Научная статья на тему 'Качество непрерывного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел'

Качество непрерывного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / QUALITY / QUALITY OF EDUCATION / QUALITY OF TRAINING OF SPECIALISTS / COMPETENCY / COMPETENCY APPROACH / QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATION / ASSESSMENT OF QUALITY OF EDUCATION / EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюкова Марина Сергеевна

Статья посвящена проблеме улучшения качества непрерывного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел. Рассматриваются различные подходы к содержанию категории «качество». Анализируются составляющие качественного образования в целом и сотрудников органов внутренних дел в частности. В данной статье освещены вопросы, возникающие при реформировании системы непрерывного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел в процессе улучшения качества образования. Акцентируется внимание на особенностях системы управления качеством образования сотрудников органов внутренних дел. Определяются уровни обеспечения качества образования вузов системы МВД, внутренние и внешние факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality of continuous professional education of employees of the internal affairs bodies

The article is devoted to the problem of improving the quality of continuous professional education of employees of the internal affairs bodies. Various approaches to the content of the category "quality" are considered. The components of quality education in general and of employees of the internal affairs bodies in particular are analysed. This article highlights the issues that arise when reforming the continuous professional education system of employees of the internal affairs bodies in the process of improving the quality of education. Attention is focused on the peculiarities of the quality management system of the education of employees of the internal affairs bodies. The levels of ensuring the quality of education of the universities of the Ministry of Internal Affairs, internal and external factors are determined.

Текст научной работы на тему «Качество непрерывного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел»

УДК 378 ; 355.1

Бирюкова Марина Сергеевна

Луганская академия внутренних дел им. Э.А. Дидоренко

bms-lavd@mail.ru

КАЧЕСТВО НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Статья посвящена проблеме улучшения качества непрерывного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел. Рассматриваются различные подходы к содержанию категории «качество». Анализируются составляющие качественного образования в целом и сотрудников органов внутренних дел в частности.

В данной статье освещены вопросы, возникающие при реформировании системы непрерывного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел в процессе улучшения качества образования. Акцентируется внимание на особенностях системы управления качеством образования сотрудников органов внутренних дел. Определяются уровни обеспечения качества образования вузов системы МВД, внутренние и внешние факторы.

Ключевые слова: качество, качество образования, качество подготовки специалистов, компетентность, ком-петентностный подход, управление качеством образования, оценка качества образования, сотрудники органов внутренних дел.

Сегодняшний интерес мирового сообщества к проблеме улучшения качества образования, совершенствования профессионального мастерства вызван слишком быстрыми изменениями, которые происходят в обществе, производстве и тому подобное. Научить всему этому на школьной или студенческой скамье просто невозможно, поэтому актуальными становятся технологии и подходы обучения в течение жизни, различные формы образования и повышения квалификации. Не является исключением и непрерывное профессиональное образование (далее НПО) системы МВД, которой, на наш взгляд, должно быть уделено чрезвычайно большое внимание, поскольку это не просто сфера подготовки специалистов, а система формирования сотрудников ОВД, которые должны обеспечить правопорядок в Республике и поднять на должный уровень безопасность других членов общества.

Независимо от того, что изучение составляющих категории «качество» ведется несколько сотен лет, ученые до сих пор дискутируют по данному вопросу. Все определения категории «качество», которые сегодня существуют, Л. Громова, С. Тра-пицын и В. Тимченко предлагают объединить в следующие группы:

- качество как абсолютная оценка;

- качество как свойство предмета, объекта, явления;

- качество как соответствие назначению;

- качество как соответствие стоимости;

- качество как соответствие стандартам.

Истинность каждой из перечисленных характеристик понятия «качество» ограничивается субъективностью восприятия свойств и полезности предмета или явления каждым отдельным индивидом, что и определяет конкретное качество [2, с. 22-24].

Термины «качество образования», «мониторинг качества образования», «оценка качества образования» в последнее время стали очень популярными в образовательной среде как нашего государства, так и других стран мира. Такому быстрому распро-

странению этих терминов в определенной степени способствуют разнообразные международные проекты в образовательной сфере.

Проблема обеспечения качества образования имеет важное значение в общественном внимании. Эта проблема возникла не спонтанно, а в тесной связи с целым рядом «глобальных факторов, среди которых:

- во-первых, влияние научно технического прогресса на нашу жизнь, потребность соответствующих изменений в подготовке специалистов рыночной экономики;

- во-вторых, курс государства на мировую интеграцию и, как следствие, необходимость учитывать требования Болонского образовательного процесса;

- в-третьих, расширение и приобретение нового качества демократических процессов, построение гражданского общества» [1; 3].

