Научная статья на тему 'Региональная модель профессиональной социализации иностранных студентов: общие характеристики'

Региональная модель профессиональной социализации иностранных студентов: общие характеристики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / FOREIGN STUDENTS / REGIONAL MODEL OF FOREIGN STUDENTS’ PROFESSIONAL SOCIALIZATION / ENCULTURATION / DIALOGUE OF CULTURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловцова Ирина Афанасьевна

Цель исследования выявление и обоснование ключевых характеристик региональной модели профессиональной социализации иностранных студентов. В статье представлено понимание процесса профессиональной социализации иностранных студентов как инкультурации, осуществляемой на разных уровнях, в том числе на уровне региона. Определены методологические основания разработки региональной модели профессиональной социализации иностранных студентов, раскрыты её базовые свойства, показано влияние на процесс профессиональной социализации иностранных студентов на уровне региона различных групп факторов материальных, социально-бытовых, культурных, образовательных, учебно-профессиональных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Model of Foreign Students’ Professional Socialization: Basic Characteristics

The paper aims to identify and justify the basic characteristics of a regional model of foreign studentsprofessional socialization. The process of foreign studentsprofessional socialization is considered as enculturation implemented at different levels, including the regional one. Methodological foundations of a regional model of foreign students’ professional socialization are justified, its basic characteristics are revealed. It is shown that the process of foreign studentsprofessional socialization at the regional level is influenced by different factors material, social and domestic, cultural, educational, educational and professional.

Текст научной работы на тему «Региональная модель профессиональной социализации иностранных студентов: общие характеристики»

ГрОГПОТО Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

ISSN 2686-8725 (online) 2020. Том 5. Выпуск 2. С. 265-271 / 2020. Volume 5. Issue 2. P. 265-271

ISSN 2500-0039 (print) Материалы журнала доступны на сайте / Articles and issues available at: pedagogy-journal.ru

Региональная модель профессиональной социализации иностранных студентов: общие характеристики

Соловцова И. А.1, д. пед. н, проф. • Терещенко Т. М.2, к. филол. н, доц. 1 2 Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Аннотация. Цель исследования - выявление и обоснование ключевых характеристик региональной модели профессиональной социализации иностранных студентов. В статье представлено понимание процесса профессиональной социализации иностранных студентов как инкультурации, осуществляемой на разных уровнях, в том числе на уровне региона. Определены методологические основания разработки региональной модели профессиональной социализации иностранных студентов, раскрыты её базовые свойства, показано влияние на процесс профессиональной социализации иностранных студентов на уровне региона различных групп факторов - материальных, социально-бытовых, культурных, образовательных, учебно-профессиональных.

Ключевые слова и фразы: профессиональная социализация; иностранные студенты; региональная модель профессиональной социализации иностранных студентов; инкультурация; диалог культур.

EN

Regional Model of Foreign Students' Professional Socialization: Basic Characteristics

Solovtsova I. A.1, Dr • Tereshchenko T. M.2, PhD

1 2 Volgograd State Socio-Pedagogical University

Abstract. The paper aims to identify and justify the basic characteristics of a regional model of foreign students' professional socialization. The process of foreign students' professional socialization is considered as enculturation implemented at different levels, including the regional one. Methodological foundations of a regional model of foreign students' professional socialization are justified, its basic characteristics are revealed. It is shown that the process of foreign students' professional socialization at the regional level is influenced by different factors - material, social and domestic, cultural, educational, educational and professional. Key words and phrases: professional socialization; foreign students; regional model of foreign students' professional socialization; enculturation; dialogue of cultures.

Введение

Актуальность исследования. В общем виде профессиональная социализация рассматривается как длительный процесс вхождения индивида в профессиональное сообщество и предполагает усвоение профессиональных знаний, приобретение значимых для профессиональной деятельности умений и навыков, профессионального опыта, овладение ценностями, нормами, правилами поведения и взаимодействия, характерными для того или иного профессионального сообщества, с последующим воспроизводством их в профессиональной деятельности [1; 6; 7; 9]. При этом в процессе профессиональной социализации особо выделяется этап получения профессии, профессиональной подготовки в средних специальных или высших учебных заведениях [1; 6; 7; 8; 10], на котором «происходит формирование специальных знаний, умений и навыков, социально значимых и профессионально важных качеств личности и профессиональное самоопределение» [6, с. 92].

