Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ АГРАРНЫХ ВУЗОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ АГРАРНЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
профессиональная социализация / специфика аграрного образования / студенты / корпоративная культура университета / professional socialization / specificity of agricultural education / students / corporate culture of the university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Людмила Анатольевна, Зарубина Елена Васильевна, Кружкова Татьяна Ивановна, Рущицкая Ольга Александровна, Ручкин Алексей Владимирович

В статье предпринят социологический анализ процесса профессиональной социализации студентов аграрных вузов. Проанализирована специфика аграрного образования, связанная с особенностями сельскохозяйственного производства, основанного на взаимодействии человека с живой природой (растениями, животными) и возобновляемыми ресурсами – землей и ее плодородием. Подчеркнуто, что данное обстоятельство детерминирует структуру образовательного процесса аграрного университета и определяет необходимость поиска и отбора «собственного» абитуриента, с развитым экологическим сознанием, мотивированного на работу с природными объектами. В статье приведены авторские дефиниции понятий профессиональная социализация и профессиональное воспитание. Опираясь на методологические подходы Э. Эриксона, авторы предложили модель поэтапного профессионального развития студентов аграрного вуза как основы для проектирования процесса непрерывной профессиональной социализации будущих специалистов агросферы. Описаны технологии и условия, необходимые для реализации данного проекта. Делаются выводы о важности создании профессионально-ориентированной обучающей среды и формирования корпоративной культуры университета как необходимых условиях профессионального развития студентов и преподавателей как основных субъектов образовательного социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавлева Людмила Анатольевна, Зарубина Елена Васильевна, Кружкова Татьяна Ивановна, Рущицкая Ольга Александровна, Ручкин Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF STUDENTS OF AGRARIAN UNIVERSITIES

The article undertakes a sociological analysis of the process of professional socialization of students of agricultural universities. The specificity of agrarian education related to the peculiarities of agricultural production based on human interaction with wildlife (plants, animals) and renewable resources land and its fertility is analyzed. It is emphasized that this circumstance determines the structure of the educational process of an agricultural university and determines the need for the search and selection of an “own” applicant, with a developed ecological consciousness, motivated to work with natural objects. The article contains the author’s definitions of the concepts of professional socialization and professional education. Based on the methodological approaches of E. Erickson, the authors proposed a model of gradual professional development of students of an agricultural university as a basis for designing a process of continuous professional socialization of future agricultural specialists. The technologies and conditions necessary for the implementation of this project are described. Conclusions are made about the importance of creating a professionallyoriented learning environment and the formation of the corporate culture of the university as necessary conditions for the professional development of students and teachers as the main subjects of the educational society.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ АГРАРНЫХ ВУЗОВ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11235 ЖУРАВЛЕВА Людмила Анатольевна,

кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии Уральского государственного аграрного университета,

e-mail: zhuravleva08@gmail.com

ЗАРУБИНА Елена Васильевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Уральского государственного аграрного университета,

e-mail: ethos08@mail.ru

КРУЖКОВА Татьяна Ивановна

кандидат исторических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета,

e-mail: rustale@yandex.ru

РУЩИЦКАЯ Ольга Александровна

доктор экономических наук, заведующая кафедрой менеджмента и экономической теории

Уральского государственного аграрного университета, e-mail: olgaru-arbitr@mail.ru

РУЧКИН Алексей Владимирович,

кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета, e-mail: alexeyruchkin87@gmail.com

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ АГРАРНЫХ ВУЗОВ

Аннотация. В статье предпринят социологический анализ процесса профессиональной социализации студентов аграрных вузов. Проанализирована специфика аграрного образования, связанная с особенностями сельскохозяйственного производства, основанного на взаимодействии человека с живой природой (растениями, животными) и возобновляемыми ресурсами - землей и ее плодородием. Подчеркнуто, что данное обстоятельство детерминирует структуру образовательного процесса аграрного университета и определяет необходимость поиска и отбора «собственного» абитуриента, с развитым экологическим сознанием, мотивированного на работу с природными объектами. В статье приведены авторские дефиниции понятий профессиональная социализация и профессиональное воспитание. Опираясь на методологические подходы Э. Эриксона, авторы предложили модель поэтапного профессионального развития студентов аграрного вуза как основы для проектирования процесса непрерывной профессиональной социализации будущих специалистов агросферы. Описаны технологии и условия, необходимые для реализации данного проекта. Делаются выводы о важности создании профессионально-ориентированной обучающей среды и формирования корпоративной культуры университета как необходимых условиях профессионального развития студентов и преподавателей как основных субъектов образовательного социума.

