Научная статья на тему 'Принципы обеспечения непрерывности в системе профессионального образования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации'

Принципы обеспечения непрерывности в системе профессионального образования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1004
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
профессиональное образование / профессиональная подготовка / Непрерывное образование / образовательное пространство / Обучение / воспитание / педагогические принципы / развитие личности / The system of professional training / nonstop education / educational area / study process / pedagogical principles / personal development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Купавцев Тимофей Сергеевич

В статье дается характеристика системы профессионального образования сотрудников органов внутренних дел. На основе анализа научной психолого-педагогической литературы по вопросам образовательной деятельности освещаются принципы обеспечения непрерывности профессионального образования, при этом профессиональное образование изучается с точки зрения системного подхода. Непрерывность образования рассматривается в качестве условия постоянного развития личностного потенциала сотрудников в системе профессионального образования: от первоначальной подготовки до послевузовского образования и повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Купавцев Тимофей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The typical features of the system of officers" of the Interior of Russia professional training on the basis of analysis of psychological and pedagogical literature are considered in this article. The system approach is of great importance when studying the problem of non-stop educational process training. The process of non-stop education is analysed as the main condition for personal development in all stages of study.

Текст научной работы на тему «Принципы обеспечения непрерывности в системе профессионального образования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»

Купавцев Т. С.

ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Основные направления социально-экономических преобразований в нашей стране предъявляют определенные требования к системе профессионального образования и проявляются как тенденции его развития. Ведущие тенденции развития профессионального образования в системе МВД России, отражая в себе общие тенденции развития образования - мировые, национальные, региональные, - включают и специфические, характерные для развития именно системы профессионального образования в системе МВД России.

Отличительными характеристиками современного образования являются: увеличение объема информации, интеграция теоретических знаний различных дисциплин, комплексирование теоретических знаний и практических умений, интенсивное использование в процессе обучения информационнокоммуникативных технологий, развитие социальных и эмоциональных способностей и навыков обучаемых, индивидуализация процесса приобретения и передачи знаний, переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».

Практической основой реализации последней формулы является создание и развитие системы непрерывного образования, уже доказавшей свою эффективность в системе профессиональной подготовки через организацию многоуровневой структуры подготовки специалистов.

Современные условия профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, а также интенсивное движение кадров в органах внутренних дел, их значительное обновление выдвигают высокие требования к системе подготовки сотрудников в системе профессионального образования. Учитывая тенденции общественного развития, профессионализм специалистов необходимо рассматривать через призму сформированности у них умений и навыков самообразования, саморазвития и самосовершенствования, а специалист, не готовый и не способный к систематическому непрерывному профессиональному образованию, не вправе рассчитывать на успех.

Профессиональная подготовка сотрудника начинается еще на этапе профориентационной работы, активно ведется в период обучения курсантов и слушателей в вузе МВД России или учебном центре, продолжается в системе повышения квалификации, дополнительного профессионального образования, в условиях служебно-боевой подготовки в подразделении.

Система профессионального образования сотрудников органов внутренних дел имеет стройную логическую структуру, включает в себя обучение и воспитание сотрудников во всех звеньях профессионального образования: раннюю профессиональную ориентацию молодежи на службу; специальное профессиональное обучение впервые принятых на службу сотрудников; подготовку специалистов с высшим и средним специальным профессиональным образованием; послевузовское профессиональное образование; обучение в процессе оперативно-служебной деятельности.

К основным задачам профессиональной подготовки сотрудников относятся: подготовка квалифицированных кадров для органов внутренних дел; обучение сотрудников умелым и эффективным действиям, обеспечивающим успешное выполнение служебно-профессиональных задач; формирование профессионального самосознания сотрудников, чувства ответственности за свои действия, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства, а также ряд других. Овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, поддержание их на должном уровне и стремление к достижению профессионального мастерства является служебной обязанностью всех сотрудников органов внутренних дел [3].

Таким образом, профессиональное образование рассматривается как непрерывный процесс, обусловленный потребностями современной правоохранительной деятельности в постоянном профессионально-личностном развитии и совершенствовании специалистов, в расширении их возможностей в условиях качественного изменения задач правоохранительной деятельности [2].

Идея непрерывности реализует общие требования общества к современному образованию и потребности профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования должна обеспечиваться опорой на уже достигнутый уровень профессиональной подготовленности; постоянным обогащением элементов профессиональной подготовленности сотрудников и повышением его уровня; преемственностью в отборе содержания образования, систематичностью в наращивании его объема и глубиной изучения учебного материала.

