УДК 378:796
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ПОСРЕДСТВОМ
АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
© 2012 Д.И.Сурнин
Тольяттинский государственный университет
Статья поступила в редакцию 05.12.2011
В статье раскрыто содержание программы, которая была реализована в ходе изучения психолого-педагогических дисциплин. Целью программы являлось комплексное формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта на основе активных методов обучения. Ключевые слова: коммуникативная компетентность, специалист физической культуры и спорта, активные методы обучения, педагогические задачи, тренинг.
Значение коммуникативной компетентности в профессиональной подготовке будущих специалистов физической культуры и спорта обусловлено тем, что с одной стороны деятельность педагога зависит от успешной коммуникации, так как это профессия в системе «человек-человек», где общение является одной из значимых категорий. С другой стороны Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) как второго (2000 г.), так и третьего (2007 г.) поколения предъявляет требований к знаниям, умениям и навыкам профессиональной коммуникации, что отражено в блоке профессиональной подготовленности выпускника (пункт 7.1).
Однако результаты, полученные на этапе констатирующего эксперимента показали, что коммуникативная компетентность у обследуемых студентов находится на довольно низком уровне. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что разговорный стиль общения студентов всех курсов обучения (1 - 5 курс), изученный на основе методики В.Ф.Русецкого, отличается употребление преимущественно простых предложений, просторечных слов и оборотов, а также проявления в разговоре грубых нарушений литературной нормы. Процент использования литературно-разговорного стиля начинает увеличиваться лишь к 4-му курсу и продолжается до окончания университета.
Оценка тестовой карты коммуникативной деятельности, разработанной на основе анкеты А.А.Леонтьева, студентов, как младших, так и старших курсов находится в пределах 20 - 34 баллов, что отражает удовлетворительный уро-
Сурнин Дмитрий Игоревич, аспирант кафедры физической культуры и спорта. E-mail: surnindima@gmail. com
вень владения приемами общения. При этом данные самооценки возможностей педагогического общения отражают высокий уровень коммуникативных умений и способностей, что говорит об отсутствии самонаблюдения и как следствие адекватной самооценки, что находит подтверждение в результатах диагностики рефлексии и самоконтроля в общении.
Показатели уровня развития рефлексии, по методике А.В.Карпова, отразили положительную динамику результатов начиная с 4-го курса, однако, несмотря на это даже на 5-ом курсе рефлексия проявляется со знаком «-», что отражает низкий уровень анализа прошлых ошибок, что имеет большое значение в решении проблемных ситуаций в ходе педагогического общения. Ведь отсутствие рефлексии приводит к возникновению конфликтных ситуаций в ходе осуществления профессиональной деятельности, причиной чего, на наш взгляд, является позиции педагога: «Я учитель - значит я прав!»
Оценка самоконтроля в общении, характеризовалась положительной динамикой и к 4 - 5 курсам находилась на среднем уровне, при этом сохранялась несдержанном в эмоциональных проявлениях и неумение считаться с окружающими людьми. Эти данные, в ходе дальнейшего исследования, нашли отражение в результатах теста «Самоактуализация», где очень ярко проявился показатель «Самоуважение». Связано это с тем, что данная шкала определяет наличие определенных свойств личности характеризующих спортивный характер. Однако дальнейшее исследование показало, что не менее ярко выражен, оказался и показатель «Принятия агрессии», который характеризует способность проявлять агрессию и оправдывать ее, принимая за данность как природное человеческое качество. В данном случае следует отметить, что испытуемыми являлись студенты факультета физической культуры, многие из которых являлись
действующими спортсмена, зачастую высокого профессионального мастерства, а многие виды спорта, особенно на высокой квалификации, влияют на проявление такого качество как агрессивность, что и подтвердилось результатами тестирования. Поэтому в ходе внедрения разработанной программы мы активно следили за снижением результатов по данному компоненту.
Таким образом, полученные данные позволили сделать вывод, что имея достаточный терминологический запас, в различных изменяющихся речевых ситуациях студенты не всегда грамотно пользуются профессиональную речь. И не зависимо от курса обучения не всегда владеют даже основами литературного языка (правильность, целесообразность), что не дает возможности осуществлять профессиональные функции на высоком уровне.
