Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетентности сотрудников ОВД в процессе профессиональной деятельности'

Формирование коммуникативной компетентности сотрудников ОВД в процессе профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3084
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / НАВЫКИ И УМЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ И ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СКЛОННОСТИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMMUNICATIVE ACTIVITIES / ACTIVITIES OF LAW-ENFORCEMENT OFFICERS / PROFESSIONAL KNOWLEDGE / SKILLS AND ABILITIES / COMMUNICATIVE AND ORGANIZATIONAL APTITUDES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семчук Ирина Витальевна, Слободчикова Юлия Витальевна

Рассмотрены актуальные проблемы коммуникативной компетентности сотрудников ОВД, направленных на способствование эффективному процессу взаимодействия сотрудника ОВД с различными категориями граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Семчук Ирина Витальевна, Слободчикова Юлия Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of communicative competence of police officers in the course of professional activities

The article is devoted to topical problems of communicative competence of police officers, aimed at promoting an effective process of interaction of ATS with different categories of citizens.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетентности сотрудников ОВД в процессе профессиональной деятельности»

УДК 1/159.9 ББК 88

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИРИНА ВИТАЛЬЕВНА СЕМЧУК,

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры юридической психологии УНК ПСД

Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика

E-mail: [email protected]; ЮЛИЯ ВИТАЛЬЕВНА СЛОБОДЧИКОВА, преподаватель кафедры юридической психологии УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика

E-mail: [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены актуальные проблемы коммуникативной компетентности сотрудников ОВД, направленных на способствование эффективному процессу взаимодействия сотрудника ОВД с различными категориями граждан.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность, коммуникативная деятельность, деятельность сотрудников правоохранительных органов, профессиональные знания, навыки и умения, коммуникативные и организаторские склонности.

Annotation. The article is devoted to topical problems of communicative competence of police officers, aimed at promoting an effective process of interaction of ATS with different categories of citizens.

Keywords: professional competence, communicative competence, communicative activities, activities of law-enforcement officers, professional knowledge, skills and abilities, communicative and organizational aptitudes.

В настоящее время не случайно повышается внимание к психологическим аспектам деятельности сотрудников органов внутренних дел. Это связано с тем, что психологическое знание становится все более необходимым средством достижения профессиональной цели специалиста, работающего в сфере «человек — человек», к которой относятся профессии правоохранительной деятельности. Повышенный интерес к проблеме особенностей и возможностей коммуникации в профессиональной деятельности полицейского обусловлен стремлением овладеть ее механизмами и средствами, способствующими решению служебно-оперативных задач.

Существенный вклад в изучение и разработку проблемы коммуникативной компетентности внесли работы таких авторов, как: Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Г.М. Андреевой, Л.М. Абалина, К.А. Абульхано-вой-Славской, А.А. Бодалева, Н.Н. Обозова, А.В. Петровского и др.

В изучении проблем развития профессиональной компетентности и ее различных видов, в том числе и коммуникативной компетентности, особый интерес представляют работы отечественных акмеологов (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина и др.). Авторы рассматривают профессиональную компетентность как главную составную часть профессионализма личности и деятельности, важное условие становления профессионала.

Активно изучались проблемы коммуникативной компетентности сотрудников полиции в целом в трудах В.Л. Васильева, А.Т. Иваницкого, В.Я. Кикотя, Ю.А. Шаранова, А.Г. Шестакова, А.В. Батаршева, С.П. Безносова, Л.Б. Филонова, А.М. Столяренко.

Коммуникативная деятельность, так или иначе, затрагивает все структурные компоненты профессионального труда сотрудников. Как отмечает И.В. Богомолова, она выступает в роли главного средства их профессиональной деятельности, которое не может быть заменено какими-либо другими средствами и

без которого деятельность не может быть выполнена. Она является фактором, определяющим качественные характеристики результата их профессионального труда [1].

В психологической науке и практике роль коммуникативной компетенции можно определить как узловую системообразующую категорию, так как с ее помощью можно объяснить ряд феноменов взаимодействия в процессе профессиональной деятельности между людьми.

