S
LU
S
о
LU
< et
LU
* * *
330
PROFESSIONAL SOCIALIZA TION OF FOREIGN STUDENTS: PROBLEMSAND CONTRADICTIONS Solovtsova Irina Afanasievna, DSc of Pedagogical science, Professor Department of Pedagogy Malakhova Victoria Grigorievna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Department of Pedagogy Tereshenko Tatyana Mikhailovna, PhD ofPedagogicalscience, Associate Professor, Department of Foreign Language Volgograd State Social Pedagogical University, Volgograd
The professional socialization of foreign students is considered from the standpoint of a humanitarian pedagogical paradigm, in which the process of the education is considered as dialogical process based on the values. Two aspects of the professional socialization of foreign students at the stage of professional education are considered: adaptation to the educational conditions of a Russian university and appropriation of values, mastery of the knowledge, skills and behavior necessary for the successful professional activities. Two groups of the problems of professional socialization of foreign students are identified as a result of the theoretical analysis and the empirical study conducted on the basis of the Volgograd State Pedagogical University: theoretical and methodological, associated with insufficient development of theoretical and methodological basis of the study of the process of professional socialization from the position of the value, dialogical foundations of this process, and practical (organizing professional socialization of the foreign students based on the dialogue of cultures, preparing the foreign students for the professional readaptation).
Keywords: professional socialization; professional readaptation; foreign students; foreign cultural educational environment; humanitarian pedagogical paradigm; dialogue of cultures.
УДК 378 ВАК РФ 13.00.08
© Соловцова И.А., 2020 © Малахова В.Г., 2020 © Терещенко Т.М., 2020
СОЛОВЦОВА Ирина А фанасьевна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра Педагогики
МАЛАХОВА Виктория Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Педагогики
ТЕРЕЩЕНКО Татьяна Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Русского языка как иностранного
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ *
В статье профессиональная социализация иностранных студентов рассматривается с позиций гуманитарной педагогической парадигмы, в центре которой - положение о ценностной, диалогической природе образовательного процесса. Рассмотрены два аспекта профессиональной социализации иностранных студентов на этапе получения профессионального образования в российском вузе: адаптация к образовательным условиям российского вуза и присвоение ценностей, овладение знаниями, умениями, формами поведения, необходимыми для успешного осуществления профессиональной деятельности. На основании теоретического анализа и результатов проведённого на базе Волгоградского государственного педагогического университета эмпирического исследования выделены две группы проблем профессиональной социализации иностранных студентов - теоретико-методологические, связанные с недостаточной разработанностью теоретико-методологических оснований исследования процесса профессиональной социализации с позиций ценностных, диалогических основ данного процесса, и практические (проблема организации профессиональной социализации иностранных студентов на основе диалога культур, проблема подготовки иностранных студентов к профессиональной реадаптации).
Ключевые слова: профессиональная социализация; профессиональная реадаптация; иностранные студенты; инокультурная образовательная среда; гуманитарная педагогическая парадигма; диалог культур.
I
Согласно общепринятым словарным определениям, профессиональная социализация это "процесс освоения индивидом определённых профессиональных знаний, умений и навыков, усвоение профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества" [13]. Актуальность проблемы профессиональной социализации иностранных студентов может быть обоснована в двух аспектах: актуальность проблематики, связанной с профессиональной социализацией на этапе получения профессионального образования, и актуальность проблем, связанных с профессиональной социализацией иностранных студентов.
Говоря об актуальности проблематики, связанной с профессиональной социализацией на этапе получения профессионального
* Исследование выполнено при поддержке РФФИ и Волгоградской области, проект №19-413-340011 "Региональная модель профессиональной социализации иностранных студентов на основе диалога культур".
образования (в данной статье речь идёт о студентах высшего учебного заведения, обучающихся по очной форме), следует отметить, что в процессе профессиональной социализации принято выделять три этапа: 1) обретение человеком профессии; 2) вхождение в профессиональную среду (начальный этап профессиональной деятельности); 3) самореализация в профессии [13]. По словам С.И. Кучмиевой, "именно в процессе обучения в вузе происходит первичное "освоение" профессии, определяются жизненная и мировоззренческая позиции, индивидуализированные способы деятельности, формы поведения и общения, детерминирующие успешность будущей профессиональной деятельности" [7, с. 3]. Современные отечественные (И.В. Арендачук, В.А. Клименко, Л.Е. Солянкина) и зарубежные (A.M. Barretti, RJ. Perez) исследователи подчёркивают значимость первого этапа профессиональной социализации в становлении специалиста, рассматривая его "как этап жизни, в котором он становится активным субъектом процесса профессионального развития" [2, с. 348].
