Научная статья на тему 'Оптимизация обучения иностранных студентов медицинских вузов в условиях культурной адаптации в рамках ФГОС третьего поколения'

Оптимизация обучения иностранных студентов медицинских вузов в условиях культурной адаптации в рамках ФГОС третьего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / АДАПТАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаповал Г. Н., Камалова О. Н.

Главной целью развития системы медицинского образования в свете введения федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, ориентированных на быструю адаптацию к профессиональной практической деятельности является формирование специалиста, готового к самостоятельной врачебной практике в условиях современного уровня материально-технической оснащенности здравоохранения. Выявлена динамика мотивации учения у иностранных студентов в медицинском вузе, барьеры, возникающие у них и отрицательно влияющие на мотивацию обучения, а также продуктивность процесса учебного занятия. Показано, что оптимизация обучения иностранных студентов основана на важнейших психологических факторах и невозможна без учета особенностей протекания адаптационных процессов. Выявлены причины, определяющие уровень адаптации иностранных студентов, трудности их адаптации в сравнении с российскими студентами. Подчеркнута также значимость в процессах социализации и адаптации иностранных студентов в медицинском вузе преподавателя как носители профессиональных ценностей и представителя культуры, в том числе и языковой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация обучения иностранных студентов медицинских вузов в условиях культурной адаптации в рамках ФГОС третьего поколения»

ПЕДАГОГИКА

(Специальность 13.00.08)

© 2012 г. Г.Н. Шаповал, О.Н. Камалова УДК 37

ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ В РАМКАХ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Optimization of foreign students education of medical universities in terms of cultural adaptation within FSES of the third generation

The main purpose of the system of medical education in the light of the introduction of the federal state educational standards of the third generation, focused on rapid adaptation to professional practice is the formation of a specialist who is ready for an independent medical practice in today's level of material and technical equipment of health care. It is revealed the dynamics of motivation in teaching foreign students in medical school, the barriers that arise from them, and negatively affect the motivation of learning, and productivity of the process of the training session. It is shown that the optimization of international students is based on the most important psychological factors and is impossible without taking into account the flow characteristics of adaptive processes. The reasons that determine the level of adaptation of foreign students, the difficulty of their adaptation in comparison with Russian students are underlined. Also it is stressed the importance in the processes of socialization and adaptation of foreign students in the medical school as a media professional values and a representative of culture, including language.

Key words: optimization of learning, adaptation, international students, and education.

Высшее образование в мире традиционно развивается как открытая интернациональная система, но в последние годы процесс его интеграции приобретает все более реальный характер. Процесс обучения иностранных студентов в медицинских вузах России - один из аспектов интеграционного процесса российской высшей медицинской школы в мировое образовательное пространство. Расширение рынка медицинских образовательных услуг способствует участию России в международном сотрудничестве. Обучение иностранных студентов в медицинских вузах России стимулирует развитие медицинской науки и практи-

ки в стране. Важнейшим показателем уровня конкурентоспособности отечественных вузов на международном рынке образовательных услуг является качество профессиональной подготовки иностранных студентов.

Процесс подготовки квалифицированного специалиста претерпел в последнее время существенные изменения. В первую очередь это связано с введением Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, ориентированных на быструю адаптацию к профессиональной практической деятельности. Федеральные государственные образовательные стандарты направлены на обеспечение:

1. единства образовательного пространства Российской Федерации;

2. преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования [1].

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО) - это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Главной целью развития системы медицинского образования в свете введения нового образовательного стандарта является формирование специалиста, готового к самостоятельной врачебной практике в условиях современного уровня материально-технической оснащенности здравоохранения. Стандарты, в свою очередь, предполагают широкое использование в учебном процессе компьютерных симуляторов, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций и другие тренинги и требуют четких конечных результатов обучения: освоения теоретического курса и практических умений по каждой дисциплине учебного плана.

