УДК 378.126 ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВВУЗЕ МВД РОССИИ
Александр Владимирович Смельчаков, адъюнкт, подполковник, Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск
Аннотация
В статье автор предлагает модель подготовки офицеров-преподавателей к профессионально-педагогической деятельности в высших военных учебных заведениях внутренних войск Министерства внутренних дел России.
Ключевые слова: военно-учебное заведение, педагогическая подготовка преподавателя.
PROBLEM OF PREPARATION OF OFFICERS TO PROFESSIONAL WORK-
PEDAGOGICAL IN THE HIGH SCHOOLS MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Alexander Vladimirovich Smelchakov, thegraduated in a military academy, lieutenant colonel, Novosibirsk of Military Institute ofInternal Troops named after General of the Army
I.K. Yakovlev of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
Novosibirsk
Annotation
In article the author offers model of preparation of officers-teachers to professional work-pedagogical in the high schools military educational institutions of internal armies of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: military high schools, pedagogical preparation of teachers for military schools.
На сегодняшний день существующая во внутренних войсках МВД России система подготовки, и повышения квалификации офицеров-преподавателей к профессиональнопедагогической деятельности в высших военных учебных заведениях внутренних войск Министерства внутренних дел России (далее ввузах ВВ МВД), имеет ограниченные возможности и не в полной мере отвечает современным требованиям, предъявляемым к преподавателям вузов России в целом и в частности к офицерам-преподавателям ввузов ВВ МВД.
В связи с этим мы разработали и предлагаем собственную модель подготовки офицеров-преподавателей к профессионально-педагогической деятельности в ввузах ВВ МВД. Наша модель ориентирована на развитие и совершенствование профессиональнопедагогической компетентности (знаний, умений, навыков, личностных качеств) офице-ра-преподавателя, его универсальных и профессионально-педагогических компетенций, необходимых для осуществления профессионально-педагогической деятельности в ввузах ВВ МВД.
Выбор рационального варианта, модели педагогического процесса подготовки офицеров-преподавателей в ввузе ВВ МВД основывался на последовательном сокращении числа рассматриваемых вариантов за счёт анализа и исключения. Мы учитывали возможности ввуза и наличие условий для проведения данного вида подготовки с офице-рами-преподавателями ввуза ВВ МВД, удовлетворяющие нас: по финансовоэкономическим соображениям (наиболее эффективной была признана модель подготовки офицеров-преподавателей в ввузе ВВ МВД); по количественно-качественной характеристики обучающих преподавателей имеющих профессиональное педагогическое образование и опыт обучения взрослых (модель подготовки офицеров-преподавателей в системе высшего педагогического образования ввузов России); по продолжительности прове-
дения подготовки офицеров-преподавателей к профессионально-педагогической деятельности.
Для того чтобы создаваемая нами модель педагогического процесса подготовки офицеров-преподавателей в ввузе ВВ МВД соответствовала своему назначению, недостаточно её создать, необходимо, чтобы она отвечала ряду требований, обеспечивающих её функционирование. Анализируя требования, предъявляемые к моделям обеспечивающие их функционирование, предложенные А.В. Барабанщиковым, В.П. Давыдовым, В.В. Краевским, А.М. Новиковым и др. [1,4,6], мы к созданной нами модели педагогического процесса подготовки офицеров-преподавателей к профессионально-педагогической деятельности в ввузе ВВ МВД предъявляли следующие требования:
1. Ингерентность - означает достаточную степень согласованности создаваемой нами модели со средой, в которой офицер-преподаватель ввуза ВВ МВД вынужден заниматься профессионально-педагогической, служебной (служебно-боевой) и другими видами деятельности, присущими для офицеров-преподавателей ввузов ВВ МВД. Созданная нами модель педагогического процесса подготовки офицеров-преподавателей в ввузе ВВ МВД согласованна с данной средой и входит в эту среду не как чужеродный элемент, а как естественная её составная часть.
2. Адекватность модели - означает возможность с её помощью достичь поставленной цели проекта в соответствии с заданными критериями. Адекватность модели означает, что она достаточно полна, точна и истинна. Достаточно не вообще, так сказать безразмерно, а именно в той мере, которая нас удовлетворяет, - чтобы достичь поставленной цели и задач.
Разработанная нами модель относится к структурно-функциональным моделям, состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов и описывает весь процесс подготовки офицеров-преподавателей (рис. 1).
