Научная статья на тему 'Модель формирования гражданственности курсантов ВУЗов внутренних войск МВД России'

Модель формирования гражданственности курсантов ВУЗов внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / КОМПОНЕНТЫ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеев Артем Игоревич, Бунин Сергей Викторович

В настоящей статье представлена логика построения модели формирования гражданственности курсантов вузов внутренних войск МВд России. Определены структурные компоненты модели их содержательное наполнение в соответствие с логикой исследования такого сложного качества личности как гражданственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимофеев Артем Игоревич, Бунин Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель формирования гражданственности курсантов ВУЗов внутренних войск МВД России»

УДК 378

Тимофеев Артем Игоревич

Адъюнкт, Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД Росси, [email protected], Новосибирск

Бунин Сергей Викторович

Кандидат педагогических наук, [email protected], Москва

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

Timofeev Artem Igorevich

Postgraduate Novosibirsk Military Academy of Interior Troops, [email protected], Novosibirsk

Bunin Sergey Viktorovich

Candidate of pedagogic, [email protected], Moscow

MODEL OF FORMATION OF CITIzENSHIP UNIVERSITY CADETS INTERIOR TROOPS RUSSIA

Воспитательно-образовательный процесс в военном вузе - это органическое единство обучения, воспитания и развития личности курсанта. Система целеустремленной, планомерной деятельности командного и профессорско-преподавательского состава, активная познавательная работа самих курсантов, основанная на взаимосвязи преподавания и учения, воспитания и развития личности, реализовываемая в соответствии четкой логикой построения педагогического процесса.

С целью выработки единых подходов к процессу формирования гражданственности курсантов, обеспечения преемственности целей, содержания, методов и организационных форм на всех этапах гражданского развития курсантов, особое значение приобретают вопросы построения модели формирования гражданственности курсантов в ВУЗзе.

Известно, что главное значение модели в том, что она позволяет увидеть структуру объекта, получить наглядное изображение существенных связей и зависимостей. Важнейшее требование к составленной модели - достаточная полнота картины.

Для нашего исследования особое значение имеет общефилософский подход к разработке и исследованию проблемы формирования гражданственности курсантов в Вузе внутренних войск МВД России.

Решение любой исследовательской проблемы дается в методологической концепции, которая создается на базе определенных принципов. Каждая методологическая концепция основное внимание уделяет научным дисцип-

линам или отдельным теориям, которые с точки зрения концепции являются наиболее важными для рассмотрения предмета исследования [4].

Проблема формирования гражданственности курсантов в настоящее время решается с позиций системного, культурологического, синергетического, личностно-деятельностного и других подходов. Сущность культурологического подхода состоит в том, что культура рассматривается в качестве социально-антропологического и собственно педагогического явления. Это позволяет изучать педагогический процесс на общекультурном фоне, исследовать его факты и явления в русле интеграции педагогики и культуры [5].

Системный подход считается одной из фундаментальных стратегий научного исследования, позволяющий получить знание об изучаемом явлении как о целостном, развивающемся объекте.

Системный подход в моделировании (В. М. Глушков, А. С. Иванов, К. А. Яненко и др.) предполагает выделение системообразующих связей и отношений личности, определяющих формирование гражданственности, изучение того, что в модели формирования качества является устойчивым, а что является переменным.

В последние годы в теории исследования проблем педагогического образования все активнее используется синергетический подход. Синергетика - постнеоклассическое междисциплинарное направление исследований открытых неравновесных и нелинейных систем с целью изучения процессов самоорганизации и саморазвития социальных и природных явлений [2; 3].

Синергетический подход мы применяем, прежде всего, к трактовке понятия «формирование». Термин «формирование» означает «придание определенной формы, законченности» и рассматривается как процесс становления социально значимых качеств курсанта, его убеждений, взглядов. Данный подход определяет логику исследования. Руководствуясь принципом самоорганизации и саморазвития, мы должны обстоятельно изучить процессы общения и отношений в образовательной среде курсантов, выявить тенденции, внутренние механизмы и резервы ее развития, наметить пути и способы совершенствования и обновления практики.

