / ДВУХУРОВНЕВОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TRAINING STRUCTURE / TRAINING CONTENT / TWO-STAGE HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Силайчев Павел Александрович

Представлены современные проблемы организации высшего профессионального образования и концепция структуры подготовки кадров в аграрном образовании в современных условиях: двухуровневого высшего образования и широкого применения в АПК квалифицированного труда специалистов и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS OF HIGHER AGRICULTURAL EDUCATION STRUCTURE

The paper presents current problems of the higher education organization and the concept of the labour force training structure in agricultural education in modern conditions, namely: two-stage higher education, increased use of skilled specialists in agriculture, etc.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы структуры высшего аграрного образования»

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.14:331.5

П.А. Силайчев, доктор пед. наук

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТРУКТУРЫ ВЫСШЕГО АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современные условия подготовки квалифицированных кадров для аграрного производства имеют существенные отличия от условий, которые определяли работу высшей школы Российской Федерации до перехода на уровневую схему высшего образования. На смену массовой подготовки специалистов с высшим образованием по относительно универсальным специальностям приходит система обучения, в которой качество широкого массового образования сохраняется только на первом его уровне, т. е. в бакалавриате. При этом роли основных субъектов системы высшего аграрного образования (государства в лице Министерства образования и науки РФ, учредителя аграрных вузов в лице Министерства сельского хозяйства РФ, вузов, обучающихся, аграрных работодателей) заметно обособляются и порождают этим ряд проблем. Их суть в обобщенном виде заключается в следующем.

1. Система высшего аграрного образования должна обеспечивать решение соответствующих ей задач всех основных ее субъектов.

2. Основные субъекты системы высшего аграрного образования должны иметь влияние на систему, видеть свои интересы в ее работе и их курировать.

Проблемы каждого субъекта системы высшего аграрного образования, несмотря на кажущуюся широту, имеют образующие систему домини-

рующие составляющие, как отражение их основной идеи.

1. Министерство образования и науки в соответствии со своей основной функцией решает проблему реализации заказа государства по переводу отраслевых аграрных вузов (с учетом специфики подготовки в них специалистов) на двухуровневую схему высшего профессионального образования.

2. Учредитель — Министерство сельского хозяйства РФ — определяет и управляет решением проблемы подготовки в двухуровневом высшем аграрном образовании специалистов для обеспечения высокотоварного сельскохозяйственного производства, их необходимого количества и качества.

3. Аграрные вузы выполняют государственный заказ на подготовку современных квалифицированных специалистов для обеспечения высокотоварного сельскохозяйственного производства и решают при этом комплексную проблему выполнения аккредитационных показателей вуза, сохранения и преумножения его научного и педагогического потенциала и т. п.

4. Проблемы обучающихся в вузе заключаются в уточнении выбора содержания образования и индивидуальных образовательных маршрутов, соответствующих их социальным, экономическим и личностным запросам как на момент завершения обучения, так и с учетом его развития.

5. Отраслевые работодатели, нуждающиеся в квалифицированных специалистах, столкнулись с проблемой осознания их качества и формирования производственного заказа вузам на подготовку квалифицированных работников в двухуровневом высшем образовании для работы на конкретных предприятиях с определенными должностными обязанностями.

Успешность работы вуза при реализации двухуровневого высшего профессионального образования попадает в этих условиях в зависимость от таких дополнительных факторов, как следующие:

• обеспечение дополнительной профессиональной подготовки по отдельным видам профессиональной деятельности, в ее теоретическом и прикладном аспектах, на уровнях, обеспечивающих выполнение прошедшими эту подготовку работниками своих должностных обязанностей с повышенной квалификацией и ответственностью;

• наличие организационной схемы дополнительной подготовки кадров в режимах непрерывного образования, повышения квалификации и переподготовки;

• управление развитием системы содержания дополнительного профессионального образования в вузе на основе мониторинга профессионального образовательного уровня отраслевых работников.

