Научная статья на тему 'Подготовка современного учителя: опыт Финляндии в сфере педагогического образования'

Подготовка современного учителя: опыт Финляндии в сфере педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1506
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое образование / система европейского педагогического образования / система отбора будущих учителей / teacher education / the system of the European teacher education / the system of selection of future teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ширшова И. А.

Статья посвящена обобщению опыта профессиональной подготовки современного учителя в Финляндии. Автором раскрыты компоненты новой системы европейского педагогического образования. Дана характеристика национальным особенностям реформирования финской системы педагогического образования. Описана система отбора на педагогическую профессию. Охарактеризована профессиональная подготовка различных групп педагогов: учителя с квалификацией «специалист-предметник», учителя специального (коррекционного) обучения и куратора – консультанта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ширшова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The training of the modern teachers: the experience of Finland in the field of teacher education

The article is devoted to the generalization of the experience of professional training of the modern teacher in Finland. The author disclosed the components of the new European system of teacher education. The characteristic national features of the reform of the Finnish system of teacher education. The described system selection for a teaching career. Characterized by training different groups of teachers: teachers with qualification "specialist subject", teachers of special (correctional) education and curator adviser.

Текст научной работы на тему «Подготовка современного учителя: опыт Финляндии в сфере педагогического образования»

Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». Том 27 (66). 2014 г. № 4. С. 26-35.

УДК 378.1

ПОДГОТОВКА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ: ОПЫТ ФИНЛЯНДИИ В СФЕРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ширшова И. А.

Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация

E-mail: turgeneva56@gmail.com

Статья посвящена обобщению опыта профессиональной подготовки современного учителя в Финляндии. Автором раскрыты компоненты новой системы европейского педагогического образования. Дана характеристика национальным особенностям реформирования финской системы педагогического образования. Описана система отбора на педагогическую профессию. Охарактеризована профессиональная подготовка различных групп педагогов: учителя с квалификацией «специалист-предметник», учителя специального (коррекционного) обучения и куратора - консультанта.

Ключевые слова: педагогическое образование, система европейского педагогического образования, система отбора будущих учителей.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время стал актуален опыт тех стран, которые лидируют среди мировых систем образования: Англия, Австралия, Бельгия, Южная Корея, Финляндия, Сингапур, США. Для нас особый интерес представляет северный сосед- Финляндия, имеющей с Россией традиционную историческую, культурную, территориальную близость, многолетнее взаимопроникновение культур, взаимообогащающее духовное влияние. Интерес обусловлен тремя причинами:

1. В контексте реформирования российской системы педагогического образования целесообразен анализ опыта лучших современных национальных систем. Особенно страны самой успешной в школьном образовании.

2. На примере Финляндии можно рассмотреть, каким образом им удалось повысить престиж профессии учителя и главное - привлечь к ней молодых талантливых людей.

3. Заставляет обратиться к финскому опыту и организация педагогического образования учителей различной квалификации.

Анализу проблем финского образования посвящены работы Бражника М. Б., Вахштайна В.С., Загвоздкина В.К. , Луговской И.Р. Среди зарубежных исследований наиболее значимы труды финских ученых Каронена П., Карху Э., Линдквиста О.В., Петонена Т., Рутти Я., Салберга П., Юстова Т.. А также европейских и американских исследователей Мейнандера Х. (Швеция), Робера П. (Франция), Боттани Н. и Фавра Б. (Швейцария), Харгривза Д. и Харгривза А. (Великобритания), Леви Ф. и Мурнейна Р. (США), Фуллана М. (Канада), которые позволили рассматривать современное школьное образование в Финляндии через призму зарубежных образовательных реформ. В диссертационных исследованиях Бражника М. О. раскрывается система оценивания в школьном образовании Финляндии (2009 г.), работа Махмутовой М. М. посвящена развитию педагогической культуры татар Финляндии (2005 г.). Проблемы применения метода

иммерсии в условиях двуязычия финских школ исследуется в диссертации Смирновой Л. В. (1999 г.). Исследование Володина Д. А. посвящено современному школьному образованию в Финляндии в Европейском контексте (2011 г.).

