Купавцев Т. С.
ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основные направления социально-экономических преобразований в нашей стране предъявляют определенные требования к системе профессионального образования и проявляются как тенденции его развития. Ведущие тенденции развития профессионального образования в системе МВД России, отражая в себе общие тенденции развития образования - мировые, национальные, региональные, - включают и специфические, характерные для развития именно системы профессионального образования в системе МВД России.
Отличительными характеристиками современного образования являются: увеличение объема информации, интеграция теоретических знаний различных дисциплин, комплексирование теоретических знаний и практических умений, интенсивное использование в процессе обучения информационнокоммуникативных технологий, развитие социальных и эмоциональных способностей и навыков обучаемых, индивидуализация процесса приобретения и передачи знаний, переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».
Практической основой реализации последней формулы является создание и развитие системы непрерывного образования, уже доказавшей свою эффективность в системе профессиональной подготовки через организацию многоуровневой структуры подготовки специалистов.
Современные условия профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, а также интенсивное движение кадров в органах внутренних дел, их значительное обновление выдвигают высокие требования к системе подготовки сотрудников в системе профессионального образования. Учитывая тенденции общественного развития, профессионализм специалистов необходимо рассматривать через призму сформированности у них умений и навыков самообразования, саморазвития и самосовершенствования, а специалист, не готовый и не способный к систематическому непрерывному профессиональному образованию, не вправе рассчитывать на успех.
Профессиональная подготовка сотрудника начинается еще на этапе профориентационной работы, активно ведется в период обучения курсантов и слушателей в вузе МВД России или учебном центре, продолжается в системе повышения квалификации, дополнительного профессионального образования, в условиях служебно-боевой подготовки в подразделении.
Система профессионального образования сотрудников органов внутренних дел имеет стройную логическую структуру, включает в себя обучение и воспитание сотрудников во всех звеньях профессионального образования: раннюю профессиональную ориентацию молодежи на службу; специальное профессиональное обучение впервые принятых на службу сотрудников; подготовку специалистов с высшим и средним специальным профессиональным образованием; послевузовское профессиональное образование; обучение в процессе оперативно-служебной деятельности.
К основным задачам профессиональной подготовки сотрудников относятся: подготовка квалифицированных кадров для органов внутренних дел; обучение сотрудников умелым и эффективным действиям, обеспечивающим успешное выполнение служебно-профессиональных задач; формирование профессионального самосознания сотрудников, чувства ответственности за свои действия, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства, а также ряд других. Овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, поддержание их на должном уровне и стремление к достижению профессионального мастерства является служебной обязанностью всех сотрудников органов внутренних дел [3].
Таким образом, профессиональное образование рассматривается как непрерывный процесс, обусловленный потребностями современной правоохранительной деятельности в постоянном профессионально-личностном развитии и совершенствовании специалистов, в расширении их возможностей в условиях качественного изменения задач правоохранительной деятельности [2].
Идея непрерывности реализует общие требования общества к современному образованию и потребности профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования должна обеспечиваться опорой на уже достигнутый уровень профессиональной подготовленности; постоянным обогащением элементов профессиональной подготовленности сотрудников и повышением его уровня; преемственностью в отборе содержания образования, систематичностью в наращивании его объема и глубиной изучения учебного материала.
Сущность непрерывного образования определяется как изменение способа бытия человека, когда он открывается новому опыту [4]. Однако трактовка данного положения недостаточно емка и сводится лишь к периодически возобновляемому обучению или к повышению квалификации через определенный промежуток времени, тогда как смысл непрерывного образования заключается преимущественно в том, чтобы уже в условиях профессионального образования сформировать систему знаний, умений и качеств личности, позволяющих ей самостоятельно продолжать образование, совершенствовать себя, свободно ориентироваться в сложном круге социальных и профессиональных проблем, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и добывать необходимые ей профессиональные знания и умения. В таких условиях ведущими свойствами личности становятся развитое системное мышление; владение методологическими знаниями, позволяющими не только оперировать имеющейся информацией, но и приобретать новую, осваивать разнообразные виды деятельности; активная жизненная и профессиональная позиция; потребность и готовность к профессионально-личностному развитию и совершенствованию [5]. В качестве основной цели непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого потенциала личности.
