Научная статья на тему 'Формирование поликультурной компетентности будущих педагогов: акмеологический подход'

Формирование поликультурной компетентности будущих педагогов: акмеологический подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ И ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / EDUCATIONAL PROCESS / ACMEOLOGICAL AND MULTICULTURAL COMPETENCE / ACMEOLOGICAL ENVIRONMENT / MULTICULTURAL TEAM / ETHNIC TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова Инга Викторовна

В статье рассматриваются требования к подготовке будущих преподавателей, формирование у них акмеологической и поликультурной компетентностей. Дан анализ образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MULTICULTURAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS: AKMEOLOGICHESKY APPROACH

The article considers the requirements for the preparation of future teachers, the formation of acmeological and multicultural competence among them. The analysis of the educational environment is given.

Текст научной работы на тему «Формирование поликультурной компетентности будущих педагогов: акмеологический подход»

обладать властью.

Можно сказать, что перечисленные качества, отмечаемые испытуемыми у себя, во многом совпадают с характеристиками «настоящего мужчины». Испытуемые считают, что им присущи такие проявления «мужественного» поведения такие, как физическая сила, эмоциональная и умственная твёрдость характера, способность мыслить рационально и быстро принимать решения, вера в себя наряду с жизнерадостностью, преданностью и любовью к детям, умением сочувствовать и уступать.

В целом нужно сказать, что понимание «мужественного» поведения и его проявлений у несовершеннолетних осужденных мужского пола отражает характеристики зрелого человека, верящего в свои силы, самостоятельного и решительного, способного к активному и настойчивому действованию наряду с готовностью к компромиссу и взаимодействию, основанному на взаимопонимании и поддержке. Понимание такого рода следует рассматривать как благоприятный фактор воспитания и социализации несовершеннолетних осужденных, принявших участие в исследовании, поскольку в их представлениях содержится в социальном плане вполне приемлемый образец гендерного поведения. На данные представления необходимо опираться в воспитательном процессе, учитывая их при реализации психолого-педагогических мероприятий в исправительном учреждении.

Литература:

1. Бадентэр, Э. Мужская сущность / пер. с франц. И. Ю. Крупичева, Е. Б. Шевченко. - М.: Новости, 1995. - 304 с.

2. Бем, С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бем. -М.:РОССПЭН, 2004. - 336 с.

3. Берн, Ш. М. Законы мужского и женского поведения / Ш. М. Берн. - М.: Прайм-Еврознак, 2008. - 318 с.

4. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.

5. Кон, И. С. Мужчина в меняющемся мире / И. С. Кон. - М.: Время, 2009 - 496 с.

6. Коннелл, Р. Маскулинности и глобализация / Р. Коннелл // Введение в гендерные исследования.Часть 2. Хрестоматия. - СПб.: Алетейя, 2001. - 991 с.

7. Хитрук, Е. Б. «Мужчина становится»: проблема маскулинности в контексте гендерных исследований / Е. Б. Хитрук // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 367. С. 52-57.

Психология

УДК 159.923.2.

аспирант Родионова Инга Викторовна

Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ:

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация. В статье рассматриваются требования к подготовке будущих преподавателей, формирование у них акмеологической и поликультурной компетентностей. Дан анализ образовательной среды.

Ключевые слова: образовательный процесс, акмеологическая и поликультурная компетентность, акмеологическая среда, поликультурный коллектив, этническая толерантность.

Annotation. The article considers the requirements for the preparation of future teachers, the formation of acmeological and multicultural competence among them. The analysis of the educational environment is given.

Keywords: educational process, acmeological and multicultural competence, acmeological environment, multicultural team, ethnic tolerance.

Введение. В настоящее время в системе образования России происходят значительные преобразования: вводится новый профессиональный стандарт педагога, постоянно совершенствуются программы федеральных государственных образовательных стандартов, улучшается инфраструктура и материальное насыщение школ, модернизируются образовательные методики и технологии и т. д. Образование становится непрерывным, универсальным, охватывающим все стороны жизни. Важную роль в успешности этого процесса приобретает готовность молодого специалиста продуктивно и творчески осуществлять свою профессиональную деятельность, одной из составляющих которой является психологическая готовность работать в поликультурной среде и уметь поддерживать межэтнические отношения в общеобразовательном учреждении.

