Научная статья на тему 'О ДРЕВНЕЙШИХ САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЯХ'

О ДРЕВНЕЙШИХ САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
416
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ДРЕВНЕЙШИХ САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЯХ»

влияния. В среднем каждый студент читает не менее 2 лекций (одну на общественно-политическую тему, а другую по пропаганде гигиенических знаний). В лекциях на|общественно-политическиетемы рассматривались вопросы но пропаганде решений XXV съезда КПСС, о Конституции СССР, о решениях партии и правительства в области охраны здоровья населения и окружающей среды. Каждый студент проводил не менее 4 бесед с населением.

Согласно новой программе, предусматривается двухдневная практика по организации здравоохранения. Опыт показывает, что нет надобности

специально выделять дни на это, поскольку вопросы организации здравоохранения разбираются в ходе всей практики.

Таким образом, принятие новой программы производственной практики студентов санитарно-гигне-нического факультета является новым шагом по совершенствованию учебного процесса, оптимизации производственной практики и повышению качества подготовки санитарного врача. Внедрение в учебный процесс новой программы — важный вклад в дело улучшения подготовки специалистов с высшим образованием.

Поступила 17/XII 1979 г.

УДК 613:903.29

Канд. мед. наук Т. С. Сорокина О ДРЕВНЕЙШИХ САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЯХ

Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Москва

В междуречье Тигра и Евфрата, долинах Нила и Инда найдены наиболее древние памятники куль-. туры. Особый интерес для гигиены и санитарии представляют гигиенические сооружения Мохенд-жо Даро — древнего города в долине Инда (территория современного Пакистана), обнаруженного, при раскопках в 20-х годах нашего столетия, на глубине 12 м.

Мохенджо Даро (в переводе с синдского — «Место мертвых») — один из центров хараппской культуры, сформировавшейся в долине Инда в начале III тысячелетия до н. э. Его гигиенические сооружения, воздвигнутые по меньшей мере за 2 тыс. лет до римского водопровода, являются древнейшими из известных в настоящее время. Все здания в этом городе построены из обожженного кирпича. Прямые улицы говорят о строгом контроле за строительством и являются древнейшими из известных | примеров планировки города. В различных районах Мохенджо Даро найдено большое количество выложенных кирпичом колодцев диаметром до 1 м. Они снабжали город питьевой водой. Большие дома имели собственные колодцы. Помещения, где они находились, были тщательно вымощены.

Самым замечательным из больших зданий города является купальня. Уникальный бассейн длиной 12 м, шириной 7 м и глубиной около 3 м выложен красивым кирпичом и для водонепроницаемости облицован битумом. Облицовка так хорошо сохранилась, что археологи не решились нарушить ее целостность даже в целях исследования этого замечательного строительного сооружения древности. С обеих сторон в бассейн ведут лестницы с площадками для купания детей. В углу расположено отверстие для спуска воды. По всему периметру бас-4 сейн окружен аркадой маленьких комнатдля омовения.

Купальня была не единственным общественным сооружением гигиенического типа в Мохенджо

Даро. При раскопках обнаружены две бани, которые по мнению исследователей, нагревались горячим воздухом и предназначались для ритуальных омовений. Помимо этого, в каждом каменном доме имелась своя комната для омовений, представлявшая собой небольшое помещение с тщательно выложенным кирпичным полом, покатым в сторону одного из углов. По описанию Э. Маккея, водосток, расположенный в углу, в некоторых случаях проходил также через уборную. Через толщу стены водосточные трубы выходили в канализационную систему города, которая представляла собой «одно из самых впечатляющих достижений индской цивилизации... Ни одна другая древняя цивилизация, даже римская, не имела такой совершенной системы водопровода» (А. Л. Бэшем).

