Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Л. Б., Энвери Л. А.

На фоне происходящих трансформационных преобразований меняются социальные функции системы профессионального образования в связи усилением требований к качеству получаемого образования и содержанию профессиональной подготовки специалистов. Известно, что современное технологическое производство нуждается в квалифицированных работниках с необходимым уровнем профессиональной компетентности, адаптации и социальной мобильности. Это порождает необходимость поиска новых подходов к содержательному обновлению профессионального образования, повышению качества обучения студентов, способных в дальнейшем к эффективному использованию накопленного производственного опыта и инновационному самостоятельному поиску, стремящихся к совершенным методам социализации в своей профессиональной деятельности. В современных условиях проблема профессиональной социализации студентов приобретает актуальность и требует детального научного исследования. В данной статье исследованы мотивы профессионального выбора студентами и социализирующее влияние образовательной среды на процесс их личностно-профессионального становления. Представленные результаты подтверждают систематическую, плановую работу образовательного учреждения по формированию профессиональных навыков обучающихся. Кроме того, дана экспертная оценка уровня профессиональной подготовки. Обозначены условия для повышения эффективности процесса профессиональной социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипова Л. Б., Энвери Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF STUDENTS IN SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM

Against the background of the ongoing transformational changes the social functions of the vocational education system are changing in connection with the increased requirements for the quality of education received and the content of professional training of specialists. It is known that modern technological production needs qualified workers with the necessary level of professional competence, adaptation and social mobility. This gives rise to the need to search for new approaches to the meaningful renewal of vocational education, to improve the quality of training for students, who are able in the future to effectively use the accumulated industrial experience and innovative independent search, striving for perfect methods of socialization in their professional activities. In modern conditions the problem of professional socialization of students becomes relevant and requires detailed scientific research. This article examines the motives of students’ professional choice and the socializing influence of the educational environment on the process of their personal and professional development. The presented results confirm the systematic, planned work of the educational institution to form the professional skills of students. In addition, an expert assessment of the level of professional training was given. The conditions for increasing the efficiency of the process of professional socialization are indicated.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI 10.26105/SSPU.2021.71.2.011 УДК 316.346.32-053.6 ББК 60.543.172

Л.Б.ОСИПОВА, Л.А.ЭНВЕРИ

П РОФЕССИОНАЛ ЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

L.B. OSIPOVA, L.A. ENVERY

PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF STUDENTS IN SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM

На фоне происходящих трансформационных преобразований меняются социальные функции системы профессионального образования в связи усилением требований к качеству получаемого образования и содержанию профессиональной подготовки специалистов. Известно, что современное технологическое производство нуждается в квалифицированных работниках с необходимым уровнем профессиональной компетентности, адаптации и социальной мобильности. Это порождает необходимость поиска новых подходов к содержательному обновлению профессионального образования, повышению качества обучения студентов, способных в дальнейшем к эффективному использованию накопленного производственного опыта и инновационному самостоятельному поиску, стремящихся к совершенным методам социализации в своей профессиональной деятельности. В современных условиях проблема профессиональной социализации студентов приобретает актуальность и требует детального научного исследования. В данной статье исследованы мотивы профессионального выбора студентами и социализирующее влияние образовательной среды на процесс их личностно-профессионального становления. Представленные результаты подтверждают систематическую, плановую работу образовательного учреждения по формированию профессиональных навыков обучающихся. Кроме того, дана экспертная оценка уровня профессиональной подготовки. Обозначены условия для повышения эффективности процесса профессиональной социализации.

Against the background of the ongoing transformational changes the social functions of the vocational education system are changing in connection with the increased requirements for the quality of education received and the content of professional training of specialists. It is known that modern technological production needs qualified workers with the necessary level of professional competence, adaptation and social mobility. This gives rise to the need to search for new approaches to the meaningful renewal of vocational education, to improve the quality of training for students, who are able in the future to effectively use the accumulated industrial experience and innovative independent search, striving for perfect methods of socialization in their professional activities. In modern conditions the problem of professional socialization of students becomes relevant and requires detailed scientific research. This article examines the motives of students' professional choice and the socializing influence of the educational environment on the process of their personal and professional development. The presented results confirm the systematic, planned work of the educational institution to form the professional skills of students. In addition, an expert assessment of the level of professional training was

given. The conditions for increasing the efficiency of the process of professional socialization are indicated.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: система профессионального образования, студенты, профессионализация, профессиональная социализация, профессиональная компетентность.

