подавателя / З.П. Симонов. - М. : МПА, 1995. - 188 с.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ПЕДАГОГОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Константин Алексеевич Оглоблин, кандидат медицинских наук, доцент Уссурийский государственный педагогический институт (УГПИ)
г. Уссурийск
Аннотация
В статье просматриваются вопросы сочетания профессионального опыта с профессиональной зрелостью. Предлагается модель профессиональной зрелости педагога в сфере физической культуры, в которой выделена отдельным блоком культура здоровья.
Ключевые слова: профессиональный опыт, культура здоровья, модель.
PROFESSIONAL MATURITY OF TEACHERS OF PHYSICAL TRAINING
Konstantin Alekseevich Ogloblin, the candidate of medical sciences, the senior lecturer The Ussuriisk state pedagogical institute,
Ussuriisk
Abstract
The article regards some questions of professional experience and professional maturity combination. It suggests a model of a physical training teacher’s professional maturity, and the culture of health is particularly viewed.
Keywords: professional experience, culture of health, model.
Улучшение профессиональной подготовки педагога в сфере физической культуры, требует создания соответствующих условий. Такими условиями могут стать гуманизация, гуманитаризация, социализация и валеологизация физкультурного образования.
Гуманистическая концепция физкультурного педагогического образования присутствует в проектировании большинства педагогических систем, в размышлениях о перспективах образования и рассматривается в контексте вопросов профессионализма педагогов физической культуры.
Можно с уверенностью заявить, что важнейшим фактором эффективного вхождения молодых специалистов в профессиональную деятельность является наличие у них профессионального опыта.
Специальные усилия будущего педагога по физической культуре по обретению профессионального опыта начинают формироваться в студенческом возрасте, если происходит развитие студента как субъекта не только образовательной, но и профессиональной деятельности. Этому способствуют занятия по повышению уровня спортивного мастерства, участие в ответственных спортивных соревнованиях в качестве участника или судьи, занятия тренерской деятельностью (ведение секций в общеобразовательных школах и коллективах физкультуры).
Чтобы педагогические условия для успешного становления основ профессионального опыта у будущих педагогов по физической культуре были созданы, необходима потребность в новых образовательных технологиях. К ним относятся новые специальные курсы по различным сферам физической культуры и спорта, широкое использование Интернета, активная научно-исследовательская работа студентов, проведение научно-практических конференций с ними, участие в диспутах.
С наличием профессионального опыта приходит и профессиональная зрелость педагога.
Идея оценки деятельности педагога по изменениям качеств учащихся отражается на структуре мониторинга профессиональной зрелости учителя физкультуры, которая будет включать в себя:
1) готовность к непрерывному профессиональному самосовершенствованию (получение новых знаний в области физической культуры, смежных областей знаний -педагогики, психологии, медицины; освоение новых технологий обучения и воспитания; наличие индивидуальной программы или акмеограммы профессионального развития; системная диагностика профессиональной деятельности, включая элементы рефлексии);
2) личностно-профессиональная активность (самомотивация профессионального развития, профессионально-познавательный интерес, профессиональная гордость и вера в свою профессиональную значимость, стремление и готовность участвовать в профессиональных конкурсах, умение сделать свои высокие показатели профессиональной деятельности нормой для коллег;
3) показатели развития воспитанников (показатели физического развития, мотивация двигательной активности, наличие адаптивных индивидуальных программ двигательной активности, длительность выработанной потребности в физическом самосовершенствовании, знания теоретических основ физического развития, согласно Госстандарту, владение методами самодиагностики физического состояния и коррекция двигательной активности по результатам диагностики и в зависимости от обстоятельств жизни.
Готовность педагога по физической культуре к непрерывному профессиональному самосовершенствованию отражается в таких результатах профессиональной деятельности, как
• освоение имеющихся (базовых и профильных) программ по физической культуре;
• составление элективных курсов для предпрофильной и профильной подготовки учащихся (спортивно-оборонный профиль, педагогические классы с физкультурной направленностью);
• составление скорректированных и авторских спортивно-оздоровительных программ в работе психолого-валеологической службы ОУ;
• участие в разработке подпрограммы ОУ «Здоровье»;
• обобщение и передача своего профессионального опыта;
• вклад в работу творческих групп, публикации, грамоты, победы в конкурсах, соревнованиях;
• сотрудничество с коллегами, обеспечивающее непрерывность и преемственность процессов физического самосовершенствования населения.