Д. Колби и М. Уитт считают, что «качественное образование предполагает следующие составляющие:

- учащихся, которые здоровы, получают хорошее питание, готовы участвовать в образовательном процессе и учиться при поддержке семьи и общества;

- образовательную среду - здоровую, безопасную, обеспеченную необходимыми ресурсами и благоприятными условиями;

- содержание образования, которое отражено в соответствующих учебных программах и материалах для овладения базовыми знаниями, умениями и навыками, а также знаниями в таких областях, как тендер, здоровье, питание, преодоление болезней, мировое сосуществование;

- учебный процесс, направленный на развитие и формирование личности;

- результаты, которые включают знания, умения и личностную позицию и связаны с национальными задачами в области образования и позитивным участием в общественной жизни» [6].

Н. Селезнева понимает «качество высшего образования как сбалансированное соответствие

© Бирюкова М.С., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

109

высшего образования (как результата, процесса, образовательной среды) разнообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам), условиям» [7].

В современных условиях «качество образования относительно системы образования, отдельных образовательных учреждений, каждого субъекта образования, всех заинтересованных сторон - лакмусовая бумага социальной стабильности общества и гарантия его динамического развития» [2, с. 28].

Качество профессионального образования сотрудников ОВД как государственный заказ устанавливается через требования к выпускнику. Сегодня стандартная характеристика качества образования - уровень приобретенных знаний модифицируется в другой результат образования - компетентность в сфере профессиональной деятельности, устойчивая мотивация к обучению на протяжении всей жизни.

Процесс реформирования системы образования обусловил изменения концептуальных подходов и требований, предъявляемых обществом, государством, потребителями образовательных услуг к профессиональной деятельности сотрудников ОВД, что в свою очередь стало отправной точкой модернизации непрерывного профессионального образования данной категории.

Понятие «качество» приобретает доминирующее значение при характеристике образовательных процессов во всех сферах и на всех уровнях образования. Качество образования оценивают с позиций образовательного процесса при повышении квалификации руководителей и сотрудников ОВД. Рассматривают его и с позиции управления андрагогическим циклом в системе непрерывного профессионального образования. Действенным средством «обеспечения высокого качества образования является его постоянный мониторинг» [5].

Очень важно использовать данные мониторинга качества образования внутри страны. Его результаты представляют органам управления информацию о состоянии образовательной системы и ее составляющих, обнаруживают проблемы, возникшие во время достижения образовательной цели, выясняют тенденции развития образования для разработки соответствующей эффективной образовательной политики. То есть мониторинг качества образования является действенным инструментом управления его качеством, а соответственно процессом организации непрерывного профессионального образования.

Задачи управления качеством непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД целесообразно, по нашему мнению, разделить на две связанных между собой и одновременно самостоятельных задачи: с одной стороны, это задача обучения самих сотрудников ОВД, руководящих

кадров системы МВД, а также и научно-педагогических работников системы непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД вопросам измерения, оценки и управления качеством образования, применение новейших методов управления образованием, а с другой - внедрения в саму систему непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД технологий и систем управления качеством этого образования.

Во многих программных документах указано на необходимость улучшения качества образования как приоритетного направления реформирования образовательной отрасли. В связи с этим возникает ряд вопросов, на которые необходимо как можно быстрее найти ответы, иначе предложенные меры по реформированию системы образования и непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД, модернизации системы государственного управления не будут реализованы.

Первый вопрос, который необходимо научно разработать, обосновать, но потом обязательно нормативно утвердить в соответствующих документах, касается выяснения сущности категории «качество образования». Определение качества образования в целом и непрерывного профессионального в частности достаточно сложная задача, поскольку оно должно лаконично отражать современные общественные и личностные запросы, быть динамичным согласно меняющимся условиям и обстоятельствам. Возможно, именно этим объясняется наличие нескольких сотен определений этой категории. Отметим, что рассмотрение качества образования только как психолого-педагогической категории нецелесообразно. Качество образования аккумулирует в себе квинтэссенцию образовательной политики государства на определенном этапе его развития и отражает стратегические линии развития системы образования. Итак, в зависимости от того, что мы будем понимать под этим термином, какой смысл вкладывать в него, будет формироваться общая стратегия оценки и улучшения качества.

Качество образования мы предлагаем рассматривать как определенную совокупность свойств и характеристик образовательного процесса, которые придают ему способность формировать такой уровень профессиональной компетентности, который удовлетворит потребности граждан, предприятий и организаций, общества и государства в целом.

Второй вопрос, с какой целью нужно формировать это понятие? По нашему мнению, следует планировать деятельность по управлению этим качеством образования, то есть переводить его в состояние с желаемыми, заранее очерченными и, главное, четко определенными параметрами и характеристиками.