В частности, И.Л. Васильева подчеркивает, что коммуникативная компетентность личности — это интегративное личностное образование, характеризующееся адекватной самооценкой, способностью понимать внутренний мир другого человека, перестраиваться при изменении внешних и внутренних условий и ориентироваться в использовании вербальных и невербальных средств в различных ситуациях общения [2].

Коммуникативная компетентность является нравственно-психологической категорией, осуществляющей регуляцию системы отношения индивидуума к природе и социуму, а также к собственной личности как результату синтеза обоих этих сфер.

Необходимо отметить, что процессы коммуникации играют значимую роль в деятельности сотрудника правоохранительных органов. Определенным набором коммуникативных качеств должен обладать практически каждый сотрудник ОВД: оперуполномоченный уголовного розыска, следователь, дознаватель, инспектор по делам несовершеннолетних, участковый уполномоченный, а также руководители ОВД на всех уровнях.

От коммуникативной компетентности сотрудника полиции, его потребностей и специфики мотивации в профессиональном общении зависит характер его коммуникативной активности и признаваемые им коммуникативные ценности. Ведь в силу специфики профессиональной деятельности, сотрудникам полиции зачастую приходится устанавливать психологический контакт с незаинтересованными лицами, и такое общение должно быть достаточно продуктивным, ведь порой от успешной коммуникации зависит исход экстремальных ситуаций (переговоры с преступником и др.).

На выбор тактики делового общения, как утверждает В.П. Шепель [6], влияет принятие человеком ряда следующих положений.

Положение № 1. Надлежит обладать несколькими вариантами поведения в различных ситуациях и уметь ими оперативно воспользоваться.

Положение № 2. В процесс делового общения необходимо включать психологические закономерности и механизмы межличностного взаимодействия (психотехнологии профессионального общения).

Положение № 3. Не допустима жесткая конфронтация, а тем более эскалации конфликта.

А для формирования коммуникативной компетентности необходимо развитие профессиональных знаний, навыков и умений по средствам различных психотехнологий общения.

Субъектно-содержательная сторона психотехнологии общения в профессиях типа «человек-человек», по мнению И.Б. Пономарева и В.П. Трубочкина [4, с. 27, 28], прежде всего, строится на качествах личности данной категории специалистов, их профессиональных знаниях, навыках и умениях как профессионалов, концентрированно выражая коммуникативный потенциал личности («Я-концепцию», особенности коммуникативного мышления, доминантных психических состояний и др.). Структура психотехнологии общения включает следующие пять основных направлений.

1. Коммуникативная подготовка (постановка коммуникативных задач, разработка планов и сценариев общения, методическая проработка использования базовых форм и техник общения).

2. Познавательно-ориентационное направление (предварительно сориентироваться в партнере или по аудитории общения, изучать их в процессе общения, получая информацию о положении дел и осуществляя прогноз развития общения).

3. Направление установления контакта, его поддержание и развитие в случае необходимости до уровня доверительных отношений.

4. Взаимодействие и воздействие (решение в ходе общения с партнером тех или иных вопросов, изменение при необходимости его точки зрения, мнения, позиции, установки, отношения и других индивидуальных характеристик).

5. Управление общением (увязка, согласование отдельных коммуникативных действий и последовательное осуществление этапов в общении).

Деятельность сотрудников ОВД представляет собой требующий большого напряжения, терпения, добросовестности, знаний и высокой ответственности

труд, основанный на строжайшем соблюдении норм закона. Важнейшая сторона профессиональной деятельности сотрудников ОВД — это работа с людьми, эффективное, психологически компетентное общение, межличностное взаимодействие.

Коммуникативная компетентность и, прежде всего, стили межличностного общения направлены на способствование эффективному процессу взаимодействия сотрудника ОВД как по горизонтали, так и по вертикали. Они создают необходимые предпосылки для реального поведения сотрудника, основанного на личностных диспозициях и ранее освоенных им поведенческих шаблонах.

