УДК 378
Бирюкова Марина Сергеевна
Луганская академия внутренних дел имени Э.А. Дидоренко
ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
Статья посвящена организации непрерывного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел системы МВД Луганской Народной Республики на примере Луганской академии внутренних дел имени Э.А. Ди-доренко.
Рассматриваются принципы управления системой непрерывного профессионального образования, использование андрагогического подхода в обучении, принцип непрерывности образования сотрудников органов внутренних дел в течение всей жизни, организационно-управленческий принцип непрерывного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел.
Отдельно в статье освещены «сильные» и «слабые» стороны, существующие «угрозы» и «перспективы» непрерывного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел, специфика непрерывного профессионального образования в системе МВД.
Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, андрагогика, сотрудники органов внутренних дел, функция непрерывного профессионального образования, принцип непрерывного профессионального образования, система организации непрерывного профессионального образования.
На современном этапе развития образования акцентируется внимание на принципе непрерывности обучения и подчеркивается важность обновления знаний в течение жизни. Непрерывное профессиональное образование сегодня решает важную социальную, экономическую, культурную проблему: способствует развитию профессиональной культуры, профессионализма, благодаря чему человек становится конкурентоспособным на протяжении всей жизни, а его деятельность в целом обеспечивается высоким уровнем профессионализма.
Образование ЛНР находится на этапе существенной модернизации и требует кардинальных изменений по совершенствованию системы управления на всех ее уровнях. Особого внимания требует непрерывное профессиональное образование (далее - НПО) сотрудников ОВД, которое начало формироваться как целостная система.
Весомый вклад в разработку теоретико-методологических положений обеспечения непрерывности образования в системе МВД осуществили и осуществляют такие ученые, как И. Горлинский, Б. Дам-баева, Т. Купавцев, А. Порожняков, И. Сташевская, В. Шалин и др. Основные положения системного подхода для решения педагогических проблем рассмотрены и реализованы в работах И. Блауберга, Е. Бурцева, Ф. Королева, Н. Кузьминой, В. Нович-кова, В. Садовского, В. Шадрикова, Е. Юдина и др.
Поддержка государством принципа непрерывности образования является доказательством его значимой роли в развитии общества. Непрерывное образование является объективно необходимым, поскольку научно-технический прогресс быстро приводит к девальвации образования во всех сферах, в том числе в системе подготовки сотрудников ОВД.
Непрерывное профессиональное образование стремится к своевременному реагированию на изменения, происходящие в обществе, и те требова-
ния, которые общество предъявляет к переподготовке сотрудников ОВД. Именно оно на современном этапе развития образовательной отрасли способно создать условия для систематического развития профессионализма сотрудников ОВД.
В связи с этим проблема обновления научно-методического обеспечения этого звена профессионального образования сотрудников ОВД приобрела особую актуальность. В процессе формирования внутренней положительной мотивации к обучению главное внимание в системе НПО должно сосредотачиваться на том, чтобы полицейский стремился к самоактуализации, саморазвитию, полнее использовал приобретенные знания в профессиональной деятельности. Следовательно, целью образования становится не только совершенствование педагогической техники и освоения новых технологий, но и создание условий для достижения сотрудником ОВД высокого уровня профессионализма и приобретения им навыков профессиональной деятельности.
Н. Протасова считает, что новые задачи непрерывного профессионального образования требуют разработки новых подходов, и предлагает шире использовать возможности андрагогики [3].
Поскольку в государственных документах обозначен переход на инновационную стратегию развития, то функция образования уже не ограничивается подготовкой кадров в системе МВД, а рассматривается шире, как моделирование социальных процессов путем формирования навыков, жизненных ориентиров, ценностных ориентаций людей. Непрерывное профессиональное образование становится инновационным, поскольку выполняет системообразующие функции как относительно социальных процессов, так и в отношении личностного развития. НПО создает социально-образовательное пространство, в котором может совершенствоваться каждый профессионал.
© Бирюкова М.С., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3
135
Роль непрерывного профессионального образования является особенно важной, поскольку оно призвано способствовать становлению республиканской образовательной системы с учетом ее социально-экономических, социально-политических процессов, развития этнокультурных традиций и исторического опыта.
