Научная статья на тему 'Практика как основа формирования профессиональной мобильности студентов вуза'

Практика как основа формирования профессиональной мобильности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОБИЛЬНАЯ ПРАКТИКА / BACHELOR / SOCIO-PEDAGOGICAL WORK / PRACTICE / PROFESSIONALLY-MOBILE PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исхаков Ринад Хакимуллович

Раскрываются противоречия между подготовкой бакалавров и их практической деятельностью, представлена профессионально-мобильная практика будущих бакалавров социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исхаков Ринад Хакимуллович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE AS A BASIS OF FORMATION OF THE PROFESSIONAL MOBILITY OF UNIVERSITY STUDENTS

The article reveals the contradictions between the preparation of bachelors and their practical activities, describes the professionally-mobile practice, the content of the practice-oriented activities in terms of institutions and competence approach in generating tasks for practice.

Текст научной работы на тему «Практика как основа формирования профессиональной мобильности студентов вуза»

УДК 378.147.88 ББК Ч448.902.764

ГСНТИ 14.35.07

Код ВАК 13.00.02; 13.00.01

Исхаков Ринад Хакимуллович,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной педагогики и психологии, Российский государственный профессионально-педагогический университет; 620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 11; e-mail: iskhak@list.ru

ПРАКТИКА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: бакалавр; социально-педагогическая деятельность практика; профессионально-мобильная практика.

АННОТАЦИЯ. Раскрываются противоречия между подготовкой бакалавров и их практической деятельностью, представлена профессионально-мобильная практика будущих бакалавров социальной сферы.

Iskhakov Rinad Hakimullovieh,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Social Pedagogy and Psychology, Russian State Professional Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

PRACTICE AS A BASIS OF FORMATION OF THE PROFESSIONAL MOBILITY OF UNIVERSITY STUDENTS

KEY WORDS: bachelor; socio-pedagogical work; practice; professionally-mobile practice.

ABSTRACT. The article reveals the contradictions between the preparation of bachelors and their practical activities, describes the professionally-mobile practice, the content of the practice-oriented activities in terms of institutions and competence approach in generating tasks for practice.

С ■

V/

егодня в обществе существует объективная реальность - необходимость эффективной и мобильной профессиональной деятельности специалистов социальной сферы - социальных педагогов. С другой стороны, система подготовки не обеспечивает готовность выпускника к профессиональной деятельности в условиях динамично изменявшегося социального мира. Это проявляется в том, что темпы развития сферы профессиональной деятельности специалистов социальной сферы существенно выше, чем темпы развития профессиональной подготовки специалистов, поэтому система профессиональной подготовки кадров по социально-педагогической деятельности не успевает быстро реагировать на вновь появляющиеся процессы на рынке труда.

Данное противоречие обостреилось в связи с ситуацией принятия нового федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) [4]. Вузы заканчивают профессиональную подготовку специалистов по социальной педагогике. Вот уже третий год ведется подготовка по ФГОС ВПО, в котором социальная педагогика отнесена к направлению подготовки психоло-го-педагогического образования, профиль -психология и социальная педагогика.

Разрешение этих противоречий возможно при переходе от модели квалификационной подготовки, формирующей умения и навыки человека пассивно адаптироваться в окружающую профес-

сиональную действительность, к модели профессионального развития, где акцент переносится на активное, динамичное включение бывшего студента, но уже специалиста в систему реальной социальной картины общества и государства.

Изменения в системе профессиональной подготовки будущих специалистов по социально-педагогической деятельности могут осуществляться через реорганизацию практико-ориентированно-го обучения, в частности, проведение и организацию профессионально мобильной практики студентов.

Изучение психолого-педагогической

литературы по организации практики будущих бакалавров социальной сферы позволило ввести такое определение. Профессионально мобильная практика — это вид учебной деятельности по профессиональному становлению студентов в производственных условиях с целью формирования профессионально-личностных качеств будущих бакалавров социальной сферы. Основной характеристикой профессионально мобильной практики является динамичность профессионального жизнесу-ществования студента в условиях учреждения, где он проходит практику [3].

Результатом прохождения всех видов практики являются сформированные компетенции, в которые структурно включены следующие составляющие: когнитивная (знание и понимание), деятельностная (практическое и оперативное / мобильное применение знаний) и аксиологическая.

© Исхаков Р. Х., 2014

Структурирование

содержание профессионально мобильной практики

1 курс — учебная практика.

