УДК 159.9.075
Ольга Ивановна ТИТОВА,
доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат психологических наук, доцент
Андрей Сергеевич ПОРШУКОВ,
заместитель начальника отдела Главного управления МВД России по Красноярскому краю
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ПОДХОДЫ К ЕЕ РАЗВИТИЮ ПОСРЕДСТВОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНАЖЕРА
PROFESSIONALLY COMMUNICATIVE COMPETENCE OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS AND APPROACHES TO ITS DEVELOPMENT BY THE USE OF PSYCHOLOGICAL EXERCISE SIMULATOR
В статье обсуждаются вопросы коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов. Эмпирически установлено, что коммуникативная сфера сотрудников с разным стажем служебной деятельности значимо различается по показателям интернальности в межличностном общении и стилям межличностного взаимодействия. Представлены примеры заданий психологического тренажера для повышения профессионально-коммуникативной компетентности сотрудников следственных органов.
The article considers the issues of communicative competence of law enforcement officers. The authors empirically establish that the communicative sphere of officers with a different experience of employment activity significantly differs in internality indicators in interpersonal communication and styles of interpersonal interaction. The examples of tasks of the psychological exercise simulator for increasing professionally communicative competence of investigation officers are presented.
Ключевые слова: сотрудник правоохранительных органов; профессионально-коммуникативная компетентность; общение в правоохранительной деятельности; психологический тренажер; тренажер навыков общения.
Keywords: law enforcement officer, professionally communicative competence, communication in law enforcement activity, psychological exercise simulator, exercise simulator of communication skills.
В современном российском обществе вопросам совершенствования профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов уделяется значительное внимание, в том числе это становится предметом обсуждения на специализированных научно-практических форумах. [1] При этом в центре внимания специалистов
находятся не только вопросы, связанные со специальной подготовкой сотрудников правоохранительных органов, но также и гуманитарная составляющая профессиональной подготовки [5; 6], в том числе обсуждается проблематика подготовки в системе высшего образования [2; 4; 12; 13; 14], самостоятельное внимание уделяется коммуникативной
компетентности сотрудников в ситуациях профессионально-служебной деятельности [7; 8; 10; 12; 13].
В рамках этой деятельности коммуникации часто носят специфический и даже экстремальный характер: сотрудникам правоохранительной сферы приходится часто взаимодействовать с категорией граждан, не склонных контактировать с представителями правоохранительных органов; при выполнении служебных задач сотрудники порой оказываются в экстремальной ситуации, бывает, что подозреваемые вооружены.
В связи с этим общество и государство предъявляют высокие требования к личности, к качеству и результативности профессионального труда сотрудников правоохранительных органов. В частности, каждый представитель правоохранительных органов должен уметь адекватно ориентироваться в ситуациях профессионального общения, устанавливать психологический контакт с гражданами, представляющими профессиональный интерес, при этом четко управлять ходом развития дискуссии, грамотно и уверенно выступать на публике, умело владеть психотехникой эмоциональной разгрузки, являющейся структурным элементом коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов. [8]
Достаточной коммуникативной компетентностью обладают не все сотрудники правоохранительных органов, и этот фактор негативно влияет на имидж правоохранительной структуры в целом, а также снижает результативность ее деятельности. [9] Важность коммуникативной компетентности для сотрудников правоохранительных органов определяется спецификой их профессиональной деятельности.
Исследователи отмечают, что сфера коммуникации сотрудника не ограничивается нарушителями закона, уголовным миром, но и все в большей степени расширяется взаимодействием с законопослушными гражданами, широкими слоями населения. В связи с этим коммуникативная деятельность сотрудников правоохранительных органов основана на двух формах общения: субъект-субъектном и субъект-объектном. [7]
Субъект-объектное общение реализует между партнерами распределение ролей манипулятора и манипулируемого. Его характерным вариантом является служебное общение в форме приказов, указаний, предписаний, распоряжений, а также взаимодействие с нарушителями закона. Как показывает анализ, такое общение составляет до 50% схем профессионального общения сотрудника правоохранительных органов.
