Н. О. Перепёлкина, Е. П. Мутавчи
(Калининград)
Методы стимулирования формирования коммуникативной
КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
В статье показаны эффективные методы достижения высокого уровня коммуникативной компетентности у студентов - будущих специалистов туриндустрии в процессе преподавания им психологических дисциплин. Обсуждается образовательная деятельность, осуществляемая с результативным использованием инновационных технологий
Модернизация образования обеспечивает повышение уровня профессионального образования. Одним из важных критериев успешного интегрирования выпускников в турин-дустрию является качество их коммуникативной компетентности. В этой связи использование методов стимулирования в учебнопознавательной деятельности является основной составляющей процесса формирования компетентного специалиста.
В нескольких российских регионах было проведено изучение мнения работодателей из сферы туризма о том, какие профессиональные и личностные характеристики для них имеют наибольшее значение при приеме выпускников профильных вузов на работу. Было проанализировано 320 предприятий туризма и гостиничного бизнеса. Наибольшую оценку работодатели выставили «коммуникабельности». Также высоко отмечена «ориентация на потребности клиента» [5, с. 117118].
Коммуникативная компетентность специалиста сферы гостеприимства представляет собой способность грамотно расставлять приоритеты, выражать свою позицию, владеть техникой речи, анализировать конфликты и подбирать оптимальные пути решения проблемы в ситуациях, специфичных для сферы гостеприимства.
Постоянное внимание преподавателя к повышению уровня коммуникативной компетентности студентов вызовет у них заинтересованность в том, чтобы найти психологический подход к гостю, создать положительный эмоциональный фон при общении с клиентом, внимательно выслушать гостя, доступно объяснить, владеть техникой речи, мимикой
и жестами, анализировать и решать конфликты.
На факультете сервиса Балтийского федерального университета им. И. Канта учебный план предусматривает преемственность преподавания дисциплин: «Основы психологии», «Психодиагностика», «Основы делового общения», «Психологический практикум», «Психология гостеприимства». Учебный процесс нацелен на формирование умений и навыков, важных для успешного межличностного общения в условиях профессиональной деятельности: поведение в коллективе, ведение переговоров, разрешение конфликтов и т.д.
В ФГОС ВПО третьего поколения туристского образования на первый план выдвигается приоритет практических занятий над лекционными. Таким образом, возникает необходимость формирования методов, стимулирующих инициативу студентов в ходе занятий.
Для создания благоприятной моральнопсихологической обстановки в процессе формирования коммуникативной компетентности нами были выявлены наиболее эффективные методы стимулирования инициативы студентов.
Учет индивидуальных особенностей студентов - основной принцип успешной деятельности преподавателя. В условиях проведения практических занятий бывает трудно акцентировать внимание на индивидуальность каждого участника. Поэтому возникает необходимость кроме традиционных методов обучения использовать интерактивные методы: тренинги и деловые игры как комплекс мероприятий, позволяющих раскрыть способности студентов; при этом необходимо
учитывать уровень знаний как отдельного студента, так и всей группы в целом, желание вступать в межличностную коммуникацию. Если игровое взаимодействие проводится с учетом индивидуальных особенностей, то в результате мы получим высокую мотивацию студента к дальнейшему обучению.
Важно выявить и делать упор на те стимулы, которые в наибольшей степени способствуют росту самоуважения каждого студента и его желания добиться выполнения поставленной цели.
Студенты с развитым чувством самоуважения, как правило, склонны к высокой коммуникативной деятельности.
Самоуважение выражается в эмоциональном отношении к себе (например, чем меньше себя ценим, тем больше опасаемся других, стремясь самоутвердиться, принижая своих партнеров). Также самоуважение зависит от уровня компетентности, который мы ощущаем, сравнивая себя с другими. Высокий уровень коммуникативной компетентности и самоуважение - взаимообусловленные единицы. Когда студенты хорошо справляются с выполнением задачи, они получают возможность повысить свое уважение к себе.