Следует отметить, что принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. Основным методологическим компонентом ФГОС третьего поколения является компетентностный подход. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а их формирование заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения. Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится

на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Приведем пример: в результате освоения специалистом образовательных программ выпускник по направлению подготовки (специальности) «Лечебное дело» наряду с профессиональными компетенциями должен обладать общекультурными компетенциями:

• способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

• способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;

• способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну и т.д. [2]

В этой связи встает необходимость корректировки учебных программ, приведение их в соответствие требованиям нового ФГОС: образовательные программы дисциплины должны быть ориентированы на повышение качества подготовки специалистов на основе создания механизмов эффективного освоения студентами компетенций, необходимых в их профессиональной деятельности. При этом если раньше учебные программы по дисциплине определяли цели, содержание, объем и порядок изучения дисциплины, то теперь сюда входит перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с указанием соответствующих компетенций, перечень основных образовательных технологий (форм, методов обучения, типовых задач), используемых для формирования компетенций, перечень типовых заданий для контроля и самооценки уровня заявленных в дисциплине результатов образования (компетенций) [3]. Необходимо также отметить, что уровень освоения отдельных компетентностей различен.

Для построения оптимального учебного процесса необходимо использовать теорию системного подхода, требующую соблюдения условий целостности при рассмотрении объекта исследования с учетом образующих ее связей отдельных

компонентов, при этом необходимо помнить, что нельзя создать универсальный эталонный вариант учебного процесса для всех случаев. Личностное развитие студента-иностранца в медицинском вузе - это не только развитие его интеллекта, но и готовность к автономности, самостоятельности, становление позитивного отношения к миру и принятию окружающих, формирование уверенности в себе. Использование межпредметных связей, включенных в работу по развитию познавательного интереса, различных форм речемыслительной деятельности (абстрактно-логической, наглядно-образной, конкретно-ситуативной), способности выражать свои мысли - все это повышает мотивацию иностранных студентов.

Динамика мотивации учения у иностранных студентов связана с тем, что попадая в иную социокультурную среду, они для сохранения эмоционального равновесия опираются на то «менее неизвестное», что возможно в этой ситуации, и этим «менее неизвестным» оказывается процесс обучения, структурированный и связанный с их предыдущими знаниями; первые два года обучения иностранные студенты «уходят» в учебный процесс от незнакомой социокультурной среды. К четвертому же курсу они адаптируются в новой социокультурной среде, растворяются в социальных контактах и отдаляются от учебной деятельности.

Нельзя не упомянуть и возникающие у иностранных студентов барьеры, отрицательно влияющие на мотивацию обучения и негативно сказывающиеся на продуктивности процесса учебного занятия. Так, например, причинами коммуникативных неудач могут быть: нарушенное психологическое состояние студентов; влияние родного языка и культуры; недостаточная осознанность обусловленности программы высказывания коммуникативным контекстом; некоторые личностные качества; несформированность иноязычной вербальной сети, также неверные операции с невербальным способами передачи информации.

Развитие мотивации учения у иностранных студентов будет более эффективным, если с ними осуществлять целенаправленную работу по актуализации ценности высшего образования и субъективации их учебной деятельности, что в свою очередь связано с балансом ценностей высшего образования и ценностей межличностных отношений. Следовательно, необходимо оптимизировать процесс обучения иностранных студентов, повышать качество их образования и конкурентоспособность на рынке труда.

Оптимизация обучения основана на важнейших психологических факторах (динамичность личности, интеллект, гибкость, оригинальность мышле-

ния и другие психомоторные показатели). Важным условием выбора оптимального варианта обучения является наличие проблемно-поискового стиля мышления студентов-медиков. Критерием оптимального обучения является успеваемость обучаемого в соответствии с реальными возможностями его развития и нормами времени на обучение. Оптимизация педагогического процесса достигается с использованием системы методов, таких как выбор цели обучения, выделение главных и второстепенных задач, анализ результатов деятельности обучаемых и преподавателей.

