https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.3.14
Ашхотова Лиана Аркадьевна, Ярычев Насруди Увайсович
ПРИНЦИПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИНСТИТУТЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
В статье рассматривается коммуникативная мобильность как профессионально важное качество сотрудников органов внутренних дел, обоснована необходимость ее формирования в системе повышения квалификации. Представлена система принципов, включающая идеи андрагогики, дополнительного профессионального образования и особенности профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел (ОВД). Опора на принципы системности, непрерывности и преемственности, открытости и вариативности, коллективной деятельности обучающихся позволяет совершенствовать коммуникативную мобильность сотрудников ОВД в процессе обучения в институте повышения квалификации. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/472019/3/14.html
Источник
Педагогика. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2019. Том 4. Выпуск 3. C. 73-78. ISSN 2500-0039.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2019/З/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 378.14 Дата поступления рукописи: 12.09.2019
https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.3.14
В статье рассматривается коммуникативная мобильность как профессионально важное качество сотрудников органов внутренних дел, обоснована необходимость ее формирования в системе повышения квалификации. Представлена система принципов, включающая идеи андрагогики, дополнительного профессионального образования и особенности профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел (ОВД). Опора на принципы системности, непрерывности и преемственности, открытости и вариативности, коллективной деятельности обучающихся позволяет совершенствовать коммуникативную мобильность сотрудников ОВД в процессе обучения в институте повышения квалификации.
Ключевые слова и фразы: коммуникативная мобильность; профессионально важные качества; повышение квалификации; принципы обучения; сотрудники ОВД.
Ашхотова Лиана Аркадьевна
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал)
Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Нальчик st4nsvet@yandex. т
Ярычев Насруди Увайсович, д. пед. н., профессор
Чеченский государственный университет, г. Грозный nasrudiny@mail. т
ПРИНЦИПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИНСТИТУТЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел (ОВД), успешное выполнение ими служебных задач требуют высоких деловых, моральных и коммуникативных качеств, а также психологической готовности к соблюдению строгой служебной дисциплины в специфических условиях. В настоящее время в системе правоохранительной деятельности становятся все более сложными формы социального взаимодействия, в которых важнейшую роль играют коммуникативные качества сотрудника органов внутренних дел. Необходимы навыки общения с различными категориями людей, включая локальную коммуникацию в коллективе для внутренней служебной деятельности и внешнее общение с участниками административного и уголовного производства. Вежливость и тактичность, чуткость к заявлениям граждан, соблюдение закона вне зависимости от того, является ли собеседник правонарушителем, свидетелем или иным лицом, определяются уровнем профессиональной культуры сотрудника ОВД. Для коммуникации с людьми различного пола и возраста, национальностей и профессий требуется мобильность: умение быстро переключаться, обмениваться мнениями, подбирать нужные способы общения с учетом индивидуальных особенностей собеседника; обобщать разнородную информацию; грамотная, логически последовательная речь; навыки четкого изложения информации в устной и письменной формах. Совокупность этих качеств мы называем коммуникативной мобильностью, которая становится компонентом системы профессиональных компетенций сотрудников органов внутренних дел. Это актуализирует задачу формирования коммуникативной мобильности в системе подготовки и повышения квалификации кадров ОВД.
Научная новизна данного исследования связана с разработкой и обоснованием системы принципов совершенствования коммуникативной мобильности сотрудников органов внутренних дел, которые сформулированы в русле андрагогического подхода и учитывают особенности профессиональной подготовки в правоохранительной системе. Целью исследования является определение принципов и методов обучения, способствующих повышению уровня коммуникативной мобильности в ходе учебного процесса в институте повышения квалификации. Для достижения цели определим понятие коммуникативной мобильности и ее роль в системе важных качеств сотрудника ОВД; на основе теоретико-методологического анализа установим принципы обучения, способствующие развитию данного качества в процессе обучения.
