Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ КАФЕДР И САНЭПИДСТАНЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ КАФЕДР И САНЭПИДСТАНЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю.В. Каминский, А.А. Яковлев, Е.Б. Кривелевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ КАФЕДР И САНЭПИДСТАНЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ»

где М — численность детского населения района; ANi — снижение уровня заболеваемости (в случаях на 1 тыс. населения); ¿/г- — потери национального дохода из-за невыхода на работу в связи с уходом за больными детьми (в руб/ случай).

Общая сумма условного экономического дохода (ущерба) составила около ±220 тыс. руб. в год.

Дальнейший пересчет с учетом прогнозируемого по уравнениям регрессии уровня заболеваемости дал сумму условного экономического ущерба в 1,5 млн. руб. в год. Такое экономическое дополнение к расчетам дает возможность сравнить ущерб с затратами на природоохранное мероприятия, сделать выводы об их эффективности.

Описываемая методика может быть использована для определения не только тактических задач, но и перспективы природоохранных мероприятий.

Анализируя ход прямых уравнений по разным ингредиентам (см. рисунок), можно сделать вывод об эффективности мер по снижению объемов выбросов. Так, прямая линейной зависимости заболеваемости от соотношения объемов выброса неорганической пыли достигает среднегородского уровня при соотношении объема выброса к ПДВ больше 1, что реально. В соотношении, близком к 1, достигается тот же уровень при снижении выбросов сернистого ангидрида.

В то же время существенное снижение заболеваемости, регулируемое уменьшением выбросов окислов азота и формальдегида, судя по графику (см. рисунок), может быть достигнуто лишь при соотношении фактического и допустимого выбросов менее 0,5, что указывает на Необходимость поиска технологических реше-

ний,-связанных с заменой ингредиентов в производстве.

Подобный анализ может дать достаточную информацию для составления перспективных планов природоохранных мероприятий на основе количественного сопоставления и оценки, материализующих гигиенические требования.

Одновременно, понимая сложность и многогранность механизма воздействия ингаляционной химической нагрузки, учитывая недостаточную изученность комплексного воздействия фактора окружающей среды на формирование здоровья и допуская определенную ориентировочность полученных результатов, мы все же считаем возможным использовать на данном этапе подобную оценку как дающую реальные рычаги воздействия на руководство промышленных предприятий, нацеливающую на проведение мероприятий, улучшающих комфортность среды обитания.

В комплексе с экономической оценкой данная методика послужит реальной основой для формирования природоохранных требований государственного санитарного надзора.

Внедрение описанного методического подхода в практическую деятельность санитарной службы послужит делу перестройки практического здравоохранения на достижение конечного результата — коренного улучшения здоровья населения.

Литература

1 Балацкий О. Ф., Тарханов П. В.// Гиг. и сан.— 1987.— № 2.— С. 16—18.

2. Догле Н. В., Юркевич А. #. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности. — М., 1984.

3. Методические рекомендации по разработке прогноза ■ загрязнения атмосферного воздуха и состояния здоровья населения. — Минск, 1982.

Поступила 09.11.87

УДК 613/.614:378.661

Ю. В. Каминский, А. А. Яковлев, Е. Б. Кривелевич

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ КАФЕДР И САНЭПИДСТАНЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Владивостокский медицинский институт

В решении задач, выдвинутых XXVII съездом КПСС в области охраны и укрепления здоровья населения, ведущее место отводится подразделениям санитарно-эпидемиологической службы. Соответственно возрастает роль санитарно-гигиенических факультетов медицинских вузов, которые не только готовят кадры гигиенистов и эпидемиологов, но и являются научными, методическими и организационными центрами для санитарно-эпидемиологических станций (СЭС) нескольких областей и краев.

Санитарно-гигиенический факультет Владивостокского медицинского института самый восточ-

ный факультет данного профиля. Он готовит кадры для СЭС не только Дальневосточного региона, но и ряда областей Сибири. За 20-летний период деятельности у нас накопился определенный опыт по подготовке санитарных врачей-эпидемиологов.

Пути совершенствования подготовки квалификационных кадров находятся в центре внимания как преподавателей вузов, так и организаторов здравоохранения и практических врачей: Не претендуя на всеобъемлющий характер освещения вопроса, нам бы хотелось выделить некоторые проблемы, которые связаны с совмест-

ной деятельностью кафедр со структурными подразделениями СЭС.

