info@agequal.ru
Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2016, № 4 http://www.agequal.ru/pdf/2016/AGE QUALITY 4 2016.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Андреева Л.В. Егоров М.И. Специфика подготовки профессиональных кадров // Электронный научный журнал «Век качества». 2016. №4. С. 152-164. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2016/416010 .pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Специфика подготовки профессиональных кадров
Андреева Лариса Валентиновна
кандидат психологических наук, доцент Заполярный филиал Ленинградского Государственного
университета им.А.С. Пушкина 663333 Красноярский край, г.Норильск, ул. Богдана Хмельницкого д.25
lav2818@yandex.ru
Аннотация. Профессиональные представления - это динамическое образование в структуре личности, и зависит от условий и факторов профессионального становления специалиста, и включают в себя такие составляющие, как: положительное отношение к профессиональной деятельности; адекватные требованиям будущей профессиональной деятельности, черты характера, способности, темперамента, мотивации; необходимые знания, умения, навыки; устойчивые профессионально важные особенности внимания, восприятия, эмоциональных и волевых процессов. Обучение в вузе нацелено на формирование выше указанных профессионально важных качеств будущих специалистов. В процессе подготовки бакалавров правильным будет обратиться к тем основным сторонам туда правоведа, в которых интеллектуальная, творческая способности, будут формироваться и реализовываться и в то же время совершенствоваться, развиваться и обогащаться. Перечисленные выше составляющие, являются теоретическими предпосылками психолого-педагогического обеспечения развития профессиональных представлений будущих юристов в течение всего периода профессионализации, начиная с профильных форм обучения в экономико-правовом лицее и заканчивая обучением в высших учебных заведениях. В
378.147.88
Егоров Михаил Игоревич
юрист ООО «Агорфирмы Манчажская» 623326 Свердловска область, Артинский район, с. Манчаж, ул. Октябрьская д.11.
lav2818@yandex.ru
info@agequal.ru
статье представлено исследование структуры и динамики стереотипов обыденного сознания юристов применительно к сфере формирования представлений будущей или реальной профессии.
Ключевые слова: профессиональные представления, профессионально значимые качества, ценностные ориентации, направленность на деятельность в сфере производства.
Профессиональная деятельность правоведа сложна и многообразна, так как объединяет в себе большое разнообразие решаемых задач и правовое регулирование всех производимых действий, высокую эмоциональную напряженность и осуществление особых властных полномочий, организацию собственной работы и коммуникативную деятельность. В условиях социально-экономической нестабильности юридическая деятельность существенно усложняется и в значительно большей мере затрагивает внутренние, психологические ресурсы личности, обуславливающие понимание происходящих изменений, отношение к ним, оценку своих возможностей влияния на них и осознание необходимости адаптации деятельности и поведения адекватно этим изменениям. После окончания учебы многое в личности начинающего юриста дестабилизируется, приходит в динамику, приспосабливаясь к изменяющимся условиям деятельности. Не всегда этот процесс протекает безболезненно и дает положительные результаты. Однако большинство начинающих юристов находят в себе силы и возможности преодолеть профессиональный и психологический стресс, выйти на позитивные результаты для себя лично, для правоохранительных организаций и для общества в целом.
С усложнением различных сторон юридической деятельности растут требования, предъявляемые к подготовке личности человека, который избрал профессию юриста в качестве основной жизненной цели. Все большее значение при этом приобретают психологические факторы, личностные качества и задатки, которые в ходе обучения в юридическом вузе должны быть приведены в системы навыков, умений и знаний, обеспечивающих успех практической работе. Готовность к юридической деятельности предполагает глубокое осознание общественной значимости юридического труда, развитое профессионально-нравственное сознание, способность к творческому и оригинальному подходу в решении профессиональных задач, умение осуществлять профессиональное общение и др.
