Научная статья на тему 'Вопросы развития профессионально важных качеств личности в системе профессиональной подготовки студентов-юристов'

Вопросы развития профессионально важных качеств личности в системе профессиональной подготовки студентов-юристов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
731
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF PERSONALITY / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЛИЧНОСТИ / PROFESSIONALISM OF THE PERSON / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОТИВАЦИЯ НА САМОРАЗВИТИЕ / MOTIVATION FOR SELF-DEVELOPMENT / НОРМАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / NORMATIVE REGULATION OF ACTIVITY / PROFESSIONALISM OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терещенко Анна Григорьевна, Васильев Николай Гаврилович

В статье показано, что развитие профессионально важных качеств личности юриста является сложным, многогранным феноменом, оказывающим влияние на результативность деятельности и имеющим большое значение для организации учебного процесса. Были проанализированы особенности содержания и компоненты личностной сферы студентов-юристов, определены условия реализации личностного потенциала студентов в учебном процессе. На основании теоретического анализа уточнена классификация профессионально важных качеств и умений юриста, определены цели и задачи их формирования в связи с развитием мотивации на саморазвитие и профессиональные достижения в период вузовской подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терещенко Анна Григорьевна, Васильев Николай Гаврилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF STUDENTS’PROFESSIONAL QUALITIES DEVELOPMENT IN THE SYSTEM OF LEGAL EDUCATION

The article shows that the development of professionally important qualities of the personality of a lawyer is a complex, multifaceted phenomenon that influences the effectiveness of the activity and is of great importance for the organization of the learning process. The peculiarities of the content and components of the personal sphere of law students were analyzed, the conditions for the realization of the students' personal potential in the educational process were determined. Based on the theoretical analysis, the classification of professionally important qualities and skills of a lawyer is clarified, the goals and tasks of their formation are determined in connection with the development of motivation for self-development and professional achievements in the period of university training.

Текст научной работы на тему «Вопросы развития профессионально важных качеств личности в системе профессиональной подготовки студентов-юристов»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 159.9:316.6

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ

Терещенко Анна Григорьевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных и информационных дисциплин Иркутского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России), г. Иркутск

e-mail: 79025119540@yandex.ru

Васильев Николай Гаврилович

кандидат философских наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Восточно-Сибирского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», г. Иркутск

e-mail: ngv@bk.ru

PROBLEMS OF STUDENTS'PROFESSIONAL QUALITIES DEVELOPMENT IN THE SYSTEM OF LEGAL EDUCATION

Anna Tereshchenko

Candidate of Psychological Science, Associate Professor Institute (Branch), All-Russian State University of Justice (The Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation), Irkutsk, the Russian Federation, Irkutsk

Nikolay Vasilyev

Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines East Siberian Branch of the FSBEI HE «Russian State University of Justice», Irkutsk

АННОТАЦИЯ

В статье показано, что развитие профессионально важных качеств личности юриста является сложным, многогранным феноменом, оказывающим влияние на результативность деятельности и имеющим большое значение для организации учебного процесса. Были проанализированы особенности содержания и компоненты личностной сферы студентов-юристов, определены условия реализации личностного потенциала студентов в учебном процессе. На основании теоретического анализа уточнена классификация профессионально важных качеств и умений юриста, определены цели и задачи их формирования в связи с развитием мотивации на саморазвитие и профессиональные достижения в период вузовской подготовки.

ABSTRACT

The article shows that the development of professionally important qualities of the personality of a lawyer is a complex, multifaceted phenomenon that influences the effectiveness of the activity and is of great importance for the organization of the learning process. The peculiarities of the content and components of the personal sphere of law students were analyzed, the conditions for the realization of the students' personal potential in the educational process were determined. Based on the theoretical analysis, the classification of professionally important qualities and skills of a lawyer is clarified, the goals and tasks of their formation are determined in connection with the development of motivation for self-development and professional achievements in the period of university training.

Ключевые слова: профессионально важные качества личности; профессионализм личности; профессионализм деятельности; мотивация на саморазвитие; нормативная регуляция деятельности.