Прежде всего должна быть предусмотрена стройная система организации и управления всеми направлениями совместной работы института с учреждениями здравоохранения. В нашем институте руководство ею на санитарно-гигиеническом факультете осуществляется через рабочую (гигиеническую) группу координационного совета по совместной работе Владивостокского медицинского института с отделом здравоохранения Приморского крайисполкома. Возглавляет ее декан. Членами рабочей группы являются заведующие кафедрами гигиенического профиля, эпидемиологии, микробиологии и др., главные врачи СЭС, главные специалисты краевого отдела здравоохранения. Оперативный контроль за реализацией принятых решений возложен на заместителя декана по совместной работе (на общественных началах). Активное участие в этой работе принимают одноименный сектор партийного бюро, научные медицинские общества (Приморское отделение Всесоюзного научного общества гигиенистов, микробиологов и эпидемиологов). Главный врач краевой СЭС, главный эпидемиолог края являются членами факультетского ученого совета, заведующие отделениями краевой СЭС входят в состав государственной экзаменационной комиссии и т. д.

Для оценки эффективности проводимой совместной работы нами разработан перечень показателей, включающий различные аспекты деятельности (участие сотрудников кафедр в реализации задач государственного санитарного надзора, повышение уровня подготовки и повышения квалификации специалистов, внедрение в практику деятельности структурных подразделений СЭС новых методов диагностики и профилактики, привлечение врачей к выполнению научно-практических работ и научных исследований кафедр и т. д.) —всего более 30 показателей. Они включаются в ежегодный информационный бюллетень по итогам работы санитарно-эпидемиоло-гических станций Приморского края.

Подготовка специалистов начинается с отбора контингента обучающихся. В этом плане санитарно-гигиенический факультет находится в более трудном положении, чем лечебный, педиатрический и другие факультеты медицинского профиля. Как показывают результаты опросов абитуриентов, подавляющее большинство из них или ничего не знают о будущей профессии, или имеют о ней очень смутное представление. Для них основным побудительным мотивом является более низкий проходной балл, чем, к примеру, на лечебном факультете. Традиционные формы профориентации оказываются малоэффективными. На наш взгляд, наиболее перспективной является подготовка специалистов для СЭС по контракции как с народнохозяйственными объектами, так и отделами здравоохранения

обл(край)исполкомов, что позволяет во многом решить и вопрос закрепления кадров на местах. Данный способ эффективен при согласовании действий кафедр института с санитарно-эпидемиологическими станциями по вопросам профориентации, причем работа эта должна проводиться постоянно в течение всего года.

Формы взаимодействия профильных гигиенических кафедр и отделений СЭС в процессе обучения многогранны (выходы на объекты государственного санитарного надзора, эпидемические очаги, работа в лабораториях СЭС, привлечение врачей для ведения практических занятий и т. д.). Сотрудники кафедр курируют и обеспечивают методическое руководство деятельностью отделений; заведующие кафедрами, доценты являются членами санитарно-эпидемиологических и лабораторных советов, совместно готовят наиболее сложные и ответственные вопросы, т. е. созданы все условия для узаконива-ния учебно-научно-гигиенических комплексов. Но пока отсутствует правовое регулирование этого важнейшего раздела совместной работы. Не обладая правами должностных лиц санитарно-эпидемиологической службы, сотрудники кафедр могут влиять на качественные показатели государственного санитарного надзора только опосредованно. С другой стороны, в значительной степени страдает предметность процесса обучения, так как преподаватель при наличии на объектах отклонений от действующих санитарно-гигиенических норм и правил не может полностью раскрыть технологическую цепочку государственного санитарного надзора. А он должен не только провести вместе со студентами санитарное обследование, но и оформить необходимые акты управления. На наш взгляд, Минздрав СССР должен узаконить систему взаимо-. отношений между кафедрами и СЭС, аналогич-4! но тому, как это сделано для кафедр клинического профиля (приказ Минздрава СССР от 1987 г. «Положение о клиническом лечебно-профилактическом учреждении»), с четким определением функций каждой из сторон, их прав и обязанностей. Это позволит привлечь в учреждения санитарно-гигиенической службы дополнительно значительное количество высококвалифицированных специалистов; более рационально использовать имеющуюся материально-техническую базу и оборудование, обеспечить быстрое внедрение современных методов диагностики и профилактики, повысить предметность и эффективность учебно-воспитательного процесса и т. д.

В нашем институте данная проблема решается путем создания научно-учебно-гигиенического объединения, в основе которого лежит совместная работа гигиенических кафедр и профильных отделений СЭС. Она строится на основе договора между деканатом санитарно-гигиенического факультета и краевой СЭС.