Цель данной статьи - выявить национальные особенности профессионально-педагогической подготовки учителя для возможного использования положительного финского опыта в подготовке педагогических кадров в Крыму.

Для достижения поставленной цели были выбраны следующие задачи:

1. Выявить компоненты новой системы европейского педагогического образования.

2. Рассмотреть национальные особенности реформирования системы педагогического образования в Финляндии в контексте общеевропейских тенденций.

3. Охарактеризовать профессиональную подготовку трех групп педагогов: учителя с квалификацией «специалист-предметник», учителя специального (коррекционного) обучения и куратора - консультанта.

Методологическую основу работы составляют сравнительно-сопоставительный, системный, культурологический и компетентностный подходы.

1. НОВАЯ СИСТЕМА ЕВРОПЕЙСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Начало нового тысячелетия ознаменовалось во всех странах Европы волной реформ профессионально-педагогической подготовки учителя. В «Рабочей программе по развитию образования в странах-членах Европейского Союза» сказано, что система европейского педагогического образования должна удовлетворить потребности современного общества в квалифицированных кадрах. Исходя из такой перспективы, она должна стать интегрированной системой и включать в себя следующие компоненты:

1. Система отбора будущих учителей.

2. Сертификация базового педагогического образования.

3. Вводная фаза в учительскую профессию.

4. Профессиональное непрерывное развитие учителей.

5. Возможность повышения их профессиональной квалификации.

6. Участие в развитии школы на исследовательском уровне.

Все это достижимо при условии, что учителя несут профессиональную ответствен-ность за уровень своей подготовки, организацию школьной работы, повышение собственной значимости и карьерного роста [1, с.102].

Многие исследователи в разных странах констатируют, что при нынешнем старении учительского корпуса возникла необходимость выравнивания возрастного баланса школьных педагогов. Чтобы привлечь в школы молодые кадры, имеет смысл разработать новые карьерные траектории для начинающих педагогов.

По мнению директора Центра развития лидерства в образовании Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

А.Каспржака [7 ], ряд стран уже апробировали правила, позволяющие привлекать молодежь к педагогической профессии:

1. поддержание высокого статуса учителей;

2. заблаговременный отбор в профессию талантливой молодежи в будущие учителя уже в выпускных классах школы;

3. решение стать школьным педагогом должно быть осознанным, а изучение предмета преподавания и психолого-педагогических дисциплин должно быть разведено во времени;

4. нужна многоступенчатая карьерная лестница, при которой работа в школьной администрации не должна быть карьерным «потолком» учителя;

5. студентам педвузов нужно шире практиковаться в школе во время учебы, что позволит начинающим учителям сформировать собственный педагогический стиль.

Доклад Каспржака А.Г. был основан на результатах анализа реформ педагогического образования в 12 странах Европы, Азии и Северной Америки, проведенного Центром развития лидерства образования Института образования НИУ ВШЭ в рамках проекта «Разработка комплекса мер по модернизации педагогического образования и сети педагогических вузов».

2. ОСОБЕННОСТИ И ФАКТОРЫ УСПЕХА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПОЛИТИКИ ФИНЛЯНДИИ

Как сообщает BBC со ссылкой на совместное исследование компании "Pearson" и "The Economist Intelligence Unit", подразделения журнала "The Economist", которое занимается составлением рейтингов, в Финляндии лучшая система образования. На втором месте - Южная Корея, на третьем в рейтинге - Гонконг, на четвертом - Япония, на пятом - Сингапур. Британская система образования заняла 6 место, американская - только 17-е. В 20-ку стран с лучшей системой образования вошли также три страны из Восточной Европы. Так, Польша оказалась на 14 месте, Венгрия - на 18, Россия - на 20-м. Украина в этот рейтинг не попала [5].