В связи с этим для будущего преподавателя ставится задача постоянного совершенствования, самообразования, самосовершенствоавния. Изучением этими вопросов занимается специальная наука «акмеология».

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день активно развивается акмеология как научная дисциплина, представители которой К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, Е.А.Климов, А.К.Маркова, А.Ю.Панасюк и др. закладывают фундамент акмеологических знаний. Проблема личностно-профессионального развития, основы для проектирования векторов-целей для личностно-профессионального развития, исследованы в работах В.А. Бодрова, Л.И. Божович, Д.Н. Завалишиной, Э.Ф. Зеера, Т.В. Кудрявцева, В.Н. Леоньтева, А.К. Марковой, Л.М.Митиной, и др.

Представление о целях, векторах собственного индивидуального развития важны для каждого человека. Особенное значение оно имеет для тех, кто призван воспитывать и обучать будущее поколение. Педагог не может решать эти задачи, если сам не готов выстраивать свою собственную успешную стратегию, постоянно обогащать свои знания и умения, повышать уровеньпрофессионально-значимых личностных качеств, быть направленным на профессионально-творческое саморазвитие и самореализацию.

Эту проблему рассматривает предмет акмеология образования, где в качестве центральной задачи определяется поиск способов и путей, актуализирующих и развивающих потенциальные возможности будущих преподавателей, их стремление к достижению вершин профессионализма (В.А.Якунин).

Педагогическая акмеология - наука о путях достижения профессионализма в труде педагога, в том числе и будущегопедагога.

В контексте заявленной темы статьи важное значение имеет анализ следующих вопросов:

1) требования к подготовке будущих педагогов, формирование у них профессиональных компетенций;

2) анализ образовательной среды и педагогического коллектива, способного обеспечить необходимый уровень подготовки педагогов завтрашнего дня.

Первичным признаком продуктивности образовательной системы являются преподаватели (Н.В. Кузьмина), которые являются носителями целей образовательной системы, научной и учебной информации, средств образовательной коммуникации. Преподаватели, умело сочетающие научно-исследовательскую и образовательную деятельность, способны вооружить студентов средствами сравнительных исследований для реализации природного потенциала и достижения вершин продуктивности [1].

В рамках гуманистического подхода целью образования выступает непрерывное общее и профессиональное развитие индивидуальности и личности всех участников педагогического процесса, в том числе и педагога.

В современном образовании профессиональная подготовка педагога кардинально меняется. Кроме профессиональных знаний, умений и навыков (профессиональная компетентность) она охватывает и общекультурное развитие педагога, формирование у него личностной позиции (мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности). Причем это не сумма свойств, а качественно новое направление в образовании. Оно характеризуется определенным уровнем развития личности педагога, на котором действия и поступки определяются не столько внешними обстоятельствами, сколько внутренним мировоззрением и установками.

Внедрение акмеологического подхода в современное профессионально-педагогическое образование является действенным фактором, который направлен на усиление профессиональной мотивации будущих педагогов, стимулирующих развитие их творческого потенциала, позволяющий выявить и плодотворно использовать личностные ресурсы для достижения успеха в профессиональной деятельности повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей [2].

Преподаватель не может просто выполнять свою работу, он должен обрести цель, в которой работа и профессия, а главное, он сам и его действия в профессии занимают определенное место. Личностное развитие и профессиональный рост педагога как органичное единство возможны тогда, когда в процессе выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности невозможно без личностного роста самого преподавателя, познающего и преобразующего себя в процессе деятельности, занимающегося творческой самореализацией, развитием и саморазвитием и др.

С. Л Рубинштейн выделяет три направления проблемы личностного роста:

- функциональное, рассматривающее человека как детерминированного внешними условиями во всех сферах жизнедеятельности;

- гуманистическое, делающее акцент на самоактуализацию через изменение ценностно-смысловых характеристик;

- системологическое, объединяющее предыдущие на основе принципа системной детерминации [3].

