Научная статья на тему 'Развитие профессионально важных качеств специалиста АПК в процессе непрерывного профессионального образования (колледж - вуз)'

Развитие профессионально важных качеств специалиста АПК в процессе непрерывного профессионального образования (колледж - вуз) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / СОГЛАСОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL IMPORTANT QUALITY / COORDINATED EDUCATIONAL PROGRAM / UNCEASING VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутукова Татьяна Владимировна

Представлены возможности согласованной образовательной программы как средства развития профессионально важных качеств специалиста АПК и экспериментально доказана эффективность ее применения в системе непрерывного профессионального образования (колледж аграрный вуз).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of professionally important qualities of the specialist of agrarian and industrial complex in the course of continuous vocational training (college - high school)

In article are presented possibility coordinated educational program as facility of the development professional important quality specialist of agro-industrial complex and experimental is proved efficiency of it's using in system of the unceasing vocational training college an agrarian high school.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионально важных качеств специалиста АПК в процессе непрерывного профессионального образования (колледж - вуз)»

струментальный, мировоззренческий, коммуникативный и ценностно-ориентационный компоненты, которые непосредственно связаны со всеми структурными блоками. Инструментальный компонент предполагает приобретение студентами функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции обучаемого в образовательном процессе, основой которых является приобретение новых знаний, т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся личностно значимыми для конкретного студента. Мировоззренческий компонент включает в себя формирование представлений об объективных законах природы и возможностях сотрудничества с нею в период проведения исследований. Основу формирования научного мировоззрения составляет содержание обучения. Коммуникативный компонент определяется формированием отношений сотрудничества участников группы и преподавателей в процессе исследования. Ценностно-ориентационный компонент предполагает формирование интересов и склонно-

стей, переживание тех или иных чувств, формирование отношений, их осознание и проявление в исследовательской деятельности.

Таким образом, предлагаемая модель формирования исследовательской компетентности специалиста АПК в процессе НИРС на младших курсах может быть использована при проектировании образовательного процесса в аграрном вузе, повысит качество подготовки специалистов АПК и будет способствовать формированию научно-инновационного кадрового потенциала.

Список литературы

1. Денисова, А.Л. Формирование интеллектуального потенциала инновационного развития агропромышленного комплекса: монография / А.Л. Денисова, Н.В. Молоткова, Е.С. Симбирских. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2008. — 236 с.

2. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34-42.

3. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». — 2002. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/ _|оита!/2002/0423.Ьт.

УДК 378+371

Т.В. Кутукова, аспирантка

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет»

развитие профессионально важных качеств специалиста апк в процессе непрерывного профессионального образования (колледж — вуз)

В России складывается ситуация для значимых экономических преобразований. Развитие агропромышленного комплекса (АПК) и место, которое он занимает в экономике государства, зависят от множества факторов, в частности, от качества подготовки кадров АПК и условий, которые созданы для раскрытия и использования потенциальных возможностей и способностей специалистов в их трудовой деятельности.

В современных исследованиях процесс формирования профессиональной компетентности специалиста АПК рассматривается с позиций целостного развития личности, достижения определенного уровня квалификации, инициативности в профессиональной деятельности, саморазвития. Поскольку деятельность данных специалистов носит многогранный и комплексный характер, для успешного решения широкого спектра профессиональных задач они должны обладать определенным набором профессионально важных качеств (ВПК), которые, с одной стороны, являются предпосылкой эффек-

тивной профессиональной деятельности, с другой самосовершенствования личности профессионала. К ним относятся морально-нравственные, коммуникативные, организаторские способности, волевые и деловые качества.

Существует множество средств и способов целенаправленного развития профессионально важных качеств. Исследователи в области психологии и педагогики отмечают работу с регулятивной и когнитивной сферами; выполнение определенных упражнений или искусственное создание таких условий, которые предъявляет человеку его профессиональная деятельность (Г.М. Андреева, А.Л. Бодалев, А.И. Донцов, В.П. Захаров, Г.А. Ковалев, Л.А. Петровская, А.П. Рожкова, Т.О. Яцен-ко и др.) [1, с. 39].

Можно сделать вывод, что структура непрерывного образования специалистов АПК «колледж — аграрный вуз» должна обеспечивать два четко выделяемых уровня профессиональной компетентности, а также степени развития профессионально важных

103

качеств специалистов АПК, базирующихся на преемственной основе. С этих позиций возможна реализация следующих схем развития профессиональной компетентности специалистов АПК:

• первый (средний уровень профессионализма) закладывается в среднеспециальных учебных заведениях (колледж) путем овладения самыми различными специальностями и реализуется в группе младших должностей в сфере сельского хозяйства;

• второй уровень (логическое продолжение первого) —подготовка высококвалифицированных специалистов и руководителей в сфере сельского хозяйства в специализированных высших образовательных учреждениях (аграрный вуз), которые ориентированы на формирование у обучающихся высокого уровня профессиональной компетентности.

