Научная статья на тему 'Ценностное отношение и психолого-акмеологические компоненты в профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы'

Ценностное отношение и психолого-акмеологические компоненты в профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОНЕНТЫ / ЦЕННОСТИ / КОЛОНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОТРУДНИК / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / COMPONENTS / VALUES / A COLONY / ACTIVITY / THE EMPLOYEE / CRIMINALLY-EXECUTIVE SYSTEM / PROFESSIONAL WORK / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федоров Александр Федорович

В статье указано, что профессиональное творчество сотрудников определяется как личностно ориентированное взаимодействие и ценности побуждают личность к той или иной деятельности, обуславливая ее направленность. Автор, рассматривая психолого-акмеологические компоненты указывает, что творческий компонент личности сотрудника выполняет интегративную функцию импульса. Когнитивный компонент, в содержание которого включена профессиональная компетентность и профессиональная надежность, которая закладывает ядро самореализации дает возможность человеку осуществить задуманное. В представленной статье одним из важных структурных элементов когнитивного компонента являются профессиональные способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Федоров Александр Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUABLE RELATION AND PSIHOLOGO-AKMEOLOGICHESKIE COMPONENTS IN PROFESSIONAL WORK OF EMPLOYEES OF CRIMINALLY-EXECUTIVE SYSTEM

In article it is specified, that professional creativity of employees is defined as lichnostno the focused interaction and values induce the person to this or that activity, causing its orientation. The author, considering psihologo-akmeologicheskie specifies components, that the creative component of the person of the employee carries out impulse function. Kognitivni the component in which maintenance professional competence and professional reliability which pawns a self-realisation kernel is included gives the chance to the person to carry out the conceived. In presented article one of the important structural elements kognitivnogo a component are professional abilities.

Текст научной работы на тему «Ценностное отношение и психолого-акмеологические компоненты в профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы»

Психология

УДК:378.2

кандидат психологических наук, доцент Федоров Александр Федорович

Владимирский государственный университет имени В. Г. и В. Г. Столетовых (г. Владимир)

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ И ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ

Аннотация. В статье указано, что профессиональное творчество сотрудников определяется как личностно ориентированное взаимодействие и ценности побуждают личность к той или иной деятельности, обуславливая ее направленность. Автор, рассматривая психолого-акмеологические компоненты указывает, что творческий компонент личности сотрудника выполняет интегративную функцию импульса. Когнитивный компонент, в содержание которого включена профессиональная компетентность и профессиональная надежность, которая закладывает ядро самореализации дает возможность человеку осуществить задуманное. В представленной статье одним из важных структурных элементов когнитивного компонента являются профессиональные способности.

Ключевые слова: компоненты, ценности, колония, деятельность, сотрудник, уголовно-исполнительная система, профессиональная деятельность, адаптация.

Annotation. In article it is specified, that professional creativity of employees is defined as lichnostno the focused interaction and values induce the person to this or that activity, causing its orientation. The author, considering psihologo-akmeologicheskie specifies components, that the creative component of the person of the employee carries out интегративную impulse function. Kognitivni the component in which maintenance professional competence and professional reliability which pawns a self-realisation kernel is included gives the chance to the person to carry out the conceived. In presented article one of the important structural elements kognitivnogo a component are professional abilities.

Keywords: components, values, a colony, activity, the employee, criminally-executive system, professional work, adaptation.

Введение. Особенностью деятельности работника уголовно-исполнительной системы является творческий, нестандартный характер профессионального труда. Задачи сотрудника уголовно-исполнительной системы всегда нестандартны и требуют творческого подхода. Сотруднику приходится иметь дело с разнообразными жизненными ситуациями, требующими творческого подхода к их разрешению, и принимать нестандартные решения после внимательного изучения возникших правоотношений. В связи с обострением криминогенных проявлений осужденных и увеличением психических отклонений у них, меняются критерии оценки деятельности сотрудников, и требуется постоянный контроль за поведением сотрудника, ибо может произойти влияние криминально-ориентированной среды на процесс трудовой деятельности сотрудника, а также надо избежать профдеформации личности. Способы деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы имеют название высоконормативного социального поведения, определяемого системой этических норм. Поэтому он должен обладать развитым интеллектом, ему необходимы не только сугубо профессиональные правовые знания, но и специальные знания из различных областей науки, техники, культуры, Сотрудник уголовно исполнительной системы должен иметь способность к творческому использованию получаемой информации на практике, мобильность, профессионализм.

