УДК 159.923; ББК 67.401
DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10022
© Баранова Т.Л. 2020
PROFESSIONALLY NECESSARY MENTAL PROPERTIES AND ABILITIES OF A LAWYER AS A PREREQUISITE FOR SUCCESS IN THE WORKPLACE
ПРОФЕССИОНАЛЬНО НЕОБХОДИМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И СПОСОБНОСТИ ЮРИСТА КАК ПРЕДПОСЫЛКА УСПЕХА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Tatyana L. Baranova,
head of the department of humanities and social sciences of ANO VO «MIUP», candidate of technical sciences, senior researcher
Татьяна Леонидовна Баранова,
заведующий кафедрой гуманитарных и социальных дисциплин АНО ВО «МИУП», кандидат технических наук,
старший научный сотрудник
Для цитирования: Баранова Т.Л. Профессионально необходимые психические свойства и способности юриста как предпосылка успеха в трудовой деятельности. Психология и педагогика служебной деятельности. 2/2020. С. 14-16. Научная специальность: 19.00.06 - Юридическая психология.
Abstract. This article examines the professionally necessary mental properties and abilities of a lawyer as a prerequisite for success in the workplace. On the one hand, the features that contribute to the knowledge of the organizational foundations of the professional functions performed, and on the other hand, to the improvement of the organization of this activity, are revealed. In conclusion, the author draws conclusions corresponding to the research.
Keywords: lawyer, mental properties, labor activity.
Аннотация. В настоящей статье рассматриваются профессионально необходимые психические свойства и способности юриста как предпосылка успеха в трудовой деятельности. Выявлены, с одной стороны, особенности, которые способствуют познанию организационных основ выполняемых профессиональных функций, а с другой - совершенствованию организации этой деятельности. В заключение автор делает соответствующие проведенному исследованию выводы.
Ключевые слова: юрист, психические свойства, трудовая деятельность.
Закономерности психики человека во многом определяют не только его способность участвовать в общественном труде, выполняя при этом самые различные функции в зависимости от должностных или личных устремлений, но и возможности осуществлять свою работу в соответствии с избранной профессией. Исследуя закономерности психической деятельности человека в связи с его профессиональной принадлежностью (в силу необходимости или по призванию), важно выявить ее особенности, которые способствуют познанию организационных основ выполняемых профессиональных функций, а с другой - совершенствованию организации этой деятельности.
В свое время С.С. Алексеев и В.Ф. Яковлев, разрабатывая, как и другие ученые, модель юриста, т.е. не что иное, как желательное состояние личности юриста, включали в предложенную мо-
дель общие требования и показатели модели юриста и специфические (специализированные), относящиеся к тем или иным разновидностям юридической работы, юридическим специальностям. Многочисленные исследования психологической деятельности позволили в общих чертах выделить профессионально необходимые психические свойства лиц, участвующих в работе. Среди них называют:
- творческое мышление;
- коммуникабельность;
- волевые качества;
- организаторские способности;
- способность противостоять отрицательным эмоциям.
Применительно к юридической деятельности, творческое мышление характеризуется поиском нестандартных путей установления истины и отдельных обстоятельств в условиях, когда
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
информация о каком-либо событии отсутствует или ограничена. Творческое мышление связано с обнаружением доказательств, выявлением их причинного отношения к преступлению, выдвижением версий - моделей происшедшего события. Оно характерно для ситуаций, вытекающих из гражданско-правовых споров, где установление отдельных не укладывается в рамки стандартно-логических решений. Творческое мышление приобретается в процессе осуществления всех видов правоохранительной деятельности, где разнообразие ситуаций, их конфликтный характер, отсутствие достаточной информации стимулируют развитие воображения, обеспечивая тем самым необходимую активность следователя, судьи и др. на всех этапах установления истины по делу.
Коммуникабельность - это способность человека устанавливать психологический контакт при общении с различными возрастными и социальными группами лиц. Установление психологического или эмоционального контакта тоже является важным условием любого общения, например, для получения информации, необходимой для принятия решений в конкретных ситуациях. Коммуникабельность обусловлена как свойствами характера, темперамента, так и воспитанием и развитием. В юридической деятельности функция общения выступает на первый план, поэтому юристу необходимо знать способы установления психологического контакта и использовать их в своих целях для получения оптимальных результатов.
Волевые качества определяют умение и готовность юриста сознательно регулировать свою деятельность, связанную с преодолением трудностей и препятствий, и направлять поведение в соответствии с определенными принципами и задачами.
Организаторские способности. Организационная сторона деятельности юриста имеет два основных аспекта: организация собственной работы в течение рабочего дня, недели, организация работы по уголовному делу в условиях ненормированного рабочего дня и организация совместной работы с другими должностными лицами, правоохранительными органами т. д.