Keywords: Professionally important qualities of personality; Professionalism of the person; professionalism of activity; Motivation for self-development; Normative regulation of activity.

Проблема развития профессионально Именно на этапе первичного «освоения» про-важных качеств личности является чрезвычай- фессии, который приходится на время обучено важной в системе профессиональной под- ния в вузе, осуществляется процесс самоопре-готовки студентов юридических факультетов. деления молодого человека в жизни, форми-

2(14)/2017 Глагол Ъ

правосудия

руется его жизненная и мировоззренческая позиция, осваиваются индивидуальные приемы деятельности, поведения и общения. Личностная сфера, являясь профессионально значимой для студентов-юристов, определяет перспективы личностного развития будущих специалистов.

Совокупность профессионально важных качеств и личностных особенностей отражает уровень профессиональной подготовленности и зрелости, является критерием успешности деятельности юриста.

Необходимость изучения данной проблемы в системе профессионального образования продиктована рядом обстоятельств теоретического и практического характера. Интенсивное развитие сети образовательных учреждений, осуществляющих подготовку юристов, многообразие содержания и уровней такой подготовки требуют изучения общих закономерностей профессиональной деятельности специалистов-юристов.

Актуальность данной проблемы определяется задачами оптимизации процесса личностного и профессионального самоопределения в вузе, формирования и развития у студентов ценностно-смыслового компонента будущей профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность оказывает воздействие на систему ценностных ориен-таций личности. Эффективность профессиональной деятельности во многом зависит от совпадения ее предметно-деятельностного и ценностно-смыслового аспектов. В основе ценностно-смыслового аспекта профессиональной деятельности лежат личностные смыслы индивида, которые определяются субъективной системой ценностей.

Среди работ, посвященных проблеме профессионализма, преобладают исследования профессионализма деятельности и профессионального мастерства. Значительно меньше работ, связанных с изучением профессионализма личности и развитием профессионала. Так, известны исследования профессионализма деятельности специалистов и государственных служащих в особых и экстремальных условиях (А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин); формирования профессионально-нравственной культуры специалиста (Богданов Е. Н.), гуманитарно-технологического развития государственных служащих (Гусева А. С.); развития духовности в процессе профессионального станов-

ления специалиста (Коваль Н. А.); развития рефлексивной культуры (Степанов С. Ю.); становления «Я-концепции» в управленческой деятельности (Агапов В. С.) [1; 2].

Концепция развития профессионала разрабатывалась с системных позиций, поэтому структурно и процессуально она выражалась в развитии соответствующих подсистем общей системы профессионализма: профессионализма деятельности, профессионализма личности, нормативной регуляции деятельности и поведения, мотивации на саморазвитие и профессиональные достижения, рефлексивной самоорганизации и креативности личности, продуктивной «Я-концепции». Составляющими профессионализма личности являются: способность к антиципации, к саморегуляции, принятию решений, ставших профессионально важными качествами [1].

Развитие зрелой личности представляется как процесс вхождения в новую профессиональную среду. Развитие всегда сопровождается изменением системы взаимодействий и отношений личности, потребностно-мотива-ционной сферы, ценностных ориентаций. Основными моментами в формировании концепции развития профессионала явились ак-меологические представления о сущности категорий профессионал, профессионализм личности и личностно-профессиональное развитие. Данная концепция рассматривает личность в развитии до уровня профессионализма с позиций принципа активности и субъективности, которые отражают стремление личности к самоорганизации, объясняют собственную активность и развитие, разрешают противоречия между существующими возможностями и наличными потребностями [1].

Сложность, многоаспектность структурных характеристик личностной сферы студентов, их практическое значение в системе профессиональной подготовки, познания, поведения и взаимодействия человека обусловливают необходимость изучения личностной сферы юристов в неразрывной связи с системой межличностных отношений.

