Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ РСФСР'

ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ РСФСР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Я. Шляпников, И.М.-В. Хабибулин, С.В. Алексеев, А.М. Гарбуз, В.А. Доценко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ РСФСР»

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 613/.614:378.661(470)

Н. Шляпников, И. М.-В. Хабибулин, С. В. Алексеев, А. М. Гарбуз,

В. А. Доценко

ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ РСФСР

Главное управление учебных заведений Минздрава РСФСР, Москва; Республиканский учебно-методический кабинет по высшему и среднему образованию Минздрава РСФСР, ,

Москва; Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт ' <Щ

Большие и сложные задачи, поставленные партией и правительством перед народным здравоохранением в деле улучшения медицинского обеспечения советских людей, требуют подготовки высококвалифицированных кадров. Одним из важных условий подготовки врачей является сосредоточение усилий советов, методических комиссий и всего профессорско-преподавательского состава вузов на разработке актуальных вопросов научной организации педагогического процесса и внедрения в обучение новых методов преподавания.

Основополагающая задача высшей школы — обеспечить будущих специалистов современными знаниями, прочными практическими умениями и навыками, воспитать у них ответственное отношение к выполнению своего профессионального и гражданского долга.

От «Клятвы первокурсника» до «Присяги врача», которую принимают врачи после шестилетнего обучения в медицинском институте, профессорско-преподавательским составом,

партийными, комсомольскими и общественными организациями проводится целенаправленный и сложный процесс формирования врача как патриота, гражданина и специалиста. В этом процессе, кроме учебных планов и программ, большую роль играют перспективные комплексные планы коммунистического воспитания студентов на весь период обучения, которые определяют взаимодействие общеинститутских, факультетских, комсомольских и профсоюзных мероприятий, целенаправленность и последовательность воспитательного воздействия на личность студента с учетом особенностей работы на каждом курсе, осуществление эффективного контроля за проведением воспитательной работы.

Государственные экзамены, являясь формой контроля профессиональной подготовки специалиста на заключительном этапе — окончании высшего учебного заведения, дают оценку

полученным студентами теоретическим знаниям и практическим навыкам, показывающим способность молодого специалиста к самостоятельному профессиональному мышлению и умению применять полученные знания при решении конкретных задач в практической работе. Вместе с тем государственные выпускные экзамены дают возможность объективно судить об уровне идейно-воспитательной и учебно-методиче-ской работы в вузе и качестве подготовки врачей.

Выпускники санитарно-гигиенических факультетов сдают государственные экзамены по пяти предметам: научному коммунизму, эпидемиологии, гигиене питания, коммунальной гигиене, гигиене труда. Им присваивается квалификация врача-гигиениста, врача-эпидемиолога.

Анализ результатов государственных экзаменов за 1983—1985 гг. свидетельствует о том,'-? что выпускники санитарно-гигиенических факультетов имеют хороший уровень теоретической подготовки, овладели практическими навыками и методикой работы врача-эпидемиолога и врача-гигиениста по гигиене труда, гигиене питания, коммунальной гигиене, гигиене детей и подростков. Успеваемость выпускников по основным показателям в 1983—1985 гг. выглядит так: средний балл по всем факультетам — 4,2, сумма отличных и хороших оценок— 82,5%, количество выданных дипломов с «отличием» — 4,5 %.

Не отмечается резких колебаний среднего балла как по отдельно взятым факультетам, так и по предметам; однако средний балл имеет существенные различия между факультетами: наиболее низким (4,0) в 1984 г. он был в Башкирском и Пермском, в 1985 г. — в Свердловском медицинских институтах, а наиболее высоким (4,3) — во Владивостокском медицинском институте в 1984 г. и Ленинградском санитарно-гигиеническом медицинском институте (ЛСГМИ) в 1984—1985 гг.

Самые высокие средние баллы по предметам (4,4) были во Владивостокском медицинском институте по коммунальной гигиене, в ЛСГМИ и Горьковском медицинском институте по гигиене труда. Самые низкие средние баллы (4,0) по предметам отмечены в 1984 г. в Башкирском (по 4 из 5 предметов) и Пермском (по 3 из 5), в 1985 г. — в Свердловском медицинском институте. Самый низкий средний балл среди всех предметов и на большинстве факультетов приходился в 1983—1984 гг. на научный коммунизм.

Сумма хороших и отличных оценок в 1984 г. колебалась от 89,9 % (Владивостокский) до 73,1 % (Пермский медицинский институт). 10 выпускников 1984 г. получили неудовлетворительные оценки, в 1985 г. не сдали государственный экзамен 6 выпускников.

