Научная статья на тему 'Социально-психологические особенности будущих специалистов сферы туристского сервиса'

Социально-психологические особенности будущих специалистов сферы туристского сервиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
936
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебно-профессиональная установка / социальный интеллект / стратегии психологической защиты / эмоциональные помехи в общении / коммуникативная установка / education-professional attitude / Social intelligence / strategies of psychological defense / emotional difficulties in communication / communicational attitude

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернобровина Анна Николаевна

В статье рассматриваются проблемы развития будущих специалистов сферы туристского сервиса на разных этапах подготовки. Приводятся результаты исследования социально-психологических особенностей студентов разных курсов, обучающихся по специальности «социально-культурный сервис и туризм».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернобровина Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of development the future professionals in tourism with different levels of prepare are considered. The results social-psychological particularities of students from social-cultural service and tourism department are presented

Текст научной работы на тему «Социально-психологические особенности будущих специалистов сферы туристского сервиса»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БУЛУШИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ТУРИСТСКОГО СЕРВИСА

© А. Н. Чернобровина

Чернобровина Анна Николаевна

кандидат

психологических наук старший преподаватель Российский государственный университет туризма и сервиса филилал в г. Самаре

В статье рассматриваются проблемы развития булу-ших специалистов сферы туристского сервиса на разных этапах полтотовки. Приволятся результаты исслелования социально-психологических особенностей стулентов разных курсов, обучающихся по специальности «социальнокультурный сервис и туризм».

Ключевые слова: учебно-профессиональная установка, социальный интеллект, стратегии психологической зашиты, эмоциональные помехи в общении, коммуникативная установка.

Развитие индустрии туризма в России играет значительную роль как в росте экономического благополучия страны, так и в развитии международных, культурных, экономических и социальных связей.

Особенность профессий сервисной сферы заключается в том, что профессиональная результативность зависит в них от человеческого фактора значительно в большей мере, чем в любой другой деятельности. В связи с этим особую значимость приобретают определенные коммуникативные характеристики личности специалистов: социальный интеллект,

способность к установлению эмоциональных контактов, коммуникативная установка, стратегии психологической защиты в общении.

Бурное развитие отрасли туризма в нашей стране привело к значительному увеличению числа предприятий туристского сервиса. При этом потребность в подготовке квалифицированных, грамотных специалистов стала одной из наиболее значимых проблем этой отрасли.

Специальность «Социально-культурный сервис и туризм» существует в нашей стране относительно недавно, поэтому образование в сфере

туристского сервиса можно отнести к новым, развивающимся направлениям. Радикальные изменения в социально-экономической жизни российского общества создают предпосылки для модернизации образования, все более актуальными становятся социально-психологические исследования в области образования в целом и в области подготовки специалистов сферы социально-культурного сервиса и туризма в частности.

Социально-психологические проблемы обучения и воспитания, в частности вопросы целеобразования, мотивации образования, профессионального самоопределения и профессиональной направленности, рассматриваются в трудах отечественных ученых: А. А. Деркача, Е. А. Климова, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, А. А. Реана,

А. С. Чернышева, В. А. Якунина и др.

В настоящее время в социально-психологических исследованиях высшего образования изучены вопросы структуры и характеристик количественных составляющих учебно-профессионального сознания будущих специалистов. В трудах самарских ученых разрабатывается проблема учебно-профессиональных установок. Определены характеристики составляющих учебно-профессиональных установок будущих специалистов, изучены вопросы взаимосвязи учебнопрофессиональных установок, жизненного и профессионального пути личности (Г. В. Акопов, А. В. Горбачева, О. Ю. Шевченко, Т. П. Варфоломеева, М. Н. Кисляков и др.).

Вместе с тем, очевидна недостаточная разработанность в социальной психологии проблемы развития в период обучения специалистов сферы туризма и гостеприимства. Исследования в этой области, представленные в трудах

О. В. Айгистовой, И. С. Томиловой, Т. Г. Скворцовой, Г. И. Бабий, Е. А. Алилуйко, Г. Н. Лавровой, Т. В. Кудрявцевой, В. А. Квартальнова, в большинстве своем, выполнены в рамках педагогики.

Социально-психологические аспекты туризма и гостеприимства представлены в работах И. В. Фан-Юнг, В. В. Хмелева, А. М. Руденко и других авторов, однако такие исследования достаточно редки. В то же время фактически не изучены проблемы профессионального становления будущих специалистов этой сферы.

