Научная статья на тему 'Инновационные технологии в процессе профессионально-педагогической подготовки преподавателей образовательных учреждений МВД России'

Инновационные технологии в процессе профессионально-педагогической подготовки преподавателей образовательных учреждений МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / THE TEACHERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / LEARNING ENVIRONMENT FOR STUDENTS' DEVELOPMENT / РАЗВИВАЮЩАЯ УЧЕБНАЯ СРЕДА / НОВОВВЕДЕНИЯ / INNOVATIONS / ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ / THE EXPERIENCE OF TRAINING TEACHERS IN RUSSIA AND ABROAD / VOCATIONAL AND PEDAGOGICAL TRAINING / INNOVATION TECHNOLOGIES OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А Д. Лазукин

В статье рассматриваются актуальные вопросы профессионально-педагогической подготовки преподавателей и инновационные технологии, которые могут быть использованы для повышения ее эффективности; обосновываются пути и условия технологического сопровождения профессионального роста педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А Д. Лазукин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation technologies in the process of vocational and pedagogical training of teachers for the educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia

The actual issues of vocational and pedagogical training of teachers and innovation technologies which can be used to raise its effectiveness are considered; the ways and conditions to support the professional growth of teachers are justified.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в процессе профессионально-педагогической подготовки преподавателей образовательных учреждений МВД России»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

И КАДРОВОЕ

обеспечение деятельности правоохранительных органов

А.Д. ЛАЗУКИН,

профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,

доктор педагогических наук, профессор (Академия управления МВД России)

Инновационные технологии в процессе профессионально-педагогической подготовки преподавателей образовательных учреждений МВД России

В статье рассматриваются актуальные вопросы профессионально-педагогической подготовки преподавателей и инновационные технологии, которые могут быть использованы для повышения ее эффективности.

Профессионально-педагогическая подготовка, преподаватели образовательного учреждения, инновационные технологии обучения, развивающая учебная среда, нововведения, опыт подготовки преподавателей в России и за рубежом.

Важнейшим направлением совершенствования обучения курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России, их подготовки к решению профессиональных задач на государственном и международном уровне, как показывает педагогическая практика, является повышение эффективности профессионально-педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава, осуществляющего их обучение.

Уровень подготовки преподавателей к решению поставленных задач должен не только соответствовать требованиям, предъявляемым к управленческой и юридической практике [15, с. 204—245], но и обеспечивать подготовку специалистов завтрашнего дня, способных решать задачи по повышению эффективности управления в сфере правоохранительной деятельности, укреплению национальной безопасности, обе-

спечению прав и свобод личности в Российской Федерации.

В ходе проведенного нами исследования профессионально-педагогической подготовки преподавателей образовательных учреждений МВД России, осуществляющих профессиональную подготовку курсантов (слушателей), нами учитывалось, что в мировой педагогической науке общепринятой точкой зрения является положение о том, что методологическую основу перемен образуют инновации.

Названный ориентир предполагает, что преподаватели должны обладать не только фундаментальными знаниями, профессиональными навыками и умениями, но и развитым профессиональным мышлением, приспособленным к проектно-творческой деятельности в нестандартных педагогических ситуациях.

Сопоставляя предложенный ориентир с реалиями современной подготовки педагогов, признаем, что существующая система имеет колоссальный научный потенциал по всем направлениям. Однако многие знания, навыки и умения не реализуются адекватно в практической деятельности. Причина такого положения дел очевидна: преподаватели недостаточно эффективно ориентированы на использование инноваций в процессе профессиональной подготовки и переподготовки.

Наблюдается противоречие, от разрешения которого и зависит сущностное понимание ин-

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 1 (21)

вэ О X

а

О

X

X

л

<

Ы

н S

х

л

X о •о ва

л С

UJ S

О н bS U

* 2

м

b K

Ül td

^ 3

P I öS

О с

£ 5

S uj и ua С О

84

новаций в системе обучения педагогических кадров МВД России. Основным признаком ин-новационности педагогической модели должно выступать саморазвитие педагога, формирование у него профессионального мышления, адекватного возросшему уровню фундаментальных и базовых знаний (как по предметным направлениям, так и психолого-педагогических), получаемых за период профессиональной подготовки, переподготовки и самосовершенствования. Вышеизложенное позволяет, по нашему мнению, предложить инновационные технологии в качестве одного из основных путей совершенствования профессионально-педагогической подготовки преподавателей учебных заведений МВД России.