Комплексный подход к решению совокупности образовательных проблем регионального и локального уровней предполагает оптимальный учет интересов профессиональных кадров системы МВД, осознание важности их роли в созидании современного общества республики.
В связи с важностью решения проблемы модернизации системы образования, повышения социального и профессионального статуса сотрудников ОВД особую актуальность приобретает конкретизация целостной образовательной системы республики, а также теоретические исследования проблем управления различными моделями НПО, в частности сотрудников ОВД, ее ориентация на прогрессивно-инновационную парадигму устойчивого развития.
Проведенный анализ научных исследований позволяет сделать вывод о том, что к числу наименее разработанных вопросов по проблеме управления НПО относятся:
- управление НПО как системой;
- управление учреждением, осуществляющим НПО;
- управление инновационной образовательной средой;
- структурно-организационные и содержательно-процессуальные аспекты управления НПО;
- механизмы управления качеством НПО.
Актуальным с точки зрения построения целостной системы НПО является мнение В. Олийныка относительно влияния современных тенденций развития общества на особенности системы НПО и решения ключевых задач по росту качества профессиональной подготовки специалистов. Одна из групп задач, по мнению ученого, заключается в разработке научно-методического инструментария и внедрению механизмов обеспечения высокого качества подготовки, повышению квалификации и переподготовки кадров путем совершенствования управления соответствующими учебными заведениями. «Особенно важно внедрить ... механизмы стратегического менеджмента (управления), заложив на его основе методологические и методические основы адаптивного управления профессиональным ростом кадров» [2, с. 5-6].
Система НПО должна стать интегративной частью целостной и долгосрочной программы развития образовательной системы республики.
Целью, задачей и содержанием профессионального роста сотрудников ОВД должна быть проблема преодоления противоречий между го-
сударственными требованиями, предъявляемыми к уровню образования, и реальными профессиональными достижениями сотрудников ОВД, степенью их готовности к осуществлению своей профессиональной деятельности.
Система НПО сотрудников ОВД должна максимально учитывать профессиональные и индивидуальные запросы сотрудников ОВД и, в первую очередь, условия работы, проживания, финансирования и предусматривать различные формы обучения: дневную (стационарное обучение), очно-заочную, очно-дистанционную, индивидуальную.
Широкое внедрение интерактивных технологий обучения в процессе непрерывного профессионального образования предполагает: взаимодействие участников учебного процесса, их личностное развитие, выработку умения работать в группах, учет мнения и позиции каждого при принятии совместного решения, использование современных информационных технологий обучения, внедрение дистанционного образования, учет ведущей роли самообразования в непрерывном процессе обучения, профессионального и личностного роста педагога.
Перечень основных положений относительно организации и содержания НПО сотрудников ОВД предусматривает использование андрагогическо-го подхода к обучению взрослых, а именно: учета психофизиологических, социально-психологических, социальных и психолого-педагогических факторов взрослого человека.
Такой подход максимально обеспечивает не только совершенствование профессионального становления сотрудников ОВД, а, что не менее важно, и непрерывной поступательности развития их как личности.
Заслуживает внимание работа В. Горшковой, в которой обосновывается необходимость использования неклассических подходов к системе образования взрослых, а именно:
- герменевтического;
- феноменологического;
- синергетического [1].
На данном этапе в системе МВД ЛНР непрерывное профессиональное образование сотрудников ОВД осуществляет ГУ ЛНР «Луганская академия внутренних дел имени Э.А. Дидоренко МВД ЛНР» (далее - ЛАВД имени Э.А. Дидоренко).
Одним из важных факторов, который способствует созданию оптимальной системы организации НПО сотрудников ОВД ЛНР, является формирование системы принципов осуществления управленческих процессов и принятия управленческих решений. «Принципы управления образованием устанавливают те исходные позиции, правила, руководствуясь которыми можно уверенно идти к намеченной цели» [4, с. 58].