До выявления сущностной характеристики профессиональных представлений юристов, необходимо выяснить, какие требования предъявляет эта деятельность к специалисту. Эти требования, по мнению М.Д. Ильязовой, "должны содержаться в так называемой модели деятельности специалиста, ориентированной, на изучение сферы деятельности данного профиля, на описание условий труда, необходимых знаний, умений, навыков и качеств". Модель деятельности должна дать ответ на вопрос о том, что требуется специалисту для его успешного
info@agequal.ru
функционирования. Основой такой модели является профессионально - деятель-ностная характеристика конкретной специальности [1].
Ведущие российские психологи Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Е.А. Климов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др. отмечали, что разработка методологических основ психологии должна начинаться с психологического анализа практической трудовой деятельности человека, так как именно в этой сфере находятся главные закономерности психологической жизни человека.
Рассматривая особенность деятельности специалиста с высшим образованием, А.Г. Колгатин отмечает, что "в качестве ее предмета выступаете такое идеальное образование, как проблема (проблемность ситуаций)" [2]. Модель деятельности специалиста с высшим образованием включает в себя, по их мнению, знания, тип деятельности, умения и навыки, функции деятельности. Так указанные выше авторы отмечают: "Знания связанны с деятельностью, так как, с одной стороны, являются ее специфическим продуктом, а с другой - одним из средств осуществления. Взятые в разных формах, знания способны выполнять разные функции. В теоретической форме они работают на понимание специалистом научных основ профессиональных задач; в практико-методическом - на практическое осуществление решения. Тип деятельности - это характеристика профессиональной деятельности с точки зрения способов и форм ее осуществления. На эмпирическом уровне она выражается через конкретные виды работ: планирование, исследование, анализ, координация, согласование и т.д. Умения и навыки -это приемы и средства деятельности с помощью которых непосредственно осуществляется преобразование проблемной ситуации в ходе ее разрешения. В вузе они должны являться предметом целенаправленного формирования. Функции деятельности характеризуют ее с точки зрения связи этой деятельности с деятельностью производственной структуры, и является обобщающей, интегратив-ной характеристикой. Она содержит "в сжатом виде" цели и результаты данной деятельности, продиктованные структурой производства" [2].
Таким образом, для определения специфики проявления профессиональных представлений, прежде всего, необходимо всесторонне исследовать многие аспекты профессиональной деятельности юриста, дать ее точное научно обоснованное описание, т.е., по существу, показать ее профессиограмму. Необходимо определить требования, которые предъявляет эта деятельность, личности юриста, к его интеллектуальным и эмоционально-волевым качествам.
Наиболее полное психологическое описание юридических профессий, в основном под углом зрения задач, которые возложены на правоохранительные органы, отражено в работах В.Л. Васильева [3].
Профессиональная деятельность юристов, представляет собой разновидность государственной службы с присущими для этой деятельности специфическими особенностями. Знание этих особенностей необходимо не только для того чтобы отразить профессограмму труда юриста, но может быть полезным и для тех, кто стремиться получить юридическое образование, овладеть профессией
info@agequal.ru
юриста, приложить свои способности на поприще правоохранительной деятельности, кто должен быть готовым к преодолению тех трудностей, которые он неизбежно встретит в своей работе.
Всестороннее рассмотрение юридической деятельности, психологических особенностей труда юриста позволяет увидеть в этой области наиболее важные направления, наметить пути повышения эффективности обучающей среды, более качественно проводить оценку и отбор лиц, желающих получить юридическое образование и в последующем стать юристом.
Как отмечает, В.Л. Васильев, "юридический труд весьма разнообразен и сложен и имеет в себе ряд черт, которые отличают его от труда большинства других профессий. Правоохранительная деятельность большинства юридических профессий протекает в области общественных отношений и отличается чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Каждое новое дело для следователя, судьи, прокурора, адвоката представляет собой новую задачу и чем меньше шаблонности будет применятся в их деятельности, тем более правильным будет исход в поисках истины" [3].