На практических занятиях по психологическим дисциплинам используется ряд методов стимулирования самоуважения:
- необходимо снять напряжение, научиться принимать самого себя как полноценно развитую личность и заставить других участников уважать себя как равноправного собеседника (примером могут послужить тренинги «Что в имени тебе моём!», «Пять самых лучших моих качеств» и др.);
- следует развивать у студентов само-одобрение, помочь им осознать влияние личностного опыта на формирование индивидуальности в срезе положительных ощущений («Самый счастливый ... в моей жизни», «Поступок, которым я горжусь» и др.);
- нужно следить за правильным развитием способности самораскрываться и делиться чувствами с другим человеком («Поверь в себя», «Докажи обратное» и др.);
- помочь принять себя со всеми своими достоинствами и недостатками (проективные методики);
- научить освобождаться от негативных мыслей о прошлых поступках («Другая сторона медали», «Недостатки как продолжение достоинств» и др.).
В процессе такой работы студенты меняют отношение как к себе, так и к окружению в целом, что способствует более эффективному достижению поставленной цели.
Существенным также является создание условий для проявления профессиональной коммуникативной компетентности.
Профессиональная деятельность педагога, призванного способствовать повышению коммуникативной компетентности студентов, невозможна без межличностного взаимодействия и создания благоприятного психологического микроклимата.
В такой ситуации главная задача состоит в ликвидации разрыва между перспективным и существующим профессионально-квалификационным уровнем студентов. Это достигается путем соответствующего подбора активных методов обучения с целью обеспечения того уровня компетентности, который требуется будущим специалистам в перспективе.
Тренинги и деловые игры посвящены обучению на развитие межличностного общения. Эти занятия нацелены на формирование умений и навыков, необходимых для успешной деятельности в сфере туриндустрии: устанавливать контакт с гостями и уметь учитывать их желания и мотивы. Кроме того студенты учатся воспитывать в себе положительный настрой: доброжелательность, приветливость, спокойствие, вежливость, тактичность, дисциплинированность и т.д. Общая структура занятий по формированию коммуникативной компетентности представлена в таблице.
Образовательная деятельность осуществляется более результативно, если использовать методы эмоционального стимулирования.
В данном случае преподавателю необходимо обеспечить студентам положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность. Это способствует созданию ситуаций успеха в обучении. Такой метод не только предполагает активизацию когнитивных способностей, но и возникновение уверенности в своих силах.
Для создания ситуации успеха мы используем поэтапный подход: студентам подбираются задания нарастающей сложности и с альтернативными вариантами решения. В первую очередь предлагаются несложные упражнения, обеспечивающие участие в работе большинства студентов. Далее будут испыта-
Таблица
Система занятий по формированию коммуникативной компетентности студентов
Практические занятия 2 курс 3 курс 4 курс
1 2 3 4
Лекция -«консультация» Основные телесные сигналы функциональноэмоционального состояния человека [6] Теория влияния внешнего облика и речевого поведения специалиста туриндуст-рии. Выявление и предотвращение манипулирования и психологического давления при деловых переговорах [1] Содержание и разновидности внешнего облика человека: мобилизация, как состояние готовности к предстоящим действиям; эмоциональное состояние; мимика, жесты, выражение глаз
Лекция - «мозговая атака» Определение типа характера человека с использованием заготовленных фотографий Психологический конфликт и пути его благоприятного разрешения. Стресс и пути предупреждения конфликта Этика делового общения
Лекция -«дискуссия» Дискуссия на тему: «Восприятие человека человеком», «Ваш психологический тип» и др. Поведение человека как проявление отношения к чему-либо или к кому-либо. Внутреннее (система взглядов, убеждений и т.д.) и внешнее (мимика, жесты, поза, походка, осанка, речь) поведение Поведение в процессе взаимодействия специалиста туриндустрии с потребителем услуг. Совместный просмотр видеозаписи какого-либо интервью. Анализ состояния участников
Тренинги Тренинги: по диагностике поведения; по практическому оказанию влияния на человека своим поведением; на развитие способностей бесконфликтного общения Тренинги, формирующие положительную мотивацию в определенной деятельности Тренинги межкультурных отношений, направленные на умение рационального поведения в конфликте
Работа в группах Психогимнастическое занятие. Анализ реальных примеров случайных рисунков. Упражнения на закрепление навыков грамотной и правильной речи Коммуникативные техники выявления потребностей клиента, а также техники воздействия на клиента Тренинг - конкурс «Деловые переговоры» [4]
Имитационные игры «Кораблекрушение», «Воздушный шар», «ЧП на луне», «Флеш!» и др. «Машина времени», «Формула личности», «Прием гостей» и др. «Необитаемый остров», «Мне необходима помощь!», «Новая гостиница» и др.
