Научная статья на тему 'Социализация личности студента вуза в творческой проектной деятельности'

Социализация личности студента вуза в творческой проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ / ПРОСТРАНСТВО КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гелястанова Эльмира Хусеиновна, Таучева Салима Амурбиевна

В статье рассматриваются основные вопросы социализации личности студента высшего учебного заведения в условиях творческой проектной деятельности как инновационной технологии в современной образовательной парадигме. Очевиден тот факт, что набирающий темпы переход российской высшей школы на инновационную платформу образовательной парадигмы актуализирует проблему полноценной подготовки студента образовательного учреждения не только как компетентного специалиста, но и как мобильного субъекта социально-трудовых и общественных отношений в процессе профессиональной жизнедеятельности, а также совершенствования и творческого преобразования мира. Проектирование в учебной и воспитательной системе университета выступает эффективным средством переноса профессиональных проектных умений в сферу социализации, активизации как профессиональной, так и трудовой социализации будущего специалиста и профессиональной социализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гелястанова Эльмира Хусеиновна, Таучева Салима Амурбиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социализация личности студента вуза в творческой проектной деятельности»

Социализация личности студента вуза в творческой проектной деятельности

Гелястанова Эльмира Хусеиновна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики профессионального обучения и русского языка Кабардино-Балкарский ГАУ, rita-berova@mail.ru

Таучева Салима Амурбиевна,

ассистент кафедры педагогики профессионального обучения и русского языка Кабардино-Балкарский ГАУ, salima-taucheva@mail.ru

В статье рассматриваются основные вопросы социализации личности студента высшего учебного заведения в условиях творческой проектной деятельности как инновационной технологии в современной образовательной парадигме. Очевиден тот факт, что набирающий темпы переход российской высшей школы на инновационную платформу образовательной парадигмы актуализирует проблему полноценной подготовки студента образовательного учреждения не только как компетентного специалиста, но и как мобильного субъекта социально-трудовых и общественных отношений в процессе профессиональной жизнедеятельности, а также совершенствования и творческого преобразования мира.

Проектирование в учебной и воспитательной системе университета выступает эффективным средством переноса профессиональных проектных умений в сферу социализации, активизации как профессиональной, так и трудовой социализации будущего специалиста и профессиональной социализации личности.

Ключевые слова: социализация, творческая проектная деятельность, проектирование, образовательная парадигма, поликультурное, пространство креативное мышление.

В исследовании и решении данного феномена ведущее место занимает педагогически управляемая социализация личности студента высшего учебного заведения, позволяющая максимально активизировать и оптимизировать этапы вовлечения вчерашнего абитуриента - будущего специалиста в динамичную целостность всего спектра социальных взаимодействий современного общества [6, с. 231]. Тем самым российская школа высшего звена призвана к многогранной и всесторонней модернизации форм, способов и методов, механизмов и технологий профессиональной подготовки будущего специалиста, ориентированных на становление профессионально значимых ЗУ-Нов - знаний, умений и навыков, то есть профессиональных компетенций личности студента как основной функциональной единицы учебно-воспитательного процесса и профессионального творчества.

Доминирующим направлением инновационной модернизации и трансформации современной парадигмы учебно-воспитательного ресурса системы высшего образования в исследуемом ключе является обращение к социализирующим возможностям проектного вида обучения из числа многих, заявивших о себе как таковых на сегодняшний день. Комплексное формирование в творческой проектной деятельности студента высшего учебного заведения социальной составляющей есть весьма важный фактор реализации социализирующего потенциала современной высшей школы. Направляющими креативными возможностями в этом аспекте исследуемой проблемы обладает творческая проектная деятельность, динамично расширяющая поле социальной активности личности современного студента. Очевиден факт, что полноценное развитие личности студента высшего учебного заведения в условиях творческой проектной деятельности становится предметом изучения представителей многих сфер современного гуманитарного знания. В настоящее время в школе высшего звена доминирующее признание получают идеи, направленные на конструирование учебно-воспитательного процесса, при котором удается успешно решать задачи вовлечения студентов в активную самостоятельную учебно-

со ^

0

сч

01

познавательную и научную деятельность, во многом определяющую процесс дальнейшего самосовершенствования и развития личности будущего специалиста [2, с. 80-84], [7, с. 226-232].