Исследование феномена профессиональной социализации на этапе получения профессии является одним из актуальных направлений в современной педагогической науке. Это связано с повышением степени мобильности в среде лиц, получающих профессиональное образование. В такой социальной группе, как студенчество, процессы мобильности проявляются прежде всего в аспекте географической мобильности:

E-mail: 1 [email protected], 2 [email protected]

Научная статья (original article). Дата поступления рукописи (received): 21.02.2020; опубликовано онлайн (published online): 21.04.2020 УДК 378 | https://doi.org/10.30853/pedagogy.2020.2.24

© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Статья открытого доступа. Распространяется в соответствии с лицензией CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

обучение иностранных студентов в российских вузах, реализация программ обмена студентами и программ, в рамках которых студенты в течение определённого времени получают высшее образование в родной стране, а затем обучаются в зарубежных вузах. В этих случаях профессиональная социализация иностранных студентов осуществляется в инокультурной образовательной среде. Поскольку социокультурная среда, в которой осуществляется становление иностранных студентов как будущих специалистов, имеет ярко выраженную региональную специфику, возникает проблема педагогически целесообразного использования потенциала данной среды в целях оптимального решения задач профессиональной социализации иностранных студентов. Решение этой проблемы возможно при условии построения модели профессиональной социализации студентов, позволяющей использовать образовательный и социокультурный потенциал региона.

Отечественными и зарубежными исследователями разработан ряд моделей профессиональной социализации студентов. Так, В. А. Клименко предлагает структурно-функциональную модель профессиональной социализации студентов. Австралийский учёный Джефф Пейдж в одной из своих публикаций [11] приводит характеристику модели, центром которой является система коммуникаций, непосредственно или опосредованно включённых в процесс профессиональной социализации. Модель, представленная в исследовании американского учёного Розмари Перес, отражает процесс формирования индивидуальной культуры будущего специалиста в процессе обучения и предполагает связь индивидуальной культуры студента с культурой вуза, региона, профессиональной и национальной культурой (эта система связей в исследовании лишь констатируется, акцент же делается на факторах формирования индивидуальной профессиональной культуры) [12]. Однако нам не удалось обнаружить описания моделей профессиональной социализации, где, во-первых, учитывались бы особенности профессиональной социализации иностранных студентов, во-вторых, описывались бы особенности профессиональной социализации иностранных студентов на региональном уровне.

Согласно поставленной цели были решены следующие задачи:

1) определить методологические основания, на которых базируется региональная модель профессиональной социализации иностранных студентов;

2) выявить основные свойства данной модели, определяющие её специфику;

3) определить факторы, влияющие на процесс профессиональной социализации студентов на уровне региона.

В процессе решения перечисленных задач применялись следующие методы: теоретические - анализ концептуальных положений и выводов, содержащихся в отечественных и зарубежных исследованиях по проблемам социокультурной адаптации иностранных студентов, профессиональной социализации, теории диалога культур; классификация (в отношении подходов к пониманию профессиональной социализации и факторов профессиональной социализации иностранных студентов на уровне региона); качественный анализ и интерпретация эмпирических данных; моделирование; эмпирические - методы опроса (беседа, анкетирование), направленные на выявление факторов, влияющих на процесс профессиональной социализации иностранных студентов на уровне региона (в опросе принимали участие студенты, обучающиеся в вузах Волгограда).

Научная новизна результатов исследования заключается в разработке и обосновании модели, позволяющей учесть в процессе профессиональной социализации иностранных студентов значимые факторы региональной социокультурной среды и использовать потенциал последней для оптимального решения задач профессиональной социализации иностранных студентов.

Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью учёта региональной специфики в процессе профессиональной подготовки иностранных студентов, что позволит включить в образовательный процесс современные методы обучения иностранных студентов, основанные на положениях диалога культур, выстроить оптимальную систему взаимодействий иностранных студентов в социокультурной среде региона и в итоге повысить образовательную привлекательность региона для иностранных граждан.