Данная тенденция находит свое отражение в разработке концепции непрерывного профессионального образования, системы многоуровневой профессиональной подготовки посредством создания образовательных программ, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность содержания профессионального образования на всех его ступенях и направленных на непрерывное развитие, социализацию и профессионализацию личности специалиста. Непрерывность профессионального образования и преемственность образовательных программ обеспечивается государственными образовательными стандартами, соответствующими ступеням профессионального образования.
Непрерывность профессионального образования направлена на подготовку человека для включения его в систему современных общественных, профессиональных отношений; совершенствование, развитие человека, уже включенного в профессиональную деятельность с целью его своевременной адаптации к постоянно меняющимся условиям; разностороннее развитие личности, формирование ее мировоззрения, нравственных, эстетических, физических и других качеств, интересов, потребностей, общей культуры.
Таким образом, в структуре непрерывного образования можно выделить
две подсистемы: базовое образование и дополнительное образование.
Профессиональные образовательные учреждения в системе МВД России реализуют профессиональные образовательные программы начального, среднего и высшего профессионального образования.
Начальное профессиональное образование осуществляется в центрах профессиональной подготовки министерств и главных управлений в субъектах Российской Федерации с вновь принятыми на службу сотрудниками, имеет целью подготовку сотрудников органов внутренних дел по всем основным направлениям служебной деятельности на базе основного общего образования.
Среднее профессиональное образование осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России с вновь принятыми или уже имеющими опыт практической деятельности сотрудниками, имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
Высшее профессиональное образование осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России с вновь принятыми или уже имеющими опыт практической деятельности сотрудниками, имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования или высшего профессионального образования (по сокращенной программе) [1].
Система профессионального образования в МВД России носит явный практикоориентированный характер. Здесь необходимо учитывать современные тенденции правоохранительной деятельности, новое в законодательстве, достижения науки и техники и т.д. Кроме того, образовательная система должна обеспечивать подготовку кадров для органов внутренних дел, доступность, высокое качество и непрерывность профессионального образования.
Непрерывность образования может быть обеспечена при реализации основных принципов, определяющих специфику непрерывного образования в системе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.
Под принципом в педагогической науке принято считать «специальную систему основных исходных требований к построению процесса профессиональной подготовки, выполнение которых обеспечивает решение стоящих перед ней
задач. Это своеобразные педагогические нормы, ориентация на которые и соблюдение которых организаторами подготовки и руководителями занятий ведут к успеху» [7; с. 188].
Принципы не придумываются и не декларируются, они интерактивный, обобщенный вывод из опыта подготовки и результатов психологопедагогических исследований. В них в рекомендательной форме выражены важнейшие психолого-педагогические закономерности, т.е. устойчивые причинноследственные связи между педагогическими воздействиями и получаемыми результатами. Поскольку каждая закономерность является результатом совокупного действия множества законов, она отражает многие связи и отношения.
Поэтому с целью обеспечения непрерывности образования приводимые ниже принципы необходимо рассматривать комплексно, в учебновоспитательном процессе во всех звеньях системы профессионального образования реализовывать не изолированно, а в совокупности с остальными.
1. Принцип преемственности содержания образования на разных ступенях образования. Обеспечение преемственности содержания образования на разных ступенях системы образования заключается в согласовании общих требований к знаниям, умениям и навыкам, а также в таком построении соответствующих программ курсов и дисциплин, их методологических и научных положений, чтобы изучение материала в процессе высшего профессионального образования начиналось не с азов по принципу «забудь, чему вас учили в школе», а являлось логическим продолжением знаний, умений и навыков, изученных на более низких ступенях профессионального образования. Знания и умения по «родственным» дисциплинам должны быть распределены так, чтобы последующее всегда основывалось на предшествующем, а предшествующее укреплялось последующим. Знания и умения, составляющие основу функциональной грамотности сотрудника органов внутренних дел, должны проектироваться так, чтобы, связывая настоящее с прошлым и будущим, преемственность обуславливала устойчивость такой характеристики фундаментализации содержания образования, как целостность. При этом необходимо исходить из того, что преемственность - это опора на пройденное, использование и дальнейшее развитие знаний, умений и навыков обучающихся на разных ступенях и уровнях образования, раскрытие основных идей курсов и дисциплин, которые создают разнообразные связи между ними, взаимодействие которых способствует достижению системы полных, прочных и глубоких знаний обучающихся на разных уровнях образования, обеспечивают
поступательный характер развития опыта интеллектуально-творческой и самообразовательной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
2. Принцип профессионально-прикладной направленности. Данный принцип отвечает основному предназначению подготовки сотрудников для органов внутренних дел и должен обеспечивать: профессионализацию, т.е. соответствие содержания специфике правоохранительной деятельности и ее отдельным задачам, проблемам, условиям, действиям и способам их осуществления; специализацию, т.е. полное подчинение содержания особенностям учебной группы и деятельности обучающихся в ней; практичность, т.е. преимущественную нацеленность на формирование навыков, умений и других компонентов практической деятельности профессионалов.