Субъект-субъектное общение реализуется как в ситуациях общения сотрудника с потерпевшими, так и во многих других ситуациях, когда сотрудник правоохранительных органов и другое лицо одинаково заинтересованы в общении друг с другом. Очевидно, такие схемы предполагаются в моделях партнерства. Субъект-субъектное общение строится на основе культуры общения как единства социально, служебно и личностно значимых ценностей, установок, норм, правил поведения и общения, необходимых для социально-ориентированного взаимодействия сотрудников правоохранительных органов с другими сотрудниками и гражданами в процессе решения служебных и социальных задач, отвечающих требованиям законов, морали и этикета. [9]
В исследовании Е.А. Поповой проанализирована личностная составляющая коммуникативной компетентности в деятельности участкового уполномоченного полиции. Ее реализация требует от сотрудника наличия таких качеств, как эмпатия, рефлексия, интеллектуальная эффективность, дипломатичность, терпимость, доверие к людям, доминантность, критичность, предприимчивость и гибкость в межличностных контактах. [10]
Специфика коммуникабельности сотрудника правоохранительных органов состоит в том, что он общается по роду профессиональной деятельности с людьми разных возрастов, различных профессий, занимающими различное правовое положение. В отличие от общепринятого представления коммуникабельность сотрудника правоохранительных органов должна укладываться в рамки нормативных правовых действий. В определенные моменты требуются актерство и перевоплощение, скрытность и яркая инди-
видуальность, нужно уметь внушить доверие, расположить к откровенности собеседника, скрыть собственные намерения и выявить риски развития ситуаций взаимодействия.
Так, в следственной деятельности сотрудника необходима способность нейтрализовать или затормозить эмоционально-негативное отношение к подозреваемому. При вступлении в общение необходимо грамотно отразить психическое состояние допрашиваемого (опрашиваемого), используя зондирующие коммуникативные действия или формы нейтрального содержания. [3] Выстраивать дальнейшую линию поведения следователь должен так, чтобы не усугубить отрицательное психическое состояние допрашиваемых (опрашиваемых) лиц. При установлении коммуникативного контакта необходимо избегать всего, что может его нарушить.
Коммуникативный аспект деятельности следователя заключается в его общении [3]: с подследственным (умение установить с ним контакт требует настойчивости, выдержки и крепких нервов); с преступником во время допросов и с целью выявления сообщников (умение быть психологом, тонко улавливать правду и ложь в его ответах, способность установить истину); с трудовыми коллективами, общественностью, добровольными помощниками, очевидцами (общительность); с потерпевшими (умение проявлять чуткость); с коллегами из органов дознания, другими правоохранительными органами с целью быстрого и полного раскрытия преступлений и установления виновных (наличие эмоциональной устойчивости).
Таким образом, под профессионально-коммуникативной компетентностью понимается способность сотрудника правоохранительных органов к результативному взаимодействию в ситуациях профессионально-служебной деятельности, которое предполагает установление психологического контакта с гражданами, представляющими
профессиональный интерес, рис ^ Показатели интернальности коммуникативной сферы личности с коллегами управление х°- в Группах сотрудников с разным стажем служебной деятельности
дом развития общения, в том числе на публике. Личностный компонент профессионально-коммуникативной компетентности обеспечивается такими качествами, как ответственность, эмпатия, дипломатичность, терпимость, доминантность, критичность, предприимчивость и гибкость в межличностных контактах, а также конструктивным стилем межличностного взаимодействия.
Нами проведено психологическое исследование с использованием методики оценки локуса контроля и методики Лири (N=120), направленное на изучение интернальности (внутренняя ответственность личности за происходящие в ее жизни и профессиональной деятельности события) и стилей межличностного взаимодействия сотрудников. Полученные результаты были учтены при разработке психологического тренажера для сотрудников, реализующих следственную деятельность. Сравнительный анализ показал следующие особенности коммуникативных характеристик сотрудников правоохранительных органов, имеющих различный стаж служебной деятельности.
Среди 12 показателей интернальности (см. таб. 1) коммуникативную сферу личности в наибольшей мере характеризуют интерналь-ность в межличностном общении, компетентность в сфере межличностных отношений, ответственность в сфере межличностных отношений. Сравнительная графическая характеристика выраженности этих показателей в группах сотрудников со стажем служебной деятельности свыше 20 лет (группа 1) и не более 5 лет (группа 2) представлена на рис. 1.
