Научная статья на тему 'Профессионально-мобильная практика в подготовке бакалавров психолого-педагогического образования'

Профессионально-мобильная практика в подготовке бакалавров психолого-педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОБИЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / БАКАЛАВРИАТ / LABOUR MARKET / PROFESSIONAL MOBILITY / PROFESSIONAL MOBILE PRACTICE / PROFESSIONAL STANDARDS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TASKS / SOCIAL PEDAGOGICAL PROJECTS / LABOUR FUNCTIONS / BACHELOR''S PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галагузова Минненур Ахметхановна, Исхаков Ринад Хакимуллович

В статье раскрывается роль практики в подготовке бакалавров психолого-педагогического образования; обосновывается актуальная потребность рынка труда в подготовке профессионально-мобильных специалистов; раскрываются определение понятий «профессиональная мобильность бакалавра» и «профессионально-мобильная практика». Дается анализ ФГОС ВО по организации и проведению практики студентов и раскрываются возможности практики в подготовке мобильных бакалавров. Для подготовки выпускников психолого-педагогического образования к рынку труда кратко представлена концепция профессионально-мобильной практики, включающая методологические подходы (системный, компетентностный, аксиологический и личностно-деятельностный), ключевые понятия (профессиональная мобильность бакалавра и профессионально-мобильная практика), принципы построения модели практики (детерминированность, преемственность и интегративность), структурно-функциональная модель практики и ее методическое обеспечение. В статье подробнее описаны виды и задачи профессионально-мобильной практики и элективные курсы, предваряющие практику. На первом курсе ознакомительная практика, ориентирующая студентов на возможности их трудоустройства по окончании вуза на основе анализа профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». На втором курсе психолого-педагогическая деятельность студентов на практике. В статье обоснована роль психолого-педагогических задач, позволяющая адаптировать студентов к бесконечному многообразию жизненных проблемных ситуаций детей; представлена кратко методика обучения студентов решению социально-педагогических задач на практике. На третьем курсе социально-педагогическая деятельность студентов на практике, раскрывается роль проектов в развитии коммуникативных и исследовательских компетенций студентов, ориентирующая их на творческую самореализацию в будущей профессиональной деятельности; кратко представлена методика обучения студентов социально-педагогическим проектам. На четвертом курсе преддипломная деятельность студентов, когда они на практике работают над выпускной квалификационной работой, показана взаимосвязь психолого-педагогических задач и социально-педагогических проектов с выпускной работой студентов. В заключении приводятся краткие результаты профессионально-мобильной практики и намечаются перспективы дальнейшей исследовательской работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL MOBILE PRACTICE IN TRAINING BACHELORS OF PSYCHO-PEDAGOGICAL EDUCATION

The article outlines the role of practice in training bachelors of psycho-pedagogical education, substantiates the actual labor market need of training of professionally mobile specialists, and works out the definitions of the concepts of «professional mobility of bachelor» and «professional mobile practice». The article analyzes the FSES HE on the organization and conduct of students’ practice and reveals the opportunities of practice in the preparation of mobile bachelors. To prepare graduates of psycho-pedagogical education for the labor market, the concept of professional mobile practice is briefly presented, including methodological approaches (systemic, competence-based, axiological and personal activity-centered), key concepts (professional mobility of bachelor and professional mobile practice), principles of designing practice model (determinism, continuity and integration), and the structural and functional model of practice and its methodological support. The article describes in more detail the types and tasks of professional mobile practice and elective courses that precede practice. In the first year it is an introductory practice, orienting students towards their employment opportunities on graduation on the basis of analysis of the professional standard «Specialist in the field of education». In the second year it is psycho-pedagogical activity of students on practice that is of primary importance. The article substantiates the role of psycho-pedagogical problems, allowing students to adapt to the infinite variety of life problems of children, and presents a brief method of teaching students to solve socio-pedagogical problems in practice. In the third year the accent is laid on socio-pedagogical activity of students on practice. The article reveals the role of projects in the development of communicative and research competences of students, orienting them towards creative self-realization in the future professional activity, and briefly presents the method of teaching students to carry out socio-pedagogical projects. The fourth year presupposes undergraduate activity of students, when they do practical work on their final qualification paper. The article shows the relationship between psycho-pedagogical tasks and socio-pedagogical projects with the final qualification paper. In conclusion, the authors provide brief results of professional mobile practice and outline prospective areas for further research.