Установим сущность понятия «коммуникативная мобильность», что позволит определить педагогические принципы, необходимые для реализации задачи ее формирования и развития в системе повышения квалификации. Будем учитывать родовое понятие «мобильность», видовое отличие (коммуникация), а также особенности профессиональной деятельности современных сотрудников органов внутренних дел. Мобильность в справочной литературе определяется как «подвижность, способность к быстрому передвижению, готовность к действию» [10, а 328].
В различных науках используются понятия «социальная мобильность», связанная с перемещением социального объекта или индивида в обществе [18], «профессиональная мобильность» в различных сферах деятельности [1; 8], компонентом которой является коммуникативная мобильность; «социокультурная мобильность», «социально-профессиональная мобильность» [8], «отраслевая мобильность» [1; 20], «квалификационная мобильность» [1], «культурная мобильность». Выделяют горизонтальную и вертикальную мобильность, восходящую
(социальный подъем) и нисходящую (движение вниз по социальной лестнице), межпоколенную и внутрипоколенную [1; 18]. Современные педагоги и психологи, обучающие сотрудников ОВД, уделяют внимание коммуникативной компетентности, мобильности в профессиональной деятельности [3; 4; 6; 9; 17]. Для социальной и профессиональной мобильности специалистов, по нашему мнению, необходима коммуникативная мобильность, она определяется функционалом профессиональной деятельности, входит в критерии определения профессиональной пригодности.
Таким образом, понятие «мобильность» относится к числу междисциплинарных понятий, активно используется в аппарате многих научных дисциплин, включает атрибуты: подвижность, изменчивость, способность к быстрому передвижению в социуме и готовность к действию. Мобильность рассматривается авторами в двух контекстах - как черта личности человека и как проявление его деятельности [1; 5; 6].
Для определения вида мобильности выделяется признак, влияющий на изменения в содержании деятельности человека. Таким признаком можно считать коммуникацию. Под коммуникацией понимается активное взаимодействие между субъектами, предполагающее информационный обмен [16, с. 612]. Навыки коммуникации обеспечивают значительный успех в выборе стиля общения с коллективом и с отдельными личностями. Поэтому коммуникация является неотъемлемой составляющей поведения большинства людей, особенно специалистов в сфере «человек-человек». Коммуникативная мобильность значима в профессиональной деятельности сотрудника ОВД, так как на практике коммуникативная деятельность занимает до 80% служебного времени и во многом определяет профессиональную пригодность.
Среди необходимых личностных и деловых качеств при приеме на работу, согласно «Правилам профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации», назван «уровень общего интеллектуального развития, способностей к логическим суждениям и умозаключениям, а также к четкому изложению информации в устной и письменной формах» [13]. Следовательно, основой профессиональной пригодности сотрудника ОВД являются коммуникативные компетенции.
Данный вывод подтверждается исследованием, проведенным А. В. Осинцевой, О. В. Гармановой на базе Тюменского юридического института МВД России. Сотрудники специализаций участковый, оперуполномоченный и следователь отвечали на вопросы специального опросника, определяя признаки успешной профессиональной деятельности. К числу черт идеального образа сотрудника ОВД, успешно выполняющего свои обязанности, отнесены особенности интеллектуального и психологического развития: объективное и быстрое восприятие информации, развитие логического мышления и всех видов памяти, умение обобщать информацию; уверенная, отчетливая, грамотная, логически последовательная, выразительная речь [11, с. 17].
Структура важных качеств сотрудника ОВД определяется многогранной профессиональной деятельностью. Так, поисковая сторона, сбор исходной информации требуют навыков работы с устной и письменной речью, в том числе в электронном виде. Коммуникативная сторона включает профессиональное общение для решения правоохранительных задач, а также общение с коллегами, должностными лицами в коллективе. Преобразование полученной информации в специальные формы (протоколы, постановления и т. д.) отражает удостоверительную сторону деятельности. Переработка и обобщение информации и принятие законного решения, осуществление профилактических, коррекционных мероприятий - это реконструктивная и социальная стороны правоохранительной деятельности. Каждая из названных сторон требует коммуникативной мобильности.