Причиной низкого уровня сформированно-сти коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта, на наш взгляд, является несколько факторов: 1) отсутствие в учебном плане дисциплин направленных на формирование профессиональной речи; 2) неиспользование в полной мере возможности межпредметной и внутрипредмет-ной интеграции изучаемых дисциплин; 3) использование преподавателями классно-урочной формы занятий, лекционного типа; 4) неучиты-вание при подготовке специалистов данной сферы разнообразных функций их деятельности. Следовательно, формирование коммуникативной культуры связано в первую очередь с улучшением качества учебной деятельности на уровне информации и на уровне ее осмысления, с усилением в ней значимости активных методов обучения, направленных на самостоятельное творческое мышление. Где нет заранее подготовленных и жестко очерченных учебных структур. Кроме того, обучение направленно на не запоминание решения отдельных задач, а на отработку навыков постановки проблем и подбора средств и методов их решения. В связи с этим нами было определено, что использование активных методов и форм обучения позволят значительно повысить интерес к дисциплинам психолого-педагогического блока и реализовать программу, направленную на формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта.
Использование активных методов обучения, направленных на самостоятельное творческое мышление, было связано первую очередь с улучшением качества учебной деятельности на уровне информации и на уровне ее осмысления, так как нет заранее подготовленных и жестко очерченных учебных структур. Кроме того, обучение было направленно на не запоминание
решения отдельных задач, а на отработку навыков постановки проблем и подбора средств и методов их решения. Подбор активных методов при этом был основан на особенностях профессиональная деятельность специалиста по физической культуре и спорту, которая, по мнению С.А.Хазовой, требует наличия у него широкого спектра коммуникативных знаний, умений и навыков, в том числе: 1) использовать беседу и убеждение как основные методы управления коллективом; 2) обладать авторитарными способностями и умениями адекватно использовать наставления, совета, указания и замечания;
3) ориентироваться в социальных ситуациях;
4) определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей; 5) выбирать адекватные способы обращения с другими людьми и реализация этих способов в процессе взаимодействия; 6) устанавливать психологический контакт; 7) использовать ораторские способности в публичной ситуации; 8) регулировать и предупреждать возникновение конфликтов; 9) вести переговоры и пресс конференций1.
Внедрение программы было реализовано на базе факультета физической культуры и спорта Тольяттинского государственного университета в период с 2009 - 2011 гг. В ходе внедрения программы нами активно использовалось такое средство как игры, которые на основе анализа и обобщения проблемного, игрового и исследовательского методов обучения были разделены на следующие группы: 1) учебно-деловые игры (создают предметный и социальный контекст будущей профессиональной деятельности, т.к. усвоение новых знаний накладывается на канву имитируемых профессиональных действий, обеспечивая переход познавательной мотивации студента к мотивации профессиональной);
2) профессиональные игры (предназначены для развития творческого мышления, формирования практических умений и навыков в различных видах профессиональной деятельности);
3) проблемно-деловые игры (призваны решать реальные проблемы, возникающие в нашем развитии, а основной целью этих игр является формирование умений применять методы исследования изучаемой дисциплины с использованием материалов учебного предмета);
4) блиц-игра (проводится для решения конкретной, узкой задачи, направленной на формирование логического и творческого мышления, а также навыков коллективного общения);
5) ролевые игры (использование данного вида игры определено циклом психолого-педа-
1 Хазова С.А. Развитие конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту в процессе профессиональной подготовки: монография - Майкоп: 2011.
гогических дисциплин, содержание которых позволяет создать жизненную и профессиональную ситуацию); 6) ситуационные игры (это игры, в которых можно сформулировать прак-тико-ориентированные ситуации, проиграть их, а затем проанализировать, основываясь на полученных знаниях в ходе учебной деятельности и педагогической практики).
При этом следует отметить, что все игры и задания были построены на основе особенностей профессиональной деятельности специалиста физической культуры и спорта, что невозможно без интеграции различных дисциплин являющейся следующим условием формирования коммуникативной компетентности в вузе.
Задачи ситуативного характера в педагогическом общении наиболее четко раскрывают коммуникативную компетентность специалиста физической культуры и спорта. Из всего многообразия педагогического контакта наиболее важными и ответственными являются: «педагог-ученик», «педагог-педагог». Решение задач педагогического общения рассматривается нами не только как нахождение путей выхода из сложной ситуации, но и как умение находить и реа-лизовывать средства и методы, стимулирующие познавательную активность учащихся, для формирования положительной мотивационной сферы с учетом их индивидуальных психических особенностей.
Для этого мы использовали методику обучения педагогическому общению, которая была построена на основе практических заданий И.П.Волкова и включала в себя три раздела: 1) Обучение умению преодолевать трудности педагогического общения. Целью данных заданий является формирование у будущих специалистов по физической культуре и спорту, адекватную психолого-педагогическую установку в общении «на ученика», создание у студентов представления о «техниках слушания», способствующих или затрудняющих понимание собеседника, формирование умения активного слушания ученика, коллеги, партнера. 2) Обучение педагогическим умениям выслушивать учеников и вести с ними воспитательную беседу. Целью данных заданий является формирование умение выслушивать другого и вести беседу. 3) Метод анализа конкретных ситуаций в педагогическом общении тренера со спортсменами. Цель и практическая значимость данного задания состоит в том, чтобы создать у студентов установку на необходимость овладения умениями педагогического взаимодействия с учениками, что достигается при образовании навыка анализировать конкретные ситуации общения в спорте. В практике спортивно-педагогического общения периодически возникают трудности
взаимопонимания и даже конфликтные ситуации скрытого и реже открытого характера. Метод анализа конкретных ситуаций учит отвечать на вопросы не одним однозначным ответом, «да» или «нет», а несколькими их вариантами)2.