Сущность непрерывного образования определяется как изменение способа бытия человека, когда он открывается новому опыту [4]. Однако трактовка данного положения недостаточно емка и сводится лишь к периодически возобновляемому обучению или к повышению квалификации через определенный промежуток времени, тогда как смысл непрерывного образования заключается преимущественно в том, чтобы уже в условиях профессионального образования сформировать систему знаний, умений и качеств личности, позволяющих ей самостоятельно продолжать образование, совершенствовать себя, свободно ориентироваться в сложном круге социальных и профессиональных проблем, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и добывать необходимые ей профессиональные знания и умения. В таких условиях ведущими свойствами личности становятся развитое системное мышление; владение методологическими знаниями, позволяющими не только оперировать имеющейся информацией, но и приобретать новую, осваивать разнообразные виды деятельности; активная жизненная и профессиональная позиция; потребность и готовность к профессионально-личностному развитию и совершенствованию [5]. В качестве основной цели непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого потенциала личности.

Данная тенденция находит свое отражение в разработке концепции непрерывного профессионального образования, системы многоуровневой профессиональной подготовки посредством создания образовательных программ, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность содержания профессионального образования на всех его ступенях и направленных на непрерывное развитие, социализацию и профессионализацию личности специалиста. Непрерывность профессионального образования и преемственность образовательных программ обеспечивается государственными образовательными стандартами, соответствующими ступеням профессионального образования.

Непрерывность профессионального образования направлена на подготовку человека для включения его в систему современных общественных, профессиональных отношений; совершенствование, развитие человека, уже включенного в профессиональную деятельность с целью его своевременной адаптации к постоянно меняющимся условиям; разностороннее развитие личности, формирование ее мировоззрения, нравственных, эстетических, физических и других качеств, интересов, потребностей, общей культуры.

Таким образом, в структуре непрерывного образования можно выделить

две подсистемы: базовое образование и дополнительное образование.

Профессиональные образовательные учреждения в системе МВД России реализуют профессиональные образовательные программы начального, среднего и высшего профессионального образования.

Начальное профессиональное образование осуществляется в центрах профессиональной подготовки министерств и главных управлений в субъектах Российской Федерации с вновь принятыми на службу сотрудниками, имеет целью подготовку сотрудников органов внутренних дел по всем основным направлениям служебной деятельности на базе основного общего образования.

Среднее профессиональное образование осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России с вновь принятыми или уже имеющими опыт практической деятельности сотрудниками, имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Высшее профессиональное образование осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России с вновь принятыми или уже имеющими опыт практической деятельности сотрудниками, имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования или высшего профессионального образования (по сокращенной программе) [1].

Система профессионального образования в МВД России носит явный практикоориентированный характер. Здесь необходимо учитывать современные тенденции правоохранительной деятельности, новое в законодательстве, достижения науки и техники и т.д. Кроме того, образовательная система должна обеспечивать подготовку кадров для органов внутренних дел, доступность, высокое качество и непрерывность профессионального образования.

Непрерывность образования может быть обеспечена при реализации основных принципов, определяющих специфику непрерывного образования в системе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Под принципом в педагогической науке принято считать «специальную систему основных исходных требований к построению процесса профессиональной подготовки, выполнение которых обеспечивает решение стоящих перед ней

задач. Это своеобразные педагогические нормы, ориентация на которые и соблюдение которых организаторами подготовки и руководителями занятий ведут к успеху» [7; с. 188].

Принципы не придумываются и не декларируются, они интерактивный, обобщенный вывод из опыта подготовки и результатов психологопедагогических исследований. В них в рекомендательной форме выражены важнейшие психолого-педагогические закономерности, т.е. устойчивые причинноследственные связи между педагогическими воздействиями и получаемыми результатами. Поскольку каждая закономерность является результатом совокупного действия множества законов, она отражает многие связи и отношения.

Поэтому с целью обеспечения непрерывности образования приводимые ниже принципы необходимо рассматривать комплексно, в учебновоспитательном процессе во всех звеньях системы профессионального образования реализовывать не изолированно, а в совокупности с остальными.