Ключевые слова: профессиональная социализация, специфика аграрного образования, студенты, корпоративная культура университета.

ZHURAVLEVA Lyudmila Anatolyevna,

candidate of philosophy, associate Professor, head of the Department of philosophy of the Ural state agrarian University

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

ZARUBINA Elena Vasilyevna,

candidate of philosophy, associate Professor Department of philosophy of the Ural state agrarian University

KRUZHKOVA Tatyana Ivanovna,

candidate of historical Sciences, associate Professor of the Department of Management and Economic Theory,

of the Ural state University agrarian University

RUSCHITSKAYA Olga Alexandrovna,

Doctor of Economics,

Head of the Department of Management and Economic Theory

Ural State Agrarian University

RUCHKIN Alexey Vladimirovich,

candidate of social Sciences, associate Professor Department of management and economic theory

of Ural state agrarian University

FEATURES OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF STUDENTS OF AGRARIAN UNIVERSITIES

Annotation. The article undertakes a sociological analysis of the process of professional socialization of students of agricultural universities. The specificity of agrarian education related to the peculiarities of agricultural production based on human interaction with wildlife (plants, animals) and renewable resources - land and its fertility is analyzed. It is emphasized that this circumstance determines the structure of the educational process of an agricultural university and determines the need for the search and selection of an "own" applicant, with a developed ecological consciousness, motivated to work with natural objects. The article contains the author's definitions of the concepts of professional socialization and professional education. Based on the methodological approaches of E. Erickson, the authors proposed a model of gradual professional development of students of an agricultural university as a basis for designing a process of continuous professional socialization of future agricultural specialists. The technologies and conditions necessary for the implementation of this project are described. Conclusions are made about the importance of creating a professionally-oriented learning environment and the formation of the corporate culture of the university as necessary conditions for the professional development of students and teachers as the main subjects of the educational society.

Key words: professional socialization, specificity of agricultural education, students, corporate culture of the university.

Проблема совершенствования подготовки кадров с учетом требований инновационного развития и цифрови-зации сельского хозяйства является одной из системообразующих на современном этапе, что вызвано несколькими причинами.

Прежде всего, отметим сложность задачи, поставленной перед АПК - переход от импортоза-мещения к экспортному потенциалу, что требует модернизационных изменений учебно-воспитательного процесса в аграрных вузах и проектирования новых подходов к подготовке специалистов для сельскохозяйственной отрасли.

Во-вторых, перестройка рынка труда и сохраняющийся в АПК дефицит кадров с совре-

менными технологическими компетенциями, в первую очередь в областях агрономии, ветеринарного дела и зоотехнии, предъявляют новые требования к качеству и количеству выпускников [10].

В-третьих, слабая материально-технологическая оснащенностью образовательных организаций аграрного профиля, которая не позволяет формировать компетенции обучающихся на цифровых фермах и технике «завтрашнего» дня, а значит, снижает конкурентоспособность на мировом научно-образовательном рынке.

Перечисленные факторы актуализируют проблему профессиональной социализации студентов аграрного университета.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

Актуальность заявленной темы определяет цели статьи - концептуальное осмысление и разработка подходов и технологий, позволяющих формировать профессионально-значимые компетенции будущих специалистов АПК в рамках образовательного пространства. Среди задач отметим следующие:

• • описание специфики учебно-образовательного процесса в аграрном университете;

• • определение понятий «профессиональная социализация» и «профессиональное воспитание»;

• • выделение этапов профессиональной социализации;

• • проектирование технологий профессионального развития студентов аграрного вуза. Социализация является исконно социологической категорией, объясняющей процессы личностного становления и развития, поэтапного включения человека в жизнедеятельность социума. Начиная с зарождения социологии как науки дискутируются теоретические и эмпирические вопросы этого основополагающего в жизни любого общества феномена. Сложились различные подходы и парадигмальные трактовки видов социализации, агентов, этапов и сроков ее протекания, которые взаимодополняют и усиливают познавательные возможности социологического анализа.

Среди множества исследователей выделим П. Бергера [1], Э. Гофмана [3], Т. Лукмана, Дж. Г. Мида, Т. Парсонса [12], Н. Смелзера, П. Сорокина, Э. Фромма, А. Шюца [14], Э. Эриксона [15], разработавших теорию социализации. На методологические идеи перечисленных ученых мы будем опираться в данной статье.

