Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА: МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА: МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / MODEL / ГОТОВНОСТЬ / READINESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL AND MORAL SELF-REALIZATION / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PEDAGOGICAL SUPPORT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбина Ирина Сергеевна

В статье рассматриваются структура и функционирование модели и педагогического обеспечения формирования готовности будущего педагога к профессионально-нравственной самореализации, которые представлены как система управления методологическими, личностными и проектировочными ресурсами образовательного пространства вуза. Автором предложено понимание готовности к профессионально-нравственной самореализации, как личностно-деятельностного новообразования; педагогическое обеспечение готовности к профессионально-нравственной самореализации рассматривается с позиции создания и реализации особых условий управления образовательным пространством. Обозначен круг проблем, решаемых с помощью данной модели в образовательном пространстве педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыбина Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL-MORAL SELF-REALIZATION OF FUTURE TEACHERS: MODEL OF FORMATION OF READINESS

The article discusses the structure and functioning of the model and pedagogical support of formation of readiness of the future teacher to professional and moral self-realization, which are presented as a methodological control system, personal resources and design of educational space of the university. The author suggests an understanding of readiness for professional and moral self-realization as personality-activity neoplasms; teacher preparedness for professional and moral self-realization is considered from the point of creation and implementation of the special conditions of management of educational space. We outline a range of problems that can be solved with the help of this model in the educational space of pedagogical high school.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА: МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ»

И.С. Рыбина

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА: МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ

Ключевые слова: модель, готовность, профессионально-нравственная самореализация, педагогическое обеспечение, образовательное пространство вуза.

Аннотация: В статье рассматриваются структура и функционирование модели и педагогического обеспечения формирования готовности будущего педагога к профессионально-нравственной самореализации, которые представлены как система управления методологическими, личностными и проектировочными ресурсами образовательного пространства вуза. Автором предложено понимание готовности к профессионально-нравственной самореализации, как личностно-деятельностного новообразования; педагогическое обеспечение готовности к профессионально-нравственной самореализации рассматривается с позиции создания и реализации особых условий управления образовательным пространством. Обозначен круг проблем, решаемых с помощью данной модели в образовательном пространстве педагогического вуза.

Отличительная характеристика современного общества - изменение смыслов и переоценка ценностей жизни. Трансформировалось понимание социализации, коллективизма, жизненного успеха, целей и средств их достижения; доминирующей стратегией поведения большинства людей становится стратегия «только во благо себе», ярко проявляющаяся в поведении и образе мышления молодого (подрастающего) поколения. Данные изменения привлекают внимание не только исследователей (С.Н. Иконникова, Н.С. Пряжников, А.В. Юревич), но и рядовых граждан.

Негативная тенденция может быть преодолена выстроенной рационально, с учетом социальных реалий, системой образования, где ключевая роль отводится профессионально подготовленному педагогу [1]. Профессия педагога всегда относилась к деонтоло-гическим (В.Л. Белин, К.М. Левитан, Л.Л. Шевченко), к «помогающим» (В.В. Болучевская, Н.В. Гришина, Е.А. Климов, В.В. Милакова), к социономическому типу отношений (С.Н. Сорокоумова, В.П. Исаев), к системе взаимоотношений «человек-человек» (Е.А. Климов). Ее главное основание - направляющее чувство педагогического долга, ответственности, доверия, совести, эмпатии и нравственной рефлексии при формировании сознания молодого поколения.

Введение нового профессионального стандарта педагога неизбежно повлечет изменение стандартов подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации. В нем зафиксировано усиление гуманистической и гуманитарной направленности педагогического процесса в высших учебных заведениях; цель определяется как развитие нравственно-аксиологических потенциалов личности, подготовка профессионала, способного постоянно повышать свои общекультурные и профессиональные компетенции [1]. К университетскому образованию также предъявляются новые требования, в частности, нравственно-смысловому аспекту, что связано со становлением новой этики и переосмысления ситуации морального выбора в современном изменяющемся мире. Прерогатива нравственной проблематики - одно из важных условий выживания человечества, заставляющее людей искать новые возможности повышения эффективности совместной деятельности. Задача ценностно-смыслового развития становится все более междисциплинарной, а процесс освоения студентами нравственных знаний - более технологичным, кон-кретизируясь в процессе совместной деятельности педагога и студента. Таким образом, к выпускникам вузов предъявляются требования в форме компетенций, сформированность которых обеспечивает успешность в будущей профессии, поскольку компетентностный подход акцентирует внимание на результатах образования как способности и готовности человека действовать в различных профессиональных и жизненных ситуациях, используя усвоенные знания, умения и навыки [2].