KEY WORDS: vocational education system, students, professionalization, professional socialization, professional competence.

ВВЕДЕНИЕ. Профессиональная подготовка специалиста предполагает сложный процесс социализации. На протяжении жизни человек усваивает накопленный предшествующими поколениями социальный опыт. Причем его приобретение отличается некоторым своеобразием относительно возраста, индивидуально-психологическими возможностями индивида, социально-экономическими особенностями общества. Современные жизненные реалии требуют формирования работника иного типа, обладающего конкурентоспособностью, профессионализмом, социальной мобильностью, легко адаптирующегося к производственным условиям, а так же способного к освоению современного оборудования и наукоемких технологий, к анализу сложных ситуаций с принятием нестандартных решений. Это предполагает пересмотр содержания профессионального обучения студентов, направленного, прежде всего, на личностно-профессиональное развитие; формирование общей культуры; способности к сотрудничеству, самостоятельности, что является важными составляющими для достижения необходимого уровня профессиональной компетентности.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Известно, что общество нуждается в квалифицированных специалистах в различных отраслях хозяйства. В связи с этим современная система профессионального образования рассматривается как стратегически важная сфера человеческой деятельности. Причем современный институт образования обладает разноплановыми возможностями активного влияния на процесс профессиональной социализации студенчества, что подкрепляется его нацеленностью на повышение уровня профессиональной подготовки, позволяющей успешно реализовать индивидуальные возможности, склонности и способности обучающихся.

ЦЕЛЬ СТАТЬИ заключается в теоретическом обосновании понятия «профессиональная социализация» и эмпирическом изучении личностно-профессионального становления студентов в процессе профессионального обучения.

Объектом изучения выступают субъекты образовательного процесса учреждения СПО.

Задачи авторского исследования заключаются:

— в уточнении понятия «профессиональная социализация»;

— в выявлении особенностей социализирующего влияния образовательного процесса на профессиональную социализацию студентов;

— в изучении мнений экспертов по вопросу обеспечения необходимого уровня профессиональной подготовки студентов.

В ходе исследования использованы методы системного и социологического (анкетирование, интервьюирование) подходов.

Теоретические аспекты изучения «профессиональной социализации». В XXI веке в условиях трансформации социально-экономической ситуации качественно новые характеристики приобретает процесс профессиональной социализации студентов. Проблема профессиональной социализации студенчества с целью эффективной адаптации в условиях современного производства, всестороннего личностно-профессионального развития специалиста является достаточно актуальной.

Особую остроту данная проблема обрела в последние годы в связи с тем, что у большинства молодых людей недостаточно сформированы устойчивые жизненные ориентиры,

в то время как государство, в соответствии с «социальным заказом» общества, заинтересовано в личности определенного типа, профессионале в сфере своей деятельности. Причем важным способом профессиональной социализации выступает сфера профессионального обучения, представляющая организованный, планомерный процесс целенаправленного воздействия на сознание и поведение развивающейся личности с целью формирования важных ценностных ориентаций, моральных принципов, социальных установок и подготовки ее к будущей профессиональной деятельности.

Главная задача образовательного учреждения заключается в разработке программы взаимодействующих компонентов, обеспечивающих весь спектр субъективных потребностей студентов в профессиональной социализации [8], результатом реализации которой должна стать социальная и профессиональная конкурентоспособность специалиста, его профессиональная востребованность на рынке труда.

Теоретические аспекты профессиональной социализации личности, доказывающие усвоение индивидом социального опыта, начали исследоваться сравнительно недавно. Общепризнанно, что молодежь выступает носителем традиций старшего поколения и гарантом их преемственности. Однако процесс профессиональной социализации сопряжен с определенными трудностями включения молодых специалистов в производственную систему, что становится необходимым условием детального изучения данного процесса с целью осмысления целого ряда социальных проблем.

Логика авторского исследования предполагает изучение содержания научной категории «профессиональная социализация». В содержании научных подходов к ее изучению выдвигаются разнообразные точки зрения. Однако единого мнения так и не сложилось. Вместе с тем, некоторые теоретические положения становятся методологическим ключом к пониманию ее содержания.

