та. Первый связан с освоением педагогической деятельности на более высоком уровне и, соответственно, с аттестацией на первую и высшую квалификационную категории, работой в статусных образовательных организациях, профильных классах и т. п. Второй предполагает освоение новых видов деятельности и специализацию в них. Например, в рамках реализации новых федеральных государственных стандартов общего образования образовательным организациям необходимы специалисты по разработке диагностических материалов и диагностике новых образовательных результатов, проектировщики содержания образования, тьюторы, эксперты, аналитики и специалисты других специализаций.
Резюмируем вышесказанное.
1 Культура — это уровневая система, объединяющая социальный (общественный) и лич-ностно-индивидуальный уровень производства и функционирования культурного опыта.
2. Изучение культуры позволяет выявить связи между базовыми компонентами педагогической деятельности и формами индивидуальных культурных практик.
3. Процессы культурной детерминации и воспроизводство опыта позволяют изучать функционирование культурной системы в целом.
4. Культурные практики — это способы самоопределения и самореализации педагога, тесно связанные с экзистенциальным содержа-
нием его бытия, со-бытия с другими людьми. Это апробация, постоянные и единичные жизненные пробы новых способов деятельности, поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов, в том числе и профессиональных.
1. Данилюк А. Я. Принципы модернизации педагогического образования // Педагогика. - 2010. - № 5. - С. 37-46.
2. Днепров С. А. Педагогическое сознание: теория и технология формирования у будущих учителей : моногр. — М., 2000. — 298 с.
3. Ильина Н. Ф. Непрерывное педагогическое образование: обновление в контексте регионального развития : моногр. - Красноярск : КК ИПК, 2013. - 308 с.
4. Крылова Н. Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000. - 272.
5. Лихачев Д. С. Культура как целостная среда // Новый мир. - 1994. - № 8. - С. 3-8.
6. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. -2-е изд., измен. и доп. - М., 1992. - 410 с.
7. Панин И. Г. Профессиональная культура офицера кадрового органа Российских вооруженных сил (фило-софско-политологический аспект): автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1995.
8. Плотникова И. В. Социально-философский анализ проблемы политической культуры : автореф. дис. . канд. филос. наук. - Барнаул, 1994.
9. Современное образование - это топка. В ней новые идеи и проекты - сгорают. // Кентавр. - 2002. -№ 28. - С. 14-20.
10. Тратить силы на переделку этого поколения не надо. (Беседа с Н. Андрейченко) // Кентавр. - 2002. -№ 28. - С. 8-13.
УДК/UDC 378.14 И. П. Шлее, Ю. Г. Волгин
I. Shlee, J. Volgin
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ - СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
QUESTIONS OF FORMING PROFESSIONAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE OF SOON-TO-BE LAW ENFORCEMENT OFFICIALS AS ONE OF THE CONDITIONS FOR THEIR SUCCESSFUL CAREER
В статье обоснована необходимость владения профессионально-коммуникативной компетенцией студентами — сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации. Автор результатами проведенного исследования подтверждает, что успешность профессиональной
деятельности сотрудников органов внутренних дел зависит от уровня сформированности данной компетенции.
The article is devoted to the necessity of forming professional and communicative competence of soon-to-be law enforcement
officials. The study of the matter established a connection between the level of professional and communicative qualities' development and a successful professional career.
Ключевые слова: компетентность, профессионально-коммуникативная компетенция, профессионально-коммуникативные качества.
Keywords: competence, professional and communicative competence, professional and communication qualities.
В концепции Федеральной целевой программы развития образования на 20162020 гг. указывается, что формирование целостной модели осваиваемой профессиональной деятельности зиждется на требованиях общества к высококвалифицированным кадрам, что является, в свою очередь, основой образовательной деятельности вузов [1; 2].
