Научная статья на тему 'Система непрерывного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел на основе компетентностного подхода'

Система непрерывного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел на основе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / CONTROL SYSTEM / CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCY / VOCATIONAL TRAINING / COMPETENCY APPROACH / STAFF OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюкова Марина Сергеевна

Статья посвящена вопросам развития профессиональной компетентности в системе непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД. Поиск новых систем, в том числе, и в межкурсовой период, обусловлен стратегией развития образования, где профессионализм и компетентность являются ключевыми условиями достижения качества образования. Автор приходит к выводам, что одним из путей обновления содержания непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД и согласования его с современными образовательными потребностями, интеграцией в европейское и мировое образовательное пространство является ориентация на приобретение компетентностей, внедрение компетентностного подхода, как важнейшего условия формирования умений и навыков противодействия преступности. Проведение научных исследований в данном направлении позволило выработать систему непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД. Система разработана на основе компетентностного подхода с учетом принципов целостности, системности, технологичности, вариативности и представлена во взаимосвязи целевого, содержательного, технологического и контрольно-аналитического компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бирюкова Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of continuous professional education of staff of bodies of internal affairs on the basis of competency approach

The article is devoted to issues of development of professional competency in the system of continuous professional education of staff of bodies of internal affairs. Search of new systems, including during shift, is topical in the strategy of development of such education, where professionalism and competency are key conditions of achieving quality of education. The author comes to conclusions that the ways of updating of content of continuous professional education of staff of bodies of internal affairs, the ways of their coordination with modern educational requirements, with integration into the European and into world educational space, the ways of transition to acquisition of competency, include the focus on introduction of competency approach as on the most important condition of formation of skills of counteraction against crime. Conducting scientific investigations in this field allowed developing the system of continuous professional education of staff of bodies of internal affairs. The system is developed on the basis of competency approach taking into account the principles of integrity, systemacity, technological effectiveness, variability; it is presented in a coordinated fashion with target, substantial, technological and control-analytical components.

Текст научной работы на тему «Система непрерывного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел на основе компетентностного подхода»

УДК 355.1

Бирюкова Марина Сергеевна

Луганская академия внутренних дел им. Э.А. Дидоренко

[email protected]

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Статья посвящена вопросам развития профессиональной компетентности в системе непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД. Поиск новых систем, в том числе, и в межкурсовой период, обусловлен стратегией развития образования, где профессионализм и компетентность являются ключевыми условиями достижения качества образования.

Автор приходит к выводам, что одним из путей обновления содержания непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД и согласования его с современными образовательными потребностями, интеграцией в европейское и мировое образовательное пространство является ориентация на приобретение компетентностей, внедрение компетентностного подхода, как важнейшего условия формирования умений и навыков противодействия преступности.

Проведение научных исследований в данном направлении позволило выработать систему непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД. Система разработана на основе компетентностного подхода с учетом принципов целостности, системности, технологичности, вариативности и представлена во взаимосвязи целевого, содержательного, технологического и контрольно-аналитического компонентов.

Ключевые слова: система управления, непрерывное профессиональное образование, профессиональные компетентности, профессиональная подготовка, компетентностный подход, сотрудники органов внутренних дел.

Глубокие структурные преобразования, происходящие в органах внутренних дел (далее - ОВД) Луганской Народной Республики, обуславливают необходимость формирования корпуса правоохранителей на новой профессиональной основе. Эти процессы традиционно связаны с определением стратегий в подготовке и повышении квалификации кадров, обеспечивающих законность и правопорядок на территории строящегося государства. Закономерно перед ведомственным образованием возникают задачи по организации системного непрерывного обучения сотрудников ОВД, предусматривающего единство ведомственной специфики и современных педагогических технологий.

В педагогической доктрине проблема непрерывной профессиональной подготовки специалистов либо отдельные ее аспекты многократно рассматривались в трудах многих авторитетных ученых. Красной нитью проведенных исследований являются авторские разработки форм, методов и средств инновационного развития непрерывного профессионального образования, а также общие направления модернизации его содержания. В то же время, фрагментарно изученным остается вопрос, касающийся системы непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД на основе компетентностного подхода. Сложившаяся ситуация не соответствует ключевым основам укрепления кадрового потенциала ОВД. Обоснование вышеуказанной системы и является целью данной работы.

Анализ литературных источников позволил установить, что в педагогической теории под непрерывным профессиональным образованием понимается образование, в основе которого зало-

жен принцип непрерывности, направленный на компенсацию недостающего профессионального знания у специалистов по причинам объективного отставания базового образования от потребностей динамично развивающейся практики [1, с. 66].

Руководствуясь данным определением как отправным важно уточнить, что главное назначение педагогической системы - не получение нового знания о моделируемом явлении, а определение наиболее рационального алгоритма действий по решению актуальной задачи. Педагогическая система ориентирует на сами способы деятельности, создающие будущее, которое определяется целью моделирования [5, с. 159].

Таким образом, система непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД представляет собой алгоритм последовательного восполнения юридических знаний, формирование специализированных умений, а также навыков их применения в практической деятельности в соответствии с особенностями службы.

В данном контексте стоит отметить, что ком-петентностный подход ориентирует на единство содержания курсов повышения квалификации сотрудников ОВД и научно-методической работы в межкурсовой период, использование интерактивных, проектных технологий профессионального развития, организацию среды профессиональных коммуникаций.

Целью межкурсового периода является обеспечение развития компетенций в соответствии с вызовами времени и запросами образовательной практики. Это побуждает к предоставлению предложений по выбору различных сроков, форм обучения, модулей, разнообразного диагностического инструментария, который корректно измеряет

Вестник КГУ Л 2019

© Бирюкова М.С., 2019

142

Система непрерывного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел..