Современная система образования инициирует переход обучающегося в позицию субъекта обучения и воспитания и, далее, активизирует процессы самодетерминации, са-

пеппгогичесний журнал епшнортостпнп м 6(61), яо15 ааав§°5

моорганизации, саморазвития и самореализации. Но, к сожалению, у большинства студентов слабо развиты личностные механизмы «самости», субъектности и «смыслообразова-ния», что понижает учебную мотивацию, затрудняет организацию своего образовательного пространства, притупляет ответственность за вектор своего профессионального развития и осознание себя субъектом обучения. Усугубляет ситуацию устойчивое отношение молодежи к профессии педагога как малопрестижной и малооплачиваемой, но требующей постоянной работы над собой и значительных эмоциональных, умственных и временных затрат для саморазвития (что не укладывается в современную «доктрину» легкой и красивой жизни). Вызывает тревогу то, что большинство студентов педагогических вузов не осознают важности профессии учителя, ее смыслообразующей и ценностно-ориентированной сущности, прогностического характера в плане развития будущих поколений. В данном контексте уместно изучение такого понятия, как «профессионально-нравственная самореализация» (далее - ПНС) субъекта обучения [3]. Этот процесс рассматривается нами как часть профессионального развития будущего педагога, что вынуждает делать акцент на готовность к профессионально-нравственной самореализации. Готовность к ПНС понимается как лично-стно-деятельностное новообразование, характеризующееся сформированностью системы знаний о нравственном саморазвитии в педагогической профессии, а также набором профессионально-нравственных качеств, развитостью просоциальных ценностных ориентаций и, на их основе, стратегиями профессионального поведения.

Для создания системы нравственно-насыщенного образовательного пространства, способствующего формированию готовности будущего педагога к ПНС, целесообразно использовать понятие «педагогическое обеспечение». Опираясь на исследования И.В. Протасовой [4] и А.И. Тимонина [5], педагогическое обеспечение рассматривается как комплекс психолого-педагогической и методической деятельности, направленной на развитие личностного и профессионального потенциала субъектов обучения, причем комплекс предполагает управление методологическими, личностными и проектными ресурсами образовательного пространства. Следует также подчеркнуть, что моделирование педагогического обеспечения готовности будущего педагога к ПНС тесно связано с элементами психологического и социального сопровождения и предполагает использование как внутренних структур личности обучаемого, так и внешних условий (которые обеспечивают интериори-зацию социальных ценностей и потребностей в личностные структуры будущего профессионала, а также их экстериоризацию через активизацию процесса самореализации). Взаимосвязь ресурсов определена когнитивными, эмотивными и конативными процессами управления, которые основаны на интерактивности, рефлексивности и проектности.

Формирование готовности к ПНС (как основа развития субъекта деятельности) обеспечивается механизмами интериоризации, идентификации, рефлексии, экстериориза-ции, которые развивают компоненты ПНС личности (мотивационно-потребностный, когнитивно-гностический, ценностно-смысловой, рефлексивно-деятельностный) и инициируют процессы личностного и профессионального становления будущего педагога, среди которых особо важными являются развитие «Я-концепции» и «Образа профессии». Алгоритм работы по формированию готовности будущего педагога к ПНС включает расширение знаний и представлений субъекта о нравственности, нравственных категориях в будущей профессиональной деятельности, а также процесс их интериоризации, то есть переход знаний в убеждения на основе нахождения личностного смысла и рефлексии, и, наконец, реализацию нового опыта в проектной деятельности субъекта. Таким образом, опираясь на понимание управленческой природы педагогического обеспечения, можно выделить в качестве объекта процесс формирования готовности к профессионально-нравственной самореализации субъектов образования, положенный в основу модели.

