Научная статья на тему 'Профессионально-личностные ориентации в модернизации деятельности образовательных учреждений МВД России'

Профессионально-личностные ориентации в модернизации деятельности образовательных учреждений МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОПЕРЕЖАЮЩИЙ ХАРАКТЕР ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНОСТЬ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДЕКВАТНОСТЬ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ / THE GRADE OF HIGHER EDUCATION INFLUENCE / THE "ADVANCED" NATURE OF HIGHER EDUCATION / MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION / PROFESSIONAL AND PERSONALITY-ORIENTED EDUCATION / THE SCIENTIFIC VALUE OF THE CONSTRUCTION OF EDUCATION / EDUCATIONAL ADEQUACY OF THE CONSTRUCTION OF EDUCATION / PEDAGOGY PROFESSIONALISM / EDUCATIONAL MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.М. Столяренко

В статье рассматривается степень влияния высшего образования на формирование профессионалов-личностей, указывается на необходимость модернизации образования в системе МВД России. Автор исследует значение профессионально-личностных ориентаций в модернизации образования, отмечает важность научного подхода к образованию как профессионально-личностно ориентированному, необходимость системного, педагогически адекватного построения образования и преодоления проявлений педагогической некомпетентности, существующей в практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.М. Столяренко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional and personal orientation in the modernization of the activity of the educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia

The influence of higher education on the formation of professionals and individuals is discussed; the need for modernization of education in the Ministry of the Interior of Russia is noted. The author explores the importance of professional and personal orientation in the modernization of education, the importance of a scientific approach to education as a professional-oriented personality education, underlying the need for systematic, pedagogically adequate construction of education and overcoming the manifestations of pedagogical incompetence existing in practice.

Текст научной работы на тему «Профессионально-личностные ориентации в модернизации деятельности образовательных учреждений МВД России»

UJ О оэ

О <

bS

03

о X

¡S

а

О

X 3 X

л

<

uj н S X

л

X о о

03

С

S н и

0

1

J3

<

UJ

н к

UJ ^

UJ S I UJ IT UJ

с

UJ

о

bS

и

UJ IT

s

u

о

u

UJ

с:

о

u

о <

о _

S UJ

и ta с о

90

8. Knowles M.S. The Modern Practice of Adult Education: From Pedagogy to Andragogy (revised and updated). New York, 1980.

9. Stevens D.J. Community Policing and Managerial Techniques: Total Quality Management Techniques / The Police Journal. 2001. v. 74.

10. Survey on European Police Education and Training (SEPE). Final Report. Apeldoorn, Lisboa, Bram-shill. November 2006.

E-mail: rioakmvd-1@yandex.ru

А.М. СТОЛЯРЕНКО,

профессор кафедры психологии, педагогики и работы с кадрами, доктор психологических наук, доктор педагогических наук (Академия управления МВД России)

Профессионально-личностные ориентации в модернизации деятельности образовательных учреждений МВД России

В статье рассматривается степень влияния высшего образования на формирование профессионалов-личностей, указывается на необходимость модернизации образования в системе МВД России. Автор исследует значение профессионально-личностных ориента-ций в модернизации образования, отмечает важность научного подхода к образованию как профессионально-личностно ориентированному, необходимость системного, педагогически адекватного построения образования и преодоления проявлений педагогической некомпетентности, существующей в практике.

степень влияния высшего образования; опережающий характер высшего образования; модернизация высшего образования; профессионально-личностно ориентированное образование; научность построения образования, педагогическая адекватность построения образования; педагогический профессионализм; образовательный мониторинг.

ЛА

ачество кадров органов внутренних дел I Ж всегда было основой качества выполне-X ^ния ими важной государственной и общественной функции укрепления правопорядка и законности в стране. В условиях переживаемых ныне трудностей и необходимости устранения имеющихся недостатков повышение качества кадров стало решающим. Существенный вклад в решение существующих проблем призваны внести образовательные учреждения всех уровней системы МВД России. В контексте прово-

димой в стране политики общей модернизации уместно говорить и о модернизации деятельности учебных заведений, в частности системы органов внутренних дел.