Каждая улица и каждый переулок в Мохенджо Даро имели свой выложенный кирпичом канал для сточных вод глубиной от 30 до 60 см и шириной от 20 до 50 см. Сверху все каналы покрывались хорошо пригнанными кирпичами, которые легко можно было снимать при осмотре и чистке системы, чему придавалось особо важное значение. Об этом свидетельствуют также и магистральные трубы: их диаметр достигал 2 м, и человек, контролирующий их состояние, в случае необходимости мог свободно передвигаться внутри. Перед поступлением в главные каналы сточная вода и нечистоты проходили через отстойники и выгребные ямы, покрытые крышками.

Устройству системы канализации в Мохенджо Даро уделялось значительно больше внимания, чем строительству некоторых зданий. Это говорит о высокой культуре этой древней цивилизации, которая сумела в III тысячелетни до н. э. создать великолепный образец санитарного строительства.

В конце III—начале II тысячелетия до н. э. в другом районе земного шара — в бассейне Средиземного моря, на о. Крнт,^— сформировалась

выдающаяся цивилизация — крито-минойская культура, характеризующаяся высокоразвитыми ремеслами, искусством, оживленными связями с Вавилоном, Сирией, Троянским царством, Микенами и Египтом. Ярким свидетельством высокой культуры Крита являются роскошные дворцы в Кноссе, Малин, Фесте и Закро. Кносский дворец, сооружение которого относят к 2200 г. до н. э., имел важные гигиенические сооружения: систему труб из обожженной глины для подачи родниковой питьевой воды, каналы для стока загрязненных вод, сточные ямы, великолепные банные помещения и даже вентиляцию (К. Керам). По времени своего создания гигиенические сооружения Кносского дворца почти на 1000 лет моложе древнейших гигиенических сооружений в Мо^енджо Даро, но в Европе они являются самыми древними. Интересно отметить, что на территории Кносского дворца найдена наиболее ранняя из известных эмблем медицины — женская фигурка из слоновой кости и золота с двумя змеями в руках, которая датируется серединой III тысячелетия до н. э.

Очень интересное решение проблемы водоснабжения, особенно актуальной для стран с жарким и засушливым климатом, было осуществлено в древнем Иране около 3 тыс. лет назад. По мнению специалистов, созданная здесь система «канатов» (производное от местного слова «копать») является величайшим гидротехническим сооружением древних. Иранские «канаты» представляют собой колоссальную подземную систему облицованных трубопроводов, установленных под уклоном и действующих по принципу самотека. Питают «канаты» подземные грунтовые воды, поэтому источник их практически неисчерпаем. Протекая по подземным руслам многие десятки километров, вода в «канатах» не испаряется, что особенно важно для стран с засушливым климатом; более того, она остается прохладной и не подвергается загрязнению (Wulff).

Создавались «канаты» трудом миллионов рабов, которые в тяжелейших условиях через узкие вертикальные шахты поднимали на поверхность бесчисленные корзины с грунтом. А ведь глубина залегания отдельных «канатов» достигает 120 м. Масштабы строительства иранских «канатов» соперничают с акведуками Римской империи с тем существенным отличием, что римские акведуки, просуществовав полторы тысячи лет, уже стали достоянием истории, а иранская гидротехническая система не только используется в течение 3 тысячелетий, но и постоянно расширяется.

В настоящее время в Иране имеется 22 тыс. подземных «канатов» общей протяженностью более 275 тыс. км. Эта система поставляет 75% всей воды, используемой в стране как для орошения полей, так и для снабжения населенных пунктов питьевой водой. Достаточно отметить, что до недавнего времени двухмиллионное население Тегерана полностью зависело от системы «канатов», подающих воду от подножий Эльбруса.