Профессиональная социализация направлена на профессиональное обучение, выбор и успешное овладение профессией, формирование профессиональных качеств, активное вхождение индивида в производственную среду [7, с. 45]. Например, А.А.Ангеловский рассматривает «профессиональную социализацию» как процесс приобщения индивида к ценностям профессии, расценивает её как реальную подготовку к профессиональной деятельности [1].

Аналогичной научной точки зрения придерживаются И.В.Воробьева [2], А. Г. Крас-ноперова [4]. Исследователи утверждают, что данный процесс непрерывен на протяжении жизни и содержание профессиональной социализации связано с приобщением к профессии.

Осмысление процесса профессиональной социализации стало направлением научного поиска И.Л.Левицкой. Изучение данного процесса ею осуществляется с двух позиций, в частности, психологический аспект предполагает «профессиональное развитие», а социальный аспект предусматривает «профессиональную социализацию» [5]. В свою очередь, Е.Н.Шарова определяет профессиональное самоопределение как «социокультурный процесс, который чаще всего реализуется через серию индивидуальных выборов, детерминированных социальными факторами и личной субъективностью [9]. Гармонично выстроенный процесс профессионального самоопределения не только способствует приобщению к выполнению профессиональной роли, но и отражается на уровне профессионального развития. Итак, проанализировав различные научные точки зрения, можно заключить, что профессиональная социализация является базовой формой общего процесса социализации, в значительной степени наследуя ее формы, которые определяются особенностями социально-экономической ситуации, зависят от объективных характеристик образовательной среды и агентов профессиональной социализации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В условиях принципиально новой экономической ситуации, сложившейся на рынке труда, постоянно ужесточаются требования к качеству рабочей силы, обусловливая необходимость наличия таких качеств, как профессиональная компетентность, социально-профессиональная релевантность и социальная мобильность, что снижает обострение проблемы адаптации и социализации будущих специалистов. Это приводит к необходимости переосмысления сложившихся подходов к подготовке специалистов, поиску инновационных форм, методов и средств обучения, что незамедлительно повлечет внутренние изменения личности. В последнее время содержание профессиональной социализации и формирование конкурентоспособного работника становится предметным полем научного исследования.

В 2020 году было проведено анкетирование студентов Лянторского нефтяного техникума. Опросу подлежали 120 респондентов. В качестве экспертов выступили преподаватели (25 чел.) и представители структурных подразделений нефтегазодобывающего управления г. Лянтор (20 чел.). Вся необходимая информация была получена путем анкетирования респондентов и экспертов.

Первоначально подлежали изучению мотивы профессионального выбора. Результаты опроса показали, что для большинства респондентов преобладающее значение имеет сама профессия: содержание труда (31,2%), престижность профессии (26,1%), возможности трудоустройства (22,2%) и достойный заработок (18,4%). Установлено, что многие респонденты поступили в учебное заведение по совету родителей, хотя преемственность в профессии в качестве мотива выбора специальности респондентами соблюдается редко (2,1%).

Рисунок 1 Мнения об удовлетворенности выбранной профессией, (в % к числу опрошенных)

вполне удовлетворен частично удовлетворен совсем не удовлетворен

Как видим, представленные на рис. 1 результаты опроса подтверждают, что половина опрошенных вполне удовлетворена профессиональным выбором, треть респондентов дали ответ «частично удовлетворен» и лишь 14,1% не удовлетворены выбором профессии.

Кроме общего отношения к профессии, авторов исследования интересовала оценка уровня профессиональной подготовки обучающихся. На основании полученных результатов (рис. 2) можно сделать вывод, что половина респондентов на оптимальном уровне оценили преподавания учебных дисциплин (51,6%), оснащенность учебным оборудованием лабораторий (41,8%), четкую организацию учебного процесса (41,5%) и производственной практики (41,7%). Это подтверждает нацеленность педагогического коллектива на повышение качества обучения студентов, формирование общей культуры обучающихся, являющейся важной характеристикой будущего специалиста.