С помощью многофакторного анализа было выявлено, что средний и высший уровень профессиональной компетентности специалистов АПК в зависимости от степени развития профессионально важных качеств предполагает наличие соответствующего уровня и степени проявления данных качеств (рис. 1).

Таким образом, система непрерывной профессиональной подготовки специалистов АПК не сводится только к получению определенного набора профессиональных знаний, умений и навыков, а должна представлять собой процесс гармоничного развития личности профессионала [2, с. 13]. Исследование и опыт практической работы позволили проанализировать педагогические технологии и методы обучения, изучаемые дисциплины и выделить характерные черты каждого из них в кон-

тексте развития профессионально важных качеств специалистов АПК. Автор доказал целесообразность рассмотрения согласованной образовательной программы в качестве ведущего педагогического средства развития профессионально важных качеств специалистов АПК в системе непрерывного профессионального образования «колледж — аграрный вуз» по следующим причинам:

1) согласованная образовательная программа является одним из наиболее доступных путей повышения эффективности непрерывного образования в системе «колледж — аграрный вуз», это обеспечивается действием ряда факторов (взаимодействие всех образовательных структур на всех этапах от оформления договорных отношений с вузом до ежегодного обновления и корректировки учебных планов и программ и параллельной работы преподавателей колледжа и вуза в учебном процессе; постепенность перехода от модели среднеспециального образовательного учреждения с изучением ряда предметов через модель высшего образовательного учреждения с углубленным и более широким спектром изучаемых предметов; наличие в колледже творческого коллектива высококвалифицированных преподавателей, а также учащихся, склонных к определенной предметной деятельности на повышенном уровне; психологическая поддержка учебного процесса на всех этапах; системы творческой деятельности в рамках элективных курсов) [2, с. 15];

2) эффективное взаимодействие образовательных систем «колледж-вуз» обеспечивается реализацией совокупности условий: (организация системы элективных курсов с ориентацией на подготовку их к обучению в вузе; согласование учебного плана колледжа со стандартами вуза; формирование портфолио ученика, индивидуализация и разнообразие форм деятельности учащихся, обеспечивающих практическое применение знаний по профильным предметам; создание системы научной практики учащихся колледжа; непрерывность перехода от обучения в колледже к вузовскому образованию через единые экзамены (ЕГЭ); постоянный анализ результатов обучения выпускников колледжа в вузе);

3) обеспечение высокого уровня развития профессионально важных качеств и высокого качества знаний и развития творческих способностей учащихся через учебный план колледжа; учебные программы по базовым, специальным, гуманитарным и други-

Д - Уровень компетентности Щ - Уровень компетентности (уровень СПО) (уровень ВПО)

Рис. 1. Уровень профессиональной компетентности и степень развития ПВК специалистов АПК

ми дисциплинам; развивающие и индивидуальные формы занятий; ознакомительную практику учащихся колледжа в вузе и внеурочную творческую деятельность (научную практику); непрерывность перехода от колледжа к вузу через ЕГЭ; развитие успешности в вузе путем углубления знаний, полученных в колледже.

Исходя из рассмотрения согласованной образовательной программы как педагогического средства, направленного па развитие знаний, умений, профессионально важных качеств и профессионального опыта специалистов АПК в условиях непрерывного профессионального образования в системе «колледж — аграрный вуз», предлагается методический подход к развитию профессионально важных качеств специалистов АПК в условиях системы непрерывного профессионального образования, ориентированный не только на повышение уровня профессиональной компетентности и степени развития профессионально важных качеств, но и усиление конкурентоспособности специалистов АПК на рынке труда, его карьерный рост.

Таким образом, методику развития профессионально важных качеств специалистов АПК необходимо соотнести с потребностями развития АПК, сельского хозяйства и общества в целом (внешние предпосылки), профессионально-личностными потребностями специалистов (внутренние предпосылки).

Была спроектирована и реализована методика практического обучения студентов по согласованной образовательной программе (колледж-вуз), обучающихся по специальности 310200 «Агрономия» (СПО) и специальности 660200 «Агрономия» (ВПО).

В разработанной методике исходили из того, что формирование преемственных подходов к разработке взаимодействующих основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов обеспечит непрерывный характер системы образования, а следовательно, непрерывное развитие ПВК специалистов АПК. Экспериментальный интегрированный рабочий учебный план предназначен для реализации образовательной траектории «среднее профессиональное образование — высшее профессиональное образование» (СПО — ВПО).

Первый уровень — профессиональная образовательная программа СПО по профессии 310200 «Агроном» на базе общего образования. Интегрированный рабочий учебный план разработан на основе Государственного образовательного стандарта по профессии 310200» Агроном», утвержден Минобразованием России 20.02.2002, регистрационный номер 08-3102-Б в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в части требований к мини-

муму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 310200 «Агрономия».