1. Принцип преемственности содержания образования на разных ступенях образования. Обеспечение преемственности содержания образования на разных ступенях системы образования заключается в согласовании общих требований к знаниям, умениям и навыкам, а также в таком построении соответствующих программ курсов и дисциплин, их методологических и научных положений, чтобы изучение материала в процессе высшего профессионального образования начиналось не с азов по принципу «забудь, чему вас учили в школе», а являлось логическим продолжением знаний, умений и навыков, изученных на более низких ступенях профессионального образования. Знания и умения по «родственным» дисциплинам должны быть распределены так, чтобы последующее всегда основывалось на предшествующем, а предшествующее укреплялось последующим. Знания и умения, составляющие основу функциональной грамотности сотрудника органов внутренних дел, должны проектироваться так, чтобы, связывая настоящее с прошлым и будущим, преемственность обуславливала устойчивость такой характеристики фундаментализации содержания образования, как целостность. При этом необходимо исходить из того, что преемственность - это опора на пройденное, использование и дальнейшее развитие знаний, умений и навыков обучающихся на разных ступенях и уровнях образования, раскрытие основных идей курсов и дисциплин, которые создают разнообразные связи между ними, взаимодействие которых способствует достижению системы полных, прочных и глубоких знаний обучающихся на разных уровнях образования, обеспечивают

поступательный характер развития опыта интеллектуально-творческой и самообразовательной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

2. Принцип профессионально-прикладной направленности. Данный принцип отвечает основному предназначению подготовки сотрудников для органов внутренних дел и должен обеспечивать: профессионализацию, т.е. соответствие содержания специфике правоохранительной деятельности и ее отдельным задачам, проблемам, условиям, действиям и способам их осуществления; специализацию, т.е. полное подчинение содержания особенностям учебной группы и деятельности обучающихся в ней; практичность, т.е. преимущественную нацеленность на формирование навыков, умений и других компонентов практической деятельности профессионалов.

Дело подготовки не может ограничиваться общими разговорами и советами, а призвано быть по преимуществу профессионально-технологичным, обучать специалистов мелочам, имеющим значение для достижения нужных результатов, т.е. конкретным действиям, способам, операциям, приемам, их последовательности, видоизменениям в разных условиях, при взаимодействии с другими специалистами и т.д.

3. Принцип гражданственности соответствует закономерной подчиненности правоохранительной деятельности социальным потребностям общества. Профессионально действует лишь тот сотрудник, кто понимает, что каждое действие должно быть выверено через критерии общественных, гражданских интересов и отвечать им. Профессионально обучает тот руководитель, кто учит сотрудников постоянно видеть за повседневными делами сверхзадачи построения гуманного, демократического, правового, цивилизованного общества, подбирая соответствующим образом содержание занятия и продумывая способы его раскрытия. Этот принцип должен обеспечивать: гражданственность, патриотизм, долг и ответственность при отборе и раскрытии содержания обучения. Каждый раздел или вид подготовки, каждая тема могут и должны вносить свою лепту в формирование и совершенствование этой стороны профессионализма; обучение знаниям, способам и стилю решения профессиональных задач, отвечающих требованиям и условиям создания в России гуманного, демократического, ориентированного на человека, цивилизованного, правового общества. Необходимо включение в каждую тему социальных, моральных, этических, культурных, профессионально-психологических и профессионально-педагогических вопросов и отработка связанных с ними способов и приемов решения задач; формирование

современного, цивилизованного профессионального правосознания, которым должен обладать любой профессионал правоохранительных органов и без наличия которого он просто не может считаться таковым. Сотрудник должен обладать развитым правосознанием, основанным на точных, научных, достоверных знаниях, систематичных, полных, доказательно усвоенных, обеспечивающих строжайшее соблюдение законности, понимание и уважение прав граждан.

4. Принцип профессиональной основательности отвечает необходимости строить подготовку на достоверной, соответствующей требованиям жизни информации, знаниях, проверенном опыте; доводить формирование всех компонентов профессионализма до совершенного уровня, в деталях отработанного, прочно сохраняющегося и устойчивого к разрушающим факторам. Этот принцип должен обеспечивать нормативно-правовое соответствие организации подготовки требованиям существующего законодательства, подзаконных нормативных актов, приказов, директив, программ и планов; научность, опору на данные юридической науки, юридической педагогики, юридической психологии и других наук, имеющих отношение к правоохранительной сфере; актуальность, т.е. содержание подготовки должно отвечать функциям профессиональной деятельности сотрудников для повышения ее эффективности.

5. Принцип профессиональной надежности нацелен на удовлетворение высоких требований к профессионализму сотрудников органов внутренних дел, необходимость учиться действовать не как-нибудь, а наилучшим образом в любых условиях, преодолевать любые трудности. Это принцип должен обеспечивать последовательность, т.е. опору на достигнутый сотрудником уровень профессиональной подготовленности, преемственность в отборе содержания, его постепенного расширения и углубления; акмеологичность, т.е. систематичность в наращивании профессионализма, достижение его высот; поддержание натренированности, т.е. введение в содержание всей системы подготовки вопросов, тем, форм, методов, ориентированных на сохранение высокого уровня профессиональной подготовленности сотрудников, их способности в любом месте и в любое время проявить все, чему они были научены.

