Научная статья на тему 'Методы стимулирования формирования коммуникативной компетентности в процессе преподавания психологических дисциплин'

Методы стимулирования формирования коммуникативной компетентности в процессе преподавания психологических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ ТУРИНДУСТРИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ / САМОРАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SELF‑DEVELOPMENT / EXPERTS IN TOURISM INDUSTRY / COMMUNICATIVE COMPETENCE / STIMULATION METHODS / INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перепёлкина Наталья Олеговна, Мутавчи Еликанида Павловна

В статье показаны эффективные методы достижения высокого уровня коммуникативной компетентности у студентов – будущих специалистов туриндустрии в процессе преподавания им психологических дисциплин. Обсуждается образовательная деятельность, осуществляемая с результативным использованием инновационных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перепёлкина Наталья Олеговна, Мутавчи Еликанида Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of stimulation of communicative competence development in teaching psychological disciplines

The paper shows effective techniques of achieving the high level of communicative competence of students (future specialists in tourism industry) in the process of teaching them psychological disciplines. The author discusses educational activities carried out with effective use of innovative technologies

Текст научной работы на тему «Методы стимулирования формирования коммуникативной компетентности в процессе преподавания психологических дисциплин»

Н. О. Перепёлкина, Е. П. Мутавчи

(Калининград)

Методы стимулирования формирования коммуникативной

КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

В статье показаны эффективные методы достижения высокого уровня коммуникативной компетентности у студентов - будущих специалистов туриндустрии в процессе преподавания им психологических дисциплин. Обсуждается образовательная деятельность, осуществляемая с результативным использованием инновационных технологий

Модернизация образования обеспечивает повышение уровня профессионального образования. Одним из важных критериев успешного интегрирования выпускников в турин-дустрию является качество их коммуникативной компетентности. В этой связи использование методов стимулирования в учебнопознавательной деятельности является основной составляющей процесса формирования компетентного специалиста.

В нескольких российских регионах было проведено изучение мнения работодателей из сферы туризма о том, какие профессиональные и личностные характеристики для них имеют наибольшее значение при приеме выпускников профильных вузов на работу. Было проанализировано 320 предприятий туризма и гостиничного бизнеса. Наибольшую оценку работодатели выставили «коммуникабельности». Также высоко отмечена «ориентация на потребности клиента» [5, с. 117118].

Коммуникативная компетентность специалиста сферы гостеприимства представляет собой способность грамотно расставлять приоритеты, выражать свою позицию, владеть техникой речи, анализировать конфликты и подбирать оптимальные пути решения проблемы в ситуациях, специфичных для сферы гостеприимства.

Постоянное внимание преподавателя к повышению уровня коммуникативной компетентности студентов вызовет у них заинтересованность в том, чтобы найти психологический подход к гостю, создать положительный эмоциональный фон при общении с клиентом, внимательно выслушать гостя, доступно объяснить, владеть техникой речи, мимикой

и жестами, анализировать и решать конфликты.

На факультете сервиса Балтийского федерального университета им. И. Канта учебный план предусматривает преемственность преподавания дисциплин: «Основы психологии», «Психодиагностика», «Основы делового общения», «Психологический практикум», «Психология гостеприимства». Учебный процесс нацелен на формирование умений и навыков, важных для успешного межличностного общения в условиях профессиональной деятельности: поведение в коллективе, ведение переговоров, разрешение конфликтов и т.д.

В ФГОС ВПО третьего поколения туристского образования на первый план выдвигается приоритет практических занятий над лекционными. Таким образом, возникает необходимость формирования методов, стимулирующих инициативу студентов в ходе занятий.

Для создания благоприятной моральнопсихологической обстановки в процессе формирования коммуникативной компетентности нами были выявлены наиболее эффективные методы стимулирования инициативы студентов.

Учет индивидуальных особенностей студентов - основной принцип успешной деятельности преподавателя. В условиях проведения практических занятий бывает трудно акцентировать внимание на индивидуальность каждого участника. Поэтому возникает необходимость кроме традиционных методов обучения использовать интерактивные методы: тренинги и деловые игры как комплекс мероприятий, позволяющих раскрыть способности студентов; при этом необходимо

учитывать уровень знаний как отдельного студента, так и всей группы в целом, желание вступать в межличностную коммуникацию. Если игровое взаимодействие проводится с учетом индивидуальных особенностей, то в результате мы получим высокую мотивацию студента к дальнейшему обучению.