Опираясь на отечественный и международный опыт инноваций в обучении, охарактеризуем это явление и в сфере профессионально-педагогической подготовки преподавателей. В общем виде, на наш взгляд, под инновациями следует понимать педагогически обоснованную деятельность руководства образовательных учреждений, профессорско-преподавательского состава, участвующих в формировании и развитии педагогического мастерства начинающих преподавателей, по совершенствованию модели обучения, приведению ее в соответствие с реалиями педагогической деятельности, а такжерабо-ту над динамикой и перспективой ее развития.

Задача осмысления и реализации инновационных подходов в подготовке преподавателей выдвигает ключевую проблему — создание и функционирование эффективной модели формирующе-развивающей профессиональнойучеб-ной среды [2, 4, 6, 7, 11, 14]. Ее воплощение в жизнь, внедрение инновационных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс может осуществляться, как показывает педагогическая практика и специальные исследования, по следующим направлениям:

— реализация проблемного и проблем-но-деятельностного подходов в процессе обучения курсантов (слушателей), а также совершенствования профессионально-педагогической подготовки начинающих преподавателей;

— использование концептуальных положений теории поэтапного формирования умственных действий;

— обобщение в ходе учебного процесса профессионально значимой информации;

— применение основополагающих идей суггестии в овладении профессиональными знаниями, навыками и умениями;

— алгоритмизация и программирование отдельных модулей учебного процесса;

— апробация изучения наиболее важных разделов учебного плана посредством интеллектуального и эмоционального «погружения»;

— использование профессионально ориентированных идей педагогики сотрудничества;

— реализация игротехнических форм организации учебных занятий и др.

Многие из названных направлений были использованы в ходе пробных занятий, проводимых преподавателями Академии управления МВД России и других учебных заведений. По их отзывам, занятие, проведенное на основе вышеназванных технологий, позволяет преподавателю не только полнее раскрыться, но и активизировать познавательную деятельность обучающихся (на что обратили внимание 44 % преподавателей, имеющих опыт работы от 3 до 5 лет и 37 % адъюнктов и преподавателей, не имеющих достаточного педагогического опыта).

В ходе анализа и практического применения вышеназванных технологий было выявлено, что при определенных содержательных различиях им присущи следующие общие черты, влияющие на их эффективность:

— системно-деятельностный подход к построению профессионального обучения в соответствии с квалификационными характеристиками, отражающими личностные, социальные и профессиональные требования к подготовке преподавателей;

— моделирование, т. е. разработка и создание модели желаемого состояния мыслительной и практической деятельности педагогов, в ходе которой они актуализируют свои знания по изучаемой проблеме, подвергая их коррекции и обогащению в процессе самостоятельной работы;

— модульное построение учебно-воспитательного процесса (целенаправленное объединение учебного материала различных дисциплин в блоки по принципу стадийного формирования способностей к выполнению отдельных видов профессионально-педагогической деятельности);

— изменение норм кооперации и мыслеком-муникации преподавателя и обучающихся в процессе изучения учебного материала в результате смены формы и средств учебно-познавательной деятельности и пр. [10, с. 176—184; 12, с. 11—98].

Определенную роль в применении инновационных технологий сыграло изучение зарубежного опыта подготовки преподавателей [8, с. 8—53], где инновационные технологии активно используются в различных обучающих системах [1, 5, 13].

В адаптированном виде могут быть реализованы некоторые подходы, хорошо зареко-

МБЫ 20772-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 1 (21)

мендовавшие себя в работе преподавателей образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов в области управления и юриспруденции, а именно:

— стимулирование и развитие творческого мышления у начинающих педагогов (как, например, в Великобритании, Франции, Германии) посредством их специальной подготовки к разработке новых учебных программ, привитие навыков создания междисциплинарных программ (объединяющих несколько дисциплин или отраслей знаний); вместе с тем, как правило, в зарубежной системе подготовки количество учебных дисциплин в учебных планах не увеличивается благодаря их большому выбору;

— дифференциация и индивидуализация подготовки преподавателей к работе с различными категориями обучающихся (отметим, что одной из причин пересмотра содержания и методов обучения преподавателей за рубежом послужило значительное возрастание «взрослой категории» обучающихся, для которых необходимо особо скорректировать все виды аудиторных и консультационных занятий, т. е. решить вопрос об организации специальной профессионально-педагогической подготовки преподавателей, способных более гибко реагировать на запросы данной категории обучающихся);

— развитие технологий обучающего сотрудничества или отход от обучения, подчеркивающего ведущую роль педагогов, стремление к обучению, направленному на активное вовлечение взрослых учеников учебно-воспитательный процесс; в этих условиях привычная роль педагогов как единственных экспертов неизбежно подвергается изменениям, и в целях достижения сопряженности между их подготовкой и потребностями практики роль источников знаний выполняют профессиональные и научные общества, учреждения культуры и т. п., таким образом, все больше привлекаются к обучению профессионалы-практики;

— повышение внимания к обучению организаторов профессиональной подготовки преподавателей-специалистов.

