Научная статья на тему 'Самообразование как источник продуктивного творческого саморазвития воспитателей уголовно-исполнительной системы'

Самообразование как источник продуктивного творческого саморазвития воспитателей уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ЮРИДИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ / САМОВОСПИТАНИЕ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПРИЯТИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров Александр Федорович

ярко выраженная потребность в специалистах пенитенциарного звена, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умением системно выявлять и решать различные проблемы, актуальна на сегодняшний день. В статье предложены несколько функций самообразования воспитателей уголовно-исполнительной системы. В пенитенциарной системе необходимо создать обстановку для проявления творческой инициативы среди воспитателей. Самообразование и стремление к нему побуждает человека к творчеству, ставит его в такие условия, в которых он с необходимостью проявлял бы самостоятельность и инициативу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федоров Александр Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самообразование как источник продуктивного творческого саморазвития воспитателей уголовно-исполнительной системы»

позволяют воспринять ценности, установки, культурные особенности других народов. Опосредованное образование без непосредственных впечатлений делает и специалиста и менеджера ущербными; особенно это заметно при решении межкультурных и глобальных проблем.

С одной стороны, рыночные отношения как важнейшая движущая сила изменений современной структуры образования перемещаются из сферы конкуренции в сферу сотрудничества с выяснением общих интересов, постановкой общих целей, отходу от представлений о «фиксированной величине пирога», который надо разделить; во многом это вызывается экологической ситуацией на планете и ориентированным на клиента менеджментом.

С другой стороны, проблема дефицита ресурсов и перерасхода энергии остается нерешенной, что оставляет реальные условия для тяжелых структурных планетарных кризисов.

Наконец, все более актуальным становится заявленный У. Гейтсом тезис о

все большей информационной прозрачности всех стран и развитии в связи с этим манипулирования сознанием как важнейшей гарантии конкурентных преимуществ, то есть о переходе от технологий high-tech к технологиям high-hume.

Наверняка, направление эволюции образования в ближайшее десятилетие определяется не только перечисленными факторами. Однако и указанного достаточно, чтобы сделать вывод о неизбежных и пока плохо предсказуемых изменениях, которые ждут систему образования.

Тесные связи экономической рациональности, организационной эффективности, образовательных технологий, которые были прослежены в данной работе, — не просто очень интересный предмет настоящей и будущей исследовательской работы для ученых. Это также демонстрация расширяющихся перспектив науки, исследующей основные законы и закономерности современного экономического развития, — политической экономии.

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ИСТОЧНИК ПРОДУКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация: ярко выраженная потребность в специалистах пенитенциарного звена, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умением системно выявлять и решать различные проблемы, актуальна на сегодняшний день. В статье предложены несколько функций самообразования

А. В. Федоров

воспитателей уголовно-исполнительной системы. В пенитенциарной системе необходимо создать обстановку для проявления творческой инициативы среди воспитателей. Самообразование и стремление к нему побуждает человека к творчеству, ставит его в такие условия, в которых он с необходимостью проявлял

бы самостоятельность и инициативу.

Ключевые слова: самообразование, творческое саморазвитие, воспитатель уголовно-исполнительной системы, юридическая акмеология, правоохранительные органы, профессиональная целесообразность, самовоспитание, трудовая деятельность, восприятие трудовой деятельности, профессионализм, творческая инициатива.

Summary: strongly pronounced requirement for experts пенитенциарного a link, possessing a high level of development of creative potential, ability is system to reveal and solve various problems it is actual for today. In article some functions of self-education of tutors of criminally-executive system are offered. In пенитенциарной to system it is necessary to create conditions for display of the creative initiative among tutors. And self-education and aspiration to it induces the person to creativity, lays down it in such conditions in which it with necessity would show independence and the initiative.

Keywords: self-education, creative self-development, the tutor of criminally-executive system, legal acmeologe, law enforcement bodies, professional expediency, self-education, labour activity, perception of labour activity, professionalism, the creative initiative.

Современный воспитатель пенитенциарной системы для успешной профессиональной деятельности в условиях исправительных учреждений должен не только иметь психологическую подготовку, но и заниматься самообразованием, развивать свой культурный уровень.

В связи с увеличением количества преступлений, а вместе с тем и преступ-

ных элементов ярко выражена потребность в специалистах пенитенциарного звена, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умением системно выявлять и решать различные проблемы, поскольку современными способами действия не всегда можно достигнуть искомого результата. Особенно это необходимо в деятельности воспитателей при работе с осужденными, ценность которой состоит в формировании эффективной деятельности в целом и достижении высокого уровня профессионализма каждого сотрудника правоохранительных органов. Известно, что юридическая акмеология рассматривает воспитателей пенитенциарного звена как зрелого человека и профессионала, как главного субъекта профессионального развития и самостановления, действия которого должны быть согласованы с действиями правоохранительных органов согласно существующим законам. Регулятором согласования действий и создания условий, факторов, стимулов для продуктивного творческого саморазвития воспитателей на протяжении всей работы в пенитенциарной системе является образ искомого результата, так как начало профессионализма любого специалиста закладывается в период стажировки и обучения. «Умение учиться — важнейшая составляющая любой профессиональной деятельности», — пишет Н.В. Кузьмина. Не стоит забывать, что в современном мире знания, навык и опыт устаревают, поэтому современному воспитателю надо постоянно совершенствоваться и пополнять свои знания, а также шагать в ногу с техническим прогрессом. В чем проявляется умение учиться? Прежде всего в

использовании приемов умственной деятельности и интеллектуальных стратегий по отношению к возникающим профессиональным задачам. Это и умение организовать свое время, планировать и контролировать свою деятельность, находить необходимую информацию, пользоваться разными методами учения, сотрудничать в деятельности.

