Научная статья на тему 'Модель профессионально важных качеств сотрудников, способствующих продуктивной деятельности в условиях инновационных преобразований'

Модель профессионально важных качеств сотрудников, способствующих продуктивной деятельности в условиях инновационных преобразований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / СОТРУДНИКИ / EMPLOYEES / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УМЕНИЕ / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров А.Ф.

Автором рассмотрены вопросы формирования профессионально важных качеств сотрудников в период инновационных преобразований. Исследуются психолого-акмеологические факторы, являющиеся главными детерминантами профессионализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федоров А.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of professionally important qualities of the employees promoting efficient activity in the conditions of innovative transformations

In this article the author studies with issues of formation of professionally important qualities of employees during innovative transformations. He also presents the psycho-acmeological factors which are the main determinants of professional competence.

Текст научной работы на тему «Модель профессионально важных качеств сотрудников, способствующих продуктивной деятельности в условиях инновационных преобразований»

А. Ф. ФЕДОРОВ старший психолог кафедры пенитенциарной педагогики,

. психологии и социальной работы ВЮИ ФСИН России,

А. Б. FEDOROV

кандидат психологических наук, доцент, майор внутренней службы

Модель профессионально важных качеств сотрудников, способствующих продуктивной деятельности в условиях инновационных преобразований

Model of professionally important qualities of the employees promoting efficient activity in the conditions of innovative transformations

Анатация. Автором рассмотрены вопросы формирования профессионально важных качеств сотрудников в период инновационных преобразований. Исследуются психолого-акмеологические факторы, являющиеся главными детерминантами профессионализма.

Ключевые слова: профессионально важные качества, профессионализм, сотрудники, компетентность, умение.

Abstract. In this article the author studies with issues of formation of professionally important qualities of employees during innovative transformations. He also presents the psycho-acmeological factors which are the main determinants of professional competence.

Key words: professionally important qualities, professional competence, employees.

Преобразования, стремительно реализуемые в уголовно-исполнительной системе, проявили ряд существующих трудностей данного процесса. Анализ указанной проблемы продемонстрировал систему барьеров как объективного, так и субъективного характера, препятствующих инновационным преобразованиям. Не менее важным является также изучение профессионально важных качеств сотрудников, которые могут выступать в роли факторов, помогающих инновациям реализоваться на практике. Исследование подобных моделей и факторов позволит определить «сильные» стороны той системы, в которой они реализуются, а изучение психологических особенностей сотрудников будет способство-

вать возможности преодолевать антиинновационное поведение.

Формирование законопослушной и развитой личности является конечной целью профессионального труда любого сотрудника ФСИН России и показателем продуктивности его деятельности, высокого уровня профессионализма. Понятия «профессионализм» и «продуктивность» являются базовыми в относительно молодой науке - акмеологии, и подлежат изучению с точки зрения зависимости от факторов, благоприятствующих и препятствующих достижению целей профессиональной деятельности. Психолого-акмеологические факторы -это основные причины, имеющие характер движущих сил, главные детерминанты про-

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

фессионализма. Факторы обусловлены соотношением в них объективного и субъективного.

Н. В. Кузьмина и А. А. Реан выделяют три группы факторов: объективные, связанные с реальной системой и последовательностью действий и направленных на достижение искомого результата; субъективные, связанные с субъективными предпосылками меры успешности профессиональной деятельности; к ним относятся мотивы, направленность, способности, компетентность, умелость, удовлетворенность, творчество; мера их проявления, то есть личностные, профессионально-психологические, психофизиологические и индивидуально-типологические качества субъекта профессиональной деятельности, содействующие росту профессионализма или препятствующие этому процессу; объективно-субъективные, связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления системой [1].

С позиций системной методологии можно структурировать их по другому основанию, выделяя общие, особенные и единичные. Важнейшими психолого-акмеологическими факторами, как показали проведенные исследования, являются потребность в достижении, высокие профессионально-личностные стандарты, уровень мотивации (А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина). В. Г. Зазыкин психолого-акме-ологическими факторами называет акмеологи-ческие инварианты профессионализма - высокий уровень антиципации, саморегуляции, развитая образная сфера, умение принимать решения, коммуникативные умения [2]. Исследования профессионализма конкретных видов деятельности показали, что общими психоло-го-акмеологическими факторами являются высокий уровень профессионального восприятия и мышления, развитая антиципация. В. Д. Шадриков, исследуя системогенез профессиональной деятельности, особо рассматривал связи профессионального мастерства с различными факторами, которые, по сути, являлись психолого-акмеологическими, среди которых особо выделялись потребности личности, уровень мотивации достижения и социальный престиж деятельности.