Второй уровень — профессиональная программа ВПО по специальности 660200 «Ученый агроном», специализация «Агрономия» на базе среднего профессионального образования. Интегрированный рабочий учебный план разработан на основе Государственного образовательного стандарта по профессии 660200 «Ученый агроном», утвержден Минобразованием России 17.03.2000, регистрационный номер 143 с/дс — в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в части требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 660200 «Агрономия». Структура интегрированного, многоуровневого учебного плана соответствует структуре учебного плана ВПО.

В разделе (план учебного процесса) представлены предметы (дисциплины) НПО и СПО по блокам дисциплин: общеобразовательные ОД, общие гуманитарные и социально-экономические ОГСЭ, математические и общие естественно-научные ЕН, общепрофессиональные ОПД, специальные СД.

Общеобразовательная подготовка является единой для уровней образования НПО, СПО и составляет 1 год.

В циклах дисциплин ОПД — общепрофессиональные и СД — специальные родственные и одноименные дисциплины профессиональных образовательных программ НПО и СПО приведены блоками с учетом интеграции дидактических единиц предметов СПО и дисциплин ВПО.

Основной принцип разработки раздела плана учебного процесса заключается в том, что родственные и одноименные дисциплины изучаются непрерывно на разных уровнях обучения, изучение этих дисциплин сконцентрировано на 5-6 семестрах, что не нарушает логику их изучения. Объем часов одноименных дисциплин на уровне СПО и ВПО суммируется.

По окончании 6 семестра обучающиеся сдают выпускной квалификационный экзамен и им присваивается квалификация «ученый агроном». В разделе учебного плана производственная (профессиональная) практика занимает, нед: производственное обучение — 25, производственная практика — 13. Это составляет 38 нед на уровне СПО. На уровне ВПО — практика по профилю специальности занимает 2 нед и стажировка (практика квалификационная — 3 нед).

В разделе «Итоговая государственная аттестация» прописаны виды ее проведения на уровне СПО: квалификационный экзамен, на уровне ВПО — междисциплинарный экзамен по специальности, которые соответствуют государственным образовательным стандартам.

105

Экспериментальный (интегрированный) рабочий учебный план дает возможность осуществить непрерывное профессиональное образование по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов в соответствии с потребностями рынка труда.

О непрерывном профессиональном образовании специалистов АПК можно говорить не только как о повышении уровня их компетентности и развитии профессионально важных качеств, но и как об условии успешной профессиональной деятельности и возможности придать жизни человека более высокий (нежели только карьерный) смысл.

Экспериментальное исследование доказало, что различные направления деятельности специалистов АПК требуют специфического набора профессионально важных качеств. Как показал опрос, наиболее значимыми из них являются: ответственность; самоконтроль, аналитический склад ума (1, 2, 3 место). Развитый глазомер оценивается респондентами так же, как важное ПВК (4 место); 5 и 6 места заняли такие ПВК, как наблюдательность и перспективность мышления; 7, 8 места по результатам опроса заняли такие ПВК, как самосовершенствование (поскольку стремление к познанию осуществляется в постоянном профессиональном информационном «голоде», стремлении к обновлению знаний, освоению новых технологий, умении быстро воспринимать и усваивать новую информацию, осуществлять ее аналитико-синтетическую обработку), адаптивность (важна при переходе с уровня СПО на уровень ВПО).

Развитие профессионально важных качеств специалистов АПК зависит от формы и методов сотрудничества уровней СПО — ВПО: лучше все-

го этому способствуют согласованные образовательные программы и учебные планы колледжа и вуза (так считают 83 % опрошенных); научное обеспечение вузом опытно-экспериментальной работы колледжа (так полагают 10 % опрошенных); внедрение научного знания участвующих сторон в учебно-воспитательный процесс (5 % опрошенных); совместная деятельность педагогического коллектива колледжа и преподавательского коллектива вуза (2 %).

Таким образом, констатирующий этап эксперимента подтвердил необходимость проектирования модели системы непрерывного профессионального образования специалистов АПК, предполагающей повышение степени развития профессионально важных качеств и уровня профессиональной компетентности.

Второй этап эксперимента включал в себя выбор и выравнивание контрольных и экспериментальных групп на основе проведения входного тестирования уровня развития профессионально важных качеств у обучающихся посредством соответствующих тестов и экспертных опенок.

Целью формирующего исследования стало изучение степени развития профессионально важных качеств специалистов АПК посредством разработанной автором статьи согласованной образовательной программы «колледж — вуз».

