Научная статья на тему 'О ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ СТУДЕНТОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА'

О ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ СТУДЕНТОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ СТУДЕНТОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА»

УДК 378.661.3/.4

Канд. мед. наук А. Я. Иванов

О ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ СТУДЕНТОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Казанский медицинский институт им. С. В. Курашова

Для формирования высококвалифицированных, принципиальных, идейных, настойчивых в решении государственных задач санитарных врачей существенное значение имеет правильная и умелая организация летней производственной практики студентов, которая в связи с введением новой учебной программы претерпела значительные изменения.

В данной работе мы ставили цель обмена опытом организации и проведения летней производственной практики студентов санитарно-гигиенического профиля и высказать некоторые соображения в отношении новой программы практики на санитарно-гигиеническом факультете.

Согласно программе производственной практики, утвержденной Министерством здравоохранения СССР, предусматривается производственная практика студентов в конце 6-го семестра в)качестве лаборантов на базе лаборатории санэпидстанций, затем * клиническая врачебная практика в 8-м семестре и профильная производственная практика в конце 10-го семестра обучения.

Летняя производственная практика неразрывно связана с учебным процессом и преследует цель закрепления теоретических и практических знаний, усвоения методов и навыков работы врача. В этот период студенты должны постепенно постичь специфику деятельности санитарного врача в условиях санэпидстанции, приобрести навыки в работе с людьми, коллективом, общественными организациями и др. Именно во время производственной практики студенты непосредственно знакомятся со своей специальностью, становятся на путь узкой специализации, сталкиваются с трудностями в ра-I боте, что может привести и к первым разочарованиям. Поэтому лишь научно-методическая организация летней практики с активным участием ректората, общественных организаций, всего профессорско-преподавательского состава в тесном содружестве с органами практического здравоохранения может свести до минимума число разочаровавшихся, привить любовь к своей будущей специальности, облегчить дальнейшую первичную специализацию (субординатуру).

При обучении на I, II и III курсах студенты осваивают теоретические основы деятельности врача санэпидстанции. На кафедре общей гигиены они обучаются основным методам лабораторных и инструментальных исследований объектов внешней среды, пищевых продуктов и др. В ходе занятий по общей гигиене студенты знакомятся с некоторыми 0 объектами на экскурсиях, отбирают пробы воды, воздуха и пищевых продуктов. На кафедре микробиологии они овладевают саннтарно-бактериологи-

ческими методами исследования воды, почвы и др. Уже на III курсе студенты начинают изучать профильный предмет— гигиену питания, приобретают некоторые навыки в обследовании пищевых объектов, составляют учебные акты, однако все это носит групповой характер.

В конце 6-го семестра, согласно новой программе, предусмотрена практика студентов в качестве лаборантов на базе лаборатории санэпидстанции в течение 24 рабочих дней. В ходе практики студенты должны закрепить теоретические и практические навыки в работе лаборанта, полученные при занятиях в институте.

Опыт подсказывает, что для оптимальной организации практики студентов III курса необходимы хорошо оснащенные лаборатории санэпидстанций, укомплектованные высококвалифицированными специалистами, которые проявляют интерес к подготовке кадров. Поэтому в институте особое внимание уделяется подбору баз производственной практики и используются только крупные санэпидстанции Татарской АССР. Общее руководство практикой студентов осуществляют сотрудники кафедр общей гигиены и микробиологии.

В ходе практики в лабораториях студенты получают навыки в работе лаборанта-фельдшера, осваивают основные методики отбора проб воды, сточных вод, воздуха, пищевых продуктов, инструментальные методы исследования и др. Кроме того, студенты сами выполняют лабораторные анализы, знакомятся с организационными сторонами работы бактериологической и химической лабораторий санэпидстанции. Наличие достаточных данных лабораторных исследований позволяет студентам выполнять учебно-исследовательские работы (УИР), которые докладываются на совещаниях санэпидстанций, кафедрах и ежегодно проводимых научных студенческих конференциях по итогам производственной практики. В институте ежегодно выполняется более 50 УИР и около 25 докладывается на конференциях. Введение такой практики на санитарно-гигиеническом факультете, несомненно, будет способствовать улучшению качества подготовки санитарных врачей.