sssssss профессионально* обрпзоппнис-. проблемы, нпунп, прпнтикп

Рис. 1. Модель педагогического обеспечения готовности будущего педагога к профессионально-нравственной самореализации в образовательном пространстве вуза

Исходя из анализа и обобщения работ, посвященных теории моделирования С.И. Архангельского, В.П. Беспалько, В.В. Краевского, В.А. Штоффа и других ученых, под моделью будем понимать мысленно представленный объект, который, будучи подобен оригиналу, отображает и воспроизводит в схематичном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта, что и позволяет получить о нем новую информацию. Прибегнув к моделированию, мы получили возможность перейти от аналитического изучения отдельных свойств, компонентов и механизмов формирования

127

пеппгогичесний журнал епшнортостпнп м 6(61), яо15 ааав§°5

готовности к ПНС к синтетическому ее познанию как целостной системы в контролируемых условиях. В базис разработанной модели положена известная трехфакторная модель профориентации Е.А. Климова: желания (хочу - потребность в профессионально-нравственном росте и самореализации) - возможности (могу расширить систему знаний о ПНС, развить профессионально-нравственные качества и реализовать их в профессионально-педагогической деятельности) - потребности (надо - соответствую социальному запросу общества, требованиям профессионального стандарта педагога и профессионально-педагогического сообщества). Модель педагогического обеспечения готовности будущего педагога к профессионально-нравственной самореализации в образовательном пространстве представлена на рисунке 1.

Представленное в модели управление методологическими ресурсами образовательного пространства направлено на методически-целевой компонент педагогического обеспечения готовности к ПНС, сопровождается педагогическими условиями организации образовательного пространства. Данное управление обладает прогностической и гносеологической функциями. Прогностическая функция определяет динамический характер профессионально-педагогической деятельности и проявляется в получении обучающимся опережающей информации о направлении развития его ценностно-смысловой сферы. Гносеологическая функция проявляется в целенаправленном поиске, изучении, отборе и систематизации обучающимся антропоориентированных знаний и передового опыта, необходимых ему для построения и развития аксиологической системы, включении ее в профессиональный образ мира педагога.

Целевой компонент находит свое выражение в процессе целеполагания, который позволяет определить основную и частные цели построения образовательного пространства. Так, основная цель - формирование готовности будущего педагога к ПНС путем решения задач познания эталонов ценностно-смыслового отношения, развития профессионально-нравственных качеств и выработки нравственных стратегий (при решении профессиональных задач), что улучшает процесс (и результаты) профессиональной подготовки. Более частные цели являются характеристиками результатов персонификации субъекта обучения и персонализации образовательного пространства вуза.

Методический компонент обусловлен ключевой (гуманитарной) парадигмой современного образовательного пространства, которая базируется на определенных методологических подходах (аксиологический, антропологический, акмеологический, субъектно-деятельностный, системный) и принципах (гуманитарной направленности, системности, ценностности, диалогичности, перевода потенциально-нравственного в актуальное, моделирования и проектирования).

К педагогическим условиям, формирующим когнитивную готовность будущего педагога к ПНС, мы относим:

- построение образовательного пространства в системе высшего образования на основе идей гуманитарной парадигмы, которая направлена на развитие «человеческого качества» будущего профессионала через активизацию ценностно-смысловых саморазвития, отношения и деятельности в педагогической профессии;

- расширение системы знаний о ПНС через методологию аксиологического, антропологического, акмеологического подходов, выстраивание образовательной системы с учетом деонтологического призвания и требований профессионального стандарта педагога;

- изучение принципов гуманитарной направленности, системности, ценностности, диалогичности; перевода потенциально-нравственного в актуальное; моделирования и проектирования организации образовательного пространства;

- интерактивное предоставление субъекту образовательного пространства профессионально-нравственных эталонов личностного развития и поведения в педагогической деятельности.

а5®§§ж5 профессионально* оерпзовпние: провлемы. нпунп, прпнтикп

Мониторинг результативности педагогического обеспечения готовности будущего педагога к ПНС при управлении методологическими ресурсами образовательного пространства осуществляется с помощью когнитивного критерия, который имеет следующие показатели: уровень ценностно-смыслового отношения к профессионально-педагогической деятельности; расширение системы знаний о ПНС педагога в образовательном пространстве; степень выраженности установки на профессионально-нравственный рост.