Первый и наиболее традиционный источник самообразования — книги, периодическая печать, средства массовой информации, сюда же можно отнести и дистанционное самообразование через Интернет. Второй источник—исследовательская деятельность, которая является необходимой составляющей высокопродуктивной деятельности. Исследуя окружающую профессиональную действительность, специалист не просто упорядочивает имеющиеся знания, у него формируется адекватный управленческий стиль работы, профессиональное и личностное мировоззрение. В систематическом самообразовании очень важно определить направление исследования. Третий источник систематического самообразования — это обучение на различных курсах; обучение работе в сети Интернет. Четвертый источник — это, собственно, работа. Работа может дать опыт, репутацию, информацию, общение — контакт, друзей. Пятый источник — окружающая действительность. Важно воспринимать любую информацию и преобразовывать ее в максимально полезную для себя, пропускать через своеобразную профессиональную призму. Такой подход позволяет развивать рефлексивные навыки, мысленно проигрывать ситуацию, вырабатывать собственную модель поведения в аналогичных случаях. Особое значение для вос-

питателей пенитенциарного звена имеет умение работать в команде. Отработке таких навыков способствуют систематические занятия. При работе в команде приобретаются умения: подключить к деятельности других людей; избегать и преодолевать конфликтные ситуации; планировать сроки выполнения работы; уметь редактировать и анализировать работу своих коллег; сводить разрозненные материалы в коллективный отчет, интегрировать усилия. Общение является элементом самодиагностики и может характеризовать воспитателя как личность и как специалиста. Наконец, шестой источник систематического самообразования — увлечения. Дополнительная сфера деятельности, не связанная напрямую с профессиональным самообразованием, крайне необходима (в первую очередь для повышения собственного авторитета в глазах будущих коллег). Н.В. Кузьмина пишет, что результатом профессионального становления любого субъекта деятельности становится уровень его профессионального мастерства. Мастерство определяется как высокое искусство в какой-либо области, а мастер — это специалист, достигший высокого уровня продуктивности в своем деле. Профессиональное мастерство проявляется в профессиональной деятельности и характеризуется прежде всего профессиональной целесообразностью, индивидуально-творческим характером, оптимальностью в выборе средств (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др.).

Г.Н. Князева выделяет несколько функций самообразования: 1) экстенсивная — накопление,приобретение новых знаний; 2)ориентировочная — определение себя в культуре и своего места в

обществе; 3) компенсаторная — преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании; 4) саморазвития — совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств; 5) методологическая — преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира; 6) коммуникативная —установление связей между науками, профессиями, возрастами, сословиями; 7) сотворческая — сопут-ствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее; 8) омолаживания — преодоление инерции собственного мышления, предупреждения застоя в общественной позиции; 9) психологическая [и даже психотерапевтическая) — сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества; 10) геронтологическая — поддержание связей с миром и через них жизнеспособности организма [3]. Н.В. Кузьмина пишет, что самообразование—необходимое постоянное слагаемое жизни просвещенного, культурного человека. В современной культурной ситуации самообразование может предопределять социокультурную независимость и самостоятельность личности. Рассматривая самообразование как вид свободной духовной деятельности, Н.В. Кузьмина называет его свободным путем к ускоренному саморазвитию, когда оно представляет собой целую систему направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного «Я». В системе правоохранительных органов необходимо выстроить собственную профессионально-образовательную стратегию, которая учитывает конкретные особенности и запросы, а также об-

разовательную траекторию как способ достижения поставленной цели. Образовательная траектория — возможность личности на основе выбора определить свой образовательный путь, удовлетворяя потребности в образовании, получении профессиональной квалификации, интеллектуальном, физическом и нравственном развитии, с учетом сформи-рованности интересов и склонностей, самооценки возможностей. Реализация намеченного плана связана с навыками самоорганизации и саморегуляции. Самоорганизация проявляется в психологической подготовленности личности к профессиональной деятельности.

Как отмечает Н.Р. Битянова, саморегуляция — это процесс произвольного управления своим поведением, благодаря которому происходят разрешение конфликтов, овладение своим поведением, переработка негативных переживаний [2]. Управление своим развитием осуществляется посредством самовоспитания. Деятельность самовоспитания формируется в результате самопознания и осознания реального «Я» и идеального образа себя в будущем. Для того чтобы добиться хороших результатов, воспитателю надо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но и личностное развитие. Личностный рост—это расширение знаний о мире и самом себе, сознательной осведомленности. А. Адлер рассматривал личностный рост как движение от центрированности на самом себе и цели личностного превосходства к конструктивному овладению средой и социально полезному развитию [1].