Изучение учебно-профессиональных установок и социально-психологических характеристик личности будущих специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма позволяют разработать качественно новые методы вузовской подготовки специалистов этого профиля.

Анализ современных подходов к образованию в области социальнокультурного сервиса и туризма, опыт и характер различных школ и методик туристского образования позволяет выделить стратегические модели подготовки специалиста по социально-культурному сервису и туризму.

Западные модели подготовки специалистов представлены на примере английской, швейцарской и американской школ туризма. Приняв за основание для рассмотрения развитие социально-психологических особенностей специалиста в процессе обучения, выделим следующие направления западной системы подготовки:

Корнуолл колледж (английская школа туризма) — приоритетные направления: развитие у студентов коммуникативных, организаторских и бизнес-навыков.

Борнмутский университет (английская школа туризма) — модель подготовки включает развитие у будущих специалистов таких качеств, как: selfreliance — самонадежность, расчет на собственные силы; connections —

способность выступать членами команды; а11-гиопс1егз— стремление иметь широкий профиль, обладать множеством умений.

Лозаннская школа туризма и гостеприимства (Швейцария) — основными развиваемыми качествами считаются открытость и активность, дипломатичность и предприимчивость, умение непринужденно чувствовать себя в различной социальной обстановке.

Университет Джонсон и Уэллс (Американская школа туризма) — основными направлениями подготовки являются толерантность, деловые навыки, ориентация на клиента [6].

Обобщая особенности западной модели подготовки специалистов сферы социально-культурного сервиса и туризма, необходимо отметить её практическую направленность, а также наличие определенной модели качеств будущего специалиста, развиваемых в процессе обучения.

Традиционный российский подход к обучению специалистов этого профиля ориентирован на углубленное изучение теоретических основ социальнокультурного сервиса и туризма.

Говоря о модели профессиональных качеств будущего специалиста, развиваемых в процессе обучения, мы предлагаем 2 направления: развитие учебно-профессиональных установок;

развитие социально-психологических характеристик: социальная сенситивность, фасилитативность, автономность и независимость.

Профессиональное формирование и развитие специалиста неразрывно связано с такими категориями профессионального становления, как профессиональное самоопределение, профессиональная направленность, профессионально важные качества личности и т.д.

Ряд исследователей, например, В. И. Ковалев, придерживаются распространенной точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. В этом случае предметами исследования выступают, с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой— характер, содержание, виды деятельности и ее объект.

Еще одним этапом профессионализации личности в процессе обучения можно назвать формирование профессиональной направленности. Процесс самоопределения составляет основное содержание развития личности в годы ранней юности, а формирование профессиональной направленности образует основное содержание самоопределения [7].

Принципиально значимым представляется исследование успешности выполнения определенного вида деятельности, зависящей от качеств профессионального обучения (В. С. Мерлин, Б. М. Теплов, Е. А. Климов,

В. Д. Шадриков). При этом профессионально важными качествами являются социально-психологические характеристики личности будущего специалиста в комплексе, обеспечивающие успешность его деятельности в рамках профессии (Н. А. Рыбаков, Б. Г. Ананьев, В. Д. Шадриков, К. К. Платонов, Н. В. Кузьмина).

Поскольку основное содержание деятельности специалистов сферы туристского сервиса составляет общение, мы предлагаем комплекс социальнопсихологических характеристик, включающий социальную сенситивность — способность к прогностическим эвристикам во взаимоотношениях с людьми, фасилитативность — способность к поддерживающему стилю общения, автономность и независимость — способность противостоять давлению людей и обстоятельств.

К сенситивным составляющим социально-психологических особенностей будущих специалистов сферы туристского сервиса мы относим социальный интеллект, различные точки зрения на который освещаются в нашей статье: социальный интеллект — интегральная интеллектуальная способность, отличающаяся от известных видов интеллекта, определяющая успешность общения и социальной адаптации (Э. Торндайк, В. Штрен, Дж. Гилфорд, Д. К. Китинг, Н. А. Кудрявцева и др.);

социальный интеллект — компетентность в сфере социального познания (Г. Оллпорт, Р. Стренберг, Р. Штенберг, Ю. Н. Емельянов, Н. В. Казаринова,

B. М. Поголыиа и др.);

социальный интеллект— коммуникативно-личностный потенциал (В. Н. Куницина).