Личностный компонент
обучающиеся Ообучающие
Целевой компонент
Цель, Задачи
-------------------------2"5------------------------
_________________________и__________________________
Содержательный компонент
Компетенции офицера-преподавателя ввуза ВВ МВД России
-------------------------ту-------------------------
_________________________и__________________________
Компонент условий
________________________________________________
Организационно - деятельностный компонент
Виды обучения, Методы обучения, Формы организации обучения, Средства обучения, Технологии обучения
_____________________&£__________________
Результативно-рефлексивный компонент
Контроль Оценка Коррекция
Рис.1 Модель педагогического процесса подготовки офицеров-преподавателей к профессионально-педагогической деятельности в ввузе внутренних войск МВД России
Личностный компонент. Главным компонентом любой педагогической системы
являются участники процесса обучения, которые выполняют главные роли - это личности обучающегося (обучающихся) и обучающего (обучающих). В нашей модели обучающие - это профессорско-преподавательский состав ввуза в обязательном порядке имеющий педагогическое образование, учёную степень (кандидат, доктор наук) и/или учёное звание (доцент, профессор), большой опыт педагогической деятельности в области обучения взрослых.
Обучающиеся это офицеры-преподаватели ввуза ВВ МВД, испытывающие потребность в повышении своей педагогической компетентности, в развитии и совершенствовании составляющих её профессионально-педагогических компетенций, стремящиеся к самореализации ,самостоятельности и самоуправлению. К данной категории военнослужащих мы относим: офицеров, назначаемых в военно-учебные заведения ВВ МВД России непосредственно из войск на должности профессорско-преподавательского состава; офицеров не имеющих педагогического образования и впервые назначенных на должности профессорско-преподавательского состава ввуза ВВ МВД России; офицеров-преподавателей из числа постоянного состава, которые обязаны повышать свою квалификацию по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет [8].
Целевой компонент подразумевает под собой цель, и задачи подготовки офице-ров-преподавателей, как осознаваемый результат, на который направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.
Цель и задачи выступают как единое целое, комплексно обеспечивающее достижение результата. Под целью подготовки офицеров-преподавателей к профессиональнопедагогической деятельности мы понимаем подготовку офицеров-преподавателей к практическому осуществлению профессионально-педагогической деятельности в ввузах ВВ МВД России, «взращивание» профессионально-личностного потенциала офицера-преподавателя, развитие его способности к адекватной деятельности в предстоящих профессионально-педагогических и социальных ситуациях.
Задачами педагогического процесса подготовки офицеров-преподавателей к профессионально-педагогической деятельности в ввузе ВВ МВД России являются:
1. Формирование компетенции в преподавании учебных дисциплин (предметов) предусмотренных программами, учебными планами обучения.
2. Формирование компетенции в воспитательной работе (составной части морально-психологического обеспечения образовательного процесса) с курсантами (слушателями) ввуза ВВ МВД России.
3. Формирование методической компетенции.
4. Формирование компетенции по вопросам содержания, организации и проведения научно-исследовательской деятельности в ввузе ВВ МВД России.
5. Развитие когнитивной компетенции.
Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу. В нашей модели содержание подготовки офицеров-преподавателей структурировано по модулям общекультурных и профессиональнопедагогических компетенций офицеров-преподавателей ввузов ВВ МВД, в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования нового поколения и рекомендаций по проектированию нормативнометодических документов, её составляющих (Рис. 2).
Компонент условий. На сегодняшний день классификация условий способствующих педагогическому процессу в разных научно-педагогических источниках и у разных авторов различна. В нашей модели под компонентом условий мы подразумеваем специфические условия способствующие успешности процессу обучения офицеров-преподавателей в НВИ им. генерала армии И.К. Яковлева ВВ МВД России, в других вву-зах ВВ МВД они могут иметь свои отличия.
Рис 2 Структура содержательного компонента
1. Педагогические - выбор видов, методов обучения офицеров-преподавателей и соответствующих форм организации обучения. В своей повседневной профессиональнопедагогической деятельности офицеры-преподаватели должны находить практическое применение полученным знаниям, умениям и навыкам. Сочетание общественной, государственной значимости подготовки к профессионально-педагогической деятельности с личными интересами офицеров-преподавателей. Отказ от бальной системы выставления оценок, критики обучающихся, обеспечение свободы выбора и мнений, уважение плюрализма жизненных позиций.
2. Дидактические - разработка и обеспечение обучающих и обучающихся учебнометодическими пособиями, программами, учебниками и т. д. разработанными с учётом андрагогических закономерностей, принципов обучения взрослых и учитывающие общие особенности обучающихся офицеров-преподавателей.
3. Административные - подразумевают издание приказов, директив, распоряжений об организации и проведении подготовки офицеров-преподавателей к профессионально-педагогической деятельности. В их содержании в обязательном порядке определяются: руководящая кафедра, группы подготовки, ответственные за подготовку, порядок проведения занятий, контроля и аттестации обучающихся, и другие моменты способные повлиять на организацию и проведение данного педагогического процесса.