л

Основными направлениями являются:

1) максимальное использование материально-технической базы СЭС и кафедр для повышения качества подготовки специалистов (студентов, субординаторов, стажеров, врачей);

2) улучшение качественных показателей деятельности СЭС и повышение эффективности государственного санитарного надзора;

3) комплексирование деятельности кафедр института и санитарно-эпидемиологической службы в реализации комплексной межотраслевой программы «Здоровье» населения Приморского края на 1986—1990 гг.;

4) повышение эффективности научно-исследовательских работ профессорско-преподавательского состава факультета и врачей СЭС. Узаконена равная ответственность заведующих кафедрами и главных врачей СЭС за внедрение результатов научно-исследовательских работ в практику учреждений здравоохранения и народнохозяйственных объектов и т. д.

Существенным тормозом в организации учебно-воспитательного процесса является отсутствие целенаправленной подготовки на завершающем этапе обучения, в субординатуре. Оно связано с рядом причин. Во-первых, специализация в субординатуре в подавляющем большинстве случаев не совпадает с распределением выпускника.

Вопрос, какой специалист нужен СЭС сегодня: общего профиля, знающий обо всем понемногу или врач, хорошо разбирающийся в специфике организации государственного санитарного надзора в одной из отраслей гигиены (коммунальной, труда, детей и подростков и т. д.) или эпидемиологии, на наш взгляд, должен решаться однозначно, конечно, в пользу так называемого «узкого» специалиста.

Кроме того, по ряду специальностей (бактериология, лабораторное дело) студентов вообще не готовят. Не может исправить положение широко применяемая кратковременная специализация, с которой молодой специалист начинает свою трудовую деятельность. Мы считаем, что кафедры микробиологии, химического профиля вполне могли бы взять на себя функции профильной подготовки специалистов для соответствующих лабораторий СЭС.

Если принять во внимание, что к VI курсу подавляющее большинство студентов определились с выбором специальности и идут в субординатуру на кафедры целенаправлено, то косность принятой системы становится очевидной.

Все упирается в необходимость увязки количества выпускаемых специалистов с их потребностью на местах. Но и эта проблема может быть решена, так как за год до выпуска все данные о студентах обязательно представляются в Минздрав СССР.

Во-вторых, целесообразна коррекция программ обучения в субординатуре. Если уж ставится

задача подготовки врача гигиениста-эпидемиолога, то и учебные программы по отдельным специальностям должны быть в достаточной мере увязаны между собой. На наш взгляд, в них недостаточно нашли отражение вопросы управления деятельностью подразделений СЭС, планирования работы, НОТ, обоснования эффективности проводимых оздоровительных мероприятий, делопроизводство и др. Изучение их только на кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения (10—11-й семестр) явно недостаточно, так как это наиболее сложные разделы, и выработка умений по ним должна продолжаться в субординатуре. Устранить эти недостатки можно различными способами: увеличением числа учебных часов на работу в организационно-методическом отделе областной (краевой) СЭС, проведением ряда занятий на кафедре (или совместно с кафедрой) социальной гигиены и организации здравоохранения, широкое внедрение деловых игр и других активных методов обучения, обязательное введение в курсовую работу субординатора раздела по оценке качества и эффективности деятельности отдела (отделения) СЭС, проведение конкурсов на лучшего субординатора и т. д. Очень важно, чтобы студент чувствовал практическую направленность обучения, повседневную ответственность за принятие решения (составленные акт санитарного обследования или протокол о санитарном нарушении, подготовленный проект письма и т. д.) и в то же время ощущал себя полноправным специалистом, к которому относятся с уважением. Поэтому необходимо, чтобы на семинарских занятиях, при проведении деловых игр присутствовали врачи отделений СЭС, чтобы субординаторы принимали активное участие в обсуждении работы подразделений СЭС, работе комиссий и т. д.

Говоря о применении в период обучения в субординатуре активных методов обучения (разыгрывание ролей, деловых игр), очень важно раскрыть технологию государственного санитарного надзора с учетом комплексирования деятельности специалистов различного профиля. Мы считаем целесообразным проведение деловых игр с привлечением субординаторов нескольких кафедр. Это не только вырабатывает у студентов умение в области организации межотделенческих связей, но и позволяет проконтролировать знание многих разделов по смежным дисциплинам. По такому принципу проводятся деловые игры: «Правовые основы санитарного дела» (кафедры коммунальной гигиены и социальной гигиены и организации здравоохранения), «Расследование вспышки острых кишечных заболеваний» (кафедра эпидемиологии и коммунальной гигиены) и др.

