ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
лировать ее основные преимущества: комфортность обучения с использованием ИКТ; лучшее восприятие учебного материала, сокращение времени на его изучение; унификация структуры и формы представления, обновление учебного материала; совместимость обучения с основным видом профессиональной деятельности; модульность и гибкость электронных учебных курсов и программ; современность электронных курсов; повышение качества образования студентов; технологичность и доступность; контроль со стороны студентов за текущей успеваемостью и графиком выполнения учебных заданий; умение работать с представителями различных культур и различных языков общения.
Реализация данных условий, по нашему убеждению, позволит изменить мотивационное отношение к учебной и будущей профессиональной деятельности, повысить уровень сформированности социокультурной компетенции, социокультурного самосознания студентов неязыковых факультетов очной и заочной формы обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Братенникова, А. Н. Метод проектов в контексте преемственности формирования ключевых компетенций / А. Н. Братенникова, Е. И. Василевская // Метод проектов. Сер. «Современные технологии университетского образования». — Минск, 2003. — Вып. 2. — С. 132—146.
2. Гузеев, В. В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения / В. В. Гузеев // Директор школы. — 1999. — № 6. — С. 33—34.
3. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 38 с.
4. Психологический словарь / под. ред В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — 2-е изд. — М. : ООО «Изд-во Астрель», 2004. — 479 с.
5. Тюников, Ю. С. Социокультурное и педагогическое проектирование: проблемы и перспективы интеграции / Ю. С. Тюников // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах : материалы междунар. науч.-метод. конф. — Сочи, 1998. — С. 22.
6. Ширшов, Е. В. Организация учебной деятельности в вузе на основе информационно-коммуникационных технологий : моногр. / Е. В. Ширшов. — М. : Унив. книга : Логос, 2006. — 272 с.
Поступила 03.07.09.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ НЕФТЕХИМИЧЕСКОМ
КЛАСТЕРЕ
М. В. Журавлева (Казанский государственный технологический
университет)
В статье представлен процесс реализации профессиональной подготовки кадров в образовательном нефтехимическом кластере. Рассмотрены его основные этапы: установления критериев профессиональной подготовки с позиций работодателей, формирования профессионально ориентированного контингента абитуриентов образовательных учреждений, организации образовательного процесса профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников.
Ключевыге слова: профессиональная подготовка; образовательный кластер; учебный процесс; интенсификация; интеграция; мониторинг.
Сегодняшний этап реформирования служат образовательные отраслевые
системы профессионального образова- кластеры, поскольку они обеспечивают
ния имеет целью создание гибких и мо- взаимодействие учреждений профессио-
бильных моделей непрерывного профес- нального образования всех уровней с
сионального образования, которые обес- предприятиями — заказчиками кадров.
печивали бы подготовку специалистов, Ранее была разработана региональная
отвечающих потребностям проводимых модель непрерывного профессиональносоциально-экономических реформ. Осно- го образования в образовательном неф-
вой для формирования таких моделей техимическом кластере Республики Та-
© Журавлева М. В., 2010
тарстан, которая предполагает организацию многоуровневой системы подготовки и переподготовки кадров. Основными задачами ее создания являются: повышение качества профессионального образования, обеспечение открытости образовательного пространства, интенсификация учебного процесса и его гибкое приспособление к требованиям рынка труда, интеграция уровней профессиональной подготовки, преемственность профессиональных образовательных программ разного уровня.
Процесс реализации профессиональной подготовки в образовательном отраслевом кластере будет включать в себя следующие этапы:
— мониторинг кадрового обеспечения предприятий отрасли, позволяющий определить их потребность в кадрах, установить перечень востребованных специальностей и оценить соответствие профессионального уровня работников предприятий современным требованиям;
— организация первоначального профессионального образования в школах кластера с целью формирования контингента абитуриентов для отраслевых учреждений профессионального образования;
— организация образовательного процесса профессиональной подготовки и переподготовки в учреждениях НПО, СПО и ВПО, входящих в кластер;
— трудоустройство выпускников с учетом уровня их подготовки на предприятиях кластера.