Итогом модернизации высшего образования стало признание ее многофункциональности в развитии интеллектуальных, эстетических, физических и психологических качеств, что требует от выпускника вуза социальной мобильности, сформированного высокого уровня адаптивности наряду с владением профессиональной компетентностью и технологиями (В. И. Григорьев, Н. Х. Хакунов, В. А. Чистяков), что, по мнению В. И. Григорьева и В. А. Чистякова, требует формирования универсальных и специализированных компетенций [4, с. 40]. В федеральном государственном стандарте высшего образования определен перечень необходимых компетенций, формируемых в процессе обучения в вузе [2].
Компетентностный подход позволяет системе образования ответить на социальный заказ, который заключается в том, что специалист должен обладать целеустремленностью, способностью к непрерывному творческому самообразованию, умению использовать опыт в любой ситуации. Данный подход опирается на развитие соответствующих компетенций у выпускника вуза, которые формируются и проявляются в практической деятельности. Проблеме сущности и содержания таких понятий, как «компетенция» и «компетентность», посвящены многочисленные работы исследователей (В. В. Амплеева, Т. П. Даниличе-ва, Ю. М. Жуков, Л. С. Зникина, Т. А. Ильина, Н. Е. Колесник, В. Л. Марищук, А. В. Молокано-ва, Е. В. Тимохина и др.).
Анализ научной литературы позволил сделать вывод, что большинство исследователей определяют «компетентность» как обобщен-
ную способность обучающегося к решению жизненных и профессиональных задач, как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. В то же время В. В. Амплеева определяет «компетенцию» как объективный безличный показатель, заранее подготовленную норму к уровню подготовки обучающегося. По ее мнению, она является целью образования [3, с. 399].
Несмотря на отсутствие единой классификации ключевых компетенций и ком-петентностей, Ю. М. Жуков отмечает, что «коммуникативная компетентность — это мета-компетентность, или ядерная компетентность. Она входит в социальную, профессиональную, межличностную компетентность и является связующей этих образований» [5, с. 24].
Е. В. Тимохина предлагает модель формирования профессионально-коммуникативной компетенции будущего специалиста, основанную на компетентностном, коммуникативном и профессионально ориентированном подходах [11, с. 2]. Компетентностный подход проявляется в направленности системы обучения на формирование профессионально-педагогической компетентности обучающегося и всех ее составляющих, в том числе профессионально-коммуникативной компетенции как системообразующего, базового компонента. Коммуникативный подход наиболее наглядно демонстрирует процесс обучения посредством учебной коммуникативной деятельности, приближенной к реальной, что является необходимым условием для объективного познания закономерностей общения. На основании профессионально ориентированного подхода формирование профессионально-коммуникативной компетенции будущего юриста определяется функционалом его профессионально-коммуникативной деятельности.
В ходе модернизации всех сфер социально-экономической жизни российского общества огромную роль играют кадры, уровень профессионализма и компетентности которых должен отвечать современным требованиям развития экономики, образования, культуры. Проблема кадров актуальна и для сотрудников органов внутренних дел, в сферу деятельности которых входит непосредственное оказание правовой, социальной, психологической поддержки граждан. Уровень сформированности профессионально-коммуникативной компетенции сотрудников органов внутренних дел во многом определяет эффективность их деятельности [10].
В федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования предлагается перечень необходимых компетенций, которые должны формироваться в процессе обучения в вузе, в том числе и коммуникативная компетентность, значимая для профессиональной подготовки будущих юристов и обусловленная требованиями к профессионально-педагогическому общению и речевой подготовке, обозначенных в блоке общекультурных компетенций ФГОС (пункт 51) [1].
Психологические дисциплины могут стать одним из условий формирования профессионально-коммуникативной компетенции обучающихся, способствовать свободному вхождению будущего специалиста в активную профессиональную деятельность.
Актуальность формирования коммуникативной компетентности специалистов в области юриспруденции определяется особенностями профессиональной деятельности. Во-первых — динамичный характер, в силу своей спецификитребующий таких личностных качеств, как: коммуникабельность, культура общения, умение быстро вливаться в производственный коллектив, готовность адаптироваться к новым условиям, регулировать отношения между людьми в процессе взаимодействия. Во-вторых — двунаправлен-ность, так как сотрудники органов внутренних дел могут осуществлять как правоохранительную, так и управленческую и рекреационную. В-третьих — в системе профессиональных отношений «человек — человек» умение общаться играет ключевую роль.