Основой, средством и решающим условием развития личности является деятельность. Это обусловливает необходимость реализации в педагогическом исследовании личностно-деятельностного подхода.

Основы личностно-деятельностного подхода были заложены работами Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца,

А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, и многих других исследователей.

С целью выявления возможностей образовательного процесса по профессиональной подготовке офицеров, а также поиска резервов повышения эффективности работы в данном направлении нами была сконструирована структурно - функциональная модель формирования гражданственности курсантов ввузов внутренних войск МВД России.

Научное обоснование модели начинается с опоры на результаты системного анализа. Инструментом системного подхода является системный

анализ, представляющий собой совокупность методов и приемов изучения объектов, одним из которых является метод моделирования. Общим вопросам разработки моделей посвящены работы В. Г. Афанасьева, Б. А. Глинских, В. А. Штоффа и др. [1; 3; 6].

Модель (от лат. Modulus - мера, мерило, образец, норма) в широком понимании - образ (в том числе условный или мысленный - изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т. п.) или прообраз (образец) какого-либо объекта или системы объектов («оригинала» данной модели), используемый при определенных условиях в качестве их «заместителя» или «представителя». Этим термином В. А Штофф обозначает мысленно представляемую или материально реализуемую систему, которая отображая или воспроизводя объект, способна замещать его, и ее изучение дает новую информацию о нем [6].

При построении модели мы исходили из задач исследования, учитывая только наиболее существенные для достижения поставленных задач факторы. Результаты моделирования позволяют нам полагать, что созданная модель адекватна объекту. При этом адекватность сопряжена с задачами моделирования и принятыми критериями. В качестве одной из характеристик предлагаемой модели выступает простота. При этом мы предполагаем, что адекватность и простота модели далеко не противоречивые требования. Учитывая сложность изучаемого объекта исследования, мы предполагаем о существовании огромной последовательности его моделей, которые будут различаться по степени полноты, простоты и адекватности.

В нашем исследовании речь идет о процессе формирования гражданственности курсантов ВУЗов внутренних войск МВД России, который подвержен тенденции изменения во времени в связи с происходящими переменами в развитии общества, в системе образования, в правовой системе государства. Таким образом, характерной чертой разработанной нами модели является динамичность.

Составляющими компонентами разработанной нами модели формирования гражданственности курсантов ВУЗов внутренних войск МВД России являются:

- нормативный блок;

- целевой блок;

- содержательный блок включающий: мотивационно - ценностный компонент и содержательно- деятельностный,

- оценочный и результативный, направленные на организацию эффективного функционирования модели.

Нормативный блок отражает современное состояние и перспективы развития системы высшего профессионального образования, военного образования в частности. Его составляют законы РФ и различные нормативно-правовые акты, регулирующие социально-значимые аспекты жизни общества и образования.

Целевой блок представлен единством цели, принципов и функций. Цель модели заключается в обеспечении реализации педагогического процесса по формированию гражданственности курсантов вВУЗов внутренних войск МВД России.

Реализация цели осуществляется посредством решения следующих задач: создание практической среды для формирования гражданственности курсантов ВУЗов внутренних войск МВД России, через оптимизацию воспитательно-образовательного пространства вуза; стимулирование чувственно-эмоционального осознания полученных знаний курсантами о гражданственности; развитие и сохранение оценочных суждений и самоанализа результатов гражданского поведения.

Моделирование системы формирования гражданственности курсантов ВУЗов внутренних войск вМВД России возможно лишь при условии всестороннего взаимодействия личностно-ориентированного принципа с другими дидактическими принципами: субъектности, аккумуляции, оптимальной реализации сущностных сил, диатропичности. Все эти принципы взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга.