Следует отметить, что правовое регулирование всей профессиональной деятельности отличает юридический труд от других профессий и постепенно накладывает отпечаток на личность каждого юриста. Вся деятельность правоведа при всей ее сложности и разнообразии всегда протекает в рамках правового регулирования. Уже при планировании своей деятельности каждый юрист мысленно производит сопоставление своих будущих действий с нормами действующего законодательства, регламентирующими эти действия.
Практически для всех юридических профессий одной из главных сторон деятельности является коммуникативная деятельность, которая заключается в общении в условиях правового регулирования.
Для большинства юридических профессий характерна высокая эмоциональная напряженность труда. Причем чаще это связано с отрицательными эмоциями.
Так же труд многих юристов связан с осуществлением особых властных полномочий, с правом и обязанностью применить власть от имени закона.
Еще одной характерной особенностью труда правоведа является организационная сторона деятельности, которая имеет два аспекта: а) организация собственной работы; б) организация совместной работы с другими должностными лицами, правоохранительными органами, другими сторонами в уголовном процессе.
Целый ряд, выше отмеченных специфических особенностей, по мнению В.Л. Васильева, предъявляет к личности правоведа разнообразный комплекс требований и успехи в юридической деятельности, определяются выявлением рациональных соотношений между личностью и требованиями, предъявляемыми данной профессией [3].
Опираясь на перечисленные выше мнения о содержании деятельности юриста, и соглашаясь с выводами В.Л. Васильева[3], мы полагаем, что структура
info@agequal.ru
профессиональных представлений юристов включает следующие элементы: 1) положительное отношение к профессиональной деятельности; 2) адекватные требованиям деятельности, профессии черты характера, способности, темперамента, мотивация; 3) необходимые знания, умения, навыки; 4) устойчивые профессионально важные особенности внимания, восприятия, эмоциональных и волевых процессов.
Положительное отношение к профессии, особенно на момент выбора и на начальном этапе профессиональной деятельности, во многом зависит от ее престижности. Если посмотреть на профессию юриста со стороны ее объективных характеристик, то она является одной из самых престижных профессий, об этом свидетельствуют конкурсы в юридические вузы и другие специальные учебные заведения, готовящие кадры для правоохранительных органов. Однако многие молодые люди выбирают для себя эти профессии, не имея ясного представления обо всей сложности предстоящей деятельности, и, главное, они не представляют, какие требования будут к ним предъявлены.
В коллективной монографии под редакцией Л.В. Андреева, Н.Г. Брюхова, Е.В. Кочетовская и других, всесторонне рассматривающей вопросы моделирования деятельности специалиста с высшим образованием, в том числе и юристов, большой раздел отведен профессионально важным качествам специалиста. "При формировании модели деятельности специалиста с высшим образованием на ряду с изучением деятельности необходимо исследование человека с точки зрения тех качеств, свойств, особенностей, которые обеспечивают его успешную профессиональную деятельность. О том, что в условиях современного развития науки и техники уже недостаточно только приобретение специальных знаний, а требуется наличие целого ряда личностных качеств, свидетельствуют многочисленные исследования российских и зарубежных ученых" [4]. Исследования авторов монографии говорят о том, что продуктивность профессиональной деятельности специалистов с высшим образованием, в том числе и юристов, очень значимо зависит от их личностных качеств, от степени их сформированности и выраженности.
В процессе решения юридических задач - у молодых специалистов формируются умения и приемы принятия решения, навыки анализа и оформления результатов в виде документов, а также стереотипы делового общения с клиентами. Одним словом, формируются профессионально важные личностные качества, и логично было бы предположить, что если начало их интенсивному развитию будет положено в вузе, то, во-первых, сократиться адаптационный период, во-вторых, он пройдет менее безболезненно для субъекта.
Формирование профессиональных представлений юристов в учебном процессе не возможно без ориентации на развитие творческого начала, частных и общих способностей.