Акмеологическая компетентность лежит в основе профессионального стандарта педагога. В своих

исследованиях Бородулина Е. М., Портнова А. Г., Каган Е.С. рассматривают акмеологическую компетентность личности педагога как «интегративную характеристику личности, которая обладает комплексом профессионально значимых для педагога качеств, имеет высокий уровень теоретической и научно-практической подготовленности к творческой педагогической деятельности, которая способна эффективно взаимодействовать с воспитанниками в педагогическом процессе на основе использования современных технологий» и связана с акмеологической компетенцией. Педагог, владеющий акмеологической компетентностью должен быть исследователем, для которого чрезвычайно важным являются:

- аналитические способности;

- умение определять цели и задачи своей деятельности;

- планировать методическую работу;

- умение формулировать прогнозируемые результаты;

- корректировать свою деятельность на основе данных педагогического мониторинга.

В настоящее время преподаватель в большинстве случаев находится в поликультурном образовательном пространстве, сталкивается с этническими группами, актуализирует поликультурную подготовку, поликультурное образование, поликультурное воспитание и т.п. как важную педагогическую задачу (А.Г. Бермус, И.В. Васютенкова, А.Н. Джуринский, Г.Д.Дмитриев, Е.А. Нечаева, С.М. Федюнина, А.В. Шафрикова, Е.М. Щеглова и др.). Поэтомуважной задачей становится поликультурная подготовка,которая,по мнению С. А. Хазова и Ф. Р. Хатит, включает два взаимосвязанных аспекта: его подготовку к жизнедеятельности в поликультурном обществе и обретение им компетентности для профессионального осуществления образовательного процесса в поликультурном пространстве [4].

Постоянное самообразование педагога должно быть направлено на изучение культуры и истории различных народов, их особенностей и схожих черт. Поликультурный коллектив обязывает преобразовывать образовательное пространство: делать его более интегрированным и направленным на формирование единой культуры [5].

Одной из задач современного образовательного процесса становится воспитание этнокультурной толерантности и регулирование отношений между представителями разных национальностей.

В связи с этим, появляется необходимость введения нового понятия «поликультурная компетентность педагога». Поликультурная компетентность- это интегральная характеристика педагога, представляющая собой систему поликультурных знаний, навыков, умений, ценностей, интересов, поликультурных качеств, опыта, необходимых для жизни и деятельности в поликультурном социуме, для взаимодействия с различными культурами (представителями разных рас, национальностей, социальных групп, верований) [5].

Поликультурная компетентность - это результат поликультурного образования, которое построено на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной среды.

По мнению Т. В. Жуковой, критериями поликультурной компетентности являются: поликультурная осведомленность (совокупность знания культурных артефактов, моделей поведения, понимания необходимости и соблюдения сценариев поведения родной либо иной культуры или субкультуры);

культурная идентичность (результат культурной идентификации, т.е. соотнесения и отождествления с культурными нормами и образцами поведения); нормативная идентичность (знание, понимание и принятие социальных норм) [6].

Таким образом, одной из задач системы образования становится подготовка преподавателя к эффективной деятельности и общению в поликультурной среде, что связано с осознанием культурного многообразия, толерантным отношением к этому многообразию и способностью к культуросообразному поведению. Разработчиками данного вопроса являются А.С. Бермус, П.П. Гречко, Т.Ю. Гурьянова, Ж. Делор, Г.Д. Дмитриев, О.В. Еремкина, И.А. Зимняя, Т.Б. Менская, Е.А. Нечаева, Е.М. Щеглова и др.

Поликультурная компетентность определяет продуктивную жизнедеятельность личности, ее способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с обществом [7].

В Федеральном государственном стандарте высшего образования поликультурная компетентность не выделяется как ключевая, но ее элементы входят в список общекультурных компетентностей. Для будущих педагогов эта компетентность является профессиональной, что находит отражение в профессиональном стандарте педагога. В контексте этого актуален поиск методов развития и диагностики компонентов поликультурной компетентности студентов педагогических направлений.

Именно поликультурная компетентность определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, приводит в гармонию внутренний мир и отношения с социумом. В настоящее время конкурентоспособными становятся активные, компетентные специалисты, способные самостоятельно принимать решения и готовые взять на себя ответственность за их осуществление, умеющие ставить цели и определять пути их достижения.