Социальный интеллект является значимой социально-психологической характеристикой специалистов сферы социально-культурного сервиса и туризма, позволяющей анализировать ситуацию общения с клиентами и корректировать свое поведение в случае необходимости.

К фасилитативным составляющим социально-психологических характеристик будущих специалистов по туристскому сервису мы относим коммуникативную установку — предрасположенность к определенной манере общения с окружающими (Э. Аронсон, А. Г. Асмолов, В. В. Бойко, М. А. Джерелиевская и др.).

Положительные коммуникативные установки создают хорошее поле для взаимодействия с окружающими, являются предпосылкой для открытости и коммуникабельности человека. Вместе с тем ярко выраженные негативные установки отличаются изначальным созданием негативного эффекта [4].

К составляющим, обеспечивающим-затрудняющим автономность и независимость будущего специалиста в общении, мы относим механизмы психологической защиты в общении, включающиеся в тех ситуациях, которые человек субъективно переживает как угрозу своей субъективной реальности (3. Фрейд, А. Фрейд, Ф. В. Бассин, Б. Д. Карвасарский, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, Р. М. Грановская, И. М. Никольская и др.).

Специалисту туристского сервиса, как представителю профессии сферы «человек-человек», достаточно часто приходится сталкиваться в общении с «угрожающими» ситуациями. Умение использовать адекватные стратегии психологической защиты в общении — одна из показательных характеристик коммуникабельности и толерантности специалиста.

Одной из важнейших составляющих профессионального становления специалиста в процессе обучения также можно назвать учебно-профессиональную установку, изучение особенностей формирования которой позволяет разработать качественно новые методы повышения эффективности вузовской подготовки [1].

В рамках общей и социальной психологии накопилось значительное число работ, посвященных исследованию установки и социальной установки (Г. Оллпорт, Л. Дуб,

C. Московичи, Л. Терстоун, Ч. Осгуд, А. Г. Асмолов, В. Н. Мясищев, Ш. А. Нади-рашвили, В. А. Ядов, П. Н. Шихирев и др.) [5].

Частным проявлением широкого понятия социальной установки выступает профессиональная установка, выступающая как свойства личности (И. М. Кондаков, О. М. Краснорядцева, А. К. Маркова, О. Б. Шептенко и др.), обеспечивающая стабильность и самоорганизацию всей психологической системы и проявляющаяся в реальной жизнедеятельности как психологическое новообразование профессиональной деятельности. Понятие профессиональной

установки было впервые определено в работах Э. С. Чугуновой, отметившей, что «профессиональные установки показывают интенсивность связи с профессией»[2].

Нас же, в первую очередь, в рамках заявленной проблемы интересуют профессиональные установки как один из важнейших факторов влияния на профессиональное развитие личности в период подготовки в высшем учебном заведении. В частности, наиболее интересным представляется вопрос о формировании профессиональной установки в процессе обучения, динамике ее развития, особенностях становления профессиональной установки на различных этапах обучения.

Учебно-профессиональная установка — интегрированное динамическое образование, включающее в себя представления, оценки, отношения и самооценки личности, связанные с учебно-профессиональной деятельностью личности и проявляющиеся как готовность действовать определенным образом в различных ситуациях учебно-профессиональной деятельности.

Проблема учебно-профессиональной установки разработана и описана в трудах самарских психологов: Г. В. Акопова, А. В. Горбачевой, О. Ю. Шевченко, Т. П. Варфоломеевой.

Проанализировав разработанные другими авторами варианты структуры учебно-профессиональной установки, предлагаем свой интегрированный вариант содержания компонентов структуры учебно-профессиональной установки:

когнитивный компонент (осознание студентами учебно-профессиональной деятельности и себя как субъекта этой деятельности), включающий в себя цели профессиональной подготовки, трудности будущей работы, специфику предложений по совершенствованию профессиональной подготовки, представление о профессионально важных качествах;

аффективный компонент (эмоциональная оценка учебнопрофессиональной деятельности), включающий в себя социально-психологическую оценку вузовской подготовки к профессиональной деятельности, оценку изменения самопредставлений о профессии, удовлетворенность качеством своего обучения;

конативный компонент (поведенческие намерения студентов, связанные с учебно-профессиональной деятельностью), включающий в себя профессиональные намерения студентов и планы профессиональной самоподготовки, отражающий степень включенности студентов в учебнопрофессиональную деятельность.

