Научная статья на тему 'НОРМАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ'

НОРМАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / НОРМАТИВНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловцова Ирина Афанасьевна, Малахова Виктория Григорьевна

Период обучения в вузе представляет собой одну из наиболее значимых стадий профессиональной социализации индивида, поскольку в это время приобретаются необходимые для успешной профессиональной деятельности знания и умения, формируются ценностные установки и адаптивные способности, необходимые для успешного решения профессиональных задач в динамично меняющемся мире. Процесс профессиональной социализации иностранных студентов, обучающихся в региональных российских вузах, имеет ярко выраженную специфику, которая недостаточно исследована в современной педагогической науке. В статье представлено нормативное знание об организации процесса профессиональной социализации иностранных студентов в региональном вузе. Целью исследования является обоснование модели деятельности преподавателей регионального вуза и других лиц, организующих процесс профессиональной социализации иностранных студентов. В качестве ведущего подхода к исследованию проблемы выступает теория диалога культур, позволяющая рассматривать профессиональную социализацию иностранных студентов с позиций их включения в контекст профессиональной культуры. Научная новизна исследования состоит в разработке нормативной модели профессиональной социализации иностранных студентов в региональном вузе, представляющей собой единство трех этапов - адаптации, индивидуализации и интеграции. К основным результатам исследования относится выделение для каждого этапа профессиональной социализации иностранных студентов содержательных характеристик, типичных проблем и средств профессиональной социализации. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты конкретизируют научные представления о профессиональной социализации студентов с учетом специфики профессиональной подготовки в инокультурной среде на уровне региона. Практическая ценность отраженных в статье результатов исследования заключается в возможности их использования для повышения результативности процесса профессиональной подготовки иностранных студентов на уровне региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловцова Ирина Афанасьевна, Малахова Виктория Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE MODEL OF FOREIGN STUDENTS’ PROFESSIONAL SOCIALIZATION IN REGIONAL UNIVERSITY

The period of study at the university is one of the most significant stages of professional socialization, since at this time the knowledge and skills necessary for successful professional activity are acquired, value attitudes and adaptive abilities necessary for successful solution of professional tasks in a dynamically changing world are formed. The process of professional socialization of foreign students studying at regional Russian universities has a pronounced specificity, which is insufficiently studied in modern pedagogical science. The article presents the normative knowledge about the organization of the process of foreign students’ professional socialization in a regional university. The purpose of the study is to substantiate the model of activity of teachers of a regional university and other persons organizing the process of professional socialization of foreign students. The leading approach to the study of the problem is the theory of the dialogue of cultures, which allows us to consider the professional socialization of foreign students from the standpoint of their inclusion in the context of professional culture. The main results of the study include the allocation of meaningful characteristics, typical problems and a means of professional socialization for each stage of foreign students’ professional socialization. The scientific novelty of the research consists in the development of a normative model of foreign students’ professional socialization in a regional university, which represents the unity of three stages - adaptation, individualization and integration. The theoretical significance of the study is that its results concretize scientific ideas about the professional socialization of students, taking into account the specifics of professional training in a foreign cultural environment at the regional level. The practical significance of the research results reflected in the article lies in the possibility of using them to improve the effectiveness of the process of professional training of foreign students at the regional level.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2021, № 9 (сентябрь) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 211062 DOI 10.24412/2304-120X-2021-11062 УДК 37.035:378.18

Нормативная модель процесса профессиональной социализации

*

иностранных студентов в региональном вузе

Normative Model of Foreign Students' Professional Socialization

in Regional University

Авторы статьи

L

Authors of the article

L

Соловцова Ирина Афанасьевна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический

университет», Волгоград, Россия ORCID: 0000-0002-6191-5306 irina_solovcova@mail.ru

Малахова Виктория Григорьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический

университет», Волгоград, Россия ORCID: 0000-0002-0261-5493 victory710@mail.ru

Irina A. Solovtsova,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Pedagogics, Volgograd State Social Pedagogical University, Volgograd, Russia ORCID: 0000-0002-6191-5306 irina_solovcova@mail.ru

Victoria G. Malakhova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogics, Volgograd State Social Pedagogical University, Volgograd, Russia ORCID: 0000-0002-0261-5493 victory710@mail.ru

Конфликт интересов

L

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан Для цитирования

Conflict of interest is not declared

For citation

Соловцова И. А., Малахова В. Г. Нормативная модель процесса профессиональной социализации иностранных студентов в региональном вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 09. С. 1-12. URL: http://e-kon-cept.ru/2021/211062.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11062

I. A. Solovtsova, V. G. Malakhova, Normative Model of Foreign Students' Professional Socialization in Regional University // Scientific-methodological electronic journal "Concept". 2021. No. 09. P. 1-12. URL: http://e-kon-cept.ru/2021/211062.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11062

Поступила в редакцию Received 05.08.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 03.09.21

Принята к публикации Accepted for publication 03.09.21 Опубликована Published 30.09.21

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Соловцова И. А., Малахова В. Г., 2021

* Исследование выполнено при поддержке РФФИ и Волгоградской области, проект № 19-413-340011.

Аннотация

Период обучения в вузе представляет собой одну из наиболее значимых стадий профессиональной социализации индивида, поскольку в это время приобретаются необходимые для успешной профессиональной деятельности знания и умения, формируются ценностные установки и адаптивные способности, необходимые для успешного решения профессиональных задач в динамично меняющемся мире. Процесс профессиональной социализации иностранных студентов, обучающихся в региональных российских вузах, имеет ярко выраженную специфику, которая недостаточно исследована в современной педагогической науке. В статье представлено нормативное знание об организации процесса профессиональной социализации иностранных студентов в региональном вузе. Целью исследования является обоснование модели деятельности преподавателей регионального вуза и других лиц, организующих процесс профессиональной социализации иностранных студентов. В качестве ведущего подхода к исследованию проблемы выступает теория диалога культур, позволяющая рассматривать профессиональную социализацию иностранных студентов с позиций их включения в контекст профессиональной культуры. Научная новизна исследования состоит в разработке нормативной модели профессиональной социализации иностранных студентов в региональном вузе, представляющей собой единство трех этапов - адаптации, индивидуализации и интеграции. К основным результатам исследования относится выделение для каждого этапа профессиональной социализации иностранных студентов содержательных характеристик, типичных проблем и средств профессиональной социализации. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты конкретизируют научные представления о профессиональной социализации студентов с учетом специфики профессиональной подготовки в инокуль-турной среде на уровне региона. Практическая ценность отраженных в статье результатов исследования заключается в возможности их использования для повышения результативности процесса профессиональной подготовки иностранных студентов на уровне региона.

