Анализ приведенных результатов свидетельствует о том, что использование данной методики позволяет получить существенный прирост среднего оценочного показателя развития профессионально важных качеств. Результаты анализа показали, что наиболее сформированными у специалистов АПК экспериментальных групп оказались такие качества, как ответственность, самоконтроль, развитый глазомер, самосовершенствование, адаптивность и опосредованно заданный уровень профессиональной компетентности.
Таким образом, в условиях происходящих перемен в экономической, политической, социальных сферах усиливается роль региональных образовательных структур с позиций обязательности непрерывного профессионального образования для всего контингента специалистов АПК. Экспериментальное исследование и опыт практической работы
подтвердили результативность применения в образовательном процессе согласованной образовательной программы, обеспечивающей активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, повышение стимулирующе-мотивационной составляющей учебного процесса и как следствие — достижение высокого уровня сформированности профессиональной компетентности специалистов АПК; преемственность и непрерывность профессиональной подготовки на этапе СПО-ВПО.
Список литературы
1. Гарнык, Б.В. Проблемы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации / Б.В. Гарнык // Научные труды аспирантов и докторантов МосГУ. — 2004. — № 24. — С. 38-43.
2. Гершунский, Б.С. Педагогические аспекты непрерывного образования / Б.С. Гершунский // Вестник высшей школы. — 2000. — № 8. — С. 5-13.
УДК 378(066):159.9
Н.В. Пудовкина, ст. преподаватель
ФГОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия»
учебно-профессиональная установка как составляющая профессионального сознания студентов — будущих специалистов агропромышленного комплекса
Профессиональные установки входят в ряд социально-психологических и являются их частным случаем на том основании, что профессиональная деятельность человека — одна из составляющих его социальной деятельности.
Профессиональная установка (от лат. Profiteer— объявляю своим делом) — система ориентаций субъекта профессионального развития на социальные требования по присвоению профессиональной деятельности, психологическая готовность к решению специфически возрастных задач вхождения в мир профессий. Профессиональная установка выражает личную активность субъекта деятельности и относится к смысловым установкам, возникающим в ходе общего и профессионального развития [1].
Также содержание профессиональной установки подразумевает отношение личности к себе, к своей профессиональной ситуации, ее стремление в конкретной ситуации исполнять требования профессиональной деятельности.
В исследованиях самарской школы ученых (Г.В. Акопов, Т. П. Варфоломеева, А.В. Горбачёва, О.Ю. Шевченко, М.Н. Кисляков, Ю.Н. Коре-панова, М.Н. Никонова и др.) как разновидность профессиональной установки выделяется учебно-
профессиональная установка, которая рассматривается в контексте становления специалиста и его готовности к осуществлению профессиональной деятельности [2-10].
Проведенный анализ основных подходов к определению учебно-профессиональной установки поставил нас перед задачей разработки собственного представления о сущности исследуемого явления.
Опираясь на концепцию Г.В. Акопова и продолжая исследования самарской школы ученых, автор статьи также рассматривает учебно-профессиональную установку как элемент профессионального сознания будущих специалистов АПК.
Учебно-профессиональная установка — это понятие, которое позволяет рассматривать в тесной взаимосвязи личность будущего специалиста АПК как субъекта осуществляемой учебнопрофессиональной деятельности, и основные функции исследуемого явления (профессиональные цели, планы, программы, отношения, прогнозы, оценки, самооценки, рефлексия).
С одной стороны, учебно-профессиональная установка как готовность воспринимать, осознавать, оценивать и в дальнейшем осуществлять профессиональную деятельность предполагает формирова-
107
ние профессиональных знаний и умений, развитие индивидуально-психологических свойств личности будущего специалиста, определяющих особенности выполнения профессиональной деятельности; с другой — профессионально важных качеств, профессиональных целей, планов, отношений, прогнозов и оценок.
Проведенный анализ работ по изучению учебно-профессиональных установок студентов различных вузов и специальностей позволяет представить структуру учебно-профессиональной установки студентов — будущих специалистов АПК в следующем виде (рисунок).
Опираясь на гипотезу А.Г. Асмолова об иерархической уровневой природе социальной установки как механизма стабилизации и регуляции деятельности, автор статьи также выделяет в структуре учебно-профессиональной установки уровни (целевой, операциональный и смысловой).
Целевой уровень объясняется соответственно целью учебно-профессиональной деятельности и определяет характер протекания действий. Сфор-мированность целей является критерием развития личности студента.
Цели определяются мотивами, в которых конкретизируются потребности, занимающие доминирующее положение в иерархии потребностей будущей профессиональной деятельности и составляющие «ядро» личности будущего специали-ста-профессионала.
Знание и переживание студентом целей будущей профессиональной деятельности создают необходимые предпосылки для формирования идеального образа его деятельности, в частности образа объекта профессиональной деятельности и субъекта (личность самого будущего специалиста).