Система иранских «канатов» настолько проста и эффективна, что ее приняли многие народы, имевшие в древности культурные связи с этой страной. Первым иноземцем, описавшим иранские «канаты», был ассирийский царь Саргон II (721—705 гг. до н. э.), который предпринял поход в Персию и у Армению. Его сын, царь Сеннахернб(705—618 гг. до н. э.), применил принцип иранских «канатов» при строительстве ирригационной системы около Ниневии — столицы древней Ассирии. Мутная вода Тигра не нравилась царю, и по его повелению были воздвигнуты две плотины, образовавшие огромное водохранилище, а также великолепный канал длиной 48 км, соединивший водохранилище с городом и вошедший в историю под названием Сеннахериба. Канал имел уклон 1 : 80 и был выложен плитами известняка. Ущелья и долины он пересекал при помощи арочных мостов (акведуков, от латинского aqua — «вода» и duco — «веду»). Самый большой из них, Джерванский, покоился на 14 опорах и достигал в длину 300 м (А. К. Бис-вас).

Таким образом, акведуки не являются изобретением римлян. Во времена римского господства в странах Востока идея подземных трубопроводов и наземных арочных мостов распространилась да-леко на запад. Их стали строить как в восточных, так и в западных провинциях Римской империи, а также в странах, находящихся к востоку от Ирана: на территории Пакистана и нынешнего юга Советского Союза. Подземные «канаты» и развалины акведуков находят в Сирии и Ираке, в странах Аравийского полуострова и Северной Африки, на островах Средиземного моря и в Египте. Так, при раскопках в Херсонесе — древнем городе в Крыму — было открыто 6 линий подземного водопровода из гончарных труб. Построенный в римский период, 18 веков назад, этот водопровод в течение столетий подавал в город чистую питьевую воду с Балаклавских высот за 6—10 км. Его водой пользовались во время Крымской войны в 1854—1855 гг., а одна из 1 линий древнего херсонесского водопровода и по сей день подает воду в Севастополь (Л. А. Моисеев).

Но самыми величественными были акведуки, воздвигнутые в столице Римской империи — Риме. Их сооружение началось в IV веке до н. э. в связи с запрещением использовать в качестве питьевой недоброкачественную воду Тибра. До этого времени население Рима пользовалось водой из подземных источников и небольших рек. Первый римский водопровод протяженностью 16,5 км был построен в 312 г. до н. э. цензором Аппнем Клавдием. Его так и назвали — Аппиевым (aqua Ар-pia). Сорок лет спустя был воздвнгнут второй водопровод (aqua Vêtus) длиной 70 км. В 144 г. до н. э. был построен третий водопровод (aqua Marcia), который действует и поныне; его протяженность составляет 61 км; последние 10 км водопровода * идут по наземным арочным мостам.

В начале I века до н. э. в Риме действовало 11 акведуков общей протяженностью 436 км, из них

55 км на наземных арочных мостах. В сутки они давали городу 1 500 ООО м3 чистой питьевой воды с Сабинских гор. В пересчете на душу населения ежедневно потреблялось от 600 до 900 л воды. Для сравнения отметим, что в дореволюционном Петербурге на душу населения подавалось 200 л воды в сутки (Л\. Е. Сергеенко).

Акведуки охранялись законом. Контроль за техническим и санитарным состоянием этой колоссальной водопроводной сети осуществляло специальное «водное ведомство». За умышленную порчу водопроводных труб и водонапорных башен на виновного накладывался крупный штраф (в размере 100 тыс. сестерций). Если же повреждение было сделано без злого умысла, ненамеренно, то виновный должен был немедленно его ликвидировать.

Колоссальные количества воды, которые потреблял Рим в период своего расцвета, распределялись между императорским двором, общественными учреждениями (сюда относились термы, рынки, склады, сады, амфитеатры) и многочисленными фонтанами, количество которых превышало 600. В частные дома вода, как правило, не подавалась. Ее или покупали у водоносов, или ходили за ней к ближайшему фонтану. Отсутствие в доме воды имело своим прямым следствием и отсутствие канализации в квартирах: римляне «пользовались общественными уборными или выносили мусор на соседнюю кучу, а то просто выбрасывали из окошка на улицу» (М. Е. Сергеенко). С этой стороны от римской выгодно отличается система гигиенических сооружений в Мохенджо Даро, где уже в начале III тысячелетня до н. э. в каждом доме имелась не только система водоснабжения, но и канализация с отводом нечистот в магистральные каналы.