Актуальность проблем, связанных с профессиональной социализацией иностранных студентов, обусловлена процессами, обозначаемыми общим термином "глобализация" и предполагающими тенденцию к унификации систем высшего образования разных стран, конвертируемость дипломов, мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава, различные формы партнёрства между вузами разных стран (совершенствование учебных планов, внедрение инновационных методов обучения, трансформация академических программ, втом числе в направлении их взаимной адаптации). В этой ситуации существенно расширился "веер возможностей", которые открываются перед молодыми людьми в плане получения ими высшего образования: они могут выбирать не только страну обучения, но и формы получения образования (полный курс обучения в зарубежном вузе, стажировка, обучение в течение определённого срока по согласованным учебным планам -например, в рамках программы бакалавриата "Два плюсдва", и т.п.). Сдругой стороны, перед системой высшего образования каждой страны в силу ряда причин всё более остро встаёт задача привлечения иностранных граждан для обучения в вузах. Эта задача может быть успешно решена только в том случае, если вузы смогут предложить студентам привлекательные условия обучения, связанные не только с
качеством образования, но и с разнообразными социальными, материальными, культурными факторами, которые должны быть учтены при организации первого этапа профессиональной социализации иностранных студентов, чтобы сделать этот процесс максимально эффективным и одновременно максимально комфортным для студента.
Одно из базовых противоречий развития современного мира состоит в том, что, наряду с тенденцией к глобализации, усиливается стремление стран к сохранению национального своеобразия, в том числе в сфере высшего образования. Это проявляется в специфике отбора и структурирования содержания обучения, сохранении и развитии тех методов и форм обучения, того стиля преподавания и взаимодействия преподавателей со студентами, которые отвечают глубинным ценностно-смысловым основам национальной культуры, являются культуросообразными по своей сути. Стремление к сохранению национального своеобразия присуще и российским вузам. Поэтому иностранным студентам, выбравшим для получения профессии Россию, приходится включаться в контекст российской культуры, осваивать способы приобретения знаний, ценности, нормы и формы профессиональной деятельности, характерные для российской системы высшего образования. Инокультурная среда предъявляет определённые требования, в соответствии с которыми иностранный студент должен выстраивать свои отношения, в том числе учебно-профессиональные.
Профессиональная социализация, обеспечивающая процесс интеграции личности в профессиональное сообщество, понимается в современной социологической, педагогической, психологической литературе как часть процесса общей социализации; при этом исследователи (И.В. Арендачук, A.M. Баретти, М.Р. Динмохаммади, В.А. Клименко, Е.А. Юг-фельд) обращают внимание на то, что профессиональная социализация происходит с уже социализированным индивидом, на стадии вторичной социализации, направленной на освоение новых секторов социальной реальности, в том числе являющейся полем учебной и профессиональной деятельности. Для иностранных студентов освоение новых секторов учебной и профессиональной реальности осуществляется в единстве с освоением российской культуры - как общей, так и профессиональной; в основе этого процесса лежит понимание ценностных основ профессиональной культуры с учётом российской спе-
цифики. Кроме того, для иностранных студентов процесспрофессиональной социализации предполагает переосмысление представлений о профессии, сложившихся при обучении в родной стране. Следовательно, в основе построения моделей профессиональной социализации иностранных студентов должны лежать теории и подходы, рассматривающие процесс профессиональной социализации в единстве с процессом освоения ценностей и смыслов той культуры, в которой данный процесс осуществляется.
Однако в большинстве проанализированных нами исследований, где рассматриваются проблемы обучения в вузе иностранных студентов [3; 4; 16; 20; 26; 29], процессы профессиональной социализации и инкультурации студентов рассматриваются как относительно независимые; при наличии большого массива исследований, посвященных социокультурной адаптации иностранных граждан, нами обнаружен явный дефицит исследований, посвященных профессиональной социализации иностранных студентов. Кроме того, профессиональная социализация, как правило, рассматривается без учёта достижений современной гуманитарной педагогической парадигмы (Н.М. Борытко, И.А. Колесникова, Л.М. Лузина, Н.Е. Щуркова), в основе которой лежит положение о ценностной, диалогической природе образовательного процесса и ведущей роли в нём культурологической составляющей. Таким образом, в современных условиях существует проблема определения и обоснования адекватного методологического инструментария, что позволит решить практическую педагогическую задачу эффективного оказания педагогической помощи иностранным студентам в профессиональной социализации на основе учёта гуманитарной, диалогической природы образовательного процесса, ценностной и культурологической составляющих формируемых компетенций.