Применительно к студенту, основной сферой деятельности которого является учеба, правильным будет обратиться к тем основным сторонам туда право-
info@agequal.ru
веда, в которых интеллектуальная, творческая способности, формируются и реализуются и в то же время совершенствуются, развиваются и обогащаются. На учебных занятиях сложно отразить все многообразие ситуаций, с которыми в процессе своей деятельности сталкивается юрист. Однако с помощью моделей (специальных упражнений) можно поставить перед человеком задачи которые, правда, в несколько упрощенной форме, отражают основные требования, предъявляемые в практической деятельности к различным психологическим качествам правоведа.
Проведенный Л.В. Андреевой профессиографический анализ правоохранительной деятельности прокурорско-следственных работников Республики Марий Эл (52 чел.) позволил сформулировать пять основных составляющих (подструктур) профессиональной пригодности, включающих соответствующие им комплексы профессионально значимых психологических качеств. К этим составляющим относятся: 1) высокий уровень профессиональной адаптации, связанный с нормативностью поведения юриста в любых, в том числе в сложных, экстремальных ситуациях профессиональной деятельности (развитое правосознание, честность, гражданское мужество, принципиальность, добросовестность и т.д.); 2) эмоционально-волевая устойчивость (стрессоустойчивость, высокая работоспособность, способность адекватно реагировать на различные события и т.д.); 3) познавательная (когнитивная) активность (широкий кругозор, гибкое, творческое мышление, сообразительность, аналитический склад ума, прогностические способности, интуиция и т.д.); 4) коммуникативные способности (способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, способность понимать внутренний мир собеседника, способность к сотрудничеству, адекватная самооценка, чувство юмора и т.д.); 5) организаторские способности (умение в течение рабочего дня, недели и в условиях ненормированного рабочего дня организовать собственную работу и совместную работу с другими должностными лицами) [5].
Все перечисленные выше составляющие, на наш взгляд, являются теоретическими предпосылками психолого-педагогического обеспечения развития профессиональных представлений будущих юристов в течение всего периода профессионализации.
Согласно поставленной цели исследования изучить динамику профессионального стереотипа (типажа-стереотипа) юриста в процессе профессионализации, в проведенном исследовании мы использовали метод семантического дифференциала (В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев) построенный на базе современного русского языка, который, в конечном счете, отражает сформировавшиеся в сознании субъекта представления о структуре личности правоведа[6].
В эксперименте участвовали семь групп испытуемых. Первую группу составили учащиеся 10-х, 11-х классов экономико-правового лицея при юридическом факультете МарГУ; вторая группа испытуемых состояла из студентов первого курса юридического факультета; третью, четвертую, пятую, шестую группы
info@agequal.ru
составили студенты второго, третьего, четвертого, пятого курсов соответственно, этого же факультета Марийского государственного университета; и, наконец, последняя группа - это юристы-профессионалы, т.е. лица, имеющие юридическое образование и занимающиеся профессиональной правоохранительной деятельностью не менее 8 лет. Всего в исследовании на разных этапах принимали участие 372 человека в возрасте от 17 до 45 лет.
В этой части исследования мы проанализировали структуру и динамику стереотипов обыденного сознания применительно к сфере формирования представлений будущей или реальной профессии юриста посредством методики личностного семантического дифференциала. В ходе эксперимента испытуемые шкалировали образ "типичного юриста-правоведа".
Необходимость данного исследования, на наш взгляд, задана в работах Е А. Климова [7, 8], выдвигающего проблему построения типологии личности в рамках обыденного, житейского сознания, взаимосвязанного с профессиональной деятельностью, формированием профессиональных навыков общения, педагогическими задачами и их методологическим обоснованием. Отдельные аспекты такой типологии представлены в ряде исследований Л.И.Анциферовой, Ф.Е.Василюка, В.Ф.Петренко, П.Н.Шихирева и др. В некоторых работах рассматривается регуляторная роль образа-стереотипа как носителя социальных установок, представляющих некий "стандартизированный вариант личностного семантического смысла" определенной социальной группы, в том числе и профессиональной.
