Научная статья на тему 'ГОДИЧНАЯ СТАЖИРОВКА ВЫПУСКНИКОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА'

ГОДИЧНАЯ СТАЖИРОВКА ВЫПУСКНИКОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г.И. Румянцев, Н.А. Жилова, Д.Г. Марченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОДИЧНАЯ СТАЖИРОВКА ВЫПУСКНИКОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА»

The introduction of these requirements into practical experience of sanitary-and-epidemiological services and in expert research assessment of production forms and records

will contribute to raising its hygienic quality and to improving the industrial workers' labor conditions and health protection measures.

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 6!3/.6!4:378,661

Г. И. Румянцев, Н. А. Жилова, Д. Г. Марченко

ГОДИЧНАЯ СТАЖИРОВКА ВЫПУСКНИКОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА1

I ММИ им. И. М. Сеченова, Московская городская санэпидстанция

Научно-технический прогресс диктует высшей медицинской школе необходимость более глубокой и разносторонней подготовки гигиеиистоб и эпидемиологов, обладающих современными теоретическими и практическими знаниями и умениями, направленными на охрану здоровья трудящихся.

В подготовке врача-гигиениста и эпидемиолога в медицинском институте можно выделить несколько этапов. Так, до XII семестра студент санитарно-гигиенического факультета получает как бы универсальное медицинское образование, осваивая теоретические и практические знания по всем дисциплинам.

К XII с^мрстру он должен определить для себя, в какой области гигиены или эпидемиологии ему хотелось бы продолжить свою подготовку, т.е. пройти первичную специализацию.

За этот период, работая субординатором, студент должен углубить теоретические знания по конкретному разделу гигиены или эпидемиологии, совершенствовать основные навыки самостоятельной работы по предупредительному и текущему санитарному надзору, умень анализировать эпидемиологическую ситуацию в конкретном коллективе, состояние его здоровья, условия труда и быта, обобщать полученные данные, разрабатывать профилактические мероприятия и др.

Деятельность субординатора максимально приближена к условиям работы врачей-гигиенистов и эпидемиологов и проводится на базовых санэпидстанциях (СЭС) под руководством как преподавателя медицинского института, так и санитарного врача соответствующего профиля. По окончании медицинского института врач, получивший направление на практическую работу в СЭС, проходит в ней последипломную практику — стажировку. Эта годичная стажировка яв-

Из опйта I ММЙ им. И. М. Сеченова.

ляется заключительным этапом его первичной специализации, начатой в субординатуре.

Цель стажировки — последующее фермирова-' ние врача-гигиениста или эпидемиолога, способного на современном уровне выполнять свои профессиональные функции. За период стажировки выпускник должен в полном объеме освоить конкретные обязанности по занимаемой им должности, знать санитарное законодательство, ознакомиться с .вопросами, организации санитарно-эпидемиологической службы, углубить полученные при обучении в институте практические навыки и умения по осуществлению организатор-ско-надзорных и экспертных функций врача-гигиениста и врача-эпидемиолога.

По существующему положению, общее руководство и систематический контроль организации и проведения стажировки возлагаются на главных санитарных врачей по месту работы молодых специалистов. Однако и преподаватели медицинского института в течение года продол-^ жают оказывать всестороннюю помощь в дальнейшей специализации молодых врачей. При этом они консультируют руководителей стажировки, контролируют ход последипломной практики, выезжая на базы, участвуют в работе комиссии по подведению итогов стажировки и анализу этой работы.

Санитарно-гигиенический факультет I ММИ им. И. М. Сеченова принимает участие в стажировке последние 8 лет. За этот период профессорско-преподавательским составом были разработаны типовые программы стажировки, дневники работы врача-выпускника и др.

Накопленный за это время опыт позволил активизировать работу по стажировке врачей-выпускников, в первую очередь в системе санитарной службы Москвы. Для оказания методической и консультативной помощи стажерам и их руководителям создана специальная комиссия I ММИ им. И. М. Сеченова, в состав которо^

л.вошли преподаватели профильных кафедр санитарно-гигиенического факультета. Эта группа работает в тесном контакте с представителями организационного отдела городской СЭС.

