Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка учителя в системе педагогического образования Испании'

Профессиональная подготовка учителя в системе педагогического образования Испании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1508
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ / СИСТЕМА ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / CLASSIFICATION OF TEACHERS’ POSITIONS / EDUCATION SYSTEM / EDUCATIONAL CURRICULA / TEACHING STAFF / EDUCATION REFORM / TEACHING STAFF FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крыстопчук Татьяна Евгеньевна

Данная статья посвящена обзору норм испанского законодательства о системе образования Королевства Испания. Анализируются учебные планы и программы подготовки педагогических кадров, определены цели и аспекты актуальных реформ в системе образования и подготовки учителей в Испании, предложена классификация специализаций педагогического трехлетнего цикла; представлена система последипломного образования учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHERS’ TRAINING IN ROMANIA IN THE SYSTEM OF LIFELONG LEARNING IN THE EUROPEAN UNION

This article provides an overview of Spanish legislation standards on the education system the Kingdom of Spain. Curricula and training programs for teachers are analysed; the aims and the most important aspects of the reforms in the education and training of teachers in Spain are defined; the classification of didactic teaching positions is proposed.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка учителя в системе педагогического образования Испании»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИСПАНИИ

Крыстопчук Татьяна Евгеньевна

канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии Ровенского института последипломного педагогического образования,

г. Ровно, Украина E-mail: shamray@fm. rivne. com

TEACHERS’ TRAINING IN ROMANIA IN THE SYSTEM OF LIFELONG LEARNING IN THE EUROPEAN UNION

Tatiana Krystopchuk

PhD in Pedagogical Science, Associate Professor of Pedagogy and Psychology

Department, Rivne Graduate Institute of Pedagogical Education, Rovno, Ukraine

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена обзору норм испанского законодательства о системе образования Королевства Испания. Анализируются учебные планы и программы подготовки педагогических кадров, определены цели и аспекты актуальных реформ в системе образования и подготовки учителей в Испании, предложена классификация специализаций педагогического трехлетнего цикла; представлена система последипломного образования учителей.

ABSTRACT

This article provides an overview of Spanish legislation standards on the education system the Kingdom of Spain. Curricula and training programs for teachers are analysed; the aims and the most important aspects of the reforms in the education and training of teachers in Spain are defined; the classification of didactic teaching positions is proposed.

Ключевые слова: система образования; образовательные учебные

программы; педагогические кадры; реформа образования; классификация специализаций учителей; система последипломного образования.

Keywords: education system; educational curricula; teaching staff; education reform; classification of teachers’ positions; teaching staff functions.

В начале двадцать первого века в систему испанского образования внедрен ряд новых положений. Среди них выделяют [3 с. 28]:

Ley Organica De Universidades (2001) — Закон об университетах, который регулирует структуру и организацию системы образования на университетском уровне;

Real Decreto (2007) — королевский указ, реформирует высшее образование путем внедрения трехступенчатой организации обучения, и вводит новые типы квалификаций и дипломов, обеспечивая адаптацию испанской системы образования к европейским требованиям;

Ley Organica de Calidada educativa — Закон о качестве образования. Его целью является сосредоточение внимания на успехах учеников в школе, усиление роли и самостоятельности образовательных учреждений (церкви или государства), чтобы поддержать развитие учителей и уважения к культурному и этническому разнообразию студентов, давая возможность интеграции школы в социальные изменения;

Ley de Refeorma de profesional y Cualificationes (2002) — Закон о реформе профессионального образования и профессиональной квалификации. Он внес изменения в профессионально-техническую подготовку в школах, профессионально-технических курсах для безработных и формы переподготовки, обучения и подготовки. Все три формы были объединены в единую систему. Основной целью является содействие интеграции людей с профессиональным образованием на рынке труда, повышение профессиональной мобильности и совместимости квалификаций в школах с теми, которые нужны на рынке труда;

Ley Organica de educacion (2006) — Закон об образовании. Это модификация ранее принятых законов об образовании на первичном и вторичном уровне без изменений в структуре испанского образования.

