Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДОЛЖНОСТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВРАЧАМ-ЛАБОРАНТАМ ОТДЕЛЕНИЙ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ САНЭПИДСТАНЦИЙ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДОЛЖНОСТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВРАЧАМ-ЛАБОРАНТАМ ОТДЕЛЕНИЙ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ САНЭПИДСТАНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДОЛЖНОСТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВРАЧАМ-ЛАБОРАНТАМ ОТДЕЛЕНИЙ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ САНЭПИДСТАНЦИЙ»

Таблица 3

Средневзвешенные концентрации 220 Ra и 23SU и значения

ЭЭД

Область Средневзвешенные концентрации, мБк/л ЭЭД. мк3в/г

"'Ra !J«(J

Кировская Костромская Ярославская 7,4 6,0 11,1 6,7 11,1 4,1 13,4 19,9 10,8

нения. В США установлен «контрольный» уровень концентрации 226Ra в питьевой воде, равный 185 мБк/л [17]. Обсуждается вопрос о допустимой концентрации 238U в питьевой воде, предлагается величина, равная 370 мБк/л [16, 19].

В СССР действует ГОСТ на питьевую воду [4], устанавливающий ПДК для 226Ra — 4,4 Бк/л (120 пКи/л) и урана — 21 Бк/л (1,7 мг/л). Уран нормируется не как радиоактивный, а как токсичный элемент. В отношении снижения доз от источников ионизирующей радиации естественного происхождения можно применить принцип ALARA (снижение доз «настолько низко, насколько возможно с учетом экономических и социальных факторов») Тогда, прежде чем вводить «контрольные» уровни концентраций 226Ra и 238U в питьевой воде, необходимо оценить соотношение «польза/вред» всех связанных с этим мероприятий.

Литература

1. Европейские стандарты питьевой воды. — М., 1972.

2. Ионизирующее излучение: источники и биологические

эффекты. Докл. НК ЛАР ООН. Нью-Йорк, ООН.— 1982.

3. Каменский Г. Н., Толстихина M. М., Толстихин Н. И. Гидрогеология СССР. — М., 1959.

4. Крайнов С. Р., Соколов И. Ю., Голицин М. С. // Водные ресурсы — 1981. —№ 2. — С. 78—83.

5. Марей А. Н., Кармаева А. Н. // Гиг. и сан. — 1966.— № 8. — С. 44—48.

6. Международные стандарты питьевой воды. — М., 1973.

7. Новиков Ю. В. Гигиенические вопросы изучения содержания урана во внешней среде и его влияния на организм. — М., 1974.

8. Определение естественных изотопов 232Th, 232U, 210Pb, 226Ra в почве и питьевой воде: Метод, рекомендации. — Л„ 1978.

9. Ctine W., Adamowitz S., Blackman С. // Hlth Phys. — 1981, —Vol. 41, N 6. —P. 867—868.

10. Cline W., Adamowitz S., Blackman C„ Kahn В. Ц Ibid. — 1983.— Vol. 44, N 1, —P. 1—12.

11. Cothern С. R., Lappenbusch W. L., Sherman L. E. // Ibid.—1981.—Vol. 41, N 6. — P. 885—891.

12. Kahlos H., Asikainen M. // Ibid. — 1980. — Vol. 39, N 1, —P. 77—83.

13. Kahlos H., Asikainen M. //Ibid.— P. 108—111.

14. Kriege L., Hahne R. // Ibid. —1981. — Vol. 41, N 6.— P. 883—887.

15. Kriege L., Hahne R.// Ibid. — 1982,—Vol. 43, N 4,— P. 543—549.

16. Lappenbusch W. L. // Ibid. — 1980. — Vol. 39, N 6. — P. 793—798.

17. Lee R. D„ Watson J. £., Fong S. W.// Ibid.— 1979. — Vol. 37, N 6. — P. 779—784.

18. Maitz A., Thein M., Rao G., Mahan A. // Ibid. — 1981.— Vol. 41, N 6, — P. 884—891.

19. Riefer ]., Wicke A., Glaum F., Portendörfer //International Radiation Protection Society, Congress 5th: Proceedings. — Oxford, 1980.— Vol. 2, — P. 1107—1110.