Во-первых, общеизвестна закономерная и неустранимая зависимость свойств и качеств продукта труда от свойств и качеств человека — субъекта труда. Здесь имеется в виду, что свойства и качества человека (цель, мотив, умелость, способности) неизбежно материализуются, воплощаясь и запечатлеваясь в свойствах и качествах производимого им продукта — результата труда. У знающего, умелого, добросовестного, честного, гуманного, демократичного, уважающего других людей человека он один, у человека, не обладающего такими достоинствами, — другой. По особенностям продукта труда в большинстве случаев можно точно и полно рассказать о его творце как о профессионале и личности.

Каждый человек сталкивался и с низким уровнем профессиональной обученности, и с дефицитом личности субъекта труда и производимого им продукта. Распространенные качества — непрофессионализм, недобросовестность, обман, подделка, криминал, мошенничество, вымогательство, коррупция и проч. влекут многочисленные примеры, в частности: выпуск пищевых продуктов с вредными для здоровья добавками, подделка лекарств, реклама дефектного товара, попадающего в продажу с ведома производителя, уклонение чиновников от своих обязанностей, игнорирование сотрудниками органов внутренних дел обращений граждан и т. д. Корень этого явления главным образом в том, что работники

не хотят действовать профессионально по разным личным причинам и расчетам.

Чтобы изжить негативные проявления в деятельности органов внутренних дел и добиться высоких результатов в укреплении правопорядка и законности, их сотрудники обязательно должны быть высокопрофессионально обученными и цивилизованными личностями, т. е. профессионалами-личностями.

Образованию всегда и везде принадлежала и принадлежит важная роль в подготовке квалифицированных кадров для страны, а в системе МВД России — для органов внутренних дел. Однако и оно нуждается в модернизации. Приоритетно повышение качества образования усилением его профессионально-личностной ориентированности, т. е. нацеленности на подготовку молодых сотрудников как профессионалов-личностей.

Во-вторых, содержание образования обязано иметь научно достоверный характер. Но бесспорно и другое: научным должно быть и управление образовательным учреждением. Основой для него выступают общая теория управления, социология и управление социальными системами, педагогика высшего образования и педагогическая психология, этика. К сожалению, многое в управлении образовательным учреждением выглядит недостаточно компетентным, надуманным, субъективным. Чтобы быть научным и эффективным, управление образованием изначально должно быть целевым. Для этого прежде всего определяется цель, подчиняющая себе построение абсолютно всего в образовательном учреждении, полно и точно определяющая все достоинства, которыми каждый курсант, слушатель должен обладать при выпуске. Главной фигурой в профессиональном образовательном учреждении становится обучающийся, из которого должен получиться профессионал-личность. Для достижения такой цели надо тщательно выстроить образовательный процесс, обеспечивающий становление каждого и всех достоинств у обучающегося, наладить обратные связи (образовательный мониторинг), предусматривающие отслеживание и оценку достигаемых промежуточных и конечных результатов, избрать способы коррекции по необходимости.

В научном виде цель образования — професси-ограмма (модель) выпускника. Начальный шаг в ее разработке — использование государственных образовательных стандартов, которые, однако, недостаточны для образовательных учреждений системы МВД России, где нужны более полные и точные квалификационные характеристики, учитывающие специфику деятельности. Они правильны, если включают группу компетенций (образовательных составляющих), состоящих обычно из совокупностей знаний, навыков и умений. Вторая группа — качества и способ-

ности выпускника как личности. Это общие личностные свойства и качества (гражданские, патриотические, гуманные, демократические, культурные, нравственные, интеллектуальные, поведенческие, жизненные потребности, цели, ценностные ориентации, мотивы, активность, настойчивость, организованность, требовательность к себе, чувство нового, трудолюбие, воля, активность, настойчивость, склонность к здоровому образу жизни и др.), а также профессионально-личностные качества и способности, нужные сотрудникам органов внутренних дел (понимание места своей профессии в жизни страны, социальных и моральных аспектов работы, верность долгу и Присяге, любовь к профессии, честность, непоколебимая верность закону, справедливость, дисциплинированность, смелость, решительность, выдержка, неподкупность, антикоррупционная устойчивость, профессиональные интересы, ценности, культура, общительность, коллективизм, этика, мышление, способности — управленческие, организаторские, оперативные, профилактические и др.). Все достоинства, которыми должен обладать выпускник данного образовательного учреждения, надо уточнить и выявить в научно-профессиографических исследованиях, а не только по мнениям отдельных людей.