Принцип субъектности. Названный принцип побуждает преподавателя максимально содействовать развитию способности курсантов осознавать свое «я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для себя, так и для других, оценивать себя как носителя отношений. Придание процессу формирования гражданственности диалогического характера мы рассматривали как общий способ инициирования субъектности. Для нас принцип субъектно-сти исключал жесткий приказ в адрес курсанта как традиционный метод воздействия в условиях армейской среды.

Еще одним принципом модели формирования гражданственности курсантов является принцип аккумуляции, ориентированный на поэтапность и непрерывность в овладении блоками профессионально-правовых знаний и умений при изучении всех учебных дисциплин, на последовательное и постепенное накопление гражданских знаний. И здесь непрерывность проявляется в целостности системы.

Эффективность формирования гражданственности курсантов в значительной мере зависит от реализации принципа диатропичности, в основу которого положено разнообразие образовательных задач, содержания, форм, методов обучения, уровня подготовленности, психологических особенностей субъектов образовательного процесса в ВУЗе.

Принцип непрерывности саморазвития личности курсанта, подразумевает актуализацию потребности в постоянном, самостоятельном поиске и получении новых гражданских знаний, способов гражданского поведения, способности к внутреннему диалогу с самим собой, рефлексии. Это постоянная деятельность курсантов по самосовершенствованию своей личности, необходимый профессиональный рост.

Строгое выполнение принципов, построение деятельности в соответствии с их требованиями определяют успешность достижения заданного результата.

Функции процесса формирования гражданственности курсантов ВУЗов внутренних войск МВД России:

- нравственно-ценностная функция - формирование адекватных современному обществу нравственных качеств и ценностей курсантов (доброта, порядочность, честность, открытость, долг);

- развивающая функция - развитие когнитивной, эмоционально-волевой, потребностной, мотивационной стороны курсантов в процессе обучения в ВУЗе;

- воспитывающая функция - выступает частью деятельности курсанта в отношении коллектива и реализуется в системе самообразования и рефлексии.

- коммуникативная функция - отражает умение курсанта находить общий язык с окружающими, овладение и развитие коммуникативных технологий межличностного общения в курсантском коллективе.

- прогностическая функция - направлена на развитие умений курсантов прогнозировать результаты собственной деятельности, осознавая уровни ответственности перед собой, коллективом, обществом.

- оценочная функция - сконцентрирована на отслеживание качества и самооценку результатов собственной гражданской деятельности курсантами, оценку уровней сформированности гражданственности.

Следующий блок модели - содержательный. Он проявляется в организации воспитательно-образовательной среды в ВУЗе внутренних войск МВД России, и адаптивности ее содержания к предъявляемым требованиям по формированию гражданственности курсантов. А также в подборе информационного, методического и технологического сопровождения образовательного процесса.

Содержательный блок состоит из двух компонентов: мотивационноценностного компонента и содержательно - деятельностного.

Содержание компонентов реализуются в системе плановых занятий, которые проходят по существующим программам, внеурочной деятельности, а так же по созданному нами спецкурсу «Основы гражданственности» (элективный курс) и в процессе воспитательной работы.

Мотивационно-ценностный блок направлен на формирование потребности в соответствующей мотивации курсантов к усвоению гражданских ценностей, гражданско-правовых знаний, представлений о полиморфном феномене-гражданственности. Он включает отношение к социально-политической, гражданско-правовой сферам жизнедеятельности, отношение к существующим правовым нормам:

- доверие государству и уважительное отношение к органам власти;

- интерес к событиям в социально-политической сфере, убежденность в справедливости демократических ценностей;

- уважение к результатам человеческой деятельности и частной собственности граждан;

- законопослушность, уважительное отношение к закону и правам граждан, неприятие и критика неправомерного поведения.

Содержательно-деятельностный компонент предполагает формирование осознанного использования курсантами накопленных гражданско-правовых знаний и опыта применения их на практике, реализация его в собственной деятельности и его оценку.

Данный компонент включает способы деятельности как систему умений и навыков:

- основы профессиональной деятельности военнослужащих;

- соблюдение законов государства, установленных правил общественного порядка гражданского поведения;

- применения знаний и умений построения гражданского поведения в повседневной жизни;

- выполнение гражданского долга и обязанностей, активное использование своих гражданских прав.