Итак, теоретические исследования и практика показывают, что для успешного выполнения профессиональной деятельности важнейшими качествами являются: умение быстро переключать внимание на другой объект; способность внимательно слушать и убеждать людей; развитое логическое мышление; умение грамотно выражать свои мысли; хорошая интуиция, умение разбираться в людях; эмоциональная устойчивость, выдержанность. Безусловно, эти навыки необходимы для выработки коммуникативной мобильности. При достаточном развитии данного качества появляются способности располагать к себе людей, вызывать у них чувство доверия, быстро устанавливать контакты, находить нужный тон и форму общения. Это необходимо для оказания правовой, социальной, психологической поддержки граждан и выполнения иных служебных обязанностей [4].
Несмотря на ежедневную практику общения сотрудников друг с другом и с другими людьми, специалистов, имеющих высокую коммуникативную компетенцию, немного. Недостаточен уровень компетенции и у молодых специалистов ОВД, о чем свидетельствуют проведенные исследования [3; 4; 20]. Поэтому формирование коммуникативных качеств личности необходимо начинать в высшей школе, совершенствуя методы обучения и педагогические условия. Эти задачи поставлены новым ФГОС высшего профессионального образования [22]. Однако в настоящее время в образовательной подготовке сотрудников ОВД внимание на развитие коммуникативной компетенции обращается в недостаточном объеме, хотя необходимость психолого-педагогической подготовки предусматривается [20, с. 146]. Обучение характеризуется информационной замкнутостью, жесткой организацией образовательного процесса, что приводит к несоответствию между заявленными и реальными компетенциями выпускников [4, с. 99].
Коммуникативные качества необходимо формировать в целостной системе личных, моральных мировоззренческих качеств [3, с. 151]. Ведь стихийное развитие коммуникативных умений приводит на практике к проявлению авторитарных либо псевдодемократических стилей общения, порождает негативные последствия. Поэтому развитие коммуникативных качеств, коммуникативной мобильности становится актуальной задачей системы повышения квалификации. Данное направление включено в практику институтов повышения квалификации, но пока не выделено в качестве структурной составляющей программы, связанной с развитием профессиональных компетенций.
Возникает необходимость определить принципы развития коммуникативной мобильности сотрудников органов внутренних дел, используя теоретико-методологические основы андрагогики, дополнительного профессионального образования, учитывая особенности и методы профессиональной подготовки сотрудников ОВД. Повышение квалификации - это процесс передачи новых профессиональных навыков и знаний сотрудникам. В современных условиях в подготовке квалифицированных кадров для правоохранительных органов используются личностно-ориентированная парадигма образования, комплексный подход к организации педагогической системы [11; 17; 20]. Эти же идеи заложены в основу мировой практики повышения квалификации, целенаправленного процесса поддержания профессиональной компетенции сотрудников [21; 23]. Так, среди компетенций, которыми должен владеть любой современный гражданин, Совет Европы назвал владение устным и письменным общением и умение учиться в течение всей жизни [23, p. 24].
Обучение взрослых предполагает опору на принципы андрагогики с учетом возрастных категорий: до 25 лет, от 25 до 45 лет, свыше 45 лет. В первой и второй категориях рассматриваются две группы -не имеющие и имеющие профессиональное образование. Первой группе необходимо дать это образование, обеспечив первоначальное обучение или переподготовку. Вторая группа и обучающиеся из третьей возрастной категории для повышения профессионального уровня проходят курсы повышения квалификации. Взрослый человек имеет положительный для него опыт поведения, профессиональной деятельности и т.д. Однако этот опыт устаревает, входит в противоречие с новыми законами, навыками и требованиями, передовым опытом. Трудности в обучении взрослого человека обусловлены также тем, что процессы восприятия и запоминания у взрослого протекают не столь продуктивно, как у ребенка. Поэтому важность приобретают принципы, методы и способы обучения [7; 8].
Наука выделяет следующие основные принципы андрагогики: приоритетности самостоятельного обучения, совместной деятельности, использования имеющегося положительного жизненного опыта, корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний, индивидуального подхода к обучению, элективности обучения, востребованности результатов обучения практической деятельностью обучающегося, системности обучения, развития обучающегося [8, с. 23]. Большинство из них используются в процессе повышения квалификации сотрудников ОВД. Для эффективного развития коммуникативной мобильности полагаем особо важными следующие принципы андрагогики: системности и непрерывности, коллективной деятельности обучающихся, индивидуального подхода к обучению с учетом социально-психологических характеристик личности. Рассмотрим принципы подробнее.