Рисунок 2 Оценка респондентами уровня профессиональной подготовки (в % к числу опрошенных)

Приобщение к НИР

Оснащение лабароторий

Организация практик

Наличие книжного фонда

Уровень преподавания

Организация учебного процесса

25,2

■ 10,9

рт

■ 8,6

10

низкии

20 30

I достаточный

45,7

54,5

51,6

40,5

41,! _|_

J

40 50 60

I оптимальный

Следует отметить, что одним из важных показателей личностно-профессионального становления будущего специалиста является научно-исследовательская работа, которая в образовательном учреждении организована в основном на достаточном уровне (41,7%) и представлена широким спектром обучающих мероприятий (конференции, «круглые столы», предметные олимпиады, конкурсы научных работ и т.д.). Следовательно, профессиональная социализация осуществляется не только через профессиональное обучение, самообразование, направленное на повышение профессионального уровня, но и через участие студентов в подобных мероприятиях, напрямую связанных с профессией, в процессе которых они проявляют профессиональную активность.

Общеизвестно, что работодателями востребованы специалисты, способные к оперативному решению профессиональных задач, быстрой адаптации к современным технологическим условиям и координации своей профессиональной деятельности. Необходимые личностные качества в значительной степени формируются именно в процессе научно-исследовательского труда, делая будущего специалиста более конкурентоспособным.

Как правило, вхождение молодого человека в мир профессиональной деятельности осуществляется через передачу имеющегося социального опыта и воспроизводство социально-трудовых отношений. Социально-профессиональная самоидентификация формирует внутренний мир человека, его систему ценностей, социальных норм, оставаясь важнейшей составляющей на протяжении жизни человека. К тому же конкурентоспособность молодого специалиста на рынке труда во многом зависит от реализации его способностей в русле избранной профессии, полученного образования, приобретаемого опыта профессиональной деятельности, наличия адаптивных способностей личности [6, с. 45].

Исследование уровня притязаний студентов предполагало определение жизненных планов респондентов. Так, на вопрос «Считаете ли Вы важным проектирование собственной жизни?» 76% респондентов ответили положительно, высказав при этом мысль, что к важным свойствам будущего специалиста можно отнести профессиональную мобильность, умение конструировать профессиональную карьеру и профессиональное самоопределение в соответствии с запросами рынка труда.

0

По мнению преподавателей, современный тип работника должен обладать высоким уровнем компетентности (35,5%), умением быстро адаптироваться (27,3%), брать на себя ответственность (21,4%), иметь способность оперативного принятия решений в условиях современного технологического производства (15,8%). При этом должен быть в меру амбициозен, заинтересован в профессиональном и карьерном росте.

В ходе исследования авторами выявлено мнение работодателей об удовлетворенности качеством полученного образования выпускников учебного заведения.

Рисунок 3 Мнения работодателей о качестве образования респондентов

| да

скорее да | скорее нет | нет

Результаты опроса показали, что в целом эксперты удовлетворены теоретической подготовкой молодых специалистов: «да» — 21,2% и «скорее да» — 35,5%. Однако, это не нивелирует имеющиеся в деятельности учебного заведения недостатки в части практической составляющей образовательного процесса. На это указывает каждый пятый эксперт (23,6%). К сожалению, некоторые представители предприятий отметили, что учебные заведения несвоевременно реагируют на изменения требований со стороны работодателей и состояние рынка труда (19,7%). К сожалению, некоторые образовательные программы в содержательной части требуют инновационного пересмотра. Кроме того, вариативная часть учебного плана перегружена учебными предметами, утратившими свою значимость для осуществления профессиональной деятельности.

Сегодня именно система образования становится широким полем для внедрения образовательных инноваций. Например, успешность профессиональной социализации студентов зависит от реализации комплекса педагогических условий, в частности создания инновационной образовательной среды на основе социального партнерства учебного заведения и предприятий; реального включения социальных партнеров (работодателей) в разработку нового содержания профессионального образования, основанного на профессиональных стандартах и компетенциях; усиления практической части образовательных программ; разработки учебных курсов адаптационного характера; актуализации связи профессионально направленных интересов и склонностей студентов с содержанием профессиональной подготовки; совершенствовании процедур контроля качества профессионального образования; реализации системы педагогической поддержки студентов в образовательном процессе техникума. Все это, безусловно, повысит эффективность процесса профессиональной социализации студентов и поможет адекватно подготовить их к производственной деятельности.

ВЫВОДЫ. Таким образом, в статье дается теоретическое обоснование понятия «профессиональной социализации» как социального феномена, обусловленного сложностью

(в % к числу опрошенных)

социально-экономических условий. Представленные результаты исследования подтвердили, что профессиональная социализация представляет собой процесс внутреннего социального развития и индивидуальности студентов; инновационная деятельность образовательного учреждения способствует оптимизации рассматриваемого процесса, повышая конкурентоспособность будущих специалистов на рынке труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ангеловский А.А. Профессионализация личности. Социальные агенты первичной и вторичной профессионализации // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 7. С. 70-80.