Для стока нечистот в Риме, начиная с VI века до н. э., строили многочисленные каналы — клоаки. Наиболее известная из них — cloaka maxima — функционирует и по сей день. Она входит в современную систему римской канализации. Как правило, клоаки открывались непосредственно в Тибр, поэтому вода этой реки на протяжении столетий непригодна для питья.

В Древнем Риме предъявлялись высокие требования к соблюдению элементарных правил личной гигиены. В растущих городах, под знойным солнцем, в тесноте и пыли жили и работали тысячи людей. Такие условия требовали ежедневного мытья, и римляне, где бы они ни селились, везде строили бани, или термы (латинское thermae от греческого thermos — «теплый, горячий»). Развалины их находят в Азии и Африке, во Франции и Англии, на берегах Рейна и Дуная, в столице империи Риме и небольшом городке Помпеях. Баня считалась одним из действенных средств врачевания, и при лечении многих болезней в то время без нее не обходились.

Первые термы в Риме выстроил в III веке до и. э. Марк Агрнппа, который передал их в бесплатное пользование населению города. Так по-

ступали многие богатые римляне, включая императоров: желая завоевать пон>лярпость среди своих сограждан, они на вечные времена дарили им право бесплатно пользоваться йапями и выделяли для них специальные поместья. Таким образом в Риме были не только частные, но и общественные Ганн, принадлежавшие городу. К концу I века до н. э. их число достигло 170, а в IV веке н. э. их было уже около 1000 (М. Е. Сергеенко). Пропускная способность римских терм позволяла десяткам и даже сотням тысяч людей мыться одновременно (Ч. Камерон).

Римские термы представляли собой просторные и весьма вместительные здания из великолепных сортов мрамора. Отапливались они горячим воздухом или водой, поступавшей по специальным трубам, проложенным в стенах и под полом. В термах имелись помещения для раздевания, физических упражнений и натирания маслами, горячая баня и бассейны с теплой и холодной водой. Внутренние залы украшались росписью, колоннами и скульптурами из белого мрамора, среди которых почетное место занимали изображения бога врачевания Асклепия и его дочери Гигнеи — богини здоровья, от имени которой произошло название науки гигиены.

Самыми знаменитыми в Риме были термы, построенные при императорах Тиберии Клавдии Нероне (54—68 гг.), Марке Аврелии Севере Антонине по прозвищу Каракалла (211—217 гг.) и Александре Севере (222—235 гг.). Лучше других сохранились термы императора Каракаллы (Ч. Камерон) (их официальное название — Антониновы), которые славились красотой своей архитектуры и великолепием внутренней росписи и мозаики. В V веке н. э. их считали одним из чудес Рима. В термах Каракаллы найдено большое количество произведений античного искусства: статуи Геркулеса и Флоры, Фарнезский бык, торс Аполлона Бельведерского, а в термах Траяна найдена знаменитая скульптурная группа Лаокоона.

В одном из своих писем римский политический деятель, философ и писатель Луций Анней Сенека (4—65 гг. н. э.) в следующих словах описывает римские термы: «Жалким бедняком считает себя человек, если в стенах его бани не сверкают огромные круги драгоценного мрамора... если вода льется не из серебряных кранов... теперь норой назовут баню, если она поставлена не так, чтобы солнце круглый день заливало ее через огромные окна, если в ней нельзя в одно и то же время и мыться и загорать, если нельзя из ванны видеть и поля и море... теперь баню накаляют до температуры пожара; рабу, уличенному в преступлении, следовало бы только здесь вымыться. По-моему, нет ннкакой разницы между баней нагретой и охваченной огнем» (цит. М. Е. Сергеенко).