4. Материальные - предоставление возможности доступа к соответствующим сетевым ресурсам, библиотечным фондам, не только в пределах ввуза ВВ МВД, к учебнометодической документации кафедр влияющих на педагогическую компетентность офи-церов-преподавателей. Наличие индивидуального учебного места, способствующего групповому (совместному) обучению, а также мест для отдыха в перерывах способствующих неформальному общению.
5. Психологические - создание комфортной обстановки процесса обучения, уход от формальности и шаблонности характерной для педагогического процесса курсантов (слушателей) в ввузах ВВ МВД. Создание атмосферы взаимного уважения, доброжелательности, взаимопомощи.
Организационно-деятельностный компонент отражает взаимодействие обучающих преподавателей и обучающихся офицеров-преподавателей, их сотрудничество, организацию и управление этим процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Он включает в себя какие виды, методы, формы организации обучения, средства и технологии обучения мы применили (использовали) в процессе подготовки офицеров-преподавателей к профессионально-педагогической деятельности в вву-зе ВВ МВД для овладения ими тем или иным модулем компетенций по нашей экспериментальной программе.
Используемые в программе педагогические технологии: Андрагогическая на основе концепции личностно-ориентированного обучения И. С. Якиманской
Используемые в программе средства обучения:
- Источники нужной нам информации - люди, объекты созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе (электронные образовательные ресурсы, аудиовизуальные, наглядные плоскостные, демонстрационные, учебные приборы, тренажеры и спортивное оборудование, учебная техника, и др.).
- Инструмент деятельности педагога и обучающихся, в зависимости от источника информации, используемый ими для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития (аппаратура воспроизведения аудио- видео информации, аппаратура радио- и телевещания, компьютерная техника, тренажёры и др.).
Формируемые компетенции офицера-преподавателя подразделяются на универсальные и профессионально-педагогические компетенции.
Организационно-деятельностный компонент модели по формированию универсальных компетенций формируется следующим образом:
Универсальные компетенции (Общенаучные, Инструментальные, Социальноличностные и общекультурные):
Вид обучения:
по способу организации: групповое (совместное), индивидуальное;
по способу взаимодействия педагога и обучаемого: очное, очно-заочное, дистанционное.
Методы обучения ((по И.Я Лернеру, М.Н. Скаткину): объяснительно иллюстративный, проблемное изложение, исследовательский, интерактивный.
Формы организации обучения: лекция, групповое занятие, семинар, консультация, самостоятельная работа, конференция, практикум.
Организационно-деятельностный компонент модели (профессиональнопедагогические компетенции) представлен в Таблице 1.
Результативно-рефлексивный компонент включает в себя: контроль (проверка) при проведении педагогического процесса; оценка знаний, умений, навыков и фиксирование результатов обучающихся; обобщение, анализ и корректировка педагогического процесса.
1. Контроль (проверка) отражает эффективность протекания педагогического процесса подготовки офицеров-преподавателей, характеризует достигнутые ими результаты в соответствии с поставленными целями, задачами. Он организуется и проводится на всех стадиях педагогического процесса подготовки офицеров-преподавателей, но особое значение приобретает при завершении программы обучения.
Контроль имеет образовательную, воспитательную, развивающую и диагностическую функции. В дидактике известны следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый. В нашей модели мы считаем наиболее целесообразным применение:
а) текущего контроля - в связи с тем, что предполагаем систематическую проверку усвоения знаний, умений и навыков обучающимися, эффективности освоения ими программы обучения и измерение эффективности педагогического процесса.
б) итоговый контроль проводится при завершении офицерами-преподавателями обучения, главная его функция зафиксировать результаты обучения.
Методы контроля должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об образовательном процессе. Мы использовали: методы устного и письменного контроля, методы практического контроля, дидактические тесты, наблюдение. Также было проверенно достижение цели, задач педагогического процесса подготовки офицеров-преподавателей, их социальное и общепсихологическое развитие (развитие речи, мышления, памяти, умения использовать освоенные знания в стандартной и новой ситуации, решать проблемы, выполнять практические работы и др.), сфор-мированность мотивов обучения и профессионально-педагогической деятельности, соци-
альные качества (чувство ответственности, моральные нормы, поведение и др.)