Кадровую обеспеченность и уровень профессиональной подготовленности работников предприятий отрасли предполагается оценивать по результатам кадрового аудита, который обязательно проводится не реже, чем один раз в пять лет.
Важной составляющей многоуровневой системы профессиональной подготовки в кластере является профильное образование учащихся школ, в основу которого заложен личностно ориентированный принцип работы с абитуриентами. Это будет способствовать преемственности между общим и профессиональным образованием, доступности высшего профессионального образования,
эффективности профессионального самоопределения школьников и осознанности их профессионального выбора, качественной подготовке к сдаче ЕГЭ, возможности получения абитуриентами дополнительных профессионально значимых предметных знаний, первому опыту научно-исследовательской работы.
Многоуровневая профессиональная подготовка в кластере предполагает следующие уровни обучения.
1-й уровень. Он реализуется в основном на базе учреждений НПО или колледжа. Пройдя его, все обучаемые в кластере получают соответствующую рабочую квалификацию. Для тех, кто не хочет продолжать обучение или не может это делать из-за отсутствия способностей, оценивающихся по итогам летней сессии, обучение заканчивается. Остальные после аттестации продолжают обучение для получения образования, соответствующего уровню СПО или ВПО.
2-й уровень. Этот уровень кластера реализуется в основном на базе учреждений СПО или колледжа. По его окончании определяется контингент студентов, который будет продолжать обучение на III курсе колледжа (СПО) или в университете (ВПО).
3-й уровень. Он соответствует обучению на III курсе колледжа с получением документа о среднем техническом образовании. Наиболее успешные учащиеся, имеющие цель продолжить образование, параллельно учатся на III курсе вуза (колледжская группа).
4-й уровень. Получение степени бакалавра в вузе. По общим итогам за четыре года обучения директоратом кластера принимается решение о возможности продолжения обучения учащимся по магистерской программе.
5-6-й уровни. Обучение в магистратуре и получение послевузовского образования.
В рамках предлагаемого подхода первые два года обучения в основном проходят на базе колледжа, третий — или в колледже, или в вузе, четвертый и выше — в вузе.
Содержание профессиональной подготовки в кластере будет формировать-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ся в компетентностном формате, что обеспечит учет требований основных участников и потребителей результатов профессионального образования и гарантирует успешную адаптацию выпускников в профессии.
Осуществить компетентностный подход в профессиональной подготовке возможно при взаимодействии учреждений профессионального образования с отраслевыми предприятиями. Основные механизмы его реализации таковы:
— взаимное согласование содержания специальной подготовки с предприятиями — потребителями специалистов на уровне учебных планов специальностей (участие в формировании критериев качества подготовки);
— использование индивидуальных планов обучения, обеспечивающих индивидуальные образовательные траектории;
— согласование с предприятиями — потребителями специалистов (заключение целевых договоров) проведения учебных занятий, прохождения всех видов практик, дипломного проектирования, обеспечивающих дальнейшую деятельность на предприятиях, определение тематики и осуществление руководства практиками и дипломными работами специалистами предприятий-заказчиков;
— привлечение ведущих специалистов предприятий к осуществлению учебного процесса;
— проектно-деятельностная подготовка.
Компетентностный подход в образовательном процессе профессиональной подготовки будет реализоваться с помощью современных педагогических технологий (личностно ориентированных, сотрудничества, проектно-деятельностного обучения), которые предполагают использование активных методов обучения (алгоритмизированного, проблемного, поискового, проектного, решения конкретных ситуационных производственных задач, выполнения творческих работ с элементами исследования); различных форм обучения (индивидуальной, групповой, фронтальной, самообразования).
На сегодняшний день значительного улучшения потребительских свойств
выпускника как продукта системы профессионального образования можно добиться, используя проектно-деятельностное обучение при подготовке кадров. Именно в этом случае формируемая в процессе обучения система знаний, умений и навыков переходит в практическую плоскость и может успешно использоваться в повседневной деятельности молодого специалиста. На данном этапе в рамках федеральной экспериментальной площадки проектно-деятельностный подход внедрен в учебный процесс Казанского государственного технологического университета. В результате стало возможным увеличить время пребывания студентов на действующих производствах до 10 мес. за счет проведения длительных стажировок. Студенты непосредственно на рабочих местах занимаются производственной деятельностью, выполнением курсового и дипломного проектирования по тематикам предприятий. Это позволяет выпускникам расширить профессиональные компетенции, осознать суть инженерной деятельности, вникнуть в специфику производственного процесса конкретного предприятия. Именно такие выпускники наиболее востребованы предприятиями.