Процесс управления личностными ресурсами связан с структурно-содержательным компонентом педагогического обеспечения готовности к ПНС и обеспечивается психологическими условиями организации образовательного пространства, что позволяет активизировать потребность в ПНС, навыки самопознания и саморазвития в педагогической деятельности. Управление личностными ресурсами обладает аксиологической и рефлексивной функциями. Аксиологическая функция выполняет роль ценностных координат в системе поступков и отношения будущего педагога к «миру», к «другому», к «себе как личности и профессионалу». Рефлексивная функция заключается в развитии профессионально-нравственной «Я-концепции» обучающегося, расширении представлений будущего педагога о самом себе и своей профессионально-педагогической деятельности. Рефлексивная функция способствует самоуправляемому развитию, определению оптимальной траектории профессионально-личностного становления и выстраиванию перспективы профессионального роста будущего педагога.

Структурный компонент реализуется при построении аксиологической системы субъект-субъектных взаимоотношений, которые развиваются на основе личного примера педагога, ценностно-смыслового взаимосодействия, со-творчества и диалога субъектов образовательного пространства. Данный компонент раскрывает поиск преподавателем и студентом ответов на вопросы о смысле и ценностях жизни, особенностях профессиональной деятельности и социально-значимых проблемах. Результатом этого процесса оказывается сотворение новых смыслов, то есть смыслотворчество, разработка социально-ориентированных проектов.

Содержательный компонент предполагает конгруэнтное развитие нравственно-ориентированной «Я-концепции» личности будущего профессионала и его «Образа педагогической профессии». Развитие «Я-концепции» личности будущего профессионала связано с движением от «Я-реального» к «Я-идеальному», что способствует личностной зрелости. В данном процессе сначала надо познать свой потенциал («Я-концепция»), соотнести его с требованиями педагогической деятельности («Я-концепция» будущего профессионала), а затем сформировать образ себя в педагогической профессии («Я-концепция профессионала»). Гармоничное развитие «Я-концепции» и «Образа профессии» позволяет выстроить план для профессионально-нравственной самореализации в процессе обучения и будущей профессиональной деятельности, скорректировать личностные качества для продуктивной стратегии самореализации.

Управление личностными ресурсами способствует становление «Я-концепции» личности в образе педагогической профессии; позволяет развить духовно-нравственные потребности, расширить ценностные ориентации, систему просоциального и эмотивного взаимоотношения личности, определяющих внутреннюю мотивационную сторону формирования профессионально-нравственных качеств.

К психологическим условиям, формирующим личностную готовность будущего педагога к ПНС, мы относим:

- реализацию гуманитарной позиции педагогом-преподавателем, что будет проявляться в применении им различных психолого-педагогических функций, таких как модератор, тьютор, консультант, супервизор, проектировщик; данная позиция будет выступать как ценностный ориентир, который не возможен без раскрытия профессионально-нравственного потенциала самого преподавателя;

пеппгогичесний журнал епшнортостпнп м 6(61), яо15 ааав§°5

- взаимодействие субъектов образовательного пространства, выстроенное на основе ценностно-смыслового взаимосодействия, со-творчества и диалога, выражено следующими функциями педагогической деятельности: 1) открытие проблемности и смыслов окружающих студента реальностей; 2) создание условий свободного выбора сфер приобщения к социально-культурным ценностям; 3) выявление зон неопределенности и развития жизнедеятельности студента; 4) культивирование всевозможных форм его нравственной активности;

- проектирование индивидуальной траектории профессионально-нравственного развития «Я-концепции» личности обучающегося как будущего педагога, заключающееся в динамике «образа Я в профессии» (от «Я - реального», через «Я - хочу», «Я - могу», «Я -делаю», к «Я - идеальному») и выражающееся в развитии базовых профессионально-нравственных качеств (ответственность, эмпатия, совестливость) самореализующегося субъекта образовательного пространства;

- направленность на активизацию системообразующих процессов «самости» в континууме (само)обучения и (само)воспитания целостного (суверенного) человека, что аккумулирует индивидуальную систему ценностей и смыслов. Процессы самообучения и самовоспитания связаны с самостоятельной нравственной активностью субъекта через освоение определенных видов деятельности, таких как самоидентификация, саморазвитие, самоактуализация и собственно профессиональная самореализация.

