Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта посредством активных методов обучения'

Формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта посредством активных методов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / ТРЕНИНГ / COMMUNICATIVE COMPETENCY / PHYSICAL TRAINING AND SPORT SPECIALIST / ACTIVE METHODS OF LEARNING / EDUCATIONAL OBJECTIVES / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурнин Д. И.

В статье раскрыто содержание программы, которая была реализована в ходе изучения психолого-педагогических дисциплин. Целью программы являлось комплексное формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта на основе активных методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сурнин Д. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVE METHODS OF TRAINING TO FORM COMMUNICATION COMPETENCY OF FUTURE PHYSICAL TRAINING AND SPORT SPECIALISTS

The article reveals the syllabus content which was implemented in the study of psychological and pedagogical disciplines. The syllabus aims at a complex formation of communicative competency of future physical training and sports specialists, based on active methods of learning.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта посредством активных методов обучения»

УДК 378:796

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ПОСРЕДСТВОМ

АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

© 2012 Д.И.Сурнин

Тольяттинский государственный университет

Статья поступила в редакцию 05.12.2011

В статье раскрыто содержание программы, которая была реализована в ходе изучения психолого-педагогических дисциплин. Целью программы являлось комплексное формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта на основе активных методов обучения. Ключевые слова: коммуникативная компетентность, специалист физической культуры и спорта, активные методы обучения, педагогические задачи, тренинг.

Значение коммуникативной компетентности в профессиональной подготовке будущих специалистов физической культуры и спорта обусловлено тем, что с одной стороны деятельность педагога зависит от успешной коммуникации, так как это профессия в системе «человек-человек», где общение является одной из значимых категорий. С другой стороны Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) как второго (2000 г.), так и третьего (2007 г.) поколения предъявляет требований к знаниям, умениям и навыкам профессиональной коммуникации, что отражено в блоке профессиональной подготовленности выпускника (пункт 7.1).

Однако результаты, полученные на этапе констатирующего эксперимента показали, что коммуникативная компетентность у обследуемых студентов находится на довольно низком уровне. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что разговорный стиль общения студентов всех курсов обучения (1 - 5 курс), изученный на основе методики В.Ф.Русецкого, отличается употребление преимущественно простых предложений, просторечных слов и оборотов, а также проявления в разговоре грубых нарушений литературной нормы. Процент использования литературно-разговорного стиля начинает увеличиваться лишь к 4-му курсу и продолжается до окончания университета.

Оценка тестовой карты коммуникативной деятельности, разработанной на основе анкеты А.А.Леонтьева, студентов, как младших, так и старших курсов находится в пределах 20 - 34 баллов, что отражает удовлетворительный уро-

Сурнин Дмитрий Игоревич, аспирант кафедры физической культуры и спорта. E-mail: surnindima@gmail. com

вень владения приемами общения. При этом данные самооценки возможностей педагогического общения отражают высокий уровень коммуникативных умений и способностей, что говорит об отсутствии самонаблюдения и как следствие адекватной самооценки, что находит подтверждение в результатах диагностики рефлексии и самоконтроля в общении.

Показатели уровня развития рефлексии, по методике А.В.Карпова, отразили положительную динамику результатов начиная с 4-го курса, однако, несмотря на это даже на 5-ом курсе рефлексия проявляется со знаком «-», что отражает низкий уровень анализа прошлых ошибок, что имеет большое значение в решении проблемных ситуаций в ходе педагогического общения. Ведь отсутствие рефлексии приводит к возникновению конфликтных ситуаций в ходе осуществления профессиональной деятельности, причиной чего, на наш взгляд, является позиции педагога: «Я учитель - значит я прав!»

Оценка самоконтроля в общении, характеризовалась положительной динамикой и к 4 - 5 курсам находилась на среднем уровне, при этом сохранялась несдержанном в эмоциональных проявлениях и неумение считаться с окружающими людьми. Эти данные, в ходе дальнейшего исследования, нашли отражение в результатах теста «Самоактуализация», где очень ярко проявился показатель «Самоуважение». Связано это с тем, что данная шкала определяет наличие определенных свойств личности характеризующих спортивный характер. Однако дальнейшее исследование показало, что не менее ярко выражен, оказался и показатель «Принятия агрессии», который характеризует способность проявлять агрессию и оправдывать ее, принимая за данность как природное человеческое качество. В данном случае следует отметить, что испытуемыми являлись студенты факультета физической культуры, многие из которых являлись

действующими спортсмена, зачастую высокого профессионального мастерства, а многие виды спорта, особенно на высокой квалификации, влияют на проявление такого качество как агрессивность, что и подтвердилось результатами тестирования. Поэтому в ходе внедрения разработанной программы мы активно следили за снижением результатов по данному компоненту.

Таким образом, полученные данные позволили сделать вывод, что имея достаточный терминологический запас, в различных изменяющихся речевых ситуациях студенты не всегда грамотно пользуются профессиональную речь. И не зависимо от курса обучения не всегда владеют даже основами литературного языка (правильность, целесообразность), что не дает возможности осуществлять профессиональные функции на высоком уровне.