Методика

Изучение учебно-профессиональных установок будущих специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма, а также связи установок с социально-психологическими характеристиками личности позволяет разработать качественно новые методы вузовской подготовки специалистов этого профиля.

Актуальность проблемы, ее практическая востребованность и недостаточный уровень разработанности определили выбор темы и предмета исследования.

Проблема исследования определяется противоречием между востребованностью знаний о механизмах формирования и динамике социальнопсихологических характеристик личности и учебно-профессиональных установок специалистов сферы социально-культурного сервиса и туризма и степенью неразработанности проблемы, обуславливаемой сложностью и неоднородностью представлений о социальной установке в психологическом знании и отсутствием

общепринятых представлений о профессионально важных качествах специалистов этого профиля.

Объектом исследования стали социально-психологические особенности подготовки специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма в условиях вуза.

Предмет исследования составили учебно-профессиональные установки и социально-психологические характеристики будущих специалистов сферы социально-культурного сервиса и туризма.

Основной гипотезой исследования явилось предположение о существовании различий в содержании когнитивного, аффективного и конативного компонентов учебно-профессиональных установок будущих специалистов сферы социальнокультурного сервиса и туризма, связанных с этапом обучения.

Сформулированная гипотеза позволила поставить задачи исследования:

1. Проанализировать и систематизировать научные представления об учебнопрофессиональной установке и социально-психологических характеристиках личности будущих специалистов туристского сервиса.

2. Выявить содержание учебно-профессиональных установок будущих специалистов туристского сервиса на разных этапах обучения и установить различия между ними.

Для обоснования гипотетического предположения нами было проведено анкетирование и тестирование студентов 1-У курсов, рассмотрена динамика становления и развития учебно-профессиональных установок и социальнопсихологических характеристик будущих специалистов сферы туристского сервиса в процессе обучения. Выборка исследования — 532 человека.

Для исследования специфики учебно-профессиональной установки будущих специалистов сферы социально-культурного сервиса и туризма, находящихся на разных этапах обучения, была использована психодиагностическая анкета выявления уровня и качества профессиональной подготовки для изучения учебно-профессиональной установки (Г. В. Акопов); для исследования социального интеллекта использовалась методика Дж. Гилфорда и О. Салливена (адаптация Е. С. Михайловой); для исследования коммуникативной установки, помех в установлении эмоциональных контактов, доминирующих стратегий психологической защиты в общении использовались методики В. В. Бойко. Для статистической оценки результатов исследования применялись дисперсионный анализ, критерий хи-квадрат Пирсона, угловое преобразование Фишера.

Обсуждение результатов исследования

Данные, полученные при исследовании, позволили выявить специфику социально-психологических особенностей студентов, находящихся на разных этапах обучения.

При анализе оценочных суждений будущих специалистов сферы социальнокультурного сервиса и туризма было установлено, что в структуре их учебнопрофессиональной установки в процессе обучения происходят значительные изменения. Проекцией идеального плана профессиональной деятельности является целевая установка (составляющая когнитивного компонента учебнопрофессиональной установки), которая представляет собой «готовность, вызванную предвосхищаемым осознаваемым результатом, и определяет устойчивость протекания действия» [3].

Таблица 1

Представления о целях профессиональной подготовки будущих специалистов (%) сферы социально-культурного сервиса и туризма

Курс Цели 11 Р‘ |ф 1ЧЧ' N ■ 1Н ;1 11. М' 1N 11' 1 11 11111Н К' И 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс Значимость различия

Теоретические знания по специальности 66 30 45 65 54

Практика 80 70 78 77 83 -

Общепрофессиональная подготовка 46 25 14 19 13

Гуманитарные дисциплины 15 4 13 +

Умение самостоятельно работать 20 20 25 8 25

Организация учебного процесса 7 25 18 15 13

Квалификация преподавателей 46 30 36 38 31 -

Личные качества студента 26 35 50 23 31 +

Представления студентов о целевых аспектах профессиональной подготовки на разных этапах обучения структурируются одинаково: организация учебного процесса, практика, теоретические знания по специальности, квалификация преподавателей, личные качества студента. При сравнении целевых установок будущих специалистов сферы туристского сервиса и студентов различных вузов (Г. В. Акопов, А. В. Горбачева, О. Ю. Шевченко, Т. П. Варфоломеева,

В. М. Кисляков) выявлено, что спецификой целевой установки студентов факультета социально-культурного сервиса и туризма является больший, по сравнению с другими респондентами, удельный вес компонента «общепрофессиональная подготовка».