Это же подтверждается и в «Обзоре систем образования стран ОЭСР»: «Последние несколько лет система образования Финляндии постоянно находится в центре международного внимания. Очередной всплеск интереса к ней обусловлен отличными результатами, которые финские школьники продемонстрировали в рамках «Программы по международной оценке образовательных достижений учащихся» (PISA) в 2000 и 2003 гг. По результатам обоих исследований Финляндия оказалась на первом месте и, более того, стала единственной европейской страной, вошедшей в число лидеров» [8, с.8]. В ходе исследования, оцениваются учебные компетенции 15-летних школьников в области математики, общенаучных знаний и грамотности. В центре внимания в 2003 г. находилась математика. Лучшие результаты в целом показали учащиеся из Финляндии, Южной Кореи, Японии, Канады, Бельгии, Швейцарии и Новой Зеландии. Финские школьники набрали 544 балла, американские — 483 (заняв 21-е место), российские — 468. В предыдущем тестировании 2000 г., в центре внимания которого находились навыки чтения, первое место заняла также Финляндия [8, с. 12].

В чем же заключается успех финской системы образования? Чем она отличается от других систем? Что лучшее из нее мы может позаимствовать?

Раскроем отличительные черты образовательной политики Финляндии:

1. «Сильная внутренняя связь сегментов образования. Детские сады интегрированы в школы, школы — тесно связаны с вузами, вузы — ориентированы на работу со школами и принимают посильное участие в повышении качества школьного обучения. Отсюда примат непрерывного образования и требование обеспечения «безболезненных переходов» от одной образовательной ступени к другой (например, минимум экзаменов).

2. Приоритетность равенства образовательных возможностей и связанная с этим слабая внутренняя дифференциация. Система образования служит здесь инструментом социального выравнивания: территориального (расположение школ и вузов), содержательного (запрет на дифференциацию классов в средней школе), культурного (политика «образование — плавильный котел культур», проводимая в отношении этнических групп финского севера), институционального («сглаженность» различий между институтами высшего образования, устранение различий между школами), экономического (отсутствие платы за обучение). Последнее особенно заметно по результатам исследования PISA в Финляндии обнаружилась самая низкая зависимость успеваемости ребенка от экономического положения его семьи.

3. Повышение «социальной ответственности» вузов, возведенное в ранг приоритета национальной образовательной политики, и, как следствие, тесное взаимодействие институтов образования с местным сообществом, представленным различными социальными группами. Это задает благоприятный контекст функционирования системы образования (высокий статус учителя, поддержка общественности, система попечительских советов), но в то же время создает ситуацию множественности инстанций контроля.

4. Прямым следствием расширения числа контролирующих органов и традиционного директивного стиля управления является сохраняющаяся слабая институциональная автономия финских учебных заведений.

5. Высокий мобилизационный потенциал системы образования. Именно эта характеристика, связанная с низкой степенью автономии финских вузов и их немногочисленностью, позволила оперативно, посредством директив («сверху вниз»), провести реформирование образовательной системы и, в частности, реализовать программу интернационализации высшего образования» [8, с. 12].

Обобщенный анализ литературы [2;3;4;5;6;9;10] позволил выявить основные факторы успеха системы государственного образования в Финляндии:

- Реорганизация педагогического образования была проведена 40 лет назад совместно с общей реформой системы образования страны. Финны давно поняли, что школьное образование надо перестраивать.

- Оценка качества образования в этой стране проводится на трех уровнях: местном, региональном и национальном. При этом акцент делается как на методе самооценки на локальном уровне, так и на оценке результатов обучения на уровне страны. Национальная оценка результатов обучения проводится регулярно,

ежегодно оценивается либо знание родного языка и литературы, либо математики. Знания по другим предметам также оцениваются исходя из плана Министерства образования и культуры, при этом уделяется внимание и творческим предметам. Высшие образовательные учреждения Финляндии проводят оценку качества своих образовательных услуг самостоятельно. Поддержку для проведения самооценки университетов в Финляндии предоставляет Совет по оценке высших учебных заведений (the Higher Education Evaluation Council). Финское Министерство образования и культуры ежегодно составляет план по оценке качества образования. Этот план составляется совместно с финским Советом по оценке качества образования, Советом по оценке высших учебных заведений, Национальным советом по образованию и другими организациями по оценке качества образования, например университетскими независимыми центрами. С 2014 года должен функционировать единый центр по оценке качества образования [9].