Анализ результатов государственных экзаменов подтверждает закономерность колебаний указанных показателей успеваемости по факультетам: как правило, там, где имеется хорошая материально-техническая база, где кафедры укомплектованы квалифицированными кадрами, где на должном уровне находятся идейно-воспитательная, учебно-методическая и научно-исследовательская работа, там достигнуты и лучшие результаты. Как следует из отчетов Государственных экзаменационных комиссий (ГЭК), не везде руководство институтов уделяет должное внимание материальному обеспечению кафедр санитарно-гигиенических факультетов. На крайнюю тесноту помещений гигиенических кафедр и слабое материально-техническое оснащение их указывают ГЭК Иркутского, Башкирского, Казанского медицинских институтов.

При тщательном анализе качества подготовки выпускников по отдельным дисциплинам наряду с общей положительной оценкой знаний можно выделить ряд недостатков и неиспользованных резервов.

Анализ результатов государственных экзаменов по научному коммунизму в 1984 г. показал, что средний балл остался таким же, как и в 1983 г., и составил 4,1. Это ниже среднего балла по остальным профильным дисциплинам, который равнялся 4,2. Сумма хороших и отличных оценок в 1984 г. в среднем составила 78,9 %, что находится на уровне 1983 г. В ходе экзаменов по научному коммунизму отмечалось недостаточное использование выпускниками полученных идейно-теоретических знаний, основных положений научного коммунизма при решении задач профилактической медицины. Студенты не всегда могли увязать теоретические вопросы предмета с текущими событиями, правильно использовать их в практической деятельности санитарного врача и врача-эпидемиолога (Башкирский, Владивостокский, Иркутский, Пермский, Омский, Кемеровский меди-

цинские институты). Недостаточно четкими были ответы некоторых выпускников по вопросам атеизма, критики современного антикоммунизма, буржуазного образа жизни, разоблачения внешнеполитической деятельности США (Башкирский, Рязанский, Иркутский, Омский медицинские институты). Отмечается недостаточная работа на многих кафедрах общественных наук по приобретению выпускниками практических навыков общественно-политической деятельности.

Для дальнейшего повышения качества подготовки студентов, лучшего овладения ими марксистско-ленинским учением необходимо кафедрам общественных наук совместно с профильными кафедрами составить комплексный план мировоззренческой подготовки врача-гигиениста и эпидемиолога, в котором целесообразно предусмотреть проведение кафедрами общественных наук совместно с гигиеническими комплексных лекций с использованием примеров из гигиенической науки и санитарной практики. Оправдано чтение таких комплексных лекций, как «Политика партии и правительства в области охраны окружающей среды», «Продовольственная программа СССР и задачи гигиенической науки и санитарной практики» и др. Кроме того, необходимо усиление методологической направленности в преподавании специальных профильных дисциплин.

Требуют дальнейшего совершенствования качество проведения лекций и семинарских занятий, организация совместных научно-теоретических конференций с профильными кафедрами по актуальным проблемам здравоохранения, имеющим важное политическое и народнохозяйственное значение.

Кафедры общественных наук должны активно включаться в работу по проведению общественно-политической практики (ОПП) студентов как в учебный период, так и во время летней производственной практики. Для этого необходимы своевременная подготовка учебно-методического пособия по ОПП с учетом местных особенностей, активное участие в организации контроля за ходом ее проведения и подведения результатов работы по ОПП.

Государственные экзамены по эпидемиологии показали, что средний балл в 1983— 1985 гг. составил 4,2. Самый низкий балл в эти годы был в Башкирском медицинском институте (4,0), наиболее высокий (4,3) — во Владивостокском (1984 г.), Горьковском, Омском институтах, ЛСГМИ. Наибольший процент хороших и отличных оценок (90 %) был в Омском, Горьковском медицинских институтах, ЛСГМИ, а наименьший (74%)—в Башкирском, Казанском и Рязанском институтах.

Кафедры эпидемиологии провели большую работу по устранению недостатков в подготовке студентов. Повторно одни и те же замеча-

н.ия встречаются редко. Как правило, недочеты в подготовке студентов в разных институтах оказываются различными. Отмечены общие недостатки в знаниях некоторых выпускников по вопросам проведения дезинфекционных мероприятий в эпидемиологическом очаге, современной противоэпидемической работы среди сельского населения, военной эпидемиологии.