Одну из форм социального стереотипа, являющуюся схематизированным представлением о типе личности, меркой самосознания, В.Ф. Петренко называет типажом-стереотипом, под которым понимается персонифицированный образ самой профессии, или, другими словами, обобщенным образом типичного профессионала. Если социальная роль - это обобщенный нормативный способ поведения, поведенческий эталон, приписываемый человеку и ожидаемый от него как от представителя некоторой социальной группы, то типаж - это скорее схематизированное представление о личности, характере и способах поведения человека в неформальном личностном общении [9].
Рассматривая вопрос возникновения социального стереотипа из стереотипов обыденного сознания, В.Ф. Петренко указывает на то, что, "являясь средством категоризации другого человека, социальный стереотип может выступать и эталоном, меркой самосознания. При этом профессиональная принадлежность оказывается, как правило, той визитной карточкой, которою человек предъявляет, чтобы охарактеризовать себя другому или самому себе" [9].
Далее он отмечает: "Если предложить человеку, для которого профессиональная деятельность является ведущей, задающей смысл его жизни, оценить образ своего "Я" (например, с помощью шкал семантического дифференциала) и образ человека его профессии, то эти два описания будут близки, т.е. будут иметь сходные коннотативные значения. Это демонстрирует включенность образа
info@agequal.ru
нашего "Я" в образ нашей профессии. Образ "Я" распространяется, генерализируется на области, личностно значимые для субъекта, в том числе и на его профессию, иначе говоря, образ профессии предполагает частицу характера, способностей, интересов человека. Возможность идентификации предполагает наличие психологической близости. И хотя этот процесс встречный, и профессия шлифует характер человека, оттачивая те или иные грани, сам человек обладает свободой выбора тех профессий, которые отвечают его психологическим склонностям" [9].. Как отмечают отечественные психологии В.Л. Васильев, Е.А. Климов, этот выбор, очевидно, обусловлен как знаниями об объективной специфике профессии, так и специфическим "ореолом", связанным с престижностью профессии, ее субъективным образом, навеянным литературой, кино, телевидением [3, 7, 8]. В эту "ориентировочную основу" выбора профессии включены, очевидно, представления о типичных личностных чертах профессионала, т.е. профессиональном типаже-стереотипе.
В ходе нашего исследования мы проследили процесс реконструкции представлений испытуемых об образе "типичного юриста", и то, как они оценивают выбранную профессию, посредством шкалирования типичных личностных черт профессионала, что в целом дало возможность выявить их (т.е. испытуемых) целостное представление о профессиональном типаже-стереотипе юриста. Таким образом, предполагалось проследить, в чем будет выражаться "эффект центра-ции", пристрастности испытуемых к типажу-стереотипу, под который попадают они сами. Наконец, предполагалось проверить, влияет ли степень профессиональной готовности на когнитивную сложность используемых ими стереотипов в восприятии профессии.
По результатам факторизации групповых матриц лицеистов, студентов и профессионалов, согласно критерию Хемфри, были определены размерности семантических пространств, и тем самым было найдено количество конструктов, используемых представителями этих групп для описания профессионального типажа-стереотипа юриста. Таких конструктов (факторов) у лицеистов было обнаружено 5, у студентов первого курса- 5, у студентов второго курса - 5, у третьего курса - 7, у четвертого курса - 5, у студентов пятого курса - 5 и у профессионалов - 6 значимых факторов.
Содержание выделенных факторов и стоящих за ними личностных конструктов для группы профессионалов состояло в следующем.