В целях отслеживания процесса управления образовательным учреждением и его результатов необходимо вести образовательный мониторинг, регулярно применяя социологические, юридические, психологические и педагогические научные методы диагностики. Преобладающие в настоящее время зачеты, экзамены, письменные и дипломные работы нужны, но недостаточны. Получается, что готовим практика правоохранительной деятельности, а проверяем умение говорить и писать.

В-третьих, постановка управления вузом и образовательный процесс строятся недостаточно адекватно их психолого-педагогической сущности. Управление эффективно тогда, когда ведется с учетом особенностей управляемого объекта. Образовательное учреждение можно рассматривать как педагогическое «производство»: на входе — непрофессионал, а на выходе — профессионал-личность. Внутри — превращение первого во второго с помощью преимущественно психолого-педагогических технологий. Поэтому деятельность образовательного учреждения нужно строить на высоком научно-педагогическом уровне.

При нацеленности обучения на подготовку профессионала-личности в первую очередь следует отметить ненаучность (управленческую и педагогическую) и неэффективность построения образовательного процесса преимущественно как обучения. Выпускнику образовательного

вэ о X

£ а О

X 3 X

л

<

и н к

X

Л

X о о

03

с

к н и о X

Л

<

и н к

и ^

и к

X

и у

и с

5 И и ш с о

91

UJ О оэ

О ^

< bS

оа О X

£ а О

X 3 X

л

<

uj н S X

л X о о оа

С

S н и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1

л

<

UJ

н к

UJ ^

UJ S I UJ IT UJ

с

UJ

о

bS

и

UJ IT

s

u

о

u

UJ

с

о

u

о <

о _

S UJ

и ta С О

92

учреждения системы МВД России мало только знать и уметь. Главное — какие заложены цели, мотивы, нормы поведения в его жизни и труде.

Понятию «образование» присущи системные признаки. В образовательных учреждениях в него закладывается еще и социальная функция — предназначение и ответственность за всестороннюю и качественную подготовку молодого поколения, граждан, которые должны быть способными укреплять, развивать государство и общество, обеспечивая свой переход к более цивилизованному и благополучному будущему. Молодежь должна знать, уметь, хотеть, быть способной, а образование — просвещать (как в общем, так и формируя научную картину мира), обучать, воспитывать и развивать их. Эти компоненты образования взаимосвязаны, усиливают друг друга, повышая качество и результат. В совокупности они обеспечивают гармоничное социальное и профессиональное становление выпускников в единстве главных социально значимых педагогических свойств: просвещенности, обученности, воспитанности и развитости («педагогический квадрат»).

Сужение образования до обучения и формирования у обучающихся только или в основном знаний, навыков и умений не отвечают задачам полноценного образования. Нужна педагогически системная постановка образования как профессионально-личностно ориентированного, т. е. нацеленного на содействие становлению и развитию упомянутых четырех основных свойств курсантов и слушателей, и поэтому — обязанного быть единством и взаимосвязью их просвещения, обучения, воспитания и развития1. В наших образовательных учреждениях хорошо поставлено формирование у курсантов и слушателей знаний, навыков, умений2. В учебном процессе все планово, просчитано, последовательно, воплощено в программы, темы, методику. Но того, что относится к обще- и профессионально-личностной составляющей подготовки к эффек-

1 Не всякое образование вправе называться таковым, если обучает только техническим действиям и дает практические рекомендации, обязательные для профессионального образования, которое не сводится только к этому. Такое обучение вполне уместно в системе, например, служебно-боевой подготовки личного состава, проводимой непосредственно в органах внутренних дел.

2 Отметим, что словосочетание «знания, умения, навыки» пришло из школьного образования. Применительно к профессиональному образованию, тем более к высшему, оно некорректно. Профессиональные навыки — автоматизм быстрых действий в стандартных условиях, не требующих активного участия мышления. Профессиональные умения — это расчетливые, быстрые действия с активным участием профессионального мышления, использованием имеющихся знаний для гибких, осуществляемых в широком диапазоне, меняющихся условий, с полным пониманием специфики обстановки в каждом конкретном случае. Высшие проявления профессионализма — не бездумный автоматизм, а профессиональная умелость, при которой навыки используются в необходимых случаях как компонент умелых и расчетливых действий.