На IV курсе студенты начинают заниматься на профильных гигиенических кафедрах, где получают не только теоретические, но и определенные практические навыки в работе санитарного врача. Например, в ходе занятий по гигиене питания они проводят обследование пищевых и торговых объектов, а в процессе учебы на кафедре коммунальной гигиены знакомятся с головными водопроводными сооружениями, установками по очистке сточ-

ных вод, жилыми и общественными зданиями, источниками загрязнения атмосферного воздуха и др. Эти посещения объекта уже не групповые, а самостоятельные. При этом студенты составляют подробные акты обследования но специальным учебным схемам, которые используются и в ходе производственной практики. Такой подход к организации учебного процесса и производственной практики создает максимум условий для последовательного освоения и закрепления навыков в работе санитарного врача. Экзамен по гигиене питания студенты сдают в конце 7-го семестра, а по коммунальной гигиене — в конце 8-го. По окончании IV курса у студентов предусмотрена клиническая практика в лечебных учреждениях и связь студента с деятельностью санитарного врача на некоторое время прекращается. Мы попытались сохранить эту связь, т. е. внедрить в клиническую практику элементы гигиены в виде УИР, для чего студенты в ходе обучения на кафедрах гигиены питания и коммунальной гигиены получают планы-задания по выполнению УИР во время клинической практики. При этом студент сталкивается с работой врача санэпидстанции, лаборатории, анализирует данные лабораторных и инструментальных исследований за ряд лет, обобщает их. Как правило, тема УИР увязывается с возможностями базы, желанием и интересами студента, а также требованиями и запросами практического здравоохранения. Опыт наглядно показал, что лучшие условия для выполнения УИР и внедрения элементов гигиены в клиническую практику создаются после введения новой программы, когда студент прошел практику в качестве лаборанта и освоил методы инструментальных и лабораторных исследований. Оптимальным является направление студента на одну и ту же базу для прохождения практики в качестве лаборанта, врача-клинициста и далее на профильную практику, что создает условия для последовательного освоения специальности, преемственности, выполнения УИР, облегчает руководство практикой и контроль за ее проведением. Кроме того, такой подход к организации практики позволяет выполнять глубокие комплексные УИР с участием студентов III, IV и V курсов. Так, в прошедшем году в институте выполнен ряд работ с участием студентов III курса, которые отбирали пробы воды из водоисточника, распределительной сети, анализировали их, обобщали полученные результаты; студенты IV курса собирали данные об острых кишечных заболеваниях среди населения, а студенты V курса проводили глубокое санитарно-гигиеническое обследование населенного пункта, условий водоснабжения населения, анализировали данные лабораторных исследований, выявляли зависимость заболеваемости от условий водоснабжения. Подобная работа не только полезна для практического здравоохранения, но и вызывает у студентов чувство удовлетворения, ответственности и прививает любовь к своей профессии.

Впервые по новой программе практика была организована в июне 1977 г. В качестве баз использо-

ваны те же санэпидстанции, что и для студентов III курса. Общее руководство практикой осуществляли профессорско-преподавательский состав профильных гигиенических кафедр и врачи базовых санэпидстанций. Итоги практики показали, что некоторое сокращение сроков, увеличение разрыва между изучением предмета и практикой повлияли ^ на качество производственной практики, что можно подтвердить следующим.

Известно, что эффект работы санитарного врача в основном зависит от умелого решення вопросов предупредительного санитарного надзора; чем выше квалификация врача и уровень теоретической и практической подготовленности, тем большее внимание уделяется этому разделу деятельности. Доля работы по организации предсанитарного надзора в период практики по старой программе была следующей: в среднем каждый студент за время практики 1 раз участвовал в выборе участка, рассматривал в среднем 1—2 проекта, 1 раз выходил на строящийся объект и 0,3 раза участвовал в приеме в эксплуатацию готовых сооружений; при прохождении практики по новой программе эти показатели составили соответственно 0,7, 0,8, 0,5 и 0,35.

В плане текущего санитарного надзора отмечается также некоторое снижение числа обследованных объектов. До введения новой программы в ходе 4 практики каждый студент в среднем мог обследовать до 15,4 объекта, из них около 40% с использованием лабораторных и инструментальных методов, тогда как при новой программе среднее число обследованных объектов равно 12, доля использования объективных методов исследования около 35%, что, вероятно, связано с сокращением сроков практики, поскольку методическое обеспечение студентов, руководителей и материальное оснащение базовых санэпидстанций из года в год улучшаются.

Как и в предыдущие годы, для выполнения УИР все студенты до выезда на базы практики были обеспечены планами-заданиями, содержащими рабочий план, краткую аннотацию УИР, список литературы, порядок выполнения работы и др. Введе- ( ние новой программы не отразилось на числе и качестве УИР. Только в ходе практики студентами выполнено более 50 УИР, причем некоторые из них имели комплексный характер и проводились с участием студентов IV и V курсов. Выполненные УИР доложены на научных студенческих конференциях кафедр, а более 20 докладов представлено на общеинститутской научной студенческой конференции по итогам летней практики. Таким образом, новая программа практики, несмотря на некоторые недостатки, создает оптимальные условия для УИР комплексного характера с привлечением студентов разных курсов, но при этом непременным условием является использование единых баз для практики, что позволит значительно улучшить качество подготовки врача-профилактика.