Принцип системности и непрерывности заключается в соответствии целей и содержания обучения его формам, средствам и методам, достижению необходимых результатов. Системность обеспечивается систематичностью обучения с учетом результатов предыдущей учебы и новых задач. Реализация данного принципа базируется на современной законодательно определенной модели непрерывного образования в формах повышения квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников ОВД. Принцип системности и непрерывности основывается на необходимости постоянного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков, а также на использовании передового российского и зарубежного опыта в правоохранительной деятельности сотрудниками ОВД [17, с. 279].
Принцип коллективной деятельности обучающихся в развитии коммуникативной мобильности позволяет обеспечить сочетание индивидуального саморазвития с потенциалом групповой деятельности. Взаимодополняемость способностей и общность основных ценностных установок группы обучающихся обеспечивают достижение общих целей в дополнительном профессиональном образовании [12]. Различные методы активного обучения: кейс-метод, метод проблемного обучения, учебные дискуссии, ролевые игры по конкретным проблемам в малых группах позволяют решить проблемы несформированности, неразвитости коммуникативных навыков в служебном и личном общении, неумения устанавливать позитивные контакты с окружающими [6; 15; 17].
Индивидуальный подход к обучению с учетом социально-психологических характеристик личности базируется на оценке личности обучающегося, анализе его профессиональной деятельности и характера взаимоотношений в коллективе. Различные методы психологической диагностики позволяют создать социально-психологический портрет сотрудника ОВД, построить индивидуальную образовательную траекторию [2; 6; 15]. Эффективным методом может стать коучинг - индивидуальная тренировка для достижения значимых профессиональных целей [19].
Принципы дополнительного профессионального образования во многом повторяют принципы андраго-гики. Так, исследователи выделяют непрерывность, дополнительность к основному образованию, добровольность и открытость [12]. Используются также принципы преемственности, гуманизации, параллельности, вариативности и другие. Рассмотрим более подробно применение принципов преемственности, открытости и вариативности в развитии коммуникативной мобильности.
Принцип преемственности предполагает возможность изучения многоуровневой программы, модульное обучение с учетом полученных ранее знаний и продолжение обучения в другом образовательном учреждении [1, а 38]. Коммуникативная мобильность может развиваться при освоении отдельного модуля или элемента модуля профессиональной культуры.
Принцип открытости в обучении навыкам коммуникационной мобильности выражается в открытости для инновационных идей и современных технологий, российского и мирового опыта, в возможности получения знаний, выходящих за рамки служебной должности [19].
Принцип вариативности направлен на расширение возможностей компетентного выбора человеком образовательной траектории и на саморазвитие личности. Целью вариативного образования в системе повышения квалификации сотрудников ОВД является формирование мобильности, которая обеспечит эффективную деятельность личности в различных ситуациях, в том числе и ситуациях неопределенности [5; 19].
Особенности системы повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел базируются на принципах профессиональной морали и определены организационно-правовыми актами МВД РФ в сфере подготовки кадров [19]. Повышение квалификации проводится для пополнения и обновления знаний и опыта по занимаемой должности и организуется кадровыми подразделениями МВД и ОВД. Повышение квалификации базируется на прогнозировании текущей и перспективной потребности в кадрах и их перераспределении, на обеспечении постоянно действующей системы подготовки и переподготовки кадров. Для гибкого управления этой системой необходимо принимать оптимальные управленческие решения, обеспечивать взаимодействие всех субъектов повышения квалификации, выбирать современные формы и методы обучения. Совершенствование системы повышения квалификации кадров основано на формировании внутренних мотивов сотрудников в оптимизации профессиональной деятельности, на использовании деятельностного подхода. Особенности повышения квалификации сотрудников ОВД определяют следующие подходы к обучению: прогнозирование текущего и перспективного движения кадров, адаптивность, выбор оптимальных форм и методов обучения.