Ключевые слова

Abstract

The period of study at the university is one of the most significant stages of professional socialization, since at this time the knowledge and skills necessary for successful professional activity are acquired, value attitudes and adaptive abilities necessary for successful solution of professional tasks in a dynamically changing world are formed. The process of professional socialization of foreign students studying at regional Russian universities has a pronounced specificity, which is insufficiently studied in modern pedagogical science. The article presents the normative knowledge about the organization of the process of foreign students' professional socialization in a regional university. The purpose of the study is to substantiate the model of activity of teachers of a regional university and other persons organizing the process of professional socialization of foreign students. The leading approach to the study of the problem is the theory of the dialogue of cultures, which allows us to consider the professional socialization of foreign students from the standpoint of their inclusion in the context of professional culture. The main results of the study include the allocation of meaningful characteristics, typical problems and a means of professional socialization for each stage of foreign students' professional socialization. The scientific novelty of the research consists in the development of a normative model of foreign students' professional socialization in a regional university, which represents the unity of three stages - adaptation, individualization and integration. The theoretical significance of the study is that its results concretize scientific ideas about the professional socialization of students, taking into account the specifics of professional training in a foreign cultural environment at the regional level. The practical significance of the research results reflected in the article lies in the possibility of using them to improve the effectiveness of the process of professional training of foreign students at the regional level.

Key words

профессиональная социализация, инкультурация, иностранные студенты, диалог культур, нормативная модель

Благодарности

professional socialization, inculturation, foreign students, dialogue of cultures, normative model

Acknowledgements

Авторы выражают благодарность ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», Волгоградскому научно-образовательному центру Российской академии образования за помощь в проведении исследования.

The authors express their gratitude to the Volgograd State Social and Pedagogical University and the Volgograd Scientific and Educational Center of the Russian Academy of Education for their help in conducting the research.

Введение / Introduction

В современных условиях международное сотрудничество в сфере высшего образования является одним из значимых направлений образовательной политики России. В рамках данного направления серьезное внимание уделяется привлечению иностранных граждан для обучения в российских вузах. Привлекательность российского образования для иностранных граждан обусловлена рядом причин, в числе которых - относительно низкая стоимость обучения, широкий спектр предлагаемых специальностей, высокое качество образования.

Одной из составляющих образовательного процесса вуза выступает профессиональная социализация студентов, понимаемая в общем виде как процесс вхождения человека в профессиональную среду [1], сущность которого составляет приобретение студентом профессионально значимых знаний, умений, навыков [2, 3], формирование ценностных ориентаций [4], овладение нормами и формами поведения, характерными для представителей определенной профессии [5]. Такое же понимание профессиональной социализации существует в зарубежной науке, в частности в работах М. Динмохаммади, Х. Пейрови, Н. Мехрдад [6], Д. Т. Шуваль [7], И. Х. Симпсон [8]. Профессиональная социализация в период обучения в вузе представляет собой значимую стадию целостного процесса профессиональной социализации, который продолжается практически на протяжении всей жизни человека. От качества организации процесса профессиональной социализации во многом зависит качество получаемого в вузе образования, поскольку итогом образовательного процесса должно стать успешное включение выпускника в профессиональную среду и в профессиональное сообщество.

Э. А. Орлова выделяет в социокультурной реальности два уровня: обыденный и специализированный [9]. Процесс обучения в вузе специалисты относят к специализированному уровню социокультурной реальности, который включает в себя учебу, труд, общественно-политическую, благотворительную, творческую и другие виды деятельности. Осуществляемая в учебно-воспитательном процессе вуза профессиональная социализация также относится к специализированному уровню социокультурной реальности и представляет собой многоаспектный процесс, предполагающий не только собственно профессиональную подготовку, но и включение студентов в контекст культуры, самоопределение относительно ценностей социума, в котором осуществляется профессиональная социализация. Для иностранных студентов этот сложный процесс осуществляется как диалог между родной и российской культурами и должен быть организован так, чтобы понимание и принятие российской культуры способствовало лучшему пониманию родной культуры студента, поскольку профессиональную деятельность ему придется осуществлять в родной стране, на основе характерных для нее социокультурных норм и ценностей.

В настоящее время в распределении обучающихся в России иностранных студентов имеется определенная географическая неравномерность: наибольшей популярностью пользуются столичные вузы, в связи с чем проблемы профессиональной подготовки студентов в инокультурной образовательной среде исследуются, как правило, на базе таких вузов, как, например, Российский университет дружбы народов [10]. Однако значительное число иностранных студентов обучается в региональных вузах, что обусловлено целым рядом факторов, действующих как на родине студента, так и на уровне региона. Региональные вузы, в первую очередь технические, сельскохозяйственные и медицинские, традиционно пользуются популярностью у студентов из стран ближнего зарубежья. Возрастает и количество обучающихся в региональных вузах студентов из стран дальнего зарубежья, в частности студентов из КНР, получающих классическое университетское образование. В этой связи важно исследовать процесс профессиональной социализации иностранных студентов в образовательных условиях регионального вуза, выделить его специфические особенности и компоненты, что будет способствовать корректной организации данного процесса в образовательном пространстве региона. В настоящее время в педагогической науке наблюдается дефицит исследований, в которых была бы обоснована модель профессиональной социализации студентов, разработанная с учетом, во-первых, специфики

профессиональной социализации обучающихся в инокультурной среде, во-вторых, особенностей обучения в региональном вузе. Данная статья призвана в какой-то мере восполнить этот дефицит.

В процессе исследования использовались теоретические (анализ, синтез, аналогия, обобщение, классификация) и эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование) методы. Последние позволили, в частности, выявить барьеры профессиональной социализации и типичные проблемы иностранных студентов, обучающихся в региональных вузах.