Отмечая специфику каждого из вышеназванных направлений совершенствования деятельности (отечественных и зарубежных), способствующий созданию эффективной модели формирующе-развивающей профессиональной среды, по мнению более 80 % опрошенных преподавателей, они имеют следующие общие черты [9, с. 80-110]:

— достижение предметно-содержательной ориентации обучения за счет выхода из пространства событий, предметов и явлений в пространство деятельности;

— гуманизация обучения, предполагающая определение его предметного и технологического содержания на основе профессиональных потребностей и интересов преподавателей и курсантов (слушателей);

— демократизация проведения занятий, предусматривающая создание механизма влияния преподавателей на коррекцию учебных занятий и своей личной подготовки;

— индивидуализация направленности, отражающая устремленность инновационных подходов на развитие творческой личности;

— оптимизация управления познавательной активностью самостоятельных действий начинающих педагогов;

— развитие технологий деятельностного типа, позволяющее выйти на качественно иной уровень моделирования профессиональной мыследеятельности, когда развитое мышление становится реально достижимым и является главной целью профессионального совершенствования.

При этом анализ данной сферы, проведенный совместно организаторами и участниками эксперимента, показал, что инновационный подход важен не только для повышения эффективности учебного процесса, но и для открытия больших возможностей развития личности преподавателя. К примеру, овладение методологией мышления (своеобразными правилами профессионального мышления), влечет развитие творческих способностей, проявляющееся в проектно-творческом типе мышления преподавателя. В целях уяснения и понимания преподавателями своих функций необходимо формирование системного представления о функциональном поле своей деятельности и установление норм оптимального социального общения и поведения. В качестве подготовки к профессиональной деятельности — приобретение навыков самостоятельных профессионально-педагогических действий и развитие их устойчивости при воздействии дестабилизирующих факторов в условиях недостатка информации.

Среди приоритетных направлений деятельности как должностных лиц, организующих профессионально-педагогическую подготовку преподавателей, так и самих педагогов, по профессиональному самосовершенствованию, можно выделить следующие [3, с. 9—19, 48—58, 200—237]:

— изучение, оценку и осознание проблем профессионально-педагогической подготовки, принятие решения о необходимости их реализации;

— анализ содержания профессионального обучения педагогов, предусмотренный учебным

85

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 1 (21)

вэ О X

а

Р

о

X 3 X

л

<

Ы

н S

х

Р

X о •о

оэ

л С

UJ S

О н

bS ^

* 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

м

Ъ к

UJ

р I ой

О с

S U

и ш

с о

86

планом; его соотнесение с практическими задачами, стоящими на современном этапе;

— определение приоритетных целей и задач, на которые следует нацеливаться организаторам профессионально-педагогической подготовки преподавателей и обучающимся;

— выбор концепций профессионально-педагогической подготовки, ориентированных на достижение совокупности задач или приоритетное решение той или иной задачи;

— разработку программы нововведений;

— доведение информации о предстоящих нововведениях до исполнителей (организаторов профессионально-педагогической подготовки преподавателей);

— профессионально-психологическая подготовку преподавателей и обучающихся к нововведениям (учебным занятиям в новых условиях);

— непосредственный процесс внедрения новшеств в систему профессионально-педагогической подготовки преподавателей и профессиональной подготовки обучающихся;

— оценку эффективности применения инновационных технологий и корректировку целевых и содержательных установок их использования.

Кроме того, на основе проделанной работы следует отметить, что деятельностный аспект создания и применения инновационных технологий профессионально-педагогической подготовки преподавателей предполагает осуществление некоторых функций. Перечислим их.

1. Организация учебного материала, предполагающая отбор профессионально значимой информации, ее структурирование, выборку нормативных документов и примеров профессионального опыта с учетом направления подготовки специалиста; определение задач и заданий, способствующих формированию и развитию профессиональных знаний, навыков и умений у обучающихся.

2. Выбор форм организации занятий в системе профессионально-педагогической подготовки, который включает определение состава и групп комплектования обучающихся, места и времени проведения занятий (по расписанию или во время выполнения служебных заданий, проведения культурно--досуговых мероприятий), а также их продолжительность.

3. Выбор методов профессионального обучения (информационных, репродуктивных, проблемно-поисковых, проблемно-деятельностных, репродуктивно-творческих и т. д.).