Трудности будущей работы, прогнозируемые студентами, являются отражением реального плана сознания. При их прогнозировании отмечается линейное возрастание числа положительных ответов от начального к завершающему этапу обучения. При этом значительным весом обладают суждения, связанные с недостатком теоретических знаний и практических навыков, тогда как в релевантных исследованиях студенты различных вузов выделяют организационно-практические и психологические трудности. Количество трудностей, связанных с теоретическими знаниями по специальности, снижается от начала к концу обучения, при этом вес трудностей, связанных с недостаточностью практических навыков, возрастает.

При сравнении идеальных и реальных планов будущей профессиональной деятельности студентов факультета социально-культурного сервиса наблюдается их частичное совпадение, но объем целей значительно превышает трудности.

Учебно-профессиональные экспектации студентов определялись опосредованно по содержанию фиксируемых представлений о профессии. Динамика мнения студентов о профессии характеризуется увеличением числа респондентов, изменивших свое отношение к профессии от начального к завершающему этапу обучения, причем значительное изменение мнения происходит на 2 и 5 курсах. При сравнении учебно-профессиональных экспектаций специалистов сферы туристского сервиса и студентов различных вузов значимых различий не выявлено.

Профессионально-личностный аспект когнитивного компонента учебнопрофессиональной установки студентов факультета социально-культурного сервиса и туризма исследовался методом самооценок профессионально важных качеств.

Анализ количественных характеристик структуры самооценок студентов показывает следующее: на всех этапах обучения наибольшим весом обладают качества сферы отношений, эмоционально-волевые качества и знания по специальности. Значение качеств личности в когнитивном компоненте учебнопрофессиональной установки студентов в период обучения значимо не изменяется.

Расхождение между реально существующими и желательными профессионально-положительными качествами больше, чем расхождение между нежелательными и реально существующими профессионально-отрицательными качествами.

Динамика аффективного компонента учебно-профессиональной установки студентов связана с критичностью в оценке вузовской подготовки к профессиональной деятельности на начальных этапах обучения и повышением удовлетворенности на старших курсах.

Показатель адаптированности студентов к избранной профессии при определении причин неудовлетворенности учащимися своей учебной активностью характеризуется наличием как субъектно-субъективных факторов (лень, неполномерное использование своих способностей др.), так и объектносубъективных (недостаток времени, незаинтересованность) при значительном, стабильном доминировании на всех этапах подготовки субъектно-субъективных. При сравнении показателей удовлетворенности учебой выявлено преобладание положительных ответов у студентов факультета социально-культурного сервиса и туризма, в то время как у студентов других вузов наибольшим весом обладают неопределенные ответы.

Динамика конативного компонента учебно-профессиональной установки на различных этапах обучения характеризуется увеличением профессионального намерения старшекурсников осуществлять профессиональную деятельность, но вместе с тем к старшим курсам снижается намерение студентов работать на управляющих должностях. Специфика конативного компонента студентов факультета социально-культурного сервиса и туризма представлена намерением значительного числа студентов работать по специальности в период учебнопрофессиональной деятельности. В ходе анкетирования среди студентов 1-5 курсов было выявлено значительное число респондентов, выразивших намерение работать по специальности параллельно с осуществлением учебнопрофессиональной деятельности, необходимо отметить, что данная форма ответа не присутствовала в анкете и была указана респондентами произвольно в графе самостоятельных вариантов ответа.

В ходе дальнейшего исследования были выявлены особенности социальнопсихологических характеристик будущих специалистов сферы социальнокультурного сервиса и туризма, находящихся на разных этапах обучения.

Исследование уровня социального интеллекта проводилось с помощью методики исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда. Анализ средневыборочных значений различных факторов социального интеллекта показывает, что все измеряемые факторы у будущих специалистов туристского сервиса находятся на среднем уровне, средневыборочный общий уровень развития социального интеллекта по курсам также средний. У студентов 1-го и 5-го курсов уровень способностей к познанию результатов поведения выше среднего. У студентов 3-го курса уровень способностей к познанию систем поведения также выше среднего.