Первый выделенный фактор включает такие шкалы-качества: спокойный, волевой, порядочный, уравновешенный, принципиальный, зрелый, мужественный - в оппозиции к качествам: эмоциональный, скромный, доверчивый, милосердный и мягкий. Содержание положительного полюса первого фактора в целом можно назвать эмоциональной устойчивостью и он совпадает со вторым компонентом (нервно-психическая устойчивость) профессиографического анализа правоохранительной деятельности, описанного в работах В.В. Романова
info@agequal.ru
Второй выделенный фактор включает качества: общительный, активный, открытый, оптимист, разговорчивый, подвижный, независимый - в противоположность качествам: тактичный, спокойный, аккуратный. В силу того, что и первый и второй плюсы этого фактора наиболее характеризует коммуникативные качества, можно полагать, что самоуверенная активность, независимость воспринимаются правоведами как ценные профессиональные черты, необходимые при интенсивных контактах, без которых не представляется работа юриста.
Третий фактор включал качества: прямой, порядочный, отзывчивый, альтруист, отходчивый, бескорыстный, верный, независимый - в оппозиции к качеству хитрый. Этот фактор также характеризует социальные и организаторские особенности профессионализма юристов.
Четвертый однополюсный фактор включал качества: опытный, тактичный, аккуратный, ответственный, честный, принципиальный - и характеризует, по нашему мнению нормативность поведения юристов в непосредственной деятельности.
Пятый фактор включает качества: верный, компетентный, мужественный, подвижный, спокойный, опытный, волевой, смелый, сильный, - в оппозиции качествам: мягкий, тонкий, веселый, доверчивый, очевидно, отражает оппозицию "робость - смелость" и напоминает фактор Н в методике Кеттелла.
Шестой фактор, представленный качествами: сложный, умный, широкий -в противовес к качеству "принципиальный", в силу малого количества шкал трудно интерпретируем. По-видимому, принципиальность в отрыве от конкретной ситуации интерпретировалась испытуемыми как излишняя прямолинейность и в силу этого оказалась антонимичной качеству "сложность".
Рассмотрим содержание факторов (личностные конструкты), выделенные в группе лицеистов.
Первый фактор: общительный, веселый, активный, решительный, разговорчивый, хороший - в оппозиции качествам: серьезный, спокойный, самокритичный, уравновешенный, аккуратный, мужественный. В отличие от первого фактора типажа-стереотипа юристов содержание первого фактора у лицеистов отражает оппозицию "романтизм-реализм". Этот факт можно объяснить влиянием специфического "ореола" престижности профессии юриста.
Второй фактор был задан противопоставлением качеств: спокойный, добрый, скромный, широкий, бескорыстный, милосердный, с одной стороны, и сильный, опытный, эмоциональный, волевой, решительный, хитрый - с другой. Этот фактор в целом поставлен в оппозицию второму фактору типажа-стереотипа юриста.
Третий фактор - мягкий, тонкий, веселый, доверчивый, верный, подвижный - в целом соответствует отрицательному полюсу пятого фактора "типичного юриста".
Четвертый фактор, заданный качествами: трудолюбивый, серьезный, умный - в оппозиции качествам открытый, эмоциональный, веселый, разговорчивый, гибкий.
info@agequal.ru
Пятый фактор, заданный качествами: альтруист, сильный, гибкий, в противовес качествам верный, решительный, ответственный, порядочный, честный, серьезный.
Охарактеризуем кратко содержание факторов и стоящих за ними личностных конструктов, присущих студентам юридического факультета Марийского государственного университета. Следует отметить тот факт, что в связи с полным или почти полным наложением семантических пространств первого и второго курсов, мы эти курсы объединили в одну группу. Содержание факторов выделенных студентами третьего курса, мы рассмотрели отдельно, а конотативные категории-факторы четвертого и пятого курсов, в связи с их близостью, мы также объединили.
