Научная статья на тему 'Опыт формирования личностной готовности студентов к профессиональной туристской деятельности'

Опыт формирования личностной готовности студентов к профессиональной туристской деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
239
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Асеева Таисия Афанасьевна

На основе разработанной автором Программы освещен опыт формирования и развития личностной готовности студентов по четырем блокам (коммуникативный, эмоциональный, когнитивный и мотивационно-личностный), составляющий сущность профессиональной туристской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Асеева Таисия Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт формирования личностной готовности студентов к профессиональной туристской деятельности»

УДК 37.047:378.147 ББК 74.61 А 90

Т.А. Асеева

Старший преподаватель кафедры социально-культурного сервиса и физкультурнооздоровительной работы Южного института менеджмента; E-mail.ru: Genciana369@mail.ru.

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. На основе разработанной автором Программы освещен опыт формирования и развития личностной готовности студентов по четырем блокам (коммуникативный, эмоциональный, когнитивный и мотивационно-личностный), составляющий сущность профессиональной туристской деятельности.

Ключевые слова: личностная готовность, мотивация, туристская деятельность.

T.A. Aseeva

Senior Lecturer of the Department of Social-Cultural Service and Physical Training - Health Improving Work of Southern Institute of Management; E-mail: Genciana369@mail.ru.

EXPERIENCE IN FORMATION OF PERSONAL READINESS OF STUDENTS TO PROFESSIONAL TOURIST ACTIVITY

Abstract. The paper discusses experience in formation and development of personal readiness of students to professional tourist activity on the basis of the Program developed by the author. Four blocks (communicative, emotional, cognitive and motivation-personal), which are the essence of professional tourist activity, are used to carry out investigations among students.

Keywords: personal readiness, motivation, tourist activity.

Возросший в последнее время интерес, вызванный проблемой формирования личностной готовности студентов к профессиональной туристской деятельности, носит объективный характер и реализуется в русле социально-экономического развития нашего общества. Условия социальных изменений, гуманистическая направленность современного образования ставят перед высшей школой актуальную проблему понимания и формирования личностной готовности студентов к профессиональной туристской деятельности.

В связи с этим целью нашего исследования является формирование и развитие у студентов личностной готовности к профессиональной деятельности на основе разработанной Программы. Цель нашего исследования позволила сформулировать задачи формирования и развития у студентов:

- личностной готовности к профессиональной туристской деятельности;

- умений и навыков анализировать успешность собственной деятельности в сфере туризма;

- умений и навыков анализировать успешные и неуспешные модели профессионального общения и поведения;

- умений и навыков анализировать мотивы своих поступков и действий, эмоций и эмоциональных состояний;

- умений и навыков осознанно и целенаправленно выполнять задания и упражнения.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Южного института

менеджмента, факультет туризма, рекреации и гостиничного бизнеса, кафедра социальнокультурного сервиса и физкультурно-оздоровительной работы.

За весь период опытно-экспериментальной работы было задействовано 126 студентов

факультета туризма, рекреации и гостиничного бизнеса, специальности «Социальнокультурный сервис и туризм» специализации «Экологический туризм» и 82 студента факультета заочного обучения.

Наш опыт формирования личностной готовности студентов к профессиональной туристской деятельности строился на основе развития у студентов личностной готовности к профессиональной деятельности, необходимой будущим специалистам для успешного выполнения туристской деятельности. Личностная готовность к профессиональной деятельности проявляется в умениях и навыках анализировать успешность собственной деятельности в сфере туризма, успешные и неуспешные модели профессионального общения и поведения, мотивы своих поступков и действий, эмоций и эмоциональных состояний.

Основные положения исследования и разработанная автором Программа формирования личностной готовности студентов к профессиональной туристской деятельности внедрены в образовательный процесс профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере туризма.

Разработанная нами Программа включала техники и тренинговые упражнения Г. Смита, М. Микалко, Г. Алдера, Н. Козлова, Т.Г. Григорьевой, Д.Х. Вагаповой, а также соответственным образом адаптированную методику А.П. Чернявской [1]. Многие игры и упражнения, которые использовались на занятиях, являются авторскими.