Методологические основания разработки региональной модели профессиональной социализации иностранных студентов

Анализ исследований, посвящённых проблемам профессиональной социализации на этапе профессиональной подготовки в вузе, позволил выделить три подхода к изучению указанных проблем. В рамках первого подхода (В. А. Клименко, А. В. Мудрик, Е. А. Югфельд) профессиональная социализация студентов рассматривается как часть процесса общей социализации; при этом используется методологический инструментарий, характерный для социальной педагогики, а факторы общей социализации рассматриваются одновременно как факторы профессиональной социализации. В рамках второго подхода (С. И. Кучмиева, Р. Перес, Л. Е. Солянкина) профессиональная социализация исследуется как часть образовательного процесса в вузе. Третий подход (Е. А. Андриянова, И. В. Арендачук, В. И. Горшенина, Н. А. Каргапольцева, М. Н. Кузнецова, Д. Пейдж, Д. В. Чернышков) предполагает изучение профессиональной социализации студенчества через призму психологических категорий, таких, как «профессиональное самосознание», «Я-концепция», «социальная активность», «социальное мышление», «ценностное ориентирование в профессии», «представления о будущей профессии», «профессиональная культура личности». В основе охарактеризованной в данной статье модели лежит первый подход, позволяющий учесть внешние и внутренние факторы, влияющие на процесс и результат профессиональной социализации иностранных студентов в условиях региона, их многоуровневый характер.

В. А. Клименко обращает внимание на то, что в социологии и социальной педагогике существует понимание социализации как процесса инкультурации [6, с. 94]. Такое понимание может выступить одним из концептуальных положений при моделировании процесса профессиональной социализации иностранных студентов на уровне региона, поскольку данный процесс осуществляется в «иной» (М. М. Бахтин) для студентов культурной среде, и можно предположить, что степень результативности профессиональной социализации зависит от степени включённости студентов в профессиональную культуру. Инкультурация как педагогически организованный процесс представляет собой единство трёх составляющих: целенаправленную трансляцию культурно задаваемых ценностей, моральных норм и культуросообразных форм поведения, создание условий, обеспечивающих их присвоение студентами, и их утверждение студентами в социальной среде [5, с. 165-167]. Инкульту-рация как контекст профессиональной социализации иностранных студентов на уровне региона осуществляется на макроуровне (национальная культура, национальная образовательная культура, профессиональная культура), на мезоуровне (культура региона) и на микроуровне (культура конкретной образовательной организации) при ведущей роли профессиональной культуры. Однако в процессе профессиональной социализации иностранных студентов, понимаемой как процесс инкультурации, необходимо учесть тот факт, что особенности профессиональной культуры могут быть поняты и осмыслены ими лишь при условии понимания общекультурных особенностей принимающей страны. Если для российских студентов общекультурные смыслы являются, как правило, очевидными, то для иностранных студентов «расшифровка» смыслов, заключённых в явлениях российской культуры (нормах взаимодействия, правилах поведения, традициях и т.п.), является самостоятельной сложной задачей. Кроме того, особенности национальной культуры преломляются через культурные особенности региона, в котором обучается студент. Все эти особенности должны быть учтены при разработке региональной модели профессиональной социализации иностранных студентов.

Особая сложность профессиональной социализации иностранных студентов обусловлена тем, что культура, в контексте которой осуществляется этот процесс, «накладывается» на родную культуру студента. В этой связи при разработке региональной модели профессиональной социализации иностранных студентов целесообразно опираться на концептуальные положения теории диалога культур М. М. Бахтина - В. С. Библера [3; 4].

Диалог в рамках теории диалога культур понимается не просто как способ общения между людьми, но как универсальный способ бытия человека в мире ценностей и культуры. Соответственно, с точки зрения данной теории процесс профессиональной социализации иностранных студентов должен рассматриваться в первую очередь как процесс присвоения ценностей, находящих своё «воплощение» в культуре, в первую очередь профессиональной, и открытия в них студентами собственных смыслов. Умение в процессе диалога отождествлять себя с другим человеком позволяет войти в мир его смыслов, ценностных ориентаций, что особенно значимо для профессий типа «человек - человек». При этом важен поиск «точек соприкосновения» между родной культурой студента и российской культурой - лишь в этом случае студент, обучающийся в российском вузе, может в полной мере усвоить профессиональные знания и освоить профессиональные умения, трансляторами которых являются носители российской культуры (преподаватели, представители профессионального сообщества, российские студенты), и применить эти знания и умения в процессе профессиональной деятельности в родной стране.