Традиционно профессиональная социализация на этапе получения профессионального образования рассматривается как процесс освоения студентом роли профессионала и связанных с ней ролевых подсистем [12; 18; 21; 22; 27; 28; 31]. Существует ряд исследований, где рассмотрены психологические регулятивы профессиональной социализации, в основном система мотивов, под влиянием которых осуществляется выбор профессии и профессиональная подготовка [2; 19; 23; 25; 27; 29]. Однако с точки зрения гуманитарной парадигмы процесс профессиональной социализации
иностранных студентов должен рассматриваться в первую очередь как процесс присвоения ценностей профессиональной культуры и открытия в них студентами собственных смыслов, адекватных смыслам профессиональной культуры - как родной, так и российской. Положение о гуманитарной сущности образовательного процесса отнесено И.А. Колесниковой и к глобальному образованию [6]. При этом важен поиск "точек соприкосновения" между родной культурой студента и российской культурой - лишь в этом случае студент, обучающийся в российском вузе, может в полной мере усвоить профессиональные знания и освоить профессиональные умения, трансляторами которых являются представители российской культуры (преподаватели, представители профессионального сообщества, российские студенты), и применить эти знания и умения в процессе профессиональной деятельности в родной стране.
Многие исследователи, обращающие внимание на то, что профессиональная социализация имеет внутреннюю и внешнюю составляющие, выделяют в процессе профессиональной социализации ценностный аспект [2; 9; 11; 15; 21; 22; 23; 24; 25; 30; 32]. Профессиональная социализация предполагает приобщение студента к профессиональной культуре и этике, которые базируются на определённых моральных ценностях. Таким образом, в процессе профессиональной социализации на этапе получения профессии самым важным является присвоение ценностей, лежащих в основе профессии, через открытие в них студентом собственных смыслов. Так, А.Н. Леонтьев отмечает, что ориентировка в системе связей, возникающих в процессе любой деятельности, в том числе деятельности, связанной с получением профессии, "осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и освоение" [8, с. 188]. Однако для студентов из зарубежных стран освоение ценностно-смысловой составляющей профессиональной социализации возможно только при условии адекватного понимания концептуальных основ профессиональной деятельности, связанных, в свою очередь, с ценностями и смыслами,заложенными в общекультурных, в том числе этических, и профессиональных понятиях.
Многолетние наблюдения за особенностями профессиональной социализации иностранных студентов, а также результаты прове-
денного среди абитуриентов - иностранных граждан - опроса стали основой для выделения в процессе профессиональной социализации на этапе получения профессионального образования двух аспектов:
1) адаптация к образовательным условиям российского вуза, которые могут существенно отличаться отхарактерныхдля родной страны студента;
2) присвоение ценностей, овладение знаниями, умениями, формами поведения, необходимыми для успешного осуществления профессиональной деятельности и взаимодействия с представителями профессионального сообщества.
Адаптация иностранного студента к образовательным условиям российского вуза представляет собой приспособление к системе образования страны, в которой студент учится, к особенностям образовательной системы региона, в котором находится выбранный им вуз, обусловленным, в свою очередь, более широкой системой социокультурных условий, наконец, к системе организации образовательного процесса в выбранном вузе, на факультете. Адаптация в целом выступает как первая стадия социализации, в том числе профессиональной.
А.И. Сурыгин, рассматривая процесс адаптации к новой педагогической системе, называет её академической и выделяет два аспекта: учебный, который предполагает переход от одной ступени образования к другой, более высокой (система школа-вуз), и национально-культурный, предполагающий приспособление к образовательной среде, которая отличается от родной национально-культурными традициями, в первую очередь тем, что происходит обучение индивида на неродном языке в неродной социокультурной среде [14, с. 63]. Различия между образовательными системами России и родной страны студента могут привести к серьёзным проблемам из-за разницы в подходах к преподаванию, в целевых установках и приоритетах, формах и методах обучения, организации учебного и воспитательного процессов и т.п. Так, в китайских школах и вузах из-за большого количества обучающихся в школьных классах и студенческих группах ведущую роль играют коллективные формы организации познавательной деятельности обучающихся, преобладают традиционные словесные методы обучения, не предполагающие активности обучающихся и реализующие репродуктивную схему усвоения знаний. В России же студенты, приехавшие
из КНР, оказываются в совершенно иной образовательной среде, характерными чертами которой являются демократический стиль взаимодействия между педагогами и обучающимися, широкое применение активных и интерактивных методов обучения, дифференциация и индивидуализация вучеб-но-воспитательном процессе. Эти же особенности характерны и для образовательного пространства школ, на базе которых студенты, обучающиеся по направлению "Педагогическое образование", проходят производственную практику. Требуется применять специальные педагогические приёмы, способствующие включению студентов в активную деятельность, в том числе творческого характера, в противовес привычной для них репродуктивной деятельности [11]. Обеспечивая адаптацию иностранных студентов к образовательным условиям российского вуза, следует одновременно включать студентов в широкую социокультурную среду, иначе вуз будет восприниматься ими как замкнутая система, не связанная с другими социальными структурами, в том числе профессиональными; такая ситуация неизбежно приведёт к сбоям в процессе профессиональной социализации.