В целях дальнейшего повышения качества подготовки молодых специалистов и устранения выявленных недостатков необходимо акцентировать внимание на изложении указанных вопросов на лекциях и практических занятиях, в период производственной практики и субординатуры; шире внедрять в учебный процесс комплексирование с профильными кадрами; активизировать работу по подготовке учебно-методических пособий, материалов по вопросу организации профилактических прививок в сельской местности.

За анализируемый период коллективы кафедр гигиены питания провели большую работу по улучшению теоретической и практической подготовки будущих специалистов профилактической медицины. Все кафедры оперативно приступили к устранению недостатков, выявленных ГЭК в 1983—1984 гг., и они не повторялись в отчетах ГЭК за 1985 г. Результаты этой работы отразились на качестве подготовки выпускников. Так, за последние 3 года средний балл по гигиене питания был постоянным — 4,2, что соответствует среднему баллу по всем другим профильным дисциплинам. Наиболее высокий балл (4,3) был в Омском, Пермском медицинских институтах, ЛСГМИ, а самый низкий (4,1) — в Горьковском, Рязанском институтах. Хорошие и отличные оценки по гигиене питания составили 83,2%, наибольшее их количество получили выпускники Владивостокского и Пермского институтов, наименьшее — Свердловского медицинского института.

При анализе отчетов председателей ГЭК выявлены недостатки в знаниях выпускников 1985 г., которые в основном различны. Однако можно выделить некоторые общие слабые стороны в подготовке санитарных врачей по гигиене питания, отмеченные ГЭК в ряде институтов. К ним относятся вопросы бактериологической диагностики пищевых отравлений; взаимосвязи в работе отдела гигиены питания с другими отделами СЭС, ведомственной и ветеринарной службами, партийными, советскими и хозяйственными органами; санитарно-гигиенического контроля за организацией лечебно-профилактического и диетического питания; предупредительного санитарного надзора за проектированием, строительством и приемом к эксплуатации пищевых объектов.

Для дальнейшего улучшения качества подготовки санитарных врачей и эпидемиологов по

гигиене питания следует совершенствовать качество лекций и практических занятий по пищевым отравлениям, уделяя важное место лабораторной диагностике этих заболеваний, разрабатывать межкафедральные интегрированные программы, деловые игры и ситуационные задачи по проблеме пищевых отравлений. Необходимо улучшить преподавание по вопросам изучения питания во взаимосвязи с показателями здоровья населения, особенно лечебно-профилактического и диетического питания трудящихся по месту работы. Больше внимания в учебной работе кафедр должно быть уделено вопросам совместной работы санитарного врача по гигиене с партийными и советскими органами, с хозяйственными и ведомственными службами.

Государственные экзамены по коммунальной гигиене показали, что большинство выпускников имеют хорошие знания предмета, о чем свидетельствуют показатели успеваемости, умелое решение выпускниками ситуационных задач, использовавшихся для оценки практических навыков студентов на всех кафедрах.

Многие кафедры постоянно ищут пути и средства оптимизации учебного процесса, стараются ознакомить выпускников с последними достижениями науки и практики, воспитывают у студентов чувство гордости и уважения к своей профессии. Так, в ЛСГМИ для выпускников читаются лекции «Санитарное законодательство охраны водоемов» и «Санитарное законодательство охраны атмосферного воздуха».

В Омском медицинском институте разработаны и размножены типографским способом 5 методических указаний по проведению практических занятий (водоснабжение, ехрана водоемов, санитарная очистка и др.).

Кафедра коммунальной гигиены ЛСГМИ, головного института по санитарно-гигиеническому профилю Минздрава РСФСР, оказывает помощь в учебно-методической работе кафедрам других институтов. На основе совместной работы двух кафедр (ЛСГМИ и Владивостокского медицинского института) подготовлена и опубликована статья в журнале «Гигиена и санитария» (1985 г.) — «Об опыте проведения конкурса на лучшего субординатора кафедры». В 1985 г. во Владивостокском медицинском институте был использован опыт кафедры коммунальной гигиены ЛСГМИ но совершенствованию вопросов и ситуационных задач для государственных экзаменов.

Анализ успеваемости по коммунальной гигиене показал, что среди факультетов наиболее высокий средний балл (4,4) был во Владивостокском медицинском институте, а самый низкий (4,0) — в Башкирском, Свердловском и Пермском институтах.

Анализ результатов экзаменов по коммунальной гигиене не выявил в знаниях студентов ка-

ких-либо недостатков, характерных для большинства институтов.