В эпицентре профессиональной деятельности сотрудников внутренних дел находится человек. Они должны уметь общаться со всеми категориями людей независимо от их пола, возраста, национальности, профессии, семейного положения, социального происхождения и т. д. При этом им необходимо уметь учитывать личностные особенности каждого человека. В процессе обучения в Кемеровском институте (филиале) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет им. Г В. Плеханова» при изучении дисциплины «юридическая психология» студенты — действующие сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации имеют возможность наиболее полно сформировать навыки эффективного общения (коммуникации, интеракции, перцепции), получить знания по речевому поведению.
Общение в психологии понимается как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека [9].
В служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел общение приобретает характер специальной задачи. Многие авторы и исследователи, изучающие проблему профессионального становления сотрудников, отмечают коммуникативные навыки как необходимые профессиональные качества [6; 8].
Коммуникативные качества в зависимости от степени развития могут либо способствовать росту профессионального мастерства сотрудников, либо затруднять формирование их позитивного профессионального статуса [7].
В образовательной практике подготовки сотрудников ОВД возникает противоречие: с одной стороны, необходимость повышения профессионально-коммуникативной компетентности осознается сотрудниками ОВД, с другой — в требованиях к профессиональной компетентности акцентируется внимание на специальной юри-дическо-правовой подготовке. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего образования по специальности 030900 «Юриспруденция» предусматривает необходимость психолого-педагогической подготовки будущих юристов, но в то же время на практических занятиях не в достаточной степени формируется профессионально-коммуникативная компетенция студентов.
Для установления связи между уровнем развития коммуникативных навыков и успешностью профессиональной деятельности было проведено исследование среди студентов — действующих сотрудников органов внутренних дел РФ.
Для проведения исследования нами использовались 16-факторный личностный опросник Р. Кеттела, опросник «Черты характера и темперамента» (ЧХТ) и анкета, в которой респондентам предлагалось оценить (по 3-балльной шкале) удовлетворенность от общения с коллегами и собственную активность в коммуникативных отношениях в процессе служебной деятельности. Проведено внешнее оценивание коммуникативных свойств и навыков студентов заочного обучения — действующих сотрудников органов внутренних дел — преподавателем (по 3-балльной шкале) и сбор персональных данных.
Путем наблюдения, изучения результатов служебной и учебной деятельности были выделены 2 категории сотрудников. В первую вошли сотрудники с высокой успешностью служебной и учебной деятельности, а во вторую, напротив, — с недостаточной успешностью.
Репрезентативную выборку составили 140 мужчин и 39 женщин - от 25 до 39 лет, имеющих среднее специальное или высшее образование, прослуживших в органах внутренних дел от 5 до 17 лет (в среднем — 9 лет),
в основном занимающих должности среднего начальствующего состава (табл. 1).
Предметом данного исследования стали коммуникативные отношения между сотрудниками. В исследовании акцентировалось внимание на выявлении взаимосвязи успешности и уровня коммуникативной компетенции. С этой целью были выделены результаты анкетирования, показавшие наиболее значимые различия, характеризующие их отношение к общению с коллегами (табл. 2).
Таблица 1
Распределение испытуемых по возрасту, стажу, профессиональному уровню, социальному происхождению и семейному положению (179 чел.)