Обзор литературы / Literature review

Один из признаков научного знания - его модельный характер. Результаты научных исследований представляются в виде моделей, которые фиксируют наиболее существенные стороны, связи, функции объекта исследования. Одной из важнейших функций моделирования является нормативная функция, результатом реализации которой является образ изучаемого объекта, соответствующий определенным мировоззренческим установкам и объективным критериям (образ должного) [11]. Применительно к педагогическому исследованию В. В. Краевский выделяет два вида моделей - теоретические и нормативные. Теоретическая модель (модель сущего) фиксирует с разной степенью приближения общее представление об объекте исследования, нормативная - «общее представление о том, что нужно делать с объектом, чтобы максимально приблизить его к научно обоснованному представлению о нем» [12], каким образом достичь лучших результатов в исследуемой области. Нормативная модель (модель должного) конкретизируется в проекте, содержащем конкретные нормы и правила педагогической деятельности. Таким образом, именно благодаря нормативной модели осуществляется связь между педагогической теорией и образовательной практикой. Представленная в данной статье нормативная модель процесса профессиональной социализации студентов позволит не только конкретизировать научные представления о данном процессе применительно к региональному вузу, но и корректно организовать процесс профессиональной социализации иностранных студентов в образовательном пространстве региона.

В современной отечественной педагогической науке разработан ряд моделей профессиональной социализации студентов. Так, В. А. Клименко, исходя из представлений о профессиональной социализации как о двустороннем процессе, во-первых, влияния на индивида социальных институтов и факторов, во-вторых, индивидуально-личностного становления обучающихся, обосновывает структурно-функциональную модель профессиональной социализации студентов. Кроме того, выделяя девять этапов профессиональной социализации студентов - от усвоения общей информации о будущей сфере профессиональной деятельности до формирования и корректировки профессионально значимых ценностных ориентаций и установок, исследователь фактически предлагает нормативную модель организации профессиональной социализации на стадии профессиональной подготовки [13]. Оригинальную нормативную модель профессиональной социализации студентов в едином культурно-образовательном пространстве колледжа предлагает Г. Н. Григорьева, выделяя три уровня (фактически - этапа) данного процесса («Я в выбранной специальности», «Я и выбранная специальность», «Я - специалист») и определяя для каждого уровня цель, средства ее достижения и педагогические принципы, которыми необходимо руководствоваться при достижении цели [14].

Несмотря на несомненные достоинства и научную ценность данных моделей, охватывающих все аспекты и составляющие процесса профессиональной социализации студентов, фиксирующих общую логику педагогической деятельности по организации процесса профессиональной социализации в период профессиональной подготовки, с точки зрения задач нашего исследования они нуждаются в уточнении и конкретизации, поскольку профессиональная социализация иностранных студентов осуществляется в инокультурной образовательной среде, что существенно усложняет исследуемый процесс и придает ему качественное своеобразие.

Важное значение для нашего исследования имеют выводы С. Н. Макаровой относительно уровней профессиональной социализации [15]. Выводы исследователя позволяют определить характеристики этапов социализации, составляющих основу предлагаемой нами нормативной модели.

Для понимания специфики процесса профессиональной социализации иностранных студентов важны выводы А. И. Сурыгина относительно сущности адаптации иностранных студентов к новой системе обучения. А. И. Сурыгин отмечает, что адаптация к вузовской системе обучения у иностранных студентов происходит одновременно с национально-культурной адаптацией, которая требует от студента приспособления к новым для него образовательным традициям, непривычному режиму обучения, особенностям организации учебной и внеучебной деятельности, правилам взаимодействия в образовательном пространстве вуза [16]. Отдельные аспекты кросс-культурной дидактики в процессе профессиональной подготовки рассматривает Н. В. Давыдова [17].

Моделирование процесса профессиональной социализации иностранных студентов предполагает использование широкого спектра знаний, в том числе из области профессионального воспитания. Так, мы опирались на обоснованные Н. М. Борытко характеристики таких видов педагогической помощи, как педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка. Основными характеристиками педагогического сопровождения являются непрерывность, комплексный характер, создание для студента ситуаций успеха и позитивная оценка его достижений, диалогичность общения между преподавателем и студентами. К характеристикам педагогической поддержки относятся адресный характер, направленность на преодоление конкретных затруднений [18]. Характеристики разных видов педагогической помощи позволили определить виды помощи иностранным студентам на разных этапах их профессиональной социализации.

К проблемам профессиональной социализации обращаются и зарубежные исследователи. Р. Перес рассматривает профессиональную социализацию студентов как процесс формирования их индивидуальной культуры в контексте национальной, профессиональной, региональной культуры и культуры образовательной организации [19]. Такой подход позволяет исследователю констатировать важную роль культуры и ее ценностного компонента в профессиональном становлении будущих специалистов. Однако преимущественное внимание автор уделяет методическим аспектам организации процесса профессиональной социализации обучающихся, не останавливаясь подробно на культурном контексте профессиональной социализации.

М. Р. Динмохаммади, Х. Пейрови, Н. Мехрдад отмечают влияние на результаты профессиональной социализации не только собственно профессионального, но и более широкого социального контекста и подчеркивают, что профессиональная социализация студентов - поэтапный процесс, механизмом которого выступает преодоление студентами личностно-профессиональных кризисов [20].

Д. М. Мердингер рассматривает профессиональную социализацию с точки зрения формирования у студентов ценностных установок [21]. Сходных методологических установок при исследовании процесса профессиональной социализации студентов придерживаются Дж. Р. Моран [22], Д. Вайс, М. Д. Шэнк [23], утверждающие, что в процессе профессиональной социализации будущих специалистов в сфере «человек - человек» большую роль играют не столько узкопрофессиональные знания и умения, сколько общие гуманистические установки личности. Выделение в структуре профессиональной социализации ценностного компонента представляет собой весьма значимый результат упомянутых исследований, хотя авторы и не обращаются к ценностям как компоненту культуры, в том числе профессиональной.

Исследования Джин Ли [24] и Нин Хуайин [25], не связанные непосредственно с вопросами профессиональной социализации, значимы тем, что в них подробно рассматривается влияние национального менталитета, образовательных традиций, учебных установок на организацию процесса обучения, а также типичные проблемы, которые возникают при взаимодействии в учебном процессе представителей разных культур.