Изложение основного материала статьи. В основе формирования личности лежат ее ценности. Они определяют цели деятельности и развития личностных ориентаций. Ценности в сфере профессиональной деятельности существуют в форме идей, представлений, норм, правил, теорий. Ценности, которыми руководствуется специалист в процессе профессиональной деятельности, связаны с его мировоззренческой позицией, личностными приоритетами, интересами и привычками. Они отражают признание профессиональной самореализации как ценности, жизненной необходимости, принятие образов лучших сотрудников как ориентиров в жизни и профессии. «Ценностное отношение в профессиональной деятельности характеризуется переходом, трансформацией, социально значимых управленческих ценностей в личные и дальнейшую реализацию их в деятельности» [3, с. 229]. В совокупности ценности побуждают личность к той или иной деятельности, обуславливая ее направленность. В целом представленный психолого-акмеологических компонент личности сотрудника УИС можно определить как мотивационно-ценностный. Важную роль в структуре психолого-акмеологических компонентов личности играет когнитивный компонент, в содержание которого включена профессиональная компетентность и профессиональная надежность. Базовой составляющей этого компонента считаем профессиональную компетентность личности, которая закладывает ядро самореализации, дает возможность человеку осуществить задуманное, творчески реализовать свои знания на практике и реализовать свой потенциал в профессиональной сфере. Профессиональная компетентность исследовалась многими учеными (Т. Браже, Ю. Гагин, Л. Захаров, И. Колесникова, Г. Ларионова, А. Маркова и др.). В определении сущности профессиональной компетентности авторы обращают внимание не только на наличие в ней интеграции интеллектуальных, моральных, социальных, эстетических установок, знаний, умений и навыков для успешной деятельности, профессионального овладения алгоритмом решения соответствующих практических и теоретических задач, но и на стиль взаимодействия с людьми, общую личностную культуру, способности к развитию собственного творческого потенциала (Т. Браже, Н. Забрудский, М. Розов и другие).В свою очередь под профессиональной компетентностью мы понимаем качественную характеристику специалиста, который умеет пользоваться своими знаниями, умениями и навыками, а также может действовать конструктивно в изменяющихся социальных и профессиональных условиях, то есть владеет оперативным и мобильным знанием.

В структуру профессиональной компетентности включены психологические качества и профессиональные способности. Анализ многочисленных работ по этому вопросу (А. Маркова, В. Сластенин, Г. Сухобская и др.) позволил выделить общечеловеческие и профессиональные психологические качества личности, которые помогут ему расти в служебной деятельности. К общечеловеческим качествам, опираясь на проблему нашего исследования, можно отнести человечность, доброту, терпимость, гуманность, порядочность, ответственность, справедливость, эмоциональную

искренность, позитивную Я-концепцию, уважение к национальным и религиозным чувствам другого человека, уважение мнения другого человека, внимательность к собеседнику, терпимость к критике, самокритичность. Профессиональные качества несут в себе уважение к людям, интерес к своей профессии, потребность в самореализации путем профессиональной деятельности, стремление к самообразованию и самосовершенствованию, самостоятельность, активность [2, с. 37].Одним из важных структурных элементов когнитивного компонента являются профессиональные способности. У сотрудников УИС такие способности могут проявляться в способности к передаче информации в краткой, интересной форме; способность к пониманию осужденного; самостоятельный и творческий склад мышления; находчивость или быстрая и точная ориентация. В когнитивный компонент входят знания, которые в литературе определяются как проверенный практикой результат познания действительности. Кроме указанной профессиональной компетентности, элементом когнитивного компонента считаем - профессиональную надежность. Таким образом, когнитивный компонент личности сотрудника УИС выполняет познавательно-преобразующую функцию, что предполагает расширение системы знаний, содержания профессиональных умений и навыков и способствует формированию профессионального мышления специалиста. Следующим психолого-акмеологическим компонентом личности считаем рефлексивно-регулятивный компонент, основными составляющими которого являются саморегуляция и профессиональная рефлексия. Значительное количество ученых связывают феномен самореализации с такими категориями, как свобода (Л. Коган, В. Каменщик), самодеятельность (Н. Михайлов, Л. Кулик), саморегуляция и рефлексия. Обобщая данные научных исследований, под профессиональной рефлексией специалиста мы понимаем способность к рассмотрению, рассуждению, осмыслению, самоанализу своей профессиональной деятельности в системе отношений с людьми. Рефлексия помогает специалисту сформулировать полученные на определенном этапе результаты, определить цели дальнейшей работы и скорректировать путь профессионального становления и самореализации. Таким образом, рефлексивно-регулятивный компонент выполняет управляющую и координирующую функции в процессе профессиональной самореализации. Творческий компонент в структуре психолого-акмеологических компонентов личности содержит профессиональное творчество и профессиональную мобильность. Известно, что профессиональная деятельность специалиста является одной из творческих отраслей, поскольку, несмотря на наличие нормативных, алгоритмических и режимных ограничений, охватывает большое количество нестандартных, непредвиденных и проблемных ситуаций, решение которых требует постоянного проявления творческих возможностей и профессиональной мобильности. Творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей [1, с. 71]. В рамках нашего исследования профессиональное творчество сотрудников мы определяем как личностно ориентированное взаимодействие субъектов, обусловленное спецификой профессиональных взаимоотношений между ними и направленное на выработку новых эффективных способов профессионального взаимодействия.