Цель практики — формирование первичных представлений о специфике социально-педагогической деятельности в учреждениях различной ведомственной подчиненности.

Компетенции:

1) когнитивные:

- знания о системе образования и системе социальных и социально-педагогических учреждений,

- формирование мировоззрения специалиста по социальной педагогике и социальной работе на уровне представлений и начальных знаний о социально-педагогической сфере, социальной помощи нуждающимся;

2) деятельностная:

- владеет умениями по наблюдению и анализа взаимодействий социального педагога и социального работника с детьми, сотрудниками и со специалистами;

- владеет умениями по контент-анализу основных управленческо-организационных документов учреждения: устав, положение, инструкции специалистов;

3) аксиологическая:

- первичное осознание социальной значимости данной профессии;

- первичное осознание себя в этой профессии;

- осознание своего личностного потенциала по освоению этой профессии.

1 курс — психолого-педагогическая практика.

Цель практики — развитие социально-коммуникативных компетенций взаимодействия с человеком (ребенком) попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Компетенции:

1) когнитивные:

- знания об организационной и содержательной составляющей проведения воспитательного мероприятия;

- знания о культуре коммуникативного взаимодействия и социальных взаимоотношениях;

- знания бесконфликтного и конструктивного общения;

2) деятельностная:

- знания об организационной и содержательной составляющей проведения воспитательного мероприятия;

- знания о культуре коммуникативного взаимодействия и социальных взаимоотношениях;

- знания бесконфликтного и конструктивного общения;

3) аксиологическая:

- осознание личностной мотивации на общение, взаимодействие с людьми с определенными проблемами;

- осознание уровня эмоциональной терпимости к людям разной возрастной и социальной категории.

- осознание уровня способности управления своими эмоциями и настроением.

2 курс — психолого-педагогичес-кая практика.

Цель практики — развитие умений организовывать и осуществлять воспитательную, социальную и здоровье сберегающую работу с детьми разного возраста и состояния здоровья в условиях временного детского коллектива - летнего оздоровительного лагеря.

Компетенции:

1) когнитивные:

- знания о самостоятельной организации жизни и деятельности детского коллектива;

- знания об организационной и содержательной составляющей проведения воспитательного мероприятия в условиях летнего оздоровительного лагеря;

- знания о культуре коммуникативного взаимодействия и социальных взаимоотношениях;

2) деятельностная:

- умение в кратчайшие сроки создать сплоченный детский коллектив в условиях загородного оздоровительного лагеря;

- умение педагогически целесообразно организовывать отдых детей в условиях летнего оздоровительного лагеря;

- уметь сформировать продуктивные взаимоотношения и взаимодействие с детьми, сотрудниками и со специалистами в условиях летнего оздоровительного лагеря;

- уметь вести систематическое и системное наблюдение за детьми в различных организационно-деятельностных ситуациях в условиях летнего оздоровительного лагеря;

- овладевать умениями по организации детского временного коллектива условиях летнего оздоровительного лагеря;

- овладеть педагогическими технологиями организации и проведения воспитательных мероприятий и творческого досуга детей в условиях летнего оздоровительного лагеря;

- овладевать навыками социометрии и построения социограмм детского временного коллектива условиях летнего оздоровительного лагеря;

3) аксиологическая:

- осознание роли коллектива в воспитании человека;

- понимании в актуальности в выстраивании социетальных и психоментальных связей между членами детского коллектива.

3 курс — социально-педагогическая практика.

Цель практики — овладение различными социально-педагогическими целесообразными технологиями по оказанию помощи различным категориям населения.

Компетенции:

1) когнитивные:

- знает закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;

- знает рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать профессиональные социально-педагогические задачи;

- знает основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов;

2) деятельностная:

- умеет организовать мероприятия по развитию и социальной защите ребенка;

- умеет составлять программы социального сопровождения и поддержки;

- умеет организовать мероприятия по развитию и социальной защите ребенка;

- умеет выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства;

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

- владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования здоровье сберегающих технологий и методов, готов к достижению должного уровня своей физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;

- владеет методами социальной диагностики;

3) аксиологическая:

- формирование уверенности в способности реализации социально-педагогических технологий;

- формирование доверия к себе как потенциальному специалисту в сфере социальной защиты и помощи.

4 курс — практика в школе.

Цель практики — изучение, усвоение логики социально-педагогического

управления в условиях образовательных учреждений.