Ситуационноролевые игры «Паспорт проблемы», «Рефрейминг», «Матрешка» и др. «Шантаж», «Жалоба», «Прием на работу» и др. «Артель туристов», «Никогда не говори „Никогда"!», «Поручение задания подчинённому», «СЛАЛОМ» и др.
Проектная деятельность Определение эмоциональных состояний и прогноз поведения человека по комплексам невербальных признаков. Разработать анкету, направленную на изучение особенностей эмоционального состояния студентов в период зачетно-экзаменационной сессии. «Презентация нового туристского маршрута» Рекламный ролик о гостинице
Таблица (продолжение)
1 2 3 4
Деловые игры «Лидер переговоров», «Личный багаж», «Трудный разговор», «Групповой портрет», «Самопрезента-ция» [2], «Моя визитка» и др. «Гений маркетинга», «Круиз», «Скульптура конфликта», «Перспективы развития туризма в регионе Ы» и др. «Эффективный коммуникатор» [3], «Кинотеатр», «Ресторан» и др.
Стажировка, практика Составить словесный портрет личности, определить тип темперамента на основе наблюдения (друга, соседа, родственника, незнакомого человека и др.). Самодиагностика по случайным непроизвольным рисункам Проведение полевого включенного наблюдения за специалистом, работающим в сфере туриндустрии с целью выделения особенностей поведения. Проведите самооценку конфликтности Поведение в процессе взаимодействия специалиста туриндустрии с потребителем услуг [7]. Посетить любую турфирму и в качестве клиента провести беседу с ее турагентом, наблюдая за особенностями поведения представителей данной профессии. Оценить свое поведение в конфликтной ситуации
Проведение «мастер- класса» Восприятие психологических качеств человека по его внешности и поведению Тренинги на формирование устойчивого эмоционального состояния в различных ситуациях Тренинги на самопознание. Тренинги личностного роста. Социально-психологический тренинг делового общения и взаимодействия
ния более сложные и объемные. Это является необходимым условием стимулирования чувства уверенности в своих знаниях и возможности обращения к своему жизненному опыту. На заключительном этапе даются задания, в которых надо объективно оценить собственные действия, ощущения (рефлексия).
Данный опыт, как правило, является для студентов достаточно сложным, поэтому для того, чтобы помочь им грамотно оценить себя со стороны и из всех альтернативных решений выбрать актуальное, мы вместе с методом эмоционального стимулирования используем метод создания альтернативного поля - пространства возможных решений. Смысл метода - стимулировать более интенсивную деятельность студентов в процессе обучения. В ходе решения заданий условно создается поле иных, креативных решений и соответственно студенты могут «шагнуть» в разные роли.
Необходимо отметить, что сильный познавательный интерес возникает у студентов при их включении в реальную жизненную деятельность. Однако нами замечено, что для преподавателя метод эмоционального стимулирования коммуникативной компетентности студентов вне стен вуза является наиболее сложным и труднореализуемым, так как,
с одной стороны, студентам нужно позволить свободно и раскованно решать различные проблемы, с другой стороны, весь этот «свободный полет» студента должен быть ограничен поставленными задачами и направлен на повышение уровня коммуникативной компетентности.
У данного метода есть определенные преимущества по сравнению с традиционной фронтальной работой - большое внимание отводится активной позиции студентов.
Вместе со студентами 4 курса был разработан ряд правил успешной коммуникативной деятельности в группе. Например:
- каждое мнение имеет право на обсуждение;
- замечания должны быть краткими и по существу;
- воздерживайтесь от оценочных суждений и выражения негативных эмоций по поводу чужого мнения;
- помните, что ваша группа работает совместно на общий результат;
- поддерживайте позитивную атмосферу, помогайте друг другу.