14 12 10
13.03
7,46
Интернал ьность в межличностном общении (Им)
Комп етентн ость в сфере межличностных отношенном*! ■ СгежН» УуСтатЪ йОбщая
Ответственность в сфе ре межличностных отношении («о)
Таблица 1тию других людей и в боль-
СРЕДНЕГРУППОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИНТЕРНАЛЬНОСТИ У СЛЕДОВАТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Стаж свыше 20 лет Стаж не более 5 лет
Интернальность общая * 32.56 31.12
Интернальность в сфере достижений 7.36 6.06
Интернальность в сфере неудач 6.34 5.08
Предрасположенность к сам о обвинению -1,01 -1.02
Интернальность в профессиональной деятельности 6.87 5.50
Профессионально-социальный аспект нитернальностн 6.76 5.48
Профессно наль но-процессуаль нын аспект интернальносш 13.63 10.98
Интернальность в межличностном общении + 7.46 4.12
Компетентностьв сфере межтнчностных отношений 5.54 3,15
Ответственность а сфере межличностных отношений 13.03 7.27
Готовность к деятельности, связанной с преодолением трудностей * 7.43 7.06
Готовность к самос тоятельному планированию, осуществлению деятельности и ответственности за нее 6.80 6.66
* - различия между подгруппами с разным стажем значимы на уровне р<0,05
Анализ данных показал, что уровень ин-тернальности в межличностном общении, компетентности в сфере межличностных отношений, а также уровень ответственности в сфере межличностных отношений в группе следователей со стажем более 20 лет значительно выше, чем в группе
шей степени склонны брать на себя ответственность за свои отношения с окружающими. Можно отметить близкие к статистически значимым различия, которые показывают, что следователи со стажем службы более 20 лет, по сравнению со следователями со стажем службы менее 5 лет, проявляют гораздо большую общую интернальность и более высокий уровень готовности к преодолению трудностей.
Таким образом, анализ данных субъективного локу-са контроля у следователей показал, что сотрудников со стажем службы более 20 лет отличает более высокий уровень ответственности за собственные действия, особенно в сфере межличностных отношений.
В результате тестирования следователей по методике диагностики межличностных отношений Л.Н. Собчик были получены данные о личностных особенностях сотрудников, проявляющихся в
межличностных отношениях. В таблице 2
следователей со стажем менее 5 лет.
Анализ данных, приведенных в таблице 1, показывает, что у следователей со стажем службы более 20 лет в большей степени, чем у следователей со стажем службы менее 5 лет, выражена интернальность в межличностном общении. Это значит, что следователи со стажем более 20 лет в большей степени, чем следователи со стажем менее 5 лет, чувствуют себя способными вызывать уважение и симпа-
Таблица 2
СРЕДНЕГРУППОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТИЛЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ГРУППАХ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ СЛУЖБЫ
Стаж свыше 20 лег Стаж не более 5 лет
Властный-.тилирующнй (авторитарный) стиль 8.31 5.98
Неэавнснмын-ломинирующин сгнль * 7.63 5.14
Прямолинейный-агрессивный стиль * 7.16 5.42
Нело8ерчивый-скегттичеси1й стиль 1.99 1.70
Покорно-эастенчнвый стиль * 3.37 5.80
Зависимый-послушный стнль * 3.36 б.БО
Сотрудтгчаюшнй-конвенинальнын стнль 5.96 6.36
Ответственно-великодушный (альтруистический) сппь 6.19 6.64
* - различия между подгруппами с разным стажем значимы на уровне р<0,05
приведены средние значения показателей межличностных отношений следователей с разным стажем службы, а также результаты выявления статистически значимых различий между ними.
Так, следователи со стажем службы более 20 лет более независимо-доминирующие и прямолинейно-агрессивные, чем следователи со стажем менее 5 лет. И напротив, следователи со стажем менее 5 лет более покорно-застенчивые и зависимо-послушные.
Анализ данных показывает, что в группах следователей наблюдаются относительно высокие значения по таким показателям, как авторитарность, прямолинейность. При этом в среднем низкие значения выявлены в отношении таких показателей межличностных отношений, как недоверчивость, скептицизм.
Таким образом, следователи со стажем службы более 20 лет имеют высокие значения по таким показателям, как авторитарность, прямолинейность, доминирование, а группа следователей со стажем менее 5 лет имеют высокие значения по таким показателям, как конформность, покорность, уступчивость, доверчивость.
На основе полученных данных нами разработан психологический тренажер для развития коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов.1 Психологический тренажер - это аппарат для тренировки психологических реакций определенной группы. Если сосредоточиться и подумать, то каждый сможет подобрать подходящий ответ для различных ситуаций межличностного общения. Однако времени сосредоточиться в критическую минуту может не быть. Тренажер помогает подготовиться к таким ситуациям.