Компетенции:

1) когнитивные:

- знает различные теории обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся младшего школьного, подросткового и младшего юношеского возрастов;

- знает рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать социально-педагогические задачи в условиях образовательных учреждений;

- знает, как создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе;

- способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам социально-психического развития детей;

2) деятельностная:

- умеет организовать эффективное взаимодействие с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в учебной и внеучебной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- умеет выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка;

- умеет проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения ребенка;

- умеет осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками;

- умеет осуществлять социальнопсихологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей.

- владеет комплексом мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к обучению в основной школе;

- владеет методиками диагностики уровня освоения детьми содержания учебных программ;

- владеет методикой сбора данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками;

- владеет методами эффективного взаимодействия с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников;

3) аксиологическая:

- рефлексия личного индивидуального опыта школьного жизнесуществования на формировании своей личности;

- осознание личностного развития человека в период школьной жизни;

- понимание процесса социализации как процесса формирования социально зрелой личности.

4 курс — комплексная практика.

Цель практики — интеграция теоретических знаний и практических умений и навыков на рабочем месте.

Компетенции:

1) когнитивные:

- знает научно обоснованные методы и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности;

- знает принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания;

- знает рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать социально-педагогические задачи;

- знает основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

- знает утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;

- знает нормативные документы и знание предметной области в культурнопросветительской работе;

2) деятельностная:

- умеет применять качественные и количественные методы в социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях;

- умеет организовать проведение социально-психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;

- умеет проводить дифференциальную диагностику для определения различных типов отклонений;

- умеет проводить социально-психологические обследования детей с сенсорными, речевыми и двигательными нарушениями разного возраста с использованием рекомендованного инструментария, включая первичную обработку результатов и умение формулировать социально-психологическое заключение;

- умеет собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагоги-ческом консилиуме учреждения;

- умеет проводить коррекционноразвивающие занятия по рекомендованным методикам;

- владеет навыками разработки индивидуальных траекторий развития детей и подростков;

- владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами;

- владеет научно-стилевой культурой грамотного формулирования и высказывания своих мысли в письменной и устной форме;

- владеет методикой сбора данных об индивидуальных особенностях детей;

3) аксиологическая:

- сформированность

ценности данной профессии для общества, государства;

- сформированное личностное видение и осознание себя в сфере этой профессиональной деятельности;

- сформированность

профессионального оптимизма по поводу себя как специалиста.

При реализации рабочих программ по практике ГОСов (1995, 2000, 2005 годов) изначально для организаторов практики было важно выполнение студентами рабочих заданий по практике, то есть вся практика осуществлялась через выполнение / исполнение студентом того или иного задания.

При новом предлагаемом подходе организации практики важно знать, что происходит с самим студентом при выполнении того или иного задания, как он профессионально и личностно изменяется в период прохождения практики. Меняется акцент: не от задания к заданию, а от одного профессионального состояния к другому с более высоким уровнем сформированных компетенций. Каждое выполненное задание должно давать приращение на личностном, профессиональном и социальном уровне. Студент профессионально динамично существует в зависимости от заданной учебно-производственной ситуации: в контексте рабочих программ по практике или в контексте ситуационной производственной необходимости, сформулированной конкретным специалистом данного учреждения, который является для студента-практиканта методистом по практике.

В настоящее время в системе высшего профессионального образования России идет активное научно-методическое наполнение содержания профессиональной подготовки бакалавров и магистров. В связи с этим очень важно найти свое понимание профессионального становления студентов как специалистов социально-педагогической сферы.

Наш многолетний опыт проведения профессионально мобильной практики подготовки специалистов в течение 7 лет (5 лет по ГОС-2005 и 2 гола по ФГОС-2010)

свидетельствует об эффективной адаптации При этом происходит гармоничное со-

студентов после выпуска к социально- единение положительного опыта прошлого

педагогической деятельности. с перспективным будущим.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альбрехт Н. В. Деятельностно-ориентированное обучение как средство формирования профессиональной мобильности студентов вуза : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург. 2009.

2. Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. Интегративно-дифференцированная профессиональная подготовка специалистов социальной сферы: научно-практический аспект : моногр. М. : ВЛАДОС, 2010.

3. Игошев Б. М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете: монография. М. : ВЛАДОС, 2008.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2010 г. N 200).

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. М. А. Галагузова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.