Образовательная реформа в Испании началась в 1990 году, заключительный этап был завершен в 2000 году. Реорганизация уровней образования направлена на разработку гибкой образовательной программы и

подготовку молодежи к взрослой жизни. Управления образованием осуществляет Министерство образования и науки Испании. Руководство постепенно переходит от центрального уровня к автономным общинам, которые передают много полномочий провинциям и муниципалитетам.

Испанская система образования регулируется двумя законами: Ley de Ordenamiento General del Sistema Educativo — LOGSE, регулирующий всю систему образования, кроме университетского; Ley Organica De Universidades (2001г.), регулирующий университетскую систему образования.

Отличительной особенностью испанской системы образования является стремление к региональной автономии управления и организации учебного процесса.

Испанская модель образовательной системы имеет четыре уровня [18]: дошкольное образование; начальная школа; средняя школа; университетское образование. Профессиональная подготовка является неотъемлемой частью этой модели.

Испанский язык (известный как кастильский) является официальным языком государства. В дополнение к кастильскому существуют другие официальные языки, распространенные в шести автономных сообществах. Использование второго официального языка в качестве языка обучения варьируется в зависимости от индивидуальных языковых политик сообществ [12].

Школы могут быть государственными или частными — в последнем случае это касается как физических, так и юридических лиц. Г осударственные школы обеспечивают бесплатное обучение второго цикла начального образования (3-6 лет) и обязательного образования. Частные школы могут быть финансово независимым или зависеть от правительства (Centros concertados) и могут предложить обучение на любом уровне. Финансирование частных школ поддерживается государством на основании соглашений, заключенных с образовательными администрациями автономного сообщества. Школы могут

подписать эти соглашения при условии, что они соответствуют требованиям, изложенным в законодательстве об образовании [12].

Сохранение единства системы образования относится к компетенции Министерства образования, которое обеспечивает: создание образовательной структуры по всей стране; разработку нормативных документов, касающихся сертификатов и дипломов, общий контроль над системой образования [16].

Значительное влияние на модель образования имел процесс модернизации страны в 60-х годах. Были приняты три основных закона:

1) в 1970 году введено четыре уровня образования: дошкольное

образование, начальная школа, средняя школа и высшая школа. Профессиональная подготовка стала неотъемлемой частью этой модели. Внедрение этого закона привело к созданию других видов обучения, таких как образование для взрослых, специальное образование, дистанционное обучение, вечернее обучение [9, с. 32].

2) в 1983 году реформа высшего образования привела к изменениям в квалификациях и университетских программах, принятых на основе новых программ в соответствии с общими принципами, установленными Министерством образования и науки по каждой из учебных дисциплин. Реформа предусматривала создание новых государственных и частных университетов [6, с. 137].

3) в 1990 году изменения касались начального и среднего образования.

Образование было разделено на два основных направления: общее и

специальное. Общее образование включает: детский сад, начальную школу, обязательную школу (начальные классы), среднюю школу, среднее и высшее образование в колледже [9, с. 32].

Образование делится на два основных направления:

• общее образование (детский сад, начальная школа, средняя школа обязательна (начальные классы), средняя школа, колледж и высшее образование);

• специальное образование (школы искусств и филологии).

В Испании в основе управления образованием лежит децентрализованная модель, согласно которой ответственность за образование делится между государством, автономными сообществами, местной администрацией и школой.

Испанская система образования регулируется тремя основными принципами [7, с. 36]: поддержка всестороннего развития личности; поддержка развития личности; поддержка развития справедливого и гуманного общества.

Профессиональное обучение делится на три подсистемы: базовая

подготовка, направлена, прежде всего, на молодых людей, но открыта для взрослых, согласно Меморандуму о непрерывном обучении; профессиональная подготовка, предназначена для безработных; непрерывное профессиональное обучение, предназначено работающим людям. Ответственность за выполнение этого вида образования несут работодатели и профсоюзы. Курсы предназначены для непрерывного повышения квалификации сотрудников, что позволяет повысить конкурентоспособность компании. Вышеупомянутые подсистемы объединены в комплексную систему обучения в течении жизни в рамках национальной системы профессиональных квалификаций, которая устанавливает общие стандарты для всех форм обучения, содержащиеся в каталоге профессиональной квалификации.