Особенностью разработанной нами Программы [2] формирования структурных компонентов личностной готовности студентов к профессиональной туристской деятельности являются осознанность и целенаправленность выполнения студентами заданий и упражнений, опора на теоретическую подготовку по предметам психолого-педагогического и сервисно-туристского цикла, их личный туристский опыт и потенциальный уровень развития личностной готовности студентов к будущей профессии.

Проводить работу по Программе мы считаем более целесообразно со студентами первых - третьих курсов, так как именно в этот период идет активное формирование личностных качеств, ценностей, их профессиональное самоопределение, связанное с выбором туристской профессии.

Групповая работа со студентами по Программе формирования структурных компонентов личностной готовности студентов включала четыре этапа. На первом, организационно-подготовительном, решались организационные вопросы. Участники занятий знакомились с основными принципами и правилами занятий включения в групповую работу.

На втором, информационно-ознакомительном, этапе осуществлялась диагностика первоначального уровня способностей и качеств личностной готовности студентов к профессиональной деятельности, необходимых в туристской деятельности, обосновывалась актуальность формирования и развития их для будущих специалистов.

Третий, формирующий, этап являлся самым длительным и содержательным. Здесь происходило усвоение необходимых знаний, формирование структурных компонентов личностной готовности студентов к профессиональной туристской деятельности.

На четвертом, завершающем, этапе осуществлялась диагностика достигнутого уровня личностной готовности студентов и сформированность способностей и качеств, необходимых студентам в профессиональной туристской деятельности, проводилось обсуждение результатов и подведение итогов.

В ходе занятий знания, приобретенные в процессе групповой работы, уточнялись, конкретизировались, приобретали индивидуальный и личностный характер. Каждому участнику группы становилось ясно, какие компоненты способностей и качеств необходимо сформировать и развить для личностной готовности в профессиональной туристской деятельности. Причем собственное осознание необходимости каких-либо перемен у студентов лежало в основе формирования их личностной готовности к профессиональной туристской деятельности. Каждую ролевую игру или упражнение мы рассматривали и анализировали с позиции профессиональной ситуации, связанной с туристской деятельностью. Ход и логику каждого занятия строили таким образом, чтобы от анализа

более знакомой ситуации перейти к обсуждению профессиональной туристской деятельности.

Личностная готовность студентов к профессиональной туристской деятельности формировалась и развивалась в русле сложной образовательной деятельности, состоящей из четырех блоков.

Первый блок в процессе формирования структурных компонентов личностной готовности студентов к профессиональной туристской деятельности - коммуникативный. Он служил базовым условием успешного проведения занятий по Программе, где главным показателем уровня формирования коммуникативных способностей являлось владение литературным языком и общение на уровне не ниже профессионально-конвенционального.

В формировании компонентов коммуникативного блока помогали упражнения на снятие барьера застенчивости, скованности, на умение говорить экспромтом, на освоение монологической и диалогической речи, по овладению основными знаниями и умениями техники общения, а также овладению техникой «Я - высказываний».

Для развития коммуникативного блока качеств, умений и навыков использовались упражнения: «Картина мира» (Л.Н. Шепелева, 2008, с частичной переработкой упражнения автором), «Корова», «Какой я есть и каким бы хотел быть», «Невербальное общение», «Диалог глухонемых», «Немое кино», «Рисуем фигуру», «Испорченный телефон», «Комплимент». Подробные описания этих и других игровых упражнений приведены в Программе [3].

Второй блок в структуре нашей Программы - эмоциональный - был призван формировать профессиональную личностную готовность студентов к туристской деятельности с другой стороны.

В ходе занятия с участниками обсуждался вопрос об огромной роли эмоций в процессе формирования личностной готовности студентов к туристской профессии, о необходимости постоянно действовать вопреки своим чувствам, о стремлении к внутренней гармонии.

Упражнения на формирование умений рефлексии, эмпатии, идентификации и атрибуции требовали от участников эмоциональной открытости и установления эмоционального контакта более высокого уровня.

Поэтому участники группы учились расшифровывать сигналы собственных и чужих эмоций, чтобы решения и последующие за ними действия стали более продуманными и удачными, изменять свой способ поведения в зависимости от обстоятельств.

Часто партнер или мы сами оказываемся в неопределенном состоянии: эмоция возникла, но понять, что происходит с нами (или с партнером), мы не можем. Между тем эти эмоции нарушают ясность коммуникации, вносят «эмоциональный шум».