20. Workman E. W„ Phillips T. R„ Adamowiiz S. // Hlth Phys.—1980, —Vol. 39, N 6. — P. 787—798.

Поступила 21.05.87

Социальная гнгиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 614.253:614.4

Ф. Ф. Даутов, Ю. Н. Почкин, Т. И. Карпова, Л. М. Климовицкая

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДОЛЖНОСТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВРАЧАМ-ЛАБОРАНТАМ ОТДЕЛЕНИЙ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ САНЭПИДСТАНЦИЙ

Казанский институт усовершенствования врачей им. В. И. Ленина

В последние годы для врачей всех специальностей разрабатываются профессионально-должностные требования (ПДТ), представляющие эталон знаний и умений специалиста, которыми определяется его подготовленность и квалификация для выполнения основной работы на зани-

маемой должности. В настоящее время ПДТ разработаны для санитарных врачей по коммунальной гигиене. Однако ПДТ для врачей-лабо-рантов отделений коммунальной гигиены санэпидстанций (СЭС) отсутствуют. Учитывая 20-летний опыт последипломного обучения ука-

занных специалистов, выполнение этой работы экспертная комиссия ЦИУВ поручила кафедре общей гигиены Казанского ИУВ.

При разработке ПДТ был использован наш опыт составления унифицированной программы двухмесячного тематического усовершенствования врачей-лаборантов. Кроме того, были изучены методические аспекты подготовки унифицированных программ усовершенствования врачей по коммунальной гигиене и ПДТ для врачей по коммунальной гигиене.

При выполнении этой работы мы столкнулись с рядом трудностей. Во-первых, до сих пор ни один вуз страны не готовит для СЭС врачей-лаборантов и на СЭС в этой должности работают биологи, инженеры, химики, фармацевты, учителя и др. Во-вторых, различные СЭС в неодинаковой степени оснащены современными приборами и аппаратами. В-третьих, в зависимости от специфики промышленного, сельскохозяйственного производства и площади обслуживаемой территории могут быть изменены задачи лаборатории. Все это необходимо было учесть при составлении ПДТ.

Основной задачей Брача-лаборанта отделения коммунальной гигиены СЭС является получение объективных результатов исследований, необходимых для разработки обоснованных санитарно-гигиенических мероприятий. Подготовленные нами ПДТ содержат перечень профессиональных действий, необходимых для решения профессиональных задач по основным видам деятельности. Для выполнения профессиональных действий представлен перечень знаний и умений. При этом ПДТ должны обеспечивать такой профессиональный уровень, при котором врач-лаборант успешно выполняет все функциональные и должностные обязанности.

, При разработке ПДТ принималось во внимание, что в соответствии с требованиями теории и практики коммунистического строительства специалист должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, обладать хорошим знанием основ марксистско-ленинского учения, широкой эрудицией и культурой, ясно видеть политические цели партии и страны, быть убежденным патриотом, обладать высокими гражданскими и нравственными качествами, ответственно относиться к порученному делу.

Врач-лаборант должен:

— уметь объективно оценить свои профессиональные знания, объем умений и навыков, профессиональные возможности и ограничения;

— сознавать и нести ответственность за свои действия, добиваться высокой точности результатов исследований;

— выработать активное стремление к приобретению новых знаний, пересматритаь их с учетом сложившихся представлений;

— уметь признавать допущенные ошибки, принимать советы, предложения и критику, так-

тично и терпимо относиться к высказыванию других точек зрения;

— оказывать поддержку и давать советы менее опытным коллегам, быть наставником начинающих сотрудников;

— стремиться полнее использовать свои профессиональные знания и опыт для оздоровления окружающей среды и охраны здоровья населения.

ПДТ к врачам-лаборантам включает профессиональные задачи, выполнение каждой задачи требует нескольких профессиональных действий. В свою очередь для осуществления одного профессионального действия врач-лаборант должен обладать 10 и более умениями и знаниями. Так, для выполнения профессиональной задачи «Лабораторный контроль за загрязнением атмосферного воздуха» требуется 5 профессиональных действий. Для осуществления действия «Отбор, доставка, хранение проб воздуха и их исследование» врач-лаборант должен обладать 32 знаниями и умениями.

Одной из важнейших профессиональных задач в деятельности врача-лаборанта (заведующего) является организация работы лаборатории отделения коммунальной гигиены. Выполнение этой задачи требует знания организационной структуры санэпидслужбы СССР, директивных и законодательных документов, нормативно-технической документации (НТД) в том числе санитарных норм и правил, ГОСТов, методических рекомендаций и указаний, тестированных и рекомендованных методик исследования, документаций по стандартизации и метрологическому обеспечению учетно-отчетной документации и др.

Значительную часть рабочего времени (до 80 % и более) врач-лаборант отделения коммунальной гигиены СЭС затрачивает на выполнение химических анализов. Профессиональные действия, знания и умения врача-лаборанта, предусмотренные в разработанных нами ПДТ, обеспечивают высококвалифицированное исследование объектов внешней среды — воды, воздуха, почвы.