Эксперимент включал собственно проведение педагогического эксперимента, в ходе которого проводилось обучение по согласованной образовательной программе «колледж-вуз» в экспериментальных группах. На каждом этапе сравнительного педагогического эксперимента производился сбор эмпирического материала, его статистическая обработка и предварительный анализ полученных результатов. На завершающих этапах по разности результатов предварительного и итогового педагогического тестирования определялась сравнительная эффективность применения технологии развития профессионально важных качеств специалистов АПК в условиях системы непрерывного профессионального образования. В рамках контрольного эксперимента было произведено сравнение результатов обучения в контрольной группе по стандартной программе и в экспериментальных группах по разработанной согласованной образовательной программе развития профессионально важных качеств специалистов АПК (рис. 2).

Самосовершенствование

Адаптивность

Развитый глазомер

Аналитический склад ума

Перспективность мышления

аблюдательность

Самоконтроль

Ответственность

Д - Контрольная группа колледжа (СПО), Ц - Контрольная группа вуза (ВПО),

обучавшаяся по стандартной обучавшаяся по стандартной

образовательной программе образовательной программе

А - Экспериментальная группа колледжа (СПО), ■ - Экспериментальная группа вуза (ВПО), обучавшаяся по согласованной обучавшаяся по согласованной

образовательной программе образовательной программе

Рис. 2. Сравнительные результаты обучения по согласованной образовательной программе в контрольной и экспериментальной группах

Анализ приведенных результатов свидетельствует о том, что использование данной методики позволяет получить существенный прирост среднего оценочного показателя развития профессионально важных качеств. Результаты анализа показали, что наиболее сформированными у специалистов АПК экспериментальных групп оказались такие качества, как ответственность, самоконтроль, развитый глазомер, самосовершенствование, адаптивность и опосредованно заданный уровень профессиональной компетентности.

Таким образом, в условиях происходящих перемен в экономической, политической, социальных сферах усиливается роль региональных образовательных структур с позиций обязательности непрерывного профессионального образования для всего контингента специалистов АПК. Экспериментальное исследование и опыт практической работы

подтвердили результативность применения в образовательном процессе согласованной образовательной программы, обеспечивающей активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, повышение стимулирующе-мотивационной составляющей учебного процесса и как следствие — достижение высокого уровня сформированности профессиональной компетентности специалистов АПК; преемственность и непрерывность профессиональной подготовки на этапе СПО-ВПО.

Список литературы

1. Гарнык, Б.В. Проблемы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации / Б.В. Гарнык // Научные труды аспирантов и докторантов МосГУ. — 2004. — № 24. — С. 38-43.

2. Гершунский, Б.С. Педагогические аспекты непрерывного образования / Б.С. Гершунский // Вестник высшей школы. — 2000. — № 8. — С. 5-13.

УДК 378(066):159.9

Н.В. Пудовкина, ст. преподаватель

ФГОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия»

учебно-профессиональная установка как составляющая профессионального сознания студентов — будущих специалистов агропромышленного комплекса

Профессиональные установки входят в ряд социально-психологических и являются их частным случаем на том основании, что профессиональная деятельность человека — одна из составляющих его социальной деятельности.

Профессиональная установка (от лат. Profiteer— объявляю своим делом) — система ориентаций субъекта профессионального развития на социальные требования по присвоению профессиональной деятельности, психологическая готовность к решению специфически возрастных задач вхождения в мир профессий. Профессиональная установка выражает личную активность субъекта деятельности и относится к смысловым установкам, возникающим в ходе общего и профессионального развития [1].

Также содержание профессиональной установки подразумевает отношение личности к себе, к своей профессиональной ситуации, ее стремление в конкретной ситуации исполнять требования профессиональной деятельности.

В исследованиях самарской школы ученых (Г.В. Акопов, Т. П. Варфоломеева, А.В. Горбачёва, О.Ю. Шевченко, М.Н. Кисляков, Ю.Н. Коре-панова, М.Н. Никонова и др.) как разновидность профессиональной установки выделяется учебно-

профессиональная установка, которая рассматривается в контексте становления специалиста и его готовности к осуществлению профессиональной деятельности [2-10].

Проведенный анализ основных подходов к определению учебно-профессиональной установки поставил нас перед задачей разработки собственного представления о сущности исследуемого явления.

Опираясь на концепцию Г.В. Акопова и продолжая исследования самарской школы ученых, автор статьи также рассматривает учебно-профессиональную установку как элемент профессионального сознания будущих специалистов АПК.

Учебно-профессиональная установка — это понятие, которое позволяет рассматривать в тесной взаимосвязи личность будущего специалиста АПК как субъекта осуществляемой учебнопрофессиональной деятельности, и основные функции исследуемого явления (профессиональные цели, планы, программы, отношения, прогнозы, оценки, самооценки, рефлексия).

С одной стороны, учебно-профессиональная установка как готовность воспринимать, осознавать, оценивать и в дальнейшем осуществлять профессиональную деятельность предполагает формирова-

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.