Текст научной работы на тему «Профессионально-мобильная практика в подготовке бакалавров психолого-педагогического образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

УДК 378.147:378.124

ББК Ч448.98 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.02

Галагузова Минненур Ахметхановна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: gala_36@mfil.ru.

Исхаков Ринад Хакимуллович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики и психологии, Российский государственный профессионально-педагогический университет; 620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11; e-mail: rinad.isxakov@mail.ru.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОБИЛЬНАЯ ПРАКТИКА

В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: рынок труда; профессиональная мобильность; профессионально-мобильная практика; профессиональные стандарты; психолого-педагогические задачи; социально-педагогические проекты; трудовые функции; бакалавриат.

АННОТАЦИЯ. В статье раскрывается роль практики в подготовке бакалавров психолого-педагогического образования; обосновывается актуальная потребность рынка труда в подготовке профессионально-мобильных специалистов; раскрываются определение понятий «профессиональная мобильность бакалавра» и «профессионально-мобильная практика». Дается анализ ФГОС ВО по организации и проведению практики студентов и раскрываются возможности практики в подготовке мобильных бакалавров. Для подготовки выпускников психолого-педагогического образования к рынку труда кратко представлена концепция профессионально-мобильной практики, включающая методологические подходы (системный, компетентностный, аксиологический и личностно-деятельностный), ключевые понятия (профессиональная мобильность бакалавра и профессионально-мобильная практика), принципы построения модели практики (детерминированность, преемственность и интегративность), структурно-функциональная модель практики и ее методическое обеспечение.

В статье подробнее описаны виды и задачи профессионально-мобильной практики и элективные курсы, предваряющие практику. На первом курсе — ознакомительная практика, ориентирующая студентов на возможности их трудоустройства по окончании вуза на основе анализа профессионального стандарта «Специалист в области воспитания».

На втором курсе — психолого-педагогическая деятельность студентов на практике. В статье обоснована роль психолого-педагогических задач, позволяющая адаптировать студентов к бесконечному многообразию жизненных проблемных ситуаций детей; представлена кратко методика обучения студентов решению социально-педагогических задач на практике.

На третьем курсе — социально-педагогическая деятельность студентов на практике, раскрывается роль проектов в развитии коммуникативных и исследовательских компетенций студентов, ориентирующая их на творческую самореализацию в будущей профессиональной деятельности; кратко представлена методика обучения студентов социально-педагогическим проектам. На четвертом курсе — преддипломная деятельность студентов, когда они на практике работают над выпускной квалификационной работой, показана взаимосвязь психолого-педагогических задач и социально-педагогических проектов с выпускной работой студентов.

В заключении приводятся краткие результаты профессионально-мобильной практики и намечаются перспективы дальнейшей исследовательской работы.

Galaguzova Minnenur Akhmetkhanovna,

Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Pedagogy, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia. Iskhakov Rinad Khakimullovich,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Professional Pedagogy and Psychology, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

PROFESSIONAL MOBILE PRACTICE IN TRAINING BACHELORS OF PSYCHO-PEDAGOGICAL EDUCATION

KEYWORDS: labour market; professional mobility; professional mobile practice; professional standards; psychological and pedagogical tasks; social pedagogical projects; labour functions; Bachelor's programme.

ABSTRACT. The article outlines the role of practice in training bachelors of psycho-pedagogical education, substantiates the actual labor market need of training of professionally mobile specialists, and works out the definitions of the concepts of «professional mobility of bachelor» and «professional mobile practice». The article analyzes the FSES HE on the organization and conduct of students' practice and reveals the opportunities of practice in the preparation of mobile bachelors. To prepare graduates of psycho-pedagogical education for the labor market, the concept of professional mobile practice is briefly presented, including methodological approaches (systemic, competence-based, axiological and personal activity-centered), key concepts (professional mobility of bachelor and professional mobile practice), principles of designing practice model (determinism, continuity and integration), and the structural and functional model of practice and its methodological support.

The article describes in more detail the types and tasks of professional mobile practice and elective courses that precede practice. In the first year — it is an introductory practice, orienting students towards their employment opportunities on graduation on the basis of analysis of the professional standard «Specialist in the field of education».