Важно выявить и делать упор на те стимулы, которые в наибольшей степени способствуют росту самоуважения каждого студента и его желания добиться выполнения поставленной цели.

Студенты с развитым чувством самоуважения, как правило, склонны к высокой коммуникативной деятельности.

Самоуважение выражается в эмоциональном отношении к себе (например, чем меньше себя ценим, тем больше опасаемся других, стремясь самоутвердиться, принижая своих партнеров). Также самоуважение зависит от уровня компетентности, который мы ощущаем, сравнивая себя с другими. Высокий уровень коммуникативной компетентности и самоуважение - взаимообусловленные единицы. Когда студенты хорошо справляются с выполнением задачи, они получают возможность повысить свое уважение к себе.

На практических занятиях по психологическим дисциплинам используется ряд методов стимулирования самоуважения:

- необходимо снять напряжение, научиться принимать самого себя как полноценно развитую личность и заставить других участников уважать себя как равноправного собеседника (примером могут послужить тренинги «Что в имени тебе моём!», «Пять самых лучших моих качеств» и др.);

- следует развивать у студентов само-одобрение, помочь им осознать влияние личностного опыта на формирование индивидуальности в срезе положительных ощущений («Самый счастливый ... в моей жизни», «Поступок, которым я горжусь» и др.);

- нужно следить за правильным развитием способности самораскрываться и делиться чувствами с другим человеком («Поверь в себя», «Докажи обратное» и др.);

- помочь принять себя со всеми своими достоинствами и недостатками (проективные методики);

- научить освобождаться от негативных мыслей о прошлых поступках («Другая сторона медали», «Недостатки как продолжение достоинств» и др.).

В процессе такой работы студенты меняют отношение как к себе, так и к окружению в целом, что способствует более эффективному достижению поставленной цели.

Существенным также является создание условий для проявления профессиональной коммуникативной компетентности.

Профессиональная деятельность педагога, призванного способствовать повышению коммуникативной компетентности студентов, невозможна без межличностного взаимодействия и создания благоприятного психологического микроклимата.

В такой ситуации главная задача состоит в ликвидации разрыва между перспективным и существующим профессионально-квалификационным уровнем студентов. Это достигается путем соответствующего подбора активных методов обучения с целью обеспечения того уровня компетентности, который требуется будущим специалистам в перспективе.

Тренинги и деловые игры посвящены обучению на развитие межличностного общения. Эти занятия нацелены на формирование умений и навыков, необходимых для успешной деятельности в сфере туриндустрии: устанавливать контакт с гостями и уметь учитывать их желания и мотивы. Кроме того студенты учатся воспитывать в себе положительный настрой: доброжелательность, приветливость, спокойствие, вежливость, тактичность, дисциплинированность и т.д. Общая структура занятий по формированию коммуникативной компетентности представлена в таблице.

Образовательная деятельность осуществляется более результативно, если использовать методы эмоционального стимулирования.

В данном случае преподавателю необходимо обеспечить студентам положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность. Это способствует созданию ситуаций успеха в обучении. Такой метод не только предполагает активизацию когнитивных способностей, но и возникновение уверенности в своих силах.

Для создания ситуации успеха мы используем поэтапный подход: студентам подбираются задания нарастающей сложности и с альтернативными вариантами решения. В первую очередь предлагаются несложные упражнения, обеспечивающие участие в работе большинства студентов. Далее будут испыта-

Таблица

Система занятий по формированию коммуникативной компетентности студентов

Практические занятия 2 курс 3 курс 4 курс

1 2 3 4

Лекция -«консультация» Основные телесные сигналы функциональноэмоционального состояния человека [6] Теория влияния внешнего облика и речевого поведения специалиста туриндуст-рии. Выявление и предотвращение манипулирования и психологического давления при деловых переговорах [1] Содержание и разновидности внешнего облика человека: мобилизация, как состояние готовности к предстоящим действиям; эмоциональное состояние; мимика, жесты, выражение глаз

Лекция - «мозговая атака» Определение типа характера человека с использованием заготовленных фотографий Психологический конфликт и пути его благоприятного разрешения. Стресс и пути предупреждения конфликта Этика делового общения

Лекция -«дискуссия» Дискуссия на тему: «Восприятие человека человеком», «Ваш психологический тип» и др. Поведение человека как проявление отношения к чему-либо или к кому-либо. Внутреннее (система взглядов, убеждений и т.д.) и внешнее (мимика, жесты, поза, походка, осанка, речь) поведение Поведение в процессе взаимодействия специалиста туриндустрии с потребителем услуг. Совместный просмотр видеозаписи какого-либо интервью. Анализ состояния участников