Изучение коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел в процессе профессиональной деятельности дает возможность сформировать определенные представления о данном конструкте в контексте профессии, выявить возможности формирования коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов.

В своем исследовании мы использовали методику: «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей» (В.В. Синявский, В.А. Федо-рошин), которая позволяет выявить качественные особенности коммуникативных и организаторских склонностей сотрудников ОВД; а также методику «Ориентационные стили профессионально-деятель-ностного общения» [5] (Г.М. Мануйлов, Н.П. Фетис-кин), предназначенную для определения доминирования одного из четырех ориентационных стилей или их сочетании в профессионально-деятельност-ном общении.

В ходе проведенного исследования были опрошены 76 сотрудников, средний возраст которых составил 32 года и стаж служебной деятельности — 8 лет. Полученные результаты — максимальные оценки по методике «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей» (В.В. Синявский, В.А. Федо-рошин) были распределены следующим образом.

Испытуемые, которые имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего составили 4% от общей выборки респондентов. Данная категория лиц не стремится к общению, в новом коллективе чувствует себя неуверенно, испытывает трудности в установлении контактов с коллегами и гражданами, стесняется отстаивать свое мнение и тяжело переживает критику, почти не проявляет инициативу, избегает самостоятельных решений.

15% от общей выборки — испытуемые показавшие средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Для них характерно стремление к контактам со знакомыми людьми, однако потенциал их склонностей не устойчив. Данной категории лиц, также как и лицам с уровнем коммуникативных и организаторских способностей ниже среднего, требуется комплексная работа по формированию и развитию коммуникативных качеств личности.

Респонденты, показавшие высокий уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей — 35% от общей выборки, они не теряются в новой обстановке, быстро находят новые контакты, стремятся расширить круг своего общения, стремятся помогать близким, друзьям, сослуживцам, проявляют инициативу в общении, способны принимать самостоятельные решения.

У 46% испытуемых, получивших высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей, прослеживается сформированная потребность в коммуникативной и организаторской деятельности. Они легко ориентируются в нестандартных ситуациях. Естественно ведут себя в незнакомом коллективе, инициативны, принимают самостоятельные решения быстро и эффективно. Помимо того, — отстаивают свое мнение, добиваются принятия своих решений. Любят организовывать разнообразные мероприятия, настойчивы в деятельности, лидеры в коллективе. Данные результаты представлены на рисунке 1.

Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что наибольшее количество респондентов — 81% имеют высокий и высший уровень развития коммуникативных склонностей.

Таким образом, основными показателями сфор-мированности коммуникативной компетентности сотрудников ОВД являются: наличие инициативы в общении, способности принимать самостоятельные решения, стремление расширить круг своего общения и помочь близким, друзьям, сослуживцам, ориентация в нестандартных ситуациях, отстаивание своего мнения, желание организовывать разнообразные мероприятия, настойчивость в деятельности, лидерство в коллективе. Сотрудники, имеющие ниже среднего и низкий уровень коммуникативных и организаторских склонностей, составили 19% от общего числа испытуемых. Этой категории лиц требуется комплексная работа по формированию данных коммуникативных и организаторских качеств.

Ниже среднего 4%

/ 15%

Высший \ /Высокий

46% \ / 35%

□ Нижесреднего | Средний

I Высокий

□ Высший

Рис. 1. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей

Полученные результаты исследования по методике «Ориентационные стили профессионально-дея-тельностного общения» (Г.М. Мануйлов, Н.П. Фе-тискин) определили доминирование одного из четырех ориентационных стилей; их сочетание в профес-сионально-деятельностном общении были распределены следующим образом.

Стиль 1. Ориентация на действие присутствует у 44% от общей выборки респондентов. Для данного стиля характерно обсуждение результатов, конкретных вопросов, поведения, ответственности, опыта, достижений, решений. Сотрудники, владеющие этим стилем, прагматичны, прямолинейны, решительны, легко переключаются с одного вопроса на другой, часто взволнованы.