тивной правоохранительной деятельности, нет даже в проработках. Есть планы воспитательной работы, проводятся мероприятия, но никто не просчитывает, как надо содействовать становлению курсантов и слушателей по каждому и всем компонентам нужных им личностных качеств и способностей, что реально происходит с теми, кого выпускают вузы системы МВД России. Это существенный дефект любого образования, тем более с учетом остро стоящих проблем с кадрами в органах внутренних дел.

Нужно строить не обучающий учебный процесс, а учебно-образовательный, т. е. имеющий и общеобразовательно-обучающую и воспитательно-развивающую ориентированность и действенность. Системность образования означает и то, что профессионально-личностные ориентации не ограничиваются занятиями в аудиториях. Все в образовательном учреждении обязано быть образовательно-деятельностным, профессионально-личност-но ориентированным: общая атмосфера вуза, деятельность педагогического и учебного коллективов, внеаудиторная работа (с ее учебной, научной, культурной, досуговой, спортивной, развлекательной, бытовой и другими составляющими), организация соответствующей деятельности учебных групп и индивидуальных занятий, оказание помощи в профессионально-личностном самостановлении обучающихся. Все это влияет на курсантов и слушателей, а потому должно входить в единое профессионально-личностно ориентированное пространство (поле) образовательного учреждения. При этом необходимым мы считаем проведение постоянного усиленного мониторинга такого поля со всеми его составляющими. Это достижимо объединенными силами отделов, факультетов, кафедр, специально создаваемых групп курсантов и слушателей и существующих вузовских психологических лабораторий.

В-четвертых, в образовании всегда важна личность педагога, важен в целом профессионализм постоянного состава образовательных учреждений. Каково его качество — таково качество образования и его результаты.

Педагогическая деятельность в профессиональных образовательных учреждениях характеризуется следующими основными требованиями к педагогу: профессиональное знание учебной дисциплины и практики деятельности органов внутренних дел; подготовленность к полноценному участию в образовании, обеспечение достижения его целей; соответствием качеств и способностей его личности специфике образовательной деятельности. Иначе говоря, педагоги тоже обязаны быть профессионалами-личностями,

людьми, склонными к такой деятельности, любящими ее, обладающими особой подготовленностью и способностями.

Имеющаяся педагогическая литература по высшему образованию пока бедна, а ее ориентация рассматривается только как личностная [1, 4, 5, 6, 9]. При этом вопрос о профессионально-личностных ориентациях поставлен нами впервые в 2006 г. [10]. Наметилась активизация изданий для образования в системе МВД России [2, 3, 7, 8, 10, 11] и они заслуживают более активного использования в подготовке кадров наших образовательных учреждений.

Некоторые преподаватели высказывают мнение о том, что их задача состоит в обучении, а воспитается обучающийся потом самостоятельно — служба заставит. Такое мнение ошибочно. Нельзя полноценно обучить курсанта или слушателя, если он не будет стремиться стать настоящим профессионалом, если он безответствен, не требователен к себе, не проявляет должных усилий, не напрягает и не тренирует свой ум, внимание, память, волю и тем более ленив и нечестными путями стремится получать положительные оценки. Поэтому так необходимы профессионально-личностные ориентации в деятельности преподавательского и других категорий постоянного состава. К тому же, если выпускник плохо относился к учебе, откуда возьмется добросовестное отношение к службе, требовательность к себе, развитые способности, ум, привычка совершенствоваться и другие необходимые качества? Даже при наличии желания совершенствоваться ему потребуется на это еще 3—5 лет или больше.

Некоторые преподаватели соглашаются с тем, что вуз обязан содействовать студентам в их становлении как профессионалов-личностей, считая при этом, что задача педагога заключается только в обучении. Но многие сотрудники администрации, деканатов и разных отделов учебных заведений убеждены в противоположном: это не их задача, а преподавателей.

Непрофессионально и мнение, что содействовать профессионально-личностному становлению обучаемых можно только во внеу-чебное время. Напротив, наибольшее влияние преподаватель оказывает на занятиях. От него всегда исходят невидимые психологические и педагогические влияния-«флюиды», помогающие воспитывать и развивать курсантов и слушателей, даже если они не стремятся к этому. Влияют непосредственно и особенности личности педагога, его отношение к занятиям и сидящим в аудитории и то, как он входит в аудиторию, как здоровается, какова его поза за кафедрой, выражение лица, все характеристики речи, жесты, передвижения, манера требований, замечаний, ответов на

вопросы, выставления оценок и др. Доказано, что курсанты и слушатели внимательнее слушают, лучше усваивают, помнят содержание, пользуются практическим идеями и рекомендациями тех учебных дисциплин, которым обучают преподаватели, пользующиеся у них авторитетом, и наоборот. Следовательно, дело не в желании преподавателя участвовать в профессионально-личностном становлении будущего сотрудника органов внутренних дел. Ему нужно критически оценить свое влияние, сделав его осознанным, целевым и психолого-педагогически корректным. Потенциал огромен и даст ощутимый результат, если все преподаватели по 4—8 часов занятий в день и в течение всего цикла обучения будут полно использовать его.