Дело подготовки не может ограничиваться общими разговорами и советами, а призвано быть по преимуществу профессионально-технологичным, обучать специалистов мелочам, имеющим значение для достижения нужных результатов, т.е. конкретным действиям, способам, операциям, приемам, их последовательности, видоизменениям в разных условиях, при взаимодействии с другими специалистами и т.д.
3. Принцип гражданственности соответствует закономерной подчиненности правоохранительной деятельности социальным потребностям общества. Профессионально действует лишь тот сотрудник, кто понимает, что каждое действие должно быть выверено через критерии общественных, гражданских интересов и отвечать им. Профессионально обучает тот руководитель, кто учит сотрудников постоянно видеть за повседневными делами сверхзадачи построения гуманного, демократического, правового, цивилизованного общества, подбирая соответствующим образом содержание занятия и продумывая способы его раскрытия. Этот принцип должен обеспечивать: гражданственность, патриотизм, долг и ответственность при отборе и раскрытии содержания обучения. Каждый раздел или вид подготовки, каждая тема могут и должны вносить свою лепту в формирование и совершенствование этой стороны профессионализма; обучение знаниям, способам и стилю решения профессиональных задач, отвечающих требованиям и условиям создания в России гуманного, демократического, ориентированного на человека, цивилизованного, правового общества. Необходимо включение в каждую тему социальных, моральных, этических, культурных, профессионально-психологических и профессионально-педагогических вопросов и отработка связанных с ними способов и приемов решения задач; формирование
современного, цивилизованного профессионального правосознания, которым должен обладать любой профессионал правоохранительных органов и без наличия которого он просто не может считаться таковым. Сотрудник должен обладать развитым правосознанием, основанным на точных, научных, достоверных знаниях, систематичных, полных, доказательно усвоенных, обеспечивающих строжайшее соблюдение законности, понимание и уважение прав граждан.
4. Принцип профессиональной основательности отвечает необходимости строить подготовку на достоверной, соответствующей требованиям жизни информации, знаниях, проверенном опыте; доводить формирование всех компонентов профессионализма до совершенного уровня, в деталях отработанного, прочно сохраняющегося и устойчивого к разрушающим факторам. Этот принцип должен обеспечивать нормативно-правовое соответствие организации подготовки требованиям существующего законодательства, подзаконных нормативных актов, приказов, директив, программ и планов; научность, опору на данные юридической науки, юридической педагогики, юридической психологии и других наук, имеющих отношение к правоохранительной сфере; актуальность, т.е. содержание подготовки должно отвечать функциям профессиональной деятельности сотрудников для повышения ее эффективности.
5. Принцип профессиональной надежности нацелен на удовлетворение высоких требований к профессионализму сотрудников органов внутренних дел, необходимость учиться действовать не как-нибудь, а наилучшим образом в любых условиях, преодолевать любые трудности. Это принцип должен обеспечивать последовательность, т.е. опору на достигнутый сотрудником уровень профессиональной подготовленности, преемственность в отборе содержания, его постепенного расширения и углубления; акмеологичность, т.е. систематичность в наращивании профессионализма, достижение его высот; поддержание натренированности, т.е. введение в содержание всей системы подготовки вопросов, тем, форм, методов, ориентированных на сохранение высокого уровня профессиональной подготовленности сотрудников, их способности в любом месте и в любое время проявить все, чему они были научены.
