УДК 355.1
Бирюкова Марина Сергеевна
Луганская академия внутренних дел им. Э.А. Дидоренко
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Статья посвящена вопросам развития профессиональной компетентности в системе непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД. Поиск новых систем, в том числе, и в межкурсовой период, обусловлен стратегией развития образования, где профессионализм и компетентность являются ключевыми условиями достижения качества образования.
Автор приходит к выводам, что одним из путей обновления содержания непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД и согласования его с современными образовательными потребностями, интеграцией в европейское и мировое образовательное пространство является ориентация на приобретение компетентностей, внедрение компетентностного подхода, как важнейшего условия формирования умений и навыков противодействия преступности.
Проведение научных исследований в данном направлении позволило выработать систему непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД. Система разработана на основе компетентностного подхода с учетом принципов целостности, системности, технологичности, вариативности и представлена во взаимосвязи целевого, содержательного, технологического и контрольно-аналитического компонентов.
Ключевые слова: система управления, непрерывное профессиональное образование, профессиональные компетентности, профессиональная подготовка, компетентностный подход, сотрудники органов внутренних дел.
Глубокие структурные преобразования, происходящие в органах внутренних дел (далее - ОВД) Луганской Народной Республики, обуславливают необходимость формирования корпуса правоохранителей на новой профессиональной основе. Эти процессы традиционно связаны с определением стратегий в подготовке и повышении квалификации кадров, обеспечивающих законность и правопорядок на территории строящегося государства. Закономерно перед ведомственным образованием возникают задачи по организации системного непрерывного обучения сотрудников ОВД, предусматривающего единство ведомственной специфики и современных педагогических технологий.
В педагогической доктрине проблема непрерывной профессиональной подготовки специалистов либо отдельные ее аспекты многократно рассматривались в трудах многих авторитетных ученых. Красной нитью проведенных исследований являются авторские разработки форм, методов и средств инновационного развития непрерывного профессионального образования, а также общие направления модернизации его содержания. В то же время, фрагментарно изученным остается вопрос, касающийся системы непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД на основе компетентностного подхода. Сложившаяся ситуация не соответствует ключевым основам укрепления кадрового потенциала ОВД. Обоснование вышеуказанной системы и является целью данной работы.
Анализ литературных источников позволил установить, что в педагогической теории под непрерывным профессиональным образованием понимается образование, в основе которого зало-
жен принцип непрерывности, направленный на компенсацию недостающего профессионального знания у специалистов по причинам объективного отставания базового образования от потребностей динамично развивающейся практики [1, с. 66].
Руководствуясь данным определением как отправным важно уточнить, что главное назначение педагогической системы - не получение нового знания о моделируемом явлении, а определение наиболее рационального алгоритма действий по решению актуальной задачи. Педагогическая система ориентирует на сами способы деятельности, создающие будущее, которое определяется целью моделирования [5, с. 159].
Таким образом, система непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД представляет собой алгоритм последовательного восполнения юридических знаний, формирование специализированных умений, а также навыков их применения в практической деятельности в соответствии с особенностями службы.
В данном контексте стоит отметить, что ком-петентностный подход ориентирует на единство содержания курсов повышения квалификации сотрудников ОВД и научно-методической работы в межкурсовой период, использование интерактивных, проектных технологий профессионального развития, организацию среды профессиональных коммуникаций.
Целью межкурсового периода является обеспечение развития компетенций в соответствии с вызовами времени и запросами образовательной практики. Это побуждает к предоставлению предложений по выбору различных сроков, форм обучения, модулей, разнообразного диагностического инструментария, который корректно измеряет
Вестник КГУ Л 2019
© Бирюкова М.С., 2019
142
Система непрерывного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел..
уровни развития отдельных компетенций и профессионализма в целом [3].
На наш взгляд, содержание непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД в свете возможностей компетентностного подхода не ограничивается лишь знаниево-ориенти-рованным компонентом. В его основу заложено устойчивое развитие когнитивной, операционно-технической и личностной составляющих профессиональной компетентности сотрудника ОВД.
Не менее важным представляется также связь профессиональных компетенций с профессиональными стандартами сотрудников ОВД, которые рассматриваются как перечень минимально необходимых требований к профессиональному уровню с учетом качества выполняемых работ в конкретной сфере правоохранительной деятельности. В этой связи особую важность приобрела необходимость внедрения инновационных технологий обучения, прежде всего, личностно ориентированного, дифференцированного, развивающего обучения.