Творческий характер деятельности сотрудников на практике предопределяет способность к профессиональному мышлению, что способствует активному преобразованию информации. Эффективность профессиональной самореализации специалиста зависит от способностей использовать имеющуюся информацию различными способами и в быстром темпе. Развитое мышление способствует глубокому смысловому пониманию профессиональной информации и умению ее передачи собеседнику (клиенту), а также помогает обретать личностный смысл профессиональной деятельности. Творческий компонент личности сотрудника УИС выполняет интегративную функцию импульса, сущность которой заключается в раскрытии и развитии его потенциала в его профессиональной деятельности. Рассматривая мотивационно-ценностный компонент, необходимо уделить некоторое внимание существующим теориям трудовой мотивации. Представители психотехнического подхода уделяли значительное внимание диагностике и совершенствованию мотивации труда работников, опрашивая руководителей, наблюдая за работой персонала, осуществляя экспериментальные опыты с успешными и неуспешными работниками, исследуя динамику мотивации в зависимости от меняющихся условия деятельности.

В процессе развития этой теории ее представители совершенствовали положения о мотивации в трудовой деятельности, и в настоящее время она предлагает следующие утверждения. К факторам мотивации относятся собственные трудовые достижения работника, карьерный рост, признание его заслуг, возложение на него дополнительных, «престижных» обязанностей. В результате этого основной задачей управления мотивации работников является устранение раздражителей и применение мотиваторов.

В качестве критерия развития мотивационной сферы выступает мотив личностного профессионального роста. Основываясь на данных, полученных исследователями в ходе изучения профессиональных мотивов, можно дать характеристику профессиональной деятельности сотрудников. Профессиональная мотивация играет большую роль в успешности профессиональной деятельности сотрудников. От выраженности профессиональных мотивов зависит эффективность настоящей профессиональной деятельности сотрудников, а также возможность реализации в будущем профессионального потенциала.

Данный компонент включает совокупность потребностей человека, которая, взятая во времени, определяет намерения в деятельности сотрудников и является профессиональной целеустремленностью.

В этом случае, мотивационно-ценностный компонент выполняет ценностно-ориентировочную функцию, сущность которой заключается в формировании положительной установки на совершенствование механизмов профессиональной деятельности. Следовательно, сформированность этого компонента обеспечивает процесс усвоения профессиональных ценностей, которые и будут ориентирами для его успешной деятельности и самореализации. Профессиональная самореализация возможна лишь тогда, когда у специалиста сформирована способность к целенаправленным волевым усилиям, то есть к саморегулятивным процессам. Саморегуляция включает как волевые усилия, связанные с постановкой цели, профессиональными действиями, так и исполнительные, когда надо контролировать, ослаблять или усиливать собственные действия [1, с. 8]. Саморегуляция невозможна без рефлексии, которая определяется учеными [2; 3] как умение выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия.

Выводы. Таким образом, все структурные психолого-акмеологические компоненты личности взаимосвязаны и составляют полный цикл формирования личности специалиста.

Исследование психолого-акмеологических компонентов личности сотрудников требует использования ряда методик, позволяющих получить разнообразную информацию. Для исследования этих компонентов,

которые были выделены и сформулированы в процессе теоретического анализа, использовались стандартизированные опросники и тесты, с помощью которых измерялся мотивационно-ценностный компонент, включающий в себя: профессиональные мотивы; систему актуализированных в профессиональной деятельности потребностей; профессиональные ценности, увлечения, интересы, мировоззрение, взгляды, убеждения, идеалы; общую направленность личности.