Наибольшее число вопросов, вызвавших затруднения у студентов на экзаменах, отмечено в отчете ГЭК Башкирского медицинского института (вопросы охраны окружающей среды при строительстве и эксплуатации животноводческих комплексов, вопросы загрязнения атмосферного воздуха химическими препаратами, используемыми в сельском хозяйстве, работа с приборами и оборудованием и др.). Недостаточные знания гигиены села, больничной гигиены, физических методов обеззараживания веды отмечены ГЭК Пермского института. Вызывали затруднения у студентов 'и вопросы организации и планирования работы СЭС (Рязанский, Казанский институты), нормирования пестицидов и других веществ в почве и влияния их на организм (Иркутский, Башкирский медицинские институты), роли и участия санитарной службы в комплексном оперативном контроле за загрязнением окружающей среды, природоохранных мероприятиях (Кемеровский, ЛСГМИ).

Кафедры гигиены труда также постоянно совершенствуют учебный процесс. С этой целью в Пермском медицинском институте в учебный процесс вводятся деловые игры, используются технические средства обучения (киноаппараты, видеомагнитофоны, слайдотеки). Совершенствуется и обновляется учебно-методическая литература. На кафедре гигиены труда Кемеровского института в 1984 г. разработаны новые методические рекомендации к 17 практическим занятиям с внедрением элементов единой методической системы в виде ориентировочной основы действия. Теперь весь курс практических занятий (31 занятие) и самостоятельной подготовки к ним имеет методические рекомендации для студентов на базе ориентировочной основы действий. На той же кафедре, учитывая особенности распределения выпускников, переориентирован цикл занятий по предупредительному надзору, который сосредоточен теперь на сельскохозяйственных объектах.

Проводится работа по овладению выпускниками практическими навыками. Так, в ЛСГМИ пересмотрен перечень практических навыков в соответствии с квалификационной характеристикой врача гигиениста-эпидемиолога, в раздел санитарного надзора в промышленном строительстве включены вопросы санитарно-бытового обеспечения строительных рабочих, демонстрируются слайды и кинофильмы по этим вопросам. В Омском медицинском институте лекции по гигиене труда в отдельных отраслях промышленности, по вентиляции, физиологии труда, шуму и вибрации иллюстрируются учебными кинофильмами.

Для улучшения учебно-методической работы кафедры широко используют возможность фа-

культета повышения квалификации преподавателей. Так, преподавателями кафедры гигиены труда Владивостокского медицинского института после прохождения факультета повышения квалификации (ФПК) на одноименной кафедре в ЛСГМИ, разработаны новые лекции «Гигиена труда при работе с лазерами», «Гигиеническая оценка инфразвука на производстве». С учетом материалов, полученных на ФПК в ЛСГМИ и I ММИ, переработаны методические пособия к практическим занятиям по теме «Гигиеническая оценка шума и вибрации на производстве».

Широко используют базы для практических занятий кафедры гигиены труда Рязанского, Кемеровского, Пермского медицинских институтов, ЛСГМИ. Так, кафедра гигиены труда Рязанского медицинского института использует их более 50 (цехи, санитарно-гигиенические лаборатории промышленных предприятий, районные, городские, областные СЭС и др.). Наряду с этим большие трудности с базами испытывает санитарно-гигиенический факультет Иркутского медицинского института, так как до настоящего времени в Иркутске не организованы районные СЭС, хотя решение об этом принято давно. Для более глубокого изучения вопросов предупредительного санитарного надзора кафедра гигиены труда Горьковекого института комплексирует свою работу со строительным институтом. При этом студенты-медики дают заключение по дипломному проекту выпускников строительного института. Это позволяет моделировать работу практического врача СЭС и является хорошей формой закрепления теоретических знаний и практических навыков выпускников. Видимо, есть основание использовать этот опыт и на других кафедрах.

Средний балл по гигиене труда по всем факультетам одинаковый с 1982 по 1985 г. — 4,2. Колебания его по институтам находятся в пределах от 4,0 (Башкирский и Свердловский институты) до 4,4 (Горьковский, ЛСГМИ). В ЛСГМИ средний балл (4,4) не изменяется с 1983 г. В соответствие со средним баллом и самый большой процент хороших и отличных оценок (92,4; 91,9) приходится соответственно на Горьковский институт и ЛСГМИ, а самый низкий (70,5 и 75,8) — на Свердловский и Башкирский институты.