Рассматривая формирование профессионализма в личностном плане, Е.И. Рогов выделил три направления: изменение всей системы деятельности, ее функций и иерархического строения (в ходе выработки соответствующих трудовых навыков происходит движение личности по ступенькам профессионального мастерства, развивается специфическая система способов выполнения деятельности, формируется личностный стиль деятельности); изменение личности субъекта, проявляющееся как во внешнем облике (моторике, речи, эмоциональности, формах общения), так и в формировании элементов профессионального самосознания (профессионального внимания, перцепции, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы), что в более широком плане может рассматриваться как становление профессионального мировоззрения; изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности (это проявляется: в когнитивной сфере — в уровне информированности об объекте, степени осознания его значимости; в эмоциональной сфере — в интересе к объекту, склонности к взаимодействию с ним и удовлетворенности от этого, несмотря на трудности; в практической сфере — в осознании своих реальных возможностей влияния на объект). В.П. Бранский и С.Д. Пожарский писали, что получение знания в конечном счете всегда предполагает взаимодействие субъекта с объектом, не является (вопреки широко распространенному мнению) препятствием для познания объекта «в себе». Дело в том, что истинное знание (в отличие от ошибочного или бессмысленного, то есть противоречивого) благодаря

адекватности отражения или реальности предполагает (как это не парадоксально звучит) возможность выхода за рамки знания и субъективности в сферу реальности «в себе». Парадокс снимается именно адекватностью отражений, то есть понятием объективной истины. В юриспруденции это проявляется в познании инвариантов, фигурирующих в законах. Лучшим доказательством способности знания выходить за собственные рамки выступает возможность появления в сознании воспитателя пенитенциарного звена мысли о существовании независимой от знания реальности. Современный специалист пенитенциарной системы для успешной профессиональной деятельности в условиях исправительных учреждений должен не только иметь необходимый запас знаний, но и постоянно заниматься самообразованием, иначе он будет отставать от неустанно развивающегося технического прогресса. Если специалист, достигший высокого уровня продуктивности в своих методах воспитания осужденных, начнет помогать людям, находящимся в местах лишения свободы, то своим личным примером он покажет им, как непременно встать на путь исправления или хотя бы сделать подобную попытку. Только высоко грамотный, культурный и честный человек может реально дать «толчок» мыслям осужденного к явке с повинной и провести ряд необходимых мероприятий для ресоциализации осужденных. Такой воспитатель обладает оптимальностью в выборе средств воспитания и подскажет осужденному, как управлять своим развитием, которое может осуществляться посредством самовоспитания. Специалист должен внушить осужденному в процессе его воспитания,

что самовоспитание формируется в результате самопознания и личностного роста. Для этого воспитатель пенитенциарной системы может квалифицированно провести ряд мероприятий в местах лишения свободы для дальнейшего трудоустройства осужденных при выходе на свободу.

В пенитенциарной системе следует создать обстановку для проявления творческой инициативы среди воспитателей. Самообразование и стремление к нему побуждает человека к творчеству, ставит его в такие условия, в которых он с необходимостью проявлял бы самостоятельность и инициативу. Получение дополнительных знаний в процессе самообразования даст положительное эмоциональное состояние и удовлетворение своей трудовой деятельностью. Чтение литературы пробуждает и развивает воображение, способствует творческому использованию на практике знаний и опыта. Человек с хорошим воображением всегда стремится к самообразованию. Такой человек заставляет развивать в себе мечты, и у него появляются условия для развития воображения. В свою очередь, воображение развивается с увеличением знаний и представлений. Важность самообразования воспитателя обусловлена требованиями совершенствования деятельности исправительных учреждений, в основе которых лежат гуманизация

и интенсификация процесса исправления осужденных. В процессе самообразования, взаимодействуя с уголовно-исполнительным правом, воспитатель разрабатывает практические рекомендации по ресоциализации осужденных, а также применению средств и методов психологической коррекции личности правонарушителя. Самообразование воспитателей позволяет исключить профессиональную деформацию сотрудников. У воспитателей и всех сотрудников исправительных учреждений в процессе их самообразования будет развиваться психологически направленное восприятие трудовой деятельности. Подобный подход потребует приближения вопросов к существующей практике исправления, перевоспитания осужденных и деятельности пенитенциарных учреждений на современном этапе [4].

Литература

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М., 1995.

2. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. — М., 1995.

3. Князева Г.Н. О проблеме личностно-профессионального акмеологического самодвижения // Акмеология: личностное и профессиональное развитие: материалы Междунар. науч. конф., 7-8 окт. 2004 г. — М.: ЭКО; ПКЦ Альтекс, 2004.

4. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2010 года. Издание подготовлено Объединенной редакцией ФСИН России с использованием компьютерной справочной правовой системы «Консультант-Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.