Профессионализм личности достигается во многом в процессе развития способностей, зависит от наличия особых качеств личности, способствующих успешному выполнению профессиональных обязанностей. Не является исключением и деятельность юриста, которая требует особого мастерства, глубоких знаний,

прочных навыков взаимодействия с другими людьми, умения вести себя в экстремальных ситуациях, принимать ответственные решения, брать на себя ответственность в решающие моменты. Именно поэтому формирование профессионально важных качеств личности должно начинаться уже со студенческой скамьи.

Профессионально важные качества личности — это индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности. Изучением этого вопроса занимаются и юристы, и психологи, и социологи [3]. Ими выделены следующие стержневые качества в структуре деятельности юриста:

— исключительная честность, предельная объективность, неутомимый поиск истины, способность принимать решения, соответствующие закону и собственному убеждению;

— чувство ответственности, без которого невозможно проявить инициативу, оперативность в расследовании преступлений;

— умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой;

— оптимально развитое чувство правды, умение распознавать добро и зло, противостоять чужому влиянию;

— настойчивость в достижении цели;

— внутренняя доброжелательность;

— способность понимать людей, особое чувство восприимчивости;

— высоко развитое чувство товарищества, коллективизма;

— деловой оптимизм и др.

Профессионализм личности юриста во

многом зависит от уровня развития таких качеств, которые влияют на результативность деятельности. Такими качествами являются психические свойства личности (внимание, память, воображение), психологические характеристики (эмоциональная теплота, обаяние, устойчивость, терпеливость); волевые качества (сила воли, умение осуществлять волевые усилия, волевая стойкость); личностно-профессиональные качества (организованность, ответственность, дисциплинированность, инициативность, внимательность).

Обычно в профессиограмме юриста выделяют пять аспектов деятельности: познавательный, коммуникативный, организаторский, воспитательный и удостоверительный. Для успешного выполнения этих аспектов деятель-

ности юрист должен обладать набором определенных морально-волевых качеств, обеспечивающих познавательный аспект деятельности. Это такие качества ума, как гибкость, самостоятельность, глубина, быстрота, логичность, критичность, самоконтроль, без которых невозможно установить элементы настоящего, факты прошлого, выявить необходимые доказательства.

Особое место в структуре деятельности юриста занимают качества, обеспечивающие коммуникативный аспект, связанный с умением устанавливать коммуникативные связи, налаживать межличностное взаимодействие, влиять на людей, убеждать, распознавать их эмоциональные состояния и др. К таким качествам относятся: общительность, эмоциональная устойчивость, душевное равновесие, отсутствие вспыльчивости, раздражительности; умение вести беседу, переговоры, умение правильно, грамотно и доступно выражать свои мысли. К морально-психическим качествам, обеспечивающим организаторский аспект юридической деятельности, в первую очередь следует отнести деловитость, инициативность, организаторские способности. К этой же группе качеств относят: наличие сильной воли, принципиальность, решительность, бдительность, самообладание, настойчивость, самокритичность. Для обеспечения организаторского аспекта деятельности требуется исполнительность, аккуратность, дисциплинированность и самоконтроль, самокритичность и высокая сознательность.

Любая профессия налагает на человека определенные правовые и нравственные обязанности. Юристу недостаточно усвоить только определенную сумму специальных знаний и навыков. Для успешного осуществления своей профессиональной деятельности ему необходимо высоконравственное поведение. Поэтому особое внимание следует уделять морально-психическим качествам, обеспечивающим воспитательный аспект юридической деятельности. Отсутствие воспитания при наличии образования особенно заметно и опасно в деятельности юриста. От этики юриста, его воспитания, от добросовестности, деликатности и благородства, от силы его воздействия на людей, от его общей и профессиональной культуры зависит качество расследования, а нередко и судьбы людей.

2(14)/2017

Глагол Ъ

правосудия

Удостоверительная функция является специфической для юридической деятельности. Деятельность юриста расписана сводами правил на уровне законов (кодексы, инструкции, наставления и др.) К морально-психическим качествам, обеспечивающим удостоверитель-ный аспект юридической деятельности, относятся: деловитость, исполнительность, пунктуальность, уважительное отношение к закону.

Выделяют пять основных факторов профессиональной пригодности юриста, включающих соответствующие им комплексы профессионально значимых качеств личности.