Среди оптимальных методов обучения выделяется модульный [5]. Учебный материал модуля представляется в виде структуры учебных элементов, неделимой, логически завершенной части учебного материала. Каждый элемент реализует частные цели обучения в учебном модуле. Это позволяет поставить перед обучающимся четкие цели и задачи, организовать входной контроль уровня знаний по данному модулю и обеспечить итоговый контроль после завершения работы. Применяется специальная методика, обеспечивающая межмодульную интеграцию при работе со сложными учебными модулями. Технология модульного обучения заключается в формировании учебных планов и программ дисциплин по различным направлениям подготовки из конечного набора унифицированных модулей. Одним из модулей или элементов модуля может стать развитие коммуникативной мобильности. Примером успешной реализации модульного обучения является подготовка сотрудников ОВД к обеспечению безопасности крупных мероприятий регионального и федерального уровня, например международного чемпионата по футболу.
Совершенствование коммуникативных компетенций реализуется в системе профессионального образования. Так, Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» проводит профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел по программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также дополнительного профессионального образования. За 2018 г. обучение прошли более 2 тыс. слушателей.
Программы профессиональной подготовки лиц рядового и младшего начальствующего составов, а также лиц среднего и старшего начальствующих составов по должности служащего «Полицейский»; программы повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, по должности служащего «Полицейский», а также программы дополнительного профессионального образования «Участковые (старшие участковые) уполномоченные полиции», «Старшие дознаватели (дознаватели) подразделения дознания территориальных органов МВД России на районном уровне» направлены на формирование у слушателей современного уровня знаний в области реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности [14]. В институте применяются как классические формы организации учебного процесса - лекции, практические, семинарские занятия, промежуточная и итоговая аттестации, так и специфические - выездные практические занятия на полигоны и стрельбища, комплексные многодневные оперативно-тактические учения, и другие виды работ.
Высокие показатели обучения обеспечивают методически обоснованные соотношение и последовательность преподавания дисциплин, планомерность образовательного процесса, единство обучения и организации досуга, внедрение новейших достижений науки и техники, передового опыта практической деятельности. Особое внимание уделяется практической направленности учебного процесса, в частности психологической подготовке, формированию коммуникативной компетентности, сочетанию традиционных методов передачи и закрепления информации с инновационными образовательными технологиями. Результаты итоговой аттестации достаточно высоки. По программам профессиональной подготовки (870 обучающихся) средний балл составляет 3,4; по программам повышения квалификации (406 обучающихся) средний балл - 4,2; в дополнительном профессиональном образовании (265 обучающихся) средний балл - 4,1.
Программы профессионального обучения и повышения квалификации способствуют развитию коммуникативной мобильности как важного качества личности сотрудников ОВД. Так, высокий уровень составления профессиональных документов показывают 42% обучающихся, а средний - 53%; высокий уровень инициативности - у 56%, средний - у 42%; высокую организованность показывают 67% обучающихся, среднюю - 31%; высокая выдержка и самообладание у 64,5%, средняя - у 34%.
Актуальность совершенствования коммуникативной мобильности действующего состава сотрудников ОВД доказана проведенными исследованиями.
Таким образом, теоретическое исследование и апробация его положений на практике показывают, что коммуникативная мобильность является профессионально важным качеством сотрудников ОВД, позволяет развивать эффективные отношения с коллегами и с гражданами при профессиональном общении, обеспечивает успешную правоохранительную деятельность. Кроме того, коммуникативная мобильность базируется на умениях обобщать разнородную информацию; быстро переключаться и подбирать нужные способы общения с людьми; на грамотной, логически последовательной речи; на навыках четкого изложения информации в устной и письменной формах. Эти качества определяются спецификой и функционалом деятельности сотрудника ОВД.
