Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА «ЛУЧШИЙ СУБОРДИНАТОР КАФЕДРЫ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ»'

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА «ЛУЧШИЙ СУБОРДИНАТОР КАФЕДРЫ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.А. Рудейко, М.В. Фокин, Е.Б. Кривелевич, Л.Н. Трусова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА «ЛУЧШИЙ СУБОРДИНАТОР КАФЕДРЫ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ»»

простые методы прогнозирования коллективной и индивидуальной надежности функционирования человека в процессе труда, успешно апробированные на операторах энергетических установок.

Литература

1. Боярский А. Я■ Статистические методы в экспериментальных медицинских исследованиях. М., 1966.

2. Вальд А. Последовательный анализ. М., 1960, с. 25— 42.

3. Генес В. С. Некоторые простые методы кибернетической обработки данных диагностических и физиологических исследований. М., 1967, с. 13—24.

4. Гублер Е. В. Вычислительная техника в физиологии и медицине. М., 1968.

5. Гублер Е. В., Генкин А. А. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. Л., 1973, с. 62—83.

6. Инженерно-психологические требования к системам управления. М., 1967, с. 28—45.

7. Конопкин О. А., Лучков В. В. — В кн.: Психологические вопросы регуляции деятельности. М., 1973, с. 129-153.

8. Лукьянов А. Н., Фролов М. В. Сигналы состояния человека-оператора. М., 1969, с. 98—113.

9. Милерян Е. А. — Вопр. психол., 1971, № 4, с. 60—

68.

10. Небылицын В. Д. — В кн.: Инженерная психология.

М., 1964, с. 54 —60. П. Роэенблат В. В., Жуков В. Г. — В кн.: Психофизиологические и эстетические основы НОТ. М., 1971, с. 110—129.

12. Сафонов В. К. — В кн.: Психология — производству и воспитанию. Л., 1977, с. 102—107.

13. Смирнов Б. А. Инженерная психология (практические занятия). Киев, 1979, с. 40—53.

14. Тищенко Н. М. Введение в проектирование сложных систем автоматики. М., 1976, с. 135—150.

15. Точилов К. С. — В кн.: Проблемы инженерной психологии. Л., 1964, вып. 1, с. 78—86.

Поступила 26.06.В4

Summary. The findings obtained from studies into the assessment of reliability of man's performance throughout a working day formed a basis for recommending simple methods for predicting collective and individual reliability of man's performance. '

УДК 371.71

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

В. А. Рудейко, М. В. Фокин, Е. Б. Кривелевич, Л. И. Трусова

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА «ЛУЧШИЙ СУБОРДИНАТОР КАФЕДРЫ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ»

Владивостокский медицинский институт

Вопросы подготовки высококвалифицированных специалистов медицинских вузов находят все большее отражение в программных документах партии и правительства.

Одним из методических приемов углубления и расширения теоретических знаний, практических -в навыков у субординаторов, а также вариантом контроля обучения на кафедре коммунальной гигиены Владивостокского медицинского института является конкурс на звание «Лучший субординатор кафедры».

Трехлетний опыт проведения многоэтапного конкурса, разработанного кафедрой, позволяет рекомендовать его для внедрения на всех гигиенических кафедрах. Конкурс проводится в 4 тура, обязателен для всех субординаторов и служит основанием для зачета по субординатуре. Условия конкурса объявляются на первом организационном занятии субординаторов. Это придает конкурсу вид соревнования с первых дней субординатуры. В первых 3 турах участвуют все субординаторы, а заключительное соревнование продолжают толь-ко лучшие. Для определения результатов каждого

этапа конкурса разработаны критерии оценки по четырехбалльной шкале (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). На первом этапе оценивают трудовую дисциплину, работу субординаторов на базовых санэпидстанциях (СЭС) по осуществлению предупредительного санитарного и текущего санитарного надзора за подконтрольными объектами и другие виды деятельности (организационно-методическую, санитарно-просве-тительную и т. п.). Обязательным условием является умение работать со всеми формами, учетной и отчетной документации, используемой СЭС (планами работы отделения, актами обследования, заключениями по проекту строительства, заявлениями и письмами трудящихся, справками для советских, партийных органов и др.).