Мониторинг результативности отслеживается через нравственно-личностный критерий, который имеет следующие показатели: уровень развития профессионально-нравственных качеств - ответственность, эмпатия, совестливость; расширение системы педагогических ценностей; сформированность нравственных стратегий решения профессионально-педагогических задач.

Управление проектировочными ресурсами образовательного пространства включает процессуально-технологический компонент, который обеспечивается организационными условиями. Проектирование раскрывает деятельностные аспекты при конструировании готовности к ПНС, формирует умение выстраивать трансспективу профессионально-нравственного роста, позволяет выработать нравственные стратегии решения профессиональных задач. Данному управлению присущи креативная и инструментальная функции: креативная функция исходит из самой природы профессионально-педагогической деятельности педагога и проявляется в его направленности на изменение, обновление, совершенствование себя и системы своей работы; инструментальная функция проявляется в реализации технологического компонента системы и направлена на достижение аксиологических целей образовательного пространства в соответствии с ведущей идеей раскрытия сущностных сил человека, дает возможность приложить принятые будущим педагогом образовательные ценности на практике.

Процессуальный компонент включает четыре этапа формирования готовности будущего педагога к ПНС. Первый этап - подготовительно-мотивационный - помогает определить субъекту ценностно-смысловую нагрузку ПНС для себя как будущего педагога; войти в мир новых представлений о том, что такое нравственность и чем она характеризуется; развить внутреннюю мотивацию к личностному нравственному росту. Второй этап -когнитивно-рефлексивный - позволяет расширить знания о ПНС; сформировать нравственные эталоны и профессионально-нравственные качества личности будущего профессионала; овладеть навыками самопознания, самопринятия и саморазвития; расширить систему просоциальных ценностей; сформировать установку на передачу нравственного знания другому человеку. Цель третьего этапа - функционально-деятельностного - обучение технологиям самоорганизации, приемам нравственной саморегуляции, ответственного выбора и поведения; формирование нравственных стратегий решения профессиональных задач; развития нравственной децентрации и профессиональной чувствительности к про-

а5®§§ж5 профессионально* оерпзовпние: провлемы, нпунп, прпнтикп

блемам другого человека. Четвертый этап - рефлексивно-оценочный - позволяет развить механизмы рефлексии и саморефлексии с нравственно-аксиологической направленностью, оценить личностные качества, поступки и выполненные действия, проанализировать полученный результат.

Технологический компонент включает формы, средства и способы организации образовательного пространства, способствующего формированию готовности к ПНС. Формы работы подразделяются на индивидуальные и групповые. Выбор средств определяет набор методов и методик с соответствии с поставленными задачами. Так, среди методов и методик передачи теоретического материала были выбраны диалогические методы в виде бесед, по спорным вопросам организованы дискуссии, круглые столы и проблемные семинары, что позволяет полученное новое знание приложить к конкретным профессиональным проблемам саморазвития, выработать умение донести и отстоять свою точку зрения. Для работы с саморефлексией и развития ПНК личности выбраны авторское обучающее порт-фолио, коучинг-технологии, психологическая диагностика, деловые игры, тренинги, что позволяет студенту отследить свой профессионально-нравственный потенциал, освоить самопознание и способы профессионально-личностного роста. Среди проективных методов и методик были выбраны сочинение на тему «Педагог современности в контексте "золотого правила нравственности"», написание наставнических писем к будущему поколению, эссе по современным нравственным проблемам, просмотр кинофильмов, что позволяет расширить представления о проблемах профессионально-педагогической деятельности, сформировать нравственные стратегии их решения, проявить свой творческий и аналитический потенциал через призму нравственного саморазвития. Среди проблемно-поисковых методов и методик были выбраны кейс-метод (анализ нравственно ориентированных пословиц, писем, дилемм, педагогических ситуаций) и метод моделирования (создание эталонной модели «нравственный образ моей будущей профессии», модели «профессионально-нравственные качества будущего педагога», собственного профиля «я - нравственный профессионал»), что позволяет в процессе проектной деятельности при их «наложении» оценить свой профессионально-нравственный потенциал и соотнести его с эталонной моделью, сформулировать перспективу дальнейшего саморазвития.

