Научная статья на тему 'О СУБОРДИНАТУРЕ КАК ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА ГИГИЕНИСТА-ЭПИДЕМИОЛОГА'

О СУБОРДИНАТУРЕ КАК ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА ГИГИЕНИСТА-ЭПИДЕМИОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — П. Г. Ткачев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О СУБОРДИНАТУРЕ КАК ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА ГИГИЕНИСТА-ЭПИДЕМИОЛОГА»

внимание. Одновременно необходимо отметить, что действующие нормативные документы не дают ясного ответа на вопрос, кто должен заниматься в СЭС отбором проб? По-разному решают этот вопрос на местах. Считаем, что сотрудник СЭС, осуществляющий отбор проб, должен хорошо знать санитарную ситуацию на обслуживаемой территории (на подконтрольных объектах) и правила отбора, консервации, доставки, хранения проб. Таким специалистом является санитарный врач. Поэтому во всех ответственных случаях проведения предупредительного санитарного надзора, а также, например, при приемке в эксплуатацию нового водозабора или скважины, при организации исследования атмосферного воздуха и почвы в новых объектах и др., участие санитарного врача при отборе проб обязательно. Такая необходимость диктуется еще и тем, что окончательное заключение о санитарно-эпидемиологическом благополучии на подконтрольных объектах дает санитарный врач, который несет ответственность за решаемый им вопрос и косвенно за достоверность оцениваемых результатов лабораторных исследований, представленных врачом-лаборантом. В менее ответственных случаях, а также при осуществлении текущего санитарного надзора отбор проб может быть поручен опытному (квалифицированному) помощнику санитарного врача. Но это не исключает участия работников лаборатории и других специалистов СЭС в отборе проб на исследование. Правильно отобрать пробу на исследование, законсервировать ее, доставить в лабораторию должен уметь любой специалист СЭС. При доставке в лабораторию отобранных на исследование проб врач-лаборант (лаборант) должен проверить правильность их отбора. При установлении нарушений правил отбора, консер-

вации, хранения и доставки, могущих повлиять на достоверность результатов лабораторных исследований, врач-лаборант (лаборант) не должен принимать доставленные пробы к исследованию.

Врач-лаборант должен знать современные приборы и методы физико-химического анализа и уметь проводить с их помощью исследования.

Хотя и врач-лаборат в первую очередь является исследователем, он обязан знать, какую опасность для здоровья больших контингентов людей могут представлять определяемые им концентрации вредных веществ в питьевой воде, атмосферном воздухе, почве и др. Более того, врач-лаборант должен знать о соответствии санитарного состояния объектов действующим санитарным и противоэпидемическим правилам и нормам.

Качество работы врача-лаборанта по отдельным исследованиям оценивается параллельным анализом, проведенным сотрудниками лаборатории вышестоящей СЭС. Однако такая оценка недостаточна. Успешная работа лаборатории всегда положительно влияет на качественные показатели деятельности СЭС. Поэтому качество работы врача-лаборанта должно оцениваться по конечным показателям деятельности СЭС — по показателям здоровья населения.

В ПДТ в сжатой форме отражены основные функциональные обязанности врача-лаборанта, которые выполняются им в повседневной практической деятельности. При проведении аттестации врача-лаборанта устанавливается его соответствие занимаемой должности. В связи с этим решающее значение в объективизации аттестационной работы будут иметь ПДТ, на основе которых составляется квалифицированная характеристика на аттестуемого врача-лаборанта.

Поступила 17.08.87

УДК 613 + 614.4]:378.661

П. Г. Ткачев

О СУБОРДИНАТУРЕ КАК ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА ГИГИЕНИСТА-ЭПИДЕМИОЛОГА

Рязанский медицинский институт

В Основных направлениях перестройки высшего и среднего специального образования в стране поставлена задача коренным образом улучшить качество подготовки молодых специалистов, включая и завершающую стадию их обучения.

В данной работе приводятся некоторые предложения по дальнейшему повышению качества профессиональной и идейно-политической подготовки врачей гигиенистов-эпидемиологов в субординатуре в соответствии с квалификационной характеристикой.