Профессиональная социализация на основе диалога культур является результативной в том случае, если наряду с общими ценностными основаниями профессиональной деятельности студентами обнаружены и осмыслены различия между российской и родной образовательными и профессиональными культурами, которые, как правило, обнаруживаются в области образовательных и профессиональных традиций, этических норм и правил осуществления учебной и профессиональной деятельности, этикетных требований к взаимодействию между людьми в рамках той или иной профессии. Осмысление различий между профессиональными культурами необходимо как для профессионального самоопределения, так и для вторичной профессиональной социализации выпускника вуза в профессиональной среде родной страны, куда он возвращается по окончании вуза.

Кроме того, правильно организованный и педагогически инструментованный диалог культур позволит наладить взаимопонимание и взаимодействие в среде самих иностранных студентов - представителей разных национальных культур, предотвратить возможные конфликты, обусловленные культурными особенностями.

Таким образом, теория диалога культур как одно из методологических оснований моделирования процесса профессиональной социализации иностранных студентов на уровне региона акцентирует внимание на ценностной составляющей профессиональной социализации, которая определяет профессиональную направленность личности будущего специалиста, его отношение к профессии, к субъектам, включённым в профессиональную (на этапе обучения в вузе - в учебно-профессиональную) деятельность, к процессу приобретения профессионально значимых знаний и умений, придаёт устойчивость его профессиональной позиции [5].

Е. М. Бабосов указывает на двусторонний характер процесса профессиональной социализации на этапе получения профессии [2]. В. А. Клименко рассматривает профессиональную социализацию студенческой молодежи «как многофакторный и многоуровневый процесс усвоения индивидом специальных знаний, социальных и профессиональных навыков, профессиональных норм, ценностей, профессиональной культуры с целью развития адаптационно-интегративных характеристик, которые создают необходимый потенциал для эффективного включения в профессионально-трудовую среду, успешного выполнения социальных ролей и профессиональных функций, высокой социальной и профессиональной мобильности на всем жизненном пути индивида» [6, с. 96]. В этом определении профессиональная социализация предстаёт как процесс

«встречного движения» студента и профессиональной среды навстречу друг другу. Следовательно, при моделировании процесса профессиональной социализации иностранных студентов на уровне региона необходимо предусмотреть сферу социальной активности студента, прямо или опосредованно связанной с будущей профессией. Разрабатывая рекомендации по реализации данной модели, необходимо предложить виды и формы социально и личностно значимой деятельности, в процессе которой студент сможет не только осваивать культуру принимающего социума, но и утверждать в социальной среде присвоенные им профессионально значимые ценности.

Основные свойства региональной модели профессиональной социализации иностранных студентов

Региональная модель, в основе которой лежат концептуальные положения теории диалога культур и социально-педагогический подход, должна обладать рядом свойств, позволяющих конструировать и проектировать не её основе процесс профессиональной социализации иностранных студентов на уровне региона. К числу таких свойств можно отнести следующие.

Фундаментальность обусловлена глубинными ментальными и культурными основами образовательного процесса страны обучения. К ним можно отнести концептуальные подходы к пониманию сущности обучения и воспитания в системе высшего образования, к целеполаганию, отбору содержания образования, методов и форм профессиональной подготовки, систему ценностей, лежащих в основе профессии и профессиональной подготовки, нравственные нормы, регулирующие отношения в рамках профессии и в системе образования, способы взаимодействия преподавателей и студентов, включения студентов в профессиональное сообщество - всё то, что создаёт индивидуальный образ российского высшего образования.

В региональной модели профессиональной социализации иностранных студентов все эти феномены преломляются через региональную специфику. Поэтому она должна включать такие составляющие, которые отражали бы особенности высшего образования в регионе, обеспечивали «узнаваемость» образовательной системы региона и - шире - его социокультурной среды.