Таким образом, можно констатировать наличие в современной отечественной и зарубежной педагогике теоретических предпосылок для разработки нормативной модели профессиональной социализации иностранных студентов на региональном уровне. К ним можно отнести наличие поэтапных моделей процесса профессиональной социализации студентов, выявление связи профессиональной социализации с широким социокультурным контекстом, выводы о влиянии культурных особенностей обучающихся на процесс и результаты обучения (на примере представителей конкретных культур).

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Методологической базой исследования выступают концептуальные положения теории диалога культур М. М. Бахтина [26] - В. С. Библера [27, 28]. Диалог культур предполагает «познание иной культуры через свою, а своей через другую путем культурной интерпретации и адаптации этих культур друг к другу» [29]. Диалог культур - это всегда ценностно-смысловое взаимодействие; он направлен на раскрытие ценностных оснований и выявление смыслов, заключенных в явлениях иной культуры. На важность диалога в процессе взаимодействия представителей разных культур указывают и зарубежные исследователи Т. Огай, Д. Эдельманн [30], A. Портера [31].

С точки зрения теории диалога культур профессиональная социализация иностранных студентов рассматривается как процесс инкультурации, а основой ее выступает ценностная составляющая, содержание которой раскрывается в результате выявления культурных смыслов (в том числе смыслов, определяющих специфику профессиональной культуры). «Главным средством этого выступает язык, знание которого является важнейшей предпосылкой понимания другой культуры» [32]. На возможность понимания процесса профессиональной социализации как инкультурации указывает В. А. Клименко [33]. Опора на концептуальные положения теории диалога культур позволяет решить важные проблемы профессиональной социализации иностранных студентов. Среди них - проблема преодоления социокультурных и дидактических барьеров, проблема понимания ценностно-смысловых оснований профессиональной деятельности, проблема адаптации к профессиональной среде по возвращении на родину, в период начала профессиональной деятельности.

Основанием для построения нормативной модели процесса профессиональной социализации иностранных студентов в образовательном пространстве региона выступают выделенные А. В. Петровским этапы социализации - адаптация, социализация и интеграция [34]. Аналогичные этапы в логике процесса профессионального воспитания выделяет Н. М. Борытко: социально-нормативный (идентификация с социокультурным и профессиональным окружением, в первую очередь принятие его ценностей), индивидуально-смысловой (выделение себя из социокультурной среды, самоопределение, поиск смысла профессиональной деятельности) и ценностно-дея-тельностный (взаимодействие со средой, утверждение в ней своих взглядов, своей профессиональной позиции) [35]. Сущность первого из них составляют адаптационные процессы, второго - процессы индивидуализации, третьего - процессы интеграции студента в профессиональную среду. Можно сделать вывод о том, что такая логика является универсальной для любых процессов, включенных в общий процесс социализации человека, и адекватно описывает, в числе прочего, процесс профессиональной социализации иностранных студентов.

Результаты исследования / Research results

В результате анализа перечисленных выше отечественных и зарубежных исследований, дополненного выводами собственного эмпирического исследования, проведенного на базе вузов Волгограда, были выделены этапы изучаемого процесса, что позволяет корректно организовать деятельность по включению иностранных студентов, обучающихся в региональных вузах, в профессиональную среду. Для каждого этапа определены сущностные характеристики, раскрывающие его качественное своеобразие; типичные проблемы, которые необходимо решить на данном этапе; методы обучения и виды педагогической помощи, обеспечивающие успешную профессиональную социализацию обучающихся на каждом этапе.

Сущность адаптации составляет усвоение индивидом норм и правил поведения, способов деятельности, характерных для той социокультурной среды, в которой он находится. С точки зрения профессиональной социализации иностранных студентов особое значение имеет академическая адаптация (адаптация к новой системе обучения), в первую очередь ее национально-культурный аспект.

Результаты этапа адаптации во многом зависят от состава академической группы, в которой обучается студент, - монокультурного или поликультурного. В региональных вузах, где ранее преобладали монокультурные группы, преподавателям все чаще приходится иметь дело с многонациональными, поликультурными группами. Многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что в поликультурных группах, где средством общения выступает русский язык, адаптация проходит более быстро и успешно, нежели в монокультурных, где студенты могут общаться друг с другом на родном языке. Такая ситуация характерна для региональных вузов, поскольку в столичных вузах в качестве языка общения между студентами выступает, как правило, английский. В этой связи в региональных вузах следует обратить особое внимание на использование возможностей русского языка в качестве основы профессиональной социализации иностранных студентов, поскольку именно владение русским языком является основным условием усвоения профессиональных знаний, освоения профессиональных умений и присвоения профессиональных ценностей. Акцентирование внимание на русском языке как языке обучения и межнационального общения способствует профилактике и/или преодолению проблемы объединения

студентов в замкнутые диаспоры по национальному признаку, где блокируются механизмы, обеспечивающие диалог культур и успешность социокультурной и академической адаптации, вследствие чего входящие в такие группы студенты до самого завершения обучения в вузе остаются на так называемом нулевом уровне профессиональной социализации.

Анализ выводов, содержащихся в научной литературе по вопросам профессиональной социализации в период обучения в вузе, а также опрос обучающихся в вузах Волгограда иностранных граждан (так, в 2019-2020 годах было проведено анкетирование, в котором приняли участие 72 студента из стран ближнего и дальнего зарубежья) позволили выявить наличие на этапе адаптации возникающих у иностранных студентов определенных барьеров. Первая группа барьеров, с которым студенты сталкиваются на начальных этапах социализации, - социальные барьеры. Они включают в себя проблемы взаимодействия с социальными институтами и организациями, связанные с материально-бытовым обустройством (вопросы оплаты, оснащение общежитий и пр.), вопросами медицинского обслуживания (покупка лекарств, посещение врача), питания (продукты и их приготовление, наличие продуктов питания традиционной кухни), организацию досуга.

Культурные барьеры связаны прежде всего с разницей между культурой России и культурой той страны, из которой приехал студент, - в обычаях, традициях, нормах и формах поведения, которые могут серьезно отличаться от тех, которые существуют в родной культуре студента.

С культурными барьерами тесно связан языковой барьер (некоторые исследователи включают его в число культурных барьеров). Незнание или слабое знание русского языка вызывает у студента серьезный стресс. Беседы с иностранными студентами показали, что даже те из них, которые владеют русским языком на бытовом уровне, испытывают существенные трудности как в процессе обучения (особенно при освоении профессиональной терминологии, терминов, связанных с организацией учебного процесса в вузе), так и в различных ситуациях общения - при оформлении документов, в банке, при покупке технических устройств, при разговоре по телефону. В поликультурной группе действие языкового барьера может усиливаться вследствие смысловых различий, которые имеются в разных языках в отношении одних и тех же слов.