Тренинги Тренинги: по диагностике поведения; по практическому оказанию влияния на человека своим поведением; на развитие способностей бесконфликтного общения Тренинги, формирующие положительную мотивацию в определенной деятельности Тренинги межкультурных отношений, направленные на умение рационального поведения в конфликте

Работа в группах Психогимнастическое занятие. Анализ реальных примеров случайных рисунков. Упражнения на закрепление навыков грамотной и правильной речи Коммуникативные техники выявления потребностей клиента, а также техники воздействия на клиента Тренинг - конкурс «Деловые переговоры» [4]

Имитационные игры «Кораблекрушение», «Воздушный шар», «ЧП на луне», «Флеш!» и др. «Машина времени», «Формула личности», «Прием гостей» и др. «Необитаемый остров», «Мне необходима помощь!», «Новая гостиница» и др.

Ситуационноролевые игры «Паспорт проблемы», «Рефрейминг», «Матрешка» и др. «Шантаж», «Жалоба», «Прием на работу» и др. «Артель туристов», «Никогда не говори „Никогда"!», «Поручение задания подчинённому», «СЛАЛОМ» и др.

Проектная деятельность Определение эмоциональных состояний и прогноз поведения человека по комплексам невербальных признаков. Разработать анкету, направленную на изучение особенностей эмоционального состояния студентов в период зачетно-экзаменационной сессии. «Презентация нового туристского маршрута» Рекламный ролик о гостинице

Таблица (продолжение)

1 2 3 4

Деловые игры «Лидер переговоров», «Личный багаж», «Трудный разговор», «Групповой портрет», «Самопрезента-ция» [2], «Моя визитка» и др. «Гений маркетинга», «Круиз», «Скульптура конфликта», «Перспективы развития туризма в регионе Ы» и др. «Эффективный коммуникатор» [3], «Кинотеатр», «Ресторан» и др.

Стажировка, практика Составить словесный портрет личности, определить тип темперамента на основе наблюдения (друга, соседа, родственника, незнакомого человека и др.). Самодиагностика по случайным непроизвольным рисункам Проведение полевого включенного наблюдения за специалистом, работающим в сфере туриндустрии с целью выделения особенностей поведения. Проведите самооценку конфликтности Поведение в процессе взаимодействия специалиста туриндустрии с потребителем услуг [7]. Посетить любую турфирму и в качестве клиента провести беседу с ее турагентом, наблюдая за особенностями поведения представителей данной профессии. Оценить свое поведение в конфликтной ситуации

Проведение «мастер- класса» Восприятие психологических качеств человека по его внешности и поведению Тренинги на формирование устойчивого эмоционального состояния в различных ситуациях Тренинги на самопознание. Тренинги личностного роста. Социально-психологический тренинг делового общения и взаимодействия

ния более сложные и объемные. Это является необходимым условием стимулирования чувства уверенности в своих знаниях и возможности обращения к своему жизненному опыту. На заключительном этапе даются задания, в которых надо объективно оценить собственные действия, ощущения (рефлексия).

Данный опыт, как правило, является для студентов достаточно сложным, поэтому для того, чтобы помочь им грамотно оценить себя со стороны и из всех альтернативных решений выбрать актуальное, мы вместе с методом эмоционального стимулирования используем метод создания альтернативного поля - пространства возможных решений. Смысл метода - стимулировать более интенсивную деятельность студентов в процессе обучения. В ходе решения заданий условно создается поле иных, креативных решений и соответственно студенты могут «шагнуть» в разные роли.

Необходимо отметить, что сильный познавательный интерес возникает у студентов при их включении в реальную жизненную деятельность. Однако нами замечено, что для преподавателя метод эмоционального стимулирования коммуникативной компетентности студентов вне стен вуза является наиболее сложным и труднореализуемым, так как,

с одной стороны, студентам нужно позволить свободно и раскованно решать различные проблемы, с другой стороны, весь этот «свободный полет» студента должен быть ограничен поставленными задачами и направлен на повышение уровня коммуникативной компетентности.

У данного метода есть определенные преимущества по сравнению с традиционной фронтальной работой - большое внимание отводится активной позиции студентов.

Вместе со студентами 4 курса был разработан ряд правил успешной коммуникативной деятельности в группе. Например:

- каждое мнение имеет право на обсуждение;

- замечания должны быть краткими и по существу;

- воздерживайтесь от оценочных суждений и выражения негативных эмоций по поводу чужого мнения;

- помните, что ваша группа работает совместно на общий результат;

- поддерживайте позитивную атмосферу, помогайте друг другу.