Коммуникативная мобильность недостаточно развита у сотрудников ОВД, поэтому необходимо обращать особое внимание на ее развитие в ходе подготовки и повышения квалификации, опираясь на определенные педагогические принципы, с учетом передового российского и зарубежного опыта. Для совершенствования коммуникативной мобильности требуется системный подход, основанный на принципах андрагогики, дополнительного профессионального образования, с учетом особенностей профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел: системности и непрерывности, коллективной деятельности обучающихся, индивидуального подхода к обучению с учетом социально-психологических характеристик личности, преемственности, открытости и вариативности в развитии коммуникативной мобильности. Система дополняется психологической диагностикой, просветительской и консультативной психологической помощью, организуемой в ходе семинаров и тренингов, в разнообразных формах индивидуальной и групповой работы. Используются активные и адаптивные методы обучения, в том числе модульный. На основании данной системы совершенствуется образовательный процесс в институте повышения квалификации, что дает положительные результаты обучения.
Список источников
1. Алгаев А. Н. Развитие коммуникативной мобильности будущих педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки в вузе: дисс. ... к. нед. н. Грозный, 2013. 200 с.
2. Бабин А. Л. Развитие коммуникативной культуры сотрудников милиции // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т. 9. № 29. С. 14-17.
3. Броев А. Х. Подготовка сотрудников органов внутренних дел и требования к их профессионально значимым качествам на современном этане // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. S. № 3. Ч. 2. С. 151-154.
4. Быченко Ю. Г., Баландина Т. М. О совершенствовании военно-профессионального обучения курсантов военного института // Высшее образование в России. 2019. Т. 2S. № 4. С. 9S-107.
5. Дикарев В. Г., Григорьев В. Н. Современные формы организации обучения в системе дополнительного образования в рамках повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов // Полицейская и следственная деятельность. 2013. № 3. С. 75-89.
6. Закатов В. В. Совершенствование специального профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: автореф. дисс. ... к. нед. н. М., 2007. 26 с.
7. Зязин И. Ю. Организационно-педагогические условия повышения эффективности целостного педагогического процесса дополнительного образования: дисс. ... к. нед. н. Рязань, 2005. 189 с.
8. Калиновский Ю. И. Развитие социально-профессиональной мобильности андролога в контексте социокультурной образовательной политики региона: автореф. дисс. ... д. нед. н. СПб., 2001. 46 с.
9. Махмутова Е. Н., Андреева М. М., Дмитренко Т. А. Социально-психологический тренинг как средство формирования коммуникативной компетентности студентов-менеджеров // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 1. С. 91-106.
10. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1994. 928 с.
11. Осинцева А. В., Гарманова О. В. Профессионально важные качества личности сотрудника ОВД в зависимости от вида деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 4 (39). С. 16-19.
12. Потапова Е. Н. Современные принципы дополнительного образования и их теоретическое обоснование // Молодой ученый. 2014. № 17. С. 532-535.
13. Правила профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 06.12.2012 № 1259. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
14. Программы дополнительного профессионального образования в 2019 году [Электронный ресурс] // СевероКавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России: официальный сайт МВД РФ. URL: https://нкф.крду.мвд.рф/document/13405473 (дата обращения: 22.09.2019).
15. Психодиагностика и развитие психологических профессионально-важных качеств сотрудников отдельных оперативных подразделений системы МВД России: учеб.-метод. пособие / ред. Г. С. Човдырова. М.: ВНИИ МВД России, 2004. 178 с.
16. Психологическая энциклопедия / ред. Р. Корсини, А. Ауэрбах. СПб.: Питер, 2006. 1096 c.
17. Родин В. Ф., Цветков В. Л. Коммуникативное общение в профессиональной деятельности сотрудников ОВД РФ // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 5. С. 278-281.
18. Сорокин П. А. Социальная мобильность. М.: Academia, 2005. 588 с.
19. Федулов Б. А., Морозов В. А., Левченко А. А. Направления совершенствования управления процессом повышения квалификации сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 3 (74). С. 43-47.
20. Шлее И. П., Волгин Ю. Г. Формирование профессионально-коммуникативной компетенции у студентов - сотрудников органов внутренних дел как фактор успешности их профессиональной деятельности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 2. С. 144-149.