Многие проявляют социально-педагогический негативизм: выражая мнение, что усилия по оказанию помощи курсантам и слушателям в воспитании в них настоящих профессионалов-личностей бесполезны, ибо жизнь заставит быть другими. Возможно. Но не всех. У образования есть функция опережения: оно призвано готовить не приспособленцев к существующим условиям, а созидателей и преобразователей этих усилий в интересах народа и Родины. На протяжении всей истории образования в России учителя и педагоги находились в первых рядах интеллигенции, боровшейся за процветание Родины, против мракобесия и несправедливости, несмотря на сильное противодействие зла. Они не обладали властью, но были властителями умов и готовили все новые и новые армии молодых людей — борцов за справедливость и прогресс.

Присоединяемся к мнению о том, что преподавание — это не работа, а образ жизни, в котором главное — служение интересам и величию России, несмотря на трудности и несправедливо низкое материальное вознаграждение за труд. Педагогический оптимизм — непременный компонент профессионализма педагога. Надеемся, что среди нынешнего профессорско-преподавательского и других категорий постоянного состава вузов будет больше таких личностей.

Для решения проблем, существующих в образовательной системе МВД России, мы предлагаем рассмотреть возможность принятия следующих мер:

— в критерии качества образования в системе МВД России включить критерий его профессионально-личностной ориентированности;

— безотлагательно и радикально усилить профессионально-личностные ориентации в образовательном процессе и всей деятельности образовательных учреждений;

вэ

о

X

£

а

О

X 3 X

л

<

и н к

и 5 о £

03 V

< 9

к С

И 5 О Н

2 и

^ 2 И X ЦТ Л

Б <

I- И

О н Ъ к

И

и*

О I

¡с

5 И и и С О

¡5

93

UJ О оэ

О <

bS

оа О X

¡S

а

О

X 3 X

л

<

uj н S X

л X о о оа

С

S н и

0

1

л

<

UJ

н к

UJ ^

UJ S I UJ IT UJ

с

UJ

о

bS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

UJ IT

s

u

о

u

UJ

с:

о

u

о <

о _

S UJ

и ta с о

94

— отбирать для работы в образовательных учреждениях только тех людей, кто склонен и способен к ней;

— формировать и укреплять педагогическую составляющую профессионализма сотрудников образовательных учреждений начиная со школы педагогического мастерства для принимаемых на работу, а затем систематически повышать ее, в частности — по профессионально-личностно ориентированному образованию;

— ввести ежегодный ведомственный мониторинг образования (ВМО) по его уровням в системе МВД с выборочным тестированием по установленным критериям обучающихся, преподавателей и других сотрудников постоянного состава;

— значительно активизировать в образовательных учреждениях научно-исследовательскую работу по проблемам высшего образования (включая кандидатские и докторские диссертации).

Список литературы

1. Беляева И.Л. Личностно-ориентированный подход в непрерывном образовании государственных служащих. М., 2000.

2. Буданов А.В., Латкова И.А. Профессиональное воспитание в учебном процессе образовательного учреждения России. М., 1997.

3. Горлинский И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития: учеб. пособ. М., 1999.

4. Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: учеб. пособ. М., 2005.

5. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2002.

6. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: учеб. пособ. М., 2002.

7. Лазукин А.Д. Вопросы теории и практики профессионально-педагогической подготовки преподавателей. М., 2001.

8. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: учебник / под ред. В.Я. Кикотя и А.М. Столяренко. М., 2008.

9. Смирнов С.А. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.,1995.

10. Столяренко А.М. Общая педагогика: учеб. пособ. М., 2006.

11. Юридическая педагогика: учебник / под ред. В.Я. Кикотя и А.М. Столяренко. М., 2004.

E-mail: rioakmvd-1@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.