Творческая проектная деятельность представляет собой комплекс проектной документации, обеспечивающий воспроизведение в действительность творческой рефлексии в процессе формирования общественной и социокультурной, духовно-нравственной и информационно-коммуникационной, а также субъектно-объектной сфер, удовлетворяющих как материальные, так и духовные потребности человека. Сущностная характеристика творческой проектной деятельности динамична, но специфика определенного его вида (дизайна, моды, интерьера и быта, исследования и пр.), отражает тот или иной образ жизни субъекта, его внутренний мир, ментальность [4, с. 34]. Специфика применения творческой проектной деятельности в образовательной парадигме высшего учебного заведения заключаются в формировании у студентов мотивационного и ценностно-мотивационного отношения к избранной сфере профессиональной деятельности, ориентированной на полноценное и гармоничное развитие личности студента, творческой активности его мышления, восприятии окружающего мира, ориентации на нестандартное решение неожиданных трудностей и сложностей. И таковыми являются: вовлечение в экспериментально-поисковую и научно-исследовательскую деятельность в творческом процессе проектирования; направленность на самосовершенствование и саморазвитие, повышающие самооценку и самореализацию; развитие и закрепление рефлексивных и оценочных задатков и способностей; кооперация в рабочей группе, в формировании творческой атмосферы в процессе работы, общительности и коммуникативной гибкости [5, с. 27-34]. На сегодняшний день творческая проектная деятельность пронизывает практически все направления профильной вузовской подготовки как бакалавров, так и магистров. Оно нашло заслуженное полифункциональное применение в профессиональной деятельности представителей многих профессий: медиков и учителей, экономистов и инженеров, менеджеров и маркетологов, социологов, психологов и др. [6, с. 231].

Процесс социализации личности студента учебного заведения высшего образования в условиях творческой проектной деятельности предопределяет собой три основных этапа: на первом этапе происходит процесс приспособления студента к академической группе, образовательному учреждению, то есть средовое адаптирование человека, когда он, «примеряя» те или иные социальные нормы, пытается быть похожим на других из своего окружения, но при этом он временно перестает быть собой, как будто «теряет» свое личностное начало; на втором этапе формируется готовность и стремление студента к максимальной (средовой) персонализации, сфера влияния на сокурсников, выражение личностного потенциала [2, с. 80-84], [3, с. 12-14]; на третьем этапе

наблюдается социально опосредованная по критериальным характеристикам адаптация, то есть, вхождение студента в академическую группу, благодаря своим личностным особенностям. И, тем самым, у сокурсников возникает необходимость принять его как личность, одобрить его черты характера, вызывающие позитивные рефлексы, соответствующие их представлениям о моральных нормах и духовно-нравственных ценностях. Все это, в конечном итоге, однозначно способствует кооперации коллектива, готовности и способности помочь друг другу в процессе достижения высоких результатов в сфере избранной совместной деятельности.

Содержательная модернизация сущностных основ современного высшего образования предполагает смещение доминирующих акцентов в подготовке будущего специалиста от устаревшей дихотомии «человек и его профессия» в плоскость центричной поликультурной образовательной парадигмы «человек и окружающий мир». Ключевым педагогическим фактором исследования данного феномена выступает психолого-педагогический процесс целенаправленной социализации личности студента образовательного учреждения высшего звена, обеспечивающий его успешное вовлечение в динамично изменяющуюся, но целостную систему современного социума, позволяющую стать ему полноценным и успешным, а, главное, уверенным в себе членом общества. Помимо основной функции социальной адаптации, доминирующей задачей процесса социализации студента учебного заведения высшего образования выступает многопрофильная подготовка будущих специалистов к самостоятельной творческой проектной деятельности. Это, в свою очередь, выражается в правильной постановке и компетентном решении профессиональных задач; нестандартном креативном их решении, предполагающим выработку необходимых профессиональных компетенций; освоении знаний, умений и навыков для будущей профессиональной творческой проектной деятельности.

В современных условиях развития образовательной системы высшего звена этому однозначно способствует креативная модель мышления постиндустриальной культуры, обращенная к психолого-педагогическим приоритетам формирования гуманистического восприятия личности современного студента как субъекта личной ответственности за профессиональный имидж и репутацию в будущем. Творческая проектная деятельность в процессе социализации студента университета рассматривается с двух сторон: как процесс профессионального вхождения вчерашнего студента в избранную сферу деятельности, освоение им корпоративной этики, а также профессионального опыта коллег; как процесс активной реализации профессионального поведения, непрерывного профессионального саморазвития, самосовершенствования и самореализации. Важнейшим учебно-воспитательным, образовательным критериальным параметром успешной реализации лич-

ности студента высшего учебного заведения в творческой проектной деятельности является формирование и становление его внутреннего социально-преобразующего потенциала. Главенствующую роль при этом играет творческая активность личности студента, позволяющая ему максимально раскрыть свои как реальные, так и потенциальные интеллектуальные силы, внося, тем самым, оригинальный вклад в духовно-нравственные ценности современного социума.