Первый фактор — высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации. Этот фактор связан с нормативностью поведения юриста в любых, в том числе сложных, экстремальных условиях профессиональной деятельности. К качествам личности, формирующим указанный фактор, следует отнести: высокий уровень правосознания; честность, гражданское мужество, совестливость; принципиальность (непримиримость) в борьбе с нарушителями правопорядка; обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность.

Свидетельством профессиональной непригодности юриста считается наличие противоположных качеств: низкий нравственный облик, нечестность, безответственное отношение к делу, недисциплинированность и др.

Второй фактор — нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности. Этот фактор предполагает:

— устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в критических, вызывающих фрустрацию, условиях;

— развитые адаптивные свойства нервной системы, сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов, позволяющие на должном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать на различные события.

Отрицательно оцениваются по этому фактору следующие качества личности: низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряженность, избыточная агрессивность, импульсивность действий, невротические симптомы, быстрая истощае-

мость нервных процессов, психопатические свойства характера.

Третий фактор — высокий уровень интеллектуального развития, познавательная (когнитивная) активность юриста. Этот фактор обусловлен наличием следующих качеств личности:

— развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция;

— гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, умение выделять главное;

— развитое воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии.

Низкая умственная работоспособность, сниженная познавательная активность, недостаточное развитие интеллектуальных способностей, неразвитое воображение, слабая память — это качества, несовместимые с эффективностью профессиональной деятельности юриста, они оцениваются как неблагоприятные.

Четвертый фактор — коммуникативная компетентность юриста. Она предполагает наличие следующих качеств личности:

— способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ними доверительные в необходимых пределах отношения;

— проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояния психики;

— доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника);

— свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения;

— умение в конфликтных ситуациях использовать адекватную стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от обстоятельств стиль общения;

— способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений, развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в экстремальных ситуациях;

— адекватная самооценка;

— чувство юмора.

Качествами, затрудняющими коммуникативные процессы, снижающими их результативность, являются: замкнутость, повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях, импульсивность, слабое владение вербальными и невербальными средствами общения.

Пятый фактор — организаторские способности. Они позволяют юристу, независимо от рода его профессиональной деятельности, оказывать управляющее воздействие на различных людей, с которыми приходится взаимодействовать в процессе профессионального общения. Поэтому для юриста профессионально важными качествами являются:

— активность, инициативность, находчивость, смелость;

— решительность, настойчивость, целеустремленность;

— умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений, самостоятельность;

— чувство ответственности за свои действия и поступки;

— организованность, собранность, аккуратность в работе;

— коммуникативная компетентность;

— нервно-психическая устойчивость;

— адекватная самооценка;

— высокая мотивация достижения успеха.

Качествами, существенно снижающими

организаторские возможности юриста, являются: психопатические свойства характера, повышенная агрессивность, несбалансированность процессов торможения и возбуждения, эмоциональная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная мнительность, тревожность, сниженный интеллект, завышенная самооценка, пренебрежительное отношение к людям.

Помимо перечисленных качеств личности, эффективность деятельности юриста зависит от мотивационной сферы его личности. Поэтому представляется весьма значимым, в какой мере в структуре личности доминируют мотивы, связанные с достижением успехов, с завоеванием профессионального престижа, авторитета и уважения среди сотрудников, а также граждан, чьи законные права и интересы приходится защищать. По мнению А. А. Дер-кача [2], лица с высоким уровнем мотивации достижения отличаются следующими чертами: настойчивостью в достижении поставленных целей; неудовлетворенностью достигнутым; постоянным стремлением сделать дело лучше; потребностью изобретать новые приемы работы при выполнении обычных дел; неудовлетворенностью легким успехом; готовностью принять помощь и оказать ее другим.