Один из ведущих специалистов в области юридической психологии В. В. Романов дает свою классификацию профессионально важных качеств, ведущих специалиста уголовно-

исполнительной системы к вершинам профессионализма [3].

Первый фактор - высокий уровень социализации личности. Данный фактор напрямую связан с нормативностью поведения в любых, в том числе в сложных, экстремальных условиях профессиональной деятельности. К числу профессионально значимых свойств, составляющих данный фактор, относятся: высокий уровень развития правосознания; доминирование социально значимых мотивов в сфере мотивации профессиональной деятельности; честность, принципиальность, гражданское мужество, чувство долга, совестливость; ответственность, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, аккуратность.

Второй фактор - эмоционально-волевая устойчивость личности. Комплекс психических свойств, обеспечивающих эмоционально-волевую устойчивость, включает: высокую работоспособность, выносливость в ситуациях длительных, интенсивных физических и психических перегрузок, способность сохранять целеустремленность и продуктивность деятельности в этих условиях; умение выдерживать стресс-факторы и другие.

Третий фактор - познавательные способности, высокий уровень интеллектуального развития, что предполагает следующие психические качества: высокий интеллект, анали-тико-синтетический склад ума, способности к абстрагированию, рефлексии; глубина, оперативность, широта, самостоятельность, продуктивность, гибкость, критичность, прогно-стичность мышления; широкий кругозор и др. Центральным звеном, в условиях современных инновационных преобразований, в данной группе свойств является эвристичность мышления, его ярко выраженный творческий характер.

В качестве четвертого фактора В. В. Романов выделяет коммуникативную компетентность. Деятельность в условиях исправительного учреждения в виду специфики ее объекта, неразрывно связана с общением. Оптимальное профессиональное общение создает условия для развития мотивации осужденных, творческого характера трудовой деятельности, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат в коллективе осужденных, позволяет максимально использовать в воспитательном про-

цессе личностные качества и создает условия для правильного формирования полноценной личности осужденного. По мнению Б. Г. Ананьева, общение всегда есть момент познания человека человеком и одновременно еще большего познания каждым из них самого себя, а также момент переживаний, вызываемых одним человеком у другого. То есть, общение выступает средством формирования личности и, следовательно, в инвариантной модели профессионально важных качеств является фактором продуктивности в деятельности сотрудника ФСИН.

Исследуя взаимоотношения учителя и учеников, Н. В. Кузьмина вводит понятие «педагогически целесообразные взаимоотношения» и определяет их как взаимоотношения, подчиненные достижению искомого результата и основанные на самостоятельном и добровольном признании учащимися превосходства педагога над самим собой, проявляющемся в их стремлении «у него учиться, с ним общаться, ему подражать...педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися педагог устанавливает на основе предвидения, предвосхищения того, какой эмоциональный, интеллектуальный и практический отклик вызовет у учащихся способ его отношения, поведения, воздействия на них» [4]. Это определение применимо и к деятельности каждого сотрудника ИУ, особенно начальника отряда. «Педагогически целесообразные взаимоотношения» так же необходимо налаживать и развивать и во взаимоотношениях со спецконтингентом. Если осужденный чувствует превосходство по актуальным для него позициям, он будет поддерживать с ним контакт, будет уважать его и поддерживать во всех начинаниях, исполнять законные требования по собственному убеждению, а не под принудительным воздействием представителей администрации, тем самым незаметно включаясь в процесс перевоспитания. Если взаимоотношения будут строиться и развиваться таким образом со всем коллективом, то данный процесс будет протекать и внутри коллектива осужденных. Осужденные сами будут отслеживать выполнение требований сотрудников, и если кто-то будет не согласен с воспитательной линией, коллектив заставит его подчиниться. В данном случае включится процесс «воспитания через коллектив», описанный А. С. Макаренко. Особен-

ности общения воспитателя с осужденными, несомненно, оказывают влияние на результат процесса перевоспитания и, несомненно, являются факторами, определяющими уровень продуктивности деятельности и профессионализма сотрудника пенитенциарного звена.