Причиной низкого уровня сформированно-сти коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта, на наш взгляд, является несколько факторов: 1) отсутствие в учебном плане дисциплин направленных на формирование профессиональной речи; 2) неиспользование в полной мере возможности межпредметной и внутрипредмет-ной интеграции изучаемых дисциплин; 3) использование преподавателями классно-урочной формы занятий, лекционного типа; 4) неучиты-вание при подготовке специалистов данной сферы разнообразных функций их деятельности. Следовательно, формирование коммуникативной культуры связано в первую очередь с улучшением качества учебной деятельности на уровне информации и на уровне ее осмысления, с усилением в ней значимости активных методов обучения, направленных на самостоятельное творческое мышление. Где нет заранее подготовленных и жестко очерченных учебных структур. Кроме того, обучение направленно на не запоминание решения отдельных задач, а на отработку навыков постановки проблем и подбора средств и методов их решения. В связи с этим нами было определено, что использование активных методов и форм обучения позволят значительно повысить интерес к дисциплинам психолого-педагогического блока и реализовать программу, направленную на формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта.

Использование активных методов обучения, направленных на самостоятельное творческое мышление, было связано первую очередь с улучшением качества учебной деятельности на уровне информации и на уровне ее осмысления, так как нет заранее подготовленных и жестко очерченных учебных структур. Кроме того, обучение было направленно на не запоминание

решения отдельных задач, а на отработку навыков постановки проблем и подбора средств и методов их решения. Подбор активных методов при этом был основан на особенностях профессиональная деятельность специалиста по физической культуре и спорту, которая, по мнению С.А.Хазовой, требует наличия у него широкого спектра коммуникативных знаний, умений и навыков, в том числе: 1) использовать беседу и убеждение как основные методы управления коллективом; 2) обладать авторитарными способностями и умениями адекватно использовать наставления, совета, указания и замечания;

3) ориентироваться в социальных ситуациях;

4) определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей; 5) выбирать адекватные способы обращения с другими людьми и реализация этих способов в процессе взаимодействия; 6) устанавливать психологический контакт; 7) использовать ораторские способности в публичной ситуации; 8) регулировать и предупреждать возникновение конфликтов; 9) вести переговоры и пресс конференций1.

Внедрение программы было реализовано на базе факультета физической культуры и спорта Тольяттинского государственного университета в период с 2009 - 2011 гг. В ходе внедрения программы нами активно использовалось такое средство как игры, которые на основе анализа и обобщения проблемного, игрового и исследовательского методов обучения были разделены на следующие группы: 1) учебно-деловые игры (создают предметный и социальный контекст будущей профессиональной деятельности, т.к. усвоение новых знаний накладывается на канву имитируемых профессиональных действий, обеспечивая переход познавательной мотивации студента к мотивации профессиональной);

2) профессиональные игры (предназначены для развития творческого мышления, формирования практических умений и навыков в различных видах профессиональной деятельности);

3) проблемно-деловые игры (призваны решать реальные проблемы, возникающие в нашем развитии, а основной целью этих игр является формирование умений применять методы исследования изучаемой дисциплины с использованием материалов учебного предмета);

4) блиц-игра (проводится для решения конкретной, узкой задачи, направленной на формирование логического и творческого мышления, а также навыков коллективного общения);

5) ролевые игры (использование данного вида игры определено циклом психолого-педа-

1 Хазова С.А. Развитие конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту в процессе профессиональной подготовки: монография - Майкоп: 2011.

гогических дисциплин, содержание которых позволяет создать жизненную и профессиональную ситуацию); 6) ситуационные игры (это игры, в которых можно сформулировать прак-тико-ориентированные ситуации, проиграть их, а затем проанализировать, основываясь на полученных знаниях в ходе учебной деятельности и педагогической практики).

При этом следует отметить, что все игры и задания были построены на основе особенностей профессиональной деятельности специалиста физической культуры и спорта, что невозможно без интеграции различных дисциплин являющейся следующим условием формирования коммуникативной компетентности в вузе.

Задачи ситуативного характера в педагогическом общении наиболее четко раскрывают коммуникативную компетентность специалиста физической культуры и спорта. Из всего многообразия педагогического контакта наиболее важными и ответственными являются: «педагог-ученик», «педагог-педагог». Решение задач педагогического общения рассматривается нами не только как нахождение путей выхода из сложной ситуации, но и как умение находить и реа-лизовывать средства и методы, стимулирующие познавательную активность учащихся, для формирования положительной мотивационной сферы с учетом их индивидуальных психических особенностей.