— Политика выравнивания качества школьного обучения. Она выражает главный приоритет Министерства образования Финляндии — обеспечение равной доступности образования. Выравнивание отразилось и на географическом расположении школ. Школы распределены равномерно, в соответствии с плотностью населения. Лишь недавно родители получили право свободного выбора школы для своего ребенка, однако по прежнему принято отдавать детей в ближайшую к дому школу.

— Давняя традиция высококвалифицированной подготовки преподавателей. К преподаванию в школах допускаются только обладатели магистерской степени.

— Хорошо организованные педагогические практики студентов.

— Академическая подготовка специалистов, организованная на высоком уровне, делает профессию более привлекательной.

— Все специалисты дошкольного образования и начальной школы в Финляндии имеют высшее образование, т.к. по мнению финских экспертов, в этом секторе должны работать самые квалифицированные педагоги.

— Получение образования остается бесплатным и для финнов, и для иностранцев. Финские же студенты получают от государства денежное пособие: стипендию и доплату за жилье.

— Ежегодно на финансирование системы образования правительством Финляндии выделяется примерно 15,5% от расходной части бюджета. При этом полные государственные расходы на высшее образование в Финляндии составляют 21,7% от всех расходов на образование. В пересчете на одного студента вуза эти расходы составляют около 8 тыс. евро в год.

— Обучение в старшей школе (гимназии) продолжается три года. По ее окончании сдается матрикуляционный экзамен - первое и последнее общенациональное испытание для школьников. Тем не менее, поступление в вуз зависит не столько от сдачи этого экзамена, сколько от результатов прохождения вступительных испытаний, которые каждый вуз организует самостоятельно.

— Особую роль в успехах школьного обучения играет также система поддержки школьников. По числу работающих с учениками психологов и социальных работников финские школы занимают одно из ведущих мест среди

европейских стран. Кроме того, соотношение учитель/ученик для общеобразовательной школы составляет здесь 1:15, для гимназий - 1:18. Приоритет отдается обучению в малых группах.

- Кроме этого, Финляндия, как отмечает Володин Д.А. [1], является одной из родоначальниц и признанных авторитетов в области передовых педагогических идей (слойд-педагогика, школа для родителей, педагогика интеграции и т. д.), авторы которых (У. Сигнеус, Э. Леннрот, Ю. Л. Рунеберг и Ю. В. Снельман, О. Мантере, Ю. Энгестрем, Ю. Хямяляйнен и др.) оказали большое влияние на формирование педагогического мировоззрения и современной парадигмы образования в Европе, широко открыта для международного сотрудничества и обмена опытом в области образования. Организация EduCluster Finland, учрежденная Национальным комитетом образования Финляндии, региональными и муниципальными органами управления специально создана для трансляции образцов «лучшей практики» как в самой Финляндии, так и в других странах.

3. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

УЧИТЕЛЯ В ФИНЛЯНДИИ

Одним из основных показателей успешности системы образования является подготовка педагогических кадров. В Финляндии профессия учителя - одна из самых уважаемых и востребованных. Профессия учителя в Финляндии - это гарантия высококачественного образования и хорошего заработка. Самый большой конкурс - 10 и более человек на место - традиционно на педагогические отделения университетов.

При этом становятся школьным педагогом, лишь пройдя самый строгий отбор - из 30% лучших выпускников педагогических факультетов в школы отбираются «самые-самые» (по статистике, это примерно 12%). Педагогическое образование включает в себя дисциплины, которые объединяют обучение предмету для специалиста-предметника в соответствии с профилем, и педагогическую практику. Педагогическая практика студентов может проходить как в школах производственной подготовки при отделениях педагогической подготовки, так и в обычных школах. Учителя, имеющие диплом магистра, могут продолжить обучение на докторском уровне.