Развивая поликультурную компетентность студента, преподаватель учит его соединять в себе мотивы познания, уметь принимать общее и специфическое в каждой из культур как ценности; знать законы, способы жизнедеятельности и развития поликультурного мира; уметь применять их в практике.

Важное значение имеет среда, в которой преподавательимеет возможность достигать своих вершин, где коллектив работает давно, объединяясь интеллектуально и духовно, где созданы все условия, обеспечивающие высокие результаты, творческие поиски, путь к успеху студентов и преподавателей. Такую среду можно считать акмеологической.

Согласно концепции акмеологической среды А.А. Деркача и И.О.Соловьева, ее свойствами являются направленность на оптимизацию личностно-профессионального развития, взаимообратимость действия личности и среды, системная сложность взаимоотношений среды и личности [8].

В диссертации М.И. Плугиной (2009, Москва) акмеологическая среда- это совокупность условий, которые возникают и создаются в процессе функционирования каждого ее структурного компонента. Выделяются следующие компоненты профессионального, образовательного, акмеологического сопровождения, находящихся под влиянием мега, макро- и микрофакторов, обеспечивающие личности возможность продуктивно осуществлять каждый этап профессионального становления, реализовывать себя в профессии, достигать вершин профессионализма.

Профессиональная и образовательная среду можно назвать акмеологической в том случае, если в результате целенаправленного взаимодействия всех ее элементов у участников образовательного процесса возникают объективные возможности для актуализации потребности в саморазвитии, реализация своего творческого потенциала и осознание себя как субъекта акмеориентированных самоизменений [9].

Целесообразно рассмотреть формирование акмеологической среды. Для создания акмеологической среды суммируются определенные предпосылки:

1) методологические;

2) теоретические;

3) практико-технологические.

При создании акмеологической среды происходит интеграция функций сред с выраженной доминантностью на одну из них в зависимости от вида среды (проективная, адаптивная, развивающая, сотрудническая и т.д.).

Безусловно, создание такой среды возможно только при наличии сильного педагогического коллектива в образовательном учреждении.

Выводы. Подводя итоги выше сказанному, можно сказать, в современных условиях поликультурная компетентность педагога представляет собой не отдельный комплекс характеристик, а является неотъемлемой частью общей педагогической компетентности. На начальном этапе профессионального педагогического образования далеко не все готовы к работе в многокультурном коллективе, но в процессе обучения, при наличии необходимых психолого-педагогических условий, при грамотном акмеологическом подходе к процессу обучения, должен сформироваться новый тип будущего преподавателя, способного работать в новом поликультурном социуме. Коллектив, которому присущи этническая толерантность, умение адаптироваться к этнической образовательной среде, терпимость к индивидуальным различиям других людей, культурное взаимодействие с представителями других этносов, взаимопонимание и взаимопомощь -является одной из составляющих поликультурного образования. Такие преподаватели способны формировать требуемый уровень акмеологической и поликультурной компетентностей.

Литература:

1. Губанихина Е. В. К вопросу о поликультурной компетентности педагога // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 556-559. — URL https://moluch.ru/archive/84/15761/ (дата обращения: 03.09.2018).

2. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития: Монография. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. - 496 с.

3. Жукова Т. В. Проблемы кросскультурной коммуникации студенческой молодежи. / Т.В.Жукова. -М., МГУ. 2009

4. Жуков Я.В. Акмеологическая среда как интегративная система, обеспечивающая подготовку кадров управления // Акмеология. 2010. No2. С. 44-47.

5. Кузьмина Н.В. Акмеологическая концепция развития продуктивной компетентности специалиста. Санкт-Петербург, Ковров, 2008. 62 с.

6. Медведев В. П. О роли акмеологии в современном профессиональном образовании //

Фундаментальные исследования. - 15.05.2011. - С. 32-34.

7. Новикова И. А. Формирование и развитие поликультурной компетентности педагогических работников в постдипломном образовании // Международный научно-исследовательский журнал. Екатеринбург, 2015. № 10 (41), ч. 5. С. 39-42.