В процессе работы студентов в группе мы ведем наблюдение за их взаимодействием и при необходимости направляем и корректируем их действия. Полезно также поощрять
100 л
2 курс
80
5 курс
0 Заниженная самооценка Н Адекватная самооценка Ш Завышенная самооценка
Рис. Динамика развития самооценки студентов факультета сервиса (в процентах).
удачные подходы к решению задач или эффективные взаимодействия.
Опыт показал, что применение методов эмоционального стимулирования коммуникативной компетентности способствует повышению интереса к психологическим дисциплинам, стремлению к более успешному овладению общими и специальными компетенциями, повышению эффективности образовательного процесса в целом.
Отметим важность побуждения студентов к саморазвитию и самооценке. Самореализация студентов как будущих специалистов в процессе обучения зависит как от саморазвития личности в целом, так и от психофизиологических особенностей. Специалисту ту-риндустрии предстоит войти в свою профессию на высоком уровне психоэмоциональной подготовки. Следовательно, подготовка студентов в процессе практических занятий должна осуществляться с использованием инновационных технологий саморазвития и самореализации в системе «человек-человек». В процессе обучения студент включен во многие виды деятельности, в которых необходимо установить педагогическое сотрудничество. Такая ситуация способствует совершенствованию коммуникативной компетентности в нужном направлении и помогает решить проблему непрерывной мотивации совершенствования саморазвития.
В понятиях «самостоятельность», «саморазвитие», «самооценка» центральное место занимает составляющее «само», требующее максимального включения личности в процесс профессиональной подготовки: студент должен уметь грамотно расставить приори-
теты, принимать обоснованные решения, отстаивать свою точку зрения, устанавливать контакт Кроме того студенты учатся воспитывать в себе положительный настрой: доброжелательность, приветливость, спокойствие, вежливость, тактичность, дисциплинированность и т.д.
Адаптация студентов высшей школы к учебному процессу заканчивается в середине 2-го курса. В это время необходимо формировать стратегию профессионального поведения, которая позволит будущему специалисту самореализовываться, оптимизируя личные психологические возможности в конкретных ситуациях своей практической деятельности.
Стажировку студенты факультета сервиса проходят на предприятиях туриндустрии после окончания 2-го года обучения. Стажировка позволяет использовать эффект «сжатого времени», что дает возможность проследить связь между действиями и последствиями. В ходе стажировки студенты знакомятся с опытом работы на предприятиях Греции, США, Франции, Португалии. Таким образом, формируются представление о важности и значимости межкультурной коммуникации, ответственное отношение к получению знаний и стремление к развитию профессиональной компетентности.
Внедрение инновационных технологий способствует росту самооценки студентов как будущих специалистов и их успешному вхождению в профессиональную деятельность. Диагностическим приёмом самооценки личности могут стать методики: «Само-презентация», «Моя визитная карточка»,
«Мой образ в глазах других людей» и др., где студенты показывают во всем многообразии себя как профессионально направленную личность.
Таким образом, стимулируя студентов к саморазвитию, мы получаем положительную динамику роста самооценки будущего специалиста туриндустрии (см. рис., с. 111).
При использовании методов стимулирования формирования коммуникативной компе-
тентности в процессе преподавания психологических дисциплин, студенты получают разностороннюю подготовку и изначально имеют больше возможностей для успешного интегрирования в туриндустрию. Все это позволяет обеспечить выживание в условиях жесткой конкуренции и в кратчайшие сроки внести коррективы в практическую деятельность в соответствии с изменившимися обстоятельствами.
Литература
1. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психология личности в конфликте : учеб пособие. 2-е изд. - СПБ.: Питер, 2004. - 224 с.
2. Грейдина Н. Л. Основы коммуникативной презентации. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2005. - 380 с.
3. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. - СПб.: Питер, 2008. - 190 с.
4. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.
5. Зайцева Н. А. Исследование особенностей подготовки кадров для предприятий сферы услуг в рамках трансграничного сотрудничества // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. -2013. - Вып. 5: Педагогические и психологические науки. - С. 116-121.
6. Пиз А. Язык телодвижений. - М.: Эксмо, 2002. - 224 с.
7. Розанова В.А. Психология управления : учеб. пособие. - 5-е изд. доп. и перераб. - М.: Альфа-Пресс, 2008. - 384 с.