уровни развития отдельных компетенций и профессионализма в целом [3].

На наш взгляд, содержание непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД в свете возможностей компетентностного подхода не ограничивается лишь знаниево-ориенти-рованным компонентом. В его основу заложено устойчивое развитие когнитивной, операционно-технической и личностной составляющих профессиональной компетентности сотрудника ОВД.

Не менее важным представляется также связь профессиональных компетенций с профессиональными стандартами сотрудников ОВД, которые рассматриваются как перечень минимально необходимых требований к профессиональному уровню с учетом качества выполняемых работ в конкретной сфере правоохранительной деятельности. В этой связи особую важность приобрела необходимость внедрения инновационных технологий обучения, прежде всего, личностно ориентированного, дифференцированного, развивающего обучения.

Преломляя указанные положения к специфике прохождения службы в ОВД, обратим внимание на то, что обучение сотрудников на основе компетент-ностного подхода включает:

- интеграцию профессиональных и личностных качеств, ориентацию на выполнение задач профессиональной деятельности;

- преобразование слушателя курсов повышения квалификации из пассивного объекта педагогического воздействия в активного субъекта учебно-познавательной деятельности;

- формирование готовности к постоянному повышению образовательного уровня, потребности в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способности самостоятельно приобретать новые компетентности;

- развитие собственных способностей, формирование стремления к самореализации в профессиональной деятельности;

- использование имитационно-моделирующих, проектно-исследовательских методов, контекстного обучения, принципов интеграции учебной, проектной и исследовательской деятельности;

- стандартизацию диагностических замеров с переходом от оценки знаний к оценке компетенций и определения уровня компетентности в целом.

По нашему мнению, исследуемая система наиболее эффективно реализуется на основе модульной системы в периоды курсового и межкурсового повышения квалификации сотрудников ОВД. С ее помощью образовательный процесс обеспечивает укрепления теоретических и прикладных знаний в области специализаций профессиональной деятельности сотрудников ОВД, повышение инди-

видуального восприятия основ этики и эстетики, закрепление методологических принципов, закономерностей и форм дальнейшего самообразования.

В структурном виде система непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД на основе компетентностного подхода представляет собой систему из трех блоков:

Блок I. Общие компетентности.

Блок II. Общепрофессиональные компетентности.

Блок III. Специально профессиональные компетентности.

Таким образом, исследуемая система обеспечивает формирование содержания компетентностей сотрудников ОВД.

Общие компетентности сотрудника ОВД: социальная, общекультурная, здоровьесберегающая, гражданская, информационная.

Общепрофессиональные компетентности сотрудника ОВД: функциональные, когнитивные, деятельностные, коммуникативные, личностные.

Специально-профессиональные компетентности сотрудника ОВД: специально-теоретические компетенции; специально-методические компетенции; специально-технологические компетенции.

Реализация указанной системы непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД на основе компетентностного подхода позволяет достичь следующих результатов:

- сформировать мотивы личностного профессионального саморазвития и самореализации, самоменеджмента;

- сформировать компетентности сотрудников ОВД: общие (курсовая подготовка), общепрофессиональные (самоменеджмент), специально профессиональные (андрагогический цикл в области узкоспециализированной профессиональной деятельности) [2];

- повысить уровень профессионального мастерства сотрудников ОВД;

- сформировать умения и навыки использовать учебные, учебно-методические, информационно-образовательные ресурсы в профессиональной деятельности;

- обеспечить благоприятную среду, для достижения успеха и качества в профессиональной деятельности;

- обеспечить распространение лучшего опыта работы в профессиональной сфере.

Таким образом, трехблочная система непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД на основе компетентностного подхода определяет направления инновационного развития профессиональной подготовки сотрудников ОВД в области непрерывного профессионального образования, а также способствует формированию профессионализма кадров системы ОВД.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

143

Библиографический список

1. Белова Е.Н. Теоретико-методологические основы непрерывного и дополнительного профессионального образования // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2013. - № 4 (26). - С. 64-68.

2. Бiрюкова М.С. Модель управлшня яшстю шслядипломно! освгги сощальних педагопв ЗНЗ на засадах компетентшсного шдходу // Освгта на Луганщиш. - 2013. - № 1 (38). - С. 137-143.

3. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентност-ная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.

4. Роботова А. С. О некоторых вопросах методологии изучения феномена «непрерывное образование» // Непрерывное образование: XXI век: научный электронный ежеквартальный журнал. -2014. - Вып. 2 (6). - С. 1-15.

5. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных систем: дис. д-ра пед. наук. -Челябинск, 2004. - 345 с.

References

1. Belova E.N. Teoretiko-metodologicheskie osnovy nepreryvnogo i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. VP. Astafeva. - 2013. - № 4 (26). - S. 64-68.

2. Biryukova M.S. Model' upravlinnya yakistyu pislyadiplomnoï osviti social'nih pedagogiv ZNZ na zasadah kompetentnisnogo pidhodu // Osvita na Luganshchini. - 2013. - № 1 (38). - S. 137-143.

3. Bolotov V.A., Serikov V.V. Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatel'noj programme // Pedagogika. - 2003. - № 10. - S. 8-14.

4. Robotova A.S. O nekotoryh voprosah metodologii izucheniya fenomena «nepreryvnoe obrazovanie» // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek: nauchnyj ehlektronnyj ezhekvartal'nyj zhurnal. -2014. - Vyp. 2 (6). - S. 1-15.

5. YAkovleva N.O. Pedagogicheskoe proektirovanie innovacionnyh sistem: dis. d-ra ped. nauk. - CHelyabinsk, 2004. - 345 s.

144

Вестник КГУ 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.