Профессиональная социализация рассматривалась как составная часть вторичной социализации личности в процессе ее вхождения в мир профессий в контексте включения в трудовую деятельность. В конце прошлого века проблема профессиональной социализации личности стала междисциплинарным исследовательским направлением, обогащенным идеями психологов, социальных психологов и педагогов. Прежде всего хочется отметить следующих отечественных ученых: Г.М. Андрееву, Б.Г. Ананьева, A.A. Бодалева, Л.С. Выготского, Э.Ф. Зеера [7], И.С. Кона [8], А.Н. Леонтьева, Л.М. Митиной [11], Р.Л. Кричевского, A.B. Петровского, C.JI. Рубинштейна, Д.Б. Элько-нина, С.Н. Иконникову, А.И. Ковалеву, А.И. Шен-дрика, Ф.Э. Шереги, В.А. Ядова [16].

Начнем анализ заявленной проблемы с выяснения специфики учебно-образовательного процесса в аграрном вузе, которая вытекает из особенностей сельскохозяйственного производства, связанного с взаимодействием человека с живой природой (растениями, животными) и возобновляемыми ресурсами - землей и ее плодоро-

дием. Данное обстоятельство детерминирует структуру образовательного процесса и определяет необходимость поиска и отбора «собственного» абитуриента, с развитым экологическим сознанием, мотивированного на работу с природными объектами [4, с. 279]. Практико-ориентиро-ванное образование в тесном сочетании теоретического обучения с активным погружением в мир профессии в учебных хозяйствах, фермах, ветеринарных клиниках, на сельскохозяйственных предприятиях является основным условием профессионального становления будущих специалистов.

Определим основные понятия. Профессиональная социализация выступает одним из важнейших этапов социализации личности. Суть данного открытого процесса заключается в усвоении и интериоризации профессиональных ценностей, стандартов поведения, этических норм, практических навыков и умений, а также в приобретении опыта, мастерства и культуры мышления, необходимых для эффективного включения и карьерного продвижения в выбранной профессиональной деятельности. Это процесс превращения человека в субъект своей профессиональной деятельности, структурирующий всю его жизни, формирующий мотивы, личностные смыслы, многоплановые виды социальных коммуникаций и создающий пространство для личностного саморазвития и самоактуализации.

Профессиональное воспитание - выступает элементом профессиональной социализации. Это более узкое понятие, под которым мы понимаем целенаправленные усилия субъектов образовательного социума (руководителей, преподавателей и обучающихся) по созданию комплекса условий для профессионального самоопределения, самообразования и самоактуализации студентов.

Опираясь на методологические подходы американского социолога, разработчика теории фаз психосоциального развития Эрика Эриксона, приведем авторскую модель профессиональной социализации личности. Критерием предложенной нами типологии выступают доминирующие цели каждого из этапов профессиональной социализации.

Как и любой процесс, профессиональная социализация имеет свои стадии и противоречия развития [14, с. 74]. Каждый этап завершается нормативным кризисом, детерминированным окончанием процесса реализации целей одного этапа и переходу к решению задач следующей ступени профессиональной социализации.

Первым этапом является профессиональная ориентация, запускающая процесс профессионального самоопределения личности. Этот этап начинается в семье, когда дошкольник во время

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

игр примеряет на себя различные профессиональные роли, чаще связанные с профессией родителей или копированием действий, наиболее распространенных и наблюдаемых в детском возрасте представителей таких профессий как врач, продавец, воспитатель и т.д. Лучшим вариантом развития событий на этом этапе является раннее проявление склонностей, интересов и способностей ребенка к тому или иному виду деятельности. В школе этот процесс переходит от стихийного протекания к целенаправленному включению в систему профориентационных мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию школьников и продолжается на протяжении всего периода обучения, с активизацией в старших классах. Если первый этап закончился профессиональным самоопределением, то запускается процесс профессиональной социализации с оценкой готовности к избранной деятельности и выбором для обучения адекватной специализации образовательной организации определенного уровня. В случае, если задачи этого этапа не решены, жизненные планы выпускника школы формируются стихийно, либо происходит немотивированный выбор учебного заведения, нередко заканчивающийся отчислением или переходом в другой вуз или колледж.