2. Воробьева И.В. Социальный статус современного российского ученого (на примере преподавателей вузов) // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2012. № 2(82). С. 260-267.

3. Давыдов Ю.Н. Болевые точки стабилизационной социологической теории. Недостатки концепции социологизации // История теоретической социологии в 4 т. М.: КАНОН+, 2002. С. 70.

4. Красноперова А. Г. Профессионально-трудовая социализация в образовательном процессе комплекса / А.Г. Красноперова // Фундаментальные исследования. 2008. № 2. С. 77-79.

5. Левицкая И.Л. Моделирование профессионально-личностной позиции будущего специалиста в условиях формирования системы профессиональных стандартов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 12. С. 130-134

6. Лапшов В.А. Основы социологического исследования удовлетворенности студента образовательным процессом в вузе. Монография. М: Изд-во СГУ, 2011. С. 45.

7. Макарова С.Н. Профессиональная социализация: подходы к классификации определений/Проблемы личностно-профессионального самоопределения в современном обществе: материалы международной научной конференции. Саратов: ИЦ «Наука», 2012. С. 40-51.

8. Стенина Л.Т. Профессиональная социализация студенческой молодежи в России //Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 38-45.

9. Шарова Е.Н. Профессиональное самоопределение молодежи в условиях трансформации российского общества (на примере Мурманской области): автореф. дис. ... канд. социол.наук. Архангельск, 2012. 25 с.

REFERENCES

1. Angelovskij A. A. Professionalizaciya lichnosti. Social'nye agenty pervichnoj i vtorichnoj professionalizacii [Professionalization of the individual. Social agents of primary and secondary professionalization] // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2011. № 7. S.70-80. (In Russian).

2. Vorob'eva I.V. Social'nyj status sovremennogo rossijskogo uchenogo (na primere prepodavatelej vuzov) [Social status of modern russian scientists (on the example of university lecturers)] // Vestnik RGGU. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Iskusstvovedenie. 2012. № 3. S.260-267. (In Russian).

3. Davydov YU.N. Bolevye tochkistabilizacionnojsociologicheskoj teorii. Nedostatkikoncepciisociologizacii [Pain points of the stabilization sociological theory. Disadvantages of the concept of sociologization] // Istoriya teoreticheskoj sociologii v 4 t. M.: KANON+, 2002. S.70. (In Russian).

4. Krasnoperova A.G. Professional'no-trudovaya socializaciya v obrazovatel'nom processe kompleksa [Professional and labor socialization in the educational process of the complex] //Fundamental'nye issledovaniya. 2008. № 2. S. 77-79. (In Russian).

5. Levickaya I.L. Modelirovanie professional'no-lichnostnoj pozicii budushchego specialista v usloviyah formirovaniya sistemy professional'nyh standartov [Modeling of the professional and personal position of a future specialist in the context of the formation of a system of professional standards]// Sovremennaya

nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2017. № 12. S. 130-134. (In Russian).

6. Lapshov V.A. Osnovy sociologicheskogo issledovaniya udovletvorennosti studenta obrazovatel'nym processom v vuze [Fundamentals of the sociological study of student satisfaction with the educational process at the university]. Monografiya. M: Izd-vo SGU, 2011. S. 45. (In Russian).

7. Makarova S. N. Professional'naya socializaciya: podhody k klassifikacii opredelenij [Professional socialization: approaches to classification of definitions] //Problemy lichnostno-professional'nogo samoopredeleniya v sovremennom obshchestve: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Saratov: IC «Nauka», 2012. S. 40-51. (In Russian).

8. Stenina L.T. Professional'naya socializaciya studencheskoj molodezhi v Rossii [Professional socialization of students in Russia] //Znanie. Ponimanie. Umenie. 2014. № 3. S. 38-45. (In Russian).

9. SHarova E.N. Professional'noe samoopredelenie molodezhi v usloviyah transformacii rossijskogo obshchestva (na primere Murmanskoj oblasti)[Professional self-determination of young people in the context of the transformation of Russian society (on the example of the Murmansk region)]: avtoref. dis. ... kand. sociol.nauk. Arhangel'sk, 2012. 25 s. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.