Для этого мы использовали методику обучения педагогическому общению, которая была построена на основе практических заданий И.П.Волкова и включала в себя три раздела: 1) Обучение умению преодолевать трудности педагогического общения. Целью данных заданий является формирование у будущих специалистов по физической культуре и спорту, адекватную психолого-педагогическую установку в общении «на ученика», создание у студентов представления о «техниках слушания», способствующих или затрудняющих понимание собеседника, формирование умения активного слушания ученика, коллеги, партнера. 2) Обучение педагогическим умениям выслушивать учеников и вести с ними воспитательную беседу. Целью данных заданий является формирование умение выслушивать другого и вести беседу. 3) Метод анализа конкретных ситуаций в педагогическом общении тренера со спортсменами. Цель и практическая значимость данного задания состоит в том, чтобы создать у студентов установку на необходимость овладения умениями педагогического взаимодействия с учениками, что достигается при образовании навыка анализировать конкретные ситуации общения в спорте. В практике спортивно-педагогического общения периодически возникают трудности

взаимопонимания и даже конфликтные ситуации скрытого и реже открытого характера. Метод анализа конкретных ситуаций учит отвечать на вопросы не одним однозначным ответом, «да» или «нет», а несколькими их вариантами)2.

Следующим разделом программы являлось использование такого средства как - коммуникативный тренинг. Основная цель, которую мы преследовали, включая тренинги в занятия по психолого-педагогическим дисциплинам, заключалась в стремлении помочь творческому саморазвитию студентов путём снятия ограничений, комплексов, мешающих раскрытию внутреннего резерва, потенциала личности. Адаптированный нами вариант психогимнастических упражнений, предлагаемых Н.Ю.Хря-щевой, мы разделили на три группы, так как каждое упражнение несет в себе определенную целевую установку: 1) упражнения на установление контакта, понимания эмоционального состояния, умения слушать другого человека; 2) упражнения, направленные на развитие наблюдательской сензитивности, а также способности понимать состояния и отношения людей и групп; 3) упражнения, формирующие обратную личностную связь3.

Главной задачей тренинга являлось уточнение, конкретизация и расширение системы знаний о себе, своего «Я - образа» как личности; адекватное оценивание своих возможностей и способностей; закрепление «Я - концепции» в конкретных ситуациях взаимодействия и общения, отработка навыков эффективной саморегуляции, а, следовательно, и саморазвития.

По мнению С.А.Хазовой использование специальных психологических тренингов позволяет осваивать студентам способы и методы диагностики, развивать необходимые качеств личности, а также способствует развитию и саморазвитию конкурентоспособности4.

В заключение следует отметить, что в связи с практической направленностью разработанной программы основным способом организации учебной деятельности являлись упражнения, поэтому мы стремились разнообразить их, побуждая студентов к творческому саморазвитию. Для этого нами также использовались разнообразные формы проблемного семинарского занятия беседа, обсуждение докладов, свободная дискуссия, решение проблемных задач, реше-

2 Практикум по спортивной психологии / Под ред. Н.И.Волкова. - СПб.: 2002.

3 Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. - СПб.: 2000.

4 Хазова С.А. Технологические основы подготовки конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2011. - №1.

ние педагогических задач с элементами исследования, выполнение индивидуальных коммуникативных заданий, развивающих ситуациями социального взаимодействия в условиях профессиональной деятельности. Помимо этого, взамен лекций, направленных на передачу предметного материала, нами были разработаны лекции, освещающие главные моменты курса. Предметный материал студенты должны изучить самостоятельно, по учебникам и литературным источникам, обязательно по проблемной лекции по данному вопросу.

Использовались также разнообразные формы проблемного семинарского занятия беседа, обсуждение докладов, свободная дискуссия, решение проблемных задач с элементами исследования, обсуждение научной литературы, рефератов, теоретическая конференция, проблемный анализ актуальных статей - все в той или иной степени формирует интеллектуальную культуру и мировоззрение будущего специалиста, понимание методологии науки, аналитические способности.

Особое внимание было уделено такому фактору как наличие субъект-субъектных отношений в системе педагог - студент, так как для эффективного формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста особое значение имеет научный диалог или в прямом смысле - дискуссия двух преподавателей, сопоставление разных точек зрения, публицистическая эмоциональность в изложении материала.

Подводя итог, можно сказать, что коммуникативная компетентность будущего специалиста не исчерпывается узкопрофессиональными рамками. От него требуется осмысление широкого аспекта социальных, психологических, педагогических и других проблем, сопряженных с самообразованием и самовоспитанием личности. Поэтому данный процесс представляет собой интеграцию таких содержательных компонентов компетентности, как любовь к своей профессии, ведущая к потребности самосовершенствования и основательная психолого-педагогическая подготовка.

ACTIVE METHODS OF TRAINING TO FORM COMMUNICATION COMPETENCY OF FUTURE PHYSICAL TRAINING AND SPORT SPECIALISTS

© 2012 D.I.Surnin"

Togliatti State University

The article reveals the syllabus content which was implemented in the study of psychological and pedagogical disciplines. The syllabus aims at a complex formation of communicative competency of future physical training and sports specialists, based on active methods of learning.

Keywords: communicative competency, physical training and sport specialist, active methods of learning, educational objectives, training.

Dmitriy Igorevich Surnin, Post-graduate Student of the Physical Training and Sport department of Togliatti State University. E-mail: surnindima@gmail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.