Второй этап - профессиональное самоопределение, связан с адаптацией к нормам и требованиям профессионального образования, получением первичного профессионального опыта в рамках учебно-воспитательного процесса. Лучшим результатом этого этапа является развитие познавательных способностей и компетенций, необходимых для включения в профессиональную деятельность. О неблагоприятном результате будет свидетельствовать плохая успеваемость и социальная пассивность студента.

Третий этап - первичная профессиональная адаптация, связанная с погружением в мир профессии, появлением первых успехов в учебе и профессиональных конкурсах. Результатом этапы является приобретение необходимых умений и навыков и формирование социально-профессиональной Я-концепции.

Четвертый этап - развитие профессиональной культуры, что включает: усвоение морально-этических норм, профессионально-значимых ценностей, установок, появление метапрофессио-нальных качеств. Итогом этапа является социально-коммуникативная интеграция и признание в профессиональном сообществе, приобретение профессиональной репутации и авторитета в корпоративной среде.

Пятый этап - актуализация профессионального потенциала личности в профессиональной деятельности. Этот этап является открытым, длящимся всю жизнь, связан с прогрессивным и мно-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

гомерным профессиональным саморазвитием, формированием профессионального мышления и саморегуляции, выработкой собственного стиля профессионального поведения, нацеленного на продуктивную профессиональную деятельность и карьерный рост. Побочный эффектом этого этапа могут выступать профессиональные деформации и появление синдрома эмоционального выгорания личности.

Подчеркнем, что данная типология есть абстрактная конструкция, сконструированная для описания процесса профессиональной социализации. На практике выделенные нами этапы пересекаются, протекают одновременно или даже могут меняться местами в зависимости от индивидуальной жизненной истории конкретного студента или из-за синергетических эффектов проводимых мероприятий. Однако такой теоретический анализ стадий профессионального развития позволяет выстроить концептуально обоснованную программу непрерывной профессиональной социализации будущих специалистов агросек-тора.

Опираясь на этапное выделение структуры профессиональной социализации, обоснуем подходы и принципы этого процесса в Уральском государственном аграрном университете. Обеспечение качества учебно-воспитательного процесса обучения позволило войти Уральскому ГАУ в тройку лидеров отечественного аграрного образования и создать условия для подготовки профессионально социализированных конкурентоспособных специалистов для АПК.

Профессиональная социализация начинается с продуманной системы профессиональной ориентации, которая проводится Центром профессионального развития молодежи Уральского ГАУ, реализующим программу профессионального развития молодежи из числа обучающихся университета, учащихся общеобразовательных школ и средних профессиональных учебных заведений города Екатеринбурга и Свердловской области [2, с. 55]. Целью Центра является целенаправленная работа с потенциальными абитуриентами, ориентированными на специальности аграрного профиля, мотивированными на активное взаимодействие с растениями и животными, мечтающими с детства о профессии агронома, садовода, ветеринара, технолога. Именно эти ребята составляют костяк участников проводимых мероприятий: «Я в профессии», «Профи-дебюты», «Дни открытых дверей», «Университетские субботы» и других. Важным направлением профориентационной работы является создание «Агроклассов» и «Эколого-биологических классов», учащиеся которых составляют целевую группу абитуриентов Уральского ГАУ, и на ранних этапах вовлекаются в различные образователь-

ные программы и воспитательные проекты с участием преподавателей университета.

Эффективной технологией формирования профессиональной адаптации студентов является, на наш взгляд, создание профессионально ориентированной корпоративной среды университета, связанной с реализацией миссии образовательной организации в долгосрочной перспективе [6, с. 20].

Речь идет о том, что именно университетская корпоративная культура выступает устойчивым ценностно-нормативным регулятором отношений и эффективных деловых коммуникаций, складывающихся как во внутренней, так и во внешней среде организации, являющимся основным драйвером ее развития [13].

Корпоративная культура университета в нашем понимании связана с целенаправленными усилиями всех членов коллектива, направленными на организацию эффективной групповой деятельности по реализации целей и миссии организации через усвоение профессиональных (корпоративных) ценностей и норм,принятие (интере-оризацию) целей, стратегии развития и средств ее реализации. Корпоративность проявляется в особом «корпоративном духе» - особой социально-психологической атмосфере (или корпоративной ментальности), выступая основанием консолидации и социально-профессиональной самоорганизации коллектива, вызывающим чувство сопричастности и гордости за свое образовательное учреждение [3, с. 55].