Гибкость означает возможность адаптации модели к особенностям представителей разных национальных культур, а также к способам организации образовательного процесса конкретного регионального вуза, которые определяются направлениями профессиональной подготовки и спецификой образовательного пространства вуза. Данное свойство обусловлено в первую очередь большой подвижностью национального состава иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. Это, в свою очередь, связано с теми социально-экономическими процессами, которые протекают в зарубежных странах, и с динамикой политических отношений между государствами. Так, в последние годы в Волгоградском государственном аграрном университете возросло количество студентов из стран Средней Азии (постсоветское пространство), что связано с возрождением в этих странах хлопководства и, соответственно, с заинтересованностью руководства стран в подготовке достаточного количества специалистов в этой области. С другой стороны, в каждом вузе существует своё образовательное пространство (предметно-пространственное, информационное, поведенческое, событийное), которое, помимо общекультурных и профессиональных ценностей, базируется на традициях конкретного регионального вуза. Поэтому региональная модель профессиональной социализации студентов должна содержать в себе возможности для применения её с учетом специфики этих особенностей и традиций.

Учёт возможностей широкой социокультурной среды в профессиональной социализации иностранных студентов. При построении региональной модели профессиональной социализации иностранных студентов следует исходить из того, что профессиональная социализация является частью общей социализации, и для решения её задач необходимо использовать потенциал социокультурной среды региона, избегая замкнутости профессиональной социализации стенами вуза, а иногда и учебных аудиторий. Учёные, исследующие проблему профессиональной социализации студентов, подчёркивают, что данный процесс не ограничивается приобретением профессионально значимых знаний и умений, а предполагает включение студенческой молодёжи в широкую социальную среду. «Ведущая роль в процессе профессиональной социализации студентов отводится таким компонентам, как теоретическое и практическое обучение в вузе, научно-исследовательская, спортивно-массовая, художественная, общественно-организационная, производственно-трудовая и иная деятельность студентов. Активное отношение студентов к этим социальным механизмам позволяет им раскрыть свои способности, самовыразиться, самоутвердиться, сформировать не только профессиональные, но и социальные умения и навыки, необходимые для их будущей профессионально-трудовой и социальной деятельности. Значительная роль в профессиональном и социальном становлении будущих специалистов отводится информационно-образовательной среде вуза, включающей в себя как программно-методические, организационные и технические ресурсы, так и интеллектуальный и культурный потенциал вуза. Различные факторы социально значимой микросреды жизнедеятельности студентов также оказывают существенное влияние на профессионализацию и социализацию будущих специалистов» [Там же, с. 99-100]. На необходимость социальной активности, в том числе во внеучебной деятельности, как важной составляющей профессиональной социализации студента указывает И. В. Арендачук, поскольку «именно эта составляющая жизни студента задает ему образцы социальных взаимодействий, формирует гражданскую позицию личности, её ответственность за результаты деятельности и за свое жизнетворчество в целом» [1, с. 351].

Для иностранных студентов это особенно важно ещё и потому, что именно в разнообразных ситуациях взаимодействия с разными субъектами («агентами социализации») в широкой социокультурной среде может

быть полноценно освоен русский язык, на котором в подавляющем большинстве случаев осуществляется обучение в региональных вузах и на котором студенты будут общаться в процессе учебно-профессиональной деятельности (во время производственных практик).