№ Критерий Студенты — сотрудники ОВД РФ
п/п Мужчины ( %) Женщины ( %)
1 Количество испытуемых (человек) 140 (78) 39 (22)
2 Возраст (лет) 31,2 30,9
3 Стаж (лет) 9,9 8,1
4 Профессиональный уровень: — младший состав 10 (7) 7 (18)
- средний начальствующий состав (младший лейтенант, капитан) 98 (70) 29 (74)
- старший начальствующий состав (полковник, подполковник, майор) 32 (23) 3 (8)
5 Социальное происхождение (рабочие/служащие) 100/62 (62/38) 18/22 45/55)
6 Семейное положение (семейные/несемейные) 101/26 (80/20) 20/19 (51/49)
№ п/п Факторы сравнительного анализа Первая группа (успешные) Вторя группа (неуспешные)
1 Оценка респондентом коллектива 2,56 1,65
1.1 Общительны, быстро сходятся с людьми 2,7 1,6
1.2 Правильно разрешают конфликты и споры 2,5 1,5
1.3 Умеют признавать свои ошибки и неудачи 2.4 1,4
1.4 Имеют здоровые амбиции и самолюбие 2.5 1,3
1.5 Удовлетворенность взаимоотношениями в коллективе сотрудников 2,8 2,2
2 Оценка респондентом своей активности в общении 2,8 2,2
2.1 Правильно взаимодействую с товарищами по работе и руководителями 2,8 2,1
2.2 Мне нравится общаться с товарищами по работе даже вне службы 2,8 2,3
3 Внешняя оценка (преподавателя) 2,5 1,75
3.1 Общителен, быстро сходится с людьми 2,6 1,7
Таблица 2
Результаты изучения социально-психологических качеств слушателей
по трехбалльной шкале
Окончание таблицы 2
3.2 Правильно разрешает конфликты и споры 2,3 1,5
3.3 Умеет признавать свои ошибки и неудачи 2,5 1,9
3.4 Имеет здоровые амбиции и самолюбие 2,7 2,0
4 Факторы опросника Р. Кеттелла
4.1 А (замкнутость/общительность) 8,4 8,2
4.2 F (сдержанность/экспрессивность) 5,3 4,9
4.3 Н (смелость/робость) 7,4 6,8
4.4 L (доверчивость/подозрительность) 4,5 5,2
4.5 N (прямолинейность/дипломатичнось) 5,8 5,7
4.6 92 (конформизм/нонконформоизм) 4,4 4,8
Респонденты первой группы значительно выше оценивают уровень развития коллективистских отношений между собой, отмечают как высокую сформированность коммуникативных навыков у своих коллег, так и собственную активность в общении с сослуживцами и удовлетворенность от него.
Респонденты второй группы указывают на неумение коллег признавать свои ошибки, неудачи и правильно разрешать конфликтные ситуации, на отсутствие у них здорового самолюбия и амбиций. Вместе с тем уровень удовлетворенности такими взаимоотношениями в коллективе у сотрудников этой группы довольно высок, как и оценка собственной активности в общении с коллегами.
Внешняя оценка преподавателем коммуникативных навыков студентов обеих групп также различна. Причем в отношении сотрудников первой группы — совпадает с мнением коллег о коллективе, а в отношении сотрудников второй группы внешняя оценка выше оценки респондентов своего коллектива (табл. 2).
Показатели по факторам опросника Р. Кет-тела, исследующие коммуникативные свойства личности и особенности межличностного взаимодействия, у респондентов обеих групп примерно одинаковы. Видимые различия наблюдаются по фактору Н (робость/смелость), характеризующему готовность принять любой вызов, открытость, отношение к публичным ситуациям, и по фактору L (доверчивость/подозрительность).
Показательно, что потребность в общении, стремление к установлению коммуникативных контактов, заинтересованность в поддержке окружающих, внутренняя готовность работать в команде у участников исследования примерно одинаковые.
Таким образом, студенты — сотрудники органов внутренних дел, обладающие необходимым уровнем развития коммуникативных умений и навыков, позитивно оценивающие и воспринимающие взаимоотношения в коллективе сослуживцев, профессионально более успешны, т. е. они успешно овладели профессиональными знаниями, умениями и навыками, они демонстрируют адекватное, естественное, высоконормативне поведение, умеют ориентироваться в конфликтных и нестандартных служебных ситуациях, имеют неоднократные поощрения за образцовое выполнение служебных обязанностей.
Студенты, испытывающие трудности в общении с коллегами, одногруппниками, с низким уровнем сформированности коммуникативных навыков, напротив, испытывают сложности в качественном выполнении служебных задач. У них отмечается высокая потребность в общении при неразвитости навыков служебного и личного взаимодействия с коллегами. Их проблемы с установлением коммуникативных взаимосвязей свидетельствуют о неумении общаться и разрешать конфликтные ситуации, об отсутствии навыков устанавливать и поддерживать позитивные контакты с окружающими при одновременном выраженном стремлении к общению.