In the second year — it is psycho-pedagogical activity of students on practice that is of primary importance. The article substantiates the role of psycho-pedagogical problems, allowing students to adapt to the infinite variety of life problems of children, and presents a brief method of teaching students to solve socio-pedagogical problems in practice.

In the third year — the accent is laid on socio-pedagogical activity of students on practice. The article reveals the role of projects in the development of communicative and research competences of students, orienting them towards creative self-realization in the future professional activity, and briefly presents the method of teaching students to carry out socio-pedagogical projects.

The fourth year presupposes undergraduate activity of students, when they do practical work on their final qualification paper. The article shows the relationship between psycho-pedagogical tasks and socio-pedagogical projects with the final qualification paper.

In conclusion, the authors provide brief results of professional mobile practice and outline prospective areas for further research.

Подгоговка практико-ориентированных, мобильных специалистов является одной из важнейших задач современной высшей школы. Российское общество сегодня нуждается в специалистах, способных гибко и мобильно адаптироваться ко всем инновациям и успешно ориентироваться в меняющихся условиях профессиональной деятельности.

«Опираясь на лучшие практики и опыт, нам нужно в короткие сроки провести модернизацию системы профессионального образования, добиться качественных изменений в подготовке студентов, прежде всего по передовым направлениям технологического развития», подчеркнул президент России В. В. Путин в послании Федеральному собранию в 2018 году [13].

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации (2000-2025 годов) отмечается, что необходима подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.

С 2010 года педагогические вузы стали работать согласно принятому Федеральному государственному стандарту высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по психолого-педагогическому образованию [14]. С 2016 года принят новый государственный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по психолого-педагогическому образованию [15]. В ФГОС ВО по психолого-педагогическому образованию обозначены «типы практики: учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков; производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности; педагогическая практика; преддипломная практика для выпускной квалификационной работы» [15]. В стандарте также указано, что при разработке программ

бакалавриата организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата. Организация вправе предусмотреть в программе бакалавриата иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.

Сегодня выпускники психолого-педагогического образования должны быть подготовлены к рынку труда, в котором может быть востребована профессиональная деятельность бакалавра. В последние годы Министерством труда и социальной защиты населения РФ приняты профессиональные стандарты, такие как «Специалист по работе с семьей», «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних», «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» и др. Выпускники гуманитарных вузов могут занимать соответствующие должности согласно этим стандартам.

Особое значение для выпускников педагогических вузов представляет профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», вступивший в действие с 2017 года [16]. В стандарте определена цель деятельности специалистов — «организация воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей», фактически эту цель можно определить одним словом социализация детей [16]. В стандарте перечислены должности, которые могут занимать выпускники-бакалавры — социальный педагог, старший вожатый, педагог-организатор, воспитатель, тьютор; указаны их трудовые функции (социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации; организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации; органи-

© Галагузова М. А., Исхаков Р. Х., 2018

зационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса; воспитательная работа с группой обучающихся; тьюторское сопровождение обучающихся); дана характеристика обобщенных трудовых функций и необходимых умений и знаний, которыми должны обладать специалисты на практике.

Принятие этого стандартов актуализирует профессиональную практико-ориентированную подготовку бакалавров. Бакалавр-выпускник профессионально-педагогического образования должен быть не только ориентирован на рынок труда, но и уметь адаптироваться к новым условиям труда, быть мобильным.

Проблеме профессиональной мобильности посвящено довольно много научных работ Л. А. Амировой, Л. В. Горюновой, Б. М. Игошева, О. А. Кипиной и многих других [1; 5; 7; 11]. На основании этих и других работ, а также профессионального стандарта специалиста в области воспитания нами обосновано понятие «профессиональной мобильности бакалавра», которое представляет качество личности выпускника, обусловливающее успешность его адаптации к работе в разных типах образовательных и социально-педагогических учреждений с разными возрастными категориями детей в процессе их социализации.

Большие возможности для формирования практико-ориентированного, мобильного бакалавра в вузе представляет практика. Теория и методика организации практики в педагогических вузах довольно подробно освещается в работах Ю. Н. Галагузовой, С. М. Дзидзоевой, И. Е. Керножицкой, Н. Е. Разенковой, С. И. Фетисова, И. В. Шумова и других [4; 6; 10; 17; 18; 19]. Однако формирование практико-ориенти-рованных, мобильных бакалавров психолого-педагогического образования в изученных нами работах специально не рассматривалось.

