ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
И КАДРОВОЕ
обеспечение деятельности правоохранительных органов
А.Д. ЛАЗУКИН,
профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,
доктор педагогических наук, профессор (Академия управления МВД России)
Инновационные технологии в процессе профессионально-педагогической подготовки преподавателей образовательных учреждений МВД России
В статье рассматриваются актуальные вопросы профессионально-педагогической подготовки преподавателей и инновационные технологии, которые могут быть использованы для повышения ее эффективности.
Профессионально-педагогическая подготовка, преподаватели образовательного учреждения, инновационные технологии обучения, развивающая учебная среда, нововведения, опыт подготовки преподавателей в России и за рубежом.
Важнейшим направлением совершенствования обучения курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России, их подготовки к решению профессиональных задач на государственном и международном уровне, как показывает педагогическая практика, является повышение эффективности профессионально-педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава, осуществляющего их обучение.
Уровень подготовки преподавателей к решению поставленных задач должен не только соответствовать требованиям, предъявляемым к управленческой и юридической практике [15, с. 204—245], но и обеспечивать подготовку специалистов завтрашнего дня, способных решать задачи по повышению эффективности управления в сфере правоохранительной деятельности, укреплению национальной безопасности, обе-
спечению прав и свобод личности в Российской Федерации.
В ходе проведенного нами исследования профессионально-педагогической подготовки преподавателей образовательных учреждений МВД России, осуществляющих профессиональную подготовку курсантов (слушателей), нами учитывалось, что в мировой педагогической науке общепринятой точкой зрения является положение о том, что методологическую основу перемен образуют инновации.
Названный ориентир предполагает, что преподаватели должны обладать не только фундаментальными знаниями, профессиональными навыками и умениями, но и развитым профессиональным мышлением, приспособленным к проектно-творческой деятельности в нестандартных педагогических ситуациях.
Сопоставляя предложенный ориентир с реалиями современной подготовки педагогов, признаем, что существующая система имеет колоссальный научный потенциал по всем направлениям. Однако многие знания, навыки и умения не реализуются адекватно в практической деятельности. Причина такого положения дел очевидна: преподаватели недостаточно эффективно ориентированы на использование инноваций в процессе профессиональной подготовки и переподготовки.
Наблюдается противоречие, от разрешения которого и зависит сущностное понимание ин-
IISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 1 (21)
вэ О X
а
О
X
X
л
<
Ы
н S
х
л
X о •о ва
л С
UJ S
О н bS U
* 2
м
b K
Ül td
^ 3
P I öS
О с
£ 5
S uj и ua С О
84
новаций в системе обучения педагогических кадров МВД России. Основным признаком ин-новационности педагогической модели должно выступать саморазвитие педагога, формирование у него профессионального мышления, адекватного возросшему уровню фундаментальных и базовых знаний (как по предметным направлениям, так и психолого-педагогических), получаемых за период профессиональной подготовки, переподготовки и самосовершенствования. Вышеизложенное позволяет, по нашему мнению, предложить инновационные технологии в качестве одного из основных путей совершенствования профессионально-педагогической подготовки преподавателей учебных заведений МВД России.
Опираясь на отечественный и международный опыт инноваций в обучении, охарактеризуем это явление и в сфере профессионально-педагогической подготовки преподавателей. В общем виде, на наш взгляд, под инновациями следует понимать педагогически обоснованную деятельность руководства образовательных учреждений, профессорско-преподавательского состава, участвующих в формировании и развитии педагогического мастерства начинающих преподавателей, по совершенствованию модели обучения, приведению ее в соответствие с реалиями педагогической деятельности, а такжерабо-ту над динамикой и перспективой ее развития.
Задача осмысления и реализации инновационных подходов в подготовке преподавателей выдвигает ключевую проблему — создание и функционирование эффективной модели формирующе-развивающей профессиональнойучеб-ной среды [2, 4, 6, 7, 11, 14]. Ее воплощение в жизнь, внедрение инновационных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс может осуществляться, как показывает педагогическая практика и специальные исследования, по следующим направлениям:
— реализация проблемного и проблем-но-деятельностного подходов в процессе обучения курсантов (слушателей), а также совершенствования профессионально-педагогической подготовки начинающих преподавателей;
— использование концептуальных положений теории поэтапного формирования умственных действий;
— обобщение в ходе учебного процесса профессионально значимой информации;
— применение основополагающих идей суггестии в овладении профессиональными знаниями, навыками и умениями;
— алгоритмизация и программирование отдельных модулей учебного процесса;
— апробация изучения наиболее важных разделов учебного плана посредством интеллектуального и эмоционального «погружения»;
— использование профессионально ориентированных идей педагогики сотрудничества;
— реализация игротехнических форм организации учебных занятий и др.