Наша задача на занятиях группы: предстояло не игнорировать возникшее

эмоциональное состояние, а учиться квалифицировать его, чтобы это эмоциональное состояние стало менее интенсивным и благодаря этому переставало быть помехой, становилось важным сигналом, способствующим более точному пониманию партнера и самого себя.

Поэтому задача выработки умений вербального выражения эмоционального состояния являлась ключевой во время выполнения упражнения - турнира «Словарь эмоций».

По нашему мнению, словарь эмоциональных состояний студентов очень беден. При этом проблема не исчерпывается использованием многозначного сленга в молодежной речи. Процесс понимания эмоционального состояния партнера очень заметно затрудняется бедностью словаря и стереотипностью высказываний.

На занятиях невозможно полностью сформировать словарь эмоций, но анализ собственного словарного запаса поставил членов группы перед необходимостью работы над его расширением.

Формирование структурных компонентов эмоционального блока в процессе профессиональной личностной готовности студентов к туристской деятельности у членов

группы выявило одну из особенностей, затрудняющую взаимопонимание на эмоциональном уровне: человек сам настолько погружен в свои чувства и переживания, что представляет их столь же очевидными и для окружающих. Преодоление студентами атрибутивного барьера, препятствующего взаимопониманию, было решением основной задачи данного упражнения.

Внесение элемента соревнования, когда каждая команда придумывала список эмоций, сочетающих в себе элементы позитивных и негативных переживаний различных состояний, помогало всем участникам работать с большим интересом.

При обсуждении итогов упражнения ведущий задавал вопрос: «Какие новые состояния вы для себя открыли?» В большинстве случаев участники обращали внимание на трудность подбора нужного термина, необходимого для описания состояний. Очень редко участники могли использовать иные слова, кроме, как «нормально», «не очень», «неплохо», «офигенно» или «неважно».

Для многих участников такие слова, как озабоченность, осмысленность, осознанность, озадаченность, дискомфорт, сосредоточенность, азарт, удивление, смятение, сумбур, напряженное ожидание, были незнакомы и неожиданны.

Обретению навыка выражать любое свое эмоциональное состояние средствами мимики и пантомимики способствовала игра «Эмоциональные цепочки». Получивший эмоциональное невербальное послание от партнера справа и среагировавший на это состояние участник, в свою очередь, обращался к своему партнеру слева с сообщением, передавая ему полученное эмоциональное состояние, и т.д. Необходимым условием являлось то, что каждый участник игры передавал то же самое эмоциональное состояние, на которое сам откликнулся от сообщения предыдущего участника. Образовывалась эмоциональная цепочка. После замыкания каждой цепочки проводилось коллективное обсуждение, анализ.

Игра позволила вырабатывать такие умения, как проявление эмоциональной искренности, находчивости; управление своими эмоциями; открытое выражение своих чувств.

Полезными оказались игры «Рефлексия», «Снаружи-внутри», в результате которых вырабатывались умения: умение рефлексировать, развивалась способность гибко и адекватно реагировать на эмоциональное состояние клиента или группы; умение поставить себя на место партнера по общению (проявление идентификации как сочетание эмоциональности и воображения в общении); умение открыто выражать свои чувства (эмоциональность, искренность, открытость); умение разделять чувства и переживания партнера по общению даже в случае несогласия с ним, неприятия его взглядов, поведения, напряженных отношений и т.д. (терпимость к поведению, отличному от собственного).

Третий блок в процессе формирования структурных компонентов личностной готовности студентов к профессиональной туристской деятельности - когнитивный. В формировании этого блока использовались тест-опросники, игры и упражнения, направленные на формирование устойчивости познавательных интересов к туризму и туристской деятельности, на осмысление знаний и представлений о внутреннем мире человека в определенном информационном пространстве туристской деятельности.

Работа в группе по формированию компонентов когнитивного блока в процессе личностной готовности студентов в профессиональной туристской деятельности была направлена на повышение общей и психолого-педагогической эрудиции, на формирование способностей и умений, связанных с наблюдательностью и развитостью механизма каузальной атрибуции, на формирование способностей и умений быстро усваивать знания, необходимых в туристской деятельности.

