Научная статья на тему 'Проблемы подготовки бакалавров и магистров по направлению «Менеджмент» для российского АПК'

Проблемы подготовки бакалавров и магистров по направлению «Менеджмент» для российского АПК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АГРАРНАЯ СФЕРА ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Володина Н. Г.

Рассмотрены проблемы повышения качества подготовки выпускников вузов по направлению «Менеджмент» для аграрной сферы экономики в условиях модернизации российского высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки бакалавров и магистров по направлению «Менеджмент» для российского АПК»

УДК 378.663:005

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕНЕДЖМЕНТ» ДЛЯ РОССИЙСКОГО АПК

PROBLEMS OF TRAINING OF BACHELORS AND MASTERS IN THE DIRECTION «MANAGEMENT» FOR RUSSIAN AGRICULTURE

Володина Н.Г., доктор экономических наук, доцент

Volodina N.G., Doctor of Economics, associate professor Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева

Russian State Agrarian University - MTAA named after K.A.Timiryazev

Рассмотрены проблемы повышения качества подготовки выпускников вузов по направлению «Менеджмент» для аграрной сферы экономики в условиях модернизации российского высшего образования.

The problems of improvement quality preparation graduates in the direction "Management" for the agrarian sector of economy in the conditions of modernization of Russian higher education were considered.

Ключевые слова: менеджмент, высшее образование, аграрная сфера экономики. Keywords: management, higher education, and the agrarian sphere of economy.

Последние годы можно назвать периодом интенсивной модернизации всего российского образования, в том числе высшего. Проходящие реформы сильно затрагивают образование в сфере управления, поскольку они непосредственно связаны с процессами глобализации экономики, что требует изменять содержание и методы обучения, систему оценки и формат взаимодействия вузов с внешней средой. Не все перемены воспринимаются вузовским сообществом и работодателями однозначно. Прежде всего, это касается подготовки кадров ориентированных на отрасль. Различается точка зрения Министерства образования и науки РФ и общественности о необходимости бюджетной профильной подготовки экономистов и менеджеров, в том числе для отраслей АПК.

Отчасти решение этой проблемы связывают с введением прикладного бакалавриата. Требования к подготовке бакалавра по направлению «Менеджмент» сформулированы в ФГОС ВПО утвержденном приказом № 544 от 20 мая 2010 года. В 2014 г. будет осуществлен первый выпуск бакалавров, обучающихся по программам, сформированным на основе данного стандарта. С 1 сентября 2013 года в некоторых российских вузах проходит эксперимент по подготовке прикладных бакалавров. Ожидается, что 1 сентября 2014 года будет введен в действие новый ФГОС ВО (3+) по направлению «Менеджмент», в котором вместо одной квалификации бакалавра предусмотрены две (академический и прикладной). О результатах подготовки прикладных бакалавров можно будет говорить только через несколько лет после их первого выпуска. Сегодня педагогическое сообщество ждет большая работа по подготовке

учебно-методических материалов по новым программам. Она осложняется тем, что не решена проблема обеспечения учебно-методической литературой существующих программ бакалавриата и магистратуры. Издается множество разной литературы, сложностей с покупкой учебников нет, не принимая в расчет высокие цены. Другое дело соответствует ли она запросам покупателей. Что касается подготовки бакалавров и магистров для аграрной сферы, то следует обратить внимание на следующие проблемы:

1) часто учебники для бакалавров создаются на основе изданий предназначенных для специалистов, в результате не обоснованно завышаются объем и сложность материала;

2) по некоторым дисциплинам магистратуры нет учебников ориентированных на сельское хозяйство, поэтому по ним магистранты аграрных вузов обучаются по книгам, ориентированным на другие отрасли народного хозяйства.

Возвращаясь к проблемам подготовки бакалавров можно провести сравнительный анализ программ академического и прикладного бакалавриата (табл. 1). В проекте нового стандарта общее количество компетенций сокращено более чем в 2 раза. По сравнению с действующим документом дополнительно предусмотрена группа общепрофессиональных компетенций, одинаковых для академического и прикладного бакалавров. Профессиональные компетенции останутся только для первой квалификации, в то время как для второй вводятся профессионально-прикладные компетенции. Есть различия в области, объектах и видах профессиональной деятельности выпускников двух планируемых квалификаций.