Многие из названных направлений были использованы в ходе пробных занятий, проводимых преподавателями Академии управления МВД России и других учебных заведений. По их отзывам, занятие, проведенное на основе вышеназванных технологий, позволяет преподавателю не только полнее раскрыться, но и активизировать познавательную деятельность обучающихся (на что обратили внимание 44 % преподавателей, имеющих опыт работы от 3 до 5 лет и 37 % адъюнктов и преподавателей, не имеющих достаточного педагогического опыта).
В ходе анализа и практического применения вышеназванных технологий было выявлено, что при определенных содержательных различиях им присущи следующие общие черты, влияющие на их эффективность:
— системно-деятельностный подход к построению профессионального обучения в соответствии с квалификационными характеристиками, отражающими личностные, социальные и профессиональные требования к подготовке преподавателей;
— моделирование, т. е. разработка и создание модели желаемого состояния мыслительной и практической деятельности педагогов, в ходе которой они актуализируют свои знания по изучаемой проблеме, подвергая их коррекции и обогащению в процессе самостоятельной работы;
— модульное построение учебно-воспитательного процесса (целенаправленное объединение учебного материала различных дисциплин в блоки по принципу стадийного формирования способностей к выполнению отдельных видов профессионально-педагогической деятельности);
— изменение норм кооперации и мыслеком-муникации преподавателя и обучающихся в процессе изучения учебного материала в результате смены формы и средств учебно-познавательной деятельности и пр. [10, с. 176—184; 12, с. 11—98].
Определенную роль в применении инновационных технологий сыграло изучение зарубежного опыта подготовки преподавателей [8, с. 8—53], где инновационные технологии активно используются в различных обучающих системах [1, 5, 13].
В адаптированном виде могут быть реализованы некоторые подходы, хорошо зареко-
МБЫ 20772-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 1 (21)
мендовавшие себя в работе преподавателей образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов в области управления и юриспруденции, а именно:
— стимулирование и развитие творческого мышления у начинающих педагогов (как, например, в Великобритании, Франции, Германии) посредством их специальной подготовки к разработке новых учебных программ, привитие навыков создания междисциплинарных программ (объединяющих несколько дисциплин или отраслей знаний); вместе с тем, как правило, в зарубежной системе подготовки количество учебных дисциплин в учебных планах не увеличивается благодаря их большому выбору;
— дифференциация и индивидуализация подготовки преподавателей к работе с различными категориями обучающихся (отметим, что одной из причин пересмотра содержания и методов обучения преподавателей за рубежом послужило значительное возрастание «взрослой категории» обучающихся, для которых необходимо особо скорректировать все виды аудиторных и консультационных занятий, т. е. решить вопрос об организации специальной профессионально-педагогической подготовки преподавателей, способных более гибко реагировать на запросы данной категории обучающихся);
— развитие технологий обучающего сотрудничества или отход от обучения, подчеркивающего ведущую роль педагогов, стремление к обучению, направленному на активное вовлечение взрослых учеников учебно-воспитательный процесс; в этих условиях привычная роль педагогов как единственных экспертов неизбежно подвергается изменениям, и в целях достижения сопряженности между их подготовкой и потребностями практики роль источников знаний выполняют профессиональные и научные общества, учреждения культуры и т. п., таким образом, все больше привлекаются к обучению профессионалы-практики;
— повышение внимания к обучению организаторов профессиональной подготовки преподавателей-специалистов.