Традиционная процедура отбора содержания образования представляет собой установление соотношения деятельностей, извлекаемых из социального опыта; функций, к выполнению которых надо готовить учащихся; системы ценностей, которую предстоит освоить. Отбор содержания обучения должен соответствовать инвариантной базисной структуре деятельности, включающей познавательную, коммуникативную, цен-ностно-ориентирующую, преобразовательную, эстетическую, физическую ее разновидности.
Специфика компетентностно-ориен-тированного содержания образования в контексте многоуровневой подготовки предполагает учет особенностей на каждом уровне формирования содержания, а также преемственности формирования компетенций при переходе с уровня на уровень. Содержательная преемственность должна выражаться в стыковке
содержания образования различных уровней и согласовании основных линий содержания. Для оптимизации учебного процесса необходимы диагностика потребностей последующего уровня и анализ исходных знаний на каждом уровне, чтобы исключить наложения и несоответствия в содержании образования.
Ключевыми для формирования содержания образования непрерывной профессиональной подготовки в кластере выступают следующие принципы:
— региональности, определяющий в содержании нефтехимическую и нефтедобывающую специфику региона;
— интенсификации обучения, предполагающий интеграцию образовательных программ различных ступеней подготовки высококвалифицированных кадров. Организация непрерывного образовательного процесса в кластере требует разработки интегрированных учебных планов: общеобразовательная профильная школа — НПО, НПО — СПО, СПО — ВПО. В настоящее время разработаны и действуют интегрированные учебные планы подготовки бакалавров и специалистов по специальности 240401 «Химическая технология органических веществ» Казанского государственного университета с Нижнекамским нефтехимическим колледжем, профессиональным лицеем № 19 г. Казани (подготовка по планам СПО — техник), Лениногор-ским нефтяным техникумом. Разработанные планы позволяют сократить подготовку в вузе на 1—1,5 года;
— интеграции различных видов профессиональной деятельности в интегрированной подготовке высококвалифицированных кадров. Данный принцип предполагает включение студентов в те общественно значимые виды учебной деятельности, которые в приближенном, условном виде специалист мог бы выполнять в сфере производства. В последнее время у учащихся ВПО наблюдается повышенный интерес к дополнительному образованию. Региональная модель профессионального образования в кластере позволяет студентам лучше ориентироваться в выборе направления дополнительного образования благодаря
наличию реальной связи с работодателями. Так, студенты, обучающиеся по специальностям 240401 «Химическая технология органических веществ» и 240403 «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов», имеют дополнительную возможность получить экономическое образование и диплом технического переводчика. В подготовке специалистов двойной компетенции весьма заинтересованы отраслевые предприятия нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса. С целью повышения конкурентоспособности выпускников в Казанском государственном технологическом университете организовано обучение студентов IV курса рабочим профессиям: аппаратчик-оператор и лаборант химического анализа;
— преемственности, призванный обеспечить непрерывное и целостное профессиональное и личностное развитие в процессе обучения и профессиональной деятельности;
— вариативности, который предполагает возможные изменения в содержании с учетом меняющихся требований к уровню профессиональной подготовки;
— индивидуализации видов, форм образовательных программ получения необходимых знаний с учетом исходного уровня подготовленности, образовательных интересов, склонностей, способностей и опыта.
Названные принципы выполняют системообразующую роль. Они ориентируют профессиональную подготовку на синтез и взаимодействие социально-экономических, технических, психолого-пе-дагогических знаний с разными соотношением, объемом, структурой и содержанием на каждой ступени образования.
Завершающим этапом профессиональной подготовки является процесс трудоустройства выпускников, который предполагается осуществлять как в период обучения, так и по его окончании. Целенаправленная профессиональная подготовка кадров, проведенная с учетом требований и заказа отраслевых предприятий, позволит сделать его логичным и успешным.
Поступила 27.04.09.
17