Стиль 2. Ориентация на процесс выявлена у 62% от общей выборки респондентов. Для данного стиля характерно обсуждение фактов, процедурных вопро-

сов, планирования, организации, контролирования. Сотрудники, владеющие этим стилем, ориентированы на систематичность, последовательность, тщательность. Они честны, многословны и мало эмоциональны.

Стиль 3. Ориентация на людей выявлена у 51% от общей выборки респондентов. Для данного стиля характерно обсуждение человеческих нужд, мотивов, чувств, «духа работы в команде», понимания, сотрудничества. Сотрудники этого стиля эмоциональны, чувствительны, сопереживающие и психологически ориентированы.

Стиль 4. Ориентация на перспективу, будущее присутствует у 11% от общей выборки. Сотрудникам этого стиля присуще обсуждение концепций, больших планов, нововведений, различных вопросов, новых методов, альтернатив. Они обладают хорошим воображением, полны идей, но мало реали-

4 стиль

11%

2 стиль

51%

2 стиль

62%

1 стиль 44%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%

Рис. 2. Ориентационные стили профессионально-деятельностного общения -Вестник Московского университета МВД России - № 4 / 2017

стичны и порой их сложно понимать. Данные результаты представлены на рисунке 2.

По результатам данных исследования можно сделать вывод, что у сотрудников доминирующим стилем профессионально-деятельностного общения выступает стиль 2 — ориентация на процесс; сотрудники, владеющие этим стилем, ориентированы в большей мере на систематичность, последовательность, тщательность в исполнении своих обязанностей.

Меньше всего сформирован стиль 4 — ориентация на перспективу, будущее, что является оправданным в профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов, так как различные идеи, замыслы и мало реалистичные концепции не свойственны данной категории лиц. Так как деятельность правоохранительных органов направлена на добросовестное выполнение своих обязанностей основанных на строжайшем соблюдении норм закона.

Следовательно, проведенное нами исследование показало, что коммуникативные и организаторские способности являются основными в профессиях, связанных с непосредственным взаимодействием между людьми и являются ведущими в образовании межличностных отношений, в сплочении членов служебных коллективов, в организации психологического воздействия на людей, в умении организовать и направить свою деятельность. Доминирующий стиль в профессионально-деятельностном общении — это ориентация на процесс, где сотрудники правоохранительных органов ориентированы на систематичность, последовательность, тщательность в исполнении своих обязанностей.

Литература

1. Богомолова И.В. Психолого-акмеологические особенности преодоления сотрудниками полиции

затруднений в коммуникативной деятельности: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2003.

2. Васильева И.Л. Психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетентности студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий. Самара, 2011.

3. Марьясис И.Б., Семчук И.В., Гончарова Е.М. Психологические особенности профессионального общения сотрудников ОВД: Учеб. пособие. М., 2012.

4. Пономарев И.Б., Трубочкин В.П. Психотехнология общения. М., 1996.

5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.

6. Шепель В.М. Имиджеология: Секреты личного обаяния. М., 1994.

References

1. Bogomolova I.V. Psikhologo-akmeologicheskie osobennosti preodoleniia sotrudnikami politsii zatrud-nenii v kommunikativnoi deiatelnosti: Diss. ... kand. psikhol. nauk. M., 2003.

2. Vasileva I.L. Psikhologo-pedagogicheskie uslo-viia razvitiia kommunikativnoi kompetentnosti studen-tov, obuchaiushchikhsia s primeneniem distantsionnykh obrazovatelnykh tekhnologii. Samara, 2011.

3. Mariasis I.B., Semchuk I.V., Goncharova E.M. Psikhologicheskie osobennosti professionalnogo ob-shcheniia sotrudnikov OVD: Ucheb. posobie. M., 2012.

4. PonomarevI.B., Trubochkin V.P. Psikhotekhno-logiia obshcheniia. M., 1996.

5. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuilov G.M. Sot-sialno-psikhologicheskaia diagnostika razvitiia lichnosti i malykh grupp. M., 2002.

6. Shepel V.M. Imidzheologiia: Sekrety lichnogo obaianiia. M., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.