- готовность отстаивать, защищать права граждан в контексте выполнения своих служебно-боевых задач военнослужащих внутренних войск МВД России.

Выполнение вышеназванных задач зависит от форм, методов и средств, используемых в организации педагогического процесса в ввузе.

Наиболее актуальными методами формирования гражданственности курсантов являются: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, моделирования, метод дискуссий, метод работы с проблемными ситуациями и другие.

Объяснительно-иллюстративный, суть этого метода состоит в том, что преподаватель сообщает учебную информацию различными средствами, а обучаемые воспринимают ее, осознают, фиксируют эту информации в своем сознании и памяти.

Сообщение информации преподаватель осуществляет с помощью устного слова, печатного слова, наглядных средств, практического показа способов действия или профессиональной деятельности. Обучаемые смотрят, слушают, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, сопоставляют новую информацию с ранее усвоенными знаниями, умениями и навыками и запоминают ее.

Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономичных способов передачи обобщенных и систематизированных знаний. Сюда можно включить такие традиционные методы обучения как устное изложение, самостоятельная работа с книгой, лабораторные работы, наблюдение и т. п. но при использовании всех этих разнообразных средств, деятельность обучаемых всегда остается одной и той же : восприятие, осмысление, запоминание и воспроизведение. Следует заметить, что без этих методов нельзя обе-

спечить ни одного из целенаправленных учебно-познавательных действий курсантов.

Моделирование - метод обучения, направленный на развитие образного мышления, предполагающий построение реально существующих предметов и явлений. Моделирование используется для формирования умений целеполагания и прогнозирования ситуации.

Метод дискуссий способствует повышению мотивации обучения, развитию коммуникативных способностей. Данный метод предполагает целенаправленный, упорядоченный обмен мнениями, позволят участникам высказать собственную позицию по проблемным вопросам и приход к общему мнению.

В процессе формирования гражданственности курсантов ВУЗов внутренних войск МВД России мы также: лекции, проблемные лекции, семинары, дискуссии, практические работы, ролевые игры, и другие.

Последний блок модели - оценочно-результативный. Разработан именно для осуществления диагностики сформированности гражданственности курсантов ВУЗов внутренних войск МВД России. Данный блок представлен критериями, показателями и уровнями сформированности гражданственности курсантов ВУЗов внутренних войск МВД России.

Вышеназванные блоки нашей модели, как целостной системы формирования гражданственности курсантов ВУЗов внутренних войск МВД России нельзя рассматривать изолированно друг от друга. Все они работают одновременно, взаимодополняя и взаимообуславливая друг друга.

Таким образом, целостность и эффективность процесса формирования гражданственности курсантов ВУЗов внутренних войск МВД России достигается в результате взаимосвязи и взаимообусловленности всех составляющих элементов модели. В разработанной нами модели содержание выступает в качестве системообразующего. Оно предполагает дальнейшее развитие личностных качеств будущего офицера и психологическую готовность к деятельности по осуществлению своих гражданских прав и обязанностей.

Библиографический список

1. Афанасьев, В. Г., Системность и общество [Текст] / В. Г. Афанасьев. - М., 1980. - 221 с.

2. Виненко, В. Г. Конкурентоспособность выпускников как стратегический императив модернизации профессионального образовательного учреждения: Монография [Текст] / В. Г. Виненко, К. В. Савельев. - М., 2005.

3. Глинских, Б. А. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический подход) [Текст] / Б. А. Глинских. - М.: МГУ, 1965. - 224 с.

4. Краткий словарь по логике [Текст]. - М., 1985. - 258с.

5. Новикова, Л. И. Моделирование воспитательных систем: теория-практика [Текст] / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. - М.: Изд-во РОУ, 1995. - 198 с.

6. Штофф, В. А. введение в методологию научного познания [Текст] /

В. А. Штофф. - Л.: ЛГУ, 1972. - 191 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.