Мышление в структуре личностной готовности студентов в профессиональной туристской деятельности проявляется как умение понимать темперамент, характер человека, тип его мышления, особенность национально-волевой сферы, иметь чувство юмора, которое большинством исследователей рассматривается как интеллектуальное чувство, связанное с творческим характером мышления, умение разрядить ситуацию шуткой, увидеть смешное в напряженной ситуации при общении.

В работе с группой студентам предлагался разработанный автором исследования тест-опросник «Мое отношение к туризму». По окончании тестирования участникам давались вопросы для обсуждения, чтобы еще раз проанализировать свое отношение к туризму. В ходе занятия обращалось внимание на значение роли личной мотивации, жизненных ценностей, приоритетов и факторов личностной готовности студентов при выборе туристской профессии.

С целью определения личностной готовности студентов и формирования устойчивости их познавательных интересов к профессиональной туристской деятельности членам группы предлагался также разработанный автором исследования тест-опросник «Моя профессия - специалист по туризму».

В ходе занятия участники получили возможность осознания мотивировать самих себя к личностной готовности в профессиональной туристской деятельности. В этом случае для них было важно понять - для чего, так как четкое целеполагание - первый шаг в многоэтапном процессе самомотивации к личностной готовности в профессиональной туристской деятельности.

Упражнение «Моя личная жизненная программа в сфере туризма» позволяло участникам углубить процесс формирования и развития самомотивации к личностной готовности в профессиональной туристской деятельности, сформулировать при этом в пятишести предложениях свою личную жизненную программу в сфере туризма. В упражнении «Плюс, минус, интересно» задание усложнялось. Участники использовали знание алгоритма принятия решения в собственной ситуации выбора туристской профессии, где участники выбирали главный интерес или увлечение из сферы туризма. По окончании выполнения задания каждый член группы зачитывал свои ответы, заполненные в таблице «Оценка туристской профессии». Во время выполнения задания члены группы могли подсказывать, задавать вопросы, уточнять, дополнять. Все дополнения участники заносили в таблицу.

После обсуждения каждый член группы отвечал на вопросы: «Что нового о туристской профессии я понял или узнал?», «Чем могут быть полезны эти знания в дальнейшем?» и др.

Формирование четвертого, мотивационно-личностного, блока в структуре нашей Программы мы рассматривали как совокупность мотивов понимания внутреннего мира студента как будущего специалиста в туристской деятельности: нравственные идеалы, установки, ценности и личностные качества, лояльность и толерантность.

Упражнение «Моя личность» проводилось в форме дискуссии, где обсуждались такие вопросы: Как каждый из членов группы воспринимает необходимость публичного рассказа о самом себе, обсуждение своей личности? Какие чувства он при этом испытывает? Какие чувства он испытывает, когда сам участвует в обсуждении другого человека?

Такое обсуждение вызывало большой интерес и помогало участникам осознать особенности своей личности, определить пути своего формирования и развития для достижения характеристик зрелой личности в профессиональной туристской деятельности.

В ходе занятий по Программе раскрывалась проблема профессиональной мотивации к туризму и к туристской деятельности. Участники по-новому начинали воспринимать термин «мотивация», поскольку мотивация всегда есть побудительный процесс, реализация в действии и поведении тех или иных мотивов для достижения определенных целей, мотивация придает деятельности человека целесообразность, направленность. Поэтому очень важно, чтобы студенты, выбравшие туристскую деятельность, проявляли интерес (мотивацию) к выбранной профессии.

В ходе занятия участникам группы давалась возможность опробовать на практике одну из эффективных техник самоанализа и обсуждения мотивационно-личностных способностей как одного из факторов самомотивации студентов к их личностной готовности в профессиональной туристской деятельности.

В упражнении «Самоописание способностей к туристской деятельности» каждому участнику предлагалось выявить свои личностные способности к профессиональной

туристской деятельности. Требовалось определить субъективное представление о реальном «Я», соотнести его с идеальным «Я», а также свои реальные возможности и способности с идеальными, требуемые для выполнения профессиональной туристской деятельности.

В упражнении «Первая встреча клиента» обсуждался вопрос: «Какие шаги следует предпринять, чтобы правильно встретить перспективного клиента?» Члены группы показывали свои умения правильной встречи клиента. По окончании упражнения проводилось обсуждение.

При обсуждении фиксировались поступающие предложения. По окончании упражнения участники формулировали примерный порядок первой встречи клиента.