Работа I ММИ им. И. М. Сеченова, а также ряда других мецидинских вузов позволила определить порядок организации и проведения стажировки. Это отражено в таких документах, как типовая программа стажировки Минздрава СССР (1979 г.), соответствующие письма Мин-здравов СССР и РСФСР, Главного управления здравоохранения Мосгорисполкома (1982 г.).

Согласно этим материалам, во всех СЭС, куда направляются на работу выпускники, издается приказ о приеме на работу на вакантную должность, сроках начала и окончания стажировки, назначении ответственных руководителей последипломной практики.

В первые месяцы последипломной специализации I ММИ им. И. М. Сеченова проводит конференции врачей-выпускников, на которой опреде-/ ляются задачи стажировки, обсуждаются вопросы организационного характера.

В конференции принимают участие декан санитарно-гигиенического факультета, заведующие кафедрами, профессора института, представители Московских городской и областной СЭС, главные врачи СЭС и др.

В СЭС вся работа проводится по составленным для каждого стажера планам, в которые включаются вопросы теоретической и практической подготовки, указываются конкретные обязанности молодого специалиста по занимаемой должности. На основании индивидуальных планов на период стажировки в некоторых СЭС создаются месячные планы работы, в которых более подробно излагается характер предстоящей деятельности как самих выпускников, так и их непосредственных руководителей.

Обязательной формой отчетности молодого ^специалиста на период стажировки является дневник. В нем отражены все стороны деятельности: ход выполнения индивидуального плана, характер выполненной работы при посещении тех или иных объектов, предварительная теоретическая подготовка по отдельным вопросам, изученные нормативные и директивные документы; должны быть указаны все виды собеседований с руководителем стажера, главным врачом СЭС, представителем I ММИ им. И. М. Сеченоза и др.

Каждый стажер должен выполнить научно-практическую работу. Для выпускника нашего института этот вид деятельности не представляет сложности, так как при обучении в субординатуре он выполняет аналогичную работу, в которой анализируется литературный материал, проводит самостоятельные исследования, обосновывает комплекс оздоровительных мероприятий и др.

К сожалению, еще не во всех СЭС от молодого специалиста требуется обязательное выполнение научно-практической работы; иногда не составляются тематические карты, поэтапные планы выполнения этой работы, что не дает возможности контролировать ход выполнения запланированной темы.

Важной стороной деятельности врача-стажера является проведение им санитарно-просветитель-ной работы: чтение лекций, выпуск санитарных бюллетеней, участие в профильной гигиенической подготовке рабочих и служащих, обучении общественных санитарных инспекторов и др.

Большое внимание во время стажировки уделяется идейно-воспитательной работе, участию молодых специалистов в общественной жизни СЭС, что способствует повышению их познавательной активности и явится надежной основой для формирования мировоззрения, идейной убежденности, активной жизненной позиции.

Значительна роль врача СЭС, непосредственного руководителя молодого специалиста, являющегося его наставником. Он участвует в составлении для стажера индивидуального плана, постоянно контролирует ведение дневника, совместно с молодым специалистом проводит на объекте показательные обследования с последующим составлением заключений, помогает в первые дни трудовой деятельности разрабатывать оздоровительные мероприятия, тщательно проверяет и анализирует весь объем работы, выполненный стажером.

Деятельность молодого специалиста находится под постоянным контролем. Кройе ежедневного наблюдения врача-руководителя, систематически, не реже раза в квартал, заслушиваются отчеты врачей-стажеров о ходе выполнения плана на производственных, оперативных и профсоюзных совещаниях.

Кроме того, периодически (2—3 раза в год) работу стажера и его непосредственного руководителя контролирует комиссия в составе представителей организационного отдела городской СЭС и 1 ММИ им. И. М. Сеченова.

Подведение итогов стажировки- осуществляется в несколько этапов. Прежде всего молодой специалист представляет для рецензирования в профильный отдел городской СЭС следующие материалы: дневник, отчет о проделанной работе, о выполненной научно-практической работе, подробную характеристику.

После рассмотрения этих материалов проводится зачетное занятие в виде собеседования с главным государственным санитарным врачом Москвы; присутствуют также врачи СЭС •— кураторы молодых специалистов, представители, организационного отдела городской СЭС, преподаватели I ММИ им. И. М. Сеченова.