Литература

1. Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика. М.: 1999. - 261 с.

2. Каргапольцева Н.А. Социализация и воспитание студентов ВУЗа / Н.А. Каргапольцева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2002. - № 2. - С. 80-84.

3. Клищевская М.В. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности / М.В. Клищевская, Г. Н. Солнцева // Вестник МГУ - Сер. 14. Психология. - 1999. - № 4. - С. 12-14.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. - С. 34.

5. Орлов А. Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации / А.Б. Орлов // Вопросы психологии. 1989. - № 5. - С. 27-34.

6. Санжаревский И.И. История, методология и техника исследования проблем общества и личности в социологии. - Изд. 3 - е, испр. и доп. Тамбов: 2010. - 231 с.

7. Сапугольцев В.Ю. Образовательная среда вуза как условие развития креативности будущего дизайнера / В.Ю. Сапугольцев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. - № 125. - С. 226-232.

8. Чикер В.А. Методология и методы социально-психологических исследований: учебное пособие. СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2010.

9. Салынская Т.В. Иностранный язык -обязательный компонент профессиональной подготовки современного специалиста // Актуальные проблемы управления - 2015. Материалы 20-й Международной научно-практической конференции. 2015. С. 236-238.

10. Кукушкина В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров): учебное пособие / Москва, 2014.

Socialization of the student's personality in creative project activity

Gelyastanova E.H., Taucheva S.A.

Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova

The article deals with the main issues of socialization of the personality of a student at a higher educational institution in the context of creative project activity as an innovative technology in the modern educational paradigm. It is obvious that the accelerating transition of the Russian higher school to the innovative platform of the educational paradigm actualizes the problem of full-fledged preparation of the student of the educational institution not only as a competent specialist but also as a mobile subject of social and labor and social relations in the process of professional life, as well as improving and creative transformation of the world.

Designing in the educational and educational system of the university is an effective means of transferring professional design skills to the sphere of socialization, activization of both professional and labor socialization of the future specialist and professional socialization of the individual.

Keywords: socialization, creative project activity, design, educational paradigm, multicultural, space creative thinking.

References

1. Vasilkova T.A., Vasilkova Yu.V. Social pedagogics. M.: 1999. -

261 pages.

2. Kargapoltseva N.A. Socialization and education of students of

HIGHER EDUCATION INSTITUTION / N.A. Kargapoltseva//Messenger of the Orenburg state university. -2002. - No. 2. - Page 80-84.

3. Klishchevskaya M.V. Professionally important qualities as necessary and sufficient conditions of forecasting of success of activity / M.V. Klishchevskaya, G.N. Solntseva//the Bulletin of MSU - Is gray. 14. Psychology. - 1999. - No. 4. - Page 12-14.

4. Leontyev A.N. Activity. Consciousness. Personality / A.N. Leontyev. M.: Politizdat, 1975. - Page 34.

5. Orlov A. B. Development of theoretical schemes and conceptual

systems in motivation psychology / A.B. Orlov//psychology Questions. 1989. - No. 5. - Page 27-34.

6. Sanzharevsky I.I. History, methodology and technique of a research of problems of society and the personality in sociology. - Prod. 3 - e, ucnp. and additional Tambov: 2010. -231 pages.

7. Sapugoltsev V.Yu. Educational environment of higher education

institution as condition of development of creativity of future designer / V.Yu. Sapugoltsev//News of the Russian state pedagogical university of A.I. Herzen. - 2010. - No. 125. -Page 226-232.

8. Chiker V. A. Methodology and methods of social and psychological researches: manual. SPb.: Publishing house C. -Peterb. un-that, 2010.

9. Salynskaya T.V. Foreign language - an indispensable component

of the professional training of a modern specialist // Actual problems of management - 2015. Materials of the 20th International Scientific and Practical Conference. 2015.S. 236238.

10. Kukushkina V.V. Organization of research work of students (masters): a training manual / Moscow, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.