К организационным условиям, формирующим деятельностную готовность будущего педагога к ПНС, мы относим:

- организацию образовательного пространства с учетом соблюдения очередности этапов формирования готовности к ПНС, в том числе подготовительно-мотивационный, когнитивно-рефлексивный, функционально-деятельностный и рефлексивно-оценочный;

- использование современных ценностно-ориентированных методов и методик -«образовательные дискуссии на тему...», «обучающее портфолио», «нравственно-ориентированные кейсы», «киносреда», «рефлексивные схемы», «тренинги личностного роста», «психологическая диагностика», «моделирование», «смыслообразование», «проектирование», которые обладают большим педагогическим потенциалом и позволяют на практике активизировать механизмы профессионально-нравственной самореализации студентов;

- организацию нравственно-насыщенных образовательных ситуаций как открытого саморазвивающегося пространства «смыслового» взаимодействия и творческой содея-тельности, которые обеспечивают самообразование человека, предполагающее активное присутствие обучающегося в образовательном пространстве; в качестве одной из основных единиц проектируемого процесса целесообразно выделить ситуации морально-нравственного выбора студента в квазипрофессиональной деятельности - нравственные дилеммы, конфликты смыслов и ценностных ориентаций, которые позволяют инициировать профессионально-нравственную рефлексию, мотивацию и эмпатию, проявить ответствен-

пеппгогичесний журнал епшнортостпнп м 6(61), яо15 ааав§°5

ность за принятое решение, аккумулировать ценности в процессе личностно-смыслового взаимодействия и преобразования;

- вовлечение обучающихся в социально значимую проектную деятельность, что позволит в реальном времени выделять проблемы общества и педагогической деятельности, решать их на теоретическом и практическом уровнях; доносить свои результаты до общественности и, тем самым, проектировать профессионально-нравственную самореализацию.

Мониторинг результативности педагогического обеспечения готовности будущего педагога к ПНС при управлении проектировочными ресурсами образовательного пространства осуществляется с помощью рефлексивно-деятельностного критерия. Данный критерий имеет следующие показатели: уровень овладения технологиями, методами и методиками профессионально-нравственного развития; степень выраженности стремления к нравственному саморазвитию; степень включенности в социально значимую проектную деятельность.

Технология реализации разработанного педагогического обеспечения выстроена в логике дерева целей самоуправления и самоорганизации субъекта ПНС и опирается на целостное мотивационное программно-целевое управление (МПЦУ): «хочу - могу - делаю - получаю» [6]. Осуществление принципа дерева целей при моделировании и осознании логической последовательности появления ценностно-смысловых противоречий (в отношении личности к педагогической деятельности) характеризуется морально-нравственным выбором между «надо» и «хочу», «хочу» и «могу», «могу» и «делаю», «делаю» и «получаю». Под обеспечением «хочу» понимается стратегия «нужно захотеть», которая предполагает формирование цели ценностно-смысловой подготовки личности, мотивации на профессионально-нравственную самореализацию. Под обеспечением «могу» понимается стратегия «нужно смочь сделать», которая означает формирование целей обеспечения технолого-методической подготовленности обучающихся к решению поставленных профессионально-нравственных задач. Под «делаю» понимается стратегия «что и как нужно сделать», которая предусматривает систему действий разрешения ценностно-смысловых дилемм, необходимых для выработки механизма взаимодействия субъектов образовательного пространства, обеспечивающих профессионально-нравственную самореализацию. Под «получаю» (следствие процесса моделирования и проектирования достижения генеральной цели включения в социально-значимую проектную деятельность) - стратегия «что нужно получить». Следовательно, логика построения дерева целей педагогического обеспечения готовности будущего педагога к ПНС представляет собой следующие ярусы:

- «нужно захотеть профессионально-нравственно самосовершенствоваться и самореализовываться в профессионально-педагогической деятельности»;

- «нужно смочь расширить систему знаний о ПНС, активизировать нравственный потенциал и развить профессионально-нравственные качества»;

- «знать содержание и научиться управлять методологическими, личностными и проектировочными ресурсами образовательного пространства»;

- «как результат - становление субъекта образовательного пространства готового к ПНС, соответствующего социальному запросу общества и требованиям профессионального стандарта педагога».