С целью выявления факторов, которые могут оказать влияние на процесс и результаты профессиональной социализации иностранных студентов в период обучения в российском вузе, на базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета было проведено эмпирическое исследование, задачами которого стало выявление проблем, возникающих у иностранных студентов в процессе профессиональной социализации^ также представлений студентов о профессиональной подготовке, могущих положительно либо негативно повлиять на процесс и результат их профессиональной социализации. Ведущим методом было анкетирование. Авторами была разработана анкета, состоящая из трёх содержательных блоков. Анкета включала как вопросы, предполагавшие единственный вариант ответа, так и вопросы, предполагавшие возможность множественного выбора. При этом у респондентов была возможность предложить собственный вариант ответа (за исключением вопросов, предполагавших альтернативный выбор). Первый блок вопросы с альтернативным выбором был направлен на выявление представлений абитуриентов о профессиональной социализации на этапе получения профессионального образования. Второй блок вопро-
ш S
О ш
<
С[ ш
* * *
334
сов был направлен на выявление трудностей, с которыми студенты могут столкнуться в процессе профессиональной социализации. Третий блок вопросов позволял выяснить, почему для обучения абитуриент выбрал Россию, конкретный город (Волгоград) и конкретный вуз. На данном этапе исследования эти вопросы носят общий характер, в дальнейшем предполагается их конкретизация с целью количественной обработки эмпирических данных и проведения факторного анализа.
Было опрошено 63 абитуриента, поступавших в 2019 году в Волгоградский государственный социально-педагогический университет на разные ступени обучения: бакалавриат - 52 чел., магистратура - 7 чел., аспирантура - 4 чел. Из них 35 чел. планируют обучаться по направлению "Педагогическое образование", 28 чел. - по направлению "Лингвистика". Поскольку количество респондентов невелико, при обработке эмпирических данных применялись методы качественного анализа. Данные, полученные при анкетировании, были дополнены результатами бесед с абитуриентами. Проведённый опрос, в котором участвовали абитуриенты из Армении, Азербайджана, Китая, Конго, Туркменистана, Узбекистана, показал, что абитуриенты осознают тот факт, что им придётся приспосабливаться к непривычной образовательной среде. Среди прогнозируемых трудностей, которые могут возникнуть у них в процессе обучения, все опрошенные иностранные граждане на первое место ставят языковой барьер ("Буду плохо понимать то, что говорят преподаватели", "Мне будет трудно говорить по-русски на занятиях"). Однако лишь 14 человек из числа опрошенных осознают тот факт, что трудности могут быть связаны и с особенностями организации образовательного процесса ("Мне будет трудно привыкнуть к правилам поведения в российском университете", "Мне будет трудно привыкнуть к особенностям проведения занятий"). Характерно, что эти же респонденты, отвечая на вопрос о том, с какими трудностями они столкнулись в России, выбирали вариант "Непривычные традиции, мне трудно понять, как надо себя вести в некоторых ситуациях" демонстрируя таким образом целостное понимание основ адаптации к условиям обучения в российском вузе и осознание связи процесса обучения с общим социокультурным контекстом. Во время беседы магистранты и аспиранты из Китая, которые обучались ранее в российских вузах и уже прошли этап адаптации к образовательным условиям, отмечают, что испытыва-
ли серьезные трудности, связанные именно с адаптацией к новым условиям обучения (непривычный график проведения занятий, использование во время занятий активных и интерактивных методов, партнёрский стиль взаимодействия между преподавателями и студентами, ориентация преподавателей не на заучивание студентами материала, а на его понимание).