Понимая принцип как научное понятие, которое указывает на общепринятые определяющие
136
Вестник КГУ ^ 2017
положения в подходах к управлению, строится модель взаимосвязи системы определенных принципов к организации НПО сотрудников ОВД.
В основу системы положены философские принципы, базирующиеся на философской антропологии, онтологии, социальной философии, этике, эстетике, логике и философской культурологии. Поскольку философия составляет теоретическую основу мировоззрения личности, мы философские знания рассматриваем как системообразующий фактор, влияющий на формирование мировоззрения сотрудника ОВД, осознание им своей роли, места и миссии в обществе, понимание смысла бытия и значимости собственной профессиональной деятельности, и являющийся базовым для формирования методологических принципов управления системой НПО.
К методологическим принципам организации и управления, кроме общепринятых научности, демократизации, гуманизации, системности, объективности и конкретности, дифференциации, индивидуализации, оптимальности и эффективности, мы относим и такие, как стратегическая направленность на конечный результат, программно-целевой подход; целеполагание, единство целей; гибкость и мобильность; вариативность; коммуникативность; иерархичность; стабильность; последовательность, согласованность ее преемственности; руководство; обратная связь.
Управление системой НПО должно базироваться на социально-экономических факторах, которые предполагают учет внешних и внутренних факторов эффективного функционирования системы НПО, ее опережающий характер. Прежде всего, это социальные интересы сотрудников ОВД, обеспечение материальных и моральных условий профессиональной деятельности и профессионального роста, повышения его социального статуса. Ведь социальная структура личности формируется не только в процессе общественной активности, семье или быту, а прежде всего в профессиональной деятельности. Все это способствует формированию принципа социальной ответственности сотрудников ОВД за результаты своего труда, их социальной и профессиональной адаптации.
Весомым фактором являются и экономические условия развития республики в целом и каждого района (города) в частности. Их влияние на формирование эффективной, мобильной системы НПО довольно ощутимо, и пренебрежение экономическими показателями, состоянием удовлетворенности потребностей сотрудников ОВД являются недопустимыми.
К организационно-управленческим принципам мы относим:
- принцип эффективности организационной структуры управления НПО;
- планирование и прогнозирование организационных мероприятий по повышению квалифи-
кации и профессионального роста в межкурсовой период;
- совершенствование управления системой НПО, ее рационализацию;
- развитие государственно-общественных форм управления системой НПО на всех ее уровнях;
- организационное и содержательное обеспечение обучения работающих сотрудников ОВД и подготовку резерва кадров, от которых зависит успешность реализации задач системы НПО.
Важным, с точки зрения достижения прогнозируемых результатов функционирования системы, является принцип обратной связи, что позволяет путем получения информации различными каналами анализировать ее, принимать соответствующие управленческие решения, вносить коррективы в планы и программы или даже менять стратегию развития системы НПО.
Психолого-педагогические аспекты управления системой НПО предусматривают реализацию таких принципов, как:
- гуманизация;
- демократизация образовательного процесса в целом и внедрения демократических принципов функционирования системы НПО;
- вариативность форм и содержания обучения, программ, средств;
- преемственность, последовательность и перспективность;
- учет возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей в процессе обучения взрослых, их социальный статус и роль;
- интерактивность обучения;
- сотрудничество;
- сознание необходимости познания неизвестного, целенаправленной деятельности в процессе получения новых знаний;
- многовариантность и гибкость форм системы НПО сотрудников ОВД;
- мотивация и мобилизация сотрудника ОВД на достижение общих и личных целей.
В ходе изучения и анализа научной литературы, нашего исследования на базе ЛАВД имени Э.А. Ди-доренко существующей системы НПО сотрудников ОВД, были выявлены «сильные» и «слабые» ее стороны, существующие «угрозы» и «перспективы».