Поэтому при наличии устоявшегося в сельском хозяйстве спроса на труд специалистов, подготовленных для выполнения производственных функций в соответствии с существующим разделением труда в отрасли, линейная структура обучения

^ Квалификационные уровни

Й л

«

и н

е у

ю

о к

о р

о

ы н в и

н

а

Магистр

Специалист

Специалист в узкой профессиональной лдеятельности

Бакалавр

р

о

К

0-

М

А

А

_1_

Схема освоения укрупненных модулей высшего профессионального образования:

Б — бакалавриат; М — магистратура; ДОП 1..ДОП N — дополнительные профессиональные образовательные программы; Сп — специалитет; 1, 2 — уровни высшего профессионального образования; -->■ — направления образовательного маршрута

в вузе «бакалавр—магистр» в современных условиях подлежит детализации и развитию с целью определения в ней места подготовки по дополнительным профессиональным образовательным программам.

На базе образования первого уровня система позволяет готовить квалифицированные кадры для выполнения широкого спектра видов профессиональной деятельности с достаточно высокой профессионализацией. Такая подготовка осуществляется либо в магистратуре по соответствующей магистерской программе, либо по дополнительным образовательным программам, выбор которых зависит от работодателя и обучающегося. Схема составления содержания подготовки квалифицированного работника и определение возможного образовательного маршрута обучающегося в вузе представлена на рисунке.

Направления подготовки бакалавров, заложенные в государственные образовательные стандарты третьего поколения, очень широкие. Они, как правило, охватывают объекты изучения и предметную деятельность на производстве, составленные на разных системных основаниях. Например, в направление «Агроинженерия» включена подготовка ко всем видам инженерной деятельности в сельском хозяйстве, к которой готовились специалисты по разным агроинженерным специальностям в соответствии с государственным образовательным стандартом второго поколения.

Какими бы ни были государственные образовательные стандарты, инженерная подготовка, согласно теории содержания образования [1], изначально составляется по основанию освоения в ней объекта изучения инженерии, т. е. преобразователей видов энергии, сгруппированных по основанию одной из них, а также основных видов профессиональной деятельности. Например, специалисты по механиза-

---------___ — ции осваивали в обобщенном виде

следующие преобразователи видов энергии: тепломеханические, электромеханические, пневмомеханические, гидромеханические, светомеханические.

Специалисты по электроэнергетике: электромеханические, электрохимические, электротепловые, электросветовые.

В связи с тем, что специалисты никогда не готовились и не готовятся на все случаи профессиональной деятельности в отрасли, приобретает смысл выделение профилей в рамках каждого направления подготовки бакалавров, ориентированных в своем содер-

А

Сп

А

1

Б

жании на какие-либо группы преобразователей видов энергии. Так как профили представляют широкие рамки подготовки к профессиональной деятельности и в связи с тем, что государственные образовательные стандарты предусматривают блок содержания обучения по выбору, система аграрного образования должна предусматривать углубление

подготовки в этих рамках для удовлетворения запросов участников рынка образовательных услуг: обучающихся, вуза, работодателей.

Возможности системы аграрного образования в развитии и поддержке профессиональной квалификации на принципах непрерывного образования раскрывают дополнительные образовательные про-

Таблица 1

Структура обучения в бакалавриате агроинженерного вуза и дополнительного профессионального обучения на его базе

Бакалавриат Дополнительные образовательные программы по направлению подготовки Дополнительные образовательные программы по профилю подготовки

Направление Профиль

110800 Агроин-женерия Квалификация: бакалавр техники и технологии 1. Электрооборудование и электротехнологии с возможностью углубленной подготовки в областях: • электрификация технологических процессов • энергообеспечение предприятия Менеджер по охране труда Преподаватель Переводчик в сфере профессиональной коммуникации Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна Специалист по стандартизации и сертификации Эколог в агроинженерии Эксперт в области сварочного производства Электрификация технологических процессов Информационно-управляющие системы в АПК Электроэнергообеспечение предприятия Теплоэнергообеспечение предприятия Менеджмент и маркетинг в электроэнергетике