Таким образом, подавляющее большинство абитуриентов не в полной мере представляет круг проблем, возникающих или могущих возникнуть в процессе адаптации к образовательным условиям российского вуза. Причиной этого является, на наш взгляд, "разрыв" в сознании абитуриентов и студентов между процессами обучения и социокультурной адаптации. Однако "любая система образования... зависит от тех представлений, потребностей, идеалов, которые существуют в данном социокультурном пространстве... Образование отражает уровень развития общества, его интересы и потребности, воплощающиеся в конкретном индивиде, являющемся типичным представителем данного социума" [10, с. 42]. Следовательно, успешная адаптация к системе образования определяется пониманием характерных для общества социокультурных реалий, что достигается путём включения иностранных студентов через разнообразные виды деятельности в широкую социокультурную^ впоследствии (во время производственных практик) и профессиональную среду, в основе которой лежат те же ценности, нормы, традиции и правила, которые составляют фундаментальную основу процесса обучения.
Присвоение ценностей, овладение знаниями, умениями, формами поведения, необходимыми для успешного осуществления профессиональной деятельности и взаимодействия с представителями профессионального сообщества, составляет ядро профессиональной социализации. Однако большинство опрошенных нами абитуриентов связываетуспешность будущей профессиональной деятельности исключительно с профессионально значимыми знаниями и умениями. Значительно меньшее количество опрошенных связывает свои ожидания не только с учебным процессом, но и с потенциалом образовательной среды вуза в целом, выбирая в качестве дополнительного вариант "Будет интересная и разнообразная студенческая жизнь" (19 чел.). Лишь двое респондентов рассчитывают на общение с русскими друзьями и на помощь с их стороны. На наш взгляд, эти данные свидетельствуют о тенден-
ции к замкнутости национальных студенческих диаспор (это подтверждается результатами наблюдения и бесед), что может существенно снизить результативность профессиональной социализации.
32 из 63 респондентов ориентированы не только на учёбу, но и на знакомство с российской культурой. Следует отметить, что именно среди этих респондентов находятся те, кто предоставил абсолютно непротиворечивые данные и демонстрирует наиболее серьёзный настрой на освоение будущей профессии. Беседы с ними подтвердили, что они осознают связь между "погружением" в российскую культуру и успешностью в освоении будущей профессии.
Эмпирическое исследование подтвердило, что существуют позитивные предпосылки для успешной профессиональной социализации иностранных студентов. К ним относятся:
- осознание роли профессиональных умений (ожидания всех абитуриентов связаны с тем, что "будет много практической деятельности, связанной с будущей профессией");
- ориентация на профессиональное саморазвитие (стопроцентный выбор из двух альтернативных высказываний варианта "Чтобы стать хорошим специалистом, нужно постоянно совершенствоваться в своей профессии");
- выбор профессии под влиянием внутренних факторов (58 респондентов, отвечая на вопрос о причинах выбора профессии, отметили пункт "Нравится профессия");
- понимание значимости языка, на котором ведется обучение и который является основой для общения как на бытовом уровне, так и на профессиональном.
Вместе с тем результаты исследования свидетельствуют о том, что будущие студенты не в полной мере осознают всю серьёзность и сложность процесса профессиональной социализации в инокультурной образовательной среде. Об этом свидетельствуют противоречия, обнаруженные при анализе ответов на вопросы анкеты. Так, 52 респондента при выборе одного из альтернативных высказываний отметили вариант "Чтобы стать хорошим специалистом, нужно быть активным, участвовать в общественной жизни", однако при ответе на другой вопрос, как уже отмечалось, лишь 19 из них выбрали вариант, связанный с позитивными ожиданиями не только от учёбы, но и от студенческой жизни в целом. Остальные склонны рассматривать получение будущей профессии как процесс, изолированный от общей социализации. 54 респондента согласны с тем,
что стать хорошим специалистом помогут не только профессиональные знания, но и знание культуры России, её истории, традиций. Однако в результате применения вопросов-фильтров количествотаких респондентов значительно сократилось - как уже отмечалось, до 32 человек. Остальные считают, что освоение специальности происходит исключительно в рамках учебного процесса. Такую позицию можно объяснить тем, что будущие студенты (речь идёт в первую очередь о тех, кто собирается осваивать программы бакалавриата, среди тех, кто намерен обучаться в магистратуре или аспирантуре, преобладает другая позиция) отождествляют процесс обучения в инокультурной образовательной среде с процессом обучения в родной стране, где не нужно осваивать другой язык и другую культуру. И если трудности языкового характера ими осознаются, то трудности, связанные с "погружением" в иную культуру, пока не воспринимаются как серьёзные.