Третий вопрос касается того, как строить деятельность по улучшению качества образования на

110

Вестник КГУ ^ 2018

разных образовательных уровнях. Мы считаем, что качество образования как приоритетное направление государственной политики должно стать своеобразным стержнем, центральной идеей, на которую будет ориентироваться вся деятельность по модернизации непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД.

Наличие четкого понимания того, чем является качество образования, от чего оно зависит, даст возможность упорядочить огромное количество разрозненных ныне задач, образовательных программ, действий, установить последовательность их реализации, взаимосвязь между результатами внедрения и тому подобное. Иначе говоря, получение желаемого качества образования по определенным показателям нужно рассматривать как стратегическую цель развития образования, а вся деятельность по управлению образовательной сферой превратится в управление именно качеством образования в соответствии с его содержательным наполнением, структурой и определенными параметрами.

Четвертый вопрос, логично вытекающий из предыдущего: как управлять качеством образования? Если управление - перевод объекта в желаемое состояние, то, прежде всего, нужно научиться определять это состояние. Для этого желаемое и имеющееся (достигнутое ныне) состояние нужно описать в определенных показателях, которые можно достаточно точно, объективно и оперативно измерить в понятных и информативных единицах.

Логическим продолжением является следующее, чрезвычайно актуальное в этом смысле, задание. Это разработка системы показателей качества образования, которая дала бы возможность оперативно отслеживать достигнутые результаты развития образовательной системы согласно поставленным задачам и направлениям ее модернизации, анализировать и оценивать эти результаты на предмет достижения или недостижения цели образовательной политики. Как отдельное направление можно выделить также и задачу разработки показателей и критериев оценки качества профессиональной подготовки педагогических и руководящих кадров образования.

Следующий вопрос касается того, как научить преподавателей и руководителей технологиям планирования и анализа образовательной политики, методикам современного оценивания, управления образовательным учреждением и системой образования, качеством образования, то есть вопрос касается необходимости применения других прикладных, практически ориентированных методик, технологий преподавания и обучения педагогических и руководящих кадров образования.

В сфере непрерывного профессионального образования подходы к проблемам качества отражаются в различных стратегиях, одна из которых фиксирует качественную определенность системы

непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД, другая - удовлетворенность потребностей профессионального развития сотрудников ОВД. Первая исходит из «социального заказа» и конкретно-профессиональных требований. Она видит в системе непрерывного профессионального образования сферу услуг, где сотрудники ОВД выступают в роли клиентов. Вторая стратегия - гуманистическая - видит сотрудников ОВД не только как субъектов повышения квалификации, а живых людей, с их опытом, явными и скрытыми потребностями, ожиданиями, их жизненным миром.

В реализации задачи построения системы критериев оценки качества образовательного процесса наметились положительные тенденции в развитии и стандартизации таких ее отдельных элементов, как качество программ повышения квалификации сотрудников ОВД, информационно-методическое обеспечение образовательного процесса профессиональной подготовки, квалификация профессорско-преподавательского состава, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, качество управления.

Вместе с тем требуют решения следующие проблемы: введение единых требований к программно-методическому обеспечению повышения квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников ОВД, стандартизация непрерывного профессионального образования.

Таким образом, задача управления качеством непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД является чрезвычайно актуальной, учитывая процессы реформирования образовательной сферы и интеграции образовательной системы ЛНР в мировое образовательное пространство, и решать его нужно в комплексе и на всех уровнях управления.

Анализ литературы дает возможность нам сделать следующие выводы, что среди стратегических задач встает необходимость формирования у сотрудников ОВД мотивации и потребности непрерывного образования, а также дифференциации непрерывного профессионального образования в соответствии с запросами специалистов. Доминантой должно стать умение сделать выбор, что является ответом на вызов времени и способом самовыражения в профессии. Акценты в непрерывном профессиональном образовании сотрудников ОВД должны быть перенесены с изучения стандартных, инвариантных состояний на механизмы овладения новыми как содержательными, так и технологическими компонентами профессиональной деятельности.

Таким образом, можно говорить, что качество подготовки сотрудников ОВД в условиях современного вуза складывается из таких факторов как:

- требования Болонского соглашения;

- аттестационные и аккредитационные требования;

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

111

- конкуренция вузов в сфере образовательных услуг, а также на рынке труда;

- потребности заказчика образовательных услуг;

- применение управленческих систем качества в области образования;

- растущие требования персонала вуза к качеству организации образовательного процесса.