21. Arnoux-Nicolas C., Dosnon O., Lallemand N. et al. Influence of interindividual differences and professional mobility on the meaning of work // Travail Humain. 2016. Vol. 79. № 2. Р. 147-168.
22. http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 22.09.2019).
23. The World Declaration on Education for All and the Framework for Action to Meet Basic Learning Needs.
N. Y., 1990. 31 p.
PRINCIPLES TO IMPROVE LAW ENFORCEMENT OFFICERS' COMMUNICATIVE MOBILITY
IN THE ADVANCED TRAINING COURSE
Ashkhotova Liana Arkad'evna
North Caucasus Institute for Advanced Training (Branch) ofKrasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Nalchik
st4nsvet@yandex. ru
Yarychev Nasrudi Uvaisovich, Doctor in Pedagogy, Professor Chechen State University, Grozniy nasrudiny@mail. ru
The article examines communicative mobility as a professionally valuable quality of law enforcement officers, justifies the necessity of its formation in advanced training courses. The authors introduce a system of principles, which integrates the provisions of andragogy, additional professional education and methodology of law enforcement officers' professional training. The principles of systematicity, continuity, openness and variability, learners' collective activity allow improving law enforcement officers' communicative mobility in advanced training courses.
Key words and phrases: communicative mobility; professionally valuable qualities; advanced training; teaching principles; law enforcement officers.
УДК 378.14 Дата поступления рукописи: 20.08.2019
https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.3.15
Внимание в статье акцентируется на значимости профильных олимпиад в процессе качественной подготовки будущих специалистов, т.к. они позволяют выявить лучших студентов, обучающихся по профилю подготовки, посредством оценки уровня их теоретических знаний по нескольким дисциплинам; обоснованы необходимость и эффективность проведения профильных олимпиад в целях формирования профессиональных компетенций будущих инженеров-технологов. На примере Северо-Восточного федерального университета показано, что, помимо проверки теоретических знаний по ряду профильных и специальных дисциплин, в ходе профильных олимпиад оцениваются также практические умения, полученные студентами в процессе их обучения в университете.
Ключевые слова и фразы: высшее образование; качество подготовки обучающихся; профильная олимпиада; предметная олимпиада; студенческие олимпиады.
Игнатьев Владимир Петрович, д. пед. н., доцент Чахов Дмитрий Константинович, к.т.н. Макарова Матрена Федосьевна
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск [email protected]; [email protected]; [email protected]
ПРОФИЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА КАК СРЕДСТВО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИКЕ
В современных условиях возрастающей конкуренции между отечественными вузами на первый план выходит качество подготовки обучающихся. Каждый вуз по-своему решает вопросы обеспечения высокого качества обученности студентов. Многие высшие учебные заведения сегодня делают акцент на внедрение электронного обучения, использование в учебном процессе современных образовательных технологий, разработку и применение новых методов и методик обучения студентов. Все эти меры, несомненно, при грамотном применении могут повлиять на повышение качества подготовки будущих специалистов. Поэтому представленная работа актуальна с позиций поиска новых форм организации обучения студентов в вузе, способствующих реализации идеи единства теории и практики в образовательном процессе.
Многие отечественные вузы продолжают проводить внутренние студенческие олимпиады, как в очной, так и в заочной формах. Студенческие олимпиады подразделяются на предметные, профильные и по направлению подготовки. Предметные олимпиады проводятся по отдельным дисциплинам и в них могут принять участие студенты любых направлений подготовки и специальностей, учебными планами которых предусмотрено изучение данных дисциплин. В профильных олимпиадах принимают участие, как правило, студенты, обучающиеся по конкретному профилю подготовки, т.к. задания данных олимпиад являются узкоспециализированными и включают разделы специальных и профильных дисциплин. В отличие от профильных, олимпиады по направлению подготовки, специальности являются более универсальными, т.к. профили по отдельным направлениям могут существенно отличаться друг от друга. Поэтому при составлении олимпиадных заданий необходимо учесть специфику подготовки студентов по всем профилям конкретного направления подготовки, чтобы создать равные условия для всех участников данных олимпиад, чем и обосновывается научная