Разумеется, первоначальные представления абитуриентов о начальном этапе профессиональной социализации весьма динамичны и могут меняться в процессе обучения. Ожидания и намерения студентов, связанные с включением в образовательное пространство вуза и в социокультурный контекст российского общества, могут быть целенаправленно скорректированы в процессе учебной и воспитательной работы, включения иностранных студентов в различные виды деятельности, непосредственно и опосредованно связанные с будущей профессией. В любом случае профессиональная социализация иностранных студентов в период обучения в российском вузе должна осуществляться как часть единого процесса адаптации - индивидуализации -интеграции в социокультурном контексте российского общества на ценностно-смысловой основе. Наиболее полная реализация личностного потенциала происходит тогда, когда студент сам заинтересован в профессиональной социализации, когда воспринимает изменившиеся обстоятельства жизни с позитивной стороны, с желанием преодолеть трудности и получить максимум от новой образовательной среды, которая определяет уровень профессиональной подготовки будущего специалиста.
Однако иностранный студент, успешно освоивший ценности принимающего социума, воспринимающий их как норму и живущий по законам этого общества, сталкивается с проблемами при возвращении в свою социокуль-
турную среду. Зачастую ему приходится полностью перестраиваться не только в общественной, социальной, культурно-политической сферах но и в профессиональной, т.е. стоит вопрос о реадаптации специалиста, вторичной профессиональной социализации. При этом реадаптация особенно актуальна в отношении поля профессионально значимых ценностей и смыслов, а также правил и форм поведения (профессионального этикета). Если профессиональные знания, как правило, не имеют "национальной окраски" (в большей степени это относится к знаниям из области метанаук, естественных наук, в меньшей - социальных и гуманитарных наук), то перечисленные выше феномены всегда национально "окрашены", отражают менталитет народа, глубинные основы его культуры. Молодой специалист должен соотносить присвоенные на этапе профессиональной подготовке ценности, нормы и формы профессионального поведения с теми, которые характерны для профессиональной деятельности и профессиональной культуры его родной страны.
Можно предположить, что особенно много проблем в процессе вторичной профессиональной социализации возникает у специалистов, осуществляющих деятельность в рамках профессий "человек человек". Профессии этого типа требуют умения понимать людей,устанавливать и поддерживать с ними контакты, в том числе длительные. Способы взаимодействия между людьми в наибольшей степени обусловлены культурными особенностями. В силу этого в процессе вторичной профессиональной социализации неизбежно возникает конфликт между нормами и формами профессионального взаимодействия, которые специалист осваивал в вузе (в частности, в процессе производственной практики), и теми, которые являются общепринятыми в его родной стране, где он осуществляет профессиональную деятельность. Чтобы предотвратить или смягчить этот конфликт, к вторичной профессиональной социализации иностранного студента необходимо готовить заблаговременно. Так, для студентов, обучающихся по направлению "Педагогическое образование", практику по формированию профессиональных умений целесообразно организовывать на базе образовательных организаций, где обучаются представители их родной культуры. Такой опыт имеется в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете. Студенты из Китайской Народной Республики, обучающиеся по направлению
"Педагогическое образование" (профиль "Иностранный язык (русский язык)") проводят занятия на более младших курсах в группах, где обучаются их соотечественники. В последние годы, с увеличением количества студентов из стран, расположенных на постсоветском пространстве (Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан), такая же практика складывается и в отношении студентов из этих стран. При этом учебно-профессиональное взаимодействие организуется на основе теории диалога культур, когда структурирование содержания образования, выбор форм и методов обучения осуществляется сучётом не только общедидактических принципов и методических требований, но и традиционных для родной страны студента особенностей преподавания; базу такого взаимодействия составляют профессионально-педагогические ценности и смыслы педагогической деятельности, общие для разных культур.
Организация профессиональной социализации иностранных студентов на основе диалога культур способна смягчить остроту проблемы вторичной профессиональной социализации, поскольку диалог культур предполагает как выявление "общности", так и выявление "чуждости" между российской культурой и родной культурой студента, а способность выполнять профессиональные действия в инокультурной среде сучётом её особенностей в рамках производственной практики обогащает профессиональный арсенал студента, делает его профессиональный инструментарий более гибким и вариативным. Кроме того, на этапе подготовки к профессиональной деятельности студент получает те профессиональные навыки, осваивает те нормы и правила, которые позволяют ему впоследствии совершенствовать свои профессиональные способности в процессе профессиональной деятельности и являются основой для будущего карьерного роста, для дальнейшего совершенствования в профессии. Таким образом, профессиональная социализация соотносится с профессиональным развитием и саморазвитием [2; 5; 32]. Если профессиональная социализация иностранных студентов предполагает стимулирование их профессионального саморазвития, обеспечивает постоянное расширение и углубление поля профессионально значимых знаний и умений и понимание их ценностной основы, молодому специалисту будет проще решать проблемы, которые возникнут в процессе вторичной профессиональной социализации.