Результаты собеседования с каждым молодым специалистом, ознакомление с представленными им отчетными документами позволяют ко-

миссии сделать вывод об окончании стажировки и профессиональной готовности молодого специалиста к самостоятельной работе.

С целью дальнейшего совершенствования подготовки врачей-гигиенистов и врачей-эпидемио-логов организационный отдел Московской городской СЭС и I ММИ им. И. М. Сеченова в этом году провели анкетный опрос врачей-стажеров и совещание их совместно с врачами-руководителями.

Целью такого совещания было выявление отношения врачей-стажеров к процессу подготовки их к практической деятельности в период субординатуры и годичной последипломной практики.

Анализ анкет и выступлений стажеров на этом совещании позволил выявить следующее. Высказывается пожелание увеличить продолжительность субординатуры до 1 года, а окончательное распределение проводить до начала обучения в XII семестре (знание студентом, по какому разделу гигиены или эпидемиологии он будет работать в СЭС, значительно увеличит мотивацию к обучению в период субординатуры); все молодые специалисты единогласно считают необходимой и целесообразной стажировку, отмечают деловую и творческую обстановку в СЭС для проведения годичной последипломной практики; с введением стажировки процесс перехода от обучения в вузе к практической деятельности как бы сглаживается, делает его более продуктивным.

Наиболее сложными в работе врачей-выпуск-пиков оказались такие виды практических навыков и умений, как подготовка проектов решений, приказов, директивных документов, составление справок, работа с документацией, вынесение постановлений по закрытию объектов; малоподготовленными оказались молодые врачи и по таким вопросам, как деонтология, основы делопроизводства и др.

Анализ материалов этого совещания позволил осуществить ряд конкретных мероприятий и в

системе санитарной службы Москвы и в I ММИ им. И. М. Сеченова. Так, на базе городской СЭС стажерам были прочитаны лекции по основам делопроизводства, отдельным правовым вопросам и др. В I ММИ им И. М. Сеченова уже в период субордкнатуры для студентов стали проводить беседы по вопросам деонтологии, ведению в СЭС учетно-отчетной документации, утвержденной ЦСУ СССР и др.

Нам кажется, что эта форма работы со стажерами по выяснению их мнений и пожеланий является весьма целесообразной и способствует дальнейшему совершенствованию профессиональной подготовки врачей-гигиенистов и врачей-эпидемиологов.

По результатам стажировки организационный отдел Московской городской СЭС ежегодно проводит анализ и оценку работы с молодыми врачами всех СЭС, намечает ряд мероприятий по дальнейшему улучшению подготовки врачей-стажеров.

В I ММИ им. И. М. Сеченова комиссия по работе со стажерами на методическом совещании санитарно-гигиенического факультета докладывает о результатах стажировки выпускников, что позволяет в последующем корректировать на кафедрах процесс обучения в вузе, уделяя еще большее внимание формированию практических навыков и умений, совершенствуя формы и методы повышения эффективности обучения студентов в субординатуре и работы выпускников в период стажировки.

Выводы. 1. Годичная последипломная практика-стажировка имеет большую практическую ценность в деле подготовки врачей-гигиенистов и эпидемиологов.

2. Анализ опыта работы врача-стажера позволяет осуществить коррекцию самого учебного процесса в медицинском институте, улучшив работу по дальнейшему формированию у студентов практических навыков и умений.

Поступила 12.06.85

УДК 614:93

И. И. Резанов

ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ В РАБОТЕ Ф. ЭНГЕЛЬСА «ПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА В АНГЛИИ» (К 140-ЛЕТИЮ ВЫХОДА В СВЕТ)

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Работа Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии. По собственным наблюдениям и достоверным источникам» 1 впервые издана в 1845 г. в Лейпциге на немецком языке.

К. Маркс высоко ценил эту работу, а В. И.Ленин относил ее к лучшим произведениям миро-

1 М а р к с К., Энгельс Ф. 2-е изд. Соч., т. 2, с. 231—517.

вой социалистической литературы. Ф. Энгельс исследовал положение рабочего класса с позиции политической экономии, но его подходы и методы могут служить для гигиенистов примером комплексного решения социально-гигиениче-ских проблем.

В своих исследованиях Ф. Энгельс широко использовал метод наблюдения. В обращении к ра-л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.