На организацию и проведение работы по пропа- ^ ганде гигиенических знаний среди населения внедрение новой программы не оказало существенного

влияния. В среднем каждый студент читает не менее 2 лекций (одну на общественно-политическую тему, а другую по пропаганде гигиенических знаний). В лекциях на|общественно-политическиетемы рассматривались вопросы по пропаганде решений XXV съезда КПСС, о Конституции СССР, о решениях партии и правительства в области охраны здоровья населения и окружающей среды. Каждый студент проводил не менее 4 бесед с населением.

Согласно новой программе, предусматривается двухдневная практика по организации здравоохранения. Опыт показывает, что нет надобности

специально выделять дни на это, поскольку вопросы организации здравоохранения разбираются в ходе всей практики.

Таким образом, принятие новой программы производственной практики студентов санитарно-гигне-нического факультета является новым шагом по совершенствованию учебного процесса, оптимизации производственной практики и повышению качества подготовки санитарного врача. Внедрение в учебный процесс новой программы — важный вклад в дело улучшения подготовки специалистов с высшим образованием.

Поступила 17/XII 1979 г.

УДК 613:903.29

Канд. мед. наук Т. С. Сорокина О ДРЕВНЕЙШИХ САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЯХ

Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Москва

В междуречье Тигра и Евфрата, долинах Нила и Инда найдены наиболее древние памятники куль-. туры. Особый интерес для гигиены и санитарии представляют гигиенические сооружения Мохенд-жо Даро — древнего города в долине Инда (территория современного Пакистана), обнаруженного, при раскопках в 20-х годах нашего столетия, на глубине 12 м.

Мохенджо Даро (в переводе с синдского — «Место мертвых») — один из центров хараппской культуры, сформировавшейся в долине Инда в начале III тысячелетия до н. э. Его гигиенические сооружения, воздвигнутые по меньшей мере за 2 тыс. лет до римского водопровода, являются древнейшими из известных в настоящее время. Все здания в этом городе построены из обожженного кирпича. Прямые улицы говорят о строгом контроле за строительством и являются древнейшими из известных | примеров планировки города. В различных районах Мохенджо Даро найдено большое количество выложенных кирпичом колодцев диаметром до 1 м. Они снабжали город питьевой водой. Большие дома имели собственные колодцы. Помещения, где они находились, были тщательно вымощены.

Самым замечательным из больших здании города является купальня. Уникальный бассейн длиной 12 м, шириной 7 м и глубиной около 3 м выложен красивым кирпичом и для водонепроницаемости облицован битумом. Облицовка так хорошо сохранилась, что археологи не решились нарушить ее целостность даже в целях исследования этого замечательного строительного сооружения древности. С обеих сторон в бассейн ведут лестницы с площадками для купания детей. В углу расположено отверстие для спуска воды. По всему периметру бас-4 сейн окружен аркадой маленьких комнатдля омовения.

Купальня была не единственным общественным сооружением гигиенического типа в Мохенджо

Даро. При раскопках обнаружены две бани, которые по мнению исследователей, нагревались горячим воздухом и предназначались для ритуальных омовений. Помимо этого, в каждом каменном доме имелась своя комната для омовений, представлявшая собой небольшое помещение с тщательно выложенным кирпичным полом, покатым в сторону одного из углов. По описанию Э. Маккея, водосток, расположенный в углу, в некоторых случаях проходил также через уборную. Через толщу стены водосточные трубы выходили в канализационную систему города, которая представляла собой «одно из самых впечатляющих достижений индской цивилизации... Ни одна другая древняя цивилизация, даже римская, не имела такой совершенной системы водопровода» (А. Л. Бэшем).

Каждая улица и каждый переулок в Мохенджо Даро имели свой выложенный кирпичом канал для сточных вод глубиной от 30 до 60 см и шириной от 20 до 50 см. Сверху все каналы покрывались хорошо пригнанными кирпичами, которые легко можно было снимать при осмотре и чистке системы, чему придавалось особо важное значение. Об этом свидетельствуют также и магистральные трубы: их диаметр достигал 2 м, и человек, контролирующий их состояние, в случае необходимости мог свободно передвигаться внутри. Перед поступлением в главные каналы сточная вода и нечистоты проходили через отстойники и выгребные ямы, покрытые крышками.

Устройству системы канализации в Мохенджо Даро уделялось значительно больше внимания, чем строительству некоторых зданий. Это говорит о высокой культуре этой древней цивилизации, которая сумела в III тысячелетни до н. э. создать великолепный образец санитарного строительства.

В конце III—начале II тысячелетия до н. э. в другом районе земного шара — в бассейне Средиземного моря, на о. Крнт,^— сформировалась

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.