Таким образом, в результате анализа состояния исследованности проблемы профессиональной социализации иностранных студентов в российских вузах был выявлен круг теоретико-методологических и практических проблем. Ктеоретико-методологическим проблемам нами отнесены следующие:
1) изучение процессов профессиональной социализации и включения иностранных студентов в контекст российской культуры как параллельно существующих, а не как единого процесса, имеющего общие ценностные основания;
2) недостаточная разработанность теоретико-методологических оснований исследования процесса профессиональной социализации с позиций ценностных, диалогических основ данного процесса. В этом плане наиболее перспективным представляется исследование процесса профессиональной социализации иностранных студентов с позиций гуманитарной педагогической парадигмы, в основе которой лежит представление о диалоге (в том числе диалоге культур) как универсальном способе взаимодействия между представителями разных культурных общностей, в том числе в образовательном процессе на этапе профессиональной подготовки
Наиболее значимыми практическими педагогическими проблемами являются:
1) проблема организации профессиональной социализации обучающихся в российских вузах иностранных студентов как части процесса включения их в российский социокультурный контекст, что позволит им осознать социальную значимость, ценности и смыслы профессиональной деятельности с позиций российской культуры и сравнить их с теми, которые приняты в их родной культуре;
2) проблема подготовки иностранных студентов к профессиональной реадаптации (вторичной профессиональной социализации), которую им предстоит пройти по возвращении на родину, уже на этапе обучения в российском вузе;
3) проблема преодоления замкнутости национальных студенческих диаспор на основе диалога культур.
Следует отметить, что выявленные практические педагогические проблемы также требуют в первую очередь теоретического решения, доведённого до уровня методических рекомендаций.
Литература:
1. Авдонина Д.С., Бочкарёва Ю.В., Булганина C.B.
Проблемы адаптации иностранных студентов в
российских вузах // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11. - С. 48-53.
2. Арендачук И.В. Профессиональная социализация личности студента вуза в контексте диахронического подхода // Известия Саратовского университета. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2013. - Т. 2. - Вып. 4(8). -С. 348-353.
3. Гез Т.А., Старикова В.О. Иностранные студенты, мигрирующие в Россию: проблемы адаптации и способы их решения // Студенческий электронный научный журнал. 2018. № 1(21). URL: https:/ /sibac.info/journal/student/21/94315 (дата обращения: 02.08.2019).
4. Гладуш А.Д., Трофимова Г.Н., Филиппов В.М. Социально-культурная адаптация иностранных граждан к условиям обучения и проживания в России.-М.:РУДН, 2008,- 146 с.
5. Клименко В.А. Профессиональная социализация студентов: структурно-функциональная модель// Социологический альманах. - 2012. - Вып. З.-С. 92 102.
6. Колесникова И.А. Глобальное образование: тенденции развития и риски // Классический университет в пространстве трансграничности на Севере Европы: стратегия инновационного развития. - Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2014. - С. 163-166.
7. Кучмиева С.И. Мотивационные факторы профессиональной социализации студентов в период обучения в вузе.- Волгоград: Принтерра, 2007. - 240 с.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Academia, 2005. - 304 с.
9. Малахова В.Г. Понимание в контексте ценностей и смыслов профессионального педагогического образования // Актуальные проблемы истории, философии и языкознания: материалы Международной научной конференции (26 июня 2017 года). - М. : Московский Политех, 2017,- С. 179-188.
10. Понарина H.H. Глобализация высшего образования и проблемы интернационализации образовательных систем // Общество: социология, психология, педагогика. - 2012. № 1. - С. 42-46.
11. Соловцова И.А. Профессиональная социализация иностранных студентов в процессе изучения педагогических дисциплин: преодоление дидактических барьеров // Известия ВГПУ. - 2018. №6(129).-С. 13 18.
12. Солянкина Л.Е. Формирование навыков профессиональной адаптации у студента в условиях вузовской подготовки // Известия Волгоградского государственного педагогического университета.-2018. №3(126).-С. 13 16.
13. Социология молодёжи. Электронная энциклопедия / под ред. В.А. Лукова // URL: http:// www.soc-mol.ru/encyclopaedia/theories/209-socializaciya-professionalnaya.html (дата обращения 10.04.2018).
14. Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. - СПб., 2000.
15. Терещенко T.M., Овсянникова И.Г. Социокультурная адаптация иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе // Известия Волгоградского государственного социально-
LH
s ^
о
LH
< et
LH
* * *
338
педагогического университета. - 2018. - № 3 (126). -С. 41-46.
16. Тюрина Н. А., Фадина А. Г. Толерантность общества как условие успешной социальной адаптации иностранных студентов // Научные исследования: от теории к практике. - 2015. - Т. 1. - № 2 (3).-С. 343-346.