Оптимизация обучения иностранных студентов невозможна без учета особенностей протекания адаптационных процессов. Интернационализация современного высшего образования актуализирует проблему адаптации иностранных студентов к чуждой им действительности высшей школы незнакомой страны. С философско-социологической точки зрения, адаптация - атрибут любого живого существа, который проявляется всякий раз, когда в системе его взаимоотношений со средой жизнедеятельности возникают значимые изменения. Несмотря на различия между социальной, физиологической, психологической, биосоциальной, социокультурной и прочими видами адаптации, в реальности, переплетаясь, они оказываются отдельными аспектами единого процесса [4].

Причины, определяющие уровень адаптации иностранных студентов, условно можно разделить на объективные - обусловлены учебной деятельностью и условиями жизни в отрыве от семьи и родины (новые формы обучения и контроля занятий, новый коллектив, новая обстановка и т.п.); объективно-субъективные (слабые навыки самостоятельной работы и самоконтроля и т.д.); и субъективные (нежелание учиться, застенчивость и т.п.)

Трудности адаптации иностранных студентов отличны по содержанию от трудностей российских студентов (преодоление дидактического барьера), зависят от национальных и региональных характеристик и изменяются от курса к курсу. В целом этапы адаптации иностранных студентов к новой языковой, социокультурной и учебной среде таковы: 1) вхождение в студенческую среду; 2) усвоение основных норм интернационального коллектива, выработка собственного стиля поведения; 3) формирование устойчивого положительного отношения к будущей профессии, преодоление «языкового барьера», усиление чувства академического равноправия.

Проблема культурной адаптации затрагивает различные сферы проявления человеческой активности: биологическую, психологическую, социально-правовую, семиотическую (культурную в узком смысле); она требует комплексного подхода к её изучению. Культурную адаптацию следует рассматривать как преодоление человеком прерывности личной биографии, которая в большей или меньшей степени, но неизбежно претерпевает трансформацию с изменением знаково-семиотического пространства. В исследованиях феноменов межкультурного взаимодействия широкое применение и активное употребление получили такие термины, как «ассимиляция, «аккультурация», «абсорбция», «синтез» и т.д. Все многообразие форм межкультурного взаимодействия может быть сведено к единой проблеме адаптации (приспособления в целях сосуществования) разных ценностных систем [5].

В процессе оказания образовательных услуг иностранным студентам могут возникать следующие проблемы, отрицательно сказывающиеся на протекании процессов адаптации: отсутствие комфортных бытовых условий; проблемы правового характера (длительное оформление визы, сложности регистрации и т.д.); неразвитость системы предоставления образовательных услуг иностранным студентам, соответствующих мировым образовательным стандартам; проблемы с организацией досуга (неразвитость инфраструктуры города: отсутствие парков и стадионов, небольшой выбор мест отдыха, доступных для посещения иностранным студентам); проблемы, связанные с недостаточным знанием русского языка, - проблемы коммуникации; непривычные климатические условия. Если рассматривать в целом процесс адаптации иностранных студентов в медицинском вузе как интериоризацию социо-культурных и профессиональных ценностей, то эффективность этого процесса может достигаться только путем лингвистической и психологической адаптации.

Основной проблемой успешного вхождения иностранных студентов в учебный процесс является противоречие между уровнем готовности (коммуникативной компетенции) иностранных студентов к восприятию учебной информации и требованиями высшей школы. Концептуальная модель готовности иностранных студентов к учебно-профессиональной деятельности в высшей школе должна включать в себя следующие компоненты:

1. мотивационный - стремление к самостоятельности, проявление устойчивого интереса к предметной области и желания полностью овладеть языком специальности;

2. когнитивный - понимание связи обучения с будущей профессиональной деятельностью, знание структуры и содержания предметной области знаний;

3. операциональный - владение лингвистическим аппаратом для усвоения профессионально-значимой информации, владение навыками самостоятельной учебной деятельности;

4. эмоционально-волевой - уверенность в успехе, стремление преодолеть трудности на пути достижения поставленной цели, высокая степень самоорганизации, удовлетворение от самостоятельного получения профессионально значимой информации;

5. информационный - речевая, прагматическая и предметная компетентность.