Для подготовки выпускников к рынку труда нами разработана концепция профессионально-мобильной практики, которая включает методологические подходы, ключевые понятия, построение структурно-функциональной модели и научно-методическое обеспечение практики [2; 3; 8; 9]. Для построения концепции выбраны и обоснованы системный, компетентност-ный, аксиологический и личностно-деятельностный методологические подходы и принципы построения модели практики — детерминированность, преемственность и интегративность. Кроме ключевого понятия «профессиональная мобильность бакалавра», о чем упоминалось выше, обосновано второе важное понятие — «профессионально-мобильная практика», которая представляет вид практико-ориентированной учебной деятельности по профессиональному становле-

нию студентов в производственных условиях с целью формирования у них коммуникативных, исследовательских компетенций и профессиональной мобильности. В данной статье мы рассматриваем типы профессионально-мобильной практики и задачи, которые решают студенты на практике.

Мы выделили 4 типа практики: на первом курсе — ознакомительная, втором — психолого-педагогическая, третьем — социально-педагогическая, четвертом — научно-исследовательская. Каждый вид практики обеспечивается соответствующими программами практики и необходимыми элективными курсами, используемыми при подготовке студентов к практике.

На первом курсе со студентами проводится семинарское занятие «Рынок труда выпускников-бакалавров психолого-

педагогического образования». С первого курса студенты знакомятся с возможностями их трудоустройства по окончании вуза. Они подробно изучают профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания». Такой вводный курс мотивирует студентов к определению по окончании вуза будущего места работы. В результате студенты выбирают место прохождения практики, которую они будут проходить на втором курсе. Следует подчеркнуть, что студентам представляется свобода выбора, при которой студент может проходить практику на протяжении всего обучения в одном учреждении или же каждый год он выбирает те или иные учреждения.

На втором курсе перед практикой студентам читается элективный курс «Психолого-педагогические задачи». Студенты знакомятся с ролью задачи в формировании профессиональных компетенций. Умение решать различные психолого-педагогические задачи на практике адаптирует студентов к бесконечному многообразию жизненных проблемных ситуаций детей. Студенты знакомятся с сущностью психолого-педагогических задач, их видами и технологиями решения. Во время этой практики студенты работают непосредственно с ребенком. Они приобретают умения анализа проблемных ситуаций ребенка, учатся оказывать помощь ребенку или сопровождать его, определять психолого-педагогические условия для успешного решения проблем ребенка. В качестве отчета по практике студенты представляют разработанные ими индивидуально или коллективно психолого-педагогические задачи.

Студенты знакомятся с ролью задачи в формировании профессиональных компетенций. Умение решать различные психолого-педагогические задачи на практике адаптирует студентов к бесконечному мно-

гообразию жизненных проблемных ситуаций детей. Студенты знакомятся с сущностью психолого-педагогических задач, их видами и технологиями решения. Во время этой практики студенты работают непосредственно с ребенком. Они приобретают умения анализа проблемных ситуаций ребенка, учатся оказывать помощь ребенку или сопровождать его, определять психолого-педагогические условия для успешного решения проблем ребенка. В качестве отчета по практике студенты представляют разработанные ими индивидуально или коллективно психолого-педагогические задачи.

На втором курсе перед практикой студентам читается элективный курс «Психолого-педагогические задачи». Студенты знакомятся с ролью задачи в формировании профессиональных компетенций. Умение решать различные психолого-педагогические задачи на практике адаптирует студентов к бесконечному многообразию жизненных проблемных ситуаций детей. Студенты знакомятся с сущностью психолого-педагогических задач, их видами и технологиями решения. Во время этой практики студенты работают непосредственно с ребенком. Они приобретают умения анализа проблемных ситуаций ребенка, учатся оказывать помощь ребенку или сопровождать его, определять психолого-педагогические условия для успешного решения проблем ребенка. В качестве отчета по практике студенты представляют разработанные ими индивидуально или коллективно психолого-педагогические задачи.