У нас давно стало традицией, что большинство курсовых работ выполняется по заказу СЭС, с последующей защитой на совместных заседа-

ниях кафедр и отделений СЭС итогов работы, разработанных гигиенических рекомендаций.

Очень важно обеспечить постоянный контроль за эффективностью подготовки в течение всего периода субординатуры. В этом плане представляет интерес внедрение такой формы организации учебно-воспитательного процесса, как проведение конкурса на лучшего субординатора кафедры. Схема проведения подробно описана в статье В. А. Рудейко и соавт. [2]. Практика показала ее действенность.

Учитывая необходимость подготовки специалистов для СЭС .на широкой социально-гигиенической основе, а также привитие им навыков организаторской деятельности, в нашем институте при кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения создана школа молодого организатора здравоохранения, работающая по факультативному принципу. Деятельность ее («Положение о школе молодого организатора здравоохранения», программа обучения) узаконена совместным приказом по институту и краевому отделу здравоохранения. В школу зачисляются студенты V курса. Программа обучения рассчитана на 2 года и предусматривает углубленное изучение деятельности различных подразделений СЭС с последующей отработкой практических навыков. Особое внимание уделяется вопросам планирования работы, финансирования, делопроизводства, научной организации труда, системе взаимодействия с советско-партийными органами, хозяйственными руководителями, участию врачей СЭС в диспансеризации населения и т. д. Обязательным условием является выполнение научно-практической работы на базе одной из СЭС Владивостока. Занятия в ней проводятся как сотрудниками кафедр, так и ведущими специалистами санитарно-эпидемио-логической службы.

На завершающем этапе обучения слушатели школы защищают научно-практическую работу и сдают зачет по основам организации деятельности СЭС. По окончании школы выдается удостоверение и выпускники ставятся в резерв организаторов здравоохранения в краевом отделе здравоохранения.

Важным направлением совместной работы является привлечение врачей к выполнению научно-исследовательских работ, внедрению современных методов диагностики и профилактики в практическую деятельность. Практика показывает, что отмечаемая в ряде случаев низкая эффективность государственного санитарного надзора во многом определяется недостаточным

уделением внимания такому важному разделу работы врачей СЭС, как научно-исследователь-ская работа. К. сожалению, до настоящего времени часты случаи обоснования мероприятий в области предупредительного и текущего санитарного надзора без углубленной с использованием элементов научного поиска проработки материала, составления научно-обоснованного прогноза, оценки эффективности своей деятельности путем увязки качественных показателей деятельности структурных подразделений СЭС с показателями здоровья населения. Совместная работа в этой области должна проводиться по нескольким направлениям. Прежде всего — это обучение врачей основам проведения научно-исследовательской работы. Ведь чаще всего основным препятствием в проведении научного ^ исследования является не нежелание врача, а 4 трудности в составлении программы и плана в разработке материала и анализа полученных результатов.

Необходимо научить врача планированию и проведению научной работы в условиях СЭС. Этот процесс начинается в вузе. Для его закрепления на практике, во-первых, была разработана [1] и разослана на все СЭС методическая разработка «Научно-исследовательская работа в деятельности врача-гигиениста», в которой в сжатой форме дана схема организации проведения и оформления научно-практической работы. Во-вторых, в период стажировки каждый молодой специалист обязан выполнить под руководством сотрудника профильной кафедры науч-но-практическую работу и защитить ее при подведении итогов стажировки. В-третьих, стало традицией проведение ежегодных итоговых научно-практических конференций по итогам научных исследований врачей СЭС с изданием типо- л графским способом тезисов докладов. В-четвер--Р тых, привлечение врачей СЭС к проведению научных исследований кафедр факультета.

Это позволяет в значительной степени повысить научно-исследовательскую активность сотрудников СЭС, эффективность государственного санитарного надзора.

Литература

1. Петров В. А., Акатова Р. С., Фокин М. В.. Кривелевич Е. Б. Научно-практическая работа в деятельности врача-гигиениста: Метод, разработка. — Владивосток, 1984.

2. Рудейко В. А., Фокин М. В., Кривелевич Е. В., Трусо-.ва Л. Н. // Гиг и сан. — 1985. — № 6. — С. 39—40.

Поступила 21.07.87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.