В испанских образовательных учреждениях работают [12]: дошкольные учителя и преподаватели начальной школы; преподаватели средней школы и преподаватели университетов (высшее образование). Квалификации учителей должны соответствовать типам школ.

В системе довузовского образования готовят воспитателей детских садов. Обучение длится три года. Новое название Maestro (учитель) меняется на звание учителя EGB (Diplomado en Profesorado de EGB). Будущие учителя получают специализацию в следующих областях: дошкольное образование, начальное образование, иностранные языки, физкультура, музыка, специальное образование или образование детей с нарушениями речи и слуха. Учителя с дошкольным образованием могут работать как старшие техники в области

школьного образования (Tecnicos Superiores en Educacion Infantil) или технические специалисты в сфере детских садов (Tecnicos Especialistas en Jardin de Infacia). Эти техники-специалисты работают так же, как учителя.

Преподаватели-воспитатели детских садов, а также преподаватели начального и среднего уровня делятся на две группы: учителя государственного сектора (работа в государственных больницах, на должности государственных служащих и учителя, работающие по контракту); учителя частного сектора (заняты в частных учреждениях и имеют статус официальных работников). Прием учителей на постоянную должность в государственное учреждение дошкольного, начального и среднего уровня системы образования осуществляется на конкурсной основе (Concurso-oposicion) [10, с. 169].

Подготовка учителей для детских садов и начальных школ (EGB) происходит на уровне университетов и составляет 3 года, в то время как для профессионального образования — пять лет с дополнительным годом педагогического образования. Учебный план формируется на трех уровнях. Центральное правительство устанавливает национальный учебный план -ядро. Каждое автономное сообщество разрабатывает учебные программы для того, чтобы создать свою собственную учебную программу (первый уровень создания программы). Кроме того, каждая школа имеет основной учебный план, адаптированный к своей социально-экономической и культурной среде, и внедряет его на втором уровне создания программы. На третьем уровне расписывается программа для учителя.

Учителя первого цикла начального образования должны иметь диплом Maestro, подтверждающий специальность в сфере дошкольного образования. Некоторые учителя завершают двухгодичный курс. Однако, независимо от обстоятельств, за организацию и контроль образовательной программы отвечают квалифицированные учителя или преподаватели со степенью бакалавра. Учителя второго цикла начального образования должны иметь диплом Maestro, подтверждающий специальность в сфере дошкольного образования или степень бакалавра в той же сфере. Учителя начальной школы

должны иметь диплом Maestro со специализацией в области образования на начальном уровне или получить в течении трех лет степень бакалавра в той же сфере. Эти навыки позволяют учителям преподавать во всех областях знаний, кроме музыки, физической культуры и иностранных языков, преподаваемых другими учителями-специалистами [4, с. 101].

Для преподавания в средней школе необходимо высшее образование лиценциата (Licenciado), архитектора или инженера или эквивалентную степень бакалавра, получаемую после обучения в университете в течение четырех, пяти или шести лет. С 1 октября 2009 года, согласно Болонскому соглашению, все перспективные учителя средних школ должны иметь университетское образование в объеме 60 кредитов. Результатом обучения учителей может быть степень лиценциата, архитектора или инженера [13, с. 71].

К формальным условиям, которым должны соответствовать испанские преподаватели, относятся: гражданство Испании или любой другой страны ЕС; достижения 18 лет и не превышения пенсионного возраста; здоровое психическое и физическое состояние, отсутствие дисциплинарных взысканий [13, с. 75].

Подготовка преподавателей для высшего образования (университета). Квалификация и профессиональный статус университетского преподавателя почти ничем не отличается от преподавателя средней школы. Требуемая квалификация для преподавателей зависит от типа заведения. Профессор колледжа и профессор университета (Catedraticos de Uniwersidad lub Catedraticos de Escuela Universitariai Profesores Titulares de Universidad) должны иметь докторскую степень. Профессор (Profesores Titulares de Escuela Universitaria) и другие преподаватели должны иметь степень лиценциата, архитектора или инженера (Licenciado, Architekta lub Inzyniera) или, для осуществления определенных исследований, степень Diplomado, Arquitecto Tecnico lub Ingeniero Tecnico [16].

