УДК 371
СУБЪЕКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И
БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
О.Н. Сергеева - старший преподаватель
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) Волжский филиал Чебоксары
SUBJECTIVITY OF THE PSYCHOPHYSICAL READINESS FORMATION PROCESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF A FUTURE SPECIALIST IN ORGANIZATION AND TRAFFIC SAFETY
O.N. Sergeyeva - Senior Teacher Moscow State Automobile and Road Technical University (MADI)
Volzhskiy Branch Cheboksary
e-mail: um-11 @yandex. ru
Ключевые слова: субъективизация, психофизическая готовность, профессиональная готовность, формирование.
Аннотация. В статье рассматривается проблема субъективизации процесса формирования психофизической готовности к профессиональной деятельности у будущих специалистов по организации и безопасности движения.
Key words: subjectivity, psychophysical readiness, professional readiness, formation.
Summary. The paper considers the problem of the psychophysical readiness subjectivity formation for professional activity of a future specialist in organization and traffic safety.
Субъективизация - это, с одной стороны, способ организации работы обучаемого, т.к. именно в деятельности происходит формирование субъекта, становление его личности и реализация ее потенциальных возможностей, а с другой - своего рода психологическая подготовка к занятиям физической культурой и спортом, которая может быть рассмотрена не только как особый вид подготовки, наряду с психофизической и профессиональной, но и как особая функция каждого из этих видов подготовки - функция формирования субъективного отношения, оценки значимости всех видов физкультурно-спортивной работы (в том числе и вне учебных занятий) для успеха в будущей профессиональной деятельности. Только в этом случае достигается более высокий системный уровень профессиональной подготовки, когда все действия студента организуются в соответствии с логикой высоких профессиональных достижений, имеют четкую мотивационную структуру. И именно эта субъективизация способствует включению целенаправленных действий студента в физкультурно-спортивной и познавательной деятельности.
В рамках нашего исследования под субъективизацией процесса формирования психофизической готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по организации и безопасности движения средствами физической культуры и спорта мы понимаем сознательное и активное включение студентов в планирование, организацию и
проведение физкультурно-спортивной деятельности, осуществляемой на занятиях по курс «Физическая культура» и во внеучебное время.
Как педагогический феномен субъективизация предполагает признание себя и другого, как равноправных участников образовательного процесса, и раскрывается в результатах их деятельности и в ценностно-смысловой самоорганизации поведения. Движущей силой становления субъектности выступает ценностное самоопределение студента, в нашем исследовании, в мире физической культуры и спорта, как процесс обретения им смысла, целей и ресурсов физкультурно-спортивной деятельности и как результат - его активная позиция в процессе формирования у него психофизической готовности к профессиональной деятельности.
Выделяя это условие в качестве одного из факторов, позитивно влияющих на успешность протекания процесса формирования психофизической готовности будущих специалистов по организации и безопасности движения к профессиональной деятельности средствами физической культуры и спорта, мы исходили из целого ряда положений.
Во-первых, основными участниками любого образовательного процесса являются два его субъекта - обучающий (педагог) и обучающийся (учащийся или студент), от правильно организованного взаимодействия которых зависит не только уровень обученности последнего, но и состояние его социально-психологической зрелости. Учеными-педагогами и психологами (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, В.И. Слободчиков и др.) под социально-психологической зрелостью понимается тот уровень развития личности, который обеспечивает самостоятельное осуществление человеком своей жизни - «самостояние»: отсутствие нужду в «подпорках» и «помочах» со стороны других людей, которые могут поддержать жизненное равновесие и противостояние трудностям [3].
В понятие «индивидуально-психологическая зрелость» Г.С. Сухобская, на наш взгляд, справедливо включает следующие характеристики:
• способность личности к самостоятельному прогнозированию своего поведения в любых жизненных ситуациях на основе развитой способности добывать нужную информацию и анализировать ее применительно к целям, связанным с решением конкретных и нестандартных ситуаций во всех сферах своей жизнедеятельности;
• умение мобилизовать себя на выполнение собственного решения о действии вопреки различным обстоятельствам и внутреннему социально немотивированному желанию его прекратить («устал», «не хочу», «трудно» и т.п.);
• умение отслеживать ход выполнения собственных действий и их результатов (в мыслеобразной и рефлексивной дифференцировке «Я-исполнителя» и «Я-контролера»);
• способность к оценочной рефлексии на основе сформированного самосознания и объективно непредвзятой оценки своих мыслей, действий, поступков;
• способность извлекать уроки из собственного поведения в различных ситуациях, наращивая качество прогнозирования, выполнения запланированного и объективность оценки;
• преобладание эмоционально адекватных реакций на различные ситуации [4, 18].
Важно заметить, что развитая психическая сфера и сознание (психическая и
психологическая зрелость) еще не гарантируют социально зрелого поведения субъекта (как по отношению к другим, так и по отношению к себе).
Рассматривая сущность личностной зрелости в данном контексте мы понимаем не просто социальные свойства индивидуума, но именно наличие высших человеческих качеств, которые обеспечивают осуществление им гуманистических и альтруистических выборов и ответственность за них, возможность отвечать за себя и свои поступки. Эти качества образуют развитую систему ценностных ориентаций, в которой превалирует духовное начало (приоритет вечных гуманистических ценностей над сиюминутными потребностями), ориентация на самопознание и саморазвитие.
Во-вторых, идея саморазвития и самореализации является основной или, по крайней мере, чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке (К.А.
Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.). Она занимает ведущее место в гуманистической психологии и педагогике, одной из наиболее мощных и интенсивно развивающихся направлений современной науки и практики. Стремление к саморазвитию - это не идея-фикс о достижении абсолютного идеала.