Оптимальная профессиональная коммуникация и идентификация с коллективными целями и ценностями создают кумулятивный эффект, позволяющий повышать трудовую и учебную мотивацию через создание позитивного эмоционального фона протекания основной университетской деятельности - учебно-воспитательного процесса. Именно в этом и заключается, по нашему мнению, основной социализирующий потенциал корпоративной культуры для студентов и преподавателей университета [5, с. 97].

Опыт проведенного нами социологического исследования, позволил сделать вывод о том, что для студентов аграрного университета ценность экологически чистой среды выступает доминирующей и на порядок выше по сравнению со студентами других вузов. Рефлексия полученных данных показала, что экологические ценности являются ядром корпоративной культуры аграрного университета, исключающие токсичные коммуникации между основными субъектами образовательного социума - абитуриентами, их родителями, студентами, преподавателями, сотрудниками, менеджерами и партнерами образовательной организации как в сфере образования, так и в сфере сельского хозяйства.

Эффективным инструментом реализации корпоративной стратегии Уральского государственного аграрного университета стал праксео-логический принцип организации учебно-воспитательного процесса, ориентированный на миссию образовательной организации - подготовку высококвалифицированных специалистов мирового уровня для аграрного производства и пищевой промышленности с необходимыми профессиональными компетенциями и экологическим сознанием.

Актуализация профессионального потенциала студентов аграрного университета осуществляется за счет привлечения в учебно-воспитательный процесс руководителей и ведущих специалистов профильных организаций, задающих идеальный образец профессионального поведения. Важной составляющей данного процесса является стратегия раннего вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу кафедр, в том числе грантовые проекты и профессиональные конкурсы («Золотая осень», «Начинающий фермер», «День поля» и другие), позволяющие комплексно решать задачи всех этапов профессиональной социализации личности студента.

В заключение подчеркнем, что именно такой подход позволяет найти «своего» абитуриента и открывает возможности для реализации процесса профессиональной социализации студентов как основы непрерывного профессионального развития будущих специалистов АПК. Создание профессионально-ориентированной обучающей среды и формирование корпоративной культуры университета способствуют профессиональному развитию студентов и преподавателей как основных субъектов образовательного социума.

Дальнейшие этапы профессиональной социализации проходят в едином учебно-воспитательном пространстве университета, основанном на практико-ориентированных технологиях обучения и воспитания, позволяющим развить профессионально-личностный потенциал будущих специалистов аграрной сферы.

Список литературы:

[1] Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Academia-центр «Медиум». 1995. -322 с.

[2] Воронин Б.А., Журавлева Л.А., Зарубина Е.В., Емельянова С.И. Ценностные основания корпоративной культуры аграрного университета // Аграрный вестник Урала. 2019. № 6 (185). - С. 54-58.

[3] Гофман Э. Ритуал взаимодействия. Очерки поведения лицом к лицу. - М.: Смысл. 2009. - 318 с.

[4] Журавлева Л.А., Зарубина Е.В., Кружкова Т.И., Фатеева Н.Б. Экологическое поведение как

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

стиль жизни // Образование и право. 2019. № 2. - С. 275-280.

[5] Журавлева Л.А., Радионов С.С. Экологическое мышление как гуманитарная технология формирования экологической среды // Социально-гуманитарное образование в современном мире: проблемы, поиски. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019. -С. 96-101.

[6] Журавлева Л.А., Емельянова С.И., Синько В.Н. Организационная культура университета // Экономика и управление: современные проблемы. Материалы Всероссийской национальной научно-практической конференции «Тенденции развития гуманитарного и социально-экономического образования в высшей школе». Уральский государственный аграрный университет, 25-26 октября 2018 г. Т. 2. - Издательский дом «Ажур». 2018. - С. 20-24.

[7] Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический проект. - 2008. - 336 с.

[8] Кон И.С. Социология личности. - М.: Политиздат. 1967. - 383 с.

[9] Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок / Под редакцией А.Б. Толстого; Пер. с англ. - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 351 с.

[10] Мартыненко А. Аграрные вузы России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// univer.expert/agrarnyye-vuzy-rossii/ (дата обращения: 05.12.2020).

[11] Митина Л.М., Кричевский Р.Л. Профессиональная социализация личности // Проблемы профессиональной социализации личности. -Кемерово: «Офсет», 1996. - 249 с.