На третьем курсе студентам читается элективный курс «Социально-педагогические проекты». На семинаре студенты знакомятся с проектами, которые они разрабатывают совместно с руководителем практики. Проекты, развивая коммуникативные и исследовательские компетенции студента, ориентирует его на творческую самореализацию в будущей профессиональной деятельности.

Если на втором курсе студенты работа-

ют, в основном, непосредственно с детьми, то на третьем курсе их внимание сосредотачивается на социуме, который окружает ребенка и влияет на его социализацию. Для этого студенты выполняют небольшой проект, в котором выявляются проблемы ребенка в социуме, определяются методы помощи или сопровождения его. Нужно отметить, что проект может быть продолжением социально-педагогической задачи, в этом случае студент определяет задачи проекта, делает небольшой обзор литературы, выбирает методы, позволяющие решить проблемы ребенка в социуме. В отчете по практике студенты представляют и защищают разработанные ими проекты.

На четвертом курсе студенты работают над выпускной квалификационной работой (ВКР). Задачи, которые решают студенты на втором и третьем курсах практики, могут лечь в основу их курсовых работ. С другой стороны, они могут составить основу их ВКР. Но независимо от этого ВКР обязательно содержит практическую часть работы, основу которой студенты разрабатывают на практике.

Наш многолетний опыт проведения практики с социальными педагогами и бакалаврами психолого-педагогического образования в ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогическом университет» подтверждает актуальность проведения профессионально-мобильной практики и дает положительные результаты. Однако в соответствии с потребностями рынка труда, а также с учетом полученных и обоснованных результатов, необходимо продолжить исследовательскую работу по таким актуальным направлениям, как: роль профессиональных стандартов «Специалист по работе с семьей», «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних», «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» для подготовки студентов психолого-педагогического образования и инновационные технологии в профессионально-мобильной практике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амирова Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования : дис. ... д-ра пед. наук. — Уфа, 2009.

2. Галагузова М. А. Адаптация бакалавров к социально-педагогической деятельности / М. А. Галагузова, Р. Х. Исхаков // Профессиональное образование. Столица. — 2014. — № 1. — С. 35_37-

3. Галагузова М. А. Научные и нормативные понятия в педагогических исследованиях // Методология научного исследования в педагогике : коллективная монография / под ред. Р. С. Бозиева [и др.]. — М., 2016. — С. 26-31.

4. Галагузова Ю. Н. Социальная педагогика: практика глазами преподавателей и студентов : пособие для студентов / Ю. Н. Галагузова, Г. В. Сорвачева, Г. Н. Штинова. — М., 2001.

5. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — Ростов н/Д., 2006.

6. Дзидзоева С. М. Педагогическая практика как условие развития исследовательских компетенций студентов : дис. ... канд. пед. наук. — Ростов н/Д., 2009.

7. Игошев Б. М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете : монография. — М., 2008.

8. Исхаков Р. Х. Методология профессионально-мобильной практики // Вестник Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. — 2014. — № 4. — С 121-128.

9. Исхаков Р. Х. Профессионально-мобильная практика как основа подготовки бакалавров к социально-педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука. — 2013. — № 4. — С. 103-108.

10. Керножицкая И. Е. Научно-теоретические и методические подходы к организации педагогической практики. — Витебск, 20l2.

11. Кипина О. А. Формирование профессионально-педагогической мобильности у студентов педагогического вуза : дис. ... канд. пед. наук. — Ишим, 2009.

12. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (20l0 г.)» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--plai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%Dl%83%D0%BC% D0%B5%D0%BD%Dl%82%Dl%8B/l9l0.

13. Послание Президента Федеральному собранию (20l8 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/56957.

14. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего образования ФГОС ВО 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (20l6 г.)» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/l/l642.

15. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» [Электронный ресурс] // Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ (20l7 г.). — Режим доступа: http: //irost45 .ru/uploads/content/file/prof_standart_specizlist_v_oblasti_vospitania.pdf.

16. Разенкова Н. Е. Системно-деятельностный подход в организации педагогических практик для студентов высших профессиональных учебных заведений / Н. Е. Разенкова, Е. Д. Рукавицина // Сибирский педагогический университет. — 2010. — № 7. — С. l67-l8l.

17. Фетисова С. И. Управление педагогической практикой как ситуацией становления социально-педагогической зрелости студента педагогического колледжа : дис. . канд. пед. наук. — Ростов н/Дону, 2007.