Дидактические барьеры связаны с применением методов и форм обучения, отличных от тех, которые применяются на родине студента, а также с различным пониманием в разных культурах одних и тех же профессиональных терминов (здесь дидактические барьеры пересекаются с языковым и культурными барьерами), с разными стилями взаимодействия преподавателя со студентами и студентов друг с другом, с разными способами организации учебно-воспитательного процесса.

Профессиональные барьеры связаны с разницей в представлениях о профессии, ее престиже, профессиональном образовании, сложившихся на родине и в России. Они включают в себя стереотипные представления об уровне образовательных услуг, необходимом и достаточном уровне знаний и профессиональной компетентности, о профессиональной культуре, в том числе о ценностях профессионального сообщества, о нормах взаимодействия и правилах поведения в профессиональном сообществе.

В процессе адаптации к образовательному процессу регионального российского вуза необходимо уделить первоочередное внимание преодолению культурных барьеров, которые являются определяющими по отношению к остальным. Оптимальным условием для моделирования и проектирования процесса адаптации иностранных студентов к образовательным условиям российского вуза выступают идеи диалога культур.

На этапе адаптации наиболее результативными являются рефлексивные методы обучения и воспитания (вербальная и невербальная, устная и письменная рефлексия), позволяющие студентам осмыслить содержание будущей профессии, осознать ее роль в обществе, сравнить представления о профессии, которые существуют в российской культуре, с теми, которые характерны для их родной культуры. Рефлексивные методы позволяют студенту выявить и осознать лежащие в основе профессиональной деятельности ценности, понять «культурно окрашенные» смыслы, заключенные в профессиональной терминологии и в явлениях профессиональной культуры, а в перспективе - выработать собственную профессиональную позицию.

На данном этапе иностранные студенты нуждаются в грамотно организованной педагогической помощи в форме педагогического сопровождения, которое носит максимально индивидуализированный характер и наиболее полно реализуется в рамках института тьюторства, функционирующего в ряде региональных вузов (например, в Псковском государственном университете), или традиционного института кураторства, эффективной деятельности которого в региональных вузах придается серьезное значение.

Сущность этапа индивидуализации составляет реализация потребности в пер-сонализации, поиск средств для выражения собственной индивидуальности. Применительно к профессиональной социализации это означает формирование профессиональной позиции - самоопределение относительно ценностей профессии, выбор стиля и предпочитаемых способов профессиональной деятельности, формирование идеального образа профессионала. В содержательном плане этап индивидуализации представляет собой период активного освоения студентами теоретических и прак-тико-ориентированных знаний, формирования профессиональных умений.

Важно, чтобы студент соотносил избранные способы осуществления профессиональной деятельности и формирующийся идеальный образ профессионала, во-первых, с собственными индивидуальными качествами, со своими возможностями как профессионала, во-вторых, с теми нормами и формами профессионального взаимодействия, которые приняты в его родной культуре. Этому должны способствовать диалогические методы обучения и воспитания, направленные на понимание студентами ценностей и моральных норм, которыми специалист руководствуется в своей профессиональной деятельности, а также на выявление сходства и различий между культурой профессионального сообщества в России и культурой аналогичного профессионального сообщества родной для студента страны.

Индивидуализация осуществляется как на учебных занятиях (возможность выбора заданий и/ или способов их выполнения, разнообразие форм организации учебной деятельности), так и во внеучебной, в том числе исследовательской, деятельности (конкурсы, олимпиады, предметные кружки, творческие объединения, научно-исследовательские лаборатории, научные и научно-практические конференции), в процессе включения студентов в систему эмоционально и культурно насыщенного досуга, в том числе в мероприятия, создающие возможность диалога между российской культурой и родной культурой студента (дискуссионные клубы, дни национальной культуры, литературно-музыкальные вечера, тематические гостиные и др.). При этом научные мероприятия, связанные с будущей профессией, целесообразно проводить в режиме диалога, чтобы студенты имели возможность презентовать национальные достижения в аналогичной сфере и таким образом найти оптимальный вариант самореализации в профессии.

Использование на этапе индивидуализации социокультурного потенциала региона возможно по следующим направлениям: знакомство студентов с профессиональным сообществом региона, его традициями, профессиональными династиями; знакомство с региональными научными школами и их вкладом в развитие цифровых технологий, промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, образования, туризма и других сфер; использование базовых предприятий и учреждений региона для организации теоретических и практических занятий.

На этапе интеграции происходит включение студента в профессиональную деятельность и в профессиональную среду. Специфика этапа интеграции в период обучения в вузе состоит в том, что включение в профессиональную среду осуществляется в процессе учебно-профессиональной деятельности, в первую очередь во время производственных практик. Обучающиеся в региональных вузах иностранные студенты, в отличие от российских студентов, как правило, не работают в период обучения по избранной специальности, поэтому производственные практики являются для них уникальной возможностью применить в избранной сфере деятельности профессиональные знания и умения, проверить правильность избранной профессиональной позиции и при необходимости скорректировать ее.

На этапе интеграции формируется профессиональная идентичность, т. е. отождествление будущего специалиста с определенной профессиональной группой. Неотъемлемой частью процесса формирования профессиональной идентичности является трансляция в окружающую социальную и профессиональную среду собственной системы ценностей, в том числе значимых с точки зрения будущей профессии. Происходит это в процессе включения в непосредственно либо опосредованно связанную с будущей профессией деятельность. Поэтому важным условием результативности профессиональной социализации на этапе интеграции выступает включение студентов в разнообразные виды деятельности - научно-исследовательскую, спортивно-массовую, художественно-творческую, общественно-организационную (студенческое самоуправление) и другие. Посредством такой деятельности иностранный студент включается в сообщества с разными социокультурными характеристиками, транслируя в эти сообщества индивидуальную систему ценностей, сформировавшуюся в процессе обучения в российском вузе, предлагая собственные, осмысленные с позиций будущей профессии формы и способы взаимодействия, не противоречащие таковым в российской культуре, а дополняющие и обогащающие ее. В результате происходит не только трансформация социокультурной среды, ее обогащение за счет иной культуры, но и трансформация личности будущего специалиста, его становление субъектом профессиональной деятельности.