Необходимость включения в широкую социокультурную среду осознают и сами студенты. 32 из 63 опрошенных нами абитуриентов, студентов-первокурсников и иностранных граждан, обучающихся на подготовительном факультете Волгоградского государственного социально-педагогического университета (опрос проводился в июле-сентябре 2019 г.), ориентированы не только на учёбу, но и на знакомство с культурой России и культурой региона. Беседы с некоторыми из этих студентов подтвердили, что они осознают связь между «погружением» в российскую культуру и успешностью в освоении будущей профессии. 52 респондента из двух альтернативных высказываний («Чтобы стать хорошим специалистом, достаточно получить глубокие знания и приобрести необходимые профессиональные умения» и «Чтобы стать хорошим специалистом, нужно не только приобрести необходимые знания и умения, но и быть активным, участвовать в общественной жизни») выбрали второе. Однако практика показывает, что впоследствии студенты замыкаются исключительно на учёбе, ограничивают круг взаимодействия представителями своей родной культуры, что существенно снижает уровень результативности профессиональной социализации. Лишь 7% обучающихся в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете иностранных студентов принимают участие в общественной и культурной жизни города, региона. В то же время практически все студенты участвуют в мероприятиях на уровне вуза, но большая часть - в таких, которые не требуют активного взаимодействия с российскими студентами. К тому же если на микроуровне (уровень конкретного вуза) потенциал социокультурной среды, как правило, целенаправленно используется для решения некоторых задач профессиональной социализации иностранных студентов, то на мезоуровне (уровень региона) социокультурные влияния носят главным образом стихийный характер, потенциал региона используется, как правило, лишь для решения задач культурного просвещения иностранных студентов (посещение музеев, театров, концертов, осмотр достопримечательностей).

Ориентированность на профессиональную адаптацию на начальном этапе профессиональной деятельности выпускника вуза в родной для него социокультурной и профессиональной среде. Проблема адаптации молодого специалиста, окончившего российский вуз, в родной для него профессиональной среде является одной из наиболее острых. Студент, показавший хорошие результаты в процессе профессиональной подготовки в российском вузе, может столкнуться с серьёзными трудностями при возвращении в родную для него социокультурную среду, которое по времени совпадает с началом самостоятельной профессиональной деятельности. Таким образом, молодой специалист переживает одновременно два кризиса: кризис, связанный с началом трудовой деятельности, и кризис, обусловленный различиями в понимании профессиональной деятельности, её регулятивов, способов выполнения, правил профессионального этикета в российской культуре и в родной культуре выпускника. Молодому специалисту зачастую приходится полностью перестраиваться в профессиональной сфере, он должен соотносить присвоенные на этапе профессиональной подготовки ценности, нормы и формы профессионального поведения с теми, которые характерны для профессиональной деятельности и профессиональной культуры его родной страны. Так, правила взаимодействия между учителем и учащимися, которые студенты осваивают в педагогическом вузе и в основе которых лежит демократический стиль педагогической деятельности, не всегда подходят выпускникам, работающим в школах Туркменистана, где преобладает авторитарный стиль педагогической деятельности, основанный на системе требований и безусловном авторитете педагога. Региональная модель профессиональной социализации иностранных студентов должна предусматривать возможности для смягчения указанного кризиса.

Факторы профессиональной социализации иностранных студентов

Все исследователи, рассматривающие проблемы профессиональной социализации, делят факторы данного процесса на внешние и внутренние, относя к последним профессиональную направленность личности, систему ценностных ориентаций, мотивы, профессиональные и социальные установки и другие диспозиции личности. В данной статье рассматриваются внешние факторы профессиональной социализации иностранных студентов, которые должны быть учтены при разработке региональной модели.

Внешние факторы профессиональной социализации иностранных студентов можно разделить на несколько групп. При этом, учитывая положения теории диалога культур, каждую группу целесообразно рассматривать с двух позиций: факторы, действующие в родной стране студента и влияющие на выбор им региона обучения (А), и факторы, действующие на региональном уровне (Б).

Социальные факторы. (А) Важную роль играют факторы, определяющие престиж высшего образования и определённой специальности на родине студента. Зачастую студенты из КНР, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование», отвечая на вопросы анкеты и диагностической беседы, отмечают, что в Китае считается престижным получать образование за границей, а диплом о высшем образовании необходим для трудоустройства. Русский язык 38% опрошенных рассматривают как инструмент последующей деятельности в сфере бизнеса. В то же время 89% студентов из Туркменистана планируют работать в сфере образования, объясняя это, в числе прочего, высоким престижем педагогической профессии в обществе. Значимым фактором является также политика государства, финансирующего получение за рубежом профессиональной подготовки по определённым специальностям.

(Б) К значимым социальным факторам на уровне региона следует отнести инфраструктуру города и региона, состояние системы здравоохранения, виды досуга, которые может предложить социум. Студентами из КНР, стран Африки особенно ценится возможность заниматься разными видами спорта; студенты, обучающиеся творческим специальностям (музыкальное и художественное образование), обращают внимание на наличие учреждений культуры, на содержание и насыщенность культурной жизни областного центра.