Операциональный уровень учебно-профессиональной установки будущего специалиста АПК включает систему действий, направленных на решение учебно-профессиональных задач, и действий, раскрывающих его субъектную позицию по отношению будущей профессиональной деятельности.
Смысловой уровень учебно-профессиональной установки выражает проявляющееся в учебнопрофессиональной деятельности студента отношение к тем объектам, которые имеют личностный смысл. Это отношение студента к себе как к будущему специалисту-профессионалу, к собственной деятельности по освоению будущей профессии, что в конечном итоге формирует профессиональную позицию будущего специалиста.
Структурные компоненты учебно-профессиональной установки будущего специалиста АПК автор статьи определяет в соответствии с классической мультикомпонентной структурой социальной установки.
Когнитивный компонент — это осознание объекта учебно-профессиональной установки (учебнопрофессиональной деятельности), т. е. знания, убеж-
Структура учебно-профессиональной установки студентов - будущих специалистов АПК
Структура учебно-профессиональной установки студентов — будущих специалистов АПК
108-------------------------- ----------- Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 6'2009 ---------------------------
дения, представления, суждения студентов, образованные в результате познания данного объекта.
Аффективный компонент — эмоциональная оценка объекта (учебно-профессиональной деятельности), чувство симпатии или антипатии к нему, представляет собой различные эмоции, чувства, переживания, связанные с объектом учебнопрофессиональной установки студента.
Поведенческий компонент—готовность и намерение действовать по отношению к объекту (учебнопрофессиональной деятельности), представлен как непосредственным поведением, так и различными ожиданиями, стремлениями, замыслами, планами действий будущего специалиста АПК.
В целом, учебно-профессиональная установка представляет собой взаимосвязь всех обозначенных компонентов, включающую осознание, оценку и готовность действовать.
Несмотря на то что учебно-профессиональная установка как разновидность установки социальной рассматривается как суммарная оценка или оценочная реакция, в качестве основополагающего структурного компонента данного явления следует определить когнитивный компонент.
Осознание объекта учебно-профессиональной деятельности невозможно вне концепции собственной деятельности, в основе которой лежит осмысление значимости ее объективных целей, а также профессиональных знаний и сведений о будущей профессии. Знания понимаются как отражение объективной реальности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений. В данном случае профессиональные знания и полная информация о профессии выступают как отражение в сознании студента будущей профессиональной реальности, как отношение субъекта к объекту, как определенная система представлений, понятий, суждений, фиксирующая проявления профессиональной действительности.
Система объективно существующих знаний порождает в сознании будущего специалиста личностную систему ценностных и эмоциональных отношений, а также систему реальных профессионально ориентированных действий и поступков.
Учебно-профессиональная установка будущего специалиста АПК рассматривается в единстве взаимодействующих структурных и функциональных компонентов.
Под функциональными компонентами учебнопрофессиональной установки понимаются базовые связи между исходным состоянием структурных элементов и конечным искомым результатом.
Следует выделить следующие функциональные компоненты учебно-профессиональной установки будущего специалиста АПК: рефлексия, целе-полагание, планирование, прогнозирование и оценивание.
Развитие личности студента как субъекта будущей профессиональной деятельности может быть достигнуто через развитие самосознания, в частности, осознание себя как субъекта профессиональной деятельности, самоопределение себя в профессии и выстраивание собственной профессиональной позиции на основе рефлексии будущей профессиональной деятельности.
Рефлексия обеспечивает будущим специалистам осознание не только того, с чем (объект) они имеют дело, но и что (как) они это делают или могут делать. Самоидентификация, основанная на рефлексии, учитывающей результат и затраты на его достижение, позволяет студенту реально оценить себя, соотнести свои возможности с возможностями других людей.
Именно наличие реальной рефлексии позволяет сформировать у студентов способности к целепо-лаганию, планированию, прогнозированию и оцениванию собственной профессиональной деятельности.
Целеполагание также является важнейшей характеристикой субъектности будущего специалиста АПК, который самостоятельно строит предметность собственной деятельности, руководствуется соответствующими именно этой деятельности мотивами, самостоятельно и сознательно определяет цели и пути их достижения, имеет средства контроля и оценки качества своей деятельности.
В исследованиях самарской школы ученых (Г.В. Акопов, А.В. Горбачева, Т. П. Варфоломеева, Ю.Н. Корепанова, М.Н. Кисляков и др.) целепола-гание рассматривается как составляющая учебнопрофессиональных установок студентов, формируемых в процессе образования через систему внешне организованных коммуникаций и показывающих интенсивность взаимосвязи личности с профессией. В рамках данного подхода целеполагание будущих специалистов АПК определяется автором статьи через групповые представления студентов о целях профессионального образования [2-10].