За основу мы взяли тренажер, разработанный Е.В. Сидоренко [11], который предлагается для развития навыка противостояния влиянию и техники информационного диалога. Методика психологического тренажера была нами модифицирована с учетом характерных коммуникативных ситуаций в
деятельности следователей следственного комитета.
Тренажер включает список заданий, каждое из которых представляет собой задачу, отражающую взаимодействие в рамках коммуникативного акта. Сотруднику предлагается выбрать ответ из нескольких предложенных вариантов, а также необходимо выбрать интонацию, с которой он реагирует на высказывание коммуникатора. После выбора ответа и интонации сотрудник имеет возможность узнать наиболее оптимальный ответ, а также обоснование с анализом каждого из предложенных вариантов ответов.
В психологическом тренажере коммуникатор выступает в роли провокатора, манипулятора - человека, который создает для реципиента (сотрудника следственного комитета) трудную ситуацию общения. В реальной практике профессиональной деятельности сотрудника следственного комитета в такой роли может выступать подследственный, подозреваемый, свидетель, коллега, представитель надзорных органов, сотрудник иных подразделений правоохранительных органов и др. Разработка психологического тренажера развития профессионально-коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов предполагает его максимальную ориентированность на конкретные ситуации общения, которые возникают у сотрудников в рамках их профессиональной деятельности.
В общей сложности в тренажере представлены 30 ситуаций, характерных для профессионально-служебного взаимодействия сотрудников.
Мы учитывали, что для сотрудников со стажем службы менее 5 лет характерны более низкие показатели интернальности в межличностном общении, им чаще свойственен покорно-застенчивый и зависимо-послушный стиль взаимодействия. С одной стороны, это обеспечивает им гибкость в межличностном общении, им проще работать в команде, с другой - они легче поддаются чужому влиянию, склонны снимать с себя ответствен-
1 Работа над представляемой версией психологического тренажера проводилась совместно с А.В. Зарубиной, выпускницей факультета психологии Сибирского института бизнеса, управления и психологии.
Таблица 3
ПРИМЕРЫ СИТУАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СЛУЖЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ В РАМКАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНАЖЕРА
Ситуации Варианты ответных решшк Интонация
Оперативный сотртаннк: Пока вами не возбуждено уголовное дело, мы лишены возможности проводить неотложные следственные действия, давая возможность подозреваемому избавляться от доказательств. (Такая опасность действительно есть, и следователь понимает это). 1) Вы давите на меня! 2) Нужный момент наступит, когда я приму решение. 3) Если мы возбудим уголовное дело сейчас, в факт совершения преступления не бтает подтвержден, то мы получим реабилитацию. 4) Да, вы правы, решение нельзя откладывать. • задумчивая • веселая • напористая • грустная • холодная • спокойная • теплая • язвительная
Надзорный орган: Вы %-же закончили проверку в трехсуточный срок и выяснил в все обстоятельства? Не кажется ли Вам. что это слишком быстро? (Следователь действительно закончил проверку быстрее, че.м можно было ожидать). 1) Да. Все в порядке, 2) Да. А что? 3) Да, проверил. А вам кажется, что я не мог этого сделать так быстро? 4) Да, у меня нет времени этим дольше заниматься. • задумчивая • веселая • напористая • грустная • холодная • спокойная • теплая • язвительная
Адвокат: Вы не отвечаете на наши ходатайства в установленный законом срок! Такое нарушение недопустимо! (Следователем действительно ходатайство не направленно в срок). 1) Да вы всегда недовольны, 2) Да, потому что я устал отвечать на ваши ходатайства. 3) Да, не выполняю, так как считаю их не обоснованными! 4) Да. я тоже собой не доволен. • задумчивая • веселая • напористая • грустная • холодная • спокойная • теплая • язвотельная
Потерпевший: Я виж\* что Вы вообше не в состоянии добиться хоть какого-ннбупь положительного результата. (Следователь столкнулся с серьезными трудностями в своей работе). 1) Смотрите, накаркаете! 2) Вы бы лучше помог мне. чем так говорить. 3) Не беспокойтесь! Я добьюсь положительного результата, даю слово. 4) Я подумаю, имеет ли это отношение ш мне. • задумчивая • веселая • напористая • грустная • холодная • спокойная • теплая • язвительная
ность при неблагоприятном исходе в ситуациях межличностного общения, нуждаются в поддержке извне и менее самостоятельны в принятии решений. Для них нами предлагаются задания тренажера, в которых отрабатываются техники психологической самообороны, варианты техник: «внешнее согласие», «английский профессор». Отработка на тренажере данных техник позволит сотрудни-
кам отточить навык противостояния влиянию и манипуляции, а следовательно, улучшить коммуникативную компетентность в межличностном общении.