Учебные планы, программы подготовки учителей (преподавателей) разных направлений. Минимальный срок начальной подготовки учителей

составляет четыре с половиной года. Учитель также должен пройти курс педагогической подготовки не менее 300 часов. Количество часов профессиональной подготовки по новой программе, которая была введена лишь в нескольких университетах, составляет 600—750 часов. Высшее образование получают в течение 4—6 лет. Организация процесса педагогической подготовки может варьироваться в зависимости от школы. Профессиональный рост преподавателей для получения высшей должности возможен только после выполнения определенных условий и сдачи определенных экзаменов. Реформирование системы образования предусматривает уменьшение разницы между условиями труда учителей, работающих в государственных школах, и тех, которые работают в частных школах, и финансирующихся за счет государственных средств [12].

Для того чтобы стать учителем в Испании, необходимо иметь степень магистра, (4—6 лет). Чтобы эквивалентный диплом признавался за рубежом, выпускники должны закончить обучение в университете. Для того, чтобы стать учителем в государственной школе, кандидат должен пройти конкурс на предоставление статуса государственного служащего. Учителя в Испании имеют большую педагогическую нагрузку по сравнению со своими европейскими коллегами. От 25 до 35 часов работы (в зависимости от автономного правительства) учителя проводят в школе, в классе или других группах [17].

Кандидаты на должность учителя, как правило, отбираются в процессе найма, предусматривающего экзамены, и оцениваются на конкурсной основе. Эта процедура определяется отдельно для каждого этапа обучения. В частном секторе кандидаты на должности преподавателей подписывают контракт с руководством учебного заведения [18].

Профессиональная подготовка учителей осуществляется в 78 учебных центрах. Основной акцент делается на обучении и практической методике преподавания. Обучение является обязательным и организовано централизованно Министерством национального образования. Законом от

1990 г. были внесены изменения в сферу высшего образования, предусматривающие реформу высшего образования, разработку новых учебных программ. Начальная профессиональная подготовка учителей осуществляется в университетах, колледжах и школах [18].

На сегодня в Испании существует семь специализаций педагогического трехлетнего цикла, а именно [19]: дошкольное образование; начальное

обучение; физическое воспитание; музыкальное образование; иностранные языки; специальное образование. Базисный учебный план подготовки учителей начальной школы предусматривает изучение таких предметов, как основы психологии, практическая психология, социология, развитие ребенка школьного возраста, современные теории обучения, новые технологии в обучении и практике. Программы для общеобразовательных школ охватывают 16 специальностей. Программа состоит из двух частей: теоретической и практической. Темы включают материал по психологии, социологии и педагогике. Квалификационные экзамены состоят из 3 частей: первая часть — письменная, вторая — презентации, третья — проведение уроков [13, с. 72].

В будущем планируется сократить обучение до 4—5-летнего срока. За три года обучения каждый потенциальный учитель должен пройти четыре практики, запланированные таким образом: два месяца практики на втором году обучения и два месяца на третьем году обучения [17].

Последипломное образование учителей. В Испании хорошо развита система последипломного образования учителей. Профессиональное развитие, повышение навыков — процесс систематической и непрерывной деятельности, направленной на обновление, расширение и углубление знаний и навыков, связанных с профессией учителя. Потребность в обучении возникает в связи с развитием науки и техники, изменениями в технологии производства и необходимости учета собственных профессиональных ресурсов. Различают четыре профессиональные функции, такие как: адаптация, выравнивание, реставрация и реконструкция. Формы обучения — это, прежде всего, различные виды курсов профессиональной квалификации и аспирантура, но

основной формой повышения квалификации является

самообразование [8, с. 37].

Основными видами учебных курсов различной продолжительности и типа обозначены три: 20—30 теоретических часов; 50-60 теоретических и

практических часов и 150-часовые интенсивные курсы, происходящие во время каникул. Другие формы учебной работы предполагают работу в небольших группах по 3—8 человек. Они доступны для координаторов. Теоретические семинары рассчитаны на 15—18 человек. Участие в обмене опытом является бесплатным. Еще одной формой повышения квалификации учителей являются конференции [16].