Для получения психологической информации нами были использованы ряд стандартизированных методик и анкетный опрос. В частности была применена методика оценки актуализированных потребностей (В.К. Гербачевский), ориентационная анкета В. Смейкла и М. Кучеры. В исследовании приняли сотрудники исправительных учреждений Владимирской области в количестве 45 человек. Возрастной диапазон составил от 26 до 42 лет. Средний возраст 34 года. Сотрудники, принявшие участие в исследовании, преимущественно относятся к отделам режима и воспитательным отделам. Важной для исследования характеристикой испытуемых являлся их стаж в УИС. Основываясь на данной характеристике респонденты были разделены на 2 группы: до 4лет в УИС и более 4 лет в УИС. Первую группу (до 4 лет стажа) составило 20 человек, вторую - 25 человек. Следует отметить, что иерархии ценностно-потребностных структур у сотрудников УИС достаточно структурированы, что может говорить о достаточной сформированности системы ценностно-потребностных ориентаций. Далее нами диагностировалась общая направленность личности сотрудников. Мы использовали ориентационную анкету В. Смейкла и М. Кучеры, которая была впервые опубликована Б.Бассом (1967).Можно отметить, наибольшее среднее значение у сотрудников УИС со стажем более 4 лет получила категория «направленность на дело», у сотрудников со стажем менее 4лет -«направленность на общение», но и показатель по шкале «направленность на дело» у молодых специалистов довольно высок (среднее значение 19,3), хотя у старших сотрудников данная направленность более выражена (22,3). Таким образом, можно говорить о том, что более 50% из общего числа выборки, показали в своих ответах общую направленность на дело, то есть выразили заинтересованность непосредственно в своей профессиональной деятельности, готовность к решению проблемных задач, старание выполнить работу как можно лучше. Эта группа респондентов ориентирована, прежде всего, на плодотворное деловое сотрудничество, они способны отстаивать свое мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Мотивы собственного труда выражены у опытных специалистов больше, чем у начинающих, также как и мотивы профессионального мастерства.

В процессе профессиональной деятельности, с повышением профессионального опыта (стажа работы), происходит перестройка структуры и содержания психолого-акмеологических компонентов личности.

У начинающих специалистов (опыт работы менее 4лет) наблюдается невысокий уровень развития мотивационных структур, при отсутствии достаточно согласованной системы взаимосвязей между ними. У сотрудников с опытом работы более 4 лет показатели по многим шкалам заметно повышаются, но при этом наблюдается понижении ранее высоких показателей шкал.

С опытом у сотрудников начинает повышаться профессиональная мотивация собственного труда, мотив самоутверждения в труде, мотив профессионального мастерства.

Литература:

1. Акмеология - методология, методы и технологии: Матер, науч. сессии, поев. 75-летию чл.-кор. РАО, презид. МААН Н. В. Кузьминой. - М.: РАГС, 1998. - 296 с.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания СПб.: Питер, 2001. - 272 с.

3. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста: монография / Н.В.Кузьмина, С.Д. Пожарский, Л.Е. Паутова. - Санкт-Петербург - Коломна - Рязань, 2008. - 376 с.

Психология

УДК:159.9

магистрант 2 курса кафедры возрастной и педагогической психологии Федорова Мария Ильична

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); доктор педагогических наук, профессор Прокопьева Мария Михайловна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

РОЛЬ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ

САХА (ЯКУТИЯ)

Аннотация. Данная статья посвящена изучению стилей и типов семейного воспитания в приемных семьях в Республике Саха (Якутия). Место национальной культуры в семейной жизнедеятельности в Республике Саха (Якутии). Полученные в результате исследования данные о нарушениях стилей и типов семейного воспитания позволят скорректировать подготовку семей к функционированию в качестве приёмных.

Ключевые слова: приемная семья, приемные дети, стили воспитания, воспитание детей, типы воспитания, дисфункциональность воспитания.

Anmtation. This article is devoted to studying of styles and the types of family education in foster families in the Republic Sakha (Yakutia). The place of national culture in family life in the Republic of Sakha(Yakutia). Derived researches data of infringements of styles and the types of family education will allow to adjust preparation of families to functioning as foster families.

Keywords: foster family, foster kids, parenting style, child-rearing, type of education, dysfunctional upbringing.

Введение. Возникновение семьи обусловлено не только биологическими, но и социокультурными причинами. В настоящее время многие дети не знают свою «национальную идентичность», историю своего народа, его культурные ценности и нормы. Приемные родители должны через воспитание прививать им «национальную идентичность», которая позволит детям определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.