Поддержание высоких показателей профессиональной зрелости педагога по физической культуре осуществляется за счет доминирования процессов самосовершенствования (личный пример) над процессами преобразования, развития окружающей среды у воспитанников невозможно без опоры на гуманистические принципы построения субъект-субъектных отношений, исключающий манипуляции и актуализирующий заботу о учащихся и студентах (рис.1).
Учитель физического воспитания, проводя внеклассную работу в спортивных секциях со школьниками, должен применять современные интенсивные технологии в области данного вида спорта с учетом юношеского и подросткового возраста. Большое значение для учителя физического воспитания имеют знания по технологии развития личности с применением психологических тестов и с учетом физико-анатомических данных, необходимых для отбора школьников для разных видов спорта, чтобы потом более ярко реализовать их спортивные возможности. Для этого учитель физического воспитания должен обладать не только знаниями своего предмета, но и такими же знаниями по смежным дисциплинам (педагогика, психология, биология, анатомия, физиология, спортивная медицина).
Профессиональная зрелость учителя физической культуры
Готовность к непрерывному профессиональному само с овершенс тв о ванию
■ способность к непрерывному про ф ес «то-
нальному образованию и с амо о браз об аник;
* спосоЕностъ к Интеграции знаний из смежных областей науки с о сноб ами физичз ской культуры и творче ско-ну " конструированию содержания и процесса пр о фес сиэнальной деятельности.
* индивидуальная
пр огр амма пр о ф ес сио-нального развития;
* ^отовнэсть к системной диагностике и гдекватной рефлексии результатов профессиональной деятельно;ти
С мы ело-творческая пр о фес сиональн п яшчишя деятельность
• способность X непрерывному пс-иску личностного смысла профессиональной деятельности;
• осознание гражданского ДОПГа Профессиональной дея-ТЭПЬНОСТИ в оздоровлении нации;
• смысло-творчес-кая профессионально значимая деятельность как ист ЭЧНИК ЛИЧНО стно-пр о фес сиональной активности
Лично стно-пр о фес сиональ ная активность
• с ам омотив ация пр о фе с сионально го развития;
• прэфессиональ но-пезнавателъ-ный интерес;
* прэфессиональ ная гордость;
* в и.ви*и пр о фе с сиональ ну ю значимость;
• стремление и готовность умствовать в профессиональных конкур с гх, соревно-ейнртгт;,
* умение сделать свои высокие показатели профессиональной деятельности нормой ДЛЯ ЕОЛ-лег
Культура здоровья
■ вале алогическая грамотность;
• навыки ЗОЖ;
• умение но делир оз ать ин-дили .иду ольпые пр шраммы
ЗСЖ.; 1
• готовность к саыосовершенств ованию во взаимосвязи физического, психического, социального и духовно-нравственного развития;
• владение вале о логическими те ХНОЛОГИЯМИ о6учения и I о с питания;
• осуществление монито ринга качества с учётом данных о здоровье обучаемых;
• спо с о бно сть к инте гр ации содержания по своему учебному предмету с про бпемами здоровья,
• способность быть педагогом и интегратором работы пенхолого- в але о логкче ской службы;
• организация спортивно -оздор овительной деятель -нос ты;
• способность к моделированию курсов по физической культуре оздоровительной ПОПр ОВЛСШЮ с ти.
Результативность профессиональной деятельности
• личные спортизные и тренерские достижения,
• о ев о ение б азисной и пр о ф е с сиональной пр огр амм;
• составление скорректированных программ и авторских программ, эл с к наш х кур с св;
• участие в работе психолого-в але ологичесгой службы образовательного учреждения,
• участие в методических объединениях и творческих группах;
• -р саупьтаты в о олитодппшою_________________________________________
Рис. 1. Модель профессиональной зрелости педагога по физической культуре
Профессиональная зрелость педагога по физической культуре, включая культуру здоровья, формируется в процессе реализации системы опережающей подготовки в вузе и включает в себя: готовность к непрерывному профессиональному самосовершенствованию, культуру здоровья, личностно-профессиональную активность, осознание социальной значимости профессиональной деятельности и умение найти в ней свой личностный смысл и гражданский долг (а именно, оздоровление нации).