Материально-бытовые факторы. Данная группа факторов, к которым относятся стоимость обучения и проживания в регионе, условия проживания в общежитии, питание, играет существенную роль при выборе иностранными гражданами страны и региона обучения. (А) Большое значение имеет стоимость обучения и условия жизни в родной стране студента. Так, условия проживания в общежитиях вузов Волгограда зачастую лучше, чем в общежитиях провинциальных вузов КНР. В то же время студенты из Южной Кореи предъявляют высокие требования к уровню комфорта в общежитии. Для студентов из Туркменистана важна в первую очередь чистота в комнатах и местах общего пользования. Следует отметить, что различия в отношении к условиям проживания обусловлены не только уровнем социально-экономического развития стран, но и культурно-историческими особенностями. (Б) Среди причин, по которым иностранные студенты выбирают вузы Волгограда, они называют в первую очередь низкую по сравнению со столичными вузами и некоторыми другими регионами стоимость обучения при сохранении высокого качества образования (100% опрошенных). Студенты, проучившиеся в волгоградских вузах более года, отмечают приемлемый уровень цен на товары и услуги. Наибольший дискомфорт вызывает отсутствие привычных для студентов блюд и продуктов.

Культурные факторы. К ним относятся язык, ценности, нормы, правила поведения, традиции, находящие своё проявление на уровне региона, города, вуза. «Встреча» родной культуры студента с российской культурой, имеющей региональную специфику, может сопровождаться широким диапазоном переживаний - от позитивных до негативных, от принятия до отторжения. Принятию российской культуры способствует привлекательный образ региона, существующий в культуре студента. Однако этот аспект недостаточно учитывается для привлечения в волгоградские вузы иностранных студентов. При ответе на вопрос «Почему Вы выбрали для обучения Волгоград?» лишь 8% опрошенных нами абитуриентов выбрали вариант «Этот город знают во всём мире, я хочу ближе познакомиться с его культурой и достопримечательностями». Можно рассмотреть и другой аспект влияния культурных факторов на процесс профессиональной социализации иностранных студентов. В Волгоградском государственном медицинском университете очень мало студентов из КНР. Их соотечественники объясняют это существенными различиями между западной и традиционной китайской медициной, в связи с чем у студентов возникают большие трудности при освоении профессиональной терминологии.

Образовательные и учебно-профессиональные факторы. (А) Очень важны представления студентов о качестве образования в России и в конкретном регионе. Так, выбор студентами из Вьетнама технических специальностей волгоградских вузов часто обусловлен сохранившимися с советских времён представлениями о высоком качестве подготовки таких специалистов в вузах России, в том числе региональных. При ответе на вопрос «Почему Вы выбрали для обучения Волгоград?» 77% респондентов отметили варианты «В Волгограде можно получить качественное образование» и «В высших учебных заведениях Волгограда хорошо организована подготовка к будущей профессии». (Б) Важным фактором является наличие в вузах региона направлений, профилей и программ подготовки, которых нет в других странах или обучение по которым является в родной стране студента исключительно платным (в некоторых случаях плата за обучение на родине студента выше, чем в аналогичном региональном вузе России). Наиболее значимыми факторами являются также уровень преподавания и его практическая направленность, уровень внеаудиторной воспитательной работы, возможность профессионального совершенствования во внеучебное время (например, для представителей творческих специальностей), сформированное^ профессионального сообщества и профессиональной культуры.

Экологические факторы не влияют непосредственно на процесс профессиональной социализации иностранных студентов, но могут оказывать влияние на выбор региона, в котором иностранные граждане планируют получать высшее образование. Так, студенты из КНР отмечают, что выбрали Волгоград, в числе прочего, из-за южного расположения города, тёплого климата и неплохой экологической ситуации.