В процессе работы студентов в группе мы ведем наблюдение за их взаимодействием и при необходимости направляем и корректируем их действия. Полезно также поощрять

100 л

2 курс

80

5 курс

0 Заниженная самооценка Н Адекватная самооценка Ш Завышенная самооценка

Рис. Динамика развития самооценки студентов факультета сервиса (в процентах).

удачные подходы к решению задач или эффективные взаимодействия.

Опыт показал, что применение методов эмоционального стимулирования коммуникативной компетентности способствует повышению интереса к психологическим дисциплинам, стремлению к более успешному овладению общими и специальными компетенциями, повышению эффективности образовательного процесса в целом.

Отметим важность побуждения студентов к саморазвитию и самооценке. Самореализация студентов как будущих специалистов в процессе обучения зависит как от саморазвития личности в целом, так и от психофизиологических особенностей. Специалисту ту-риндустрии предстоит войти в свою профессию на высоком уровне психоэмоциональной подготовки. Следовательно, подготовка студентов в процессе практических занятий должна осуществляться с использованием инновационных технологий саморазвития и самореализации в системе «человек-человек». В процессе обучения студент включен во многие виды деятельности, в которых необходимо установить педагогическое сотрудничество. Такая ситуация способствует совершенствованию коммуникативной компетентности в нужном направлении и помогает решить проблему непрерывной мотивации совершенствования саморазвития.

В понятиях «самостоятельность», «саморазвитие», «самооценка» центральное место занимает составляющее «само», требующее максимального включения личности в процесс профессиональной подготовки: студент должен уметь грамотно расставить приори-

теты, принимать обоснованные решения, отстаивать свою точку зрения, устанавливать контакт Кроме того студенты учатся воспитывать в себе положительный настрой: доброжелательность, приветливость, спокойствие, вежливость, тактичность, дисциплинированность и т.д.

Адаптация студентов высшей школы к учебному процессу заканчивается в середине 2-го курса. В это время необходимо формировать стратегию профессионального поведения, которая позволит будущему специалисту самореализовываться, оптимизируя личные психологические возможности в конкретных ситуациях своей практической деятельности.

Стажировку студенты факультета сервиса проходят на предприятиях туриндустрии после окончания 2-го года обучения. Стажировка позволяет использовать эффект «сжатого времени», что дает возможность проследить связь между действиями и последствиями. В ходе стажировки студенты знакомятся с опытом работы на предприятиях Греции, США, Франции, Португалии. Таким образом, формируются представление о важности и значимости межкультурной коммуникации, ответственное отношение к получению знаний и стремление к развитию профессиональной компетентности.

Внедрение инновационных технологий способствует росту самооценки студентов как будущих специалистов и их успешному вхождению в профессиональную деятельность. Диагностическим приёмом самооценки личности могут стать методики: «Само-презентация», «Моя визитная карточка»,

«Мой образ в глазах других людей» и др., где студенты показывают во всем многообразии себя как профессионально направленную личность.

Таким образом, стимулируя студентов к саморазвитию, мы получаем положительную динамику роста самооценки будущего специалиста туриндустрии (см. рис., с. 111).

При использовании методов стимулирования формирования коммуникативной компе-

тентности в процессе преподавания психологических дисциплин, студенты получают разностороннюю подготовку и изначально имеют больше возможностей для успешного интегрирования в туриндустрию. Все это позволяет обеспечить выживание в условиях жесткой конкуренции и в кратчайшие сроки внести коррективы в практическую деятельность в соответствии с изменившимися обстоятельствами.

Литература

1. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психология личности в конфликте : учеб пособие. 2-е изд. - СПБ.: Питер, 2004. - 224 с.

2. Грейдина Н. Л. Основы коммуникативной презентации. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2005. - 380 с.

3. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. - СПб.: Питер, 2008. - 190 с.

4. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.

5. Зайцева Н. А. Исследование особенностей подготовки кадров для предприятий сферы услуг в рамках трансграничного сотрудничества // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. -2013. - Вып. 5: Педагогические и психологические науки. - С. 116-121.

6. Пиз А. Язык телодвижений. - М.: Эксмо, 2002. - 224 с.

7. Розанова В.А. Психология управления : учеб. пособие. - 5-е изд. доп. и перераб. - М.: Альфа-Пресс, 2008. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.