18. Шумова И. В. Методика организации и проведения педагогической практики бакалавра-филолога на основе кейс-технологий : дис. ... канд. пед. наук. — М., 20l0.

REFERENCES

1. Amirova L. A. Razvitie professional'noy mobil'nosti pedagoga v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya : dis. ... d-ra ped. nauk. — Ufa, 2009.

2. Galaguzova M. A. Adaptatsiya bakalavrov k sotsial'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti / M. A. Galaguzova, R. Kh. Iskhakov // Professional'noe obrazovanie. Stolitsa. — 2014. — № l. — S. 35-37.

3. Galaguzova M. A. Nauchnye i normativnye ponyatiya v pedagogicheskikh issledovaniyakh // Metod-ologiya nauchnogo issledovaniya v pedagogike : kollektivnaya monografiya / pod red. R. S. Bozieva [i dr.]. — M., 20l6. — S. 26-3l.

4. Galaguzova Yu. N. Sotsial'naya pedagogika: praktika glazami prepodavateley i studentov : posobie dlya studentov / Yu. N. Galaguzova, G. V. Sorvacheva, G. N. Shtinova. — M., 2001.

5. Goryunova L. V. Professional'naya mobil'nost' spetsialista kak problema razvivayushchegosya obrazovaniya Rossii : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. — Rostov n/D., 2006.

6. Dzidzoeva S. M. Pedagogicheskaya praktika kak uslovie razvitiya issledovatel'skikh kompetentsiy studen-tov : dis. ... kand. ped. nauk. — Rostov n/D., 2009.

7. Igoshev B. M. Organizatsionno-pedagogicheskaya sistema podgotovki professional'no mobil'nykh spetsi-alistov v pedagogicheskom universitete : monografiya. — M., 2008.

8. Iskhakov R. Kh. Metodologiya professional'no-mobil'noy praktiki // Vestnik Volzhskogo un-ta im. V. N. Tatishcheva. — 20l4. — № 4. — C. l2l-l28.

9. Iskhakov R. Kh. Professional'no-mobil'naya praktika kak osnova podgotovki bakalavrov k sotsial'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. — 2013. — № 4. — S. 103-108.

10. Kernozhitskaya I. E. Nauchno-teoreticheskie i metodicheskie podkhody k organizatsii pedagogicheskoy praktiki. — Vitebsk, 20l2.

11. Kipina O. A. Formirovanie professional'no-pedagogicheskoy mobil'nosti u studentov pedagogicheskogo vuza : dis. ... kand. ped. nauk. — Ishim, 2009.

12. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF «Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie federal'nogo gosudar-stvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050400 Psikhologo-pedagogicheskoe obrazovanie (20l0 g.)» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--plai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%Dl%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%Dl%82%Dl%8B/l9l0.

13. Poslanie Prezidenta Federal'nomu sobraniyu (2018 g.) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://kremlin.ru/events/president/news/56957.

14. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF «Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie federal'nogo gosudar-stvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya FGOS VO 44.03.02 Psikhologo-pedagogicheskoe obrazovanie (20l6 g.)» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://fgosvo.ru/news/l/l642.

15. Professional'nyy standart «Spetsialist v oblasti vospitaniya» [Elektronnyy resurs] // Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity RF (2017 g.). — Rezhim dostupa: http://irost45.ru/uploads/ content/file/prof_standart_specizlist_v_oblasti_vospitania.pdf.

16. Razenkova N. E. Sistemno-deyatel'nostnyy podkhod v organizatsii pedagogicheskikh praktik dlya studen-tov vysshikh professional'nykh uchebnykh zavedeniy / N. E. Razenkova, E. D. Rukavitsina // Sibirskiy pedagog-icheskiy universitet. — 2010. — № 7. — S. 167-181.

17. Fetisova S. I. Upravlenie pedagogicheskoy praktikoy kak situatsiey stanovleniya sotsial'no-pedagogicheskoy zrelosti studenta pedagogicheskogo kolledzha : dis. ... kand. ped. nauk. — Rostov n/Donu, 2007.

18. Shumova I. V. Metodika organizatsii i provedeniya pedagogicheskoy praktiki bakalavra-filologa na os-nove keys-tekhnologiy : dis. ... kand. ped. nauk. — M., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.