Важную роль на данном этапе играют интерактивные методы обучения и профессионального воспитания, которые применяются с целью освоения студентами культуросообразных способов профессионального взаимодействия: метод проектов (не только непосредственно связанных с профессиональной деятельностью, но также социальных и культурологических), деловые и ролевые игры, метод анализа ситуаций профессиональной деятельности.

Следует особо остановиться на двух проблемах, которые характерны для этапа интеграции. Первая из них - проблема выбора варианта продолжения обучения в вузе. Если говорить о региональном вузе, то следует отметить, что многие из хорошо подготовленных выпускников бакалавриата выбирают обучение в магистратуре столичных вузов. Однако для продолжения образования (обучение в аспирантуре с перспективой защиты кандидатской диссертации) многие из них возвращаются в родной

вуз, объясняя это комфортными условиями обучения, наличием индивидуального педагогического сопровождения, хорошей ориентацией в условиях взаимодействия в социокультурном пространстве региона. Важно показать иностранному студенту весь веер возможностей в плане продолжения образования, создать условия для объективной оценки им своих возможностей с опорой на результаты психолого-педагогической диагностики, чтобы он мог сделать осознанный выбор.

Вторая проблема связана с предстоящей адаптацией молодого специалиста в родной для него социокультурной среде. Если профессиональные знания, как правило, универсальны и не имеют «национальной окраски» (хотя и здесь имеются определенные исключения), то формы поведения и взаимодействия в профессиональной среде всегда отражают глубинные основы культуры народа, его менталитет, иерархию и содержание профессионально значимых ценностей. Различаются и способы осуществления профессиональной деятельности, особенно в рамках профессий, относящихся к типу «человек -человек». Молодой специалист, окончивший российский вуз и вернувшийся на родину, обязательно столкнется с этой проблемой и должен быть подготовлен к ее решению. Организация профессиональной социализации иностранных студентов на основе диалога культур способна смягчить остроту этого противоречия, поскольку диалог культур предполагает выявление как «общности», так и «чуждости» между российской культурой и родной культурой студента, а способность выполнять профессиональные действия в инокультурной среде с учетом ее особенностей в рамках производственной практики обогащает профессиональный арсенал студента, делает его профессиональный инструментарий более гибким и вариативным. Решению проблемы способствует и освоение студентом способов профессионального саморазвития.

Помощь иностранным студентам в решении проблем профессиональной социализации на этапе интеграции осуществляется в форме педагогической поддержки, которая, в отличие от педагогического сопровождения, направлена на преодоление конкретных затруднений.

Четко определить временные рамки каждого этапа не представляется возможным из-за разнообразия учебных программ, которые осваивают иностранные студенты в региональных вузах, и продолжительности обучения в вузе. Так, помимо классического бакалавриата, большое количество студентов обучается по программам двух дипломов, и продолжительность их обучения в российских вузах составляет 2-3 года. Есть и студенты, которые проходят в региональных вузах все уровни обучения (бакалавриат - магистратура - аспирантура). Если брать за основу четырехлетний бакалавриат, то, как правило, этап адаптации соотносим с первым годом обучения, этап индивидуализации - со вторым и третьим годами, этап интеграции - с четвертым годом обучения. Однако эти этапы выделяются и в рамках отдельных видов учебной и учебно-профессиональной деятельности, в которую включаются студенты. Например, будущие учителя во время практики в образовательных организациях должны адаптироваться к условиям прохождения практики, определить свое место и роль в коллективе и включиться в общую деятельность педагогического коллектива школы.

Заключение / Conclusion

Подводя итог сказанному, следует отметить, что включение иностранных студентов в профессиональную среду в региональном вузе осуществляется по следующим направлениям: информирование студентов о возможностях региональной

среды в плане профессиональной социализации, реализация в процессе профессиональной подготовки иностранных студентов компонентов содержания образования, которые раскрывают данные возможности (в частности, при изучении общекультурных и специальных дисциплин); систематическое осуществление психолого-педагогической диагностики, позволяющей своевременно выявить и решить проблемы, возникающие в процессе профессиональной социализации; создание условий для изучения русского языка и для знакомства с общей, образовательной и профессиональной культурой страны обучения в учебной и внеучебной деятельности; включение студентов в разнообразные виды деятельности, которые способствуют их академической и профессиональной адаптации, становлению индивидуальной профессиональной позиции и интеграции в профессиональную среду и в профессиональное сообщество (при этом студентами должно быть освоено не только образовательное пространство вуза, но и в максимальной степени - социокультурное пространство региона, в том числе организовано взаимодействие с представителями профессионального сообщества региона); оказание студентам максимально индивидуализированной педагогической помощи в разных формах (педагогическое сопровождение, педагогическая поддержка) в зависимости от этапа профессиональной социализации.

В данной статье нормативная модель профессиональной социализации иностранных студентов на уровне региона охарактеризована лишь в самом общем виде. Дальнейшего углубленного изучения требуют особенности профессиональной социализации представителей разных стран и культур, получающих в региональных вузах профессиональную подготовку по разным направлениям, специальностям и уровням высшего образования. Кроме того, важную задачу дальнейших исследований составляет выявление механизмов, обеспечивающих «наполнение» этапов профессиональной социализации иностранных студентов конкретным содержанием в зависимости от специфики того или иного региона.

Ссылки на источники / References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Арендачук И. В. Профессиональная социализация личности студента вуза в контексте диахронического подхода // Известия Саратовского университета. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 20i3. -Т. 2. - Вып. 4(8). - С. 348-353.

2. Воробьева Н. В. Профессиональная идентичность и педагогическая культура адъюнктов военного вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 202i. - № l (июль). - С. 31-44. - URL: http://e-koncept.ru/202i/2ii049.htm.

3. Клименко В. А. Профессиональная социализация студентов: структурно-функциональная модель // Социологический альманах. - 20i2. - Вып. 3. - С. 92-i02.

4. Макарова С. Н. Уровни профессиональной социализации: концептуальный аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 62. - С. i52-i57.

5. Солянкина Л. Е. Формирование навыков профессиональной адаптации у студента в условиях вузовской подготовки // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 20i8. - № 3(i26). - С. i3-i6.