3.1.Система отбора на педагогическую профессию

Финляндия, наряду с Сингапуром, входит в число стран с наиболее эффективными процедурами отбора учителей.

Процесс отбора на педагогическую профессию включает ряд этапов.

Во-первых, отбор происходит в процессе собеседования с будущими педагогами во время сдачи вступительных экзаменов. Наряду с централизованным тестированием (аналог ЕГЭ), проводятся собеседования на пригодность к учительской профессии, творческие конкурсы, запрашиваются рекомендации и пр. Такие процедуры, с одной стороны, действительно позволяют отбирать в учителя лучших, а с другой стороны - создают ореол исключительности профессии учителя.

Во-вторых, соискатели с самыми высокими показателями допускаются к следующему раунду, где их тестируют на выявление коммуникативных навыков, готовность учиться, на наличие академических способностей и мотивации к учительской работе.

Третий раунд осуществляет работодатель. Раунд проводится в школе, где хочет работать соискатель, и включает собеседование, в режиме которого проверяется пригодность к профессиональной деятельности, коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость, гибкость и т. д.

Четвертый этап отбора. Даже выпускникам, прошедшим три уровня проверки, еще не гарантирована постоянная работа учителем. Сначала надо пройти полугодовой испытательный срок. После этого - работа почасовиком. Бывают случаи, когда на постоянную работу учитель трудоустраивается лет через десять. Столько приходится доказывать, что он именно тот, которого ждут школа и дети.

Такая жесткая процедура отбора компенсируется последующей достаточно стабильной профессиональной деятельностью школьного учителя, который пожизненно обеспечен ставкой и заработной платой: в Финляндии нет понятия аттестации и переаттестации, подтверждения квалификации, участия в профессиональных конкурсах; достаточно пройти ежегодное 3-5-дневное обучение на курсах повышения квалификации (как правило, при университетах) по интересному для педагога направлению.

Школьному учителю гарантирована высокая заработная плата, причем стартовая ставка достаточно высока, в то время как последующие повышения заработной платы невелики, по сравнению с другими странами ОЭСР: разница между начальной и максимальной учительской зарплатой составляет всего 18 %. Тем самым Финляндии удалось привлечь к учительской профессии сильные молодые кадры, так как для принятия решения стать учителем начальная заработная плата важнее, чем перспектива ее дальнейшего роста.

Важную роль играет привлекательность учительской профессии и тот статус, который она имеет в финском обществе. С одной стороны, это исторически высокое уважение населения к профессии учителя, с другой - высокий уровень образования и качество полученной подготовки. Заметим, что самый высокий конкурс при поступлении в Университет Восточной Финляндии (до 20 человек на место) на направления «педагогическое образование» и «медицина» [6].

Обычной практикой в ряде стран стала адресная подготовка учителей. Их готовят под запросы конкретной школы. Так Каспржак А.Г. [7], анализируя схему педагогического образования, принятую в Финляндии, выделяет несколько групп педагогов:

- учителя начальной ступени, которые преподают в 1-6 классах школы все предметы (похожая ситуация - в российской начальной школе) и которые могут работать также дошкольными педагогами;

- воспитатели дошкольных учреждений, которые могут работать в начальной школе или в детских садах дошкольными педагогами;

- учителя-предметники, которые преподают в 7-9 классах общеобразовательной школы, в старших классах гимназии, в системе

профессионального образования или образования взрослых один или несколько учебных предметов;

- педагоги-дефектологи;

- кураторы - консультанты.

Рассмотрим подробнее профессиональную подготовку трех последних групп педагогов, ссылаясь на исследования [10].

3.2. Система подготовки учителя средней школы

Учителей с квалификацией «специалист-предметник» готовят для работы со школьниками на этапе 7-9 года обязательного общего образования. Специалист-предметник ведет также образовательную деятельность в старших классах средней школы, и, в зависимости от уровня образования, в профессионально-технических училищах и в школах для взрослых.