Повышение квалификации учителей осуществляется в 78 учебных центрах, где основной акцент делается на обучении и практических методиках преподавания. Обучение является обязательным и организовано централизованно Министерством национального образования. Учителя могут подать заявку на ежегодный оплачиваемый учебный отпуск [5, с. 51].

Почти в каждой развитой стране, в том числе и Испании, действуют региональные центры подготовки учителей. В своей работе, используя опыт местных учителей по организации учебного процесса, центрами организуются встречи для преподавателей, проводится онлайн-обучение. Каждый центр во главе с руководителем избирается каждые два года. Совет назначает директора центра на срок трех лет. Педагогические центры финансируются Министерством образования в Мадриде. Одним из таких центров является Пальма. Центр работает в Пальме с 1987 года, в сферу его деятельности входит: организация повышения квалификации учителей, предоставление экспертных и консультационных услуг в области повышения квалификации. Решения принимаются Советом и директором Центра. Они несут ответственность за содержание обучения учителей и бюджет. За развитие инфраструктуры несет ответственность группа из 6 учителей, которые делегированы от школ. Далее следуют 17 координаторов, подготовленных экспертами из Министерства образования, которые предоставляют рекомендации и консультации по

вопросам повышения квалификации учителей. Центр должен обслуживать 350 школ, охватывая около 5000 учителей. Одной из приоритетных задач этого учреждения является организация курсов в школах. Как стимул для повышения квалификации учителям предоставляется отпуск. Материально-техническая база центра включает в себя: конференц-зал, кабинет, компьютерный зал, аудиовизуальные комнаты, центр документации, лабораторию. Работа центра сосредоточена в 17 предметных группах: языки — каталонский, кастильский, современная математика, общественные науки, информационные технологии, технологии обучения [1, с. 89].

Работа центра охватывает: группы, работающие над проектом в

долгосрочной перспективе; учителей в школах; семинары; лекции; повышение квалификации через инфраструктуру Центра. Слабые стороны проекта: слишком велика географическая зона, обслуживаемая центром; постоянные перегрузки персонала; демократический принцип не влияет на отбор сотрудников по реализации стабилизационной программы [9, с. 135].

Испания имеет один из самых низких показателей в области образования в Европе. Одной из причин является отсутствие должной профессиональной подготовки. Однако, когда речь идет об участии учителей в собственном профессиональном развитии, то исследования показывают, что учителя Испании 100 % участвуют в повышении квалификации. Курсы повышения квалификации длятся около 25 дней, они интенсивные, но не долгосрочные.

Формы обучения включают в себя: курсы (например, связанные с предметом обучения, методами обучения), конференции, семинары, в которых представлены результаты исследований в области образования и образовательных вопросов, программы для повышения квалификации (например, для получения высшей категории), визиты-наблюдения в другие школы, которые участвуют в "сети" педагогического повышения квалификации, сотрудничество между учителями, направленное на обмен опытом, повышение квалификации, индивидуальные или совместные

исследования, наставничество, наблюдение или тренировки, уроки-демонстрации.

В Испании и других европейских странах официально создана система оценки педагогического образования. Мониторинг качества высшего образования и внешняя оценка работы преподавателя является обязательной или рекомендованной. Важным фактором в системе образования является обеспечение качественного профессионального развития для учителей, а также, принимая во внимание разнообразие объектов улучшения профессиональной самостоятельности учителей и разнообразие предложений, мониторинг качества. В Испании, как и во многих европейских странах, пытаются определить термин "хороший учитель", для чего разработаны квалификационные стандарты, определяющие компетенцию учителя. Качественная подготовка учителей помогает сформировать надлежащую основу для развития компетенций учителя и его профессиональное развитие. Следует отметить, что компетентность и профессиональное отношение учителя определяется не только профессиональной подготовкой. В Испании особое внимание уделяется повышению квалификации преподавателей и инструкторов [2, с. 234].

Подготовка учителей в Испании адаптирована к конкретным политическим, социальным, экономическим, историческим условиям в стране и существующей системе образования. В Испании, как и в Ирландии и Греции, подготовка учителей проводится в высших школах. В других европейских странах подготовка осуществляется на уровне университетского преподавания, завершаясь практикой в специализированных учебных заведениях и школах. В Европейском Союзе преподаватели обязаны приобрести знания и навыки в различных типах университетов и колледжей. Во всех заведениях используется механизм отбора талантливых кандидатов на получение профессии. Учителя начальных школ и детских садов проходят подготовку в педагогических колледжах [2, с. 271].