6. Dinmohammadi M., Peyrovi H., Mehrdad N. Professional socialization of Iranian BSN students: a grounded theory study // J Caring Sci. - 20i7. - 6 (4). - Р. 359-369. DOI: i0.i5i7i/jcs.20i6.034.

7. Shuval J. T. From "boy" to "colleague": Processes of role transformation in professional socialization // Social Science and Medicine. - i975. - № 9. - Р. 4i3-420.

8. Simpson I. H. Patterns of socialization into professions: The case of student nurses // Sociological Inquiry. - i967. -№ 37(i). - Р. 47-54.

9. Орлова Э. А. Социокультурная реальность: к определению понятия // Личность. Культура. Общество. - 2007. -Т. IX. - Вып. i(34). - С. 12.

10. Гладуш А. Д., Трофимова Г. Н., Филиппов В. М. Социально-культурная адаптация иностранных граждан к условиям обучения и проживания в России. - М.: РУДН, 2008. - i46 с.

11. Дахин А. Н. Моделирование в педагогике // Идеи и идеалы. - 20i0. - № i(3). - Т. 2. - С. !2.

12. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап. - М.: Академия, 2006. - С. 329.

13. Клименко В. А. Указ. соч. - С. 99-101.

14. Григорьева Г. Н. Модель успешной социализации студентов в образовательном пространстве Новочеркасского колледжа промышленных технологий и управления. - URL: http://federalbook.ru/files/FSO/soderganie/SPO-1/V/315-318%20Grigor'eva.pdf.

15. Макарова С. Н. Указ. соч. - С. 153-155.

16. Сурыгин А. И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. - СПб.: Златоуст, 2000. - С. 19.

17. Давыдова Н. В. Исследование дидактического аспекта культурного параметра «индивидуализм/коллективизм» в контексте обучения иностранных военнослужащих в российском военном вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 5 (май). - С. 16-27. - URL: http://e-koncept.ru/2021/211028.htm.

18. Борытко Н. М. Профессиональное воспитание студентов вуза. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. - С. 71-72.

19. Perez R. J. A Conceptual Model of Professional Socialization within Student Affairs Graduate Preparation Programs // Journal for the Study of Postsecondary and Tertiary Education. - 2016. - Vol. 1. - P. 35-52.

20. Dinmohammadi M., Peyrovi H, Mehrdad N. Op. cit.

21. Merdinger J. M. Sodalizationin to a profession: The case of undergraduate social work students // Journal of Education for Social Work. - 1982. - 18(2). - P. 12-19.

22. Moran J. R. Social work education and students' humanistic attitudes // Journal of Social Work Education. - 1989. -25. - P. 13-14.

23. Weis D., Schank M. J. Professional values: Key to professional development // J Prof Nurs. - 2002. - № 18(5). - Р. 272.

24. Jin Li. Cultural Foundations of Learning: East and West. - N. Y.: Cambrige University Press, 2012. - 385 p.

25. Ning Huaiying, Bokova T. Mentality influence on the learning process in China and Russia // EEIA 2019 International Conference "Education Environment for the Information Age". - URL: https://www.futureacademy.org.uk/files/im-ages/upload/EEIA2019F020.pdf.

26. Бахтин М. М. К философским основам гуманитарных наук // Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. - СПб.: Азбука, 2000. - С. 227-231.

27. Библер В. С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. - М.: Прогресс, 1991. - 176 с.

28. Библер В. С. Культура ХХ века и диалог культур // Диалог культур: материалы науч. конф. «Випперовские чтения - XXV». - М., 1994. - С. 5-18.

29. Миронов В. В. Философия и метаморфозы культуры. - М.: Соврем. тетради, 2005. - С. 45.

30. Ogaya Т., Edelmannb D. 'Taking culture seriously': implications for intercultural education and training European // Journal of Teacher Education. - 2016. - Vol. 39. - № 3. - P. 388-400.

31. Portera A. Intercultural Competence in Education, Counselling and Psychotherapy // Intercultural Education. - 2014. - Vol. 25(2). - P. 157-174.

32. Миронов В. В. Указ. соч. - С. 45.

33. Клименко В. А. Указ. соч. - С. 93.

34. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

35. Борытко Н. М. Указ. соч. - С. 7-12.

1. Arendachuk, I. V. (2013). "Professional'naya socializaciya lichnosti studenta vuza v kontekste diahronicheskogo podhoda" [Professional socialization of the personality of a university student in the context of the diachronic approach], Izvestiya Saratovskogo universiteta. Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya, t. 2, vyp. 4(8), pp. 348-353 (in Russian).

2. Vorob'eva, N. V. (2021). "Professional'naya identichnost' i pedagogicheskaya kul'tura ad"yunktov voennogo vuza" [Professional identity and pedagogical culture of military university adjuncts], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 7 (iyul'), pp. 31-44. Available at: http://e-koncept.ru/2021/211049.htm (in Russian).

3. Klimenko, V. A. (2012). "Professional'naya socializaciya studentov: strukturno-funkcional'naya model'" [Professional socialization of students: structural and functional model ] , Sociologicheskij al'manah, vyp. 3, pp. 92102 (in Russian).

4. Makarova, S. N. (2008). "Urovni professional'noj socializacii: konceptual'nyj aspekt" [Levels of professional socialization: conceptual aspect] , Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena, № 62, pp. 152-157 (in Russian).

5. Solyankina, L. E. (2018). "Formirovanie navykov professional'noj adaptacii u studenta v usloviyah vuzovskoj

podgotovki" [Formation of students' skills of professional adaptation in the conditions of university training], Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, № 3(126), pp. 13-16 (in Russian).

6. Dinmohammadi, M., Peyrovi, H. & Mehrdad, N. (2017). "Professional socialization of Iranian BSN students: a grounded theory study", J Caring Sci, 6 (4), pp. 359-369. DOI: 10.15171/jcs.2016.034 (in English).

7. Shuval, J. T. (1975). "From "boy" to "colleague": Processes of role transformation in professional socialization", Social Science and Medicine, № 9, pp. 413-420 (in English).

8. Simpson, I. H. (1967). "Patterns of socialization into professions: The case of student nurses", Sociological Inquiry, № 37(1), pp. 47-54 (in English).