Врач-лаборант должен планировать работу лаборатории совместно с санитарным врачом с учетом санитарной ситуации на обслуживаемой территории, подконтрольных объектах и реальных возможностей лаборатории. При этом должны учитываться нормы рабочей нагрузки, которые определены положением «Нормативы расчета трудозатрат для специалистов санитарно-гигиенических лабораторий, выполняющих анализы по гигиене питания, коммунальной гигиене и гигиене детей и подростков».

Поскольку достоверность результатов исследований зависит не только от выполнения всех условий и требований методики при выполнении каждого анализа, немаловажное значение при этом имеет этап отбора проб на исследование. Поэтому в ПДТ этому вопросу уделено особое

внимание. Одновременно необходимо отметить, что действующие нормативные документы не дают ясного ответа на вопрос, кто должен заниматься в СЭС отбором проб? По-разному решают этот вопрос на местах. Считаем, что сотрудник СЭС, осуществляющий отбор проб, должен хорошо знать санитарную ситуацию на обслуживаемой территории (на подконтрольных объектах) и правила отбора, консервации, доставки, хранения проб. Таким специалистом является санитарный врач. Поэтому во всех ответственных случаях проведения предупредительного санитарного надзора, а также, например, при приемке в эксплуатацию нового водозабора или скважины, при организации исследования атмосферного воздуха и почвы в новых объектах и др., участие санитарного врача при отборе проб обязательно. Такая необходимость диктуется еще и тем, что окончательное заключение о санитарно-эпидемиологическом благополучии на подконтрольных объектах дает санитарный врач, который несет ответственность за решаемый им вопрос и косвенно за достоверность оцениваемых результатов лабораторных исследований, представленных врачом-лаборантом. В менее ответственных случаях, а также при осуществлении текущего санитарного надзора отбор проб может быть поручен опытному (квалифицированному) помощнику санитарного врача. Но это не исключает участия работников лаборатории и других специалистов СЭС в отборе проб на исследование. Правильно отобрать пробу на исследование, законсервировать ее, доставить в лабораторию должен уметь любой специалист СЭС. При доставке в лабораторию отобранных на исследование проб врач-лаборант (лаборант) должен проверить правильность их отбора. При установлении нарушений правил отбора, консер-

вации, хранения и доставки, могущих повлиять на достоверность результатов лабораторных исследований, врач-лаборант (лаборант) не должен принимать доставленные пробы к исследованию.

Врач-лаборант должен знать современные приборы и методы физико-химического анализа и уметь проводить с их помощью исследования.

Хотя и врач-лаборат в первую очередь является исследователем, он обязан знать, какую опасность для здоровья больших контингентов людей могут представлять определяемые им концентрации вредных веществ в питьевой воде, атмосферном воздухе, почве и др. Более того, врач-лаборант должен знать о соответствии санитарного состояния объектов действующим санитарным и противоэпидемическим правилам и нормам.

Качество работы врача-лаборанта по отдельным исследованиям оценивается параллельным анализом, проведенным сотрудниками лаборатории вышестоящей СЭС. Однако такая оценка недостаточна. Успешная работа лаборатории всегда положительно влияет на качественные показатели деятельности СЭС. Поэтому качество работы врача-лаборанта должно оцениваться по конечным показателям деятельности СЭС — по показателям здоровья населения.

В ПДТ в сжатой форме отражены основные функциональные обязанности врача-лаборанта, которые выполняются им в повседневной практической деятельности. При проведении аттестации врача-лаборанта устанавливается его соответствие занимаемой должности. В связи с этим решающее значение в объективизации аттестационной работы будут иметь ПДТ, на основе которых составляется квалифицированная характеристика на аттестуемого врача-лаборанта.

Поступила 17.08.87

УДК 613 + 614.4]:378.661

П. Г. Ткачев

О СУБОРДИНАТУРЕ КАК ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА ГИГИЕНИСТА-ЭПИДЕМИОЛОГА

Рязанский медицинский институт

В Основных направлениях перестройки высшего и среднего специального образования в стране поставлена задача коренным образом улучшить качество подготовки молодых специалистов, включая и завершающую стадию их обучения.

В данной работе приводятся некоторые предложения по дальнейшему повышению качества профессиональной и идейно-политической подготовки врачей гигиенистов-эпидемиологов в субординатуре в соответствии с квалификационной характеристикой.

В учебных программах по профильным гигиеническим дисциплинам предусмотрены также и программы субординатуры на двенадцатом семестре.

Важнейшим разделом субординатуры является предупредительный санитарный надзор. Программой для него отведено по отдельным дисциплинам от 60 до 140 ч или от 6 ч до 23 рабочих дней. В этот сравнительно небольшой период субординатор должен изучить все этапы прет дупредительного санитарного надзора, включая рассмотрение проектных материалов по привяз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.