6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения сотрудников. Для реализации воспитательного потенциала учебных дисциплин в рамках учебновоспитательного процесса необходимо использовать все аспекты обучения: организацию занятий, воспитывающих организованность, дисциплинированность, добросовестность, требовательность к себе, аккуратность, волю в преодолении
трудностей, привычку к самостоятельной работе; содержание занятий, вносящих вклад в воспитание патриотизма, профессионализма, формирование правовых взглядов, убеждений и установок на соблюдение законности, привычек и потребностей в уважении прав и достоинства других людей, профессиональных привычек, мотивов к соблюдению норм и правил морали и т.д.; методики занятий, способствующих воспитанию таких качеств, как коллективизм, смелость, мужество, самообладание, активность, самостоятельность, инициативность и т.д.; обеспечение личной примерности педагогами, проводящими занятия, воспитание любви к профессии, желания овладеть всеми ее тонкостями и достигнуть высот профессионализма, упорства и настойчивости в работе над собой и т.д.
7. Принцип сознательности и активности отражает зависимость успешности подготовки от этих факторов и обеспечивается: мотивированием обучаемых, стимулированием их добросовестности и ответственности в повышении своей профессиональной квалификации и овладении знаниями; интеллектуальной активизацией обучаемых, т.е. тесной связью содержания с практикой, применением методик, ориентированных на мышление, методов практического обучения, новизной учебного материала; побуждением к инициативности и самостоятельности, что достигается методами диалогического и проблемного обучения, отказа от метода проведения занятий, при котором говорит только педагог; поощрением инициативы и самостоятельности обучаемых, обсуждением их предложений, подходов, вариантов решений; стимулированием и организацией самостоятельной работы обучаемых.
8. Принцип опережения требует более быстрого и гибкого развития, перестройки структуры образовательных учреждений, мобильного обновления их деятельности. Этот принцип ориентирует на широкое и активное использование новых форм, методов, средств обучения и переподготовки специалистов, на включение новаторских подходов к этому процессу.
Обобщая изложенное, необходимо отметить, что реалии профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел требуют от них систематического обновления имеющихся теоретических знаний, формирования новых умений и навыков, развития и совершенствования профессионально-личностных качеств. В связи с динамично развивающимися информационными технологиями, активно обновляющимся правовым пространством, даже самого лучшего и универсального образования не может хватить на всю жизнь. Сама жизнь и деятельность создают предпосылки для того, чтобы сделать сферу образования непре-
рывной. Однако непрерывность образования не должна расцениваться как слепое накопление знаний. Пополнение теоретических знаний, практических умений и навыков должно основываться на потребностях профессиональной деятельности, быть опережающим, с ориентацией на развитие личностно-профессиональных качеств и реализацию человеческого потенциала.
Целостность как важнейшая характеристика педагогического процесса во всех звеньях системы профессионального образования сотрудников органов внутренних дел, как единство обучения и воспитания становится эффективной только тогда, когда учебно-воспитательный процесс имеет характеристику непрерывности, которая, в свою очередь, обеспечивается реализацией основных принципов: преемственности содержания образования во всех звеньях системы профессионального образования; профессионально-прикладной направленности учебно-воспитательного процесса; гражданственности; профессиональной основательности; профессиональной надежности; воспитывающего и развивающего обучения; сознательности и активности; опережения.
* * *
1. Непрерывное многоуровневое профессиональное образование: учеб. пос. / под ред. Х. Бендрочика. СПб.: Питер, 1997. 80 с.
2. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., ПетуховМ.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: учеб. пос. М.: Мастерство, 2002. 288 с.
3. Об утверждении «Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»: приказ МВД России от 29.06.2009 № 490. ЦКЬ: http://www.garant.ru (дата обращения: 15.03.2010).
4. Образование - скрытое сокровище: Основные положения доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. ЦКЬ: http://www.ifap.ru (дата обращения: 15.03.2010).
5. ПионоваР.С. Педагогика высшей школы: учеб. пос. Мн.: Университетское, 2002. 256 с.
6. Юридическая педагогика: учебник / под ред. В .Я. Кикотя, А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 526 с.
7. Юридическая педагогика в МВД: учеб. пос. / под ред. А.М. Столяренко. М.: Академия управления МВД России, 1997. 298 с.