Упражнение помогло участникам выработать умения и навыки проявлять доброжелательность (расположенность к клиенту, к людям вообще, наличие позитивных установок, отсутствие злопамятности и мстительности), устанавливать искренние отношения с клиентом или партнером (умение открыто, без манипулирования строить отношения, отсутствие склонности к интригам, злословию).

После проведения полного цикла занятий по Программе формирования мотивации к профессиональной туристской деятельности мы повторили всю диагностическую процедуру.

Анализ динамики исследуемых показателей студентов на 1-Ш курсах факультета социально-культурного сервиса и туризма (СКСТ) показал, что представление студентов о туризме как об отдыхе повысилось на 13,9%, о спорте - на 4,3%, об испытании на выносливость - на 4,4%. Студенты более активно начали относиться к горному туризму на 10,6%, пешеходному туризму на 7,6%, велотуризму - предпочтение повысилось на 10,9%. При этом снизилась значимость альпинизма (на 26,3%) и спелеотуриза (на 34,1%). На 19% от общего количества увеличилось количество студентов, чьи профессиональные намерения связаны с туристской деятельностью; на 13% уменьшилось количество студентов, не определившихся с выбором профессии, связанной с туристской деятельностью; на 6% сократилось количество студентов, которые связывали свои профессиональные планы не с туристской деятельностью.

В то же время для будущих специалистов в области турсервиса существенно снизилось понимание туризма как средства общения (на 23,2%) и расширения кругозора (на 19,1%).

Ранговая значимость престижности профессии по пункту 3 теста-опросника «Моя профессия - туристская деятельность» повысилась на 13,9%, важности общения с детьми и молодежью - на 55,3%, наличия знаний в области турсервиса - на 10,6%, спортивнотуристской подготовленности - на 79% и коммуникабельности - на 26,1%.

Не изменились ранги важности возможности путешествий и научной деятельности в области турсервиса.

При повторной процедуре исследования структурных компонентов мотивации к профессиональной туристской деятельности по всем структурным бокам нами получен количественный прирост результатов, который составил:

- по коммуникативному блоку на 0,3 балла (6,6-6,9);

- по эмоциональному блоку на 0,3 балла (5,3-5,6);

- по когнитивному блоку на 0,4 балла (6,3-6,7);

- по мотивационно-личностному блоку на 0,3 балла (6,1-6,4).

Математическая обработка данных исследования проводилась с использованием статистических модулей пакета Statistika 7.0. Выборка была проверена на нормальность с помощью критерия Колмогорова-Смирнова. Достоверность различий показателей личностных характеристик по всем блокам определялась с помощью Т-критерия Стьюдента. Значимость различий по блокам была обнаружена при самооценке и групповой оценке на уровне р = 1 - 0,1%, при экспертной оценке различия были незначительны.

На основании полученных результатов в рамках разработанной нами Программы формировать и развивать личностную готовность студентов к туристской деятельности необходимо для успешного выполнения образовательного процесса и подготовки

профессиональных специалистов.

Значимость проведенной работы заключается в следующем:

- основные положения исследования и разработанная автором Программа формирования личностной готовности студентов к профессиональной туристской деятельности внедрены в образовательный процесс профессиональной подготовки будущих специалистов к туристской деятельности;

- материалы могут быть использованы для разработок лекционных курсов, семинарских и практических занятий по предметам педагогического и психологического направлений, а также для разработки и проведения тренингов и семинаров, нацеленных на профессиональный рост специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма

Таким образом, была показана возможность формирования и развития у студентов личностной готовности к профессиональной туристской деятельности, найдены реальные пути развития интереса к профессиональному туризму и формирования необходимых практических умений и навыков в этой сфере.

Примечания:

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008.

2. Асеева Т.А. Программа формирования мотивации к профессиональной туристской деятельности. Краснодар: Разум, 2010. 148 с.

3. Там же. С. 16-136.

4. Буйленко В.Ф. Асеева Т.А Формирование мотивации к профессиональной деятельности и аспекты моделирования туристской деятельности // Актуальные проблемы и перспективы туристско-рекреационного потенциала юга России в современных условиях. Подготовка кадров для отрасли: сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. Краснодар, 2009. С. 123-137.

5. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2001. 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.