Таблица 1 - Сравнительный анализ программ академического и прикладного бакалавриата _по направлению «Менеджмент»_

Показатель ФГОС ВПО (квалификация бакалавр) ФГОС ВО

(квалификация академический бакалавр) (квалификация прикладной бакалавр)

ОК - общекультурные компетенции 22 9

ОПК - общепрофессиональные компетенции - 7

ПК - профессиональные компетенции 50 15 -

ППК - профессионально-прикладные компетенции - - 13

Обучение осуществляется в формах обучения очной, очно-заочной или заочной очной, очно-заочной или заочной очной

Область профессиональной деятельности выпускников организации любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные), в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня в различных службах аппарата управления; органы государственного и муниципального управления; структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело организации любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные) и органы государственного и муниципального управления, в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня в различных службах аппарата управления; структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело организации различной организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие) и органы государственного и муниципального управления, в которых выпускники работают в качестве исполнителей и координаторов по проведению организационно-технических мероприятий и администрированию реализации оперативных управленческих решений, а также структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело

Объекты профессиональной деятельности выпускников процессы управления организациями различных организационно-правовых форм; процессы государственного и муниципального управления процессы управления организациями различных организационно-правовых форм; процессы государственного и муниципального управления процессы реализации управленческих решений в организациях различных организационно-правовых форм; процессы реализации управленческих решений в органах государственного и муниципального управления

Виды профессиональной деятельности организационно-управленческая; информационно-аналитическая; предпринимательская организационно-управленческая; информационно-аналитическая; предпринимательская организационно-административная; информационная; предпринимательская

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее ... экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик на 100 обучающихся 25 50

Также в вышеупомянутом документе отмечено, что дисциплины (модули) и практики, относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся независимо от профиля программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей) и практик, относящихся к базовой части программы бакалавриата, образовательная организация определяет самостоятельно в объеме, установленном данным ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) при-

В 2012 году отраслевой учебно-методический совет (агропромышленный комплекс) УМО по образованию в области производственного менеджмента (УМС) организовал подготовку учебно-методического пособия «Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки «Менеджмент» (профиль «Производственный менеджмент», отраслевая специализация - АПК)» [1]. В нем представлен примерный учебный план подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент», профилю «Производственный менеджмент», ориентированный на АПК. Данное пособие содержит примерные программы дисциплин, включенные в этот учебный план. При решении о присуждении грифа УМО учебникам и учебным пособиям эксперты ориентировались на эти материалы. Это издание размещено на странице официального сайта базового вуза УМС Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный аграрный университет -МСХА имени К.А. Тимирязева».

Из сравнительного анализа действующего и модифицированного стандарта (третьего поколения и 3+) видно, что по формальным признакам действующие материалы больше подходят для программ академического бакалавриата. На самом деле предстоит большая работа по формированию четких, понятных всем моделей академического и прикладного бакалавров и магистров. И важнейшую роль в этом процессе будут играть те учебно -

мерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ), (табл. 2). В рамках базовой части Блока 1 программы бакалавриата должны быть реализованы следующие дисциплины (модули): «Философия», «История», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности». Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются образовательной организацией самостоятельно.

методические материалы, которые удастся разработать авторским коллективам аграрных вузов.

В прикладном бакалавриате возрастает роль практики, а значит самостоятельной работы студентов, которую необходимо правильно организовать. Кроме того, в проекте стандарта сказано, что образовательная организация обеспечивает участие в реализации программ бакалавриата с присвоением выпускникам квалификации «прикладной бакалавр» в части дисциплин (модулей), обеспечивающих подготовку обучающихся к получению квалификационных разрядов по одной или нескольким профессиям рабочих (должностям служащих), мастеров производственного обучения и (или) работников иных организаций, осуществляющих

профессиональную деятельность по профилям соответствующих программ. Для решения этих задач необходимо подготовить комплекс методических материалов.