Отмечая специфику каждого из вышеназванных направлений совершенствования деятельности (отечественных и зарубежных), способствующий созданию эффективной модели формирующе-развивающей профессиональной среды, по мнению более 80 % опрошенных преподавателей, они имеют следующие общие черты [9, с. 80-110]:
— достижение предметно-содержательной ориентации обучения за счет выхода из пространства событий, предметов и явлений в пространство деятельности;
— гуманизация обучения, предполагающая определение его предметного и технологического содержания на основе профессиональных потребностей и интересов преподавателей и курсантов (слушателей);
— демократизация проведения занятий, предусматривающая создание механизма влияния преподавателей на коррекцию учебных занятий и своей личной подготовки;
— индивидуализация направленности, отражающая устремленность инновационных подходов на развитие творческой личности;
— оптимизация управления познавательной активностью самостоятельных действий начинающих педагогов;
— развитие технологий деятельностного типа, позволяющее выйти на качественно иной уровень моделирования профессиональной мыследеятельности, когда развитое мышление становится реально достижимым и является главной целью профессионального совершенствования.
При этом анализ данной сферы, проведенный совместно организаторами и участниками эксперимента, показал, что инновационный подход важен не только для повышения эффективности учебного процесса, но и для открытия больших возможностей развития личности преподавателя. К примеру, овладение методологией мышления (своеобразными правилами профессионального мышления), влечет развитие творческих способностей, проявляющееся в проектно-творческом типе мышления преподавателя. В целях уяснения и понимания преподавателями своих функций необходимо формирование системного представления о функциональном поле своей деятельности и установление норм оптимального социального общения и поведения. В качестве подготовки к профессиональной деятельности — приобретение навыков самостоятельных профессионально-педагогических действий и развитие их устойчивости при воздействии дестабилизирующих факторов в условиях недостатка информации.
Среди приоритетных направлений деятельности как должностных лиц, организующих профессионально-педагогическую подготовку преподавателей, так и самих педагогов, по профессиональному самосовершенствованию, можно выделить следующие [3, с. 9—19, 48—58, 200—237]:
— изучение, оценку и осознание проблем профессионально-педагогической подготовки, принятие решения о необходимости их реализации;
— анализ содержания профессионального обучения педагогов, предусмотренный учебным
85
IISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 1 (21)
вэ О X
а
Р
о
X 3 X
л
<
Ы
н S
х
Р
X о •о
оэ
л С
UJ S
О н
bS ^
* 2
м
Ъ к
UJ
р I ой
О с
S U
и ш
с о
86
планом; его соотнесение с практическими задачами, стоящими на современном этапе;
— определение приоритетных целей и задач, на которые следует нацеливаться организаторам профессионально-педагогической подготовки преподавателей и обучающимся;
— выбор концепций профессионально-педагогической подготовки, ориентированных на достижение совокупности задач или приоритетное решение той или иной задачи;
— разработку программы нововведений;
— доведение информации о предстоящих нововведениях до исполнителей (организаторов профессионально-педагогической подготовки преподавателей);
— профессионально-психологическая подготовку преподавателей и обучающихся к нововведениям (учебным занятиям в новых условиях);
— непосредственный процесс внедрения новшеств в систему профессионально-педагогической подготовки преподавателей и профессиональной подготовки обучающихся;
— оценку эффективности применения инновационных технологий и корректировку целевых и содержательных установок их использования.
Кроме того, на основе проделанной работы следует отметить, что деятельностный аспект создания и применения инновационных технологий профессионально-педагогической подготовки преподавателей предполагает осуществление некоторых функций. Перечислим их.
1. Организация учебного материала, предполагающая отбор профессионально значимой информации, ее структурирование, выборку нормативных документов и примеров профессионального опыта с учетом направления подготовки специалиста; определение задач и заданий, способствующих формированию и развитию профессиональных знаний, навыков и умений у обучающихся.
2. Выбор форм организации занятий в системе профессионально-педагогической подготовки, который включает определение состава и групп комплектования обучающихся, места и времени проведения занятий (по расписанию или во время выполнения служебных заданий, проведения культурно--досуговых мероприятий), а также их продолжительность.
3. Выбор методов профессионального обучения (информационных, репродуктивных, проблемно-поисковых, проблемно-деятельностных, репродуктивно-творческих и т. д.).
4. Выбор средств профессионально-педагогической подготовки (нормативных документов, учебников и учебных пособий, графических и предметных наглядных средств, информационных технических средств и др.).