Также мы учитывали, что сотрудников со стажем службы более 20 лет отличает более высокий уровень интернальности в межличностном общении, для них характерен независимо-доминирующий и властно-лидирующий
стиль взаимодействия. Они инициативны, эффективны и самостоятельны в работе и в принятии решений, с одной стороны, но имеют неконформные тенденции, которые необходимо сглаживать - с другой, учитывая новый статус сотрудников правоохранительных органов, направленный на партнерское взаимодействие с населением.
Для профилактики профессиональной деформации и формирования психологической устойчивости сотрудников этой группы рекомендуются те задания тренажера, в которых отрабатываются техники информационного диалога, развивающие способность вести беспристрастное информационное обсуждение по существу дела или целей коммуникатора.
После работы с тренажером организуется обсуждение в форме групповой дискуссии с участием сотрудников. На обсуждение вы-
носятся их мнения и позиции по поводу моделей поведения, предлагаемых в ситуациях тренажера.
Тренажер предлагается нами в качестве модуля при составлении программ занятий по морально-психологической подготовке сотрудников, где им предлагается подробно разобрать и проработать различные техники информационного диалога и противостояния влиянию.
В ходе апробации психологического тренажера развития профессионально-коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов большинство экспертов достаточно высоко оценили его адекватность ситуациям профессионального взаимодействия и организационно-методические возможности для развития коммуникативных умений и навыков сотрудников.
Библиографический список
1. Бусыгина, А. Л. Совершенствование профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов [электронный ресурс] / А.Л. Бусыгина, А.В. Секлетов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - Т. 14.2(6). - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-professionalnoy-kompetentnosti-sotrudnikov-pravoohranitelnyh-organov.
2. Евтихов, О.В. Специфика и структура профессионально-развивающей образовательной среды вуза правоохранительных органов / О.В. Евтихов // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. - 2015. - № 4 (21).
3. Еникеев, М.И. Психология коммуникативной деятельности следователя / М.И. Еникеев. - М.: Редс, 2011.
4. Ермаков, А.Г. Подготовка участковых уполномоченных полиции в вузе МВД России / А.Г. Ермаков. - СПб: Издательство «Речь», 2013.
5. Запрутин, Д.Г. Формирование профессиональной культуры будущих специалистов правоохранительных органов / Д.Г. Запрутин. - М.: Офра, 2011.
6. Килина, О.А. Особенности формирования профессионально-ориентированной языковой компетенции студентов юридического вуза / О.А. Килина // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2016. - № 3 (24).
7. Коблов, Ф.Ч. Коммуникативная компетентность и культура общения в служебной деятельности сотрудника полиции / Ф.Ч. Коблов. - СПб.: Изд-во «Питер», 2011.
8. Марьин, М.И. Психологическое обеспечение формирования и развития культуры общения и коммуникативной компетентности у сотрудников органов внутренних дел : учебно-мето-
дическое пособие / М.И. Марьин, Ю.Г. Касперович и др. ; под ред. В.Л. Кубышко. - М.: Офра, 2012.
9. Пауков, В.К. Общественное мнение и имидж сотрудников правоохранительных органов власти / В.К. Пауков. - М.: Акмеология, 2012.
10. Попова, Е.А. Развитие профессионально-коммуникативной компетентности сотрудников полиции в среднем профессиональном образовании : дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2016.
11. Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е. В. Сидоренко. - СПб.: Издательство «Речь», 2012.
12. Чапрак, А.А. Инструментарий по формированию социально-коммуникативных умений и навыков у курсантов вуза МВД России / А.А. Чапрак. - М.: Офра, 2014.
13. Шашкин, Н.Г. Формирование коммуникативной компетентности у будущих сотрудников органов внутренних дел в системе высшего образования / Н. Г. Шашкин. - М.: Норма, 2015.
14. Шинкевич, В.Е. Выраженность феномена патриотизма в курсантской среде Сибирского юридического института МВД России / В.Е. Шинкевич, Н.В. Маслодудова, А.С. Шерстяных // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. - 2017. - № 3 (28).