Статистическая проверка достоверности сходства-различий между исследуемыми переменными, проводившаяся методом дисперсионного анализа,

показала, что фактор курса не является значимым для уровня развития социального интеллекта студентов (Ерасч. = 1,87 при критерии Етабл. = 2,26 для Р<0,05 и при критерии Етабл. = 3,11для р<0,01).

Сравнение средних значений эмоциональных «помех»у студентов 1-5 курсов выявило, что у студентов 4-го курса преобладают такиевиды помех, как «неадекватное проявление эмоций»и «нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе», у студентов остальных курсов конкретных видов помех не выявлено. При этом общий уровень помех в установлении эмоциональных контактов по курсам колеблется в пределах среднего уровня (эмоции в некоторой степени осложняют общение с партнерами).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статистическая проверка сходства-различия между уровнями эмоциональных помех студентов разных курсов выявила следующие значимые различия: в распределении уровней помех в установлении эмоциональных контактов в выборках, сформированных из студентов 1-го и 3-го курсов (р < 0,01); в распределении уровней помех в выборках, сформированных из студентов 1-го и 5-го курсов (р < 0,01).

Таким образом, обобщая результаты анализа, можно сделать вывод о значимости фактора курса для уровня помех в установлении эмоциональных контактов. В выборке преобладают помехи третьего уровня, при котором эмоции несколько осложняют повседневное общение. Необходимо отметить, что распределение уровня помех в установлении эмоциональных контактов имеет волнообразный характер: наиболее критичным по уровню эмоциональных помех является четвертый курс выборки. Такая картина, на наш взгляд, может быть связана с особенностями структуры данного курса.

60

40

20

О

Я 1 уровень □ 2 уровень ■ 3 уровень □ 4 уровень

Рис. 1. Уровни эмоциональных помех студентов 1-5 курсов

При исследовании коммуникативной установки обращают на себя внимание некоторые особенности распределения по курсам некоторых ее признаков: у студентов второго курса «завуалированная жестокость» значительно превосходит остальные признаки, у студентов третьего и пятого курсов наиболее представлен «негативный опыт в общении». Кроме этого, у студентов пятого курса также значительно выражен «обоснованный негативизм» в сочетании с «завуалированной жестокостью». При этом распределение общего уровня установки имеет волнообразный характер: наибольший уровень негативной коммуникативной установки у студентов первого курса, далее уровень начинает понижаться и у студентов третьего курса достигает минимума, на четвертом курсе уровень негативной установки повышается, а на пятом вновь понижается.

80

70

60

50

40

30

20

10

О

■ завуалир.жестокость Поткр.жесток. ■ негативизм И брюзжание ■ негатив.опыт общ.

Рис. 2. Показатели негативной коммуникативной установки студентов 1-5 курсов

Статистическая проверка сходства-различия между уровнями коммуникативной установки студентов разных курсов выявила различие между распределением уровней коммуникативной установки в выборках, сформированных из студентов первого и третьего курсов (р < 0,01), и в выборках, сформированных из студентов первого и пятого курсов (р < 0,01);

При исследовании стратегий психологической защиты выявлено, что доминирующей стратегией психологической защиты в выборке является стратегия агрессии, второй наиболее используемой стратегией является избегание, и только на третьем месте — стратегия миролюбия.

10

8

6

4

2

О

Рис. 3. Распределение стратегий доминирующей защиты у студентов 1-5 курсов

Статистическая проверка выявила следующие различия между распределением стратегий психологической защиты в общении студентов разных курсов:

по стратегии миролюбия: между уровнями миролюбия в выборках студентов 1-го и 2-го курсов (р < 0,01) , в выборках студентов 1-го и 3-го курсов (р <

0,01), в выборках студентов 1-го и 5-го курсов(р < 0,05);

по стратегии избегания: между распределениями уровней избегания в выборках студентов 1-го и 3-го курсов (р < 0,01), в выборках студентов 1-го и 5-го курсов (р < 0,01);

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

по стратегии агрессии: между распределениями уровней агрессии в выборках студентов 1-го и 2-го курсов (р < 0,01), в выборках студентов 1-го и 3-го курсов (р < 0,01), в выборках студентов 1-го и 5-го курсов (р < 0,01).

Таким образом, в целом учебно-профессиональные установки студентов на протяжении обучения стремятся к гомогенности и стабильности. Однако на уровне когнитивного компонента установки профессиональное сознание на протяжении обучения фиксируется на недостатках подготовки (неполнота знания, недостаток практических навыков).