17. Югфельд Е.А. Проблема профессиональной социализации студентов: современный аспект// Интернет-журнал "Мир науки". - 2015. №3. URL: http://mir-nauki.com/PDF/21 PDMN315.pdf (дата обращения 10.08.2019).
18. Andriyanova Е.А., Chernyshkov D.V., Kuznetsova M.N., Gorshenina V.I. On Temporary Foundations of the Professional Socialization of the College Students // Международный научно-исследовательский журнал. Социологические науки. 2016. Вып. 7(49).-4.1. С. 84-86.
19. Barretti A.M. Professional Socialization of Undergraduate Social WorkStudents // Journal of Social Work Education. - 2004. Vol.40.-№2 (P. 255-283.
20. Dinmohammadi M.R., Peyrovi H, Mehrdad N. Professional socialization of Iranian BSN students: a grounded theory study//J Caring Sci. - 2017. - №6(4). -P. 359-69.
21. Kicherova M., Efimova G., KhveshkoT. Early Professional Socialization of University Students in Russia.Procedia // Social and Behavioral Sciences. -2015. - Vol. 200. - P. 442-448.
22. Merdinger J.M. Professionaidevelopmentof the BSW student // Journal of Sociology and Social Welfare.- 1985. № 12. - P.362-382.
23. Moran J.R. Social work education and students' humanistic attitudes // Journal of Social Work Education.- 1989. № 25. - P. 13-19.
24. Neikrug S.M. Approaches to social work practice: Values of students, faculty and field advisers//Social
Work Research and Abstracts. - 1978. № 14(2). - P. 36-43.
25. Orten J. D. (1981). Influencing attihides: A study of social work students // Social Work Research and Abstracts.-1981. №26.- P. 11-17.
26. Pavlushkina Т., Schepkina N., Dvoryankina E., Kazinets V., Ledovskikh I., Tabachuk N., Shulika N., Ashrafullina G. Pedagogical Support of Foreign Students Social Adaptation in Russian University // International Review of Managementand Marketing. - 2016. Vol. 6. Special Issue (S2). - P. 69-75.
27. Perez RJ.A Conceptual Model of Professional Socialization within Student Affairs Graduate Preparation Programs // Journal for the Study of Postsecondary and Tertiary Education. - 2016. - Vol. 1,-P. 35-52.
28. Roucaud V. The Professional Socialization of NoviceTeachers:The Struggles They Face. 2016. URL: https://ts pace.libra ry.utoronto.ca/bitstream/1807/ 72278/1/Roucaud_Victoria_A_201606_MT_MTRP.pdf (дата обращения 10.08.2019).
29. Rudenko N. Socio-Cultural and Psychological Problems of Foreign Students Adaptation in a Higher School //ВестникХНАДУ. - 2016. Вып.73. С. 21-27.
30. Sharwell G. R. Can values be taught? A study of two variables related to orientation of social work graduate students toward public dependency// Journal of Education for Social Work. - 1974. № 10. -P. 99-105.
31. Shuval J.T. (1975). From "boy" to "colleague": Processes of role transformation in professional socialization // Social Science and Medicine. - 1975. № 9.-P. 413-420.
32. Weis D, Schank M.J. Professional values: Key to professional development // JProfNurs. - 2002. -№18(5).- P. 271-275.
INTERA CTIVE TECHNIQUES AND METHODS FOR DEVELOPING ARTISTIC AND AESTHETIC NEEDS IN THE MUSIC EDUCA TION SYSTEM
Strazhnikova Tatyana Ivanovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Musicoiogy, Composition and Methods of Music Education, Krasnodar State institute of Culture, Krasnodar
The article is devoted to interactive teaching methods and techniques aimed at developing artistic and aesthetic needs in the field of music education, it discusses various types and forms of interactive learning, including dialogue, poiyiogue, discussion, colloquium, collaboration of participants in the educational process, multimedia and other methods.
Keywords: interactivity; artistic and aesthetic needs; multimedia teaching methods; collaboration; colloquium.
УДК 372.87 ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ
ВАК РФ 13.00.02 ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Стражникова Т.И., 2020 Статья посвящена интерактивным приемам и методам обучения, направленным на развитие художественно-эстетических потребностей в сфере музыкального образования. В ней рассматриваются различные виды и формы интерактивного обучения, включающие диалог, полилог, дискуссию, коллоквиум, сотрудничество участников учебного процесса, мультимедийные и другие методы.
Ключевые слова: интерактивность; художественно-эстетические потребности; мультимедийные методы обучения; сотрудничество; коллоквиум.