К «сильным» сторонам данной системы были отнесены:
- значительный исторический опыт ее существования, что свидетельствует о ее жизнеспособности и адаптированности к существующему формату финансово-экономического обеспечения системы образования;
- наличие специализированных библиотечных и ресурсных фондов системы МВД;
- опыт использования научного потенциала по подготовке сотрудников ОВД для профессиональной деятельности;
Педагогика. Психология. Социокинетика № 3
137
- распространение лучшего опыта в республике, создание совместно с ведущими педагогами ВУЗов системы МВД ЛНР, ДНР и РФ учебных и методических материалов (учебников, учебных пособий), привлечение ведущих ученых и педагогов-новаторов Российской Федерации к учебному процессу, осуществление разнообразной организаторской работы с сотрудниками ОВД республики, применение информационно-коммуникационных технологий в непрерывном профессиональном образовании сотрудников ОВД;
- опыт использования элементов кредитно-мо-дульной системы обучения.
К «слабым» сторонам мы отнесли недостаточность:
- законодательного, нормативно-правового, материально-технического, научного, научно-методического и информационного обеспечения;
- кадрового обеспечения высокопрофессиональными методическими, педагогическими и научно-педагогическими работниками, подготовленными к работе в условиях инновационных изменений;
- постоянного обновления путем использования результатов обратной связи с сотрудниками ОВД, самообразования, результатов аттестации;
- финансовых возможностей по обеспечению профессионального развития профессорско-преподавательского состава, развития научно-методической базы, международного сотрудничества.
К «угрозам» действующей системы были отнесены:
- противоречие между желанием государства и министерства создавать и удерживать высокопрофессиональный аппарат для решения задач обеспечения правопорядка в обществе и сложностью практически реализовать это на данном этапе развития;
- значительная текучесть кадров в системе МВД.
К перспективным возможностям было отнесено:
- учет социально-политических требований государства, гуманистических требований общества и нравственно-этических ценностных установок личности сотрудников ОВД;
- инновационные программы и проекты, внедряемые в учреждения образования системы МВД на всех ее уровнях.
Следовательно, необходимо по-новому осмыслить структуру и содержание непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД. Мы исходим из того, что оно выполняет три основные взаимосвязанные между собой функции:
- развивает профессионализм сотрудников ОВД;
- обеспечивает научно-методическое сопровождение инноваций;
- проводит научно-педагогические исследования.
Таким образом, специфика непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД по сравнению с другими заключается в следующем.
Во-первых, есть возможности для обеспечения преемственности в развитии профессионализма сотрудников ОВД, как в процессе подготовки, так и профессиональной деятельности, а также в системе научно-методической работы. Это является практическим воплощением принципа непрерывности образования.
Во-вторых, создает предпосылки для более полного удовлетворения практических запросов отдельных сотрудников ОВД, а также для учета особенностей развития образования в конкретных регионах. На практике это способствует индивидуализации и дифференциации непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД.
В-третьих, объединяет научный потенциал профессорско-преподавательского состава с практическим опытом сотрудников ОВД, что является важным условием интеграции науки и практики в системе МВД, практико-ориентированной направленности научных исследований.
В-четвертых, ЛАВД имени Э.А. Дидоренко не только развивает свою собственную систему работы, но и обеспечивает развитие системы образования в целом. Специфические формы такого обеспечения должны соответствовать духу демократизации образования, то есть основываться на партнерских отношениях и взаимодействии всех участников этого процесса, способствовать развитию профессионализма.
В-пятых, последовательно осуществляет апробацию различных нововведений, обобщает опыт и вырабатывает практические рекомендации по их дальнейшему внедрению. Это особенно актуально для периода реформ, отличительной чертой которого является одновременное введение большого количества инноваций.
Библиографический список
1. Горшкова В.В. Философия образования взрослых как методологический интегратор новой концепции образования // Философия образования. - 2003. - № 7. - С. 76-83.
2. Олшник В.В. Науковi основи управлшня шдвищенням квалiфiкацil педагопчних пращвнишв профтехосвгги. - Ки1в: Мшешум. 2003. - 594 с.
3. Протасова Н.Г. Шслядипломна освгта педагопв: змют, структура, тенденцп розвитку. -Кив, 1998. - 171 с.
4. Регион: управление образованием по результатам: теория и практика / под ред. П.И. Третьякова. - М.: Новая шк., 2001. - 880 с.
Вестник КГУ А 2017
138