Заключение

Подводя итог сказанному, следует отметить, что методологическими основаниями построения региональной модели профессиональной социализации иностранных студентов выступают:

- понимание социализации как процесса инкультурации, в основе которой лежат ценности, моральные нормы и культуросообразные формы поведения, в первую очередь в сфере профессиональной культуры;

- концептуальные положения теории диалога культур, ориентирующие на понимание процесса профессиональной социализации на этапе вузовской подготовки как имеющего ценностную, диалогическую природу;

- понимание профессиональной социализации как процесса, предполагающего активное освоение студентами не только образовательной, но и социокультурной среды, что обеспечивает полноценное освоение русского языка и понимание социокультурного контекста, в котором осуществляется профессиональная деятельность.

К основным свойствам региональной модели профессиональной социализации иностранных студентов отнесены фундаментальность, обусловленная ментальными и культурными основами образовательного

процесса страны обучения, гибкость, означающая возможность адаптации модели к особенностям представителей разных национальных культур, а также к особенностям организации образовательного процесса конкретного регионального вуза, учёт возможностей широкой социокультурной среды в профессиональной социализации иностранных студентов, ориентированность на профессиональную адаптацию на начальном этапе профессиональной деятельности выпускника вуза в родной для него профессиональной среде.

Анализ данных эмпирического исследования позволил выявить значимые на уровне региона факторы профессиональной социализации иностранных студентов, объединённые в несколько групп: 1) социальные; 2) материально-бытовые; 3) культурные; 4) образовательные и учебно-профессиональные.

В данной статье характеристики региональной модели профессиональной социализации иностранных студентов представлены в самом общем виде. Их конкретизация составляет перспективу дальнейших исследований. Предполагается, что на основании выявленных характеристик (фундаментальность, гибкость, учёт возможностей широкой социокультурной среды, ориентированность на профессиональную адаптацию на начальном этапе профессиональной деятельности выпускника вуза в родной для него социокультурной и профессиональной среде) и с учётом значимых факторов будет разработана модель профессиональной социализации студентов для Волгоградской области. Однако структурные компоненты этой модели будут иметь универсальный характер, а региональная специфика будет проявляться через их содержательное наполнение.

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке РФФИ и Волгоградской области, проект № 19-413-340011 «Региональная модель профессиональной социализации иностранных студентов на основе диалога культур».

Список источников

1. Арендачук И. В. Профессиональная социализация личности студента вуза в контексте диахронического подхода // Известия Саратовского университета. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2013. Т. 2. Вып. 4 (8). С. 348-353.

2. Бабосов Е. М. Социология. Общая социологическая теория. Мн.: ДизайнПРО, 1998. 384 с.

3. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Художественная литература, 1972. 464 с.

4. Библер В. С. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31-42.

5. Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М. Педагогика. М.: Академия, 2007. 496 с.

6. Клименко В. А. Профессиональная социализация студентов: структурно-функциональная модель // Социологический альманах. 2012. Вып. 3. С. 92-102.

7. Кучмиева С. И. Мотивационные факторы профессиональной социализации студентов в период обучения в вузе. Волгоград: ПринТерра, 2007. 240 с.

8. Солянкина Л. Е. Формирование навыков профессиональной адаптации у студента в условиях вузовской подготовки // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 3 (126). С. 13-16.

9. Социализация профессиональная [Электронный ресурс] // Социология молодёжи: электронная энциклопедия / под ред. В. А. Лукова. URL: http://www.soc-mol.ru/encydopaedia/theories/209-socializaciya-professionalnaya.html (дата обращения: 10.04.2018).

10. Югфельд Е. А. Проблема профессиональной социализации студентов: современный аспект [Электронный ресурс] // Мир науки. 2015. № 3. URL: http://mir-nauki.com/PDF/21PDMN315.pdf (дата обращения: 01.04.2020).

11. Page G. Professional Socialization of Valuation Students: What the Literature Says [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/237443871_Professional_socialization_of_valuation_students_What_the_literature_ says (дата обращения: 15.01.2020).

12. Perez R. J. A Conceptual Model of Professional Socialization within Student Affairs Graduate Preparation Programs [Электронный ресурс] // Journal for the Study of Postsecondary and Tertiary Education. 2016. Vol. 1. P. 35-52. URL: http://www.jspte.org/Volume1/JSPTEv1p035-052Perez2057.pdf (дата обращения: 08.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.