Способность противостоять отрицательным эмоциям. Для большинства юридических профессий характерна высокая эмоциональность труда. Влияние на личность особенно сильных раздражителей с преобладанием негативных эмоций - производная от экстремального характера и высокой степени конфликтности юридической деятельности. При этом в ряде случаев деятельность сопровождается отрицательными эмоциями, которые необходимо подавлять, а эмоциональная
разрядка бывает отсрочена на сравнительно большой период времени. Психологический анализ особенностей юридической деятельности свидетельствует, что она способна вызвать у субъекта специфическое состояние напряженности. Если профессиональная деятельность протекает успешно, в эмоциональной сфере юриста начинают преобладать положительные эмоции, в случае неудачи у него появляются неуверенность, боязнь, тревога, иногда страх. Известно, что эмоции и чувства подразделяются на те, что активизируют деятельность и те, которые угнетают ее. Работник юридического труда должен знать, что в принципе любые эмоции в зависимости от обстоятельств могут усиливаться вплоть до аффекта или вызвать эмоциональный стресс.
Люди с устойчивой эмоциональной сферой обычно преодолевают первую фазу стресса -тревогу и берут себя в руки. Эмоционально неустойчивых людей вслед за тревогой, охватывает страх и наступает фаза истощения. Это дезорганизует поведение юриста, особенно молодого специалиста.
Отрицательные эмоциональные состояния следователя и судьи могут нарушать, а иногда и разрушить их деятельность. Эмоции и чувства способны вызвать представления, не соответствующие действительности. Устойчивость юридического работника к стрессовым ситуациям может быть обеспечена двумя путями: системой его эмоциональной тренировки и тщательным обучением, т.е. подробнейшим информированием по интересующим клиента фактам, проигрыванием возможных сложных ситуаций и т.п.
Специально-юридические способности юриста - особые качества, отличающие его от других видов труда. Среди них есть общие - необходимые всем юристам и частные, присущие отдельным специалистам. Среди общих способностей большинство исследователей называют следующие: высокоразвитое чувство долга, ответственности; обостренное чувство справедливости; честность, совестливость, требовательность к себе, моральная устойчивость, неподкупность; хорошо развитый интеллект, пытливость, находчивость, сообразительность; речевые способности; наблюдательность, умение быстро ориентироваться в обстановке; хорошая память на лица, цифры, события; волевые качества, активность, целеустремленность, организованность, самостоятельность, настойчивость, упорство, смелость, готовность к риску; организаторские способности; образное мышление; способность разбираться в людях; коммуникативные способности, общительность, до-
ступность, доброжелательность, умение слушать собеседника, располагать к себе людей; терпеливость, уравновешенность, самообладание, низкий уровень агрессивности; уверенность в себе, высокая работоспособность; быстрота реакции.
Для примера остановимся на профессиограм-ме следователя, так как профессиограммы других представителей правоохранительных органов пока не получили должного освещения. Профес-сиограмма следователя (по В.Л. Васильеву) - это многоуровневая иерархическая структура, отражающая все основные стороны профессиональной деятельности следователя, а также личностные качества и навыки, которые реализуются в этой деятельности. В ней отражаются следующие стороны юридической деятельности:
1) социальная (включает в себя: общие качества: патриотизм, гуманность, честность, принципиальность и специальные качества: стремление к истине и торжеству справедливости, профессиональная гордость, профессиональная этика);
2) поисковая (наблюдательность, любознательность, устойчивость к концентрации внимания, высокая ориентация);
3) коммуникативная (общительность, эмоциональная устойчивость, чуткость, умение слушать человека, умение говорить с ним)
4) удостоверительная (аккуратность, пунктуальность, четкая письменная речь);
5) организационная (самоорганизованность, воля, собранность, целеустремленность, настойчивость, организаторские способности в работе с людьми);
6) реконструктивная (память, воображение, мышление, общий и специальный интеллект, интуиция).
Профессиограммы, подобные этой, а также многочисленные психодиагностические методики (шкала прогрессивных матриц Дж. Равена; 16-фак-торный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (16-
ФЛО); стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ) - адаптированный Л.Н. Собчик вариант Минессотского многофакторного личностного опросника (ММРИ) ориентируют учебные заведения на определенный уровень подготовки юридических кадров, способствуют диагностике профессионализации юристов, работающих в различных правоохранительных органах.
Библиографический список
1. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: учебник для вузов / М.И. Еникеев. - 2-е изд., перераб. - М. : Юр. Норма : ИНФРА-М, 2018.- 640 с. - URL: http:// znanium.com/catalog/product/935478.
2. Яковлев В.Ф. Россия на пути становления правового государства (Выступление на семинаре в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации «Профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных служащих: опыт, проблемы и пути решения» (Москва, декабрь 2002 г.).
3. Алексеев С.С. Структура советского права. - М. : Юридическая литература, 1975. - 264 с.
4. Федотов А.Ю. Эмоциональные состояния, негативно влияющие на профессиональную деятельность сотрудников ОВД, и их преодоление : учебно-методическое пособие для курсантов и слушателей системы МВД России / [А.Ю. Федотов, И.Н. Медведев] ; МВД России Департамент государственной службы и кадров. - 2-е изд. - М. : ДГСК МВД России, 2014. - 119 с.
5. Васильев В.Л. Психологические аспекты повышения эффективности труда следователя. Л. : ЛГУ, 1984.
6. Романов В.В. Юридическая психология : учебник для академического бакалавриата / [В.В. Романов, Л.Н. Котлярова]. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. -478 с. - (Серия : Бакалавр. Академический курс).