Что касается магистерской подготовки в России, то прекращенная в 1917 г., она возобновилась в 1993 г. То есть прошло 20 лет, это достаточный срок для наработки опыта. Анализ ее развития в дореволюционной России и постсоветской период показывает, что процесс имеет много общего - схожи как предпосылки появления, так и проблемы становления. Есть и различия, которые не в пользу современного состояния подготовки магистров.

Что касается общего, то, как на рубеже XVШ-XIX вв. наша страна, включенная в европейское пространство, не могла не проводить реоргани-

Таблица 2 - Структура программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент

Структура программы бакалавриата Объем программы бакалавриата в зачетных единицах

Программа бакалавриата с присвоением квалификации «бакалавр» Программа бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» Программа бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»

Блок 1 Дисциплины (модули) Б.1, Б.2, Б.3, Б.4 218-222 219-222 171-177

Базовая часть 106 104 81-87

Вариативная часть

Блок 2 Практики 6-10 9-15 54-63

Блок 3 Государственная итоговая аттестация 12 6-9 6-9

Объем программы бакалавриата 240

зацию в области образования с учетом европейских образцов, так и в конце XX - начале XXI вв. она должна осуществлять свою национальную образовательную политику с ориентацией на мировые тенденции. Кроме того, на этапе становления института магистратуры в обоих случаях он являлся результатом академического нормотворчества. За прошедшие 20 лет принято множество нормативно-правовых документов. Учебно-методические объединения (УМО), с входящими в них учебно-методическими советами, принимают активное участие в их создании, а также ведут работу по методическому обеспечению магистерских программ, но проблем остается много.

Количество присуждаемых магистерских степеней в историческом прошлом было не большим. Пока не такое большое оно и сейчас, по контрольным цифрам приема граждан в вузы за счет федерального бюджета в 2013 году составило 74,5 тыс. чел. (доля в общей сумме, включая бакалавриат и специалитет -15,2%). Раньше магистры составляли основную часть профессорско-преподавательского состава вузов. И сегодня магистранты, имеющие диплом специалиста, совмещают учебу с преподавательской деятельностью в высшем учебном заведении.

При множестве отмеченных сходств, есть одно очень важное различие - это качество подготовки в магистратуре. Сегодня в помощь разработчикам основных образовательных программ высшего образования выпущено много методической литературы, но до сих пор модель современного магистра достаточно размыта, это касается не только направления «Менеджмент». Из разработанных документов не все

В структуре общих затрат времени 12,5% занимает подготовка магистерской диссертации, 20% -научно-исследовательская работа, 17,5% практика, большая часть в которой приходится на научно -исследовательскую. Примерно такая же структура присуща и другим магистерским программам по направлению «Менеджмент». Такой большой совокупный удельный вес самостоятельной работы в магистратуре (50%) нацелен на развитие у магистранта способности адаптироваться к новым ситуациям, аналитически и стратегически мыслить, добывать необходимую информацию, а также навыков коммуникации и т.п.

применяются на практике. А работодатели не вполне довольны выпускниками магистратуры. Когда практики выступают экспертами образовательных программ, то они их вполне устраивают, а на деле выпускники зачастую не могут выполнять те функции, которые должны на основе заявленных в стандартах компетенциях.

Отчасти это от того, что сегодня нет действенного механизма оценки прироста знаний выпускников магистратуры по отношению к подготовке бакалавров и специалистов. Поскольку зачастую отсутствуют индивидуальные траектории обучения студентов, то на выходе получается, что дельта у специалистов меньше, чем у бакалавров, так как в процессе их совместного обучения часть учебного материала для первых дублируется. Это снижает интерес и стимул посещать занятия специалистами, которые к тому же успели устроиться на работу, которую они мотивированы выполнять качественно. Эта проблема не кратковременная. Большинство выпускников вузов разных лет у нас в стране имеют дипломы специалистов.

Прирост знаний и умений за годы магистратуры должен быть существенный с точки зрения ожидания работодателей и государства, которое тратит на это деньги. Если посмотреть структуру магистерской подготовки, например, программы «Управление маркетингом в АПК» по направлению «Менеджмент» в ФГБОУ ВПО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, то можно определить на что они могут рассчитывать (табл. 3).

Именно поэтому УМС свою работу по методическому обеспечению магистерской подготовки в аграрных вузах начал с разработки таких документов, как:

1. Сборник примерных программ практик для подготовки магистров по направлению «Менеджмент»: программа «Управление маркетингом в АПК». М.: Изд-во РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2013. 101 с.