Планирование в самом общем виде представляет собой вид деятельности, связанный с составлением планов. Применительно к учебнопрофессиональному и профессиональному видам деятельности следует рассматривать планирование как процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижений. Этот процесс включает также предвидение будущих событий и использование этих предвидений для выработки курса действий, позволяющих достичь поставленных целей.
Прогнозирование предполагает оценку будущих событий, выявление состояний и вероятностных путей развития явлений и процессов, связанных с избранной профессиональной деятельностью.
Оценивание включает суждения, индивидуальные и групповые мнения будущих спе-
109
циалистов об определенных феноменах учебнопрофессиональной и профессиональной деятельности, ценностные ориентации личности или группы.
Выделенные и обоснованные структурные и функциональные компоненты учебно-профессиональной установки находятся в тесном взаимодействии, образуя целостную динамическую систему. Это позволяет студенту как субъекту профессионального развития представить и увидеть будущую профессиональную деятельность в целом и превратить ее в предмет практического преобразования, а именно: внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия будущего профессионального труда, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать трудности как стимул дальнейшего развития, как преодоление собственных пределов; осознавать ресурсы своего личностного и профессионального развития.
Системное понимание учебно-профессиональной установки, выделение ее структурных и функциональных компонентов дают возможность определить критерии проявления учебнопрофессиональной установки.
Критерий — это признак, на основании которого проводится оценка, суждение. В теории и практике психолого-педагогического образования существуют общие требования к выделению и обоснованию критериев, которые сводятся к тому, что критерии должны отражать основные закономерности формирования личности; с помощью критериев должны устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемой системы; качественные показатели должны выступать в единстве с количественными (С.Г. Спасибенко).
Измерение критериев учебно-профессиональной установки должно осуществляться как измерение качества деятельности, т. е. с помощью экспертных оценок, тестирования, анкетирования, интерпретации результатов социально-психологических исследований.
Предлагаемая система критериев проявления учебно-профессиональной установки будущих специалистов АПК была определена на основе результатов теоретико-экспериментальной работы и мнения экспертов, в роли которых выступали студенты и преподаватели различных вузов, а также работающие специалисты [2-5].
Основные критерии учебно-профессиональной установки студентов — будущих специалистов АПК — проявляют себя следующим образом:
• когнитивный компонент (рефлексия, целепо-лагание, прогнозирование) — цели профессиональной деятельности; трудности будущей профессиональной деятельности; планы про-
110
фессиональной самоподготовки; самооценка профессионально важных качеств;
• аффективный компонент (рефлексия, оценивание) — оценка профессиональной подготовки; удовлетворенность качеством профессиональной подготовки; оценка правильности выбора профессии;
• поведенческий компонент (рефлексия, планирование, прогнозирование) — предложения по совершенствованию профессиональной подготовки; профессиональные намерения. Следует отметить, что системное целостное
представление об учебно-профессиональной установке как социально-психологическом феномене, обоснование ее структурных, функциональных компонентов, критериев проявления служат необходимой теоретической предпосылкой для последующего эмпирического исследования учебнопрофессиональных установок студентов — будущих специалистов АПК.
Список литературы
1. Кудрявцев, Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т.В. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова // Вопросы психологии. — 1983. — № 2. — С. 51-60.
2. Акопов, Г.В. Социальная психология высшего образования / Г.В. Акопов. — Самара: Изд-во Самарского пед. ин-та, 1993. — 192 с.
3. Акопов, Г.В. Социальная психология образования: учебное пособие / Г.В. Акопов. — Самара: СГПИ, 1998. — 246 с.
4. Акопов, Г.В. Социальная психология образования / Г.В. Акопов. — М.: МПСИ — Изд-во «Флинта», 2000. — 296 с.
5. Акопов, Г.В. Социальная психология студента как субъекта образовательного процесса: научная монография / Г.В. Акопов, А.В. Горбачёва — М.: Машиностроение-1, 2003. — 280 с.
6. Шевченко, О.Ю. Учебно-профессиональная установка в структуре профессионального сознания студентов вузов: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Шевченко Оксана Юрьевна. — Самара, 2004. — 22 с.
7. Варфоломеева, Т. П. Динамика учебно-профессиональных установок студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.05 / Варфоломеева Татьяна Петровна. — Самара, 2004. — 22 с.
8. Кисляков, М.Н. Специфика учебно-профессиональной установки курсантов юридического института МВД РФ в системе интегрированного образования: автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.05 / Кисляков Михаил Николаевич. — Самара, 2006. — 23 с.
9. Корепанова, Ю.Л. Взаимосвязь акцентуаций характера и учебно-профессиональных установок курсантов юридического института МВД России: автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.05 / Корепанова Юлия Николаевна. — Самара, 2007. — 25 с.
10. Никонова, М.В. Содержание социально-психологической компетентности муниципальных служащих и будущих специалистов с различными типами профессиональных установок: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Никонова Марина Владимировна. — Самара, 2007. — 21 с.