Существует два способа получить квалификацию учителя средней школы. Большая часть студентов заканчивает высшее учебное заведение со степенью магистра по определенному предмету, и уже после получения диплома часть студентов обращается с просьбой принять их на курсы педагогической подготовки. Однако многие изначально поступают на программу педагогического обучения, приобретая параллельно и знания по предмету. По мнению специалистов, вариант прямого выбора педагогического образования более благоприятно влияет на развитие личности учителя, так как студенты, поступая в вуз, осознают, что они будут получать педагогическую профессию.

На факультетах студенты часто уделяют особое внимание двум предметам, которые они планируют преподавать в будущем. При этом, согласно учебным программам, изучаются углубленные курсы дисциплин по профилирующему предмету, а также базовые и промежуточные учебные курсы по второму предмету. Такую модель обучения чаще всего применяют при подготовке учителей родного языка и литературы, основывая весь процесс обучения исключительно на этих двух предметах.

Учебная программа делится следующим образом: 67 процентов - теории и 33 процента практики. Университеты раз в три года обновляют учебные программы подготовки учителей с учетом запросов времени, мнений работодателей, выпускников и преподавателей. В финском университете требование к студенту мягкое. Посещение лекций - дело добровольное. Но сдавать экзамены по курсу лекций студент обязан.

Главная цель учебы в университете - научить студента самостоятельно заниматься исследованиями, чтобы он и в школе постоянно искал новые методы преподавания. С этой целью в университете будущий учитель пишет серьезную научную работу на основе своих наблюдений, оценок чужих научных трудов, анализов статистических данных и своих собственных выводов. Учеба идет в тесной связи научной работы с практикой. И в этом сильная сторона системы подготовки учителей для финской общеобразовательной школы. Так называемая «клиническая» подготовка педагогов (the clinical model) - аналог ординатуры медицинского вуза, которая подразумевает интенсивную практику. Чтобы выстроить свой стиль преподавания, начинающему учителю нужно уже во время учебы активно практиковаться в школе. В большинстве университетов Финляндии, которые занимаются подготовкой учителей, есть своего рода «клиническая база» - школы для стажировки студентов.

3.3. Подготовка учителя специального (коррекционного) обучения

Кроме предметников и учителей начальной школы университеты начали готовить специальных учителей для работы с отстающими детьми и детьми с неадекватным поведением. Такая необходимость была вызвана тем, что каждый четвертый финский ученик не успевает усваивать программу.. С ними спецучителя работают индивидуально или в составе группы по 5-7 человек по 2-3 часа в неделю. Системе коррекционного обучения уделяется огромное внимание. Большинство учителей коррекционного обучения работают с детьми на протяжении 9 лет совместно с обычным учителем. Учителя коррекционного обучения могут работать как в отдельном, так и в одном кабинете с обычным учителем начальной и средней школы. Специалисты начальной школы обучают малые группы слабых школьников, которые были направлены советом школы на коррекционное обучение.

Для того, чтобы получить квалификацию «учитель коррекционного обучения», необходим диплом магистра в области специального (коррекционного) обучения отделения педагогической подготовки. Образование учителей данной квалификации включает определенные дисциплины, дающие им необходимые профессиональные навыки работы коррекционным педагогом, а также программу педагогического обучения. Студенты, планирующие в будущем получить профессию коррекционного педагога начальной школы, должны пройти дополнительный курс по всем предметам, включенным в учебную программу начальной школы. Довольно часто квалификацию учителя коррекционного обучения получают специалисты с дипломом в области начального образования.

Для работы коррекционным педагогом достаточно также иметь диплом магистра любого направления, а затем получить квалификацию учителя коррекционного обучения, окончив необходимую образовательную программу подготовки специалистов коррекционного обучения. Специалистам, работающим с умственно-отсталыми школьниками, необходимо иметь соответствующий диплом университета или политехнического института, дополняемый обучением, которое дает профессиональные навыки для работы с этой группой детей.