4. Выбор средств профессионально-педагогической подготовки (нормативных документов, учебников и учебных пособий, графических и предметных наглядных средств, информационных технических средств и др.).

В ходе исследования также было установлено, что организаторам профессионально-педагогической подготовки преподавателей следует иметь в виду различную реакцию обучающихся на нововведения (их принятие и активное участие в реализации или пассивное отношение, т. е. принятие в целом под давлением обстоятельств, а также однозначное неприятие или занятие выжидательной позиции, активное противодействие нововведениям, игнорирование инноваций). В соответствии с преобладающим типом индивидуальной или коллективной реакции на нововведения в профессионально-педагогической подготовке преподавателей и должна, по нашему мнению, строиться работа, должны создаваться условия для формирования положительного отношения к внедрению инноваций.

Таковы основные аспекты инновационного подхода в подготовке преподавателей к профессионально-педагогической деятельности. Привлекая внимание к его содержательным, организационным и методическим вопросам, следует отметить, что анализ научных трудов и опытно-экспериментальная работа показали следующее: обращение к инновациям не является панацеей от всех проблем, а служит лишь действенным средством, позволяющим поднять планку профессионально-педагогической подготовки преподавателей, а также курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России на уровень, соответствующий предъявляемым требованиям, и вместе с тем является перспективным направлением деятельности в данной сфере.

Список литературы

1. Буданов А.В. Методика использования материалов зарубежного опыта в профессиональной подготовке сотрудников МВД России. М., 1995.

2. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М., 1995.

3. Горлинский И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития: монография. М., 1999.

4. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М., 1997.

5. Колонтаевская И.Ф. Профессиональное образование кадров полиции за рубежом. М., 2000.

6. Котляревский Ю.Л., Шанцер А.С. Искусство моделирования и природа игры. М., 1992.

7. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.

ISSN 20772-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 1 (21)

8. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. Ростов н/Д, 2002.

9. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: учебник / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. М., 2008.

10. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: рождение мастера. М., 2000.

11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

12. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий В 2-х т. М., 2006.

13. Столяренко А.М. Мировой педагогический опыт и профессиональное образование в МВД России на рубеже XXI века. М., 1997.

14. Функциональный игропроцесс в системе подготовки военных кадров / под ред. А.М. Герасимова. М., 1993.

15. Юридическая педагогика: учебник / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. М., 2004.

E-mail: [email protected]

В.Н. СМИРНОВ ,

профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,

доктор психологических наук, доцент (Академия управления МВД России)

Психологические особенности проявлений экстремизма в России

В статье представлены формы экстремизма, раскрыты его психологические особенности, проблемы выявления и пресечения. Автор исследует взаимовлияние феноменов экстремизма и терроризма, приводит сравнительный анализ проявления демаскирующих признаков преступников экстремистской направленности и оценивает успешность оперативно-разыскной деятельности в области противодействия экстремизму.

Психологические особенности экстремизма, проблемы противодействия экстремизму, оперативно-разыскная деятельность в области противодействия экстремизму, взаимовлияние и взаимодополнение экстремизма и терроризма, демаскирующие признаки преступников экстремистской направленности.

Экстремизмом, согласно Шанхайской Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001 г.), принято считать какое-либо деяние, направленное на осуществление насильственного захвата и удержания власти изменения конституционного строя государства, а равно насильственного посягательства на общественную безопасность, в том числе организацию в указанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них.

Под преступлениями экстремистской направленности в Уголовном кодексе Российской

Федерации понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы [1, ч. 1 п. «е» ст. 63].

В мире, и в России в частности, получили распространение следующие формы экстремизма: политический, националистический, религиозный, подростково-молодежный, экологический, антиглобалистский, моральный.

Для экстремистов характерны крайние взгляды в отношении поведения людей, политической и социальной системы общества и государства, а также радикальные идеи, агрессия, культивирование принципа силы, нетерпимость к чужим мыслям, взглядам, убеждениям, образу жизни, определенным нравственным нормам и правилам поведения, допущение насилия для утверждения пропагандируемого набора моральных требований, добродетелей, заповедей. Им свойственны, например, критика распущенности, сквернословия, ношение эпатажной одежды, несоблюдение религиозных и светских «кодексов чести».

Степень опасности экстремизма тесно связана с экономическими, политическими, этносоциальными, культурно-идеологическими особенностями регионов и России в целом.

Экстремизм стимулирует общую эскалацию преступности, расширяет и активизирует в целом криминальную среду. В сферы преступной

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.