2. Сборник примерных программ практик для подготовки магистров по направлению «Менеджмент»: программа «Управление проектами». М.: Изд-во РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2013. 108 с.

Таблица 3 - Трудоемкость магистерской программы «Управление маркетингом в АПК»

Зачётных единиц - всего 120

в т.ч. теоретическое обучение 60

дисциплин 42

курсовых работ и проектов 7

экзаменов 8,5

зачётов 2,5

Практика - всего 21

в т.ч. научно-исследовательская 15

Научно-исследовательская работа 24

Итоговая аттестация, включая Государственный экзамен 15

3. Примерная программа итоговой государственной аттестации выпускников по направлению подготовки «Менеджмент»: магистерская программа «Управление маркетингом в АПК». М.: Изд-во РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2013. 57 с.

4. Примерная программа итоговой государственной аттестации выпускников по направлению подготовки «Менеджмент»: магистерская программа «Управление проектами» / В.М. Кошелев и др. - М.: Изд-во РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2013. -62 с.

5. Сборник примерных программ научно -исследовательской работы для подготовки магистров по направлению «Менеджмент» / Н.В. Акканина и др. - М.: Изд-во РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2014. - 88 с. Издание содержит четыре примерные программы научно-исследовательской работы для подготовки магистров по программам «Управление маркетингом в АПК», «Управление проектами», «Управленческое консультирование» и «Аграрная торговля и маркетинг». Последний документ ориентирован на подготовку магистров в рамках совместных программ отечественных и зарубежных вузов.

Эти документы прошли процедуру обсуждения, для чего их проекты были размещены на странице УМС сайта ФГБОУ ВПО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, после этого им был присужден гриф УМО по образованию в области производственного менеджмента, и сегодня они уже выступают как рекомендуемые программы.

На Всероссийском семинаре-совещании деканов экономических факультетов вузов Минсельхо-за России: «Проблемы совершенствования управленческого образования и развития менеджмента в АПК», которое проводилось УМС в Рязанском государственном агротехнологическом университете имени П.А. Костычева 18-21 апреля 2012 г., участникам были представлены методические рекомендации по подготовке выпускной квалификационной работы магистра по направлению «Менеджмент». Этот документ не имеет статуса примерного, он является действующим документом в Российском государственном аграрном университете - МСХА имени К.А. Тимирязева. Данный университет имеет самый длительный опыт реализации магистерских программ по направлению «Менеджмент» из российских аграрных вузов.

Возвращаясь к вопросу качества подготовки магистров, хотелось бы отметить, что в качестве кри-

Володина Н.Г.- e-mail: Volodina@timacad.ru

териев оценки самостоятельной работы, в которой 20% приходится на НИР студентов и 12,5% на научно-исследовательскую практику (в сумме 32,5%), можно использовать:

- количество и уровень публикаций магистров (положительный опыт имеется в некоторых аграрных вузах);

- выступления магистров на конференциях (этот опыт распространен более широко, но не во всех вузах);

- внедрение результатов научной работы, экономический и социальный эффекты от внедрения (данный опыт практически не распространен по объективным и субъективным причинам).

Следующая проблема, о которой следует упомянуть - сегодня нет динамичной информационной базы данных о магистерских программах, реализуемых в вузах, в том числе по направлению «Менеджмент», из них в аграрных вузах, или наоборот - в аграрных вузах, из них по направлению «Менеджмент». Есть не плохие информационные сайты - mag-istratura.su, www.ucheba.ru, но на них нет информации о региональных вузах, а представлены только вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Не полная информация и на сайтах вузов, реализуемых магистерские программы.

В соответствие с ст. 28 п.2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. Это обуславливает ответственность вузов за качество подготовки выпускников. Решить обозначенные выше проблемы они могут опираясь на положительный опыт своих коллег в рамках учебно-методических и профессиональных объединений.

Литература:

1. Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (профиль «Производственный менеджмент», отраслевая специализация - АПК). Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.Г. Володиной. -М.: Изд-во РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2012. - 462 с.

Статья поступила в редакцию: 05.03.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.