В ходе исследования также было установлено, что организаторам профессионально-педагогической подготовки преподавателей следует иметь в виду различную реакцию обучающихся на нововведения (их принятие и активное участие в реализации или пассивное отношение, т. е. принятие в целом под давлением обстоятельств, а также однозначное неприятие или занятие выжидательной позиции, активное противодействие нововведениям, игнорирование инноваций). В соответствии с преобладающим типом индивидуальной или коллективной реакции на нововведения в профессионально-педагогической подготовке преподавателей и должна, по нашему мнению, строиться работа, должны создаваться условия для формирования положительного отношения к внедрению инноваций.
Таковы основные аспекты инновационного подхода в подготовке преподавателей к профессионально-педагогической деятельности. Привлекая внимание к его содержательным, организационным и методическим вопросам, следует отметить, что анализ научных трудов и опытно-экспериментальная работа показали следующее: обращение к инновациям не является панацеей от всех проблем, а служит лишь действенным средством, позволяющим поднять планку профессионально-педагогической подготовки преподавателей, а также курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России на уровень, соответствующий предъявляемым требованиям, и вместе с тем является перспективным направлением деятельности в данной сфере.
Список литературы
1. Буданов А.В. Методика использования материалов зарубежного опыта в профессиональной подготовке сотрудников МВД России. М., 1995.
2. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М., 1995.
3. Горлинский И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития: монография. М., 1999.
4. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М., 1997.
5. Колонтаевская И.Ф. Профессиональное образование кадров полиции за рубежом. М., 2000.
6. Котляревский Ю.Л., Шанцер А.С. Искусство моделирования и природа игры. М., 1992.
7. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.
ISSN 20772-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 1 (21)
8. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. Ростов н/Д, 2002.
9. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: учебник / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. М., 2008.
10. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: рождение мастера. М., 2000.
11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
12. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий В 2-х т. М., 2006.
13. Столяренко А.М. Мировой педагогический опыт и профессиональное образование в МВД России на рубеже XXI века. М., 1997.
14. Функциональный игропроцесс в системе подготовки военных кадров / под ред. А.М. Герасимова. М., 1993.
15. Юридическая педагогика: учебник / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. М., 2004.
E-mail: [email protected]
В.Н. СМИРНОВ ,
профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,
доктор психологических наук, доцент (Академия управления МВД России)
Психологические особенности проявлений экстремизма в России
В статье представлены формы экстремизма, раскрыты его психологические особенности, проблемы выявления и пресечения. Автор исследует взаимовлияние феноменов экстремизма и терроризма, приводит сравнительный анализ проявления демаскирующих признаков преступников экстремистской направленности и оценивает успешность оперативно-разыскной деятельности в области противодействия экстремизму.
Психологические особенности экстремизма, проблемы противодействия экстремизму, оперативно-разыскная деятельность в области противодействия экстремизму, взаимовлияние и взаимодополнение экстремизма и терроризма, демаскирующие признаки преступников экстремистской направленности.
Экстремизмом, согласно Шанхайской Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001 г.), принято считать какое-либо деяние, направленное на осуществление насильственного захвата и удержания власти изменения конституционного строя государства, а равно насильственного посягательства на общественную безопасность, в том числе организацию в указанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них.
Под преступлениями экстремистской направленности в Уголовном кодексе Российской
Федерации понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы [1, ч. 1 п. «е» ст. 63].
В мире, и в России в частности, получили распространение следующие формы экстремизма: политический, националистический, религиозный, подростково-молодежный, экологический, антиглобалистский, моральный.
Для экстремистов характерны крайние взгляды в отношении поведения людей, политической и социальной системы общества и государства, а также радикальные идеи, агрессия, культивирование принципа силы, нетерпимость к чужим мыслям, взглядам, убеждениям, образу жизни, определенным нравственным нормам и правилам поведения, допущение насилия для утверждения пропагандируемого набора моральных требований, добродетелей, заповедей. Им свойственны, например, критика распущенности, сквернословия, ношение эпатажной одежды, несоблюдение религиозных и светских «кодексов чести».
Степень опасности экстремизма тесно связана с экономическими, политическими, этносоциальными, культурно-идеологическими особенностями регионов и России в целом.
Экстремизм стимулирует общую эскалацию преступности, расширяет и активизирует в целом криминальную среду. В сферы преступной
87