В учебных программах по профильным гигиеническим дисциплинам предусмотрены также и программы субординатуры на двенадцатом семестре.

Важнейшим разделом субординатуры является предупредительный санитарный надзор. Программой для него отведено по отдельным дисциплинам от 60 до 140 ч или от 6 ч до 23 рабочих дней. В этот сравнительно небольшой период субординатор должен изучить все этапы прет дупредительного санитарного надзора, включая рассмотрение проектных материалов по привяз-

ке объектов, обследование их в процессе строительства и участие в работе приемочных комиссий. Хорошо освоить все эти разделы в такой короткий срок очень трудно, что сказывается на последующей работе врача. Этим, по-видимому, можно объяснить и нарекания в адрес молодых специалистов, которые слабо владеют приемами работы в области предупредительного санитарного надзора. Главным санитарно-эпидемиоло-гическим управлением Минздрава СССР отмечается, что большой удельный вес отклоненных от согласования проектов в ряде регионов страны связан со слабым контролем санитарно-эпидемиологической службы за работой проектных организаций. Низкие показатели обследований строящихся объектов, выявления отступлений от проектов и приостановки строительства различных сооружений свидетельствуют о том, что качество предупредительного санитарного надзора находится еще не на должном уровне, а эффективность его недостаточна.

В этой связи в Рязанском медицииском институте на кафедре коммунальной гигиены были существенно переработаны методические указания для преподавателей, студентов и субординаторов к практическим занятиям по предупредительному санитарному надзору. Особое внимание уделено часто встречающимся на практике вопросам планировки и застройки микрорайонов, сельских населенных мест, анализу- проектов водоснабжения, очистных сооружений ТГ др. Обучение будущего врача гигиениста-эпидемио-лога на практических занятиях проводится с учетом реальных условий работы в санэпидстанциях (СЭС).

Трудно реализуемыми в период субординатуры остаются положения учебных программ об участии субординатора в работе комиссий по приемке в эксплуатацию построенных или реконструированных объектов. В связи с этим на занятиях нами проводятся деловые игры с разбором всех действий врача гигиениста-эпидемиолога. Занятие проводится с использованием документальных материалов по приемке в эксплуатацию объекта, подконтрольного базовой СЭС.

Для качественной подготовки субординаторов весьма важным является материально-техническое обеспечение базовых СЭС. В программе для субординаторов указывается на целесообразность использования в качестве учебных баз городских и областных СЭС, наиболее оснащенных оборудованием. Вместе с тем известно, что городские и областные СЭС в основном осуществляют организационно-методическое руководство нижестоящими СЭС и контроль за их деятельностью. В областных и городских СЭС субординаторами эффективно могут быть использованы только централизованные санитарно-химические и бактериологические лаборатории. Эти базы можно также использовать для частичного прохождения субординатуры теми не-

многими лицами, которые будут начинать работу после окончания института в аналогичных организациях. Таким образом,основными учебными базами субординатуры были и остаются районные СЭС областного, краевого или республиканского центра по месту дислокации медицинского вуза. Эти базы прежде всего нуждаются в обеспечении современным оборудованием, достаточными производственными площадями и врачебными кадрами высоких профессиональных категорий. Они должны рассматриваться не только как объекты пристального внимания ректоратов медицинских вузов и областных отделов здравоохранения. Их следовало бы вносить в своеобразные титульные списки республиканских министерств здравоохранения с целью обеспечения их всем необходимым в первую очередь. Пока же многие из них не отвечают современным требованиям. Например, из четырех районных СЭС Рязани, в которых постоянно проводится обучение студентов, только в двух имеются реальные возможности выделения помещений для работы с субординаторами. На учебных базах ощущается дефицит в оснащении приборами, необходимыми для работы врача.

Как стимулирующий фактор хотелось бы отметить необходимость введения почасовой оплаты врачей СЭС за фактическое время, отработанное с субординаторами. Это позволит привлечь опытных специалистов к практическому обучению студентов. К тому же преподаватель, осуществляющий учебно-методическое руководство группой субординаторов, нередко одновременно ведет лабораторно-практические занятия на других курсах кафедры и не каждый день имеет возможность встречаться со своими субординаторами.

Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране», для всех молодых специалистов, оканчивающих высшие учебные заведения, обязательна стажировка, которая по своим задачам является логическим продолжением субординатуры и первым испытанием специалиста в самостоятельной работе. Поэтому для всех субординаторов санитарно-гигиенического факультета ежегодно читаются лекции о задачах врача гигиениста-эпидемиолога в течение первого года работы в СЭС по специальности. Освещаются вопросы о правах и обязанностях врачей-стажеров, порядке выполнения ими научно-практических работ и аттестации. В планы лекций и практических занятий введены темы по организации и планированию работы отделений СЭС, составлению заключений по протоколам исследований, анализу деятельности подразделений санитарно-эпидемиологической службы, порядку применения административных мер и др.

В свете решений XXVII съезда КПСС и январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС особое

значение имеет участие молодого специалиста в процессах глубокого обновления всех сторон жизни общества и ускорения социально-экономического развития страны, высокая нравственность и профессионализм, знание им вопросов экономики и психологии. Формирование этих качеств является конечной целью всего процесса профессионального и идейно-политического воспитания студентов в течение всего периода обучения в институте. На завершающем этапе обучения особенно нужны тесные контакты в работе кафедр санитарно-гигиенического и общественных наук факультетов. Считаем, что проведения обычных политинформаций в группах субординаторов недостаточно. В субординатуре, помимо семинарских занятий, проводимых на кафедрах обществоведения, целесообразна организация занятий и на каждой выпускающей кафедре. В качестве обязательных разделов всех тем планируется освещение задач и роли государственного санитарного надзора в реализации планов партии и правительства. Это способствует более углубленному изучению общественно-профессиональных прав будущего специалиста и особых этико-деонтологических требований, предъявляемых к его личности, а также облегчает подготовку субординаторов к сдаче государственных экзаменов по профильным дисциплинам и общественным наукам.

Субординаторам читаются проблемные лекции по этике и деонтологии врача гигиениста-эпидемиолога, в которых приводятся примеры из практической деятельности работников санитарно-эпидемиологической службы.

Важным условием для эффективного практического использования результатов обучения в вузе является зачисление молодых специалистов на работу в СЭС с учетом профиля их субординатуры. К сожалению, это положение нередко нарушается и тем самым снижается роль завершающего этапа обучения. Отделы здравоохранения автономных республик, краев и областей должны осуществлять постоянный контроль за реальными потребностями в соответствующих специалистах по состоянию на начало календарного года. Эти сведения, своевременно переданные в Министерства здравоохранения республик и Союза ССР, должны использоваться при составлении заказов медицинским вузам на подготовку необходимого количества специалистов соответствующего профиля. С учетом заказов формируются группы субординаторов по каждой профильной специальности для последующего распределения и замещения вакантных должностей в СЭС страны.

Поступила 17.02.87

Гигиенические основы здорового образа жизни

УДК 613.2/.4 + 613.8

Л. В. Водогреева

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ВНИИ медицинских проблем формирования здорового образа жизни населения, Москва

В новой редакции Программы КПСС указывается, что делом первостепенной важности является укрепление здоровья советских людей, увеличение продолжительности их активной жизни.

Включение разделов о семье в Программу КПСС, в Политический доклад ЦК КПСС XXVII съезду партии — убедительное доказательство того, что семья была и остается одним из важнейших факторов совершенствования социалистического общества, воспитания, формирования здорового образа жизни.

Внимание к проблемам семьи, ее образу жизни обусловлено значением для общества специфических функций семьи, в соответствии с ко-

торыми она обеспечивает как физическое воспроизводство населения, так и воспитание нового поколения. Социально-гигиеническая оценка образа жизни семьи, его влияние на здоровье, формирование психологической готовности семьи к здоровому образу жизни — таков неполный перечень проблем формирования здорового образа жизни семьи на современном этапе [4].

Одновременно семья является одним из основных видов ближайшего микросоциального окружения человека, формируя его как личность. Семью обычно определяют как «малую социальную группу, связанную брачными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью перед обществом за воспроизводство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.