Следующим разделом программы являлось использование такого средства как - коммуникативный тренинг. Основная цель, которую мы преследовали, включая тренинги в занятия по психолого-педагогическим дисциплинам, заключалась в стремлении помочь творческому саморазвитию студентов путём снятия ограничений, комплексов, мешающих раскрытию внутреннего резерва, потенциала личности. Адаптированный нами вариант психогимнастических упражнений, предлагаемых Н.Ю.Хря-щевой, мы разделили на три группы, так как каждое упражнение несет в себе определенную целевую установку: 1) упражнения на установление контакта, понимания эмоционального состояния, умения слушать другого человека; 2) упражнения, направленные на развитие наблюдательской сензитивности, а также способности понимать состояния и отношения людей и групп; 3) упражнения, формирующие обратную личностную связь3.
Главной задачей тренинга являлось уточнение, конкретизация и расширение системы знаний о себе, своего «Я - образа» как личности; адекватное оценивание своих возможностей и способностей; закрепление «Я - концепции» в конкретных ситуациях взаимодействия и общения, отработка навыков эффективной саморегуляции, а, следовательно, и саморазвития.
По мнению С.А.Хазовой использование специальных психологических тренингов позволяет осваивать студентам способы и методы диагностики, развивать необходимые качеств личности, а также способствует развитию и саморазвитию конкурентоспособности4.
В заключение следует отметить, что в связи с практической направленностью разработанной программы основным способом организации учебной деятельности являлись упражнения, поэтому мы стремились разнообразить их, побуждая студентов к творческому саморазвитию. Для этого нами также использовались разнообразные формы проблемного семинарского занятия беседа, обсуждение докладов, свободная дискуссия, решение проблемных задач, реше-
2 Практикум по спортивной психологии / Под ред. Н.И.Волкова. - СПб.: 2002.
3 Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. - СПб.: 2000.
4 Хазова С.А. Технологические основы подготовки конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2011. - №1.
ние педагогических задач с элементами исследования, выполнение индивидуальных коммуникативных заданий, развивающих ситуациями социального взаимодействия в условиях профессиональной деятельности. Помимо этого, взамен лекций, направленных на передачу предметного материала, нами были разработаны лекции, освещающие главные моменты курса. Предметный материал студенты должны изучить самостоятельно, по учебникам и литературным источникам, обязательно по проблемной лекции по данному вопросу.
Использовались также разнообразные формы проблемного семинарского занятия беседа, обсуждение докладов, свободная дискуссия, решение проблемных задач с элементами исследования, обсуждение научной литературы, рефератов, теоретическая конференция, проблемный анализ актуальных статей - все в той или иной степени формирует интеллектуальную культуру и мировоззрение будущего специалиста, понимание методологии науки, аналитические способности.
Особое внимание было уделено такому фактору как наличие субъект-субъектных отношений в системе педагог - студент, так как для эффективного формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста особое значение имеет научный диалог или в прямом смысле - дискуссия двух преподавателей, сопоставление разных точек зрения, публицистическая эмоциональность в изложении материала.
Подводя итог, можно сказать, что коммуникативная компетентность будущего специалиста не исчерпывается узкопрофессиональными рамками. От него требуется осмысление широкого аспекта социальных, психологических, педагогических и других проблем, сопряженных с самообразованием и самовоспитанием личности. Поэтому данный процесс представляет собой интеграцию таких содержательных компонентов компетентности, как любовь к своей профессии, ведущая к потребности самосовершенствования и основательная психолого-педагогическая подготовка.
ACTIVE METHODS OF TRAINING TO FORM COMMUNICATION COMPETENCY OF FUTURE PHYSICAL TRAINING AND SPORT SPECIALISTS
© 2012 D.I.Surnin"
Togliatti State University
The article reveals the syllabus content which was implemented in the study of psychological and pedagogical disciplines. The syllabus aims at a complex formation of communicative competency of future physical training and sports specialists, based on active methods of learning.
Keywords: communicative competency, physical training and sport specialist, active methods of learning, educational objectives, training.
Dmitriy Igorevich Surnin, Post-graduate Student of the Physical Training and Sport department of Togliatti State University. E-mail: surnindima@gmail. com