Пятый фактор, который В. В. Романов отдельно выделяет - это организаторские способности. Они позволяют сотруднику, независимо от рода его профессиональной деятельности, оказывать управляющее воздействие на различных субъектов, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения. Поэтому каждый сотрудник должен иметь следующие качества: активность, энергичность, повышенную работоспособность; самостоятельность, инициативность, предприимчивость; настойчивость, целеустремленность, уверенность в себе; в мотивационной сфере - доминирование мотивов достижения успехов в делах; высокую стрессоустойчивость; чувство ответственности за свои действия; развитые аналитические способности: рефлексивность, гибкость мышления, умение прогнозировать и планировать совместную деятельность, распределять задания с учетом возможностей и психологических особенностей; развитые коммуникативные качества: умение устанавливать психологический контакт с людьми, проницательность, способность прогнозировать поведение подчиненных, понимать мотивы их поступков, доброжелательность к окружающим, психологический такт во взаимоотношениях с ними; умение контролировать ход и результаты совместной деятельности, критичность, требовательность к подчиненными; умение оказывать управляющее воздействие на коллектив, мотивировать и побуждать подчиненных к выполнению работы, направлять их и «заряжать» своей энергией.

Расширяя затронутую В. В. Романовым проблему факторов, способствующих достижению профессионализма и высокой продуктивности деятельности начальника отряда, отметим, что практически все специалисты согласны со следующим утверждением, высказанным Н. В. Кузьминой: «Способности выступают одним из важных внутренних условий успешного овладения определенной специальностью, высокопроизводительной работы и постоянного совершенствования» [5]. Они не сводятся к

НАуЧНО-мЕтОДИЧЕСКОЕ ОБЕСпЕЧЕНИЕ

знаниям, умениям и навыкам, а представляют собой устойчивые особенности психической деятельности, отвечающие требованиям определенной профессии и гарантирующие возможность успеха в избранной деятельности. Одни и те же особенности расцениваются как способность к одной деятельности и неспособность к другой. Вне такого сопоставления они выступают просто как качества данного человека, его индивидуальные особенности. Наличие способности к данной профессии - обязательная предпосылка высокого профессионализма, интереса к работе, чувства удовлетворенности, жизненного самоопределения, благополучия. Слабая выраженность способностей к профессии - одна из причин неуспехов в работе, неудач, срывов, перенапряжения, тягостного чувства собственной неполноценности и неверно избранного жизненного пути, зависти и мотивов к перемене мест. Чрезвычайно важно для человека избрать профессию по способностям: одним потребителем на земле меньше, одним созидателем больше. Граждане, избирающие деятельность в системе УИС в качестве своего жизненного призвания, к моменту приема на работу уже обладают в определенной степени развитыми качествами, которые расцениваются как способности к ней. Обычно они не находятся в высшей точке своего возможного развития. В связи с этим уместно говорить о потенциальных способностях, которые возможно развить в процессе профессиональной деятельности.

Способности выступают фактором успеха в деятельности, который определяется не одним качеством человека, а их совокупностью. Способности сотрудника УИС - это всегда целостная совокупность качеств, структура которых строго соответствует требованиям профессионального труда.

Анализ психолого-педагогической, юридической и акмеологической литературы показал, что помимо общепедагогических способностей, настоящий специалист, профессионал в своей области, должен обладать способностями, присущими юристу. По М. М. Крозу, юридические способности делятся на две группы требований и соответственно две группы способностей: социально-юридические и специально-юридические. Социально-юридические способности обусловлены социальным предназначением и положением юриста. Специаль-

но-юридические способности - особые качества, которые определяются спецификой своего труда, тем, что отличает его от других видов труда, и которые важны именно для него, но не обязательны для других. К этой категории М. М. Кроз относит следующие способности: высокоразвитое чувство долга, чести, ответственности; обостренное чувство справедливости и нетерпимость к злу; честность, совестливость, требовательность к себе, моральная устойчивость, неподкупность; хорошо развитый интеллект, познавательная пытливость, сообразительность, находчивость; речевые способности, умение связно, логично и точно выражать свои мысли; наблюдательность (обстановочная и психологическая), быстрота ориентировки в обстановке; хорошая память на лица, фамилии, слова, факты, цифры; волевые качества, активность, целеустремленность, организованность, самостоятельность, настойчивость, упорство, смелость, устойчивость к риску, опасности и неудачам, способность к самомобилизации; организаторские способности.