[12] Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.: Академический Проект, 2000. -551 с.

[13] Филатова М.А., Шагбанова Х.С. Культурные проблемы в сфере делового общения // Гуманитарные проблемы современности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 12 декабря 2008 г., Тюмень. - Тюмень: Тюменский гос. нефтегазовый институт, 2009. - С. 444446.

[14] Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 356 с.

[15] Эриксон Э.Г. Кризис идентичности в автобиографической перспективе // Личность. Культура. Общество. 2008. Вып. 1 (40). - С. 73-89.

[16] Ядов В.А. Отношения к труду: концептуальная модель и реальные тенденции // Социологические исследования. 1983. № 3. - С. 50-62.

Spisok literatury:

[1] Berger P., Lukman T. Social'noe konstru-irovanie real'nosti. Traktat po sociologii znaniya. - M.: Academia-centr «Medium». 1995. - 322 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

[2] Voronin B.A., ZHuravleva L.A., Zarubina E.V., Emel'yanova S.I. Cennostnye osnovaniya kor-porativnoj kul'tury agrarnogo universiteta // Agrarnyj vestnik Urala. 2019. № 6 (185). - S. 54-58.

[3] Gofman E. Ritual vzaimodejstviya. Ocherki povedeniya licom k licu. - M.: Smysl. 2009. - 318 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[4] Zhuravleva L.A., Zarubina E.V., Kruzhkova T.I., Fateeva N.B. Ekologicheskoe povedenie kak stil' zhizni // Obrazovanie i pravo. 2019. № 2. - S. 275280.

[5] Zhuravleva L.A., Radionov S.S. Ekologicheskoe myshlenie kak gumanitarnaya tekhnologiya formirovaniya ekologicheskoj sredy // Social'no-gu-manitarnoe obrazovanie v sovremennom mire: prob-lemy, poiski. Materialy Vserossijskoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii. 2019. - S. 96-101.

[6] Zhuravleva L.A., Emel'yanova S.I., Sin'ko V.N. Organizacionnaya kul'tura universiteta // Ekono-mika i upravlenie: sovremennye problemy. Materialy Vserossijskoj nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii «Tendencii razvitiya gumanitarnogo i social'no-ekonomicheskogo obrazovaniya v vysshej shkole». Ural'skij gosudarstvennyj agrarnyj universi-tet, 25-26 oktyabrya 2018 g. T. 2. - Izdatel'skij dom «Azhur». 2018. - S. 20-24.

[7] Zeer E.F. Psihologiya professij. - M.: Akademicheskij proekt. - 2008. - 336 s.

[8] Kon I.S. Sociologiya lichnosti. - M.: Politiz-dat. 1967. - 383 s.

[9] Kuli Ch. CHelovecheskaya priroda i social'nyj poryadok / Pod redakciej A.B. Tolstogo; Per. s angl.

- M.: Ideya-Press, Dom intellektual'noj knigi, 2000.

- 351 s.

[10] Martynenko A. Agrarnye vuzy Rossii [Elek-tronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://univer. expert/agrarnyye-vuzy-rossii/ (data obrashcheniya: 05.12.2020).

[11] Mitina L.M., Krichevskij R.L. Profession-al'naya socializaciya lichnosti // Problemy profession-al'noj socializacii lichnosti. - Kemerovo: «Ofset», 1996. - 249 s.

[12] Parsons T. O strukture social'nogo dejst-viya. - M.: Akademicheskij Proekt, 2000. - 551 s.

[13] Filatova M.A., SHagbanova H.S. Kul'turnye problemy v sfere delovogo obshcheniya // Gumani-tarnye problemy sovremennosti. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 12 deka-brya 2008 g., Tyumen'. - Tyumen': Tyumenskij gos. neftegazovyj institut, 2009. - S. 444-446.

[14] Shyuc A. Izbrannoe: Mir, svetyashchijsya smyslom. - M.: «Rossijskaya politicheskaya enciklo-pediya» (ROSSPEN), 2004. - 356 s.

[15] Erikson E.G. Krizis identichnosti v avtobio-graficheskoj perspektive // Lichnost'. Kul'tura. Obsh-chestvo. 2008. Vyp. 1 (40). - S. 73-89.

[16] Yadov V.A. Otnosheniya k trudu: konceptu-al'naya model' i real'nye tendencii // Sociologicheskie issledovaniya. 1983. № 3. - S. 50-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.