Как считают Н.В. Бордовская и А.А. Реан, а мы разделяем их точку зрения, актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации представляют огромную ценность сами по себе. Они - показатель личностной зрелости и одновременно условие ее достижения. Кроме всего прочего, актуальная потребность в саморазвитии, самоактуализации - это источник долголетия человека, причем долголетия активного, и не только социального, личностного, но и физического. С выраженным стремлением к саморазвитию связаны не только профессиональные успехи человека, но и его профессиональное долголетие [1, с. 181].
В-третьих, конечной целью целенаправленного взаимодействия педагога и студента (учащегося) в рамках образовательного процесса является становление обучающегося как его субъекта, достижение такого уровня развития, воспитанности и обученности, когда он может самостоятельно определять цель деятельности, планировать свою работу и актуализировать необходимые для ее достижения знания, умения и навыки, а также корректировать свои действия, соотносить полученный результат с целью, которая была изначально им самим поставлена. Как показала практика, это ведет, во-первых, к общей субъективизации самого процесса формирования психофизической готовности студентов к профессиональной деятельности; во-вторых, к пониманию студентами физкультурно-спортивной деятельности как важного фактора успешной адаптации выпускников вуза в условиях рынка труда.
Активизируя позицию студентов факультета управления в процессе формирования у них психофизической готовности средствами физической культуры и спорта, мы также учитывали следующие закономерности развития у них потребности в психофизическом развитии, совершенствовании своего физического состояния, укреплении здоровья и ведения здорового образа жизни:
• потребность развивается, если разнообразить предметы и способы ее удовлетворения (чем более полную и разностороннюю информацию получают студенты, чем разнообразнее источники и способы получения соответствующей информации, тем больше условий для развития у них потребности в занятиях физической культурой и спортом);
• потребность возникает и развивается в процессе деятельности;
• развитие потребностей во многом зависит от того, насколько трудным является для каждого студента их удовлетворение;
• эффективность процесса субъективизации во многом зависит от степени осознания студентами значимости физического здоровья и психофизической готовности в успешности адаптации в условиях современного производства.
В рамках нашего экспериментального исследования одним из важных его направлений было проведение работы по субъективизации позиции каждого студента на учебных занятиях по курсу «Физическая культура» и в период проведения различных внеаудиторных физкультурно-спортивных мероприятий. Привлекая студентов к активному участию в этих мероприятиях, мы исходили, прежде всего, из того, что они должны иметь положительный заряд, педагогическое воздействие должно быть впечатляющим, ярким и запоминающимся и соответствовать внутреннему настрою занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью и их готовностью к адекватной самооценке результатов собственных усилий.
Кроме того, важными средствами субъективизации процесса формирования психофизической готовности студентов к профессиональной деятельности являются: применение состязательно-игрового метода, моделирование соревновательных условий и соблюдение делового этикета на учебных занятиях; применение современных технологий в
форме компьютерных программ; последовательное изучение теоретического материала; участие в соревнованиях и спортивно-массовых мероприятиях; приобретение практических навыков организации занятий; определение показателей и критериев физкультурно-спортивной деятельности студентов; рейтинговая оценка уровня физической активности; оценка личного и группового результата и др.
Кроме того, преподавателями кафедры физического воспитания и военной подготовки Волжского филиала МАДИ были разработаны рекомендации для студентов по организации самостоятельных занятий физической культурой и спортом.
Показателями осознанной активности студента в физкультурно-спортивной деятельности, состояния субъективизации процесса формирования психофизической готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по организации и безопасности движения можно считать такой уровень развития его самосознания (потребности, мотивов, интересов, ценностного отношения, убеждений и т.д.), который активно направляет его деятельность к достижению высокого уровня психофизического развития, ведению здорового образа жизни, активной физкультурно-спортивной деятельности, а в конечном итоге - к формированию достаточно высокого уровня физической культуры выпускников вуза.
Итак, субъективизация - условие и процесс возникновения и развития активности человека, в котором его психика обогащается знаниями и средствами преобразования действительности. Последующее использование этого обогащенного психического образа самим субъектом при решении практических задач создает предпосылки для оценки соответствия этого образа реальной действительности. Практическая проверка реального значения психического образа для данного субъекта делает его сторонником или, напротив, противником осваиваемой им деятельности. Следовательно, субъективизация процесса формирования психофизической готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по организации и безопасности движения средствами физической культуры и спорта является важным педагогическим условием эффективного осуществления этого процесса.
Литература
1. Бордовская, Н.В. Педагогика : учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2001. - 304 с.
2. Брантова, Ф.С. Психологическая зрелость личности и компетентностная модель выпускника / Ф. С. Брантова // Высшее образование в России. - 2010. - № 10. - С. 145-149.
3. Куликов, Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / Л. В. Куликов. - СПб. : Питер, 2009. - 464 с.
4. Сухобская, Г. С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрогогики / Г.С. Сухобская // Новые знания. - 2002. - № 4. - С. 17-20.
Literature
1. Bordovskaya, N.V. Pedagogy : a textbook for HEIs / N.V. Bordovskaya, A.A. Rean. - SPb. : Piter, 2001.
- 304 p.
2. Brantova, F.S. Psychological maturity of personality and the competence model of a graduate / F.S. Brantova // Higher education in Russia. - 2010. - No. 10. - P. 145-149.
3. Kulikov, L.V. Personality Psychology in the writings of local psychologists : a reader / L.V. Kulikov. -SPb. : Piter, 2009. - 464 p.
4. Sukhobskaya, G.S. The concept "of social-psychological development of a man maturity " in the context of andragogy / G.S. Sukhobskaya // New knowledge. - 2002. - No. 4. - P. 17-20.
Статья поступила в редакцию 27.05.2011 г.