В содержательном плане в группе студентов первого и второго курсов первый фактор состоит из качеств: активный, открытый, веселый, разговорчивый, подвижный - в противоположность самокритичности, милосердию, независимости, доверчивости. Рассматривая этот фактор в сравнении, он практически идентичен первому фактору лицеистов. Однако, этот фактор (по сравнению с фактором лицеистов и перво- и второкурсников) у студентов третьего курса оказался более мощным, вносящим больший вклад в общую дисперсию и оценочно более контрастным. На положительном полюсе фактора оказались качества "умный", "волевой", "опытный", а на отрицательном полюсе - качества "эмоциональность", "доверчивость". У следующей объединенной группы исследуемых (студенты четвертого, пятого курсов) первый фактор схож с первым фактором профессионалов, лишь с тем отличием, что у старшекурсников положительный полюс дополняется такими качествами как "умный", "гибкий". Этот факт усложнения и все большего схождения семантического пространства студентов разных курсов (в зависимости от степени профессиональной готовности) с типажом-стереотипом профессионала юриста наблюдается и по другим факторам.
Опираясь на результаты проведенного исследования, мы можем с достаточной вероятностью утверждать, что развитие профессионального самосознания в процессе профессионализации (профессионального становления юриста) происходит в несколько этапов: 1) подготовительного (учеба в экономико-правовом лицее); 2) адаптации (учеба на первом и втором курсах); 3) идентификации (учеба на третьем курсе); 4) самоактуализации (учеба на четвертом-пятом курсах).
Полученные результаты, хотя и нуждаются в более детальной и систематической проверке, позволяют, тем не менее, выдвинуть ряд положений, имеющих важные теоретические следствия и задающих направление дальнейшего исследования.
1. Принадлежность испытуемых к выделенной нами конкретной группе и уровень их подготовки к будущей профессиональной деятельности (этап профессионального становления) определяют когнитивную усложненность восприятия
info@agequal.ru
типажа-стереотипа будущей профессии, так и специфику их категоризации (характер личностных конструктов) при оценке и классификации профессиональных представлений юриста.
2. Личностные признаки и качества, приписываемые человеку как представителю той или иной социальной, в данном случае профессиональной группы, не рядоположены, а создают целостные структуры, образование которых подчинено логике целостного образа (типажа). Возможные линии противопоставлений - личностные конструкты, в рамках которых происходят восприятие и оценка самого себя и своих способностей, являются следствием противопоставлений целостных образов. Если говорить на языке психосемантических моделей, то изначальными являются не субъективные семантические пространства (и стоящие за каждой осью-фактором личностные конструкты, в пространстве которых человек или типаж получает описание и оценку), а содержание исходных образов (типажей), которые субъект извлекает из своего опыта (реалия).
3. В результате проведенного исследования была выявлена определенная динамика типажа-стереотипа в процессе профессионального становления юриста и особую роль в этом процессе играет изначальный уровень автостереотипа как системы отсчета в описании и оценке своих возможностей и способностей к определенному виду деятельности. Стереотипы как одна из образных, эмоционально насыщенных форм значений, очевидно, развиваются в ходе обучения и развития индивида и от отдельных изолированных эталонов-типажей поднимаются до уровня системно организованной "имплицитной теории личности", приближающейся к понятийному мышлению, но существующей как в вербальной, так и образной форме.
1. Ильязова М.Д. Методологические аспекты проблемы формирования модели выпускника // Современные проблемы науки и образования. - 2007. - № 6 (часть 1) - С. 76-79
2. Колгатин А.Г. Модель специалиста как отображение цели учебного процесса в автоматизированной системе педагогической диагностики // Информационные системы в образовании № 5. - 2010. С. 122-128
3. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2009. - 656с.
4. Андреева Л.В., Брюхова Н.Г., Кочетовская Е.В. и др. Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психического развития и формирования личности: монография. - Новосибирск: ЦРНС, 2013. - 169 с
5. Андреева Л.В., Формирование профессионального самосознания юристов в условиях деятельностной образовательной среды. //Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Казань, 2000.
6. Шмелев А.Г. и др. Практикум по экспериментальной психосемантике. -М.: МГУ 1988. - 207с.
7. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск, 2009.
ЛИТЕРАТУРА
57 с.
Электронный научный журнал «Век качества» Online scientific journal «Age of Quality»
№ 4(2016) ISSN 2500-1841
http://www.agequal.ru info@agequal.ru
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.- М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с
9. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. - 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2005. — 480 с.