В последние годы испанская система образования продолжает меняться. Проведенные реформы и изменения в области образования, связанные со стратегией ET 2020 «Образование и обучение 2020» (ET 2020), представляющей новый ряд стратегических реформ европейского сотрудничества в области образования и обучения [15].

Согласно стратегии ET 2020 года в испанской системе образования в настоящее время происходит: реализация программ по мобильности и непрерывном обучении, повышение качества и эффективности образования и подготовки кадров, содействие справедливости, социальной сплоченности и активной гражданской позиции, развитие творчества и инноваций, в том числе предпринимательства, уровня образования и профессиональной подготовки.

Список литературы:

1. Adamczyk M., Ladyzynski A. Edukacja w krajach rozwini^tych. — Stalowa Wola: Oficyna Wydawnicza Fundacji uniwersyteckiej w Stalowej Woli, 1998. — S. 88—89.

2. Babiarz M.Z., Kukla D. Europejskie wyzwania w obszarze edukacji przedszkolnej i wczesnoszkolnej. Kielce, 2011.

3. Bernal J.L. Parental choice, social class and market force. 2010.

4. Dekada reform w ksztalceniu obowi^zkowym w Unii Europejskiej, Eurydice. Warszawa, 1999. — S. 131.

5. Dziewulak D. Polityka oswiatowa wspolnoty europejskiej. Warszawa, 1995. — S. 51.

6. Komisja Europejska. Struktury systemow ksztalcenia ogolnego i zawodowego w Unii Europejskiej. Warszawa: Krajowe Biuro EURYDICE, 1998. — S. 185.

7. Kompetencje kluczowe. Realizacja koncepcji na poziomie szkolnictwa obowi^zkowego. EURYDICE. — Bruksela, 2002.

8. Nowacki T.W. Leksykon Pedagogiki Pracy. — Radom: Wydawnictwo i Zaklad Poligrafii Instytutu Technologii Eksploatacji, 2004. — S. 50.

9. Pachocinski R. Wspolczesne systemy edukacyjne. — Warszawa: Instytut Badan Edukacyjnych, 2000. — S. 32—33.

10. Rabczuk W., Rudnicka E. Struktury Systemow ksztalcenia ogolnego i zawodowego w Unii Europejskiej. — Warszawa: Eurydice, 1998. — S. 169— 170.

11. Rozwoj zawodowy nauczycieli [w:] Mi?dzynarodowe badanie nauczania i uczenia si? OECD. Talis. Nauczanie-wyniki badan 2008, Ministerstwo Edukacji Narodowej IBE, Warszawa 2009. — S. 18—24

12. Systemy edukacji w Europie — stan obecny i planowane reformy. —

Hiszpanskie biuro EURYDICE, 2010 //

http://pedagogika.wiedza.diaboli.pl/system-oswiatowy-w-hiszpanii-1 (дата обращения: 01.11.2012).

13. Wilkomirska A. Ocena ksztalcenia nauczycieli w Polsce. — Instytut Spraw Publicznych, 2005. — S. 72.

14. Zarz^dzanie szkolnictwem wyzszym w Europie. Strategie, struktury, finansowanie i kadra akademicka. — Warszawa: Eurydyce, 2009. — S. 15.

15. http://europa.eu/legislation summaries (дата обращения: 10.11.2012).

16. http://eurydice.org.pl/sites/eurydice.org.pl/files/hiszpania.pdf (дата обращения: 10.11.2012).

17. http://www.cafebabel.pl/article/26758/byc-nauczycielem-tu-itam-w-europie.html (дата обращения: 31.10.2012).

18. http://pedagogika.wiedza.diaboli.pl/system-oswiatowy-w-hiszpanii-1/ (дата обращения: 31.10.2012).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. http://www.edukacja.edux.pl/p-12904-system-edukacymy-na-przykladzie-hiszpanii.php (дата обращения: 31.10.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.