Значимую роль в процессе инкультурации отводят приобщению иностранных студентов к социальному и культурному опыту представителей другой страны. Следовательно, очень важными становятся первые месяцы пребывания иностранного студента в России, они связаны с первым знакомством с российской культурой, попыткой говорить на русском языке с его носителями, с первыми трудностями межкультурного диалога. Перед руководством вуза в это время встает серьезная задача - дать такую информацию о России, которая позволила бы студенту комфортно ощущать себя в новой языковой и культурной среде, легко налаживать необходимые контакты с представителями другой нации.

Одним из ключевых моментов, прописанных в стандарте, является требование включения в учебный процесс активных и интерактивных технологий в сочетании с внеаудиторной работой. И здесь следует отметить один из наиболее существенных моментов при обучении иностранных студентов - существенное изменение роли преподавателя от позиции транслятора знаний к позиции организатора самостоятельной деятельности обучающихся, своего рода менеджера (тьютора), оказывающего помощь учащимся в их самообразовании - целеполагании, планировании, самоконтроле, самооценивании и т.п.

Главными агентами социализации иностранных студентов в медицинском вузе являются преподаватели - и как носители профессиональных ценностей, и

как представители культуры, в том числе и языковой [6]. Каждому преподавателю высшего учебного заведения из собственного опыта известно, что работа с иностранными студентами, педагогическое общение имеет свои отличительные особенности. Преподаватели сознательно выбирают роль агентов социализации в работе с иностранными студентами, широко интерпретируя ее функциональные параметры. При этом на первом месте у них стоят ценности профессии, а на втором - социокультурные компоненты адаптации иностранных студентов в инонациональной среде. Эффективность выполнения агентами социализации своей роли обусловлена, в первую очередь, их профессионализмом.

Знание преподавателем психологических особенностей обучаемых, принципов комплектования группы, с учетом индивидуальности обучаемых необходимо для выбора эффективных методов преподавания, которые должны сопровождаться психофизиологическим обеспечением учебного процесса. Таким образом, оптимизация обучения не меняет своей сути, а лишь является совместной деятельностью преподавателя и обучающегося. К особенностям интенсивного обучения относится переход от преподавания частностей к преподаванию закономерностей, из которых эти частности вытекают; сохранение действующих сроков подготовки специалистов и существующей учебной нагрузки; исключение психической перегрузки и неблагоприятных последствий для здоровья обучающихся. При этом также меняется роль обучающихся - повышается степень самостоятельности и ответственности обучающегося за образовательный результат.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС СПО содействует более высокому уровню качественной подготовки будущего специалиста-врача. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности и роста успеваемости обучающихся. От педагогов требуется умение определить уровень готовности иностранных студентов к обучению по новым стандартам и на основе полученных результатов построить образовательную среду, которая бы способствовала эффективной организации учебного процесса и адаптации студентов-иностранцев к обучению в условиях реализации ФГОС третьего поколения. В связи с этим актуально стремление повышать качество обучения и переходить от отдельных частных методик на современные педагогические технологии.

Российская Федерация обладает реальным потенциалом, позволяющим ей занимать достойное место в мировом образовательном сообществе. Определяющее значение здесь имеют высокое качество и доступность российского образования, широкий спектр предоставляемых образовательных услуг, мощный интеллектуальный ресурс, высокий научно-педагогический потенциал образовательных учреждений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бронникова Л.М., Овчаров А.В., Скулов П.В., Хорохордина Е.А. Некоторые аспекты реализации федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования // Фундаментальные исследования. 2012. № 11 (часть 5).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 060101 «Лечебное дело» (квалификация «специалист») [Электронный ресурс]. - URL: httpV/минобрнауки.рф/документы

3. Бронникова Л.М., Овчаров А.В., Скулов П.В., Хорохордина Е.А. Некоторые аспекты реализации федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования // Фундаментальные исследования. 2012. № 11 (часть 5).

4. Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. СПб., 1995.

5. Колызаева Н.Г. Формирование адаптивных характеристик личности у студентов на начальном периоде обучения.// Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Л., 1989.

6. Жерлицына Н.А. Социально-культурная адаптация африканских студентов в ВУЗах России // www.inafran.ru

7. Шаповал Г.Н. Соотношение компетентностного подхода и качества образования в процессе инкультурации иностранных студентов // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2010. № 2.

8. Шаповал Г.Н., Камалова О.Н. Особенности протекания адаптационных процессов при организации учебно-воспитательной работы с ино-

странным студентам // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2011. № 3.

9. Гончаров В.Н. Научно-информационная деятельность: социально-культурологический аспект // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. № 4.

10.Колосова О.Ю. Проблема интеграции знания в экологической картине мира // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 1.

11.Говердовская Е.В. Культурно-образовательное пространство Северного Кавказа: ориентиры, проблемы, решения // Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 6. http://www.hses-online.ru/2011_06.html

12.Михайлова Л.М. Метафора в туристическом дискурсе и способы ее перевода // Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 3. http://hses-online.ru/Actual.html

13.Бакланов И.С. Инструментальные и экзистенциальные характеристики функционирования знания в современном обществе // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук / Северо-Кавказский государственный технический университет. Ставрополь, 2005.

REFERENCES

1. Bronnikova L.M., Ovcharov A.V., Skulov P.V., Khorokhordina E.A. Some aspects of the implementation of the federal state standards of higher education / / Basic research. , 2012. Number 11 (Part 5).

2. Federal state educational standard of higher education in the field of training 060101 "Medicine" (qualification "Specialist") [electronic resource]. - URL: httpV/минобрнауки.рф/документы

3. Bronnikova L.M., Ovcharov A.V., Skulov P.V., Khorokhordina E.A. Some aspects of the implementation of the federal state standards of higher education / / Basic research. , 2012. Number 11 (Part 5).

4. Wittenberg E.V. Socio-psychological factors of adaptation to social and cultural change. St. Petersburg., 1995.

5. Kolyzaeva N.G. Formation of adaptive personality characteristics of students in the initial training period. / / Dissertation for the degree of candidate of psychological sciences. L., 1989.

6. Zherlitsyn N.A. Socio-cultural adaptation of African students in higher educational institutions of Russia / / www.inafran.ru

7. Shapoval G.N. The correspondence of the competent approach and the quality of education in the process of inculturation of foreign students / / Economic and humanity researches of regions. 2010. № 2. Shapoval G.N. The correspondence of the competent approach and the quality of education in the process of inculturation of foreign students / / Economic and humanity researches of regions. 2010. № 2.

8. Shapoval G.N., Kamalova O.N. Features of the occurrence of adaptation processes in the organization of educational work with international students // Humanities and social and economic sciences. 2011. No 3.

9. Goncharov V.N. Research and Outreach: the socio-cultural aspect / / Scientific problems of humanities research. , 2012. Number 4.

10. Kolosov O. The problem of integrating knowledge in the environmental image of the world / / Humanities and social and economic sciences. 2009. No 1.

11. Goverdovskaya E.V. Cultural and educational environment of the North Caucasus: Guidelines, issues, solutions / / Humanities and Social Sciences. 2011. No 6. http://www.hses-online.ru/2011_06.html

12.Mikhailova L.M. Metaphor in touristic discourse and ways of its translation // Humanities and social sciences. 2013. № 3. http://hses-online.ru/Actual.html

13.Baklanov I. Instrumental and existential characteristics of the functioning of knowledge in modern society / / dissertation for the degree of Doctor of Philosophy / North Caucasus State Technical University. Stavropol, 2005.

Ростовский государственный

медицинский университет, Ростов-на-Дону, Россия 24 августа 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.