Выявленные в процессе государственных экзаменов недостатки в знаниях некоторых выпускников довольно полиморфны. Отмечены недочеты в умении студентов пользоваться инструментальными методами исследования, в знаниях роли лечебно-профилактического питания в профилактике общей и профессиональной заболеваемости рабочих, по вопросам гигиены труда в отдельных отраслях промышленности, характерных для тех регионов, где находятся институты (Башкирский, Омский, Владивосток-

скин), физиологии труда, организационно-правовым вопросам з деятельности врача, НОТ, вопросам связи в работе врача по гигиене труда с другими службами и организациями и др.

Анализ результатов государственных экзаменов свидетельствует о том, что проводимая кафедрами, руководством факультетов и институтов оптимизация учебного процесса (разработка и внедрение единой методической системы, создание рабочих и межкафедральных программ, унификация форм и методов преподавания и требований к знаниям студентов и др.) дает положительные результаты. Наличие отдельных недостатков в подготовке выпускников часто связано с недоучетом кафедрами новых, более высоких требований к знаниям студентов по отдельным вопросам, растущих запросов практики и появлением в ее арсенале новых форм и методов работы. Иногда эти замечания объясняются несвоевременным включением в учебный процесс новых теоретических положений науки, основополагающих партийных и государственных документов.

Так, в связи с реализацией реформы общеобразовательной и профессиональной школы актуальны вопросы гигиены труда и питания подростков, школьной гигиены.

Выполняя постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по борьбе с пьянством и алкоголизмом, необходимо в процессе подготовки врачей больше внимания уделять медико-биологическим аспектам влияния алкоголя и курения на здоровье и работоспособность, личному примеру и роли врачей-гигиенистов в пропаганде здорового образа жизни. В этом плане заслуживает внимания пример ЛСГМИ, объявившего территорию института запретной для курения сотрудников, преподавателей и студентов.

Многие ГЭК отмечают недостаточные знания выпускников по фундаментальным дисциплинам (физиологии, химии, биологии, физики), имеющим важное значение в подготовке врача. Разными путями можно устранить этот недостаток, но, видимо, как первоочередную меру надо считать включение в состав ГЭК заведующих или представителей этих кафедр, чтобы обратить их внимание на слабые места в преподавании соответствующих предметов, чтобы совместно с кафедрами,/ членами ГЭК, руководством факультетов и институтов разработать меры по устранению выявленных недостатков.

Несмотря на большую работу, проводимую кафедрами, отмечается недостаточная практическая подготовка выпускников, особенно в вопросах совместной работы санитарной службы с другими службами и ведомствами, партийными, советскими, административно-хозяйственными и общественными органами, недостаточны знания современных приборов и уме-

ния пользоваться ими, а также существующих нормативно-методических, инструктивных материалов, ГОСТов, приказов и др.

Творческая, деловая связь ученых кафедр и преподавателей с органами практического здравоохранения, привлечение ведущих специалистов-практиков к учебному процессу, оснаще-щение кафедр нормативными материалами и современным оборудованием, акцентирование внимания на этих вопросах и другие меры будут способствовать устранению имеющихся недостатков. Так, в Пермском и Омском медицинских институтах выпускникам читается специальная лекция «Формы и методы связи СЭС с партийными, советскими и хозяйственными органами».

Для более действенного контроля за овладением студентами практическими навыками предложена «Книжка учета практических навыков», рассчитанная на весь период обучения и представляемая на государственном экзамене для проверки и оценки практической подготовки выпускников в соответствии с учебными планами. Необходимо обязательно включать в состав ГЭК заведующих отделами городских и областных СЭС, повышать их роль в оценке знаний выпускников.

Требует улучшения преподавание этики, деонтологии, психологии, НОТ врачей СЭС, изучение правовых вопросов, информатики и вычислительной техники. Для этой цели необходимы разработка и издание специальных учебно-методических пособий и справочников.

Необходимо шире внедрять передовой опыт преподавания в институтах и на кафедрах (проведение семинаров по обсуждению вопросов учебно-методической работы, обмена опытов как в головном ЛСГМИ, так и на кафедрах других санитарно-гигиенических факультетов), полнее использовать возможности факультетов повышения квалификации преподавателей.

Для выявления и устранения недостатков в подготовке врачей необходимо шире использовать информацию, получаемую от выпускников предыдущих лет, как через комиссии институтов по связи с выпускниками, стажировке санитарных врачей и эпидемиологов, так и при встречах председателей и членов ГЭК с выпускниками и врачами базовых СЭС.

Практика настоятельно требует, чтобы выпускники санитарно-гигиенических факультетов четко представляли и могли выполнить задачи санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения трудящихся и населения в целом в условиях реализации плана социального и экономического развития страны в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года.

Поступила 22.04.86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.