Учитывая сложность организации предупредительного санитарного надзора в районных СЭС города, результаты опроса врачей-гигиенистов, итоги стажировки, рекомендации государственной экзаменационной комиссии, раздел упредитель-ного надзора (согласование проектов) выделили в отдельный цикл. После его прохождения суборди-

наторы отчитываются курирующему СЭС ассистенту и врачу с оценкой работы по четырехбалльной системе и в случае получения неудовлетворительной оценки раздел отрабатывается во внеурочное время. Предупредительный санитарный надзор оценивается на первом туре конкурса. Кроме того, каждый студент в конце дневника субординатора ведет учет освоения практических умений и навыков. Полнота освоения в соответствии с программой субординатуры также учитывается в оценочной сумме баллов первого тура. Работу студентов на этом этапе оценивают ассистенты кафедры и врачи отделения коммунальной гигиены базовых СЭС по четырехбалльной шкале. Студенты также должны предоставить оформленную тетрадь образцов документов, которая возвращается им после окончания субординатуры.

По результатам первого этапа кафедра составляет характеристику на каждого субординатора, которая впоследствии вписывается ассистентом в дневник и утверждается заведующим кафедрой и главным врачом СЭС.

Целью второго тура конкурса является оценка умения субординаторами вести научно-практиче-скую работу (НПР) в СЭС. Тематика НПР выбирается с учетом запросов практических органов здравоохранения. На кафедре ассистенты составляют конкретные научно-методические разработки, определяют объем исследования для каждого исполнителя. Законченная и оформленная НПР докладывается и оценивается на производственном совещании врачей в базовой СЭС, составляется отзыв о целесообразности использования результатов этой работы в СЭС. Такая форма оценки НПР субординаторов позволила кафедре обеспечить стопроцентное внедрение результатов исследований. Завершается второй этап конкурса научно-практической конференции субординаторов кафедры и врачей базовых СЭС, на которой отбираются лучшие курсовые работы для факультетского смотра-конкурса. Они оцениваются выборным жюри из ассистентов, врачей-гигиенистов, старших групп субордннаторов каждой СЭС по четырехбалльной шкале.

Третий и четвертый туры конкурса проходят в форме олимпиад. На третьем определяются лучшие субординаторы в каждой базовой СЭС. Программа олимпиад предусматривает проверку умения студентами использовать инструментальные и лабораторные методы исследования, решать нетиповые ситуационные задачи, владеть основными формами и способами организационно-методической

работы и методикой осуществления предупредительного и текущего санитарного надзора. Каждому студенту предлагается ответить на 3 вопроса,'1 отражающих указанные уменья. С целью самоподготовки к третьему туру конкурса субординаторы знакомятся с вопросами к олимпиаде; представляется возможность решения ситуационных задач по «Методическим рекомендациям к решению задач по коммунальной гигиене» Кемеровского медицинского института и работы с приборами. Контроль за самоподготовкой возлагается на ассистента-куратора СЭС. Знания студентов оцениваются по сумме баллов за каждый вопрос. При подведении итогов третьего тура конкурса учитываются результаты первых двух. Студенты, набравшие наибольшее число баллов, допускаются к четвертому туру, который проводится на заключительном семинарском занятии субординаторов. Конкурс проходит в форме ответов на вопросы (не более трех на каждого участника). Вопросы задаются субординаторами поочередно. Задавший вопрос должен уметь сам ответить на него в случае отрицательного или неполного ответа. Оценка ответов определяется по сумме баллов за каждый вопрос. Лучшие субординаторы кафедры, занявшие 1, 2 и 3-е места, награждаются почетными грамотами, набором учебно-методических и нормативных документов.

Подобная форма завершения субординатуры получила положительный отзыв студентов, так как, по их мнению, она способствует углублению практических знаний по специальности и облегчает подготовку к государственным экзаменам. Большинство (90%) опрошенных считали, что участие в конкурсе активизировало процесс обучения, стимулировало к более глубокому изучению предмета, и только 10% (5 человек) отзывались о нем отрицательно.

Результаты государственных экзаменов полностью подтвердили целесообразность конкурса на звание «Лучший субординатор кафедры». Отмечены более высокие показатели их по сравнению с доконкурсным периодом. Опыт проведения конкурса был перенят и успешно внедрен на других гигиенических кафедрах института (гигиены питания, гигиены труда), одобрен кафедрой коммунальной гигиены Ленинградского санитарно-ги-гиенического медицинского института и обсужден слушателями цикла коммунальной гигиены, проводимого этим институтом.

Поступила 04.01.85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.