Л. И. Уманским и его сотрудниками выделены, например, такие качества способных организаторов: психологическая избирательность, т.е. эффективное восприятие психологических особенностей и состояний других людей; быстрая возможность правильно охарактеризовать и оценить их; склонность к психологическому анализу; избирательно-психологическая память; сопереживание тому, что чувствуют другие люди; способность мысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека и др. Большое значение имеют и такие качества, как практически-психологический ум, проявляющийся в распределении обязанностей коллективной деятельности с учетом индивидуальных особенностей; быстрая ориентация в ситуациях, требующих практического применения знания людей; находчивость в учете психологического состояния и настроений людей в конкретной ситуации; способность заинтересовывать людей; учет взаимоотношений, личных симпатий и антипатий и другое; психологический такт; общественная энергичность; требовательность, критичность; склонность к организаторской деятельности. В профессиональной деятельности важны: представление и воображение, способность образно предвидеть, мысленно проигрывать события; склонность и интерес к работе с людьми, способность

разбираться в них, видеть их индивидуальные особенности и возможности, правильно оценивать и использовать их; терпеливость, уравновешенность, сдержанность, самообладание, низкий уровень враждебности и агрессивности; уверенность в себе, раскованность в общении, высокая работоспособность; быстрота реакции.

Одним из основных факторов продуктивности профессиональной деятельности сотрудника выступает его мотивационная направленность. Склонности, идеалы, жизненные планы и интересы определяют долговременно действующие побуждения, которые, в частности, выступают и причиной выбора своей профессии. Для развитой направленности свойственны устойчивые характеристики, долговременные планы службы и работы в УИС, подлинный, глубокий интерес к поиску путей повышения эффективности в воспитательной работе. Профессионально-мо-тивационные качества непосредственно влияют на процесс правоохранительной и воспитательной деятельности. Задатки этих качеств лежат в общей направленности молодого человека, принявшего решение выбрать профессию начальника отряда. Профессиональная концепция - своеобразный элемент профессиональной направленности специалиста. Она представляет собой: совокупность усвоенных им профессиональных взглядов, убеждений и побуждений, выражающих понимание им целей и задач своей деятельности, ее места в общей работе подразделения, ее взаимосвязей с деятельностью других сотрудников, специалистов («образ организации»); понимание своих прав и обязанностей, способов и средств их реализации и достижения целей, условий, трудностей («образ деятельности»); понимание, с какими конкретно личностями он будет работать, как с ними строить отношения, как взаимодействовать, каких норм придерживаться («образ коллектива»). Нередко у выпускников имеются пробелы в профессиональной концепции и особенно часто в последнем его блоке «образе коллектива».

Весь комплекс работы с персоналом, организации его службы и работы достигает нужных результатов в развитии профессиональной направленности, если помимо только правовых знаний, навыков и умений он формирует глубоко осознанную, зрелую, активную профессиональную позицию, основанную на правильном понимании предназначения правопорядка и направленной воспитательной

работы в современной России, преданность ей и стратегию действий, отвечающую вызовам времени и социальным ожиданиям общества.

Таким образом, профессионализм и продуктивность деятельности сотрудников пенитенциарной системы при жестко регламентированных объективных условиях осуществления деятельности в большой мере зависит от внутренних, субъективных факторов - специфических способностей, знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности. К наиболее значительным акмеологическим факторам достижения высокого уровня продуктивности деятельности сотрудника пенитенциарного учреждения относятся качества личности, соответствующие основным структурным компонентам его профессиональной деятельности: операционному, когнитивному, мотивацион-ному, коммуникативному, эмоциональному и поведенческому, каждый из которых характеризуется специфическими требованиями, предъявляемыми к личности воспитателя.

Согласно нашим представлениям существенным критерием, определяющим тот или иной фактор в модели профессионально важных качеств сотрудников, способствующих инновациям, является продуктивность. Исследование зависимости уровней профессиональной деятельности от факторов и условий, благоприятствующих или препятствующих достижению высокой продуктивности деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений, является важным для дальнейшего изучения и разработки этого вопроса в области пенитенциарной акмеологии, ее теории и практики. ^

1. Акмеология: учебное пособие / А. Деркач,

B. Зазыкин. - СПб.: Питер. 2003. - 256 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).

2. Деркач А. А., Москаленко О. В. Профессиональное самосознание руководителей образовательных учреждений: теория, методология, практика. -М.: РАГС. 1999. С. 370-371.

3. Романов В. В. Юридическая психология // учебник. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Юристъ. 2004.

C. 371-375.

4. Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастерства производственного обучения профтехучилища. - М.: Высшая школа. 1989. С. 134.

5. Кузьмина Н. В. Предмет акмеологии. 2-е издание, исправленное и дополненное. СПб.: Политехника. 2002. С. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.