10. Романов В.В. Юридическая психология. - М.: Юрайт, 2015. - 488с.
Specificity of training
Andreev Larisa Valentinovna
Associate Professor, the polar of the Leningrad State University. Pushkin 663333 Krasnoyarsk, Norilsk, UL. Bohdan Khmelnytsky d. 25 sq. 24
lav2818@yandex.ru
Egorov, Mikhail Igorevich
lawyer of LLC Agorfirmy Manchazhskaya 623326 Sverdlovsk area, Artinsky district, village Manchazh, Oktyabrskaya St. of 11.
lav2818@yandex.ru
Abstract. Professional presentation is a dynamic structure of education of the individual, and depends on the conditions and factors of professional formation and include such elements as: a positive attitude to the profession; adequate to the requirements of future professional activities, personality traits, abilities, temperament, motivation; the necessary knowledge and skills; stable professionally important features of attention, perception, emotional and volitional processes. Training at the University is aimed at formation of the above-mentioned professionally important qualities of future specialists. In the process of preparation of bachelors right will appeal to those major parties there lawyer in which intellectual and creative abilities, will be formed and implemented and at the same time, improve, develop and become rich. The above constituents are theoretical prerequisites of pedagogic-psychological ensuring the professional development of future lawyers during the entire period of professionalization, starting from specialized forms of training in economic and legal Lyceum and to training in tertiary institutions. This paper presents a study of the structure and dynamics of the stereotypes of the everyday consciousness of lawyers with regard to the formation of the views of the future or a real profession.
Keywords: professional submission professionally meaningful qualities, value orientations, the orientation of manufacturing activities.
REFERENCES
1. Il'yazova M.D. Metodologicheskie aspekty problemy formirovaniya modeli vypusknika [Metodorlogichesky aspects of a problem of formation of model of the
info@agequal.ru
graduate] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. - 2007. - № 6 (chast' 1) - P. 76-79
2. Kolgatin A.G. Model' spetsialista kak otobrazhenie tseli uchebnogo protsessa v avtomatizirovannoy sisteme pedagogicheskoy diagnostiki [The expert's model as display of the purpose of educational process in the automated system of pedagogical diagnostics] // Informatsionnye sistemy v obrazovanii [Information systems in education] № 5. - 2010. P. 122-128
3. Vasil'ev V.L. Yuridicheskaya psikhologiya [Legal psychology]. - SPb.: Piter, 2009. - 656 p.
4. Andreeva L.V., Bryukhova N.G., Kochetovskaya E.V. Vozrastnaya i pedagog-icheskaya psikhologiya: mekhanizmy i usloviya psikhicheskogo razvitiya i formiro-vaniya lichnosti [Age and pedagogical psychology: mechanisms and conditions of mental development and formation of the personality]. - Novosibirsk: Izdatel'stvo TsRNS, 2013. - 169 p.
5. Andreeva L.V., Formirovanie professional'nogo samosoznaniya yuristov v usloviyakh deyatel'nostnoy obrazovatel'noy sredy [Formation of professional consciousness of lawyers in the conditions of the activity educational environment]. //Dis-sertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata psikhologicheskikh nauk / Kazan',
6. Shmelev A.G. i dr. Praktikum po eksperimental'noy psikhosemantike [Workshop on an experimental psikhosemamntika]. - M.: MGU 1988. - 207 p.
7. Klimov E.A. Razvivayushchiysya chelovek v mire professiy [The developing person in the world of professions]. - Obninsk, 2009. - 57 p.
8. Klimov E.A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. - M.: Akademiya, 2004. - 304 p.
9. Petrenko V.F. Osnovy psikhosemantiki [Psychosemantics bases]. — SPb. : Piter, 2005. — 480 p.
10. Romanov V.V. Yuridicheskaya psikhologiya [Legal psychology]. - M.: Yurayt, 2015. - 488 p.
2000.