2. Технические системы в агробизнесе с возможностью углубленной подготовки в областях: механизация технологических процессов в АПК технический сервис в АПК Технико-технологический надзор и контроль Топливозаправочные комплексы и нефтесклады Компьютерное проектирование и испытание сельскохозяйственной техники Менеджмент качества Логистика в транспортно-тех-нологических комплексах

190600 Эксплуатация транспорт-но-технологи-ческих машин и комплексов Квалификация: бакалавр техники и технологии Автомобили и автомобильное хозяйство с возможностью углубленной подготовки в областях: техническая эксплуатация автомобильного транспорта топливозаправочные комплексы и нефтесклады Диагностика технического состояния автомобильного транспорта Транспортное обеспечение технологических процессов Сервис электрооборудования автомобильного транспорта

080100 Экономика Квалификация: бакалавр экономики Экономика предприятий и организаций с возможностью углубленной подготовки в областях: бухгалтерский учет анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия аудит Менеджер по маркетингу Преподаватель Экономист-аналитик производственно-хозяйственной организации Экономист по международной системе бухгалтерского учета, финансового менеджмента и аудита Аудит Технико-экономическая оценка предприятия Налогообложение

051000 Профессиональное обучение Квалификация: бакалавр образования Механизация сельскохозяйственного производства Электрификация сельскохозяйственного производства Экономика и управление Менеджер образования Менеджер образования высшей школы (по видам подготовки) Менеджер по развитию персонала Переводчик в сфере профессиональной коммуникации Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна Тестолог (специалист в области педагогических измерений) Психология профессионального образования Специалист по стандартизации и сертификации образования Тьютер дистанционного обучения

граммы. Их пакет может включать программы различного уровня инвариантности:

• дополнительные образовательные программы по разным направлениям подготовки;

• дополнительные образовательные программы по одному направлению подготовки;

• дополнительные образовательные программы по профилю подготовки.

Каждый вуз в соответствии со своими научными и организационными возможностями разрабатывает свою систему дополнительных образовательных программ, позволяющую их осваивать, как минимум, на базе бакалаврской подготовки, а также и параллельно с ее освоением. Открытость этой системы для работающих специалистов — ее неотъемлемое качество.

Пример структуры подготовки квалифицированных кадров в бакалавриате и на его базе для выполнения профессиональной деятельности в агропромышленном комплексе представлена в табл. 1.

Подготовка магистров в системе профессионального аграрного образования преследует своей целью обеспечение потребностей отраслевого производства в квалифицированных работниках, подготовка которых ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую профессиональную деятельность.

Широкие направления подготовки квалифицированных работников по магистерским программам в целом и относительно узкие в их рамках объекты и предметы магистерских исследований представляют условия для разработки разнообразной тематики магистерских диссертаций, реализацию которой можно осуществлять по-разному.

Сущность вариантов реализации магистерских программ в вузе и соответственно тематики магистерских исследований заключается в условной профилизации обучения в рамках каждого направления. Это в полной мере выражается в соответствующем обособлении тематики магистерских

диссертаций. К основным способам организации обучения по магистерским программам в вузе относятся:

♦ освоение вариативной составляющей магистерской программы на одной выпускающей кафедре, соответствующей по профилю своей работы направлению подготовки в магистратуре;

♦ разработка в рамках одной магистерской программы блоков вариативного содержания для их освоения на разных выпускающих кафедрах, лишь в отдельных аспектах своей работы, соответствующих направлению магистерской подготовки;

♦ разработка в рамках одного направления подготовки ряда магистерских программ на основе их вариативного содержания для их освоения на выпускающих кафедрах, сгруппированных на факультетском основании. Пример второго и третьего способов организации обучения в магистратуре по направлению представлен в табл. 2. Таким образом, проблемы организации системы высшего аграрного образования заложены в его современную схему работы. Успешность их решения во многом связана с реализацией идеи подготовки квалифицированных кадров для обеспечения сельскохозяйственного производства специалистами, имеющими достаточно широкое профессиональное мировоззрение, обладающими профессиональными компетенциями в должностных обязанностях (сгруппированных на основе социально оправданного разделения труда в отраслевом производстве), а также подготовленными для исполнения профессиональных функций при локализованной производственным предприятием деятельности своего работника.