Опираясь на вышесказанное, мы разработали технологию внедрения модели педагогического обеспечения готовности будущего педагога к ПНС в образовательном пространстве педагогического вуза, которая включает: курс по выбору «Профессионально-нравственная самореализация педагога»; «Тренинг личностной готовности педагога к ПНС»; включенность студентов в проектную социально-педагогическую деятельность через студенческое самоуправление на примере проекта по популяризации профессии педагога «Учитель учителей».

а5®§§ж5 профессионально* оерпзовпние: провлемы, нпунп, прпнтикп

Задача систематического контроля за уровнем готовности будущего педагога к ПНС в образовательном пространстве вуза является одним из основных в управлении ходом этого процесса. Без специального поэтапного отслеживания формирования готовности к ПНС по единой методике трудно ожидать корректность результата. Критерии готовности к ПНС - когнитивный, нравственно-личностный и рефлексивно-деятельностный; они определяют ее уровень развития - адаптивный, знаниевый или продуктивный.

В качестве результата функционирования рассматриваемой модели был определен переход студента с исходного уровня готовности к ПНС на следующий, более высокий. При оценке конечного результата его сравнивают с намеченной целью, и в том случае, если он не соответствует модели, необходимо скорректировать процесс - содержание, методы, средства, формы или условия в целом.

Результатом педагогического обеспечения (и модели) готовности будущего педагога к профессионально-нравственной самореализации в образовательном пространстве является формирование продуктивного уровня готовности к ПНС - знание эталонов ценностно-смыслового отношения; развитость профессионально-нравственных качеств и наличие нравственных стратегий решения профессиональных задач, что позволяет улучшить процесс и результат профессионального обучения. Предложенная модель позволяет соотнести личностные механизмы становления субъекта обучения и воспитания с идеями глобализации, стандартизации и одновременно вариативности современной системы многоуровневого высшего образования. Содержание модели в полной мере соответствует гуманитарной парадигме и процессу «человекообразования», как процессу обретения нравственных смыслов и ценностей саморазвития в педагогической профессии. Ее реализация ориентирована на активизацию нравственных процессов «смыслообразования» и «самости» студента в процессе его когнитивно-рефлексивной и творческо-преобразующей квазипрофессиональной деятельности в вузе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученная модель педагогического обеспечения готовности будущего педагога к ПНС позволяет совершенствовать процесс общепедагогической подготовки студентов (бакалавров и магистров) педагогического профиля. Кроме этого, модель и технология ее реализации могут быть использованы при разработке и преподавании учебных дисциплин по педагогике и психологии; внедрены в систему дополнительной подготовки и переподготовки педагогов; использованы при совершенствовании системы студенческого самоуправления, организации воспитательной и профориентационной деятельности вуза.

1. Асадуллин, Р.М. Модернизация и реальность педагогического образования [Текст] / Р.М. Асадуллин // Педагогический журнал Башкортостана. №5, 2014г. - С. 7-12.

2. Шкерина, Л.В. Моделирование компетенций студентов в динамике их формирования [Текст] / Л.В. Шкерина // Психология обучения. 2012. № 8. С. 5-16.

3. Рыбина, И.С. К вопросу готовности будущего педагога к профессионально-нравственной самореализации в образовательном пространстве вуза [Текст] / И.С. Рыбина // Мир науки, культуры, образования. №2 (51), 2015 г. - С. 17-19.

4. Протасова, И.В. Педагогическое обеспечение процесса накопления учащимися социального опыта в условиях школы-гимназии [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / И. В. Протасова. - Кострома, 2001. - 235 с.

5. Тимонин, А.И. Концептуальные основы социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов вуза [Текст] / А. И. Тимонин. - Кострома, 2007. - 216 с.

6. Шалаев, И.К. Научные основы мотивационного и программно - целевого управления [Текст]: учебное пособие / И.К. Шалаев. - Барнаул, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.