Миссия современных вузов в целом и вузов системы МВД в частности заключается в построении образовательного пространства как пространства профессионального самоопределения человека во всем многообразии его проявлений, что в свою очередь определяет новый этап развития образовательного учреждения, который направлен на:

- подготовку специалистов нового типа;

- всемерную поддержку развития образования республики;

- на создание новых преимуществ университетского образования и повышение его конкурентоспособности.

Все это требует обновления системы образования, обеспечения инновационности научной деятельности вуза, обновления научно-методического обеспечения развития образовательных систем, совершенствования управления образовательным учреждением.

Таким образом, проведенное теоретическое исследование проблемы и практика управленческой деятельности в системе НПО МВД дают основания сделать следующие выводы.

Во-первых, процесс формирования новой образовательной системы подготовки сотрудников ОВД зависит от качества управления образованием на всех ее уровнях.

Во-вторых, в новых социально-экономических условиях развития образования необходима мобильная система управления НПО - научно обоснованная, способная вовремя реагировать на инновационный поиск, стимулировать и внедрять инновации.

В-третьих, определяющей для качественного управления НПО есть система философских, методологических, социально-экономических, организационно-управленческих и психолого-педагогических принципов, единство которых обеспечивает высокую эффективность и достижение прогнозируемых результатов функционирования НПО МВД.

В-четвертых, в решении проблемы профессионального роста сотрудников ОВД, удовлетворения их потребностей в отношении новых знаний и технологий, личностного роста центр тяжести смещается на ЛАВД им. Э.А. Дидоренко, то есть на вуз системы МВД ЛНР, одной из важных задач которого является построение такой системы НПО, которая в сегодняшних условиях была бы достаточно оперативной и гибкой.

Библиографический список

1. Вiткiн Л. Деяш аспекти впровадження систем менеджменту якосл освгга у вузах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. management.com.ua/be/be024.html (дата обращения: 10.04.2018).

2. Громова Л.А. Качество образования в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: рос. видение: рекомендации по результатам науч. исслед. / Л.А. Громова, С.Ю. Трапицын, В.В. Тимченко; под ред. Г. А. Бордовского; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ 200б. - 71 c.

3. Гутник Г.В. Проектное управление качеством образования в регионе // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2001. - № 2. - С. 18-28.

4. Даниленко Л. 1нновацшш змши у системi тслядипломно1' освгга педагопчних пращвнишв [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/isp/2009_8-9/3_ Pisladiplom.pdf (дата обращения: 13.03.2018).

5. ЗайчукВ.О. Управлшня яшстю освгга як скла-дова державно1' освгтньош олггаки // Педагопка i психолопя. - 2007. - № 1. - С. 18-2б.

6. Кобли Д. Определение понятия качества в образовании: доклад ЮНИСЕФ / Джанетт Кобли, Миске Уитт. - Нью-Йорк, 2000. - 125 с.

7. Селезнева H.A. Качество высшего образования как объект системного исследования: лекция-докл. - М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. - 95 с.

References

1. Vitkin L. Deyaki aspekti vprovadzhennya sistem menedzhmentu yakosti osviti u vuzah [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.management. com.ua/be/be024.html (data obrashcheniya: 10.04.2018).

2. Gromova L.A. Kachestvo obrazovaniya v kontekste programmy YUNESKO «Obrazovanie dlya vsekh»: ros. videnie: rekomendacii po rezul'tatam nauch. issled. / L.A. Gromova, S.YU. Trapicyn, VV Timchenko; pod red. G.A. Bordovskogo; Ros. gos. ped. un-t im. A.I. Gercena. - SPb.: Izd-vo RGPU, 200б. - 71 c.

3. Gutnik G.V. Proektnoe upravlenie kachestvom obrazovaniya v regione // Standarty i monitoring v obrazovanii. - 2001. - № 2. - S. 18-28.

4. Danilenko L. Innovacijni zmini u sistemi pislyadiplomnoï osviti pedagogichnih pracivnikiv [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/isp/2009_8-9/3_ Pisladiplom.pdf (data obrashcheniya: 13.03.2018).

5. Zajchuk V.O. Upravlinnya yakistyu osviti yak skladova derzhavnoï osvitn'oïp olitiki // Pedagogika i psihologiya. - 2007. - № 1. - S. 18-2б.

6. Kobli D. Opredelenie ponyatiya kachestva v obrazovanii: doklad YUNISEF / Dzhanett Kobli, Miske Uitt. - N'yu-Jork, 2000. - 125 s.

7. Selezneva N.A. Kachestvo vysshego obrazovaniya kak ob"ekt sistemnogo issledovaniya: lekciya-dokl. - M.: Issled. centr problem kachestva podgot. specialistov, 2004. - 95 s.

112

Вестник КГУ 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.