Термы Древнего Рима были не только гигиеническими сооружениями, они являлись также культурными и общественными центрами: при них рас полагались библиотеки, залы для пиров и собра-

ний. Воздвигнутые трудом рабов, римские термы были, по свидетельству современников, «лучшим подарком, который императоры сделали римскому населению» (М. Е. Сергеенко).

В заключение необходимо отметить, что в эпоху рабовладения медицина носила классовый характер. Все ее достижения и успехи служили лишь классу рабовладельцев и близким к ним группам населения. Рабы, которые считались «говорящей собственностью», как правило, не лечились и преждевременно умирали от жестокой эксплуатации и болезнен. Двойной гнет испытывало население провинций Римской империи, где римские правители проводили политику неравенства и хищнической эксплуатации многочисленных народов Азии, Африки и Европы, населявших как восточные, так и западные провинции. В. И. Ленин писал по этому поводу: «Колониальная политика и империализм существовали и до новейшей ступени капитализма и даже до капитализма. Рим, основанный на рабстве, вел колониальную политику и осуществлял империализм» 1.

С падением Рима в 476 г. древняя рабовладель-

Л И Т Е I

Бисвас А. К. Человек и вода. Л., 1975, с. 24—25. Бэшем А. Л. Чудо, которым была Индия. М., 1977, с. 23. Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима. М. — Л., 1964,

с. 58, 86, 145, 154. Камерон Ч. Термы римлян. Л., 1939, с. 20, 96—98.

ческая общественная система Западного Средиземноморья прекратила свое существование. Наступил новый период истории — эпоха феодализма, но достижения древних рабовладельческих государств легли в основу последующего развития как европейской, так и других цивилизаций. «Без рабства, — отметил в этой связи Ф. Энгельс, — не было бы греческого государства, греческого искусства и греческой науки: без рабства не было бы и Римской империи. А без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы. Нам никогда не следовало бы забывать, что все наше экономическое, политическое и интеллектуальное развитие имеет своей предпосылкой такой строй, в котором рабство было в той же мере необходимо, в какой и общепризнано. В этом смысле мы вправе сказать: без рабства не было бы и современного социализма» 2.

'Ленин В. И. Поли. собр. соч. Изд. 5-с. т. 27. с. 379.

г Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 20, с. 185—186.

АТУ РА

Керам К. —В. Боги, гробницы, ученые. М., 1963, с. 62, 4 59, 76.

Маккей Э. Древнейшая культура долины Инда. M., 1951. Wulff H. Е. — Sei. Amer!, 1968, v. 218, N 4, p. 94—105.

Поступила 13/XI 1979 г.

Методы исследования

УДК А] 3:612.017.1-08

Р. В. Меркурьева, Ю. И. Прокопенко, 3. И. Намазбаева, С. И. Долинская, Б. В. Аулика, Л. И. Ноздрачева

ЗНАЧЕНИЕ СООТНОШЕНИЯ ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИХ И БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЙ РЕЗИСТЕНТНОСТИ

ОРГАНИЗМА

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

В развитии защитно-приспособительных реакций при биологическом действии химических факторов окружающей среды существенное значение имеет взаимосвязь функций организма на разных уровнях организации, в том числе между состоянием системы клеточных элементов крови и проявлением различных процессов обмена веществ (И. В. Саноцкий н И. П. Уланова; Р. В. Меркурьева). В то же время остаются неясными корреляционная зависимость между общепринятыми в гигиенической практике гематологическими пока-

зателями и биохимическими параметрами, характеризующими ферментную организацию важнейших внутриклеточных органелл (эндоплазматической сети, лизосом и др.), а также обмен биологически активных соединений типа гликопротеидов и гли-козаминогликанов который играет важную роль в процессе развития неспецифической резистентности организма при действии химических факторов окружающей среды (Р. В. Меркурьева и соавт., * 1978).

Учитывая изложенное, мы провели анализ воз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.