Динамика социально-психологических характеристик студентов характеризуется: стагнацией уровня социального интеллекта на разных курсах, повышением уровней эмоциональных помех и негативной коммуникативной установки на некоторых курсах и преобладанием агрессивной стратегии психологической защиты в общении. На данном этапе исследования мы не получили удовлетворительного ответа на поставленный вопрос о возможной специфике социально-психологических характеристик будущих специалистов туристского сервиса.

Выводы

1. Учебно-профессиональные установки будущих специалистов сферы социально-культурного сервиса и туризма имеют как общие, так и особенные характеристики:

представления студентов о целевых аспектах профессиональной подготовки на разных этапах обучения структурируются одинаково (организация учебного процесса, практика, теоретические знания по специальности, квалификация преподавателей, личные качества студента), при этом компонент «практика» превалирует в структуре представлений о профессиональной подготовке;

спецификой целевой установки будущих специалистов по социальнокультурному сервису и туризму является больший, по сравнению с другими респондентами, удельный вес компонента «общепрофессиональная подготовка»;

динамика аффективного компонента учебно-профессиональной установки студентов характеризуется критичностью в оценке вузовской подготовки к профессиональной деятельности на начальных этапах обучения и повышением удовлетворенности на старших курсах;

специфика показателей удовлетворенности учебой характеризуется преобладанием положительных ответов у студентов факультета социально-куль-турного сервиса и туризма, в то время как у студентов других вузов наибольшим весом обладают неопределенные ответы;

динамика конативного компонента учебно-профессиональной установки на различных этапах обучения характеризуется увеличением намерения старшекурсников осуществлять профессиональную деятельность, вместе с тем к старшим курсам количество респондентов, намеревающихся работать на управляющих должностях, снижается.

специфика конативного компонента учебно-профессиональной установки будущих специалистов сферы туристского сервиса представлена намерением работать по специальности параллельно с осуществлением учебно-профессио-нальной деятельности.

2. Социально-психологические характеристики личности специалистов сферы социально-культурного сервиса и туризма включают в себя коммуникативную установку, социальный интеллект, способность к установлению эмоциональных

контактов и стратегии психологической защиты в общении.

Выявлены следующие социально-психологические характеристики личности студентов факультета социально-культурного сервиса и туризма, находящихся на разных этапах обучения:

показатели социального интеллекта студентов, находящихся на разных этапах обучения, соответствуют среднему уровню;

показатели помех в установлении эмоциональных контактов студентов, находящихся на разных этапах, колеблются в пределах среднего уровня;

показатели негативной коммуникативной установки студентов, находящихся на разных этапах обучения, превышают среднестатистическую норму;

доминирующей стратегией психологической защиты в общении студентов, находящихся на разных этапах обучения, является агрессия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акопов,Г. В. Социальная психология образования. М.: Флинт, 2000. 234 с.

2. Алимова, М. А. К проблеме становления профессиональных установок будущих специалистов и их связь с различными факторами личностной ригидности // Психологическая диагностика в образовательной практике: Материалы краевой научно-практической конференции. Барнаул : Изд-во БГПУ, 2000. С. 133—138.

3. Асмолов,А. Г. Деятельность и установка. М. : Изд-во МГУ, 1979. 118 с.

4. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: Взгляд на себя и других. М., 1996. С. 25—28.

5. Девяткин, А. А. Явление социальной установки в психологии XX века : монография. Калининград, 1999. 309 с.

6. Квартальное, В. А. Система подготовки туристских кадров. Туризм: История и современность. Т. 2. М. : Финансы и статистика, 2004. С. 102—146

7. Климов,Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995. 223 с.

8. Ростунов,А. Т. Формирование профессиональной пригодности. М., 1984. 176 с.

9. Узнадзе,Д. Н. Психологические исследования. М. : Наука, 1966.

10. Фан-Юнг, И. В. Проблема профессионального психологического отбора персонала для работы на предприятиях сервиса // Философские, технические, методические и социальные аспекты преподавательской, научной и производственной деятельности в сфере сервиса: межвузовский сборник научных трудов (выпуск 8). Самара : СФ МГУС, 2003. С. 57—68.

11. Чернобровина, А. Н. Особенности учебно-профессиональных установок будущих специалистов сферы социально-культурного сервиса и туризма // Ежегодный межвузовский сборник научных трудов СФ МГУС. № 11. Самара : СФ МГУС, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.