6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения сотрудников. Для реализации воспитательного потенциала учебных дисциплин в рамках учебновоспитательного процесса необходимо использовать все аспекты обучения: организацию занятий, воспитывающих организованность, дисциплинированность, добросовестность, требовательность к себе, аккуратность, волю в преодолении

трудностей, привычку к самостоятельной работе; содержание занятий, вносящих вклад в воспитание патриотизма, профессионализма, формирование правовых взглядов, убеждений и установок на соблюдение законности, привычек и потребностей в уважении прав и достоинства других людей, профессиональных привычек, мотивов к соблюдению норм и правил морали и т.д.; методики занятий, способствующих воспитанию таких качеств, как коллективизм, смелость, мужество, самообладание, активность, самостоятельность, инициативность и т.д.; обеспечение личной примерности педагогами, проводящими занятия, воспитание любви к профессии, желания овладеть всеми ее тонкостями и достигнуть высот профессионализма, упорства и настойчивости в работе над собой и т.д.

7. Принцип сознательности и активности отражает зависимость успешности подготовки от этих факторов и обеспечивается: мотивированием обучаемых, стимулированием их добросовестности и ответственности в повышении своей профессиональной квалификации и овладении знаниями; интеллектуальной активизацией обучаемых, т.е. тесной связью содержания с практикой, применением методик, ориентированных на мышление, методов практического обучения, новизной учебного материала; побуждением к инициативности и самостоятельности, что достигается методами диалогического и проблемного обучения, отказа от метода проведения занятий, при котором говорит только педагог; поощрением инициативы и самостоятельности обучаемых, обсуждением их предложений, подходов, вариантов решений; стимулированием и организацией самостоятельной работы обучаемых.

8. Принцип опережения требует более быстрого и гибкого развития, перестройки структуры образовательных учреждений, мобильного обновления их деятельности. Этот принцип ориентирует на широкое и активное использование новых форм, методов, средств обучения и переподготовки специалистов, на включение новаторских подходов к этому процессу.

Обобщая изложенное, необходимо отметить, что реалии профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел требуют от них систематического обновления имеющихся теоретических знаний, формирования новых умений и навыков, развития и совершенствования профессионально-личностных качеств. В связи с динамично развивающимися информационными технологиями, активно обновляющимся правовым пространством, даже самого лучшего и универсального образования не может хватить на всю жизнь. Сама жизнь и деятельность создают предпосылки для того, чтобы сделать сферу образования непре-

рывной. Однако непрерывность образования не должна расцениваться как слепое накопление знаний. Пополнение теоретических знаний, практических умений и навыков должно основываться на потребностях профессиональной деятельности, быть опережающим, с ориентацией на развитие личностно-профессиональных качеств и реализацию человеческого потенциала.

Целостность как важнейшая характеристика педагогического процесса во всех звеньях системы профессионального образования сотрудников органов внутренних дел, как единство обучения и воспитания становится эффективной только тогда, когда учебно-воспитательный процесс имеет характеристику непрерывности, которая, в свою очередь, обеспечивается реализацией основных принципов: преемственности содержания образования во всех звеньях системы профессионального образования; профессионально-прикладной направленности учебно-воспитательного процесса; гражданственности; профессиональной основательности; профессиональной надежности; воспитывающего и развивающего обучения; сознательности и активности; опережения.

* * *

1. Непрерывное многоуровневое профессиональное образование: учеб. пос. / под ред. Х. Бендрочика. СПб.: Питер, 1997. 80 с.

2. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., ПетуховМ.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: учеб. пос. М.: Мастерство, 2002. 288 с.

3. Об утверждении «Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»: приказ МВД России от 29.06.2009 № 490. ЦКЬ: http://www.garant.ru (дата обращения: 15.03.2010).

4. Образование - скрытое сокровище: Основные положения доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. ЦКЬ: http://www.ifap.ru (дата обращения: 15.03.2010).

5. ПионоваР.С. Педагогика высшей школы: учеб. пос. Мн.: Университетское, 2002. 256 с.

6. Юридическая педагогика: учебник / под ред. В .Я. Кикотя, А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 526 с.

7. Юридическая педагогика в МВД: учеб. пос. / под ред. А.М. Столяренко. М.: Академия управления МВД России, 1997. 298 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.