3.4. Подготовка кураторов - консультантов

Консультант обычно работает со школьниками в течение 9 лет обязательной общей школы, а куратор - преимущественно в старших классах средней школы, профессионально-технических училищах и политехнических институтах. Данные специалисты помогают учащимся и студентам правильно спланировать курс обучения, определиться с дальнейшим образованием, познакомиться с основными технологиями и изучить рынок труда. Для того, чтобы иметь ту или другую квалификацию, студенту необходимо получить диплом магистра гуманитарных наук, в частности - в области образования, или диплом магистра педагогических наук. Кроме того, для получения профессии куратора/консультанта можно иметь диплом магистра в любой области наук, но пройти при этом дополнительное обучение по программе подготовки учителей на указанную квалификацию.

ВЫВОДЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опыт подготовки современного учителя на примере Финляндии рассмотрен нами в контексте реформирования российской системы педагогического образования. Одним из основных направлений развития общего образования в Российской Федерации, как отмечается в «Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», является совершенствование учительского корпуса, повышение престижа профессии и главное - привлечение к учительской профессии молодых талантливых людей. В связи с этим, важнейшим уроком для российской системы педагогического образования является отношение к учителю и к его подготовке в финском обществе. Только при условии, когда учительская профессия будет востребована и поддержана высоким материальным и духовным статусом, можно будет ждать положительных сдвигов в нашем образовании. Главный аспект убедительности опыта Финляндии - это доказательство того, что позитивные изменения в сфере образования возможны лишь тогда, когда оно станет общенациональной ценностью и приоритетом.

Список литературы

1. Блинов В.М. Реформа профессионально-педагогической подготовки современного европейского учителя / В.М. Блинов // Интернет-журнал «Проблемы современного образования».—2012.—№ 4.— С.99-107 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pmedu.ru

2. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения / М. Барбер, М.Муршед. // Вопросы образования.—2009.— N° 4.— С. 7-60.

3. Володин ДА. Современное школьное образование в Финляндии: национальные реформы в Европейском контексте: Автореф...дисс. канд .пед.наук: 13.00.01 / Д.А Володин.—Тула, 2011.—46 с

4. Воробьев Н.Е., Бессарабова И.С. Особенности системы образования в Финляндии / Н.Е.Воробьев, И.С. Бессарабова // Педагогика.—2006.—N 2.—С. 112-117.

5. Лучшая система образования в Финляндии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.osvita.ua

6. Поздеева С.И., Румбешта Е.А. Опыт Финляндии в сфере образования / С.И. Поздеева, Е.А Румбешта //Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin).—^2011. —N 10 (112). — С.128-131.

7. Рост зарплат и карьерные перспективы привлекут будущих учителей /Экспертный сайт "Открытая экономика" - OPEC.ru vestnik.yspu.org/releases

8. Система образования Финляндии: успехи школьного обучения и «третья роль» университетов //Приложение «Обзор систем образования стран ОЭСР». — Центр ОЭСР - ВШЭ. — 2005. — С.8-12

9. Сорокина А. Школьное и дошкольное образование: мировой опыт и повышение квалификации учителей / А.Сорокина // Учительская газета.— 2013. — N 46. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.ug. ru/archive/

10. Система педагогического образования: краткая характеристика // Аккредитация в образовании.—2010.— N 12.[Электронный журнал ] - Режим доступа:: http://www.akvobr.ru

Shirshova I.A The training of the modern teachers: the experience of Finland in the field of teacher education / I.A Shirshova // Scientific Notes of Taurida National V. I. Vernadsky University. - Series: Issues of Secondary and Higher School Education. - 2014. - Vol. 27(66), No. 4. - P. 26-35.

The article is devoted to the generalization of the experience of professional training of the modern teacher in Finland. The author disclosed the components of the new European system of teacher education. The characteristic national features of the reform of the Finnish system of teacher education. The described system selection for a teaching career. Characterized by training different groups of teachers: teachers with qualification "specialist subject", teachers of special (correctional) education and curator - adviser. Keywords: teacher education, the system of the European teacher education, the system of selection of future teachers.

Поступила в редакцию 21.10.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.