Таким образом, результаты проведенного исследования показали взаимосвязь между уровнем сформированности коммуникативной компетенции и успешностью профессиональной деятельности. Студентам — действующим сотрудникам органов внутренних дел, испытывающим трудности в общении с коллегами и, соответственно, имеющим сложности в построении карьеры, необходима консультативная, просветительская и тренинговая помощь в развитии коммуникативных навыков, проводимая
в разных формах (индивидуальной, групповой, в форме деловой игры и т. д.), что позволит повысить уровень профессионально-коммуникативной компетенции будущих специалистов в области юриспруденции и будет способствовать развитию эффективных отношений как среди коллег, так и в профессиональной сфере. Преподаватели юридической психологии имеют наибольшие возможности для оказания такой помощи будущим специалистам в области юриспруденции, которые, в свою очередь, полученный опыт могут использовать в дальнейшей профессиональной деятельности.
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р. — URL: http://www.stgau.ru/cuko/docs/ koncepcija1620.pdf.
2. Амплеева В. В., Сурнин Д. И. Формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов в вузе // Молодой ученый. — 2012. — № 3. — С. 399-405.
3. Григорьев В. И., Давиденко Д. Н., Чистяков В. А. Государственный образовательный стандарт — стабилизационный инструмент развития физической культуры в вузах // Ученые записки университета им. П. Ф. Лес-гафта. — 2011. — № 4 (74).— С. 40-48.
4. Даниличева Т. П., Караваев А. Ф. Коммуникативные навыки сотрудников УИС как фактор успешного профессионального развития // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2003. — № 2 (20). — С. 44-47.
5. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг. — М. : Гарда-рики, 2003. — С. 24-27.
6. Зникина Л. С. Профессионально-коммуникативная компетенция как фактор повышения качества образования менеджеров : автореф дис. ... д-ра пед. наук. — Кемерово, 2005. — 48 с.
7. Ильина Т. А. Составляющие психолого-педагогической подготовки слушателей к профессиональной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2005. — № 2 (24). — С. 17-18.
8. Проблема формирования профессионально важных качеств в процессе получения профессионального образования / Н. Е. Колесник, Ю. Ю. Грибова, С. В. Ава-ряскин, И. А. Соболева // Молодой ученый. — 201 5. — № 7. — С. 780-782.
9. Марищук В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств : дис. . д-ра психол наук. — Л., 1982. — 385 с.
10. Молоканова А. В. Профессионально-психологические качества следователя и их развитие в высшем образовательном учреждении МВД России : дис.. канд. пси-хол. наук. — М., 2000. — 198 с.
11. Тимохина Е. В. Модель формирования профессионально-коммуникативной компетенции будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. — 201 5. — № 1-1. — URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=17801.
УДК/UDC 373.24
А. М. Фомина A. Fomina
КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ
CREATIVE COMPETENCE OF THE LECTURER OF HIGHER EDUCATION THE INTERIOR MINISTRY OF RUSSIA
В статье исследуется сущность креативной компетенции и ее составляющих, анализируется содержание компонентов, характеризующих творческую индивидуальность педагогического работника организации высшего образования МВД России.
In the article the essence of pedagogical creativity and its components, the components analyzed content characterizing creative individuality of teaching staff of the educational organization of higher education formed the Interior Ministry of Russia.
Ключевые слова: креативная компетенция, научно-педагогические работники организаций высшего образования МВД России.
Keywords: creative competence, conditions of formation, lecturers (research and teaching staff) educational institutions of higher education the Interior Ministry of Russia.
Принятие нового закона об образовании в нашей стране позволяет утверждать, что понятием «компетентность» сегодня измеряется результат образования. Актуальность распространения компетентностного подхода в современной науке исследователи связывают с потребностью современного человека действовать, принимать решение, а не просто знать.
В контексте профессиональной компетентности преподавателя организации