Таблица 1
Организационно-деятельностный компонент модели __________________(профессионально-педагогические компетенции)_____________________
Компетенции Вид обучения Методы обучения (по И.Я Лернеру, М.Н. Скаткину) Формы организации обучения (зависят от вида и методов обучения)
по способу организации по способу взаимодействия педагога
Обучающие (преподавательские) групповое (совместное) очное объяснительно иллюстративный, проблемное изложение, исследовательский, интерактивный лекция, групповое занятие, семинар, консультация, самостоятельная работа, конференция, практикум
Воспитательные групповое (совместное) очное объяснительно иллюстративный, проблемное изложение, исследовательский, интерактивный лекция, групповое занятие, семинар, консультация, самостоятельная работа, конференция, практикум
Методические групповое (совместное) очное, очнозаочное, дистанционное объяснительно иллюстративный, проблемное изложение, частичнопоисковый, исследовательский, интерактивный лекция, групповое занятие, семинар, консультация, самостоятельная работа, конференция, практикум
Научно- исследовательские групповое (совмест- ное), индивиду- альное очное, очнозаочное, дистанционное объяснительно иллюстративный, проблемное изложение, частичнопоисковый, исследовательский лекция, групповое занятие, семинар, консультация, самостоятельная работа, конференция, практикум
Когнитивные индивиду- альное очное, очнозаочное, дистанционное объяснительно иллюстративный, частичнопоисковый, исследовательский лекция, групповое занятие, консультация, самостоятельная работа
2. Оценка знаний, умений, навыков и фиксирование результатов обучающихся. В нашей модели мы использовали систему общедидактического уровня осмысления показателей (достижений) обученности офицеров-преподавателей:
а) Показатель развития знаний. Владение понятиями, фактами, теориями, закономерностями и правилами, методами и процедурами.
б) Показатель развития умений. Диагностичными показателями овладения умениями являются конкретные действия и их комплексы, выполняемые относительно конкретно поставленных задач в контексте обучения. А также, овладение (развитие) реализацией общих элементов необходимых при воспроизведении каждого конкретного умения входящего в модули компетенций офицера-преподавателя ввуза ВВ МВД.
в) Показатель развития навыков. Обобщенные показатели сформированности навыков совпадают с показателями сформированное™ умений, навык предполагает автоматизацию действий, оцениваются обычно ещё и время его выполнения.
г) Совокупный показатель развития знаний, умений, навыков - соответствует уровню развития соответствующей компетенции офицера-преподавателя ввуза ВВ МВД.
Результатом обучения офицеров-преподавателей ввуза ВВ МВД по предложенной нами программе является: развитие профессионально-педагогической компетентности офицера-преподавателя; совершенствование, развитие профессионально-педагогических компетенций.
3. Обобщение, анализ и корректировка педагогического процесса. В результате совместной деятельности обучающих, обучающихся, командования ввуза ВВ МВД проводится постоянный, систематический анализ процесса обучения. Вносятся определённые коррективы не только в процесс проведения отдельно взятого занятия, но и в весь педагогический процесс обучения офицеров-преподавателей, а также в его отдельные компоненты (цели, задачи, содержание, виды, методы обучения и т.д.).
Анализируя систему подготовки офицеров-преподавателей к профессиональнопедагогической деятельности в ввузах ВВ МВД, учитывая вводимые стандарты высшего профессионального образования третьего поколения, современные требования предъявляемые к офицерам-преподавателем ввузов ВВ МВД как к педагогам, мы пришли к выводу, что необходима новая модель подготовки офицеров-преподавателей к профессионально-педагогической деятельности в ввузе ВВ МВД, программы и технологии их подготовки. При разработке нами модели педагогического процесса подготовки офицеров-преподавателей мы постарались учесть данные условия и критерии. Созданная нами модель основывается на личности офицера-преподавателя, его профессиональнопедагогической деятельности и компетенциях составляющих профессиональнопедагогическую компетентность офицера-преподавателя ввуза ВВ МВД.
ЛИТЕРАТУРА
1. Методика исследования проблем военной педагогики / А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, А.И. Конюхов, Н.Ф. Феденко. - М. : Военно-полит. академия, 1987. - 135 с.
2. Бахтин, В. К. Формирование у курсантов высших военно-политических училищ навыков и умений организации воспитательной работы в подразделении / В.К. Бахтин. - М. : Военно-полит. академия, 1980. - 277 с.
3. Быков, В.В. Научный эксперимент / В.В. Быков. - М. : Наука, 1989. - 174 с.
4. Василькова, В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем : (синергетика и теория социальной самоорганизации) / В.В. Василькова. - СПб. : Лань, 1999. - 480 с.
5. Краевский, В.В. Общие основы педагогики : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.В. Краевский. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 256 с.
6. Новиков, А.М. Методология научного исследования / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М. : Либроком, 1997. - 280 с.
7. Новиков, А.М. Методология / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М. : СИН-ТЕГ, 2007. - 668 с.
8. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. Т. 2. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1999. - 608 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796
РАЗРАБОТКА ЛЫЖНЫХ СМАЗОЧНЫХ СОСТАВОВ ДЛЯ СБОРНЫХ КОМАНД
РОССИИ ПО БИАТЛОНУ
Александр Анатольевич Смирнов, доцент,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Дмитрий Сергеевич Цветков, научный сотрудник,
Государственный научно-исследовательский институт социально-экономических проблем и спортивно-оздоровительных технологий г. Санкт-Петербург
Аннотация
Использование достижений отечественной химии и технологий фторорганических соедине-