Преломляя указанные положения к специфике прохождения службы в ОВД, обратим внимание на то, что обучение сотрудников на основе компетент-ностного подхода включает:
- интеграцию профессиональных и личностных качеств, ориентацию на выполнение задач профессиональной деятельности;
- преобразование слушателя курсов повышения квалификации из пассивного объекта педагогического воздействия в активного субъекта учебно-познавательной деятельности;
- формирование готовности к постоянному повышению образовательного уровня, потребности в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способности самостоятельно приобретать новые компетентности;
- развитие собственных способностей, формирование стремления к самореализации в профессиональной деятельности;
- использование имитационно-моделирующих, проектно-исследовательских методов, контекстного обучения, принципов интеграции учебной, проектной и исследовательской деятельности;
- стандартизацию диагностических замеров с переходом от оценки знаний к оценке компетенций и определения уровня компетентности в целом.
По нашему мнению, исследуемая система наиболее эффективно реализуется на основе модульной системы в периоды курсового и межкурсового повышения квалификации сотрудников ОВД. С ее помощью образовательный процесс обеспечивает укрепления теоретических и прикладных знаний в области специализаций профессиональной деятельности сотрудников ОВД, повышение инди-
видуального восприятия основ этики и эстетики, закрепление методологических принципов, закономерностей и форм дальнейшего самообразования.
В структурном виде система непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД на основе компетентностного подхода представляет собой систему из трех блоков:
Блок I. Общие компетентности.
Блок II. Общепрофессиональные компетентности.
Блок III. Специально профессиональные компетентности.
Таким образом, исследуемая система обеспечивает формирование содержания компетентностей сотрудников ОВД.
Общие компетентности сотрудника ОВД: социальная, общекультурная, здоровьесберегающая, гражданская, информационная.
Общепрофессиональные компетентности сотрудника ОВД: функциональные, когнитивные, деятельностные, коммуникативные, личностные.
Специально-профессиональные компетентности сотрудника ОВД: специально-теоретические компетенции; специально-методические компетенции; специально-технологические компетенции.
Реализация указанной системы непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД на основе компетентностного подхода позволяет достичь следующих результатов:
- сформировать мотивы личностного профессионального саморазвития и самореализации, самоменеджмента;
- сформировать компетентности сотрудников ОВД: общие (курсовая подготовка), общепрофессиональные (самоменеджмент), специально профессиональные (андрагогический цикл в области узкоспециализированной профессиональной деятельности) [2];
- повысить уровень профессионального мастерства сотрудников ОВД;
- сформировать умения и навыки использовать учебные, учебно-методические, информационно-образовательные ресурсы в профессиональной деятельности;
- обеспечить благоприятную среду, для достижения успеха и качества в профессиональной деятельности;
- обеспечить распространение лучшего опыта работы в профессиональной сфере.
Таким образом, трехблочная система непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД на основе компетентностного подхода определяет направления инновационного развития профессиональной подготовки сотрудников ОВД в области непрерывного профессионального образования, а также способствует формированию профессионализма кадров системы ОВД.
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
143
Библиографический список
1. Белова Е.Н. Теоретико-методологические основы непрерывного и дополнительного профессионального образования // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2013. - № 4 (26). - С. 64-68.
2. Бiрюкова М.С. Модель управлшня яшстю шслядипломно! освгги сощальних педагопв ЗНЗ на засадах компетентшсного шдходу // Освгта на Луганщиш. - 2013. - № 1 (38). - С. 137-143.
3. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентност-ная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
4. Роботова А. С. О некоторых вопросах методологии изучения феномена «непрерывное образование» // Непрерывное образование: XXI век: научный электронный ежеквартальный журнал. -2014. - Вып. 2 (6). - С. 1-15.
5. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных систем: дис. д-ра пед. наук. -Челябинск, 2004. - 345 с.
References
1. Belova E.N. Teoretiko-metodologicheskie osnovy nepreryvnogo i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. VP. Astafeva. - 2013. - № 4 (26). - S. 64-68.
2. Biryukova M.S. Model' upravlinnya yakistyu pislyadiplomnoï osviti social'nih pedagogiv ZNZ na zasadah kompetentnisnogo pidhodu // Osvita na Luganshchini. - 2013. - № 1 (38). - S. 137-143.
3. Bolotov V.A., Serikov V.V. Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatel'noj programme // Pedagogika. - 2003. - № 10. - S. 8-14.
4. Robotova A.S. O nekotoryh voprosah metodologii izucheniya fenomena «nepreryvnoe obrazovanie» // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek: nauchnyj ehlektronnyj ezhekvartal'nyj zhurnal. -2014. - Vyp. 2 (6). - S. 1-15.
5. YAkovleva N.O. Pedagogicheskoe proektirovanie innovacionnyh sistem: dis. d-ra ped. nauk. - CHelyabinsk, 2004. - 345 s.
144
Вестник КГУ 2019