9. Orlova, E. A. (2007). "Sociokul'turnaya real'nost': k opredeleniyu ponyatiya" [Sociocultural reality: to the definition of the concept] , Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo, t. IX, vyp. 1(34), p. 72 (in Russian).

10. Gladush, A. D., Trofimova G. N. & Filippov, V. M. (2008). Social'no-kul'turnaya adaptaciya inostrannyh grazhdan k usloviyam obucheniya i prozhivaniya v Rossii [Socio-cultural adaptation of foreign citizens to the conditions of study and residence in Russia ] , RUDN, Moscow, 146 p. (in Russian).

11. Dahin, A. N. (2010). "Modelirovanie v pedagogike" [Modelling in Pedagogics], Ideii idealy, № 1(3), t. 2, p. 12 (in Russian).

12. Kraevskij, V. V. & Berezhnova, E. V. (2006). Metodologiya pedagogiki: novyj etap [Methodology of Pedagogics: a new stage , Akademiya, Moscow, p. 329 (in Russian).

13. Klimenko, V. A. (2012). Op. cit., pp. 99-101.

14. Grigor'eva, G. N. Model' uspeshnoj socializacii studentov v obrazovatel'nom prostranstve Novocherkasskogo kolledzha promyshlennyh tekhnologij i upravleniya [Model of successful socialization of students in the educational environment of the Novocherkassk College of Industrial Technologies and Management]. Available at: http://federalbook.ru/files/FS0/soderganie/SP0-1/V/315-318%20Grigor'eva.pdf (in Russian).

15. Makarova, S. N. (2008). Op. cit., pp. 153-155.

16. Surygin, A. I. (2000). Osnovy teorii obucheniya na nerodnom dlya uchashchihsya yazyke [Fundamentals of the theory of learning in a language that is not native to students ] , Zlatoust, St. Petersburg, p. 19 (in Russian).

17. Davydova, N. V. (2021). "Issledovanie didakticheskogo aspekta kul'turnogo parametra "individualizm/kollektivizm" v kontekste obucheniya inostrannyh voennosluzhashchih v rossijskom voennom vuze" [Study of the didactic aspect of the cultural parameter "individualism / collectivism" in the context of training foreign servicemen at a Russian military university] , Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 5 (maj), pp. 16-27. Available at: http://e-koncept.ru/2021/211028.htm (in Russian).

18. Borytko, N. M. (2004). Professional'noe vospitanie studentov vuza [Professional education of university students], Izd-vo VGIPK RO, Volgograd, pp. 71-72 (in Russian).

19. Perez, R. J. (2016). "A Conceptual Model of Professional Socialization within Student Affairs Graduate Preparation Programs", Journal for the Study of Postsecondary and Tertiary Education, vol. 1, pp. 35-52 (in English).

20. Dinmohammadi, M., Peyrovi, H. & Mehrdad, N. (2017). Op. cit.

21. Merdinger, J. M. (1982). "Sodalizationin to a profession: The case of undergraduate social work students", Journal of Education for Social Work, 18(2), pp. 12-19 (in English).

22. Moran, J. R. (1989). "Social work education and students' humanistic attitudes", Journal of Social Work Education, 25, pp. 13-14 (in English).

23. Weis, D. & Schank, M. J. (2002). "Professional values: Key to professional development", J Prof Nurs, № 18(5), p. 272 (in English).

24. Jin Li (2012). Cultural Foundations of Learning: East and West, Cambrige University Press, N. Y., 385 p. (in English).

25. Ning Huaiying & Bokova, T. "Mentality influence on the learning process in China and Russia", EEIA 2019 International Conference "Education Environment for the Information Age". Available at: https://www.futureacademy.org.uk/files/images/upload/EEIA2019F020.pdf (in English).

26. Bahtin, M. M. (2000). "K filosofskim osnovam gumanitarnyh nauk" [To the philosophical foundations of the humanities] , in Bahtin, M. M. Avtor i geroj. K filosofskim osnovam gumanitarnyh nauk, Azbuka, St. Petersburg, pp. 227-231 (in Russian).

27. Bibler, V. S. (1991). Mihail Mihajlovich Bahtin, ili Poetika kul'tury Mikhail M. Bakhtin, or Poetics of Culture], Progress, Moscow, 176 p. (in Russian).

28. Bibler, V. S. (1994). "Kul'tura XX veka i dialog kul'tur" [20th century culture and dialogue of cultures], Dialog kul'tur: materialy nauch. konf. "Vipperovskie chteniya - XXV", Moscow, pp. 5-18 (in Russian).

29. Mironov, V. V. (2005). Filosofiya i metamorfozy kul'tury [Philosophy and metamorphoses of culture], Sovrem. tetradi, Moscow, p. 45 (in Russian).

30. Ogaya, T. & Edelmannb, D. (2016). "'Taking culture seriously': implications for intercultural education and training European", Journal of Teacher Education, vol. 39, № 3, pp. 388-400 (in English).

31. Portera, A. (2014). "Intercultural Competence in Education, Counselling and Psychotherapy", Intercultural Education, vol. 25(2), pp. 157-174 (in English).

32. Mironov, V. V. (2005). Op. cit., p. 45.

33. Klimenko, V. A. (2012). Op. cit., p. 93.

34. Petrovskij, A. V. (1982). Lichnost'. Deyatel'nost'. Kollektiv [Personality. Activity. Team] , Politizdat, Moscow, 255 p. (in Russian).

35. Borytko, N. M. (2004). Op. cit., pp. 7-12.

Вклад авторов

И. А. Соловцова - обоснование и характеристика этапов профессиональной социализации иностранных студентов, обзор зарубежной литературы по проблеме исследования, формулирование выводов, представленных в заключении.

В. Г. Малахова - обоснование актуальности исследования, подготовка вводной части статьи, обоснование методологической базы исследования, обзор отечественной литературы по проблеме исследования, выявление и характеристика барьеров, возникающих у иностранных студентов на этапе адаптации.

Contribution of the authors

I.A. Solovtsova - substantiation and characteristics of the stages of professional socialization of foreign students, a review of foreign literature on the research problem, formulation of conclusions.

V.G. Malakhova - substantiation of the research relevance, preparation of the introductory part of the article, substantiation of the methodological base of the research, review of domestic literature on the problem of research, identification and characterization of barriers arising among foreign students at the stage of adaptation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.