На современном этапе перехода высшего аграрного образования на уровневую схему обучения важность решения проблемы разработки структуры подготовки в ней квалифицированных кадров

Таблица 2

Структура обучения в магистратуре

Направление Квалификация Магистерская программа Профилизация

521600 Экономика Степень: магистр экономики Аграрная экономика Профилизация по выпускающим кафедрам Экономика и организация производства на предприятиях АПК Бухгалтерский учет Финансы и диагностика предприятий Управление и право в АПК

110800 Агроинже-нерия Степень: магистр агроинженерии Машины, оборудование и технологии в агробизнесе Электрооборудование и электротехнологии в АПК Технический сервис в агропромышленном комплексе Профессиональное обучение Профилизация по факультетам университета Процессы и машины в агробизнесе Энергетика Технический сервис в АПК Профессиональная педагогика

и организации обучения, соответствующего новой идеологии образования, становится актуальным. Наметившиеся основные положения этой структуры высшего аграрного образования в обобщенном виде имеют следующую характеристику:

1. В бакалавриате осваивают первый уровень высшего профессионального образования и завершают его получением диплома бакалавра по направлению с указанием профиля подготовки. Углубленная подготовка отражается в перечне и объеме изученных дисциплин.

2. На базе подготовки бакалавра возможно освоение дополнительных профессиональных образовательных программ (ДОП) и в совокупности с первым уровнем высшего профессионального образования получение квалификации специалиста

в выбранной обучающимся профессиональной деятельности с получением диплома о дополнительном профессиональном образовании.

Обучение по дополнительным образовательным программам осуществляется либо после завершения бакалавриата, либо параллельно с обучением в бакалавриате (в этом случае время обучения увеличивается на 1 семестр).

3. На базе подготовки бакалавра и специалиста соответствующих профилей возможна подготовка по программе магистра.

Список литературы

1. Леднев, В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев. — М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.

УДК 378.015.3

Л.З. Тенчурина, доктор пед. наук Л.М. Кузьмичёва

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ АГРОИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ

Все более осознаваемая необходимость гуманизации и гуманитаризации образования в условиях постиндустриального общества детерминировала — среди прочих мер — включение в содержание подготовки в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования дисциплины «Русский язык и культура речи», получившей статус составляющей федерального компонента в государственных образовательных стандартах 1—11 поколений [1—2].

Нет необходимости доказывать, что знание родного языка, свободное владение словом в первую очередь свидетельствуют об уровне гуманитарной образованности и общей культуры человека, а коммуникативно-речевая компетенция специалиста, представляющая собой совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта в профессиональной, управленческой, социально-культурной и прочих сферах человеческой деятельности — один из важнейших критериев его профессионализма. Поэтому в качестве основных целей изучения в вузе дисциплины «Русский язык и культура речи» были определены следующие: способствовать формированию и развитию у будущих специалистов коммуникативно-речевой компетенции для максимально эффективного общения на русском языке в профессиональной и социаль-

но-культурной сферах деятельности, повысить общий уровень языковой культуры, а главными задачами — способствовать формированию у обучающихся осознанного отношения к своей речи и личностной потребности в ее совершенствовании, в развитии коммуникативно-речевых знаний и умений [3].

В результате изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты должны были получить представление о роли языка в обществе, его функциях, о видах речевой деятельности и их особенностях, о дифференциации словарного состава языка и о лексической сочетаемости слов, о культуре речи и основных направлениях совершенствования навыков грамотного письма и говорения, об образцах коммуникативно-совершенной речи в сфере социально-культурного и профессионального общения; должны понимать сущность и природу языка, его взаимосвязь с сознанием и мышлением; соотношение между языком и речью, языком и письмом; знать основные характеристики и особенности функциональных стилей современного русского литературного языка, основные нормы современного русского литературного языка, правила построения и языкового оформления учебно-научных текстов, основные нормы официально-деловой письменной речи и основные требования к оформлению деловых документов; уметь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.