Итак, какие качества личности должны формировать студенты-юристы? Юрист, прежде всего, должен быть справедливым, беспристрастным, порядочным, дисциплинированным человеком, тактичным, вежливым, уметь делать добро, уметь управлять своими эмоциями, быть требовательным к себе, гибким, способным к аналитической деятельности и творчеству. Он должен обладать высоким профессиональным мастерством, уважать людей, быть терпимым к недостаткам других, уважать их права, быть готовым оказать помощь, вселить уверенность в успех, не быть злопамятным, уметь разрешать сложные конфликты, уметь объективно оценивать свою работу.

Наиболее значимыми профессионально важными качествами, влияющими на продуктивность профессиональной деятельности юриста, являются: умение поставить задачи, последовательность, практичность, умение планировать и организовывать, принципиальность, уровень общей культуры, требовательность, сдержанность, организованность, профессиональная компетентность, инициативность и самостоятельность, настойчивость и упорство, самообладание.

Учитывая все вышесказанное, для развития продуктивной «Я-концепции» юриста студентам юридических вузов необходимы:

— гностические умения анализировать ситуацию;

— проектировочные умения адекватно представлять существующие функциональные связи;

— конструктивные умения выстраивать и корректировать систему поведенческих, дея-тельностных стратегий;

— коммуникативные умения устанавливать взаимоотношения, регулировать их, управлять и влиять на отношения и поведение;

— рефлексивные умения реагировать адекватно ситуации;

— социально-перцептивные умения выбирать соответствующую ролевую позицию, осуществлять сотрудничество, действовать с учетом индивидуальных особенностей субъектов взаимодействия.

Одной из важнейших задач развития профессионализма является формирование нравственных механизмов регуляции поведения, которая включает в себя следующие базисные компоненты [2]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— мотивационный (положительное отношение к юридической деятельности, стремле-

2(14)/2017

Глагол Ъ

правосудия

ние к самореализации и достижениям, нравственные и профессиональные установки и интересы);

— когнитивный (знания о профессиональной этике, представления о нравственности и нравственных нормах);

— гностический (владение способами и приемами, необходимыми для понимания смысла нравственных норм и предписаний);

— регулятивный (положительное отношение к лицам, с которыми осуществляется профессиональное взаимодействие, обязательность и ответственность перед ними);

— эмоционально-волевой (способность к нравственному сопереживанию, инициативность);

— оценочный (нравственная самооценка своей подготовки, результатов деятельности и отношений).

Последовательное формирование системы регуляции деятельности, поведения и отношений является основой профессионально-нравственной культуры юриста, включающей последовательную систему алгоритмов саморазвития [1]:

— актуализацию потребности в личностном и профессиональном самопознании с целью личностно-профессионального роста;

— формирование профессиональных и гуманистических ценностных установок, эталонов и норм к объектам и субъектам профессиональной деятельности;

— развитие профессионализма деятельности и личности;

— рефлексию профессиональной деятельности и личностно-профессиональных качеств;

— формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.

Ориентация на такую модель является основой нормативной нравственной системы регуляции деятельности юриста, его отношений и поведения как профессионала.

Таким образом, основной задачей образования является научить молодых людей искать и находить личностный смысл будущей профессиональной деятельности и принимать ответственность за выбор. В этой связи особое значение приобретает процесс личностного самоопределения в вузе, формирование и развитие системы личностных смыслов, имеющих социальный, деонтологический характер и определяющих профессиональную направленность как фактор личностного роста. В связи с этим возникает проблема внедрения в учебный процесс новых форм профессионального обучения, позволяющего интегрировать их значимость и ценность на уровне личных смыслов.

Выдвинутые теоретические положения об особенностях развития профессионально важных качеств личности юриста могут лечь в основу обоснования программы целенаправленного обучения в системе высшего профессионального образования юристов.

Список литературы

1. Деркач А. А. Психология развития профессионала : учеб. пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова. - М. : Изд-во РАГС, 2000. - 123 с.

2. Деркач А. А. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры государственных служащих / А. А. Деркач, С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов. - М. : РАГС, 1998. - 143 с.

3. Шиханцов Г. Г. Юридическая психология : учебник / Г. Г. Шиханцов ; под ред. В. А. Том-синова. - М. : Зерцало, 2000. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.