8. Рубинштейн, С. Л. принцип творческой самодеятельности / С. Л. Рубинштейн // Вопросы философии. — 1989. — № 4. — С. 13—14.

9. О. Г. Смолянинова, В. В. Коршунова, Я. М. Дайнеко Образование и наука. Том 19, No 4. 2017 / The Education and Science Journal. Vol. 19, No 4. 2017 90.

Психология

УДК: 159.9.07

кандидат психологических наук Степина Нелли Васильевна

Институт педагогики и психологии

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева» (г. Орёл); студентка Воробьева Анастасия Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева» (г. Орёл)

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ 1 И 4 КУРСОВ РАЗНЫХ ПРОФИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ В

ВУЗЕ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования стрессоустойчивости у студентов трех профилей обучения в вузе. Определяя специфику стрессоустойчивости студентов, авторы особое внимание уделяют рассмотрению роли стрессогенных факторов в студенческой среде и общему уровню тревожности. Показаны различия в уровне стрессоустойчивости и используемых копинг-стратегиях в стрессовых ситуациях студентами 1 и 4 курсов.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, стрессочувствительность, тревожность, экзаменационный стресс, профиль обучения.

An^tatton. The article presents the results of an empirical study of stress resistance in students of three profiles of education at the University. Defining the specifics of stress resistance of students, the authors pay special attention to the role of stress factors in the student environment and the overall level of anxiety.

Keywords: stress, stress-resistance, stress-sensitivity, anxiety, exam stress, different learning profiles.

Введение. Проблема стресса в последние годы становится одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. В современных условиях присутствие стресса во всех сферах человеческой жизни и деятельности уже ни у кого не вызывает сомнения. Стрессы оказывают влияние как на поведение человека, его работоспособность и здоровье, так и на его взаимоотношения с окружающими и в семье.

В связи с этим, возникает необходимость в детальном изучении условий преодоления данного аффекта. Одним из таких условий выступает стрессоустойчивость личности. Стрессоустойчивость представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он считает, что стрессоустойчивость можно более конкретно определить, как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциональной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности [1]. Со стрессоустойчивостью также отождествляют способность переносить большие нагрузки и успешно решать задачи в экстремальных ситуациях (Н.Н. Данилова); свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые задачи деятельности за счет оптимального использования резервов нервно — психической эмоциональной энергии (В.А. Плахтиенко, Н.И. Блудов); стабильную направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение предстоящих задач (О.А. Черникова); устойчивое преобладание положительных эмоций (А.Е. Ольшанникова) [3].

В структуре стрессоустойчивости личности психологи выделяют эмоциональный, волевой, интеллектуальный, мотивационный, коммуникативный, моторный и другие компоненты. Причем все компоненты стрессоустойчивости, как и психической устойчивости находятся в определенной взаимосвязи, и возможна компенсация не достаточной выраженности одних за счет большей развитости других.

Изложение основного материала статьи. Изучение проблемы стресса имеет долгую историю. Начало его систематических исследований связано с именем Г.Селье, который определяет стресс как состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку [4]. К настоящему времени в общепсихологическом плане проблема стресса и стрессоустойчивости представлена в рамках теорий личности (Г. Олпорт, Г. Айзенк, К. Роджерс, А.Н. и Д.А. Леонтьевы и др.), "теории мотивации достижения" (Д. Мак-Клеланд и др.), теориях гомеостаза (У. Кеннон), теории адаптационно-трофического значения деятельности симпатической нервной системы (Л.А. Орбели), теории темперамента и свойств нервной системы (И.П. Павлов, В.Д. Небылицин, В.С. Мерлин и др.), теории надежности деятельности (Б.Ф. Ломов, Ю.А. Цагарелли и др.), концепции профессионального самосознания (Л.М. Митина).

Существенный вклад в развитие теории стресса внесен Р. Лазарусом и его сотрудниками. Особое внимание они обратили на два когнитивных процесса — оценку и преодоление (купирование) стресса, являющихся, несомненно, важными при взаимодействии человека с окружающей средой. Слово «оценка» в рассматриваемом контексте означает установление ценности или оценивание качества чего-либо, а «преодоление» (копинг) — приложение поведенческих и когнитивных усилий для удовлетворения внешних и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.